Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
Ворошиловградское высшее военное авиационное училище
kolo-mila-yaДата: Среда, 09 Ноября 2011, 20.54.20 | Сообщение # 121
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Шандула Владимир Никифорович



Родился 6 августа 1920 г. в селе Граково, ныне Чугуевского района Харьковской области (Украина), в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал токарем на заводе "Красный металлист" в городе Славянск Донецкой области, учился в аэроклубе. С 1938 г. в Красной Армии. В 1940 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.
С октября 1942 г. на фронтах Великой Отечественной войны.
К маю 1945 г. заместитель командиpa эскадрильи 162-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (8-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан В.Н. Шандула совершил 150 боевых вылетов, в том числе 80 на бомбометание, уничтожив значительное количество боевой техники противника. В воздушных боях лично сбил 2 и в группе 8 истребителей противника.
27 июня 1945 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1949 г. окончил КУОС, командовал авиационным полком. С 1956 г. гвардии полковник В.Н. Шандула - в запасе. Жил в Славянске, преподавал в авиационно-техническом училище ГВФ.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (трижды), медалями.
http://airaces.narod.ru/all15/shandul2.jpg * * *
На рассвете 19 августа 1941 г. младшему лейтенанту Владимиру Шандуле предстояло совершить первый боевой вылет. Молодой лётчик старался казаться спокойным, подражая своему ведущему – командиру эскадрильи. Вот над аэродромом вспыхнула цветная ракета, и одновременно в шлемофоне Владимир услышал команду: "Взлёт!".
Не отставая от ведущего, Владимир Шандула набрал высоту, и самолёты легли на курс к автостраде Киев – Житомир. Необходимо было нанести удар по растянувшейся на несколько километров колонне вражеских танков и автомашин. Вслед за ведущим Владимир Шандула спикировал на цель, сбросил бомбы, но когда выходил из пикирования, чтобы занять место в боевом строю, был атакован вражеским истребителем. Его самолёт загорелся. С минуты на минуту мог взорваться бензобак. Младший лейтенант приказал штурману и стрелку-радисту покинуть самолёт. Сам спустился на парашюте последним. Так состоялось боевое крещение Владимира Шандулы, запомнившееся ему на всю жизнь.
После непродолжительного лечения он снова вернулся в строй и вместе со своими боевыми друзьями громил врага в небе над Москвой.
Однажды Владимир Шандула вылетел в составе звена бомбить железнодорожный узел. Преодолев зону зенитного огня, бомбардировщики вышли на цель и, применив метод "замкнутого круга", спикировали на вражеские железнодорожные составы. Бомбы точно накрыли цель. Заполыхали цистерны с горючим, загорелись вагоны и станционные постройки. Выполнив боевую задачу, лётчики возвратились на свой аэродром. На разборе этого боевого полёта командир части перед строем объявил Владимиру Шандуле и его боевым друзьям благодарность.
Много благодарностей получил Владимир Шандула в годы войны. Высокими боевыми наградами отмечен ратный путь лётчика.


Пикирующий бомбардировщик Пе-2. На такой машине сражался с врагами В. Н. Шандула.
За участие в Курской битве, в освобождении Харькова и Правобережной Украины он награждён 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды.
Нелегко давались победы в воздухе. Не раз Владимир Шандула возвращался с боевого задания с пробитым фюзеляжем и изрешечёнными плоскостями. Часто по ночам он вместе с механиками и мотористами ремонтировал самолёт, а утром снова улетал на задание. Так было и в начале войны, и в Польше, и в битве за Берлин. Будучи заместителем командира эскадрильи в 162-м Гвардейском Вислинском ордена Богдана Хмельницкого бомбардировочном авиационном полку, он водил на Берлин большие группы самолётов.
За годы войны Владимир Шандула совершил 150 боевых вылетов, сбросил на врага около 125 тонн смертоносного груза. В воздушных схватках с врагом он сбил 2 истребителя лично и ещё 8 – в составе группы. Особо отличился гвардии капитан В.Н. Шандула в Берлинской операции: 20 раз он бомбил логово врага.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 27 июня 1944 г. Владимир Никифорович Шандула удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Более 10 лет отдал В.Н. Шандула военной авиации в мирное время. Но и демобилизовавшись из Военно-Воздушных Сил, он не расстался с лётным делом. Гвардии полковник запаса В.Н. Шандула преподавал в Славянском авиационно-техническом училище гражданской авиации.
Владимир Никифорович не случайно избрал Славянск постоянным местом жительства. Ещё в юные годы он с родителями жил в этом городе. Здесь окончил школу ФЗУ, работал токарем на изоляторном заводе. Славянский аэроклуб дал ему в 1938 г. путёвку в Пятый океан.

(Из материалов сборника "Подвиги во имя Отчизны". – Харьков, 1974)

http://airaces.narod.ru/all15/shandula.htm
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 13 Ноября 2011, 19.13.13 | Сообщение # 122
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Кратинов Семён Устинович



Он родился 3 августа 1916 года в Луганске (Ворошиловград) в семье рабочего. Окончил рабфак в 1934 г., затем 1 курс Ленинградского индустриального института. Работал на паровозостроительном заводе имени Октябрьской революции. С 1935 г. в рядах Красной Армии. В 1938 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.
С января 1943 г. лейтенант С.У. Кратинов на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 131-го истребительного авиационного полка (позднее ставшего 40-м Гвардейским), летал на Ла-5 и Ла-7.
Летом 1943 г., во время Курского сражения, командовал эскадрильей. 2 июня сбил вражеский бомбардировщик Ju-87, 9 июня - истребитель Ме-109, 5 июля - бомбардировщики Не-111 и Ju-87.
Затем участвовал в боях на Днепре, часто совершая по 3 – 4 вылета в день. 6 ноября под Киевом уничтожил 2 самолёта FW-190.
28 января 1944 г. руководил боем 8 Ла-5ФН в районе Винницы против 45 пикировщиков Ju-87 и 16 прикрывавших их FW-190, лично сбил при этом 2 самолёта.
К концу февраля 1945 г. командир эскадрильи 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка (8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан С.У. Кратинов совершил 321 боевой вылет. В 64 воздушных боях сбил лично 18 самолётов противника и 3 в группе с товарищами.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 г. удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
До конца войны сбил ещё 7 самолётов (4 – в группе), доведя число боевых вылетов до 450. [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 21 личную и 2 групповые победы.]
После войны Семён Устинович продолжал службу в ВВС. С 1956 г. гвардии полковник С.У. Кратинов – в запасе. Работал инженером в Ворошиловградском филиале Государственного проектно- конструкторского и научно-исследовательского института автоматизации угольной промышленности. Умер 4 января 1982 г.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями, иностранными орденами.

http://airaces.narod.ru/all12/kratenov.htm
 
YSNДата: Вторник, 15 Ноября 2011, 22.25.00 | Сообщение # 123
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Выпуск летчиков-штурмовиков Ворошиловградского ВАУЛ 1953 года

 
kolo-mila-yaДата: Вторник, 15 Ноября 2011, 23.24.22 | Сообщение # 124
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Уважаемый YSN!
Большое спасибо за фотографию. Расскажите, пожалуйста, ее историю.
 
ГостьДата: Среда, 16 Ноября 2011, 01.25.28 | Сообщение # 125
Группа: Прохожий







http://radikal.ru/F/s017.radikal.ru/i408/1111/3d/0232552e8276.jpg.html
 
kolo-mila-yaДата: Среда, 16 Ноября 2011, 11.10.06 | Сообщение # 126
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Уважаемый прохожий!

Очень благодарна за выложенную Вами фотографию. Была бы еще больше рада, если бы Вы поделились информацией о ней и рассказали бы о тех, кто на ней изображен.
 
YSNДата: Среда, 16 Ноября 2011, 13.44.10 | Сообщение # 127
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Это фотография моего отца-Юматова Николая Васильевича,выпускника училища 1953г.На фото он во втором ряду снизу.После окончания училища с отличием он и еще несколько человек были направлены для дальнейшего прохождения службы в Германию(аэр.Финстервальде),где они переучились на реакивные МиГ-15бис.После Германии судьба разбросала всех по разным гарнизонам страны,а некоторые,как Лев Ивенин были уволены в результате хрущевской реформы 1960-61гг.Выпускник училища Омельченко уволился из рядов ВС в звании полковника,проживает в г.Бровары под Киевом.К сожалению,многих из тех,кто изображен на фото уже нет...Отец закончил службув 1983г.,в Заполярье(г.Североморск) в звании полковника,летчик-снайпер,за время службы освоил 8 типов самолетов,награжден орденом"Красной Звезды",медалью "За боевые заслуги" и др.Ушел из жизни 10.4.1999г,похоронен в г.Киеве.Вот такая история...Спасибо вам за сайт.
 
YSNДата: Среда, 16 Ноября 2011, 13.54.39 | Сообщение # 128
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
 
YSNДата: Среда, 16 Ноября 2011, 14.04.49 | Сообщение # 129
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Ворошиловград,2-е звено 1-й АЭ(выпуск летчиков-штурмовиков1953г.).Слева направо,верхний ряд:Ивенин Л.А.,Горбань А.,Сукманов В.В.,Бикбаев Р.К.,Арестенко Л.,Компаниец В.;средний ряд:Касаткин Р.И.,Ашапатов В.,Колиниченко В.К.,Каменецкий А.Г.,Масленников В.В.,Юматов Н.В.;нижний ряд:Баршак И.Ф.,Новиков В.Н.,Лиховид П.И.,Омельченко В.А.,Морозевич В.П.
 
YSNДата: Среда, 16 Ноября 2011, 14.13.27 | Сообщение # 130
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
 
YSNДата: Среда, 16 Ноября 2011, 14.17.42 | Сообщение # 131
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Ворошиловград 1952-1953гг.У легендарного Ил-10.Третий слева -Юматов Н.В.
 
kolo-mila-yaДата: Среда, 16 Ноября 2011, 18.41.40 | Сообщение # 132
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (YSN)
моего отца-Юматова Николая Васильевича,выпускника училища 1953г.


Наши отцы могли быть знакомы: мой папа окончил училище в 1950 г. - Ваш в это время уже должен был учиться там.
 
kolo-mila-yaДата: Среда, 16 Ноября 2011, 19.04.52 | Сообщение # 133
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
YSN

А фотографию выпускников 1952 г. не Вы выложили?
 
YSNДата: Среда, 16 Ноября 2011, 21.15.55 | Сообщение # 134
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 7
Статус: Отсутствует
Не знаю,были наши отцы знакомы или нет,но вполне возможно,что они встречались в училище....,а уж то,что ходили по одним дорожкам и учились у одних и тех же преподавателей и инструкторов-это 100%.А фото выпускников 1952г. разместил не я.
 
kolo-mila-yaДата: Среда, 16 Ноября 2011, 22.38.33 | Сообщение # 135
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (YSN)
вполне возможно,что они встречались в училище....,а уж то,что ходили по одним дорожкам и учились у одних и тех же преподавателей и инструкторов-это 100%.

Это я и имела в виду. Простите, что не совсем точно выразилась.
Что Вы помните из рассказов Вашего отца об училище, о преподавателях?
 
kolo-mila-yaДата: Среда, 16 Ноября 2011, 23.06.07 | Сообщение # 136
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Басков Владимир Сергеевич



Владимир Басков родился 8 сентября 1913 г. в посёлке Печенга Мурманской области, в семье служащего. Окончил неполную среднюю школу и 3 курса педагогического техникума. С 1930 г. работал токарем на заводе в Ленинграде. С 1933 г. в рядах Красной Армии. В 1934 г. окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. До 1939 г. инструктор-пилот в школах военных лётчиков в Одессе и Ворошиловграде.
С первого дня войны старший лейтенант В.С. Басков в действующей армии.
По октябрь 1941 г. служил в 170-м ИАП; с мая 1943 г. по июль 1944 г. – в 518-м ИАП; по май 1945 г. – в 291-м ИАП. Сражался на Западном, Южном, 3-м и 1-м Белорусском фронтах. Защищал Оршу, освобождал Витебск, Минск, Богушевск и другие города.
К концу войны командир эскадрильи 291-го истребительного авиационного полка (265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) майор В.С. Басков совершил 293 успешных боевых вылета (из них 175 – на разведку и фотографирование обороны переднего края, тылов, аэродромов противника), проведя 88 воздушных боёв, сбил 17 самолётов противника. [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 11 личных и 6 групповых побед.] Лётчики его эскадрильи за период с 23 июня по 8 сентября 1944 г. совершили 343 боевых вылета и сбили 15 неприятельских самолётов.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 г. удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны Владимир Сергеевич уволился в запас. С 1945 г. жил в Петрозаводске, работал начальником местного аэропорта. Умер 3 апреля 1989 г.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, «Знак Почёта»; медалями. Заслуженный работник народного хозяйства Карелии. Гравюрный портрет В.С. Баскова находится в галерее Героев Советского Союза – сыновей и дочерей Карелии.

http://airaces.narod.ru/all15/baskov.htm
 
kolo-mila-yaДата: Понедельник, 28 Ноября 2011, 17.43.56 | Сообщение # 137
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Кудрявцев Николай Гаврилович



Родился 19 ноября 1922 г. в деревне Верхний Изрог, ныне Каменского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил Новомосковский химический техникум. С 1940 г. в рядах Красной Армии. В 1943 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
С февраля 1944 г. на фронтах Великой Отечественной войны.
К маю 1945 г. командир звена 637-го штурмового авиационного полка (227-я штурмовая авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) лейтенант Н.С. Кудрявцев совершил 170 боевых вылетов на штурмовку вражеских объектов в тылу и на переднем крае. Провёл 15 воздушных боёв, сбил 2 самолёта противника.
18 августа 1945 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 г. окончил среднюю школу, в 1953 г. - Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов ВВС. С 1960 г. майор Н.С. Кудрявцев – в запасе. Жил и работал в Луцке Волынской области.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями.
* * *
Он родился 19 ноября 1922 г. в деревне Верхний Изрог, ныне Каменского района Тульской области, в крестьянской семье. С малых лет приученный к труду, никакой работы не боялся, но и к учёбе был неравнодушен. Окончив восьмилетку в родном селе, уехал в Новомосковск поступать в техникум. Во время учёбы в техникуме «заболел» Николай авиацией. В 1940 г. через военкомат добился направления в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, где одним из первых самостоятельно вылетел на учебном У-2.
Так случилось, что курсанты Ворошиловградской школы – однокашники Николая Кудрявцева, сразу после выпуска (в 1943 г.) попали на фронт. Сам Николай только в феврале 1944 г. был направлен лётчиком в 637-й штурмовой авиационный полк (227-я штурмовая авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт), который в то время стоял под Киевом. Отсюда и начался его боевой путь.
Воевал Кудрявцев отчаянно, дерзко, в бою не ведал страха. Громил врага и на земле, и в воздухе. Знал и верил, что надёжный Ил-2 не подведёт. И это было так. Не раз приводил Николай на аэродром израненный зенитным огнём и атаками истребителей штурмовик. После одного труднейшего боевого вылета в самолёте Кудрявцева насчитали 132 пробоины!
Сам Николай не раз был ранен. Но всегда возвращался на аэродром на своём верном Ил-2, на котором освоил не только штурмовку. На счету Кудрявцева 15 проведённых воздушных боёв и 2 сбитых самолёта противника. Хорошая результативность для лётчика-штурмовика.
Штурмовик Ил-2 был уникальным боевым самолётом. Благодаря хорошей летучести, прочности конструкции, бронированию кабины и двигателя, эффективной защите топливных баков, самолёт обладал поразительной живучестью, что в сочетании с мощным вооружением делало его грозной боевой машиной. Недаром фашисты окрестили Ил-2 "чёрной смертью".

Самолёт обладал хорошей аэродинамикой и оснащался довольно мощным мотором АМ-38Ф, что позволяло развивать скорость до 450 км/ч. Вооружение Ил-2 включало 2 пушки ВЯ калибра 23,мм, 2 пулемёта ШКАС (7,62 мм), 8 реактивных снарядов, до 400 кг бомб различного калибра, в кабине стрелка пулемёт УБТ (12,7 мм).
К маю 1945 лётчик совершил 170 боевых вылетов на штурмовку вражеских объектов в тылу и на переднем крае. Последний в ту войну боевой вылет выполнил в небе над Прагой 8 мая 1945 г. А всего на счету командира звена лейтенанта Н.Г. Кудрявцева около 200 боевых вылетов.
На своём верном Ил-2, том самом, который после одной из штурмовок привёл домой со 132 пробоинами, Кудрявцев из-под Праги улетел в Москву для участия в Параде Победы.
За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Николай Гаврилович награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, многими медалями.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 г. удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
После войны Николай Гаврилович служил в строевых частях ВВС. В 1952 г. окончил среднюю школу, в 1953 г. – Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов ВВС. В звании майора ушёл в запас в 1960 г., но с авиацией не расстался. Долго ещё работал на одном из авиационных ремонтных заводов. Сегодня живёт на Украине, в городе Луцке Волынской области.

http://airaces.narod.ru/all13/kudryvsv.htm
 
kolo-mila-yaДата: Четверг, 01 Декабря 2011, 11.48.48 | Сообщение # 138
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
МИШАНОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ



Родился в 1918 г. в д. Курово Калининского района. Русский. Окончил в с. Петровском школу-семилетку. Работал в совхозе «Петровский», а затем в г. Калинине на городской телефонной станции. Занимался в аэроклубе. В Советской Армии с 1939 г. Окончил Ворошиловградскую школу летчиков. На фронте с начала войны. Гвардии капитан, заместитель командира эскадрильи 96-го гвардейского бомбардировочного Сталинградского Краснознаменного полка. Член КПСС с 1943 г. После войны окончил Академию ВВС. Подполковник в отставке. Живет в Одессе.
Звание Героя Советского Союза Н.Д. Мишанову присвоено 15 мая 1946 г.

НА ГОРЯЩЕМ САМОЛЕТЕ
В наградном листе командир полка о Н.Д. Мишанове написал: «Обладает отличной техникой пилотирования. В сложной боевой обстановке находчив, сообразителен и инициативен».
Эти качества добыты летчиком в боях потом и кровью. Всю войну, с первого дня и до последнего, Мишанов воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах, совершил 250 боевых вылетов, участвовал в 38 групповых и 14 одиночных боях с истребителями противника, сбил два вражеских самолета. 91 раз водил он в бой группы самолетов на бомбометание, в результате которого уничтожено огромное количество укреплений и техники врага. За проявленную смелость Николай Дмитриевич был награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.
Боевые задания Мишанов выполнял в любых обстоятельствах. Однополчане удивлялись его летному мастерству и храбрости. В документах полка сохранились такие записи:
«9 июня 1942 г. Мишанов вылетел на разведку железнодорожных узлов Барвенково, Изюм и Лозовая. Вражеские зенитки обнаружили его и открыли огонь. Он скрылся в облачности и, приглушив моторы, внезапно появился над целью, сфотографировал ее. При обратном развороте левый мотор, пораженный осколками, вышел из строя. Пилот на одном моторе возвратился на базу с ценными сведениями».
6 августа 1942 г. после успешного бомбометания его «Пе-2» возвращался на аэродром. Напали три «мессера». Мишанов вступил в неравный бой. Николай Дмитриевич был ранен, а самолет получил пробоину в гидросистеме шасси. Раненый пилот довел самолет до аэродрома и сумел произвести посадку на фюзеляж.
1 августа 1943 г. Мишанов вернулся с задания на подбитом самолете.
12 января 1944 г. он водил на бомбардировку шестерку «Пe-2». На выходе из боя завязалась схватка с шестеркой немецких истребителей. Мишанов был ранен, а его самолет подожжен. Пилот не растерялся: передал командование заместителю, а сам на горящем самолете перелетел линию фронта и благополучно посадил его, спас машину и жизнь экипажа.
20 февраля 1945 г. девятка «Пе-2» под командованием Мишанова бомбардировала железнодорожную станцию Штеттин. При подходе к цели группа попала под сильный зенитный обстрел. Центральный бензобак на машине ведущего был поврежден. Мишанов не вышел из строя, а повел группу на цель. Советские бомбардировщики нанесли большой урон врагу, а Николай Дмитриевич, как всегда, благополучно совершил посадку на своем аэродроме.

http://www.history.tver.ru/sr/Hero2/MND.htm
 
kolo-mila-yaДата: Суббота, 03 Декабря 2011, 13.02.41 | Сообщение # 139
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Василий Парфирьевич Погорелов



Заместитель командира 240-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Северо-Западного фронта, старший лейтенант. Родился в 1919 г. в селе Новоспасовка ныне Куйбышевского района Ростовской области в крестьянской семье. Украинец. Член ВКП(б) с 1941 года. Образование неполное среднее. Работал шахтёром. В Красной Армии с 1938 г. В 1940 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 г. Заместитель командира 240-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи (Северо-Западный фронт), старший лейтенант Василий Погорелов к январю 1942 г. совершил сто девятнадцать боевых вылетов на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Погорелову Василию Парфирьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 605). Отважный воздушный разведчик пал смертью храбрых 10 марта 1943 г. Похоронен в посёлке городского типа Выползово Бологовского района ныне Тверской области, где именем Героя названа улица. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями. В городе Красный Луч Луганской области Украины установлен бюст Героя, улица носит его имя, а на здании школы № 8 в городе Миусинске той же области установлена мемориальная доска.
 
kolo-mila-yaДата: Вторник, 06 Декабря 2011, 20.07.21 | Сообщение # 140
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Иван Иванович Староконь



Комсомолец с 1938 г., член КПСС с 1943 г.
И.И. Староконь окончил 10 классов СШ № 77 в 1940 г. В том же году поступил в Ворошиловградское летное училище, которое в 1941 г. было эвакуировано в Среднюю Азию. Здесь И.И. Староконь продолжал обучение летному делу, затем был отправлен на фронт.
Лейтенант И.И. Староконь лично сбил 6 самолетов, а в группе с товарищами 39 самолетов противника, уничтожил 3 фашистских танка, 33 автомашины, 150 фашистских солдат. Совместно с боевыми товарищами уничтожил 18 танков, несколько крупных складов, 683 автомобиля, 3 железнодорожных состава, до 2 тысяч живой силы врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1945 г. лейтенанту И.И. Староконю присвоено звание Героя Советского Союза.
По окончании войны Герой Советского Союза И.И. Староконь служил в Германии, на Дальнем Востоке, в Польше в рядах Советской Армии. Генерал-майор, Герой Советского Союза, он преподавал в Высшей военно-воздушной Академии им. Юрия Гагарина.

Александр Холин "Герои Рутченковки" http://donbass.name/1475-ivan-ivanovich-starokon.html
 
kolo-mila-yaДата: Четверг, 08 Декабря 2011, 01.19.50 | Сообщение # 141
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Марк Трофимович Лановенко



Марк Трофимович Лановенко – Герой Советского Союза (15.05.1946). Командир эскадрильи 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 53-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й Воздушной армии, гвардии майор.
Родился 30 марта 1912 г. в селе Надеждовка (ныне Голованевского района Кировоградской области Украины) в крестьянской семье. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 г. Образование неполное среднее. Работал на шахте № 1 в городе Чистякове (Торез) Донецкой области бригадиром. В 1934 г. окончил Мариупольскую совпартшколу.
В Красной Армии с 1934 г. В 1936 г. окончил Ворошиловградскую школу военных пилотов. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину 1939 г. и советско-финляндской войны 1939—1940 годов.
С началом Великой Отечественной войны на фронте.
Командир эскадрильи 1-го гвардейского бомбардировочного авиаполка (53-я бомбардировочная авиадивизия, 4-й гвардейский бомбардировочный авиакорпус, 18-я Воздушная армия) гвардии майор Лановенко М.Т. совершил к концу войны 317 боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Лановенко Марку Трофимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9059).
Всего за годы войны М.Т.Лановенко совершил 387 ночных боевых вылетов. Был четырежды ранен, дважды контужен.
В 1949 г. отважный лётчик окончил Военно-воздушную академию и продолжал службу в ВВС СССР. За весь период службы он налетал более 6600 часов, из них ночью — 3400. В 1955—1959 гг. служил в должности преподавателя кафедры тактики ВВС и общевойсковых дисциплин Киевского высшего военного авиационного инженерного училища. С 1959 г. полковник М.Т. Лановенко в запасе, а затем — в отставке. Работал ректором народного университета военных знаний на авиационном заводе. Жил в городе Москве.
Умер 15 ноября 2005 г. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

http://donbass.name/824-lanovenko-mark-trofimovich.html
 
kolo-mila-yaДата: Среда, 14 Декабря 2011, 23.14.37 | Сообщение # 142
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Лоханов Алексей Александрович



Родился 2 апреля 1913 г. в посёлке Камешково, ныне город Владимирской области, в семье крестьянина. В 1930 г. окончил неполную среднюю школу. Работал на Камешковской фабрике, затем на заводе имени М.И. Калинина в Москве. С 1935 г. в рядах Красной Армии. В 1937 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
Участник Советско-Финляндской войны 1939 - 1940 гг.
С июня 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Первый боевой вылет совершил 24 июня 1941 г. В декабре 1941 г. лейтенант А.А. Лоханов награждён орденом Красной Звезды.
В феврале 1942 г. за отличия в боях по разгрому немецкой группировки под Москвой старший лейтенант А.А. Лоханов награждён орденом Ленина.
К марту 1943 г. командир эскадрильи 130-го бомбардировочного Гомельского авиационного полка (204-я бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) капитан А.А. Лоханов совершил 147 успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск, узлов обороны и коммуникаций противника, нанеся противнику большой урон в живой силе и военной технике. В воздушных боях сбил лично 5 самолётов противника и 4 – в группе с товарищами. Всего на счету экипажа – 14 лично сбитых самолётов. Очевидно, рекорд для бомбардировочной авиации советских ВВС.
24 августа 1943 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1944 г. А.А. Лоханов получил новое назначение – инспектирование формирующейся 1-й авиационной дивизии Войска Польского. В этой дивизии прослужил до конца войны. Всего выполнил 260 успешных боевых вылетов.
С 1947 г. майор А.А. Лоханов – в запасе. Жил и работал в Баку. Умер 8 декабря 1974 г.
Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Бюст Героя установлен в деревне Ряхово Камешковского района.
* * *
Звёздную ночь и раннее утро 24 июня 1941 г. экипаж Алексея Лоханова никогда не забудет. Полк СБ (скоростных бомбардировщиков) базировался тогда в Белоруссии. Экипаж уже собирался спать. Стрелок-радист Владимир Судаков, русоволосый волжанин, что-то рассказывал, энергично жестикулируя. Алексей Лоханов, лётчик невысокого роста, худощавый, внимательно слушал. Здесь же сидел и штурман Александр Медведев, рослый, могучий. Он что-то хотел сказать, как вдруг тревожно завыла сирена. Друзья выскочили на улицу. Неподалёку слышались крики людей, трескотня автоматов и пулемётов, взрывы ручных гранат...
– Taм диверсанты! – услышали лётчики чей-то голос, – переоделись, сволочи, в нашу форму.
Выхватив пистолеты, втроём побежали на шум. Бой продолжался недолго. Кольцо вокруг диверсантов сомкнулось, оставшиеся в живых сдались в плен. Возбуждённые боем друзья не пошли в общежитие, стали помогать техникам заряжать боекомплекты, подвешивать бомбы.
...Раннее утро. Гулко ревут моторы. На старте девятка бомбардировщиков Коломийченко. В её составе экипаж Алексея Лоханова. Боевое задание – нанести удар по танкам противника. Взлетают. Идут на запад. Одни, без прикрытия истребителей. Под крыльями проплывают поля, населённые пункты. Видны пожары войны, шагающей на восток. Вот и цель. Серым удавом ползёт по шоссе колонна: танки, бронемашины, тягачи с контейнерами, наполненными горючим. Зенитки встретили эскадрилью плотным огнём. Красные шары «Эрликонов» потянулись к девятке. Отдельные снаряды рвутся так близко, что экипаж Лоханова слышит разрывы даже сквозь шум моторов.
Точность удара зависит от штурмана. Цель – в перекрестье прицела. Медведев нажимает кнопку электросброса. Проходят секунды. Лоханов смотрит назад: над колонной поднимаются столбы чёрного дыма. Неожиданно умолкают зенитки. И сразу – тревожный голос стрелка-радиста:
– Истребители!..
– Сомкнуться! – командует капитан Коломийченко.
Девятка СБ, будто исполинский ёж, ощетинилась стволами оружия.

«Мессеры» пошли в атаку. Их было не менее двадцати. На глазах Судакова один из бомбардировщиков запылал. В то же мгновение Ме-109, выходя из атаки, внезапно оказался между самолётом Лоханова и соседней машиной, где вёл оборону стрелок-радист Александров. Оба стрелка одновременно открыли огонь. «Мессер» задымил, лётчик выпрыгнул с парашютом. В соседнем эвене получил повреждение самолёт капитана Дымченко. Но лётчик из строя не вышел, экипаж продолжал отбивать атаки.
Ожесточение боя нарастало с каждой минутой. Грохотало оружие, дымные трассы впивались в тела машин, падали свои и чужие, изредка в небе вспыхивали белые облачка парашютов.
Ещё один истребитель спикировал на машину Лоханова. Судаков обстрелял его, атаку сорвал, а когда фашист, разогнав скорость, проскочил вперёд, Медведев настиг его пулемётным огнём и сбил. Но гибнут и его боевые товарищи. Упал сосед по эвену, за ним другой. Наступил момент, когда экипаж Лоханова остался в небе один. Остальные самолёты были подожжены или подбиты. Осмотревшись, Владимир увидал, что основная масса истребителей оставила поле боя, невдалеке виднелись только две пары. «Чтобы добить нас», – подумал Владимир. Ситуация не из весёлых, но анализировать её времени нет. Мгновенье могло решить судьбу всего экипажа. Главное сейчас – не прозевать. Стрелок и штурман – щит экипажа, на них вся ответственность.
Фашисты стремительно атакуют. Лоханов маневрирует, уклоняясь от огненных трасс. Вот когда пригодилась наука воздушного боя, преподанная Владимиру Судакову его командиром – капитаном Дымченко, участником боёв с белофиннами. Однажды, беседуя со стрелками-радистами, капитан посоветовал им привязывать шнур к спусковому крючку люкового пулемёта и закреплять его рядом с турельным. Что это даст? В опасный момент, не отходя от турели, стрелок может стрелять из люковой установки. Сейчас такой момент наступил: Ме-109 заходит под хвост самолёта. Судаков потянул за шнур – огненный веер развернулся перед глазами фашиста. Будто ошпаренный, лётчик метнулся в сторону, потом снова нырнул под хвост, и снова Владимир заставил его отвалить...
Поединок продолжался недолго. В одной из атак, когда «Мессер» проносился совсем близко от бомбардировщика, Владимир всадил в него длинную очередь. Самолёт загорелся. Напарник сбитого сразу куда-то ушёл. Осталась пара. Она выходит на параллельный курс, готовясь к атаке. И будто назло – в турельном пулемёте задержка. Но Владимир не потерял присутствия духа. Секунды – и неисправность устранена. Снова атака. Маневрируя, Лоханов бросает машину из стороны в сторону. Снова гремят пулемёты, то люковой, то турельный, то оба сразу.
Впереди появляются серые тучи. «Тяни к облакам, Алёша!» – кричит командиру штурман. Но очередь фашистских снарядов настигает бомбардировщик. Из строя выходит правый мотор, переговорное устройство. Но самое худшее – кончаются боеприпасы. И всё-таки им удалось уйти! Лоханов нырнул в кучевое облако, и фашисты сразу его потеряли. Неоколько минут летели в непроглядной мгле, потом вышли из неё, осмотрелись – погони не было. Теперь можно передохнуть, собраться с силами, подсчитать потери. Лётчик и штурман не знают, что со стрелком. Связи с ним нет. Может, убит, а может, ранен и нуждается в помощи. На душе тяжело у обоих.
На одном моторе ведёт Лоханов свою машину. Нелегко это, если разбиты триммеры, если нечем снять нагрузку с рулей. Изнемогавшего от усталости лётчика бодрым словом поддерживает Медведев. И вдруг слышится голос стрелка: «Командир! Штурман! Вы меня слышите?». Смекалистый Судаков, знаток своего дела, сумел отремонтировать переговорное устройство. В ответ послышались возгласы: «Володя! Живой! Держись, дружище, скоро посадка...»
Вдали показался аэродром. Лоханов не смог выпустить перебитые шасси. Приземлился на фюзеляж на окраине аэродрома. Самолёт дымил. Судаков выскочил из кабины, вылез и командир экипажа, но Медведев не смог: его зажало в сиденье, деформированном при посадке. Командир и стрелок-радист, собравшись с силами, проломили астролюк, помогли товарищу.
В изрешечённом самолёте техники насчитали более 100 пробоин. Таково дыхание суровой войны...
Метельный январь 1942 г. Нависли хмурые облака. В густом бору у аэродрома, как в покинутом доме, царит тишина. Заиндевели деревья и самолёты. Пользуясь нелётной погодой, немцы перегруппировали и сконцентрировали несколько пехотных дивизий и мотодивизий для нового наступления. И вдруг куда-то исчезли. Командованию потребовались точные данные. Экипаж Алексея Лоханова вышел на розыски.
Три первых полёта результатов не дали. Хитрый враг затаился. В 4-м Медведев напал на след: отпечатки гусениц танков. Лоханов развернул машину, бреющим пошёл над деревьями… Вот и колонна! Большая часть её скрывалась на лесной дороге, голова выдвинулась на открытое место. Направление – на Сухиничи. Заметив разведчика, фашисты открыли огонь. Поздно! Лоханов низко прошёл над колонной, Медведев сфотографировал её, дал радиограмму.
Получив точные данные, наши войска двинулись в наступление. Группировка врага вскоре была разгромлена, город Сухиничи освобождён от захватчиков.
За умело проведённую разведку Медведев и Лоханов были награждены орденами Ленина, стрелок-радист Судаков – орденом Красного Знамени.
Вскоре полк получил новую технику – скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2 с хорошим бомбовым грузом, большой огневой мощью крупнокалиберных пулемётов.

...Девятка «Петляковых» под командой Лоханова, возвращаясь с боевого задания, встретила 6 «Мессеров». Разгорелся напряжённый бой. Отбивая атаки, Владимир Судаков поджёг вражеский истребитель. «Слава русскому оружию!» – крикнул стрелок-радист, видя, как сбитый им самолёт врезался в землю. Заместитель командира эскадрильи по политической части капитан Заикин в тот же день послал от имени личного состава коллективное письмо родителям Судакова:
«Дорогие Константин Васильевич и Екатерина Августовна! Сын Ваш, Владимир, за время войны более 100 раз вылетал громить фашистов. Много раз он участвовал в воздушных боях с противником, проявляя храбрость и героизм, лично сбил 4 вражеских истребителя. Вашим сыном гордимся мы, его товарищи по оружию. Вы воспитали замечательного патриота нашей великой Родины».
Ответное письмо родителей было прочитано на собраниях части. Оно вызвало новый подъём в боевой работе. Слава о делах героя дошла до жителей Починковского района. Комсомольцы, земляки Владимира, решили построить самолёт «Починковский комсомолец» и вручить его экипажу Лоханова. Вскоре самолёт был построен и передан и надёжные руки.
...19 апреля 1943 г. Рассвет. Красным накалом небесного горна пламенело небо. Проснулись птицы. Потянуло прохладой. Кончался тот промежуток времени, когда земля ещё дремлет и тихо вдыхает теплоту. Лёгкие лиловые облачка застыли над горизонтом.
На аэродроме давно уже кипела напряжённая работе. Экипажи готовились к вылету – бомбить аэродром Сеща. Немецкое командование сосредоточило там большое количество самолётов и зенитной артиллерии, бомбардировщиков будут сопровождать лётчики 18-го Гвардейского истребительного полка и группа из эскадрильи «Нормандия».
Взлетели. Девятка капитана А. Лоханова легла на курс. Это был его 170-й боевой вылет. Вместе с ним летели его питомцы, молодые пилоты, совершившие всего по 2–3 боевых вылета, младшие лейтенанты Хиль, Матвеев, Фёдоров...
Прорвав зенитный заслон врага, девятка вышла к цели. Внизу на стоянках – истребители и бомбардировщики. Сделав точный расчёт, Медведев сбросил бомбы на цель. Вслед за ним метко отбомбились другие. Медведев сфотографировал начавшийся большой пожар. Успех бомбометания был подтверждён потом и партизанами.
В массированном налёте на Сещу участвовали и другие полки 204-й дивизии, и подразделения штурмовиков Ил-2. Удар был настолько неожиданным и сокрушительным, что противник не смог поднять в воздух ни одного своего истребителя. Более 30 вражеских самолётов было уничтожено в тот весенний солнечный день.
12 cентября 1943 г. полку вручили Гвардейское знамя – символ воинской чести. Гвардейская честь – невесомое, невидимое, но грозное для врага оружие.

Геройский экипаж (слева направо):
В. Судаков, А. Лоханов и А. Медведев.
...Сквозь пламень войны прошёл до самого Берлина самолёт «Починковский комсомолец», участвуя в многочисленных схватках с врагом. Экипаж бомбил артиллерийско-миномётные позиции, крупные укреплённые пункты Восточной Пруссии: Шталупеннен, Эйдткунен, Кёнигсберг; порты: Либаяу, Пиллау; Земландскую группировку врага.
В 1943 г. в газете «Красная Звезда» экипаж был назван «истребители истребителей». Боевой путь Алексея Лоханова, Александра Медведева, Владимира Судакова стал одним из ярких примеров фронтовой дружбы. В части о героическом экипаже было сложено стихотворение, которое начиналось словами:
Три бойца крылатых есть у нас, ребята.
Я вам рассказать о них готов.
Это смелых трое, экипаж героев:
Лоханов, Медведев, Судаков.
Более 260 боевых вылетов совершил экипаж гвардейцев. 110 из них – на разведку. B 27 воздушных боях ими лично сбито около 15 вражеских самолётов! Все трое стали Героями Советского Союза, весь экипаж!
Командир эскадрильи 130-го бомбардировочного авиационного полка капитан А.А. Лоханов к марту 1943 г. совершил 147 боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск, узлов обороны и коммуникаций противника, нанёс врагу большой урон в живой силе и военной технике. В воздушных боях лично сбил 5 самолётов противника и 4 в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Лоханову Алексею Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1711).
После окончания войны лётчик-бомбардировщик продолжал служить в ВВС. С 1947 г. майор А.А. Лоханов – в запасе. Жил и работал в Баку. Скончался 8 декабря 1974 г. Бюст Героя установлен в деревне Ряхово Камешковского района.
Как же сложилась дальнейшая жизнь других Героев, членов экипажа? Окончив академию имени Жуковского, полковник-инженер Владимир Константинович Судаков работал там же преподавателем. Окончив две академии, генерал-лейтенант авиации Александр Николаевич Медведев ещё долго служил в Военно-Воздушных Силах.

http://airaces.narod.ru/all7/lohanov.htm
 
kolo-mila-yaДата: Пятница, 16 Декабря 2011, 21.09.58 | Сообщение # 143
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Догаев Владимир Иванович



Владимир Догаев родился 10 октября 1921 г. в селе Дылеевка, ныне Константиновского района Донецкой области, в семье рабочего-шахтёра. Окончил неполную среднюю школу. В 1940 г. был призван в ряды Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов в 1942 г.
С ноября 1942 г. на фронтах Великой Отечественной войны.
К августу 1944 г. командир эскадрильи 622-го штурмового авиационного полка (214-я штурмовая авиационная дивизия, 15-я Воздушная Армия, 2-й Прибалтийский фронт) старший лейтенант В.И. Догаев совершил 105 боевых вылетов. На его счету 9 сбитых вражеских самолётов, большое количество уничтоженной боевой техники, складов с боеприпасами и горюче-смазочными материалами.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 г. отважный лётчик удостоен звания Героя Советского Союза.
25 февраля 1945 г. Владимир Иванович Догаев, один из лучших асов штурмовой авиации, погиб при выполнении очередного боевого вылета. Похоронен в городе Добеле (Латвия).
За период службы награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

http://airaces.narod.ru/all7/dogaev.htm
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 18 Декабря 2011, 23.23.46 | Сообщение # 144
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Поляков Павел Яковлевич



Павел Поляков родился 26 августа 1921 г. в селе Кострово, ныне Алексинского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов сельской школы, работал слесарем на заводе в Туле. С 1940 г. в рядах Красной Армии. В 1942 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
В боях Великой Отечественной войны с марта 1943 г. Сражался на Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах.
Отличился в период Белорусской наступательной операции советских войск. Так, 26 июня 1944 г. в составе 6 штурмовиков Ил-2 Павел Поляков уничтожил 2 эшелона на станции Кохоново Толочинского района. В Минском «котле» громил силы врага у деревень Пекалин, Волма, Гатово.
К августу 1944 г. командир звена 74-го Гвардейского штурмового авиационного полка (1-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант П.Я. Поляков совершил 100 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, штурмовыми ударами нанёс ему большой урон в живой силе и технике: уничтожил 18 танков, 12 орудий, 60 автомашин, 20 повозок с грузом, 5 складов с боеприпасами. В 17 воздушных боях лично сбил 3 и в составе группы 5 вражеских самолётов.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 г. удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
22 апреля 1945 г. погиб при выполнении очередного боевого задания в районе города Пиллау (ныне Балтийск, Калининградская область).
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями. На памятниках в Туле и Алексине высечено и его имя. На здании школы в селе Александровка Алексинского района, где учился Герой, установлена мемориальная доска.

http://airaces.narod.ru/all7/polykv_p.htm
 
ГостьДата: Среда, 21 Декабря 2011, 10.47.45 | Сообщение # 145
Группа: Прохожий





Добрый день, может ли кто то дать информацию о Дышловом Михаиле Михайловиче. Этот человек находился в г. Уральск в 1943-
1944 годах и вероятно учился в Ворошиловградской школе пилотов. Этот человек отец моей матери Нели Михайловны Зленко
Сохранились его фотографии, одна из них подписана в Эстонии в 1944 году
С ув. Коваленко Инна
 
kolo-mila-yaДата: Суббота, 24 Декабря 2011, 01.57.14 | Сообщение # 146
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Бондарь Александр Афанасьевич



Он родился 24 февраля 1916 г. в селе Булавиновка, ныне Новопсковского района Ворошиловградской области, в семье крестьянина. Образование получил неполное среднее. Работал слесарем на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Учился в аэроклубе. С 1937 г. в рядах Красной Армии. В 1938 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Воевал на Калининском, Донском, Сталинградском, Центральном и Белорусском фронтах.
Свой боевой путь А.А. Бондарь начал в небе над Москвой. Сражался в составе 688-го авиационного полка.
Этот полк был сформирован 20 октября 1941 г. на базе Челябинского лётного училища как 688-й легкобомбардировочный авиационный полк. С базы в Загорске на самолётах P-Z и P-5 лётчики полка совершали по 5 – 7 ночных боевых вылетов за ночь, участвуя в боях под Москвой.
Технический состав трудился круглосуточно в тяжелейших условиях холодной зимы 1941 – 1942 гг. В результате слаженных действий всех звеньев Красной Армии немецкие войска были отброшены на 100 км от Москвы.
Таким образом, в первый год войны Бондарь был лётчиком-бомбардировщиком, уничтожал живую силу и технику врага на шоссейных и железных дорогах, наносил с воздуха сокрушительные удары по аэродромам и складам, по вокзалам и другим военным объектам противника.
В декабре 1941 – январе 1942 гг. полк был переведён на аэродром Датково, затем на Обухово, откуда уничтожал Ржевскую группировку противника. Входил в состав 38-й САД, с 28 февраля 1942 г. в составе ВВС 39-й Армии.
К лету 1942 г. полк получил самолёты Ил-2 и был преобразован в 688-й ШАП. С мая 1942 г. входил в состав 228-й ШАД (впоследствии ставшей 2-й Гвардейской ШАД).
В июле 1942 г. полк отправился на Сталинградский фронт, перелетая с аэродрома на аэродром, и принял участие в Сталинградской битве. В боях 27 декабря 1942 – 23 января 1943 гг. под Сталинградом в полку проходили войсковые испытания 8 Ил-2 с двумя пушками ШФК-37.
Когда Бондарю доверили командование авиационной эскадрильей на Сталинградском фронте, за его плечами уже было 50 боевых вылетов. Под его управлением лётчики совершали успешные налёты на резервы и скопления противника, уничтожали его технику, блокировали авиационные базы.
За проявленную отвагу в боях с немецко-фашисткими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованость, за героизм всего личного состава в разгроме фашистких войск под Сталинградом приказом НКО СССР № 63 от 8 февраля 1943 г. полк преобразован в 59-й Гвардейский ШАП.
В начале марта 1943 г. полк был переведён на Центральный фронт, в город Курск для участия в боях на Курской дуге. В составе полка было 17 самолётов, 2 стрелка и 13 техников. Поскольку стрелков и техников не хватало, то они не только подвешивали бомбы, но и летали в качестве воздушных стрелков на бомбардировку немцев в районе Курской дуги, а летом участвовали в Орловско-Курской операции.
29 июня 1943 г. эскадрилья А.А. Бондаря уничтожила 17 вражеских самолётов, а 7 июля внезапным налётом истребила 16 танков и 3 бензозаправщика.
В августе 1943 г. лётчики полка приняли участие в Севской операции.
Начались бои на Украинской земле. Наземные войска форсировали Десну и Днепр. А в это время лётчики А.А. Бондаря прикрывали десанты с воздуха, штурмовали вражескую оборону, уничтожали движущиеся к передовой резервы. Во время боёв за освобождение Черниговщины А.А. Бондарь командовал авиационной эскадрильей. Лётчики-штурмовики под его руководством бесстрашно вступали в бой с вражескими истребителями, которые пытались препятствовать действиям нашей авиации, подавляли гитлеровские миномётные батареи, мешавшие нашим стрелковым подразделениям наступать, прикрывали десантников, форсировавших Десну.
На Днепре штурмовики А.А. Бондаря поддерживали ожесточённые бои на плацдармах, появляясь над боевыми порядками вражеских войск по нескольку раз в день. Особенно успешными были налёты на опорные пункты врага. Ему был нанесён огромный урон в живой силе и технике.
Указом Президиума Верховного Совета ССР от 2 сентября 1943 г. 59-й Гвардейский ШАП награждён орденом Красного Знамени.
5 сентября 1943 г. на аэродром полка был совершен налёт немецкой авиации. В результате погибло 13 человек, было много раненых, сгорело полностью 2 самолёта, многие получили серьёзные повреждения.
28 октября 1943 г. в самолёт отважного лётчика, прикрывавшего наши войска на правом берегу Днепра, попал зенитный снаряд...
К этому времени командир эскадрильи 59-го Гвардейского штурмового Краснознамённого авиационного полка (2-я Гвардейская Черниговская штурмовая авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Белорусский фронт) гвардии капитан А.А. Бондарь совершил 241 успешный боевой вылет, уничтожил и повредил около 70 танков, 6 самолётов, 6 железнодорожных эшелонов, 7 артиллерийских батарей, много другой боевой техники и живой силы противника. В воздушных боях лично сбил 2 и в группе 4 самолёта противника.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 г. посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, медалями.
Похоронен в братской могиле в селе Юрьевка Черниговского района Черниговской области. На этой могиле установлен бюст Героя. Его имя носят улицы в Чернигове и Юрьевке.



http://airaces.narod.ru/all16/bondar.htm
 
kolo-mila-yaДата: Суббота, 24 Декабря 2011, 02.04.49 | Сообщение # 147
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (Гость)
Этот человек находился в г. Уральск в 1943-
1944 годах и вероятно учился в Ворошиловградской школе пилотов.


Доброй ночи, Нина! Вы говорите, что Ваш дедушка учился в Ворошиловградской школе... Это предположение или факт? Слово "вероятно" меня несколько смутило.

Quote (Гость)
Сохранились его фотографии,


Вы можете, если будет желание, выложить эти фотографии.

Quote (Гость)
может ли кто то дать информацию о Дышловом Михаиле Михайловиче.


Вы не пробовали связаться с музеем училища? Информация о нем есть в видеоролике в начале темы.
 
natusikДата: Суббота, 07 Января 2012, 21.36.24 | Сообщение # 148
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 4
Статус: Отсутствует
Кухарук Николай Васильевич выпуск 1953 г. .Ищу однокурсников и всех,кто меня знает
 
natusikДата: Суббота, 07 Января 2012, 22.26.30 | Сообщение # 149
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 4
Статус: Отсутствует
Ищу однокурсников -выпуск-осень 1953 г.Кухарук Николай Васильевич
 
natusikДата: Суббота, 07 Января 2012, 22.42.07 | Сообщение # 150
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 4
Статус: Отсутствует
отзовись выпуск осень 1953 г.!!!!!!!
 
Поиск: