Дата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 13.23.48 | Сообщение # 31
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Интересные факты
В 1930-х годах учебное здание находилось в школе № 26, где есть соответствующая мемориальная табличка (рядом спорткомплекс "Спартак", ул. 50 лет Образования СССР).
В 40-х годах прошлого века фильм «Истребители» с актером Марком Бернесом в главной роли снимался на территории ВВВАУШ.
Аэродром 11-й школы летчиков располагался на Острой Могиле, который во время Великой Отечественной Войны использовали как войска Советского Союза, так и войска Германии при оккупации.
Дата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 13.25.10 | Сообщение # 32
Группа: Модератор
Сообщений: 25169
Статус: Отсутствует
Quote (kolo-mila-ya)
Папа говорил, что из его выпуска тоже мало кто остался в живых.
Да конечно, кто заканчивал военные училища в 30-х, первыми приняли на себя удар, и выбор был небольшой плен или гибель. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 13.40.31 | Сообщение # 33
Группа: Модератор
Сообщений: 25169
Статус: Отсутствует
Quote (kolo-mila-ya)
В 40-х годах прошлого века фильм «Истребители» с актером Марком Бернесом в главной роли снимался на территории ВВВАУШ.
Извините Людмила недавно у Марка Бернеса был юбилей 100 лет и хоть не по теме но хочется показать юбилейный конверт. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 14.16.56 | Сообщение # 34
Группа: Модератор
Сообщений: 25169
Статус: Отсутствует
На конверте кадр из фильма ,,Истребители,, на заднем плане самолеты И-16, наверно в то время курсанты летать учились на них, т.к. фильм снимался непосредственно на аэродроме. Вот такой был самолет. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 14.27.03 | Сообщение # 35
Группа: Модератор
Сообщений: 25169
Статус: Отсутствует
В 30-х И-16 воевал в Испании, прекрасно себя зарекомендовал, кажется испанцы называли его ,,Чонос,, по русски ,,Курносый,,. Он и на самом деле похож на курносого. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 14.32.34 | Сообщение # 36
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Александр Николаевич Ефимов
Родился 6 февраля 1923 г. в селе Кантемировка (ныне поселок городского типа Воронежской области). Отец — потомственный железнодорожник. Жизненный путь Александра Николаевича Ефимова сложился не так, как хотел его отец. Десятки лет до конца своих дней Николай Герасимович проработал начальником дистанции пути. Естественно, он полагал, что и сын пойдет по его стопам. Но Александр выбрал другой путь — небо. Страсть к авиации у него зародилась со школьной скамьи, в середине 30-х годов. Откуда у сельского мальчишки увлечение авиацией?
– Однажды зимой на площадь перед церковью произвел вынужденную посадку учебный самолет. И стар и млад прибежали посмотреть на невиданное чудо – аэроплан. Мальчишки буквально облепили машину, никакие уговоры летчиков не помогали, - вспоминал Александр Николаевич.
Саша посещал школьный авиакружок (а учился он в средней школе № 2 городе Миллерово), где мальчики мастерили простейшие летательные модели с резиновыми моторчиками. В Миллерово при Осоавиахиме работала планерная школа, имевшая несколько планеров УС-4. В ней занимались ученики старших классов, с увлечением осваивая теорию и с нетерпением ожидая самостоятельных полетов.
Наконец они состоялись. Тот день, 18 августа 1938 года, Александр Николаевич не забудет никогда. Он впервые поднялся в воздух. Так Александр заложил, без преувеличения, начало новой династии — династии авиаторов Ефимовых. Сыновья пошли по его стопам: Виталий Александрович - генерал-лейтенант авиации, заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, доктор технических наук, профессор; Игорь Александрович - полковник, преподаватель той же академии, доктор технических наук, профессор; Дмитрий Александрович - подполковник, кандидат технических наук, работает в системе аэрофлота. Дочь Нина Александровна окончила Московский авиационный институт. Внук Александр - майор, кандидат технических наук.
После окончания средней школы в 1940 году Саша поступил в Ворошиловградский аэроклуб, а в мае 1941 г. — в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. – Учился я тогда в Ворошиловградской авиационной школе пилотов. В воскресенье утром дежурный сообщил, что ко мне приехали мать и сестра. Побежал в комнату для посетителей. На столе увидел графин с водой, а рядом, в вазе, букет свежих полевых цветов. Мама молча обняла меня, а потом тихо произнесла: “Вот ты и летчик! Только ты, сынок, летай пониже и потише”. Только успел посадить мать с сестренкой на трамвай и помахать им рукой, как тут же, на улице, услышал, что фашистская Германия напала на нашу страну. Первым естественным порывом курсантов было – немедленно на фронт. Но начальник училища сказал, что командование считает необходимым продолжить наше обучение. Фронту нужны умелые летчики, - расскажет позже А.Н. Ефимов. Окончил он школу в июле 1942 г. – и сразу на фронт. Он получил назначение в 198-й штурмовой авиаполк 214-й штурмовой авиадивизии. Первым его командиром был старший лейтенант Атамчук, обстрелянный летчик, совершивший к тому времени 15 вылетов и 5 раз сбитый. Вскоре Ефимов с группой молодых пилотов был переведен в 233-ю штурмовую авиадивизию и попал в 108-й штурмовой авиаполк.
Александра определили во 2-ю авиаэскадрилью капитана В.А. Малинкина, который по праву считался одним из лучших командиров. Еще до войны он был инструктором в аэроклубе, потом летал на истребителях, затем переучился на летчика-штурмовика. Под его руководством и началось становление летчика Ефимова. Как и все фронтовики, Александр Николаевич помнит свой первый вылет на боевое задание. Штурмовики наносили тогда удар по железнодорожной станции Осуга, что в Калининской области. Крепко досталось противнику, большие потери понес он. К началу Курской битвы Александр был уже зрелым летчиком. Его повысили в звании и должности, посылали ведущим группы на ответственные задания. Он стал замкомэска.
Курская битва разворачивалась во всю ширь. Фашисты, не сумев сломить сопротивление советских войск, прекратили наступление и повернулись вспять. 198-му полку было приказано нанести удар на болховском направлении по отходящему противнику, уничтожить его танки и живую силу в поселках Сорокино, Уколицы. Командир полка выделил две группы штурмовиков. Вторую в составе четырех «илов», в которую входил экипаж Ефимова, повел на задание капитан Малинкин.
Непродолжительный полет — и штурмовики уже у цели, у поселка Сорокино. Но что такое? Никаких отступающих колонн здесь нет. Сверху ясно видна оборона врага. Фашисты успели закрепиться: вырыть траншеи для пехоты, поставить в окопы танки и самоходки, оборудовать позиции для артиллерии и минометов. Малинкин принимает решение атаковать сначала танки и самоходки как наиболее опасные цели. Капитан делает разворот и устремляется на врага. За ним следуют остальные экипажи. На гитлеровцев летят мощные ПТАБы. Взрывы — и вверх взметываются языки пламени. Горят фашистские танки. Группа делает новый заход и громит из пушек и эрэсов батареи противника, расстреливает из пулеметов живую силу.
Теперь можно возвращаться домой. Штурмовики ложатся на обратный курс. Вскоре летчики увидели, как большая группа фашистских самолетов безнаказанно бомбит советские войска. Надо выручать свою пехоту, разогнать стервятников: 13 Ме-110 и четыре «Фокке-Вульфа-190». Явно неравные силы не испугали капитана Малинкина. Мощным огнем из пушек он сбивает одного «мессера». Фашисты тут же поджигают машину младшего лейтенанта Зиновского. Стрелку Ефимова удается подбить еще один «мессер». Однако Александр вскоре остается без ведомого — падает на землю самолет лейтенанта Петрова.
«Командир, подбит самолет комэска», — услышал Александр голос своего воздушного стрелка сержанта Юрия Доброва. Ефимов повернул голову направо и увидел, как машина Малинкина потянула со снижением на восток. Прикрыть капитана он не мог: «мессеры» наседали. Теперь Александр остался один против стаи стервятников. Он то и дело маневрировал, бросал Ил-2 влево, вправо. А Ме-110, как коршуны, набрасывались на него. Вот один из них, не рассчитав, выскочил вперед штурмовика. Ефимов мигом нажал на гашетки пушек и пулеметов и сосредоточенным огнем разнес фашиста в клочья. Ефимов уже вел штурмовик по верхушкам деревьев, затрудняя маневры «мессерам». Неожиданно они отстали от «ила». Александр понял: у них кончилось горючее, и гитлеровцы вышли из боя. На это он и рассчитывал.
Из всей группы только экипаж Александра Ефимова вернулся на свой аэродром. Механик сержант Юрий Коновалов глянул на машину и тяжело вздохнул: на ней не было живого места, вся изрешечена осколками и пулями, а из масляного радиатора торчали обломки хвои.
Это был, пожалуй, самый тяжелый бой старшего лейтенанта Ефимова. Но он выдержал нечеловеческие испытания. Выдержал и задумался: почему их, довольно опытных летчиков, так изрядно потрепали гитлеровцы? Долго ломал голову Александр и пришел к выводу: устарели тактические приемы боя. Надо искать новые. И он искал, настойчиво совершенствовал боевое летное мастерство свое и своих подчиненных, оттачивал искусство маневра. После гибели капитана Малинкина старшего лейтенанта Ефимова назначили командиром второй эскадрильи. А ему в то время было всего лишь 20 лет!
— Полетите фотографировать передний край противника, — сказал Александру Ефимову командир полка. — Что это такое, объяснять не буду, сам знаешь. Тебя будут прикрывать шесть истребителей.
— Есть! — коротко ответил Александр.
Ефимов отлично знал, в какое пекло посылают его. Он стал тщательно готовиться к вылету. В его самолете, в кабине воздушного стрелка, полковые умельцы приспособили аэрофотоаппарат так, чтобы производить перспективное фотографирование наземных объектов врага.
В назначенное время Александр поднял в воздух «ил» и взял курс на Мстиславль, где его встретили истребители сопровождения. Внизу — передний край обороны противника. Ефимов снизился до высоты 50 м и под носом у немцев на большой скорости низко прошел вдоль линии фронта. А воздушный стрелок тем временем производил фотосъемку. Ефимов так вел машину, чтобы создать наиболее выгодные условия для фотографирования. Фашисты открыли бешеный огонь. Закончив первый заход, Александр разворачивается и делает второй, потом третий, причем на высоте не более 20 метров. Вокруг штурмовика бушует море огня, но он упорно делает свое дело. Наконец фотосъемка завершена. С набором высоты Ефимов уходит от линии фронта. Фотоснимки оказались на редкость удачными и очень ценными. Командующий 2-м Белорусским фронтом объявил экипажу благодарность.
Последний боевой вылет капитан Ефимов сделал 5 мая 1945 года на порт Свинемюнде, расположенный на Балтийском море, уже в качестве штурмана полка.
Всего за время войны А.Н. Ефимов совершил 222 боевых вылета и 47 на разведку. Им лично и в составе группы уничтожено 85 самолетов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях. А число техники и живой силы, потерянной фашистами от огня его штурмовика, исчисляется сотнями. 26 октября 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 18 августа 1945 г. его награждают второй медалью «Золотая Звезда». Бюст Героя установлен в городе Миллерово.
После окончания войны он остался в боевом строю. В 1951 году А.Н. Ефимов окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю.А. Гагарина), а в 1957 — Военную академию Генерального штаба. В 1970 г. он получил звание «Заслуженный военный летчик СССР», А.Н. Ефимов быстро продвигается по службе: командует авиаполком, авиадивизией, воздушной армией. В 1975 г. ему присваивается звание маршала авиации.
В 1984 г. А.Н. Ефимов назначается на самый высокий пост в авиации — главнокомандующим ВВС — заместителем министра обороны СССР. В этой должности он пробыл 6 лет. В том же 1984 году маршал Ефимов удостаивается Государственной премии СССР за испытания нового оружия. С 1990 года он председатель Государственной комиссии по использованию воздушного транспорта и управлению воздушным движением при правительстве страны.
А.Н. Ефимов награжден орденом Мужества за испытания атомного оружия, он ветеран подразделения особого риска и участник Чернобыльской эпопеи.
В настоящее время маршал авиации А.Н. Ефимов является заместителем председателя Российского организационного комитета «Победа», президентом Международного благотворительного общественного фонда «Победа-1945».
Значительным явлением в жизни Александра Николаевича Ефимова была его тесная дружба со своим земляком — писателем М.А. Шолоховым. Они часто встречались. Рано ушедший из жизни поэт Феликс Чуев написал о них стихотворение «Донские орлы», где есть такие строки:
Даже пусть в душах свершится обнова, внуки почувствуют в сроки свои маршала неба и маршала слова — двух земляков по степи и крови.
По материалам сайта «Международный объединенный биографический центр»
Дата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 14.40.03 | Сообщение # 38
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (Sokol)
В 30-х И-16 воевал в Испании, прекрасно себя зарекомендовал, кажется испанцы называли его ,,Чонос,, по русски ,,Курносый,,. Он и на самом деле похож на курносого.
Дата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 14.42.12 | Сообщение # 39
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
kolo-mila-ya,
Quote (kolo-mila-ya)
Аэродром 11-й школы летчиков располагался на Острой Могиле
Данные:
Координаты - 39.4 48.533. Длина ВПП - 2150м., ширина ~ 50м. Тип полосы - бетон. Назначение - Военный. Ostraja Mogila (Lugansk). Код ICAO – UKH
Интересные и печальные факты:
В 30-ых годах прошлого века до аэродрома шла железнодорожная ветка (использовалась совместно с трамваем).
В 40-ых годах прошлого века, фильм «Истребители» с актером Марком Бернесом в главной роли снимался на территории ВВВАУШ.
Аэродром 11-ой школы летчиков располагался на Острой Могиле, который во время Великой Отечественной Войны использовали как войска Советского Союза, так и войска Германии при оккупации.
Легендарный советский военный летчик, Герой Советского Союза Николай Гастелло в 1932-1933 годах учился в Луганском авиационном училище.
В 70-80-ые годы в городке ВВВАУШ работала "Школа юных космонавтов" для старшеклассников. 16 июля 1997 года – училище было официально ликвидировано
Дата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 14.47.45 | Сообщение # 40
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (Sokol)
На конверте кадр из фильма ,,Истребители,, на заднем плане самолеты И-16, наверно в то время курсанты летать учились на них, т.к. фильм снимался непосредственно на аэродроме.
Я не очень хорошо в самолетах разбираюсь. Во всех попадавшихся мне воспоминаниях фигурировал Ил-2. Может, и на шестнадцатых "илах" летали... Не знаю, а спросить теперь не у кого (.
Сообщение отредактировал kolo-mila-ya - Воскресенье, 25 Сентября 2011, 14.48.37
Дата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 14.56.55 | Сообщение # 44
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Курсантов-летчиков и парашютистов готовили на самолете По-2. Аэродром находился возле с. Веселая Тарасовка, Лутугинского р-на. Здание аэроклуба, где проходили теоретическую подготовку курсанты и был штаб, находилось на улице Кирова, в районе старого ж.д. вокзала. В настоящее время не сохранилось. После Гордеева Н.Ф. Луганским аэроклубом руководили полковник Ивченко Д.Д., потом Герой Советского Союза полковник Луньков Н.А. Аэроклуб начал развиваться быстрыми темпами.В 1953 году начали поступать современные самолеты: легендарный мощный АН-2 и самолеты Як-18 (с хвостовым колесом), планеры и самолеты Як-12. Самолеты Як-18 были заменены на Як-18у (с носовым колесом). С 1961 по 1963 готовили вертолетчиков на Ми-1. В наше время трудно поверить, что ДОСААФ, в одной организации готовил для Министерства Обороны летчиков в двух эскадрильях на Як-18У, в вертолетном отряде на Ми-1, парашютистов в парашютном звене на Ан-2, планеристов в планерном звене на планерах и Як-12, летчиков-спортсменов в спортивном звене на спортивных самолетах Z-226, Z-326, Як-18П учили спортсменов-летчиков высшему пилотажу. И еще авиамоделистов в авиамодельной лаборатории.
Дата: Четверг, 29 Сентября 2011, 01.55.08 | Сообщение # 56
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
К сожалению, большинство папиных лётчицких фотографий не подписано, поэтому приходится "вычислять", где они сделаны. Назвать фамилии, за редким исключением, я тоже не могу. На этой фотографии в правом углу подписано "ВВАУЛ", поэтому с чистым сердцем выкладываю фото в этой теме.