• Страница 1 из 11
  • 1
  • 2
  • 3
  • 10
  • 11
  • »
Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
Ворошиловградское высшее военное авиационное училище
kolo-mila-yaДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 14.42.03 | Сообщение # 1
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурмовиков имени Пролетариата Донбасса


 
СаняДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 14.45.41 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
kolo-mila-ya,
какие большие выпуски были!


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 19.45.14 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Смильский Михаил Иванович


05.09.1920 - 01.11.1990
Герой Советского Союза




Смильский Михаил Иванович – командир эскадрильи 504-го штурмового авиационного полка 226-й штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии Южного фронта, старший лейтенант.

Родился 5 сентября 1920 года в селе Мохначка Попельнянского района Житомирской области в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1942 года. В 1936 году окончил 7 классов. Учился в ФЗУ при Киевском авторемонтном заводе. Работал на авторемонтном заводе.

В марте 1939 года призван в Армию. В 1940 году окончил Одесскую военно-авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Юго-Западном, Западном, Сталинградском, Южном и 3-м Белорусском фронтах. К февралю 1943 года старший лейтенант М.И.Смильский совершил 60 успешных боевых вылетов на скопление войск противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с гитлеровскими захватчиками старшему лейтенанту Михаилу Ивановичу Смильскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 951).

После Сталинграда М.И.Смильский освобождал Украину и Белоруссию, штурмовал Кёнигсберг. Войну закончил командиром штурмового авиаполка. За годы Великой Отечественной войны М.И. Смильский совершил 181 боевой вылет, лично уничтожил или повредил 13 фашистских самолётов, свыше 80 танков, 250 автомашин с пехотой и военными грузами, 10 орудий разных калибров, 3 склада с горючим и боеприпасами, вывел из строя более 500 солдат и офицеров противника. За время войны был четырежды ранен.

После окончания Великой Отечественной войны М.И. Смильский продолжил службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Затем учил летать лётчиков из Китая, был консультантом по вопросам авиации на киностудии имени Довженко.

Был заместителем начальника Харьковской объединенной технической школы ДОСААФ, председателем федерации авиационного спорта Харьковской области. В течение 10 послевоенных лет возглавлял Центр подготовки лётчиков-истребителей ВВС СССР, база которого находилась под Волчанском.

С 1970 года полковник М.И.Смильский в запасе. Жил в Харькове. Скончался 1 ноября 1990 года. Похоронен в Харькове на кладбище № 2.

Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

В соответствии с решением Волчанского райисполкома, центральная площадь райцентра теперь называется именем Героя Советского Союза Михаила Ивановича Смильского.

22 июня 1941 года, когда на аэродром обрушились удары бомбардировщиков противника, поднял М.И. Смильский в воздух свой истребитель. Сразу же после взлёта наши лётчики вступили в бой. Затем, в составе уже штурмовой авиации, М.И. Смильский защищал Москву, Ленинград, Сталинград.

Однажды М.И. Смильский совершал очередной боевой вылет. В прицеле появилась извилистая наезженная дорога с колонной на марше. Пальцы легли на холодные гашетки пулемётов.

Увидев пикирующих на них советских истребителей, фашисты бросились врассыпную. Но по глубокому снегу далеко не уйти. Пулемёты металлом плеснули по чёрным точкам на снегу. Боевой разворот. Ещё заход. Ещё атака. И вдруг удар в голову. Горизонт качнулся с боку на бок и скрылся в желтой наплывающей пелене. Когда М.И. Смильский пришел в себя, мотор его самолёта уже чихал, рули слабо слушались.

Тяжело раненный в голову, М.И. Смильский всё же пытался дотянуть до аэродрома. Истребитель, словно саблей, срубил верхушки сосен и упал на дно оврага в глубокий снег. Это спасло летчика от гибели.

В сознание М.И. Смильский пришел в госпитале. Потекли унылые и длинные дни бездействия. А он рвался на фронт. Врач только головой качал. "Похвально, молодой человек. Но, увы. И в медицине, как и у вас, в авиации, свои незыблемые законы. А мы с вами к тому же люди военные".

В один из дней во время утреннего обхода больных дежурный врач обнаружил, что койка М.И. Смильского пуста. "Сбежал все-таки! А вообще лётчик прав. На его месте я поступил бы так же", — подумал он. Позже краснозвёздные и грозные штурмовики Ил-2, ведомые М.И.Смильским, наносили уничтожающие удары по врагу в районе Варваровки, Ягодного, Воропоново под Сталинградом. Здесь он не один раз штурмовал со своим звеном окружённую группировку немцев. На глазах всего фронта сбил фашистский истребитель Ме-109.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым


My WebPage


Qui quaerit, reperit
 
kolo-mila-yaДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 20.38.40 | Сообщение # 4
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Саня

Спасибо, Саня, за интересный рассказ. Обязательно добавлю его в копилку семейных реликвий, чтобы внуки и правнуки знали, кто учил их деда и прадеда. Надеюсь, Вы не возражаете?
А почему в этой биографии не упоминается деятельность М.И. Смильского, связанная с Ворошиловградским училищем, Вы не знаете?
 
СаняДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 20.41.39 | Сообщение # 5
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
kolo-mila-ya,
Я не писал биографию! Поищите еще документы оставшиеся в доме,может что то интересное найдете!


Qui quaerit, reperit
 
kvmДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 23.21.25 | Сообщение # 6
Группа: Старейшина
Сообщений: 248
Статус: Отсутствует
Спасибо kolo-mila-ya и Сане за тему, навеяли воспоминания. Я в ВВАУШе в 1985г. проходил срочную: сначала замкомвзвода в отдельном батальоне связм, потом командиром отделения охраны особого отдела.

Валерий, с/ш №90, №26 СГВ1978-1983
 
СаняДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 23.29.52 | Сообщение # 7
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
kvm,
Привет! Не могу нигде найти в сети про училище штурмовиков,у тебя нет ничего на эту тему?


Qui quaerit, reperit
 
kolo-mila-yaДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 23.37.04 | Сообщение # 8
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (kvm)
Я в ВВАУШе в 1985г.

Очень рада. Скажите, пожалуйста, а историю училища Вам не рассказывали?
 
kolo-mila-yaДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 23.40.26 | Сообщение # 9
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (Саня)
Не могу нигде найти в сети про училище штурмовиков,у тебя нет ничего на эту тему?

Саня, я написала на сайт училища, и вот что мне ответили:
"9 сентября 1966 года – дата основания Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов имени Пролетариата Донбасса. Училище было создано на базе 11-й школы военных пилотов (в дальнейшем Ворошиловградской школы военных летчиков).

Редакция сайта
http://airforce.su/ "
 
kvmДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 23.41.33 | Сообщение # 10
Группа: Старейшина
Сообщений: 248
Статус: Отсутствует
Саня, привет!

Вот несколько ссылок: http://vvvaush.org/ http://vvvaush.org/about.vvvaush http://airschool.narod.ru/ http://bagerovo.borda.ru/

А вот вообще интересно: http://donbass.name/1437-voroshilovgradskoe-vvaush-zhizn-i-smert.html - Ворошиловградское ВВАУШ – жизнь и смерть


Валерий, с/ш №90, №26 СГВ1978-1983

Сообщение отредактировал kvm - Суббота, 24 Сентября 2011, 23.45.23
 
kvmДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 23.43.32 | Сообщение # 11
Группа: Старейшина
Сообщений: 248
Статус: Отсутствует
Кстати, в этом году состоялось 45-летие ВВАУШа и 40-летие первого выпуска: http://www.ostro.org/news/article-236884/

Валерий, с/ш №90, №26 СГВ1978-1983
 
kvmДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 23.48.19 | Сообщение # 12
Группа: Старейшина
Сообщений: 248
Статус: Отсутствует
Quote (kolo-mila-ya)
Очень рада. Скажите, пожалуйста, а историю училища Вам не рассказывали?


Здравствуйте! Об училище у меня остались личные воспоминания:)


Валерий, с/ш №90, №26 СГВ1978-1983
 
СаняДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 23.50.50 | Сообщение # 13
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
kvm,
Это 45 лет училищу штурманов,а до штурманов было училище летчиков.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 23.52.47 | Сообщение # 14
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
kolo-mila-ya,
Quote (kolo-mila-ya)
Саня, я написала на сайт училища, и вот что мне ответили:
"9 сентября 1966 года – дата основания Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов имени Пролетариата Донбасса. Училище было создано на базе 11-й школы военных пилотов (в дальнейшем Ворошиловградской школы военных летчиков).


Ошиблись ребята,не штурманов было училище,а летчиков штурмовиков!


Qui quaerit, reperit
 
kvmДата: Суббота, 24 Сентября 2011, 23.54.52 | Сообщение # 15
Группа: Старейшина
Сообщений: 248
Статус: Отсутствует
Вот еще интересное видео о гарнизонном Доме культуры, построенном в 1931 г. (и что от него осталось): http://dms.lg.ua/video/diplomnye-videoraboty/20-q-q.html .

Саня, kolo-mila-ya, здесь есть информация и об училищи штурмовиков.


Валерий, с/ш №90, №26 СГВ1978-1983

Сообщение отредактировал kvm - Суббота, 24 Сентября 2011, 23.57.52
 
kvmДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 00.03.41 | Сообщение # 16
Группа: Старейшина
Сообщений: 248
Статус: Отсутствует
А ведь Луганскую XI военную авиационную школу пилотов окончил легендарный капитан Н.Гастелло (учеба май 1932 — декабрь 1933)!

Валерий, с/ш №90, №26 СГВ1978-1983

Сообщение отредактировал kvm - Воскресенье, 25 Сентября 2011, 00.07.17
 
kvmДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 00.15.17 | Сообщение # 17
Группа: Старейшина
Сообщений: 248
Статус: Отсутствует
Да, чуть было не забыл: В 1941 году Ворошиловоградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса окончил космонавт Георгий Береговой, ходатайствующий о снятии судимостей с президента Украины Януковича.

Валерий, с/ш №90, №26 СГВ1978-1983
 
СаняДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 00.17.39 | Сообщение # 18
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
kvm,
Спасибо!Очень интересные факты!


Qui quaerit, reperit
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 00.40.27 | Сообщение # 19
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Отрывок из интервью с В.В. Титовичем

Титович Владимир Васильевич — Герой Советского Союза, летчик-штурмовик, 872-го штурмового авиационного полка, 281-й штурмовой дивизии, полковник в отставке.

Родился я 5 марта 1921 г. Я — украинец, и родился на Украине, в пригороде Донецка, в селе Авдотино. Раньше город называли Юзовкой, потом Сталино, а сейчас Донецк.
Моя семья была - папа, мама и трое детей: брат, сестра и я. Мама моя была домохозяйкой. Отец с тринадцати лет работал на Краматорском заводе. Я удивлялся:
— Как же ты уже с тринадцати лет на заводе работал?
Отец ответил:
— Жрать захочешь – будешь работать. Начал с того, что вдвоем с товарищем такого же возраста выносил на носилках стружку из цеха…
В детстве здоровье у меня было слабое, часто болел и в школу пошел с запозданием, к этому времени мы переехали в Краматорск. Проучился до восьмого класса, и когда мне исполнилось шестнадцать лет, отец меня уговорил идти работать. Четыре месяца я проучился в ФЗУ и пошел на завод, токарем на станок «ДИП-200». Прикрепили меня к пожилому токарю. У него я всему научился. Какой у меня был разряд, я не помню, но я был хорошим токарем. Потом, уже через много лет, именно за это мне вручили памятный подарок и знак «Пятьдесят лет Новокраматорскому машиностроительному заводу».
Проработал я на заводе до 1940 г. и ушел в армию.
— Вас в Армию призвали?
Нет, я пошел добровольно в летное Ворошиловградское училище. Когда я работал на заводе, предложили пойти в аэроклуб. Это был 1938-й или 1939-й год... Многие тогда с удовольствием написали заявление о приеме в аэроклуб.
Работал и учился в аэроклубе. Он был близко от завода. А когда мы летать начали, то на аэродром нас автобусом отвозили. Хорошо, когда работа была в первую смену, во вторую — похуже. А когда в третью – когда работа до утра, было тяжеловато: приезжал в аэроклуб прямо с завода, полусонный.
Проучился в аэроклубе я два года. Окончил с отличием. А в 1940 году поступил в Ворошиловградское летное училище.
— На каком самолете в аэроклубе Вы летали?
На «У-2». Знаменитый кукурузник. Сесть можно на любой дороге, на любой полянке, в огороде...
— В аэроклубе форму выдавали какую-нибудь?
Формы не было. У кого что было, в том и приходили.
— Кого готовили в Ворошиловградском училище: пилотов штурмовиков или истребителей?
Трудно ответить… Нас готовили на трех типах самолетов. Но началось с того, что мы проходили «курс молодого бойца». Этот курс обернулся для нас строительством. Строили мы большой тир для пристрелки самолетных пулеметов и пушек. С утра до ночи носилки таскали.
Учили летать, как освоивших У-2, сначала на «Р-5». Потом: «Нет, это уже себя изжило». Пересели на бомбардировщик «СБ». Когда война началась, мы перебазировались в Уральск. Там я закончил учебу на «СБ». Уже можно было нас посылать на фронт, но возникла потребность в летчиках-штурмовиках, и у нас появились «горбатые». (Ворошиловградская военная авиационная школа пилотов им. Пролетариата Донбасса готовила летчиков на самолетах СБ до середины 1942 г. За 1941 г. 959, в 1942 г. - 129 чел.; с 1942 г. на самолетах Ил-2, в том числе в 1942 г. -141 чел., в 1943 г. – 550, в 1944 г. – 848, в 1945 г. – 179; в 1944 г. выпустили 50 чел. на Р-5 - Р.О.)
— А когда Ваше училище перебазировалось в Уральск?
Сейчас я не помню, наверное, в 1942 году, когда немцы стали подступать к Ворошиловграду. Из-за срочной эвакуации меня тогда не отпустили на похороны отца.
Инструктора перегнали матчасть, а курсанты пешком шли почти до Саратова. С полной выкладкой: винтовка, шинель, противогаз, котелки… В первый день 42 километра покорили. Дошли до реки Калач. Тут многие в реку противогазы повыкидывали – сил тащить их уже не было. Потом нас посадили на поезд и повезли в Уральск...


Сообщение отредактировал kolo-mila-ya - Воскресенье, 25 Сентября 2011, 00.41.31
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 00.51.00 | Сообщение # 20
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (Саня)
Quote (kolo-mila-ya)
Саня, я написала на сайт училища, и вот что мне ответили:
"9 сентября 1966 года – дата основания Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов имени Пролетариата Донбасса. Училище было создано на базе 11-й школы военных пилотов (в дальнейшем Ворошиловградской школы военных летчиков).

Ошиблись ребята,не штурманов было училище,а летчиков штурмовиков!

Как я понимаю, училище штурманов - это название, которая получило училище, образованное после 1966 г.
 
СаняДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 00.56.41 | Сообщение # 21
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Образована 16 октября 1930год

11-я школа военных пилотов

Ворошиловградская школа военных пилотов

Ворошиловградская школа военных лётчиков штурмовиков

Ворошиловградское военное авиационное училище лётчиков

Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов.

Имя: Пролетариата Донбасса.

Расформировано в 1995году.


Qui quaerit, reperit
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 01.05.30 | Сообщение # 22
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (kvm)
Кстати, в этом году состоялось 45-летие ВВАУШа и 40-летие первого выпуска

Я не раз искала информацию об этом училище, но в основном говорится о современных выпускниках. Очень жаль, что выпускники 40-50-х годов не фигурируют, хотя бы в качестве исторического прошлого, и даже о Гастелло упоминается вскользь, изредка и мимоходом.
 
СаняДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 01.06.08 | Сообщение # 23
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Воробьёв Иван Алексеевич


26.08.1921 - 17.03.1991
Дважды Герой Советского Союза




Воробьёв Иван Алексеевич – командир звена 76-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии майор.

Родился 26 августа 1921 года в деревне Горбачёво ныне Одоевского района Тульской области, в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов. Работал в колхозе, был избран бригадиром полеводческой бригады, а также секретарем комсомольской организации. С 1937 года жил в городе Ефремов Тульской области. Работал сначала учеником электрослесаря, затем электрослесарем на заводе синтетического каучука, одновременно учился в вечерней средней школе и в Ефремовском аэроклубе. В 1939 году окончил 9 классов вечерней средней школы и аэроклуб.

В Красную Армию призван 10 ноября 1939 года Ефремовским райвоенкоматом Тульской области, по комсомольской путевке был направлен в Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. В связи с реорганизацией Тамбовской лётной школы гражданского воздушного флота (ГВФ) в Тамбовскую военную авиационную школу пилотов, лишь только в январе 1940 года Иван Воробьёв был зачислен её курсантом (отсюда и путаница, когда он был призван в РККА). В июле 1941 года был досрочно выпущен из авиационной школы пилотов с присвоением звания «сержант» и направлен лётчиком-инструктором во вновь организованную школу первоначального обучения пилотов в город Чебоксары, где прошел программу переучивания на ночного лётчика-инструктора. Зимой 1942 года школа была расформирована, а на её базе организованы запасные авиаполки для подготовки лётчиков на ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). В феврале-июле 1942 года – лётчик 46-го запасного авиаполка (город Алатырь Чувашской АССР). После нескольких рапортов, был переведён в маршевый авиаполк для отправки на фронт.

С августа 1942 года участвовал в боях Великой Отечественной войны, лётчик 709-го (с ноября 1942 года – 25-го гвардейского) ночного бомбардировочного авиаполка. Воевал на Сталинградском фронте, совершил около 100 боевых вылетов на бомбардировщике У-2 (По-2), получил свою первую боевую награду – медаль «За отвагу».

При выполнении боевого задания 19 февраля 1943 года получил легкое осколочное ранение в голову, некоторое время лечился в госпитале.

В марте 1943 года был направлен на курсы командиров звеньев в 10-й учебно-тренировочный авиационный полк 8-й воздушной армии, где переучился на летчика-штурмовика. В июне 1943 года после окончания курсов, был направлен на фронт в штурмовой авиаполк.

С июня 1943 по май 1945 года вновь участвовал в боях; лётчик, старший лётчик, командир авиазвена, заместитель командира авиаэскадрильи, командир авиаэскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии 8-й (с мая 1944 года – 1-й) воздушной армии. Воевал на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.

Участвовал в освобождении Донбасса, юга Украины, Крыма. Был награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 2-й степени. К маю 1944 года совершил 117 боевых вылетов. 10 мая 1944 года, после освобождения Севастополя, был представлен к званию Героя Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старшему лейтенанту Воробьёву Ивану Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№3719).

В дальнейшем участвовал в освобождении Белоруссии, Литвы, Польши, в Восточно-Прусской операции и штурме Кёнигсберга. Был награжден орденами Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени. К апрелю 1945 года совершил 207 боевых вылетов. 15 апреля 1945 года, во время боёв в Восточной Пруссии, был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии майор Воробьёв Иван Алексеевич награжден второй медалью «Золотая Звезда» (№60/II).

Всего за годы войны на самолётах У-2 (По-2) и Ил-2 совершил около 400 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника.

До марта 1947 года находился в должности командира авиаэскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии. С марта 1947 по август 1948 года – командир авиаэскадрильи 136-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии (город Лида, Белорусский военный округ). В 1948 году окончил 10-й класс вечерней школы, был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию.

В июне 1952 года окончил командный факультет Военно-воздушной академии (посёлок Монино). С июня 1952 по июль 1954 года – заместитель командира полка по лётной подготовке – инспектор-лётчик 580-го штурмового авиаполка учебной смешанной авиадивизии Военно-воздушной академии (город Киржач Владимирской области). В 1953-1954 годах участвовал в секретной высокоширотной экспедиции. Неоднократно совершал на штурмовике Ил-10 полёты на ледовые аэродромы в Арктике. Был награжден орденом Красной Звезды.

С июля 1954 года служил в Ворошиловградском военном авиаучилище летчиков (город Ворошиловград, ныне Луганск): заместитель командира авиаполка (до апреля 1955), заместитель командира авиаполка по лётной подготовке в учебном авиаполку (до ноября 1955), командир полка в учебном авиаполку (до января 1958). В январе-декабре 1958 года – командир полка 772-го учебного авиаполка 8-го военного авиационного училища первоначального обучения летчиков ВВС (город Павлоград Днепропетровской области). С декабря 1958 года – начальник 24-го военного авиаучилища первоначального обучения лётчиков ВВС (город Павлодар, Казахстан). В июне 1960 года, в связи с сокращением ВВС и расформированием Павлодарского авиаучилища, был переведен на должность начальника военной авиашколы воздушных стрелков-радистов ВВС (город Канск Красноярского края).

В ноябре 1966 года, по причине списания с летной работы (дал о себе знать оставшийся в голове, со времён войны, осколок), был переведён в Луганское (Ворошиловградское) высшее военное авиационное училище штурманов имени Пролетариата Донбасса (Киевский военный округ), где служил в должности начальника штаба – заместителя начальника училища (до января 1969), заместителя начальника училища (до ноября 1973). В ноябре 1973 года по состоянию здоровья был уволен в запас.

Жил в Киеве. До 1987 года работал в научно-исследовательском институте «Гипрохиммаш» Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР. Умер 17 марта 1991 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Избирался делегатом 23-го съезда КПСС, делегатом республиканских съездов КП Украины и Казахстана, членом Красноярского крайкома КПСС, Ворошиловградского обкома КПУ, депутатом районных, городских, областных и краевого Советов депутатов трудящихся.

Полковник (29.03.1956). Награжден орденом Ленина (19.08.1944, №15094), 2 орденами Красного Знамени (12.11.1943, №80583; 2.02.1944, №82378), орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени (20.04.1945, №2248), Александра Невского (3.07.1944, №6884), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (2.11.1944, №87263; 11.03.1985, №472941), орденом Отечественной войны 2-й степени (27.04.1944, №46767), 2 орденами Красной Звезды (29.08.1955, №3363795; 30.12.1956, №3901367), медалями, в том числе «За отвагу» (31.01.1943, №158679), «За боевые заслуги» (15.11.1955), «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За взятие Кенигсберга» (9.06.1945), «За победу над Германией» (15.06.1945).

Бронзовый бюст Героя установлен в посёлке городского типа Одоев Тульской области.


Qui quaerit, reperit
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 01.32.35 | Сообщение # 24
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (kvm)
Вот еще интересное видео о гарнизонном Доме культуры, построенном в 1931 г. (и что от него осталось):

Спасибо большое, Валерий, за этот сюжет, и Вам, Саня, за хронологию. Теперь всё стало на свои места, а то было такое ощущение, что школа сама по себе и училище имеет к ней самое отдалённое и косвенное отношение.
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 02.11.01 | Сообщение # 25
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует

Филонов Иван Филиппович - заместитель командира эскадрильи 672-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии 9-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, старший лейтенант.

Родился 1 января 1918 г. в с. Верхнее, ныне в черте города Лисичанск Ворошиловградской (ныне Луганской) области, в семье крестьянина. Украинец. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал на Лисичанской ГРЭС и заводе "Донсода". Окончил аэроклуб.

В Красной Армии с октября 1938 г. В 1941 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Служил в учебном авиационном полку командиром звена штурмовиков Ил-2.

На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1943 г. Был командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи. Воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Белгородском, Изюмском и Барвенковском направлениях, в штурмовых налётах на Донбасс, в освобождении Днепропетровска, Запорожья, Кривого Рога, Правобережной Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии и Югославии.

Заместитель командира эскадрильи 672-го штурмового авиаполка старший лейтенант Филонов к февралю 1944 г. совершил 114 боевых вылетов, из них 17 – на разведку, 97 - на бомбардировку военных объектов противника и скоплений его войск, в результате которых было уничтожено и повреждено до 15 танков и бронетранспортёров, 37 автомашин с войсками и грузами, 35 повозок, 1 паровоз, до 15 вагонов, 2 батареи полевой и 3 батареи зенитной артиллерии, 2 склада с боеприпасами, 1 переправа, 4 цистерны и 1 склад с горючим, до 270 солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Филонову Ивану Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3465).

К октябрю 1944 г. увеличил число боевых вылетов до 157. Погиб 20 октября 1944 г. во время штурмовки войск противника, ведущих наступление на позиции югославских партизан. Похоронен на горе Ахун на окраине города Белград.

Именем Героя названа улица в городе Лисичанск. На местном содовом заводе ежегодно проводятся стрелковые соревнования на приз Героя.

Награждён орденом Ленина (01.07.44), 2 орденами Красного Знамени (17.01.44; 18.03.44), орденами Отечественной войны 1-й степени (17.12.43), Красной Звезды (21.08.43).

Иван Филонов родился в г. Лисичанске на Донбассе. Свою страстную мечту о небе этот смелый, решительный паренёк осуществил, когда ему ещё не было и 18 лет. Он учился в средней школе и занимался в Лисичанском аэроклубе. Здесь совершил первые полёты, первые прыжки с парашютом.

После окончания Ворошиловградской школы военных лётчиков Филонов одним из первых освоил недавно появившуюся новую боевую машину – штурмовик Ил-2. За почти 2 года пребывания в учебном полку он обучил технике пилотирования штурмовиком многих лётчиков, но сам был отпущен на фронт только в мае 1943 года. В составе 672-го штурмового авиаполка он сразу был назначен командиром звена и оказался в 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта.

Боевое крещение Филонов получил в горниле Курской битвы. 5 июля 1943 года он, будучи ведущим пары, в группе штурмовиков совершал налёт на вражескую переправу в районе села Соломино на Белгородском направлении. А на следующий день, 6 июля, открыл свой счёт уничтоженным танкам противника, на дороге Севрюково – Безлюдовка лично превратив в горящие факелы 2 «тигра».

20 июля 1943 года во время наступления наших войск в районе села Долгенькая звено лейтенанта Филонова в составе эскадрильи штурмовало передний край гитлеровской обороны. Филонов отстал от группы, позволив вражеским зенитчикам раскрыться, а затем пушечно-пулемётным огнём и реактивными снарядами подавил гнездо, уничтожив орудия, до 15 человек прислуги и взорвав склад с зенитными боеприпасами.

После разгрома гитлеровцев на Курской дуге лётчики 672-го штурмового авиаполка приняли участие в освобождении Донбасса. Здесь старший лейтенант Филонов уже летал, будучи заместителем командира эскадрильи. Его стремление в скорейшем освобождении своей малой родины, где он провёл своё детство, было просто неудержимым.

15-16 августа 1943 года старший лейтенант Филонов участвовал в операции по уничтожению самолётов противника на аэродроме в районе города Краматорска. Несмотря на противодействие зениток и истребителей противника, за 3 вылета он сжёг 7 вражеских самолётов. В августе за 20 успешных боевых вылетов Филонов был награждён первой боевой наградой - орденом Красной Звезды.

5 сентября 1943 года Филонов водил группу из 5 штурмовиков на станцию Лозовая. Перед ними встала стена зенитного огня. И всё же лётчики нанесли сокрушительный удар по немецким эшелонам с боевой техникой. Ущерб был огромен: разбито 2 паровоза, подожжён эшелон с горючим, а Филонов лично взорвал склад с горючим и уничтожил зенитную батарею.

В течение 19-21 сентября 1943 года старший лейтенант Филонов со своей эскадрильей летал на штурмовку переправ через Днепр, на бомбёжку моста в Днепропетровске и аэродрома противника Кайдаки. Был повреждён железнодорожный мост и разрушена переправа, на которой подожжены шедшие по ней танки. При подходе к аэродрому штурмовики попали под ураганный огонь 5 батарей зенитной артиллерии, охранявших аэродром в Кайдаках. Филонов спикировал стремительно, внезапно, в упор расстрелял прислугу орудий, взорвал склад со снарядами. Самолёт вышел из пике в десятке метров от земли. Во время взрыва боеприпасов у его Ил-2 отбило около метра консоли правой плоскости. Ил-2 был истерзан, а лётчик повёл его на мост и под сильным огнём сбросил бомбы на цель. При отходе самолёт Филонова подвергся атаке 4 «мессершмиттов». Умело маневрируя, лётчик создал удобную позицию для стрелка, и тот точной очередью сбил один «мессер». Последующими вражескими атаками у Ил-2 Филонова было перебито управление руля поворота, самолёт стал почти неуправляемым. Тем не менее лётчик оторвался от врага и привёл его на свой аэродром.

5 ноября 1943 года, выполняя боевое задание по разведке в районе села Незабудино на Криворожском направлении, Филонов увидел 2 бомбардировщика Ю-87, направлявшихся к нашим позициям. Лётчик бросил свой штурмовик им наперерез, заставил их сбросить бомбы над своей территорией, а затем обратил их в бегство. За 50 проведённых успешных боевых вылетов старший лейтенант Филонов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

В январе-апреле 1944 года старший лейтенант Филонов участвовал в Криворожской, Никопольской, Новобугской и Одесской наступательных операциях 3-го Украинского фронта. Особенно ведомые им штурмовики отличились в феврале 1944 года при освобождении станции Апостолово, когда в сложных метеоусловиях им пришлось совершать десятки боевых вылетов на подавление оборонительных рубежей противника. За штурмовки обороны противника в районе Кривого Рога, Никополя, Апостолово он был награждён двумя орденами Красного Знамени. К этому времени старший лейтенант Филонов совершил 114 боевых вылетов и был представлен к званию Героя Советского Союза, которое ему было присвоено Указом ПВС от 1 июля 1944 года.

Наступление советских войск тем временем продолжалось. В апреле 1944 года на Днестре в Молдавии были завоёваны плацдармы, которые яростно атаковали гитлеровские войска. На их штурмовку Филонов неоднократно водил группы штурмовиков. А в августе 1944 года началась Ясско-Кишинёвская операция. Стремительные действия танковых и конно-механизированных групп на территории Румынии требовали постоянной поддержки авиации. В этих боях старший лейтенант Филонов участвовал уже в должности командира эскадрильи. Штурмовики громили вражеские войска в районах городов Васлуй, Бырлад, Плоешти, обеспечивали продвижение войск 37-й армии на территорию Болгарии, а в октябре 1944 года – на территорию Югославии.

14 октября 1944 года в частях 17-й воздушной армии был торжественный день: лётчики получали заслуженные в боях награды. Старшему лейтенанту Филонову и ещё 9 авиаторам были вручены ордена Ленина и «Золотые Звезды». Но только 6 дней довелось носить высшие награды Родины мужественному лётчику…

В период с 12 по 20 октября 1944 года 12-й корпус НОАЮ (Народной освободительной армии Югославии), сформированный из югославских партизан, удерживал все дороги южнее реки Сава, идущие из Белграда в зону дислокации гитлеровской группы армий «Ф» в Боснии, и наступал на город, в то время как наши 57-я армия и 4-й механизированный корпус с востока наносили удар на югославскую столицу. 20 октября 1944 года оба удара сошлись в Белграде. Но против югославского корпуса гитлеровцы бросились на прорыв, пытаясь покинуть обречённый город. Группа штурмовиков под командованием старшего лейтенанта Филонова вылетела на штурмовку противника, где была встречена большой группой фашистских истребителей. В воздушном бою Ил-2 Филонова был подбит, загорелся и упал на холм Авала на окраине Белграда…

Лётчик и стрелок были похоронены с воинскими почестями югославскими солдатами на высоте Ахун рядом со своими павшими товарищами…

Биография предоставлена Валерием Воробьевым

Источники
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988
Документы ЦАМО
 
SokolДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 05.21.15 | Сообщение # 26
Группа: Модератор
Сообщений: 25169
Статус: Отсутствует
kvm,
Quote (kvm)
Вот еще интересное видео о гарнизонном Доме культуры, построенном в 1931 г. (и что от него осталось)

Валерий, спасибо, отличная тема, сюжет, нужная и грустная информация. %)



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 12.49.14 | Сообщение # 27
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
История училища

Называлось училище по-разному: с 1930 года — «Одиннадцатая школа военных пилотов», затем «Ворошиловградская школа военных пилотов имени Пролетариата Донбасса», «Ворошиловградская школа военных летчиков…», «Ворошиловградское военное авиационное училище летчиков…». А с 1966 года и до конца своей истории — «Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов имени Пролетариата Донбасса».
…1930 год. Идет индустриализация страны, Советский Союз создает свою оборонную промышленность, строятся новые заводы по выпуску танков, артиллерии, стрелкового оружия, самолетов.
В области авиации намечалось снять с вооружения все иностранные типы самолетов, заменив их отечественными, увеличить количество самолетов бомбардировочной авиации, добиться, чтобы количество наших самолетов превышало количество самолетов всех ближайших противников, вместе взятых.
Резкое увеличение выпуска военных самолетов потребовало и увеличения числа авиационных кадров: летчиков, штурманов, техников и других специалистов. Правительством было принято решение о создании ряда авиационных училищ. Нарком обороны наш земляк Климент Ворошилов предложил создать одно из них в Луганске. Он сказал: «Надо научить горняцкую молодежь летать».
Где выбрать место для строительства? В 1930 г. окраина города была там, где сейчас находится Луганский национальный университет им. Т.Г.Шевченко. На юго-восток не было ни одного строения, ни одного дерева — расстилалась степь, на которой пасли скот и косили сено. Частично поля использовали под пахотные земли. Обширная равнина вокруг кургана Острая Могила наиболее подходила для аэродрома. Специалисты и выбрали местность между курганом Острая Могила и поселком Вергунка. Ровная, открытая со всех сторон местность, благоприятствовала базированию авиации. Единственным недостатком было отсутствие воды.
В ноябре 1930 года начался подвоз стройматериалов с железнодорожной станции «Третий километр». Копались котлованы под здания, канавы под водопровод. Подвоз материалов и оборудования осуществлялся на лошадях, так как автомашин в то время в достаточном количестве еще не было. И рабочие, и специалисты-летчики из города ходили на стройку пешком.
Интенсивное строительство зданий школы началось весной 1931 года. Основными орудиями труда были лопата, лом, кайло, тачка, носилки. Нормы не только выполнялись, но и значительно перевыполнялись.
В числе первых зданий авиашколы был заложен учебный корпус с казармами, где сейчас расположен штаб, и жилые двухэтажные дома.
Весной 1931 года в школу прибыли пилоты и техники из Качинской авиашколы, которые образовали преподавательское ядро будущего училища. Начали поступать железнодорожным транспортом первые самолеты У-1 и Р-1. Самолеты со снятыми крыльями буксировали с железнодорожной станции лошадьми. Это было невиданное зрелище для города. Толпы людей на улицах с удивлением и восторгом смотрели на самолеты, а мальчишки гурьбой сопровождали необычные грузы далеко за город.
Одним из первых летчиков, прибывших из Качинской школы, был Петр Михайлович Стефановский, в то время летчик-инструктор, а впоследствии известный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Другой летчик-инструктор В. А. Степанченок — впоследствии также известный летчик-испытатель — первым в апреле 1931-го взлетел с аэродрома Острая Могила, пролетел над городом, над поселками, шахтами, деревнями Луганщины, известив тем самым начало летной работы Одиннадцатой школы военных пилотов.
В мае — июне 1931 года состоялся первый набор курсантов. «Комсомол, на самолеты!», «Дадим стране Советов 150 тысяч летчиков!» — вот лозунги, за которыми молодежь по путевкам комсомола пошла в авиацию.
В лагерь школы начали прибывать первые курсанты. Они останавливались у ворот школы. Вернее, это была нарядная арка, сооруженная из бревен. Над вывеской школы висело красное полотнище со словами: «Добро пожаловать!» Но ни за этой аркой, ни рядом с ней не было ничего, что хоть отдаленно напоминало бы школьное здание. Штаб школы находился в самолетном ящике. Курсанты, зачисленные в школу, в течение первых двух дней натягивали палатки, создавали необходимое внутреннее оборудование.
Начались занятия. Теоретические занятия с молодым пополнением вели сами инструкторы, так как преподавателей еще не было. Курсанты изучали теорию полета, моторы, самолеты, воздушную стрельбу, аэронавигацию и другие учебные дисциплины. Занятия проходили на открытом воздухе, у самолетов, в палатках.
После учебы личный состав уходил на строительство. Вместе с постоянными рабочими курсанты закладывали фундамент огромного учебного корпуса и курсантских общежитий, воздвигали ангары, прокладывали к городку железную дорогу, они работали на строительстве ежедневно по 3 — 4 ч. По решению собрания летного состава каждый курсант должен был посадить и вырастить 15 деревьев будущего парка школы.
Вскоре начались полеты, о которых так мечтали курсанты. Один из воспитанников школы первого набора Николай Петриченко вспоминает: «Как было приятно следить за тем, как меняется голос мотора в зависимости от движения сектора газа, как машина реагирует на движение педалей, как плавно скользит она в воздушных просторах. Летали много, летная программа выполнялась успешно».
Самолет У-1, на котором совершали свои первые полеты курсанты, работал на касторовом масле. От дыма и копоти иногда трудно было узнать товарищей. Самолет приходилось ежедневно мыть и два раза в неделю устраивать ему настоящее купание.
Курсанты оборудовали первый клуб части — натянули большую самолетную палатку, в ней создали некоторый уют, развесили картины, плакаты, соорудили небольшую сцену, установили столы и скамейки.
В сентябре 1931-го Одиннадцатая школа пилотов дала стране первый отряд летчиков. До нас дошли имена первых выпускников: Панков, Плескачев, Пукаев и др.
После торжественных проводов первых своих питомцев коллектив школы продолжал работать. Школа росла. Уже в следующем году она располагала четырьмя эскадрильями и успешно готовила военных пилотов. В 1932 году был произведен второй выпуск. Появились филиалы — новые аэродромы: Южный (поселок Энгельса) и Михайловка.
Некоторые из первых выпускников по приказу наркома были оставлены в школе летчиками-инструкторами. Это были Мирошниченко, Лигинский, Скрепцов и др. Впоследствии из них выросли прекрасные командиры.
В 1933 году во всех эскадрильях школы было создано по одному звену истребителей, летавших на самолетах «И-3» и «И-4». Школа готовила пилотов-разведчиков, истребителей и немало бомбардировщиков, которые получили эту специальность после непродолжительной подготовки в других частях.
Училище росло, получало новые самолеты, более совершенное вооружение и специальное оборудование, изготовленное на отечественных авиационных заводах.
22 января 1933 года школу посетил Климент Ворошилов. Объезжая Донбасс, он решил заглянуть и в школу летных кадров, созданную по его инициативе. К этому времени в городке уже стояло семь готовых и заселенных корпусов, строительство огромного четырехэтажного здания главного корпуса школы было почти завершено. Уже в большей его половине разместились казармы курсантов, клуб и учебно-летный отдел.
На границе аэродрома стояли ангары и служебные здания. Полным ходом строились мастерские, гараж, складские помещения. Городок был освещен электричеством, обеспечен водой, баней, магазинами, столовой. По всему городку росли молодые деревья, посаженные руками курсантов.
В 1933—1934 гг. школа упорно трудилась над подготовкой третьего выпуска курсантов. Личный состав летал много и использовал целую сеть аэродромов. Над степями Донбасса, над его городами и селами пролегли многочисленные воздушные маршруты.
В 1933 г. был учрежден праздник — День Советской авиации. Для жителей Луганска этот день стал особенным.
Школа выделила своих лучших летчиков и лучшие самолеты для катания гостей. Аэродром гудел от восторга тысяч людей, огромные очереди тянулись к самолетам. Летчики Родин, Мирошниченко, Седов, Челомбиев и другие совершали десятки полетов по кругу над аэродромом.
На митингах рабочих ряда заводов и шахт, посвященных первому Дню авиации, выдвинуто было предложение присвоить школе имя «Пролетариата Донбасса».
16 января 1934 года Реввоенсовет республики своим приказом присвоил Одиннадцатой школе военных пилотов имя «Пролетариата Донбасса», которое она с честью носила до конца своей истории.
К своей пятой годовщине школа выпустила очередной отряд военных летчиков, а за пятилетие дала Военно-воздушным силам свыше тысячи военных пилотов.
К маю 1936 г. школа представляла собой крупное военно-учебное заведение с мощным парком материальной части и с целой системой вспомогательных служб. К этому времени в школе было пять эскадрилий. Личный состав успешно овладевал самолетами истребителями «И-3», «И-4», а затем «Р-5». Авиационный городок стал неузнаваемым. Уже полностью был отстроен главный учебный корпус и обширные авиамастерские. Кроме девяти двухэтажных жилых домов, высились два четырехэтажных многоквартирных здания с паровым отоплением и всеми удобствами. Заканчивалось строительство большого клуба, украсившего своими архитектурными формами весь городок. Разрастался молодой зеленый парк. Приступила к работе своя средняя школа, детский сад. Построено было просторное здание санитарной части с многочисленными кабинетами, оборудованными современной лечебной аппаратурой. Между военным городком и городом пролегла построенная руками курсантов трамвайная линия, и трамвай № 9 каждые полчаса подходил к школьным воротам.
К 1939 году личный состав школы освоил 10 типов самолетов. Замечательные результаты работы школы в годы мирного строительства со всей силой проявились в тяжелые дни военных испытаний.
В боях у озера Хасан и реки Халхин-Гол и в боях с финнами среди первых Героев Советского Союза оказались воспитанники Ворошиловградской школы военных летчиков. Звание Героя Советского Союза получили Виктор Чистяков, Павел Коробков, Александр Мошин, Леонид Орлов, Антон Акименко, Николай Жердев.
К началу 40-х годов курсанты занимались в 50 учебных аудиториях и классах с огромным количеством наглядных пособий, макетов, тренажеров. На пустыре было выстроено более тридцати каменных зданий, ангары и много других хозяйственных построек. Если в самом начале в школе был один самолет и одна автомашина, то к 1940 году личный состав освоил полеты на двенадцати типах самолетов. Они стояли на нескольких школьных аэродромах.
Когда началась Великая Отечественная война, многие курсанты и офицеры подали рапорты об отправке на фронт. Война потребовала значительного увеличения выпуска летчиков, и школа перешла к подготовке кадров по ускоренной программе военного времени.


Сообщение отредактировал kolo-mila-ya - Воскресенье, 25 Сентября 2011, 13.21.36
 
SokolДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 13.07.56 | Сообщение # 28
Группа: Модератор
Сообщений: 25169
Статус: Отсутствует
Маленький факт, мой отец в начале 30-х годов несколько месяцев учился в этом училище но не закончил, не знаю к счастью или к сожалению, т.к. по его рассказам все или почти все его сокурсники погибли еще в начале войны

Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 13.19.44 | Сообщение # 29
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
Quote (Sokol)
Маленький факт, мой отец в начале 30-х годов несколько месяцев учился в этом училище но не закончил, не знаю к счастью или к сожалению, т.к. по его рассказам все или почти все его сокурсники погибли еще в начале войны

Папа говорил, что из его выпуска тоже мало кто остался в живых. Правда, я не знаю, о каком именно выпуске он говорил - о Днепропетровской школе или Ворошиловградском училище.
 
kolo-mila-yaДата: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 13.20.53 | Сообщение # 30
Группа: Поиск
Сообщений: 868
Статус: Отсутствует
История училища (продолжение)
К осени 1941 года на аэродромах Ворошиловградской школы появилась авиация действующей армии. Над Острой Могилой все чаще стали появляться самолеты с фашистскими черными крестами.
В октябре было принято решение о перебазировании школы в Уральск. Гитлеровцы стояли уже в 50 км от Ворошиловграда. Личный состав (рота за ротой) с оружием в руках пешком уходил через Сталинград. Колонны повели преподаватели учебно-летного отдела майор Лебедев, капитан Ефимов, капитан Рыбалко, капитан Панков, капитан Кулыгин.
Лучшие летчики школы майор Сохацкий, капитан Михайлов, лейтенант Заикин, лейтенант Беловол повели самолеты за Волгу, в казахстанские степи.
Суровой зимой встретил Казахстан ворошиловградцев. Стояли уже тридцатипятиградусные морозы. На новом месте не было ничего: ни жилья, ни аэродрома, ни топлива, не хватало продуктов питания. Однако фронт требовал новых сотен и сотен летчиков. Кое-как были расселены прибывшие семьи по квартирам жителей Уральска и прилегающих селений. Летчики, техники и курсанты начали строить землянки, оборудовать их под общежития, а также строить и другие служебные помещения. Много трудностей было пережито в те дни.
В первый год войны фронт получал из Ворошиловградской школы главным образом летчиков-бомбардировщиков. Весной 1942 г. школа освоила новую материальную часть «ИЛ-2». Фронту как хлеб нужен был самолет — штурмовик, который был бы грозой для гитлеровцев. Таким оказался созданный конструктором Илюшиным самолет «ИЛ-2». «Летающий танк» — сразу прозвали его наши бойцы. «Черная смерть» — окрестили его гитлеровцы.
Несмотря на большой вес брони, «ИЛ-2» обладал достаточной скоростью полета, высокой маневренностью и простотой управления. Самолеты прибыли в часть в мае 1942-го, а уже в августе школа дала фронту отряд летчиков-штурмовиков.
В год решающего перелома на фронтах Великой Отечественной войны школа дала военно-воздушным силам 550 летчиков-штурмовиков, а на следующий год — более тысячи.
В приказе по ВВС от 29 февраля 1944 года школа характеризуется как лучшая среди авиационных школ Красной Армии. За годы Великой Отечественной войны было подготовлено свыше трех тысяч военных летчиков. Дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий совершил более 300 боевых вылетов. Отважный герой Черноморского флота полковник И. А. Дикий выполнил 357 боевых вылетов, провел 80 воздушных боев, лично сбил 18 самолетов, произвел 85 штурмовых ударов по войскам и вражеским аэродромам, 50 раз летал в разведку. Михаил Фесенко на грозном штурмовике «ИЛ-2» совершил 112 боевых вылетов и взорвал 18 танков, 101 машину, 67 орудий, 9 минометов, склад с боеприпасами и истребил свыше 750 гитлеровских солдат и офицеров. Герой Советского Союза Николай Сербиенко сбросил на врага 53 тонны бомб.
Училище воспитало 187 Героев Советского Союза, шесть из них эту высшую правительственную награду получили дважды.
Среди дважды Героев Советского Союза выпускник училища летчик-космонавт Георгий Береговой, 90-летие которого отмечается в этом году.
В конце 1945 года стало известно, что училище будет снова перебазировано в Донбасс, на свое старое место. Все с нетерпением ждали этих дней. Последняя зима в уральских степях была особенно суровой. Стояли сильные морозы. Надо было привести в готовность для длительного перелета сотни самолетов, подготовить летный состав, сформировать наземные эшелоны, обеспечить упаковку имущества, организовать в пути питание, сохранность материальных ценностей.
В апреле 1946 года эшелон за эшелоном уходили из Уральска курсанты, воины обслуживающих подразделений, семьи офицеров. С первых летних дней в казахстанских степях оглушительно взревели сотни моторов. Самолеты звеньями поднялись в воздух и сделали прощальный круг над местами, с которыми расставались. Крылатые машины уверенно вели на запад опытные летчики. Впереди их ждал родной Луганск.
От самого училища теперь остались, к сожалению, одни воспоминания. Но эти воспоминания живут в сердцах тех, кто учился в училище, тех, кто в нем работал.
Ольга Цуприкова
http://nashagazeta.com.ua/articles/143.html
 
  • Страница 1 из 11
  • 1
  • 2
  • 3
  • 10
  • 11
  • »
Поиск: