Модератор форума: Sokol, Рашид56, Шайтан  
Про атеизм и веру (продолжение)
nikolay_hudyakov97Дата: Пятница, 04 Августа 2017, 20.43.32 | Сообщение # 811
Группа: Поиск
Сообщений: 2399
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Поэтому и непонятен твой атеизм. И скорее это не атеизм а обычное желание зацепить тех , кто понимает больше тебя в вере и принимает её, что тебе не дано.

Гражданин начальник, огласите весь список," кто понимает больше тебя в вере и принимает её, что тебе не дано." и заодно поделитесь с нами собственным пониманием необходимости веры для разумного человека или хотя бы
точку зрения Канта которая надо пологать Вам известна.Если я увижу хоть малейшее сходство ваших позиций,я без сожаления отрекусь от своих убеждений и лёгкой душой буду "дуть в Вашу с Галиной дуду, теперь уже в третьем раунде битвы за веру!
 
СаняДата: Пятница, 04 Августа 2017, 20.54.04 | Сообщение # 812
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата nikolay_hudyakov97 ()
Гражданин начальник, огласите весь список," кто понимает больше тебя в вере и принимает её, что тебе не дано." и заодно поделитесь с нами собственным пониманием необходимости веры для разумного человека или хотя бы
точку зрения Канта которая надо пологать Вам известна.Если я увижу хоть малейшее сходство ваших позиций,я без сожаления отрекусь от своих убеждений и лёгкой душой буду "дуть в Вашу с Галиной дуду, теперь уже в третьем раунде битвы за веру!


Я ничего в вере не понимаю и не утверждал про себя никогда такого, ибо сам являюсь атеистом. :)
Только имею свою точку зрения и свое мнение по некоторым животрепещущим вопросам и порой отличное от позиции власти , церкви и общественного мнения.

Но пишу на русском языке второй раз за вечер, что любой, кто в темах православия оскорбит чувства верующих, их символы веры, их святых, их святыни и тем более Бога, мной, как модератором темы будет подвергнуты санкциям мгновенно и без предупреждений.
Желаю всем приятного общения и разнообразных мирных обсуждений в поисках истины!


Qui quaerit, reperit
 
ФадланДата: Пятница, 04 Августа 2017, 20.58.21 | Сообщение # 813
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Фадлан,
Цитата nikolay_hudyakov97 ()
Гражданин начальник, огласите весь список," кто понимает больше тебя в вере и принимает её, что тебе не дано." и заодно поделитесь с нами собственным пониманием необходимости веры для разумного человека или хотя бы
точку зрения Канта которая надо пологать Вам известна.Если я увижу хоть малейшее сходство ваших позиций,я без сожаления отрекусь от своих убеждений и лёгкой душой буду "дуть в Вашу с Галиной дуду, теперь уже в третьем раунде битвы за веру!


Санек, причем тут Фадлан?! Он сидит в старых, заплатанных валенках на завалинке своей покосившейся от ветхости избы и никого не трогает, никого не задирает! Вы что - то напутали!...


Василий Иванович Колотуша
 
СаняДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.01.48 | Сообщение # 814
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
н сидит в старых, заплатанных валенках на завалинке своей покосившейся от ветхости избы и никого не трогает, никого не задирает! Вы что - то напутали!

Это же не Вам лично адресовано. Опечатку устранил.
Второй пары валенок случаем нет у Вас? А то мои моль сьела лет десять назад. :)


Qui quaerit, reperit
 
ФадланДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.06.03 | Сообщение # 815
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Аа!... Теперь дошло! Как пел наш великий Бард, "Но был донос и был навет!"!...
И опять же ясно - из за моих комментариев к подвижничеству ...
Ну, ясно - того самого... Который ходит во власянице и питается акридами...


Василий Иванович Колотуша
 
ГеннадийДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.08.29 | Сообщение # 816
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
ибо сам являюсь атеистом.

Осталось только Галину обратить в нашу атеистическую веру, и тему можно закрыть, как хлам.


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ГеннадийДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.10.39 | Сообщение # 817
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
пишу на русском языке второй раз за вечер, что любой, кто в темах православия оскорбит чувства верующих, их символы веры, их святых, их святыни и тем более Бога, мной, как модератором темы будет подвергнуты санкциям мгновенно и без предупреждений

А это совсем не по-христиански! Окстись!


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ГеннадийДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.13.53 | Сообщение # 818
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Второй пары валенок случаем нет у Вас? А то мои моль сьела лет десять назад.

Как говорится, "вбогамать"! Приезжайте ко мне зимой! Валенок хватит. И снега после бани. Заодно книгу Василия Ивановича "обсудим".


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ФадланДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.15.41 | Сообщение # 819
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Госдуму назвали ненужным органом власти 30% россиян

4 августа 2017, 21:16

Государственную думу считают необходимым органом власти 61% россиян, 30% уверены, что без нее можно обойтись, следует из опроса фонда «Общественное мнение».

Только 26% россиян внимательно относятся к информации о работе депутатов. 11% опрошенных уверены, что новый созыв Госдумы стал работать лучше, 9% считают, что работа ухудшилась. При этом 45% разницы не заметили, а 36% затруднились ответить на вопрос, передает «Интерфакс».

Вопрос к нашим, "сайтовским" экспертам: каков вклад лично госпожи Поклонской в такое падение уровня уважения народа России к Государственной Думе?


Василий Иванович Колотуша
 
ГеннадийДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.17.06 | Сообщение # 820
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
причем тут Фадлан?! Он сидит в старых, заплатанных валенках на завалинке своей покосившейся от ветхости избы и никого не трогает,

Новые байки "старого толмача"?Сидишь, верно, с ликером с Тонопляниками. :D


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
СаняДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.18.39 | Сообщение # 821
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
каков вклад лично госпожи Поклонской в такое падение уровня уважения народа России к Государственной Думе?

Так выросла же цифра доверия, были вообще нули по доверию. :p


Qui quaerit, reperit
 
ГеннадийДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.19.57 | Сообщение # 822
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
Вопрос к нашим, "сайтовским" экспертам: каков вклад лично госпожи Поклонской в такое падение уровня уважения народа России к Государственной Думе?

Её, МашНяш, знают только японцы. Ну... и хохлы (к тебе это не относится) с Крещатика, где она дефилировала.


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
СаняДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.21.52 | Сообщение # 823
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Геннадий_ ()
Как говорится, "вбогамать"! Приезжайте ко мне зимой! Валенок хватит. И снега после бани. Заодно книгу Василия Ивановича "обсудим".


Как Исаакиевский собор передадут верующим, сразу на поезд билет куплю!


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.28.35 | Сообщение # 824
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
В РПЦ обвинили СМИ в искажении смысла слов митрополита Варсонофия

В Санкт-Петербургской митрополии Русской православной церкви считают, что опубликованные в ряде СМИ слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия "о чуде, которое помогло достроить стадион в Петербурге", искажены, сообщили РИА Новости в секторе коммуникаций митрополии.

В пятницу в ходе визита в Саранск митрополит Варсонофий ознакомился с ходом работ по возведению одного из футбольных полей будущего чемпионата мира 2018 года. Владыка отметил, что нужно выполнять все работы качественно.

"Я был свидетелем того, как строили стадион в Санкт-Петербурге. Подрядчики приходят, что-то делают, у них все разваливается – уходят… А время-то идет. В итоге до того дотянули, что пришлось даже молебны служить на стадионе, призывать на помощь небесные силы. И с Божьей помощью это строительство все-таки завершили", — сказал иерарх.

Митрополит Варсонофий выразил надежду, что качественное строительство стадиона в Мордовии порадует миллионы футбольных болельщиков к чемпионату мира 2018 года.

Ряд изданий в заголовках посвященных этому материалов написали, что завершение строительства стадиона "в РПЦ сочли Божьим чудом".

"Сектор коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии призывает коллег-журналистов быть корректнее в составлении заголовков и в формулировании новостей", — сказала РИА Новости руководитель сектора коммуникаций Наталья Родоманова.

Новый стадион на Крестовском острове начали строить для футбольного клуба "Зенит" в 2007 году, но в связи с заявкой на проведение чемпионата мира проект отправляли на доработку, чтобы арена полностью соответствовала требованиям ФИФА. Госстройнадзор Санкт-Петербурга 29 декабря 2016 года выдал разрешение на ввод стадиона в эксплуатацию. В конце января сообщалось, что сметная стоимость строительства стадиона составляет 41,712 миллиарда рублей.

https://ria.ru/religion/20170804/1499781024.html


Qui quaerit, reperit
 
ФадланДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.31.14 | Сообщение # 825
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Цитата Геннадий_ ()
Новые байки "старого толмача"?Сидишь, верно, с ликером с Тонопляниками.


Увы! Сижу в обнимку со своим облезлым котом - кормильцем. Ты ведь знаешь, что я, "дедок", уже не добытчик. Так что живу за счет кота: что за ночь он поймает, тем на следующий день и питаемся...

А уж приблудившийся к нам ежик подъедает то, что остается... :)


Василий Иванович Колотуша
 
СаняДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.32.32 | Сообщение # 826
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
Сижу в обнимку со своим облезлым котом

А кот от чего облез?


Qui quaerit, reperit
 
ФадланДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.36.49 | Сообщение # 827
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
А кот от чего облез?


Так жратву же мы делим не по братски, а по справедливости. То есть, кто побольше - тому и долю большую. Вот он и облез с голодухи... :)


Василий Иванович Колотуша
 
NestorДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.48.33 | Сообщение # 828
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Как Исаакиевский собор передадут верующим, сразу на поезд билет куплю!

Какие верующие, какая передача? ЗАО МП РПЦ - одно, верующие абсолютно другое, не являются юрлицом. Заявления о передаче собора на свой баланс в органы власти юрлицо МП РПЦ не направляла и не собирается вообще подавать. Заявление было подано тремя частными лицами, объявившими себя верующими.
С таким же успехом мог поступить лично я с парой моих приятелей, если это нам позволяла моя совесть и мы были бы уверены в получении положительной реакции властей.


Будьте здоровы!
 
ФадланДата: Пятница, 04 Августа 2017, 21.50.42 | Сообщение # 829
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Ну что, на сон грядущий спросим: А молилась ли ты на ночь, Матильда?"

Почему Поклонская не бросается на Мавзолей

Жертвам французской революции посвящается


Ехал я тут недавно в сторону Мавзолея Ленина по Ленинскому проспекту мимо улиц Марии Ульяновой (сестры Ленина), Крупской (жены Ленина), Дмитрия Ульянова (брата Ленина) и памятника собственно Ленину у станции метро «Октябрьская», названной в честь месяца, когда Ленин устроил госпереворот (по другой версии — революцию). И слушал радиопередачу о молитвенном стоянии оскорбленных верующих против кино о Матильде Кшесинской, венценосного ухажера которой и порешил этот Ильич, чей памятник как раз торчал по ходу моего движения по центральному проспекту его имени мимо улиц имени всего его несвятого семейства… И ни одного, блин, даже переулка Николая Свят Второго…

По радио тем временем, отчитавшись о стоянии, сообщили, что в очередной раз возбудилась и очередная группа каких-то депутатов — нет, не Мавзолей громить, а мочить в помощь Поклонской уже замоченного и в хвост и в гриву режиссера ненавистной фильмы. Конечно! Папа Зю показал бы им — Мавзолей. Порвал бы в клочья… А они же хоть и принципиальные, просветленные духовными скрепами, но шкурный нюх явно не теряют.

И тут, будто в облачном храме, явилось мне чудотворное видение: американский Конгресс (что-то типа нашей Думы), отложив всякие там свои ужасные санкции-шманции, козни своему же ненавистному президенту, здравоохранение любимых граждан, налоги, субсидии, процентные ставки, заботы о процветании своей Америки и прочую дребедень, занялся наконец серьезным делом — критическим разбором фильма «Страсти Христовы». Для чего же еще должен существовать Конгресс (как и Дума)?!

Как наяву представилась конгрессвумен Максин Уотерс (та самая, черненькая, которую попутали гэбэшные пранкеры Вован и Лексус), добропорядочная, кстати, прихожанка, закатывающая взбучку режиссеру Мелу Гибсону и тычущая ему в нос настроченные под копирку «тысячи писем» оскорбленных граждан, включая мусульман Дагестана — то есть, тьфу ты, Иерусалима, конечно, где Иисуса, о котором кино г-на Гибсона, распинали… Под этот шумок из всех театров, где еще осталась, изгоняется и закрывается давняя рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Прокурорские проверки одна за другой парализуют Голливудский холм, полицейские шлют повестки на изъятие сценариев по запросу экспертных советов, созданных все той же добропорядочной прихожанкой г-жой Уотерс… И, главное, вся страна — все великие и набожные Соединенные Штаты — клокочет и негодует в порыве возмущения, негодования и молитвенных стояний…

Видение мое, впрочем, быстро улетучилось, поскольку пробка из-за перманентного благоустройства города заставила внимательней вглядеться на дорогу, ведущую к Мавзолею. Но подумалось: не тем, однако, занимаются эти пиндосы в своем Конгрессе…

Как, собственно, и эти лягушатники — французы, мимо посольства которых после памятника Ленину я медленно проплывал в благоустроечной пробке. У них-то! Робеспьер приказал, понимаешь, обезглавить королевское семейство, а они даже не пошевелились возвести Людовика XVI в ранг святых, а его палачу и по совместительству вождю Великой французской революции не забабахали мавзолей напротив собора Парижской Богоматери. Какая бы была красота!

Наоборот — они этому Робеспьеру тоже отрубили голову и даже не назвали, как у нас каждую кочку — Ленинской, в его честь ни одной улицы, площади, заставы, ни одного города, селения, полустанка, вокзала, проспекта, переулка, закоулка и даже совхоза! Совсем с ума сошли…

И при этом как дети радуются ведь каждое 14 июля, день взятия Бастилии, пьют вино, поют песни, проводят парады и запускают салюты… А еще снимают забористые байопики про эти времена — и кровавые, и драматические, и романтические, и фантазийные, и веселые, и местами даже распутные. С постельными, ужас-ужас, сценами… Потому как считают, что свобода — это когда и с мироточащим бюстом можно не только бродить по психлечебнице, а и на улице безнаказанно пугать людей, но при этом и порно про королей и королев смотреть под хруст попкорна в любом кинотеатре, а не так, чтобы свобода оскорбляться у одних подавляла все живое вокруг и свободу других…

И уже подъезжая по Охотному Ряду к Думе, откуда открывается перспектива на Мавзолей, окончательно понял: нет на них, этих загнивающих пиндолягушатников, своих Поклонской, попов и депутатов… Несчастные!

P. S. Настрочил вот каких-то хэштегов: #нашараша24 #наташка_поклонская #матильда_кшесинская #цесаревич_балерину_шпок #папа_зю_вам_покажет #мироточащие_бюсты #ленинские_места #говорит_и_показывает_кремль #сталина_на_вас_нет #гулаг_форева #красный_проект #святая_русь — и все это #палата_номер_6

Артур Гаспарян

http://www.mk.ru/social....ey.html


Василий Иванович Колотуша
 
NestorДата: Пятница, 04 Августа 2017, 22.27.14 | Сообщение # 830
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
О влиянии критической философии Канта на мировоззрение Льва Толстого

В наше постмодернистское время полчища псевдоученых выдают прорву всякой псевдонаучной ахинеи, которую не следует принимать всерьез.


Будьте здоровы!

Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 04 Августа 2017, 22.29.03
 
ГеннадийДата: Пятница, 04 Августа 2017, 22.30.59 | Сообщение # 831
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Цитата Геннадий_ ()
Как говорится, "вбогамать"! Приезжайте ко мне зимой! Валенок хватит. И снега после бани. Заодно книгу Василия Ивановича "обсудим".

Как Исаакиевский собор передадут верующим, сразу на поезд билет куплю!

Ды... Долгонько тебя придется ждать.


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
СаняДата: Пятница, 04 Августа 2017, 22.32.13 | Сообщение # 832
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Nestor,
Назовите нам трактат по Толстому серьезного ученого из любого времени, которому Вы доверяете, мы почитаем.


Qui quaerit, reperit
 
ГеннадийДата: Пятница, 04 Августа 2017, 22.37.08 | Сообщение # 833
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
Цитата Саня ()
А кот от чего облез?

Так жратву же мы делим не по братски, а по справедливости. То есть, кто побольше - тому и долю большую. Вот он и облез с голодухи...

Умора на вас! У меня семь (7) приблудных кошек и котов. От одной матки. Всех кормлю второй год. По... хотел написать по-христиански! А нет! по-атеистически. Ну, 100 рэ в день меня не разорят. Не хочу, чтоб котята были облезлые. Сальцо даю, сливки прокисшие.


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ФадланДата: Суббота, 05 Августа 2017, 06.53.46 | Сообщение # 834
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Так ты молодой, полный сил! Можно сказать, мужчина в самом соку! Я же...

Как говорится, старость - не в радость, да пришибить некому...
Хотя, вспомнил, желающие есть. Правда, они живут далеко, в другом государстве... :)


Василий Иванович Колотуша
 
Галина_Дата: Суббота, 05 Августа 2017, 09.27.35 | Сообщение # 835
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
Фадлан,
Василий Иванович, на счёт "дедка", я явно перегнула в запальчивости, простите меня, пожалуйста. :)
"Мои года - моё богатство"


Dum spiro, spero
 
ЕдиномышленникДата: Суббота, 05 Августа 2017, 09.39.16 | Сообщение # 836
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 5637
Статус: Отсутствует
Цитата Валентин ()
Вы так цитируете (чисто технически) моё сообщение, что невольно кажется со стороны,
что весь маразм, с Вашей т.з. приписывается лично мне.


Принимаю упрек.
Извините, буду обязательно это учитывать.

Подумала, кто прочитал статью, тот в теме ЧЕЙ маразм.
А статья хорошая, многое раскрывает.


ОЛЬГА
 
ЕдиномышленникДата: Суббота, 05 Августа 2017, 10.08.13 | Сообщение # 837
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 5637
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Граждане атеисты-толстовцы, читайте Толстого и думайте побольше, за что его отлучили от церкви.


Вы удивитесь, но Толстого надо читать по другим причинам.

Цитата Саня ()
Почему так плачевно закончился для Толстого поиск смысла жизни?


Плачевно - это только для церковников, потому что в понятие РУССКИЙ МИР Толстой вошел навсегда.

Цитата Саня ()
мол народ поддержал революцию, так как устал от власти царя.


Нет, конечно, народу нравилось быть необразованным, горбатиться на помещика, а еще воевать из-за задетого самолюбия и амбиций царя.
Из Вашего ответа следует, что Вы не видите разницы как жили крестьяне и рабочие и то как жили фабриканты и помещики?
Да уж...

А жили, действительно при лучинах. Кстати вот это Вы точно подметили:
Цитата Саня ()
А мне видятся крестьяне страны в глухих деревнях у радиостанций запитанных от лучин и радостно поддерживающих…


Вопрос в тему:
А от чего запитались пару тысяч лет назад "глобально испорченные" дикие народы по всему миру, узнавшие Благую весть со всеми подробностями?
Как вам видится?

Так что возвращаю Вам:

Цитата Саня ()
Полная чушь,


Вы сами то не запутались в себе, (когда характеризовали Г.Ю.)

Цитата Саня ()
Это не атеист. Это заблудший и ничего не ищущий,


А Толстой как раз и искал, философ Вы наш.


ОЛЬГА
 
СаняДата: Суббота, 05 Августа 2017, 10.22.27 | Сообщение # 838
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Единомышленник,

Цитата Единомышленник ()
А Толстой как раз и искал, философ Вы наш.


Чем подтвердите, как Нестор, не скажет, дайте ссылку на исследование какого нибудь ученого автора, вами уважаемого.
Иначе посчитаю пустой балалаишницей, ищущей повод для очередной склоки в теме, с переходами на личности, вместо достойных представлений доказательств своим доводам.


Qui quaerit, reperit
 
ФадланДата: Суббота, 05 Августа 2017, 10.39.28 | Сообщение # 839
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Цитата Галина ()
Фадлан,
Василий Иванович, на счёт "дедка", я явно перегнула в запальчивости, простите меня, пожалуйста.
"Мои года - моё богатство"


Принимается!
Считаем эпизод забытым! :)


Василий Иванович Колотуша
 
СаняДата: Суббота, 05 Августа 2017, 10.42.28 | Сообщение # 840
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Из сборника "Мировая духовная культура"

Религиозно-философские взгляды Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой не был философом, богословом в полном смысле слова. И сначала я не собирался посвящать целую встречу его религиозно-философским воззрениям. Но все-таки я вижу, что это необходимо. И сегодня мы остановимся на нем в нашем интересном и непростом путешествии по области, долгое время скрываемой от людей, интересующихся русской религиозной мыслью.

Когда мы говорим о Толстом, то прежде всего имеем в виду писателя, автора романов, повестей, но забываем о том, что он также и мыслитель. Можно ли назвать его крупным мыслителем? Он был крупный человек, он был великий человек. И даже если мы не можем принять его философию, почти каждый из нас благодарен ему за какие-то радостные мгновения, нами испытанные, когда мы читали его повести, его художественные произведения. Мало находится людей, которые вообще бы не любили его творчества. В разные эпохи нашей собственной жизни Толстой вдруг открывается нам с каких-то новых, неожиданных сторон.

Если это так, то имеем ли мы право рассуждать, как рассуждают некоторые люди: Толстой был гений литературы, а то, что он писал что-то скучное по философии и религии, — это лучше не затрагивать, и хорошо, что это никогда не включают в собрания сочинений, кроме академического? (А академическое — это малодоступное грандиозное 90-томное собрание, с которым работают в основном специалисты-литературоведы и историки.) Поэтому неудивительно, что на протяжении всего времени, прошедшего после смерти Льва Николаевича, особенно в советский период, мало кто серьезно обращал внимание на эту сторону его творческой деятельности.

Но, друзья мои, это великая неблагодарность! Я говорю вам это совершенно искренне. Являясь православным священником, членом той Церкви, которая издала определение, отлучающее Толстого от Церкви, я тем не менее подчеркиваю, что это вовсе не означает, что мы должны быть несправедливы к этому человеку и перечеркнуть то, что волновало этого ушедшего из жизни гиганта, может быть, гораздо больше, чем его художественные произведения. Это была его внутренняя жизнь, это было то, что мучило и восторгало его на протяжении всей его долгой жизни.

Те немногие из вас, кто, возможно, читал его дневники, легко могли убедиться, как рано Толстой начал анализировать свои поступки, как рано он стал задумываться над смыслом жизни, как думал о смерти, об этических свойствах человеческого бытия и человеческого общества. И оказывается, он не просто писатель, а действительно некая синтетическая могучая личность.

Около 90 лет тому назад Дмитрий Сергеевич Мережковский написал книгу «Лев Толстой и Достоевский». Он хотел представить Толстого (и справедливо) как полнокровного гиганта, как человека-скалу, как некоего великого язычника; а Достоевского — только как христианина, как фанатичного, одухотворенного, спиритуального проповедника духа. Ясновидец духа и ясновидец плоти — любимая антитеза Дмитрия Сергеевича Мережковского. Какое-то зерно истины в этом есть. Обычно мы говорим: скорбные глаза Достоевского, мучительная муза Достоевского, мучительный гений Достоевского, страдальческая жизнь. А Толстой — полноводный и полнокровный.

Это ошибка, друзья мои, ошибка наша, как детей, равнодушных к страданиям отцов. Ибо Лев Николаевич Толстой был человеком не менее трагичным, чем Достоевский. И я вам прямо скажу — более трагичным, намного более трагичным. И современники, и многие потомки это просмотрели. Я не буду вдаваться в детали. Но вы задумайтесь над тем, что человек, создавший одну из величайших русских национальных эпопей — «Войну и мир», — выступал против патриотизма. Человек, который написал страстные, бессмертные строки о любви (и в старости писал: вспомните «Воскресение», момент встречи Нехлюдова и Кати, когда они еще молоды; это пишет старик и как пишет!), этот человек, описавший любовь в ее разных оттенках и аспектах (любовь-восхищение, любовь-страсть), вообще считал брак каким-то недоразумением и в «Крейцеровой сонате» перечеркнул его.

Человек, который большую часть жизни был проповедником евангельской этики, а последние 30 лет жизни посвятил проповеди христианского учения (как он его понимал), оказался в конфликте с христианской Церковью и в конечном счете был отлучен от нее. Человек, который проповедовал непротивление, был воинствующим борцом, который с ожесточением Степана Разина или Пугачева набросился на всю культуру, разнося ее в пух и прах. Человек, который стоит в культуре как феномен (его можно сравнить только с Гёте, если брать Западную Европу), универсальный гений, который за что бы ни брался — пьесы ли, публицистика ли, романы или повести — всюду эта мощь! И этот человек высмеивал искусство, зачеркивал его и в конце концов выступил против своего собрата Шекспира, считая, что Шекспир зря писал свои произведения. Лев Толстой — величайшее явление культуры — был и величайшим врагом культуры.

И наконец, давайте подумаем о его личной судьбе. Вспомним Достоевского: фигура трагическая, в молодости приговорен к расстрелу, тяжелая судьба. Но у него была любовь и гармония с Анной Григорьевной. И хотя жил он трудно, но так, как это соответствовало его духу, мысли, стилю его жизни. А Толстой годами терзался тем, что стиль его жизни противоположен тому, что он проповедует, годами восставал против этого — и вынужден был терпеть до конца дней, можно сказать, до своего побега и смертного часа. Человек, который убежал из дома, — фигура, безусловно, глубоко трагическая. И это лишь немногое из того, что можно было бы назвать. И именно поэтому мы с вами должны с уважением и бережностью подходить к тому, что терзало и мучило Толстого, что превращало его жизнь в трагедию, в драму.

Теперь поставим вопрос о его религиозно-философских воззрениях. Толстой писал, очень часто повторяя это в разных вещах: «Я только в детстве имел традиционную веру, а с 14 лет я полностью от нее отошел и жил в пустоте, как все мои современники». Конечно, не надо принимать эти слова буквально. Вера у него была. Но это была вера туманная, расплывчатая, типа деизма. Вы знаете, наверное, что вместо креста молодой Толстой носил портрет Жан-Жака Руссо. И это не случайно.

Жан Жак Руссо — великая, огромная историческая фигура европейского и общечеловеческого масштаба. Он поставил перед людьми вопрос, который до сих пор не снят (хотя Руссо, вероятно, и не был до конца прав), — вопрос о том, не является ли цивилизация нашим врагом? Не является ли путь назад, к простоте жизни, единственным спасением человечества? Жан Жак Руссо говорил об этом в XVIII в., когда не было ни атомных электростанций, ни отравленных рек, ни той уродливой скученности городов, которая сейчас превращает столицы мира в какой-то немыслимый человекоубийственный муравейник. Но уже тогда Руссо, как у нас принято писать в учебниках, гениально предвидел всю эту абракадабру XX в. И Толстой это чувствовал, чувствовал всеми фибрами своей души и впитал это не только из французской традиции (которая была ему родной, он был европейцем по образованию), но и из русской традиции.

Вспомните, в чем драма «Цыган» Пушкина. Это тот же вопрос руссоизма. Но Пушкин его решил мудро и по-другому, потому что колоссальный инстинкт этого суперчеловека позволил ему открыть перед нами истину: никуда человек от себя не убежит, ни в какие таборы, ни в какие леса. Пушкин на своем Алеко и проделал этот эксперимент — побег от цивилизации. А от греха не убежишь! Грех уйдет с тобой и в дикость.

Но Толстой (впрочем, как и многие другие писатели) все-таки не мог расстаться с этой мечтой. Она была и будет мечтой человечества, пусть на пятьдесят процентов иллюзорной. Когда она появилась? Три тысячи лет назад. Еще в древности китайские философы говорили, что пора бросить все искусственное и перейти на естественное. Уже античные киники (это не циники, это теперь мы их так называем), киники-философы жили под девизом: «назад, к природе» — и ходили в чем попало, думая, что тем самым они приближаются к природной жизни. А шутники производили название «киники» от слова «кинос» — собака, потому что те вели собачий образ жизни. И до сих пор мы с вами, когда вырываемся из города, невольно испытываем чувство облегчения, и ностальгия по природе у нас существует. Но руссоизм это не решение. Для Толстого же это было решением.

«Казаки». Я не буду напоминать сюжет, вы читали и наверняка помните эту вещь. Кто такой Оленин? Это тот же Лев Николаевич, молодой офицер. Куда он стремится? Вернуться к природе, слиться с ней. Марьяна для него — это образ Матери-Природы, Земли. Вернуться к этому небу, к этим виноградникам, к этим горам, к диким животным, за которыми охотится дядя Ерошка, такой же дикий, как и кабаны, которые шастают по зарослям, и к этим горцам, которые стреляют... Куда-то исчезли нравственные нормы, а нравственностью становится закон природы. А потом вдруг выясняется для Оленина, что все это была иллюзия, что не может он назад, не может. И ему горько, стыдно, жалко. Оленин жалеет, как, вероятно, жалел и Лев Толстой, что пути назад нет, что движение здесь одностороннее.

И вот тогда, задолго до своего духовного кризиса, Лев Толстой начинает искать выход. Он ищет его в труде, в семье, в том, что мы называем счастьем. Но вспомните его тоже раннюю вещь — «Семейное счастье». Мыльный пузырь. Это мрачная вещь. Он воспевает, как настоящий художник, самое дорогое, священное, а потом все куда-то расплывается, и он хоронит это.

И в «Войне и мире», увлеченный великой бессмертной картиной движения истории, Толстой выступает не как человек без веры. Он верит — в фатум. Он верит в какую-то таинственную силу, которая неуклонно ведет людей туда, куда они не хотят. Древние стоики говорили: «Судьба ведет согласного. Противящегося судьба тащит». Вот эта судьба действует в его произведениях. Как бы мы ни любили «Войну и мир» (я очень люблю эту вещь, перечитывал ее, естественно, десятки раз), но меня всегда удивляло, как Толстой, такая великая личность, не чувствовал значения личности в истории. Для него Наполеон только пешка, и масса людей, в основном, действует, как муравьи, которые движутся по неким таинственным законам. И когда Толстой пытается объяснить эти законы, я думаю, вы все согласитесь, его отступления, исторические вставки, кажутся намного слабее, чем сама полнокровная, мощная, многогранная картина совершающихся событий — на поле брани, или в салоне фрейлины, или в комнате, где сидит один из героев.

Какая там еще вера, кроме таинственного рока. Вера, что возможно слиться с природой, опять оленинская мечта. Вспомните князя Андрея, как он внутренне беседует с дубом. Что такое этот дуб, просто старое знакомое дерево? Нет, это одновременно и символ, символ вечной природы, к которой стремится душа героя. Поиски Пьера Безухова. Тоже все бессмысленно... Разумеется, никому из героев Толстого и в голову не приходит найти по-настоящему христианский путь. Почему это так? Потому что лучшие люди ХIХ в., после катастроф века XVIII, оказались так или иначе отрезаны от великой христианской традиции. От этого трагическим образом пострадали и Церковь, и общество. Последствия этого раскола пришли в XX в. — как грозное событие, едва не разрушившее всю цивилизацию нашей страны.

А где же ищет выход Пьер Безухов? Он идет в масоны. Их обряды (вы помните — завязывание глаз и всякие словеса) — что это было? Попытка имитировать Церковь. Общий кризис христианской Церкви в XVII—XVIII вв. привел к довольно разрозненным, правда, но повсеместным попыткам создать имитацию Церкви на основании простейших догматов: Бог, душа, бессмертие. То есть догматы деизма, который отрицает и Откровение, и Боговоплощение, и личность Иисуса Христа как Откровение Бога на земле, а представляет Его только как учителя и пророка.

Деизм распространился с необычайной силой, и мы знаем, что выдающиеся люди XVIII и начала ХIХ в. примыкали к этим идеям; масонами были и Моцарт, и Лессинг, в России Новиков, Баженов и многие другие. И герои Толстого также. Не в Церкви он ищет, а в псевдоцеркви, которая вместо священных почти двухтысячелетних символов христианства проходит через систему этих придуманных интеллектуалами доморощенных символов и обрядов. И, конечно, все это ему очень быстро опостылело, как и Пушкину, который тоже начал с масонства и тоже принял обряды, а потом все это отбросил, как и Карамзин.

Затем — «Анна Каренина». Опять трагедия. Я думаю, что те из вас, кто читал Толстого поглубже, знают, что он хотел изобличить нравственное падение Анны и показать, как этот рок, судьба, этот таинственный Бог, который царит над всем, как Он расправился с грешницей. И поэтому Лев Толстой начал свой роман словами Писания, словами Божьими: «Мне отмщение, и Аз воздам». Эти слова означают призыв Божий к человеку не стремиться к мщению. Ведь до христианства мщение было святым долгом. И иногда этот «святой долг» истреблял целые племена, потому что, если убить одного, то его родные должны убить кого-то из рода убийцы, и так вендетта шла непрерывно, пока иные деревни не становились пустыми, особенно в горах. Так вот, Бог говорит через своего пророка: «Мне отмщение, Я воздаю». Но Толстой истолковал эти слова по-другому: судьба, то есть Бог, мстит человеку за грех, наказывает.

Толстой рисует историю женщины. И парадокс! Кто из нас не сочувствовал Анне?! Автор невольно оказался на ее стороне, а не на стороне, скажем, ее мужа, которого он старался описать объективно, и в какие-то моменты мы переживаем вместе с Карениным, особенно тогда, когда он пытается простить Анну — как он трогательно вдруг оговаривается: «Я так много пелестладар», — говорит он. Вот это косноязычие — у надменного сенатора, привыкшего чеканить каждое слово, вдруг показывает, что за его холодной внешностью бьется живое сердце. А все-таки симпатии читателя остаются всегда с бедной Анной! Ничего не вышло у Толстого. Логика, внутренняя логика жизни и героини, нить жизни вошла в соприкосновение и столкнулась с его замыслом.

И потом наступает кризис. Я хотел зачитать вам, как он пишет об этом кризисе, но — не буду. Вы все люди грамотные, сами прочитаете. Ему было тошно. Когда он был в Арзамасе (а это было время его расцвета), он почувствовал, что умирает. Это был ужас! Иные психиатры скажут, что у него был приступ острой депрессии. Так почему же он был? Откуда?

Иные люди говорят: Бога и веру человек открывает в себе в трудные минуты. Но пресловутое заявление, что «вера — для слабых», что только в неудачах люди приходят в Церковь, опровергается хотя бы вот этим примером. Я знаю таких примеров сотни, но этот пример достаточно яркий и убедительный. Когда Толстой стал искать, наконец, Бога и веру? Когда он стал знаменитым писателем, когда он был уже автором великих романов, которые гремели по всему миру. Когда у него была любимая жена, любящая семья, хор благодарных читателей. В конце концов, он был богатым человеком. Он все имел из того, что сегодня любому современному человеку кажется эталоном счастья. И вдруг в этот момент он остановился.

Об этом Толстой пишет с необычайной искренностью в первой своей религиозно-философской книге, которая называется «Исповедь». Эта книга впоследствии должна была послужить прологом к его тетралогии, то есть к четырехтомному сочинению, название которому Лев Николаевич так и не придумал; в тетралогию вошли «Исповедь» (как прелюдия), «Исследование догматического богословия», перевод и толкование четырех Евангелий, «В чем моя вера?» и, впоследствии, пятая, дополнительная книга, которая называется «Царство Божие внутри нас». Это главная религиозно-философская книга Толстого. Она суммирует его мировоззрение, показывает его в динамике, показывает, каким образом Толстой пришел к этим взглядам.

«Исповедь» — самая волнующая из этих книг. Я должен сразу признаться вам, что читать религиозно-философские произведения Толстого трудно. И не потому, друзья мои, что это возвышенная, усложненная, утонченная метафизика. И не потому, что это, как у Флоренского, текст, оснащенный какими-то своеобразными словами, обилием иноязычных вставок, ссылок, огромным аппаратом. А потому, что, как ни странно, это литература, обладающая безмерно меньшей силой, нежели художественные произведения Толстого. Уже тогда многие люди, которые объективно оценивали Толстого, обращали внимание на то, что тот крылатый, мощный дар настоящего орла, который парил над душами, судьбами, событиями и лицами, вдруг покидал Толстого, когда он пытался изложить свое учение. И не подумайте, что я говорю это пристрастно, что мне хочется унизить философские взгляды Толстого. Великого человека нельзя унизить. Но объективно надо говорить то, что есть. И правоту моих слов вы легко можете проверить сами, читая эти книги.

Сейчас готовится к печати томик Толстого, куда войдут именно эти произведения. Не отмахивайтесь, прочтите. Хотя бы часть. Я говорю это вам, не боясь посеять соблазны, потому что я верю, что у вас достаточно разума и критического чутья, чтобы понять и отделить мякину от настоящего зерна.

Иные мои христианские друзья и коллеги говорят: зачем это нужно было издавать? Мы читали его романы, а это пусть останется для литературоведов и историков. Так может говорить только тот, кто боится за истину, а за истину бояться не надо. Она сама себя будет отстаивать. И потом, не надоело ли нам цензурное отношение к литературе, мышлению, к искусству, культуре, религии? По-моему, мы сыты этим, у нас достаточно обкарнывали, достаточно искажали картину. Зачем же продолжать эту порочную практику! Вот он перед нами — великий человек. Это может нравиться, не нравиться, но он это создал, и если мы имеем к нему хоть каплю уважения, мы должны принимать все как есть, оценивать, вдумываться. Можно отвергнуть — и Толстой никогда бы не обиделся. Но цензурные ножницы — вот это и есть оскорбление гения, оскорбление человеческого достоинства вообще и унижение культуры.

Итак, наиболее удачная вещь — «Исповедь». Почему? Потому что Толстой не пускается там в длинные, отвлеченные, честно говоря, скучноватые рассуждения, а говорит о своей жизни. Он говорит о том, как она остановилась, что однажды он просто умер. Он говорит: вот, я буду иметь столько-то лошадей, у меня будет столько-то земли. А потом что? А что дальше? Ну, я буду самый знаменитый писатель, буду знаменит, как Мольер, как Шекспир. А зачем это? И вот этот страшный, леденящий душу вопрос — он его потряс до глубины, потому что это был вопрос справедливый.

В чем же смысл нашего существования? Вопрос этот надо ставить перед собой. У нас пытались его заглушать. Два-три поколения пронзительными фанфарами заглушали эти вечные вопросы. Но едва только эти фанфары перестали визжать так громко, как вопрос этот встает снова перед каждым. Зачем и почему? Потомки? Они тоже смертны. Будущее? Совершенно неизвестно, для кого оно. И потом, чем оно лучше настоящего? Зачем все это? Итак, на гребне успеха, в том периоде жизни и в том состоянии, которое древние греки называли «акмэ», то есть высший расцвет, цветение человеческого бытия, сравнительно молодой, не какой-нибудь чахленький, а здоровый человек, который скакал на коне, любил физическую работу, каждый день ходил, путешествовал, человек, охвативший всю культуру (ведь он говорил по-немецки так, что даже немцы не догадывались, что это иностранец); казалось, этот человек все имеет! И вдруг оказывается — ничего. Все лопнуло как мыльный пузырь. И жизнь остановилась, он сказал: «И я умер». И величайшая заслуга мыслителя, философа Толстого, что он поставил этот трагический вопрос перед нами во всей его остроте: к чему всё?

Как человек эрудированный, он стал искать в литературе, в истории человеческой мысли: может быть, там есть что-то? Он обращается к науке — оказывается, наука не в курсе дела. Наука не знает, зачем мы живем, наука имеет дело только с процессами, а процессы — это безразличная вещь, они текут в какую-то сторону и никакого смысла не могут дать, потому что сама по себе наука не знает такой категории как смысл.

Толстой обращается к философии, читает древних мудрецов. Но, конечно, читает очень избирательно — вы не забывайте, что это ведь Лев Толстой. Он ищет то, что ему нужно, и находит. Он открывает Библию, и открывает, конечно, на Экклесиасте, где сказано, что нет пользы человеку, который трудится под солнцем, род приходит и род уходит, а земля пребывает вовеки, и ветер кружится и возвращается на свое место, все реки текут в море, и море не переполняется; и все суета сует и погоня за ветром. Он открывает писания индийцев и слышит слова Будды, что все распадается: все то, что состоит из чего-то, разлагается. Мир проносится как мираж. Он обращается к новейшей философии, то есть к философии его столетия, ХIХ столетия и, конечно, открывает Артура Шопенгауэра — самого талантливого, я бы сказал, гениального писателя, абсолютного пессимиста, который в своих блестяще написанных книгах утверждает, что мир — это мусор и что чем скорее он кончится, тем лучше. И Толстой ограждает себя этой пессимистической философией. И на каждой странице он повторяет: «Я, Будда, Соломон и Шопенгауэр поняли, что все это бесполезно». «Я, Будда, Соломон и Шопенгауэр»... (Соломон — это легендарный автор Екклеcиаста.)

Наука не помогает. Философия говорит, что все бесполезно. Может быть, вера? А, может быть, все-таки есть смысл? Может быть, есть Бог, о котором всегда говорят все поколения? И вдруг, в то мгновение, когда Толстой уловил эту мысль в своем сердце, он вдруг явственно ощутил, что он живет снова! Жизнь снова вернулась в его душу, в его сознание... А потом он сказал себе: но ведь религия учит о таких нелепых вещах, и все это выражено так грубо, так странно. И, как только эта мысль возникла, он опять умер. Все стало пустым и холодным. И Толстой делает первый важнейший вывод: вера есть жизнь, без веры человек не живет.

Я сделал несколько выписок из его сочинений. Разумеется, я не буду вас утомлять этим, но некоторые слова очень важны. Я прочту выдержку из его юношеского дневника, чтобы вы поняли, как давно над ним витала эта мысль. За четверть века до исхода, до его духовного кризиса, когда была написана «Исповедь» и другие книги тетралогии, он в дневнике от 5 марта 1855 г. пишет: «Разговор о божественном и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. (Видите, а говорит, никакой веры не имел!) Мысль эта — основание новой религии, соответствующей развитию человечества: религии Христа, но очищенной от веры и таинственности; религии практической, не обещающей будущего блаженства, но дающей блаженство на земле».

Итак, «вера — это жизнь» — совершенно правильная аксиома. И второе — это стремление Толстого создать новую религию, которая бы соответствовала современному (то есть ХIХ в.) популярному мышлению, популярному рационализму, для которого рассудок — это высший судья во всех вещах. Тот рассудок, о котором Пастернак говорил, что он нужен не для познания истины, а чтобы нас не обсчитали в булочной, — этот рассудок для Толстого становится высшим арбитром.

Но как же быть все-таки с этой верой-рассудком? Как все это сочетать? И он делает эксперимент, вполне в его духе. Этот эксперимент не нов. Давайте вспомним Платона Каратаева. Когда я вспоминаю героев Толстого, мне стыдно за мое поколение, потому что все эти «образы» нам в школе так изгадили, что теперь, когда обращаешься к роману «Война и мир», начинаешь вспоминать унылые ряды парт и бубнящих учителей, которые трудились над тем, чтобы привить нам отвращение к русской художественной литературе и вообще ко всей культуре в целом.

Так вот, Платон Каратаев для Толстого — истинный мудрец; он в чем-то выше, чем Пьер и князь Андрей. Как же тут быть? Народ-то верит! (Народ, как его представлял себе граф Лев Николаевич — у него было свое представление о народе; он любил аристократию, как о том вспоминает Берс, брат его жены, и любил народ. Средних он не признавал: он не любил купцов, духовенство — все это были люди не его круга. Или аристократы, или народ. Такое огромное дитя.)

Толстой начинает честно проделывать следующий опыт. Он внешне приобщается к церковной вере (как теперь у нас иные неоправославные), начинает ходить в храм, хотя не понимает, что там делается; начинает соблюдать посты, говеть; ездит по монастырям, по церквам, беседует с архимандритами, епископами; побывал в Оптиной пустыни, беседовал со старцем Амвросием (ныне он уже причислен к лику святых), был достаточно раздражен на него, но все-таки не мог не признать, что этот больной старик дает больше утешения тысячам людей, которые к нему приходят, чем иные здоровые. Но очень скоро эта игра (я употребляю это слово, потому что невольно, по воспоминаниям современников, чувствуется, что это была игра, что Толстой хотел доказать, что все это лишнее, ненужное) окончилась ничем: Толстой отбрасывает церковную веру во имя разума. Что ж, он был философом-рационалистом в духе XVIII века? Да. Не XIX и не XX, а именно XVIII, с его наивнейшей верой во всеобъемлющую власть здравого смысла — в то, что здравый смысл может охватить всю Вселенную.

А могло ли тогдашнее богословие, религиозная философия удовлетворить интеллектуальную жажду Льва Николаевича? Могло. Уже прошел век Хомякова, Чаадаева, уже появились русские религиозные мыслители — первые ласточки. Толстой был современником Сергея Трубецкого, одного из крупнейших русских мыслителей. Но главное, он был хорошо знаком с Владимиром Соловьевым. Вот уж действительно рыцарь разума! Но разум не помешал ему быть христианином! Соловьев был универсальным ученым, поэтом, метафизиком, политологом, историком, экзегетом. И ему это нисколько не мешало.

И вот они встречаются. Опять я должен привести одну замечательную выписку. В присутствии одного очевидца происходила беседа Льва Николаевича с молодым Владимиром Соловьевым. Этот молодой человек своей железной логикой загнал великана Льва Толстого в тупик. «Впервые, — пишет очевидец, — Лев Николаевич не мог ничего возразить. Соловьев как металлическими кольцами сдавливал его». И только скромность Владимира Соловьева стушевала как-то неловкость всей ситуации, когда великий непререкаемый авторитет вынужден был сдаться. Правда, на словах он не сдался, он остался при своем, тем самым доказав, что дело вовсе не в разуме, а в воле. Потому что он не хотел этого. Он хотел упрощенную веру деизма объявить единственной истиной.

Вот Толстой обращается к Библии. Сначала он восхищается Ветхим Заветом как художественным произведением, потом отбрасывает его. Потом берет Новый Завет — отбрасывает. Только Евангелие! И тут ему открывается, что Евангелие есть истинное учение. Но не подумайте, что речь идет об учении Иисуса Христа. Толстой настаивает на том, что есть единое всемирное истинное учение, которое также неплохо выражено у Марка Аврелия, у Сенеки, у Конфуция, у Будды, у Данте Алигьери, у Канта — у кого угодно. Такая туманная, общая вера.

Как ее изложить? Человек сознает себя частью чего-то, что является целым. Это целое мы называем Богом. Бог есть наш хозяин. Он нас послал в этот мир. Бессмертия не существует, потому что личность — это нечто узкое, маленькое. Когда человек умирает, он растворяется в этом целом. Каким-то странным образом этот то ли Бог, то ли какое-то высшее существо, то ли судьба, в точности, как у стоиков, повелевает человеку поступать нравственно. И эти рекомендации высшего существа — элементарны, они всегда были даны, через всех учителей, через всех, но особенно — через Христа.

Когда Толстой пытается изложить Евангелие, он не переводит его, он его перекраивает. Боже упаси вас искать Евангелие в книге, которая называется «Перевод Евангелия Толстым». Вот я цитирую дословно, специально выписал это: «Учение Христа, — пишет он, — имеет общечеловеческий смысл (в каком-то смысле верно). Учение Христа имеет самый простой, ясный, практический смысл для жизни каждого отдельного человека. Этот смысл можно выразить так: Христос учит людей не делать глупостей. В этом и состоит самый простой, всем доступный смысл учения Христа. Христос говорит: не сердись, не считай никого ниже себя — это глупо». И так далее. «Будешь сердиться, будешь обижать людей — тебе же будет хуже». Дальше я не буду цитировать. Так же он рассматривает все остальные пункты.

Если бы, друзья мои, Евангелие сводилось к такой элементарной, я бы сказал еще, утилитарно обоснованной морали («тебе же будет хуже»), то оно ничем не отличалось бы от других древних афоризмов. Более того, если бы Лев Николаевич сказал, что вот, есть учение Конфуция, есть учение стоиков, а есть учение Льва Толстого, — ну что же, оно примкнуло бы к системе нравственных учений. И никакой трагедии не произошло бы. Это учение действительно близко в чем-то буддизму, в чем-то (в большей степени) — китайским воззрениям (недаром Толстой писал предисловие к переводу Лао-цзы, под его редакцией выходили изречения Мен-цзы и других китайских мыслителей).

Китайский пантеизм, индийский — тоже пантеизм (я немного упрощаю) и, наконец, стоический пантеизм — все это очень близко к учению Льва Толстого. Конечно, трудно сказать, какая здесь логика: как может единое безличное начало повелевать человеку что-либо, скажем, повелевать быть добрым. Но Толстой так считал. «Хозяин», — называл он Бога холодным, отчужденным словом.

Итак, Христос на самом деле не внес ничего нового — хотя Толстой в книге «Царство Божие внутри нас» говорит, что это было новое учение, потому что оно говорило о непротивлении злу насилием. Элементы этого учения были уже в Индии, ничего нового в этом не было. Толстой был не только далек от христианства, но, как говорит Николай Александрович Бердяев, редко кто был так далек от личности Христа, как Толстой. У него было сознание дохристианское, внехристианское. Даже Максим Горький после беседы с Толстым вспоминал: «Говорил много о Христе и Будде. О Христе особенно плохо, сентиментально, фальшиво. Советовал читать буддийский катехизис. О Христе говорил снисходительно, явно не любил его».

Как бы мы ни относились к Горькому, он все-таки был человек наблюдательный, и это верно подметил. Потому что даже пошлый Ренан, который описывает жизнь Иисуса Христа, низводя ее до вульгарного вкуса французского обывателя середины прошлого века, всегда Христа любил. Даже Ренан! Ничего подобного мы не найдем в книгах Толстого, он всегда пишет о Христе отчужденно и холодно. Главное для него — учение Христа, учение, — он это слово повторяет миллион раз на нескольких страницах.

А было ли учение? Младший современник Льва Николаевича, князь Сергей Николаевич Трубецкой, ректор Московского университета, великий русский мыслитель, до сих пор по-настоящему не оцененный, писал, как бы отвечая на тезис Толстого, что Нагорная проповедь — это все христианство. Он писал так: «Нагорная проповедь — это вовсе не нравственная проповедь. Нравственное учение Христа вытекало из уникального в истории сознания Христова, а Его самосознание было единственным в мире — сознанием тождества божественного и человеческого. Ибо, когда Христос ссылается на слова Писания, Он исправляет их, как Тот, Кто имеет власть, и говорит: «Древними сказано (сказано в Библии) — то-то, то-то и то-то. А Я говорю вам....» И дальше дает новую заповедь, как Тот, Кто имеет на это право, внутреннее, таинственное, мистическое право, метафизическое и нравственное право».

Все это прошло мимо Толстого. Вот почему, когда мы читаем первые слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово» — Логос, то есть божественная мысль, обращенная к миру, Логос, который все создал, Толстой переводит: «В начале было разумение» — и все исчезает. «Мы видели славу его», — пишет Матфей. Слава — это сияние, таинственное сияние. Толстой ставит там: «учение». Хорошо, что рядом со своим переводом он поставил традиционный перевод и греческий текст. Любой из вас может проверить, насколько далеко он отходит от смысла текста.

Но, впрочем, такой была судьба не одного только Евангелия. Наверное, некоторым из вас попадалась книга Толстого «Круг чтения». Она содержит изречения десятков учителей всех веков, стран и народов. И когда я, помню, впервые прочел ее, еще будучи школьником, я подумал: что-то они все говорят почти одинаково? Почти нет разницы в том, что говорил Кант, или Данте, или Паскаль. Ужасно похоже. И потом, позднее, много лет спустя, когда мне удалось проверить хотя бы некоторые цитаты (Толстой все давал без ссылок), оказалось, что этот человек их спокойно искажал. Ведь он же был творец! Он рубил по живому, он создавал из этого материала свое. Тут ни при чем ни Сократ, ни Паскаль, ни Евангелие, ни Талмуд, которые он цитирует, а это Лев Николаевич созидает свое здание из обтесанных камней всех учений, которые попадались ему под руку. Поэтому надо ли читать «Круг чтения»? Надо. Это интересная книга. Но не вздумайте искать там мысли великих людей или изречения подлинных священных книг. Там все начинается Толстым и им кончается.

Что произошло между Толстым и Церковью? Я повторяю: если бы он просто говорил, что создал новое учение, никто бы его не осудил. В России были миллионы нехристиан — мусульмане, иудаисты, буддисты, — никто их от Церкви не отлучал. Но они не говорили, что проповедуют христианское учение, а Толстой говорил. Мало того, этот человек, учивший о добре, терпимости, правде, справедливости, уважении к человеку, человек, который учил, что в каждой религии есть своя истина, делал только одно исключение и для одной только религии — для христианства как оно открыто Церковью. Здесь он был беспощаден, и ярость его не знала границ! Грубейшие кощунства, которые оскорбляли чувства бесчисленного количества людей, срывались с уст и пера этого «непротивленца». И притом, все это происходило под припев: вот это истинное христианство, а Церковь его искажает.


Qui quaerit, reperit
 
Поиск: