Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.07.49 | Сообщение # 1981
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Глеб Грозовский принял участие в заседании Городского суда по видеосвязи 13:02, 23 января
В Городском суде сегодня рассматривали апелляцию адвоката Глеба Грозовского. Защитник священника, обвиняемого в педофилии, считает, что к нему относятся предвзято. Подробности мы узнаем у Елены Болдышевой. Она находится в суде.
Елена Болдышева, корреспондент: «Глеба Грозовского сегодня здесь, на Бассейной улице, ждали около двух десятков журналистов. Но священника в суд не доставили. Он принимал участие в заседании по видеосвязи.
Что касается апелляционной жалобы, то ее сегодня Городской суд не рассмотрел за ненадобностью. Дело в том, что апелляционную жалобу адвокат Уткин подал после того, как следователь, ведущий дело Грозовского, принял постановление отстранить Уткина от участия в этом деле. Следователя не устроило то, как Уткин разговаривал со свидетелями. По мнению сотрудника СК, Уткин нарушил процессуальный порядок.
Но 22 декабря руководитель СК Петербург Александр Клаус это постановление отменил, а дело и Грозовского и вовсе передали другому следователю. Все встало на свои места, поэтому сегодня апелляционная жалоба как таковая оказалась не нужна, ведь у адвоката Михаила Уткина все сложилось самым лучшим образом.
Октябрьский районный суд Петербурга закрыл процесс по делу священника Глеба Грозовского, обвиняемого в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении детей, передает корреспондент «Медиазоны». сторонники Грозовского пришли в суд в одинаковых футболках с надписью «Верим. Молимся. Ждем» и портретом его матери с иконой.
Уголовное дело в отношении священника было возбуждено в 2013 году, когда Грозовский был в командировке в Израиле. По версии следствия, в 2011 году в православном детском лагере под Петербургом Грозовский совершил насильственные действия сексуального характера в отношении нескольких детей младше 14 лет. Кроме того, следователи считают, что в 2013 году священник подверг сексуальному насилию двух девочек 9 и 12 лет, которые отдыхали в православном лагере в Греции.
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.07.59 | Сообщение # 1982
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
12:39 / 16.02.2016
Религиозные пенсионерки-матушки забили девочку-сироту до смерти
В Ярославской области 6 лет действовал концлагерь-приют «Угоднический дом милосердия», в котором издевались над детьми.
В СКР Ярославской области завершили предварительное расследование уголовного дела в отношении женщин, пенсионерок, организовавших православный приют «Угоднический дом милосердия» для девочек-сирот. Его создательнице, 67-летней Людмиле Любимовой, а также ее подельницам-матушкам Наталье Роговой и Раисе Гусмановой инкриминируются п. "а", "г", "е" ч. 2 ст. 117 УК РФ – «Истязание двух и более несовершеннолетних, совершенное группой лиц», ч. 4 ст. 111 УК РФ – «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего» и ст. 156 УК РФ – «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».
По версии следствия, приют в Ярославской области, организованный в двух частных домах местными пенсионерками, был больше похож на концлагерь для подростков. Дети никогда не посещали школу и медицинские учреждения, находились на строгом религиозном домашнем воспитании, много работали по хозяйству и систематически подвергались наказаниям.
В течение 6 лет воспитанниц систематически избивали прутьями, палками, связывали шнурами от электрических бытовых приборов или приковывали металлическими цепями к кроватям и таким образом удерживали в доме длительное время. В итоге одна из 13-летних сирот за отказ от еды и ненадлежащее выполнение хозяйственных работ на приусадебном участке, была избита матушками до такой степени, что от полученных травм скончалась.
Во время патолога-анатомической следственный экспертизы у погибшей были обнаружены следы многочисленных ударов тупым предметом, кровоподтеки и ссадины. Травмы головы были несовместимы с жизнью. Однако по словам воспитывавшей ее матушки, девочка просто упала с печки, а затем рухнула в подпол.
Фигурантки уголовного дела прошли психолого-психиатрическую экспертизу и были признаны вменяемыми с оговоркой, что у них имеются «индивидуальные психологические особенности, связанные с уклоном в церковную сферу».
В рамках расследования беспрецедентного убийства пенсионерками подростка было заведено еще одно уголовное дело в отношении теперь уже бывшей начальницы отдела по опеке и попечительству управления образования Ростовского муниципального района Ярославской области Галины Рассамагиной, которой было предъявлено обвинение по ч. 1 и 2 ст. 293 УК РФ – «Халатность». Чиновница, призванная следить за исполнением обязательств перед опекаемыми и усыновленными сиротами, прекрасно знала о творящихся в «Угодническом доме милосердия» страшных истязаниях, но никак не реагировала.
По данным СКР региона, указанные факты преступлений в отношении несовершеннолетних носили общеизвестный и очевидный характер, но ни сельские, ни районные, ни областные власти не желали вмешиваться в явно преступную ситуацию.
Ныне «Угоднический дом милосердия» в селе Мосейцово Ростовского района Ярославской области уже не существует. Но изъятым из него девочкам еще предстоит как-то жить дальше.
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.08.09 | Сообщение # 1983
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
Иконы на орбите: во что верят космонавты?
Каждая эпоха дает людям новые поводы для гордости за свою страну. В 1961 году мы отправили на орбиту первого человека — и подарили космос всему человечеству. Вера в научный прогресс получила осязаемое подтверждение. Идеологи атеистического СССР были в восторге: казалось, теперь все точно позабудут о религии. Но так ли произошло в действительности?
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.08.39 | Сообщение # 1988
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаГалина ()
Идеологи атеистического СССР были в восторге: казалось, теперь все точно позабудут о религии.
Демагогия самого низкого пошиба. К созданию космической индустрии в нашей стране церковники не имели вообще ни наималейшего отношения. Вот только когда эта индустрия пошла гробиться, их к ней допустили на ее отпевание. Будьте здоровы!
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.08.49 | Сообщение # 1989
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
ЦитатаNestor ()
Демагогия самого низкого пошиба. К созданию космической индустрии в нашей стране церковники не имели вообще ни наималейшего отношения. Вот только когда эта индустрия пошла гробиться, их к ней допустили на ее отпевание.
Вы хоть ролик-то посмотрели? Большинство космонавтов (возможно, все) - верующие люди. Dum spiro, spero
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.08.59 | Сообщение # 1990
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Сампсониевский собор в Петербурге передали Русской православной церкви
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге официально передали в пользование Санкт-Петербургской епархии, сообщает корреспондент РИА Новости.
Торжественная церемония передачи состоялась в воскресенье. В 10.00 началось богослужение, после завершения которого директор государственного музея-памятника "Исаакиевский собор", в состав которого ранее входил Сампсониевский собор, Николай Буров передал настоятелю собора архимандриту Серафиму (Шкредю) ключи от храма.
"Тридцать пять лет назад музей "Исаакиевский собор" вошел в стены этого храма и сделал все возможное для того, чтобы вернуть облик, черты этого храма, который он носил еще в далеком XVIII веке. У нас очень мало сохранившихся храмов XVIII века. Это — один из сохранившихся, один из намоленных храмов. Это великий памятник, заложенный по указу Петра Великого в день славной победы над врагом", — сказал на церемонии передачи ключей от собора Буров.
Он отметил, что передает ключи "с чувством глубокого удовлетворения".
"Это было наше искреннее желание. Взамен мы получили помещение на Большой Морской улице, 40, где мы можем продолжать нашу музейную работу, потому что музей Полтавской виктории никуда не исчезнет, он есть", — добавил Буров. Он назвал иконостас и иконы Сампсониевского собора "великим достоянием всего российского народа", отметив, что на церковь ложится "ответственнейшая задача поддержания, сохранения и, может быть, дальнейшей реставрации". "Я думаю, такому приходу это под силу", — заключил Буров.
Настоятель храма архимандрит Серафим назвал передачу ключей церкви "историческим днем". "Храм переживал разные периоды в своей истории. Сегодня открывается еще одна страница — это возвращение храма Русской православной церкви", — сказал он, поблагодарив Бурова и все музейное сообщество за сохранение собора и заверив, что сотрудничество будет продолжаться.
Сампсониевский храм был заложен Петром I в 1709 году в благодарность за небесное покровительство русским войскам в Полтавской битве, которая произошла 27 июня (10 июля), в день памяти святого Сампсония Странноприимца. Спустя 17 лет деревянное здание решили заменить каменным. 19 августа 1740 году новая церковь с отдельной колокольней, построенные по проекту неизвестного архитектора, были освящены. Окончательный вид уникальный архитектурный ансамбль приобрел к 200-летию Полтавской победы в 1909 году, тогда же церкви был присвоен статуса собора.
Собор оставался действующим до 1938 года. В 1935 году он был взят под государственную охрану как памятник истории и культуры. После прекращения богослужений собор передали в аренду Государственному Эрмитажу. Во время войны храм пострадал. После 1947 года здания собора использовались Библиотекой Академии Наук, а с 1951 года — оптово-закупочной базой Главунивермага как склад. С 1972 года собор оказался в ведении Государственного мемориального музея Суворова, началась разработка планов реставрации, однако средств на их исполнение не хватало. В 1984 году Сампсониевский собор была передан ГМП "Исаакиевский собор". После этого начались реставрационные работы, основная часть которых завершилась к 300-летию Полтавской битвы в 2009 году. В качестве музея он был открыт в 2000 году. С 2010 года в Сампсониевском соборе проводятся ежедневные богослужения.
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.09.09 | Сообщение # 1991
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
В праздник российских новомучеников патриарх Кирилл совершит литургию
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье, в праздник Собора новомучеников и исповедников церкви Русской, совершит литургию в столичном кафедральном храме Христа Спасителя, сообщил РИА Новости в субботу пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков.
В богослужении, которое начнется в 9.30 мск, примут участие верующие из московских приходов, представители общественных организаций, а также потомки репрессированных православных.
На сегодняшний день в Собор новомучеников и исповедников церкви Русской включены имена более 1 тысячи 760 пострадавших за православную веру, сообщил патриарх в январе на открытии Международных рождественских образовательных чтений "1917-2017: уроки столетия". По его словам, "важно не столько вписать имена подвижников в святцы, сколько научиться чтить их память, изучать их наследие, воспитывать подрастающее поколение в уважении к их подвигу".
Как сообщил ранее член синодальной комиссии по канонизации святых, настоятель храма новомучеников и исповедников российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа, в нынешнем году по всем епархиям пройдет общероссийский крестный ход с мощами новомучеников РПЦ, погибших за веру после революции.
Кроме того, к преподаванию в государственных и муниципальных учебных заведениях в качестве внеурочного учебного модуля рекомендован разработанный в РПЦ курс "Новомученики и исповедники церкви Русской", который призван обратить внимание школьников на подвиг соотечественников.
Ожидается, что в год 100-летия событий 1917 года в честь новомучеников и исповедников церкви Русской на Лубянке будет освящен строящийся на территории Сретенского мужского монастыря храм.
Празднование Собора новомучеников и исповедников церкви Русской был установлен патриархом Тихоном и утвержден поместным собором 1917-1918 годов. Весной 1992 года архиерейский собор РПЦ установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает — то в ближайшее воскресенье (в нынешнем году — 5 февраля).
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.09.49 | Сообщение # 1995
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
Как на самом деле проходил Харьковский Собор: что написал Филарету митрополит Никодим, в чем причина раскола
Протодиакон Максим Талалай
Источник: Портал «Православная жизнь»
2017 год – юбилейный: 25-летие Харьковского Архиерейского Собора. Этому событию будет посвящен ряд материалов на портале «Православная Жизнь».
Воспоминаниями о главном действующем лице Харьковского Собора Высокопресвященнейшем митрополите Харьковском и Богодуховском Никодиме (Руснаке) делится протодиакон Максим Талалай, преподаватель Харьковской ДС, соавтор книги «Слобожанский святитель», посвящённой жизни архиерея, заведующий Церковно-историческим музеем Харьковской епархии.
– Отец Максим, сколько лет Вы работали над книгой?
– Пять лет. В октябре 2016 года, во время визита в город Харьков Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, возглавившего торжества по случаю 20-летия возрождения Харьковской духовной семинарии, состоялась её презентация. Работа над книгой велась по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия – духовного воспитанника и преемника почившего митрополита Никодима.
– Что было для Вас самым важным в этой работе? Что удивило?
– Все письма-воспоминания о владыке Никодиме, с которыми довелось работать, положительного характера. И это соотносится с древним правилом: «De mortuis aut bene aut nihil» – «Об усопших – или хорошо, или ничего». Вместе с тем, письма отличаются по стилю: написанные академично, подчеркивающие святительское достоинство главного героя или же, наоборот, более простым языком, где владыка предстает человеком со своими особенностями, характером в разных жизненных обстоятельствах. Хотелось не просто представить гладкий, «бронзовый» образ почившего архиерея, а показать живого человека.
В одном из своих стихотворений последних лет владыка Никодим с присущими ему смирением и мудростью писал:
Не ангел я, а немічна людина, І, може, чимсь в житті я зігрішив. Та плачу, Боже, я, Твоя дитина – Благаю я, щоб Ти мене простив.
Что меня удивило? Я увидел человека очень большой веры в Бога.
Митрополит Никодим (Руснак) Митрополит Никодим (Руснак)
Среди адресатов – 10 Патриархов и Предстоятелей Православных Церквей, около 50 иерархов, священнослужителей и мирян Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Украинской, Белорусской, Эстонской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Польской Православных Церквей. География адресатов обширна – от Мексики до России, от Африки до Кении.
Нам удалось найти даже одноклассников владыки по Московской духовной семинарии. В далеком 1955 году иеромонах Никодим (Руснак) в 34 года сел за семинарскую парту, когда учащимся с ним было по 18-19 лет. Когда в Черновицкой епархии, где служил будущий святитель, ему кто-то заметил: «Никодиме, куди ти їдеш? У тебе хрест жовтий, ти намісник монастиря, а там одні хлопчики вчаться», он ответил: "То і я стану хлопчиком і буду вчитися».
Эта «разница в возрасте» позволила нам застать некоторых одноклассников митрополита в живых, хотя большая часть из них уже отошли ко Господу. Письмо одного из земляков владыки Никодима, выходца из Буковины протоиерея Иоанна Монаршека (он служит в одном из благочиний Подмосковья) завершалось такими словами: «Я верю, что в ближайшее время Высокопреосвященнейший Никодим будет причислен к лику святых… Святителю отче Никодиме, моли Бога о нас». Трогательные слова.
Владыка Никодим в начале служения на Харьковской кафедре Владыка Никодим в начале служения на Харьковской кафедре
– Какое-то письмо, возможно, запомнилось больше других?
– Особенно запомнились письма, на страницах которых есть место и воспоминанию о духовной дружбе, и светлой грусти, и доброй улыбке. К примеру, замечательные письма архиепископа Фиатирского и Великобританского Григория, митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия – всех авторов таких воспоминаний не перечислишь в формате интервью, их очень много.
Митрополит Мексики, Венесуэлы, Центральной Америки и Карибов Антоний (Шедрауи) рассказал об одном случае. Когда он посетил Харьков в 1972 году, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим встречал его на машине представительского класса «Чайка» (на таком автомобиле тогда ездили государственные деятели). Владыка вспоминает, как они проезжали по Харькову, а все милиционеры отдавали честь, поднимали шлагбаум, включали зеленый свет, полагая, что едут высокопоставленные представители гражданской власти. И владыка Никодим, обернувшись к гостю, в шутку говорил: «Ты это видел?». «Видел», – отвечал владыка Антоний, и они оба смеялись... Ныне 85-летний митрополит Антонио рассказывает с такой теплотой о событиях сорокалетней давности, как будто это было вчера. Невольно вспоминаются слова митрополита Никодима: «Життя – мов блискавка на небі».
В фондах Церковно-исторического музея Харьковской епархии хранится фотография, сделанная в августе 1976 года: богослужение в Благовещенском кафедральном соборе города Харькова совершают архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим и епископ Тропейский Григорий (Феохарус). Ныне владыка Григорий, в сане архиепископа, является представителем Вселенского Патриарха в Великобритании и Ирландии. Когда в конце 2011 года вместе с преподавателем английского языка Харьковской духовной семинарии мы позвонили в Лондон и сообщили Высокопреосвященнейшему Григорию о кончине митрополита Никодима, он вскрикнул и заплакал. Архиепископ поведал, что икону святителя Афанасия Сидящего, которую владыка Никодим подарил ему в Харькове в 1976 году, он хранит до сих пор.
С епископом Григорием в 1976 году приезжал в наш город и молодой доктор богословия Андреас Тиллиридис, ныне митрополит Кенийский Макарий, Экзарх Восточной Африки. Об этом иерархе идёт слава как о святом человеке, его называют апостолом Кении. Читал, что митрополит Макарий спит по 5 часов, активно занимается переводческой деятельностью. Успехом его миссионерского делания является тот факт, что король Кении дал согласие на крещение своего сына. Мнение о владыке Макарии как о необычном священнослужителе подтвердилось: я отправил ему письмо по электронной почте, а через 30 минут уже был получен ответ с воспоминаниями о митрополите Никодиме. Удивительно!
Еще один момент запомнился. Август 2016 года, работа над книгой подходила к концу. Среди архива митрополита Никодима, переданного, по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия, в Епархиальный музей, попалась увесистая папка с материалами, относящимися к середине 1980-х годов. Среди корреспонденции от представителей Православных Церквей, писем на испанском языке от служителей Западной Церкви, неопубликованных стихотворений владыки, я обратил внимание на календарик 1985 или 1986 года и открытку, подписанную «Наталья Лакиер с супругом и детьми». Поискал это имя в интернете. Оказалось, что Наталья Николаевна Лакиер родилась в Сербии в 1936 году в семье потомственных дворян, эмигрировавших из города Таганрога. Проживала в Аргентине, в 2005 году упокоилась в городе Буэнос-Айресе. Вероятно, семья Лакиер дружила с владыкой Никодимом в бытность его служения на Аргентинской кафедре в 1964–1970-х годах.
Молитва и архипастырское слово стали для многих славянских семей, силой обстоятельств оказавшихся в Латинской Америке, за тысячи километров от родной земли, связующей нитью с любимой Родиной. Узнал, что один из детей Натальи Николаевны, сын Юрий, стал дипломатом. До недавнего времени Юрий (Хорхе) Лакиер работал торгпредом в одном из посольств Аргентины, но найти его не удалось – закончился срок аккредитации, и он вернулся в Новый Свет.
Невольно подумал: «Какую же интересную жизнь прожил владыка Никодим! Многие из тех людей, которые на своём жизненном пути встречались с ним, уже принадлежат вечности, но память об этих встречах хранится в старых письмах, документах, фотографиях, позволяя живущим на земле прикоснуться к истории жизни великого человека». Признаюсь, такие находки переворачивают многое внутри.
– Прикосновение с духовным миром другого человека всегда сокровенно.
– Да, тот момент я запомню навсегда.
– Что известно о Харьковском Архиерейском Соборе? Может, какая-то переписка сохранились или владыка Никодим что-то рассказывал?
– Харьковский Архиерейский Собор 1992 года – это вершина архипастырской деятельности митрополита Никодима, и большинство адресатов – иерархов Русской, Украинской Православных Церквей – в своих письменных суждениях подчеркивали эту, без преувеличения, историческую заслугу владыки.
Здание, в котором в 1992 году проходил Харьковский Собор Здание, в котором в 1992 году проходил Харьковский Собор
Относительно оценки самим владыкой событий мая 1992 года приведу следующий пример.
В 2006 году митрополит Никодим благословил мне принять участие в телевизионной передаче, на которой затрагивалась тема церковной ситуации в Украине на рубеже 1980-1990-х годов. Пытался вначале отказаться от этого послушания, чтобы со стороны моё выступление, – человека, который, в силу возраста, не является очевидцем рассказываемых событий, – не выглядело попыткой, с присущим молодости максимализмом, обличать и, так сказать, «срывать покровы». Владыка Никодим заметил: «А ты и не должен этого делать. Анализируя причины возникновения раскола, основанного на личных амбициях человека гордыни, необходимо знать о телеграмме, которую я отправил в мае 1992 года Митрополиту Филарету».
Ныне этот документ, написанный митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом от руки, хранится в Церковно-археологическом музее Харьковской епархии.
Зал, в котором происходило заседание Харьковского Собора Зал, в котором происходило заседание Харьковского Собора
В телеграмме содержится просьба не совершать грех преслушания каноническому омофору Матери-Церкви, не идти на новый раскол, за которым последуют терзания нашего многострадального украинского народа. Владыка Никодим апеллировал к историческим аналогиям: приводил примеры послушания святителей Иоанна Златоуста и Афанасия, Патриарха Цареградского (мощи которого хранятся в Харькове): они трижды смиренно удалялись с патриаршей кафедры в Царьграде, поставив интересы Церкви выше личных амбиций. Телеграмма завершается словами: «Подчинитесь всеблагой воле Божией, всё во благо устрояющей». Владыка Никодим подчеркивал, что ответа на эту телеграмму не последовало.
В рассказе о событиях весны 1992 года, митрополит Никодим вспоминал: «Когда, по благословению Священноначалия Матери-Церкви, я, как старший по хиротонии архиерей Украинской Православной Церкви, должен был провести Собор архипастырей Украинской Православной Церкви, полагался лишь на волю Божию, ибо не знал, как будут развиваться события, ведь возможности провести Собор в Киеве не было. В телефонном разговоре с Филаретом услышал: ‟Вы думаете, епископы будут Вас слушаться? Вас побьют камнями, вы ног не унесёте из Киева”». И владыка тогда принял решение провести Собор в Харькове, полагаясь, только на волю Божию.
Икона Самборской иконы Богородицы, перед которой молились архиереи-участники Харьковского Собора Икона Самборской иконы Богородицы, перед которой молились архиереи-участники Харьковского Собора
Как вспоминает Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (наш Предстоятель является участником Харьковского Архиерейского Собора), во время заседаний владыка Никодим часто выходил из зала, – оказывается, ему все время звонили из высоких государственных инстанций и говорили, чтобы он следовал их рекомендациям. Владыка отвечал, что это Архиерейский Собор, и он не может оказывать давление на епископов, кого им избирать. Он возвращался бледный как бумага, никому ничего не говорил, но усилием воли заставлял себя садиться за стол и продолжал вести собрание. Келейнику владыки Никодима, диакону Олегу (ныне митрополит Харьковский и Богодуховский Онуфрий), который находился рядом со свои архипастырем, говорили: «Надо открыть форточку – наверное, владыка неважно себя чувствует». Никто не знал о причине его состояния и того, чего стоили эти телефонные звонки.
Покойный Святейший Патриарх Алексий ІІ отмечал, что Харьковский Архиерейский Собор 1992 года стал подобием первых Соборов в истории Церкви Христовой, когда зримо действовала благодать Святого Духа. На Соборе, открывшем первую страницу новейшей истории Украинской Православной Церкви, был избран новый Предстоятель который пользовался непререкаемым авторитетом среди духовенства и верных – приснопамятный Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Наша Церковь, подчёркивал владыка Никодим, не пошла по пути веяний мира сего, иначе она перестала бы быть Церковью и превратилась в неопротестанскую организацию.
Деяния Харьковского Архиерейского Собора подтвердили следование тем путем, который был указан Крестом святого апостола Андрея Первозванного, святым равноапостольным князем Владимиром и обусловлен историческим выбором нашего боголюбивого народа в священном единстве с Полнотой Вселенского Канонического Православия
Резная икона Крещение Руси, которая находилась в зале заседаний во время Харьковского Собора Резная икона Крещение Руси, которая находилась в зале заседаний во время Харьковского Собора
– Это настоящий подвиг. Участники Собора преодолели страх и сделали верный выбор…
– Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, являющийся также участником Собора, вспоминал, как молодые епископы приехали в Харьков и знали, что Благовещенский собор – сердце Харьковской епархии, здесь старейший иерарх митрополит Никодим, слово которого имеет вес и благотворное влияние: «Все архиереи Украинской Православной Церкви собрались для того, чтобы решить судьбу нашей Церкви. И тогда нужно было просто видеть его деяния, и ту энергию, которая была у него в те дни. Он действительно положил, как добрый пастырь, душу за Церковь Святую».
Владыку Господь умудрил. Нужно отдать должное его смирению – он в первый день заседания снял свою кандидатуру на пост Предстоятеля. Владыка Никодим говорил, что сделал это специально, дабы не появились со временем спекуляции, что он проводил Собор, руководствуясь своими интересами. Интересы Церкви для него были превыше всего, он всегда признавался, что любит Церковь безгранично.
– Продолжалось ли общение с Филаретом? Какой была молитва митрополита в последние годы его жизни?
– Нет, не продолжалось. Мы не знаем, что было в тайниках сердечной молитвы владыки Никодима. В 2000 году его поразил физический недуг. Но служение Церкви не прекращалось. Силы физические митрополита угасали, а талант духовного делателя, церковного писателя расцветал: он издает 8 томов книг «Послания. Слова. Речи», 8 томов стихотворений «Подих серця до Творця». Стихи владыка начал писать ещё в раннем детстве.
Он говорил: «Я молюсь о всех. Молюсь о тех, кто шёл со мной по дороге жизни, кто сейчас принадлежит вечности. О них нужно молиться, ведь они жительствуют нашими молитвами, и, таким образом, жизнь торжествует в святых молитвах».
Владыка Никодим перед Федоровской иконой Богородицы в последние годы жизни Владыка Никодим перед Федоровской иконой Богородицы в последние годы жизни
Владыка горячо молился за Украину, любил её всем сердцем. Он настоящий патриот. И это проявлялось не в каких-то голословных заявлениях, а в том, что он был неотделим от своей земли. В Аргентине ему предлагали хорошие материальные условия, если он останется в Южной Америке навсегда. Но владыка отверг это предложение: «Если я вернусь на Родину, и меня лишат всего, упрекнут во всех грехах, то все равно буду там, на своей родной земле».
Когда он служил в Южной Америке, то с уважением относился к многоликой культуре всех стран огромного континента, но, прежде всего, старался достойно представить родной украинский народ.
– Расскажите, пожалуйста, об этом малоизвестном периоде служения владыки в Южной Америке. Вошли ли в книгу «Слобожанский архипастырь» воспоминания представителей других Православных Церквей в Новом Свете, которые знали митрополита Никодима?
– Шесть лет, с 1964 по 1970 годы, владыка Никодим служил в Аргентине. До 1977 года, занимая уже Харьковскую кафедру, исполнял обязанности экзарха Центральной и Южной Америки, посещал страны Латинской Америки и много сделал для Православия на континенте.
В рассказе об этом периоде нельзя не рассказать о человеке, которого я уже упоминал. Это Высокопреосвященнейший митрополит Антоний (Шедрауи). К слову, о высоком авторитете этого иерарха свидетельствует тот факт, что Президент Мексики Энрике Пенья Ньето считает владыку Антонию своим духовным наставником. Когда журналисты спросили об этом владыку, он ответил: «Господин Президент – верующий христианин. Он венчался со своей супругой в католической церкви. Я горжусь дружбой с ним. Я могу отвечать только за себя: я считаю его своим другом, а кем он меня считает – нужно спросить у него». Родился будущий митрополит Антоний (мексиканцы с любовью и почтением называют его «саедна» (от арабского «саидна» – «владыка») 17 января 1932 года в Ливане в очень бедной, но благочестивой православной семье. Его полное имя Антоний Мусса Шедрауи Таннус. Верующие родители дали сыну имя Мусса в честь святого пророка и Боговидца Моисея.
Затем он поступил в семинарию при Баламандском монастыре – известном духовном учебном заведении Антиохийской Православной Церкви, учился в Афинском университете, разговаривает на четырёх языках. Кстати, пребывая четыре года назад в Харькове, митрополит Антоний посетил семинарию и рассказал воспитанникам, что сам был очень любопытным студентом, не давал покоя своим преподавателям постоянными вопросами, настолько сильным было желание у него стремление к учебе. «Не бойтесь спрашивать о том, чего вы не знаете», – сказал владыка нашим семинаристам.
Митрополит Антоний (Шедрауи) с владыкой Никодимом Митрополит Антоний (Шедрауи) с владыкой Никодимом
– Как он оказался в Харькове?
– Когда по благословению Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Илии IV (Муауада) в 1972 году 40-летний епископ Кесарийский Антоний Шедрауи (он носил титул экзарха Мексики, Венесуэлы, Центральной Америки и Карибских островов) посетил Советский Союз с паломническим визитом, то встречался в Москве с митрополитами Никодимом (Ротовым), Ювеналием (Поярковым). Отмечу, что владыка Антоний с большим уважением отзывается о Высокопреосвященнейшем митрополите Никодиме (Ротове), портрет владыки Никодима – единственный портрет иерарха, который размещён на стене в его личной комнате.
В Украине паломнический маршрут епископа Антония в 1972 году пролегал через города Киев и Харьков. Промыслительно, что в Киевской Экзархии гостя принимал епископ Черниговский и Нежинский Владимир (Сабодан), викарий Киевской епархии – будущий Митрополит Киевский и всея Украины. В Харькове владыку Антония сблизило с архиепископом Никодимом свободное владение испанским языком. Полноценный диалог и личные качества владыки Никодима способствовали тёплому братскому общению.
Уезжая, епископ Антоний пригласил архиепископа Никодима к себе в гости в Мексику. И через год владыка Никодим посетил Аргентину, Чили, Бразилию и Мексику. Сохранилась добрая память о встрече, несколько фотографий. Когда через 40 лет, в феврале 2012 года мы, работая над книгой, дозвонились в Мехико, митрополит сказал: «До владыки Никодима я никогда не встречал в церковной среде такого искреннего человека. Мне казалось, что это ангел сидит у меня на плече. Он так беспокоился, как я провёл время, удобно ли мне, как я поел, как я себя чувствую. Он настолько был человеколюбивым…».
Митрополит Антоний (Шедрауи) на могиле митрополита Никодима Митрополит Антоний (Шедрауи) на могиле митрополита Никодима
На годовщину преставления владыки Никодима в сентябре 2012 года архиепископ Харьковский Онуфрий, по благословению Священноначалия, направил митрополиту Антонию официальное приглашение посетить Харьков в дни поминовения его собрата и друга. Саидна прилетел в Киев в сопровождении епископа Кесарийского Игнатия Самаана, был принят Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, и провёл в Харькове целые десять дней – незабываемые для меня дни общения, ведь моим послушанием было сопровождать высокого гостя.
– Вы лично общались с митрополитом Антонием?
– Да. Это человек твёрдой веры, большой доброты и детского сердца.
– Он пригласил Вас в Мексику?
– Да, а в феврале 2013 года Блаженнейший Митрополит Владимир поставил резолюцию: «Не возражаю». По благословению моего Правящего архиерея архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия я поехал в Мексику, собирал материалы для книги «Слобожанский архипастырь». Благодарение Богу, удалось побывать в местах, где был владыка Никодим. В антиохийском соборе святого великомученика Георгия («Сан-Хорхе»), где в октябре 1973 года служил владыка Никодим с владыкой Антонием, в октябре 2013 года я сослужил секретарю Мексиканской митрополии архимандриту Фади Раббат. Богослужение совершалось на арабском, испанском и церковно-славянском языках, на нём присутствовал посол Украины в Мексике Руслан Спирин. Нельзя описать чувств, когда увидел те же иконы, витражи, росписи, что и на чёрно-белых архивных фотоснимках.
Протодиакон Максим Талалай на богослужении в соборе св. Георгия в Мексике Протодиакон Максим Талалай на богослужении в соборе св. Георгия в Мексике
Во время прогулки по Мехико, в парке Чапультепек мы сфотографировались перед фонтаном у входа в Национальный антропологический музей. И у нас в музейном архиве есть снимок 40-летней давности, на котором владыка Никодим сидит на том же самом месте.
Я встречался с жителями гостеприимной Мексики, которых окормлял владыка Никодим. Удалось познакомиться с коренным мексиканцем протоиереем Карлосом Чаконом, клириком Русской Православной Церкви. Его родственники всегда предоставляли свой дом владыке Никодиму, когда он приезжал в Мексику. В селении Непантла есть храм в честь Покрова Божией Матери – приход Московского Патриархата, закладку фундамента которого в 1977 году совершал архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, Экзарх Центральной и Южной Америки, включая Мексику. Священный сан отец Карлос принял от святительских рук архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Лазаря, ныне митрополита Симферопольского и Крымского. Богослужения в этом храме, как и во всех приходах Южной и Центральной Америки, совершаются по «Литургикону» – Служебнику, изданном в 1970 году под редакцией Высокопреосвященнейшего архиепископа Никодима. Специалисты признали этот труд лучшим переводом православных литургий на испанский язык – тот язык, на котором, по признанию и Карла Великого, и Ломоносова, можно разговаривать с Самим Богом.
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.10.29 | Сообщение # 1999
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
Путь мученичества можно измерить только собственными слезами
Вся история Церкви строилась на подвигах. Узнавая жизнь новомучеников и исповедников, мы соприкасаемся с опытом стояния в вере, стояния за Христа. Митрополит Антоний (Паканич) – о подвигах, укрепляющих Церковь, закаляющих сердца, побеждающих смерть.
Фото: Сергей Рыжков
– Владыко, сегодня, к сожалению, среди «популярных святых» новомучеников встретишь не часто. Почему так происходит?
– Не могу согласиться с Вашим утверждением. Мои наблюдения свидетельствуют об обратном. Наши соотечественники глубоко почитают святых новомучеников и исповедников, которые близки нам по времени и даже в некой мере по условиям жизни. В то же время нужно признать, что очень часто люди привыкли искать у святых помощи в своих житейских делах и проблемах. Наверное, не так просто просить благополучия у того, кто ради Христа отказался от счастливой и сытой жизни.
Я думаю, святые новомученики укоряют нашу совесть, ведь, несмотря на христианские убеждения, наше сердце все равно остается принадлежать этому миру. Сегодня мы видим, как современный человек, который живет в условиях потребительского общества, становится все менее способным к стойкому перенесению трудностей и скорбей. Но святитель Феофан Затворник учит, что «за Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом». Это значит, что компромисс евангельского идеала с ценностями мира попросту невозможен.
Стремление к Богу означает для нас преодоление ветхого человека, освобождение от оков мира, исправление в себе той колоссальной искаженности, которая возникла в результате грехопадения. Путь к Господу лежит через крест. И если мы чего-то другого в жизни ищем – значит, мы весьма далеки от Евангелия, «ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
– Сейчас Церковь переживает сложные времена – это и захваты храмов, и клевета, и угрозы. Насколько актуален для нас пример новомучеников сегодня?
– То, что мы наблюдаем в некоторых западных областях нашей Родины, где захватываются православные храмы, а наших верующих избивают, священников с семьями выгоняют на улицу, иначе как правовым беспределом не назовешь. В адрес нашей Церкви звучат клевета и угрозы, которые порой ничем не отличаются по своей логике и контексту от богоборческих идей, приведших в ХХ веке к массовым жертвам и репрессиям.
Вместе с тем, мы должны четко осознать, что, в первую очередь, от нас самих зависит будущее нашей Церкви. Если мы не научимся самой жизнью свидетельствовать миру правду Божию, если, называя себя христианами, продолжим искать тленных и преходящих житейских благ, то участь наша будет плачевна. Новомученики открыли свое сердце для Христа, и все соблазны этого мира превратились для них в пыль. С таким мужеством они переносили все скорби и гонения, ведь кто живет со Христом, тому ничего не страшно.
В книге Сергия Фуделя «Воспоминания» в качестве эпиграфа приводится замечательный отрывок из его частного письма: «В Церкви с каждым годом все страшнее стоять, но не говорит ли это только о том, что постепенно окончательно снимаются, казалось бы, несокрушимые стены какого-то церковно-византийского благополучия и христианство возвращается к своей первоначальной Голгофе, в Гефсиманский сад. Страшно? Да! Но в этом саду Христос сказал ученикам: “Побудьте здесь и бодрствуйте". И это должно обязать наше сердце, оно должно прислушаться к этому голосу». Думаю, сегодня эти слова звучат особо актуально.
Нам нужно вспомнить, что спасение человечества совершилось на Голгофе, и только через Голгофу лежит путь ко спасению каждого из нас. Поэтому так ценен пример новомучеников, опыт их исповедничества и жертвенного следования за Христом, обращаясь к которому каждый христианин получает возможность и в своей жизни приблизиться к евангельскому идеалу.
– Времена гонений – это возможность для каждого окончательно определиться в своей позиции: следовать за Христом или предать Его. Много наших соотечественников показали пример стойкости в вере во времена безбожного режима. Они со смирением приняли все скорби, выпавшие на их долю: лагеря, издевательства надзирателей, пытки и избиения, глумления. Почитание новомучеников – это смысловое следование их подвигу. И в первую очередь – необходимость дать оценку богоборческой власти... Прокомментируйте, пожалуйста.
– Страшные события безбожных гонений – это не повод декламировать пафосные идеологические сентенции. Путь мученичества можно измерить только собственными слезами. Если мы не отдали ни капли собственной крови за свою веру, то нам лучше помолчать в благоговейном страхе и уважении перед тишиной и одиночеством чужой Голгофы. Эта Голгофа нам не принадлежит. По крайней мере, на данный момент. Этот крест можно узнать только тогда, когда на него всходишь. И только после этого он становится твоим. Все остальное – фетиш и пустословие.
Оценку историческим деятелям и событиям, равно как и каждому из нас, даст Сам Господь Бог. Святые мученики и исповедники собственными костьми легли под жернова тоталитарной машины и тем самым хоть немного, но все же сдержали губительное движение зла в этом мире. Глядя на свою жизнь, мы понимаем, насколько далеко стоим сегодня от этого подвига. И все, что нам остается, – молиться с сокрушением и каяться в своих грехах и немощах. Попросим в молитве у сонма святых новомучеников и исповедников крепости сил и дерзновения, чтобы вера наша была живой и действенной, а крест – радостотворным и спасительным.
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.10.39 | Сообщение # 2000
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
Почему не стоит бояться конца мира, или Что на самом деле приближает нас к погибели
Священник Роман Савчук
В главе 24 Евангелия от Матфея приводится речь Господа о внешних обстоятельствах кончины мира и Его славного второго пришествия. Кроме достаточно известных апокалипсических картин войн и нестроений есть в этой речи некоторые детали, на которые очень редко обращают внимание. И может быть, совсем не случайно.
Обратимся к евангельскому тексту. В ответ на вопрос учеников о признаках кончины мира Спаситель предупреждает их об опасности лжепророков, социальных и экологических катаклизмах: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах… ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24: 4–7). Именно эти евангельские свидетельства зачастую лежат в основании обыденных представлений о последних судьбах мира. Однако их смысл весьма искажен. Голливудская киноиндустрия, сектантские организации различного толка и прочие адепты идеологии общества потребления достаточно активно воспитывают в массовом сознании прежде всего страх перед будущим, спекулируя на теме конца мира. И эта спекуляция отнюдь не безобидная игра на нервах людей. Цель более тонкая – отвлечь от главного.
Если мы внимательно посмотрим на евангельский текст, то увидим, что акценты в нем иные. Христос отнюдь не желает посеять в учениках страх. Наоборот, Он говорит: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24: 6). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя слова Спасителя, говорит, что истинные ученики Господа «будут выше несчастий»: никакие внешние нестроения не смогут поколебать их ревности к вере и добродетельной жизни. Об этом, по мнению святителя, свидетельствует также и указание Христа на то, что и в условиях глобальных потрясений «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24: 14). То есть, чтобы ученики не впали в уныние и не сказали: «Как же мы будем жить?», Господь как бы говорит: «Будете и жить, и учить повсюду»[1]!
Это первый важный акцент, противоположный популярной версии кончины мира. И православный христианин должен его хорошо осознавать: для человека, который доверяет Богу, который стремится жить с Богом, недопустимо поддаваться какому-либо запугиванию перед будущим, панике, страху – это признак гордой самонадеянности, а не добродетельной обеспокоенности по поводу собственного спасения.
Второй акцент евангельского восприятия последних судеб мира не менее важен. К сожалению, зачастую он также понимается в искаженном виде. Речь идет об «охлаждении любви». Господь говорит, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12). Обычно это указание стараются представить как некий социальный коллапс через распространение повальной нетерпимости в обществе: люди, мол, превратятся в зверей и начнут друг друга уничтожать. Следствием такого убеждения, далеко не всегда высказанного явно, является поиск модели социального благоденствия, предотвращения конфликтов в обществе любой ценой. То есть на подсознательном уровне люди боятся «острых углов», боятся отстаивать традиционные ценности, поскольку это может вносить в общество напряжение, конфликты и проч. Таким образом, современные западные модели толерантности ко греху, по всей видимости, имеют глубинные ментальные основания в страхе перед кончиной мира, в мифе, основанном на неправильном понимании Евангелия, который сегодня продолжает активно поддерживаться, но уже с помощью более тонких технологий.
Как же нужно понимать слова Христа об «охлаждении любви»? Один из древних толкователей говорит, что здесь речь идет, прежде всего, об охлаждении любви к Истине: «Слова этого множества учителей (то есть лжепророков. – о. Р.С.) противоположного истине учения принесут такой вред, что даже горячую любовь к истине, которая прежде состояла в простоте веры, заставят охладеть из-за своей оценки восприятия Божественных таинств»[2]. И действительно, Спаситель «охлаждение любви» прямо связывает с «умножением беззакония», то есть с искажением Истины, вследствие чего, как пишет святитель Иоанн Златоуст, «ученики и от любви не будут получать утешения»[3]!
Апокалипсическое «охлаждение любви» – это не возрастание ненависти, а извращение истинного понимания любви
Таким образом, апокалипсическое «охлаждение любви» – это не просто изменение взаимоотношений между людьми, не возрастание ненависти, а нечто иное. Это, прежде всего, извращение истинного понимания любви! Лжепророки последнего времени (общественные и религиозные лидеры) будут превратно истолковывать высшую добродетель, так что последователи Христа не смогут радоваться подобной «любви». Вполне возможно, что речь идет о таком понимании любви, которое действительно ведет к уменьшению социального напряжения, к построению гармоничного общества без «острых углов», без конфликтов жизненных позиций. Однако это не любовь как Божественный дар, а скорее взаимовыгодная сделка ради комфорта: каждый должен отказаться от твердых убеждений о должном, благочестивом, истинном и признать относительность всех ценностей ради социального мира и благоденствия. Именно это падение форпоста любви, его извращение до такой степени, что во имя этой добродетели будут твориться беззакония, является ясным признаком того, что человечество ступило на путь, ведущий к погибели. Ведь если относительно войн и катаклизмов Господь говорит: «Это еще не конец» (Мф. 24: 6), то речь об искажении Истины лжепророками, об охлаждении любви и проповеди Евангелия для свидетельства всему миру Спаситель заключает: «И тогда придет конец» (Мф. 24: 14).
Как видим, святоотеческое понимание пророчеств Спасителя о последних судьбах мира в сущности своей противоположно тому мифу об Апокалипсисе, который активно пропагандируется в массовом сознании. Если последний имеет своей целью создать в воображении людей ужасающие картины бедствий и социальных нестроений, порождающих страх, то евангельские описания, наоборот, ободряют верующих, подвигают их к мужеству и стойкости не оставлять Истины – и Господь спасет верных Ему. Если в популярной идеологии целенаправленно акцент делается на социальных конфликтах с тем, чтобы люди подсознательно склонялись к поиску разрешения этих конфликтов любой ценой, – то в Евангелии ясно звучит предупреждение об опасности «прохладной любви», любви, лишенной верности Истины в обмен на социальный комфорт, – именно такая интеллигентная «любовь» ведет мир к погибели. Вот чего действительно нужно бояться – извратить любовь и из высшей добродетели превратить ее в служительницу комфорта.
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.10.49 | Сообщение # 2001
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
Рассудительнейший авва Исаак Сирин
Диакон Павел Сержантов
Прп. Исаак Сирин
Подвижники во все века ценили дар духовного рассуждения. Особо почитались наставники, которые просияли этим даром. В чем же состоит этот дар? На каких исторических примерах мы могли бы познакомиться с даром духовного рассуждения?
За примерами обратимся к наследию преподобных Исаака Сирина и Иоанна Лествичника. Тема для духовного рассуждения у них самая насущная, «классическая»: как пагубная страсть внедряется в сердце человеческое, как становится «второй натурой» человека? Преподобный Иоанн Лествичник дает на эту тему пример духовного рассуждения из опыта подвижников высокой жизни. У преподобного Исаака Сирина мы отыщем пример более распространенный, до боли знакомый каждому православному христианину. И оттого второй пример, пожалуй, важнее первого.
* * *
Как страсть становится «второй натурой» человека? В своем Слове о целомудрии[1] авва Иоанн Лествичник перечисляет «классические» этапы укоренения блудного помысла в душе:
1. прилог греховного помысла (помысел появляется в поле внимания человека как соблазнительное слово или визуальный образ);
2. сочетание (человек останавливает внимание на помысле);
3. сосложение (человек соглашается с помыслом и получает от него удовольствие);
4. борьба (человек борется с греховным помыслом «на равных»);
5. пленение (помысел побеждает, человек не в силах сопротивляться греху);
6. страсть (помысел укореняется в душе, становится ее «второй натурой»[2]).
К этим известным этапам укоренения блудного помысла авва Иоанн добавляет еще пример из жизни «просвещеннейших и рассудительнейших отцов». Вот где проявляется дар духовного рассуждения – отцы приметили еще один способ, каким блудная страсть нападает на опытных подвижников. Этот вид нападения они назвали набегом мысли. Что за нападение?
Набег мысли «без слова и образа мгновенно представляет подвизающемуся страсть... без сочетания, без продолжения времени, неизъяснимым... образом, вдруг является своим присутствием в душе»[3]. Перечисляя этапы укоренения греховного помысла, авва Иоанн отмечает, что этап борьбы может и отсутствовать. С набегом мысли, оказывается, нет и сочетания! Безусловно, нет сосложения и борьбы. Набег мысли доходит до этапа пленения и страсти «без слова и образа», то есть без «классического» прилога помысла. Через покаяние рассудительнейшие отцы смогли изобличить коварный набег мысли, «постигнуть такую тонкость помысла» и по милости Божией преодолеть его пагубные последствия.
Итак, преподобный Иоанн рассматривает этапы укоренения блудного помысла в душе и повествует о более тонкой невидимой брани. Ее ведет против опытных исихастов набег мысли, он представляет собой тоже блудный помысел, только чрезвычайно тонкий, быстродействующий. О чьем даре духовного рассуждения мы читаем у преподобного Иоанна? Кто из отцов проявил высокий дар и обличил набег мысли? Точно сказать нельзя. Но не спешите огорчаться. Подобное рассуждение мы встретим у Исаака Сирина, и здесь авторство духовного рассуждения будет очевидным.
* * *
«Слово о порядке тонкой рассудительности» аввы Исаака Сирина тоже говорит о действии страсти, о прилоге (приражении) и сосложении. Вот текст первоисточника: «Не все страсти ведут брань приражением помыслов. Ибо есть страсти, которые душе показывают только скорби. Нерадение, уныние, печаль не нападают приражением помыслов и услаждением (греч.: ук эн просволи, уде эн анеси), но только налагают на душу тяжесть. Крепость же души изведывается в победе над страстями, ведущими брань приражением помыслов. И человеку надлежит иметь тонкое разумение (греч.: гносин лептин) обо всем этом, чтобы, при каждом сделанном шаге, сознавать... в какой стране начала шествовать душа»[4].
Авва Исаак касается «классической» темы борьбы против страстей и делает замечательное уточнение: борьба со страстями неодинакова, она отличается в зависимости от того, какая страсть действует – блуд или уныние. Духовное рассуждение преподобного Исаака одновременно простое и весьма ценное.
Как мы знаем, обычно блудный помысел – приражается (прилог помысла), затем следует сочетание с помыслом, сосложение (соединенное с услаждением) и дальше вплоть до пленения и беспрепятственного действия страсти в душе. Этап сосложения играет в борьбе с блудным помыслом ключевую роль, поскольку услаждение от блудного помысла привлекает человека к греху. По причине удовольствия грех становится для человека чем-то притягательным. Лишь потом грех показывает свою противоестественность и мерзость в полной мере. Помимо удовольствия он приносит человеку скорбь, отвращение, чувство душевного опустошения. А еще в человеке пробуждаются муки совести, которые могут привести к покаянию и прощению греха, к очищению души. Но это все потом, а начинается блудная брань с приражения и сосложения-услаждения.
Уныние действует иначе, не услаждением, а сразу скорбью. Нет «классического» прилога помысла (соблазнительного слова или образа). Нет сочетания и сосложения. Есть другое: уныние налагает на душу тяжесть. Возможно, наложение на душу унылой тяжести следует соотносить с этапом борьбы и пленения.
К сожалению, борьбу против уныния мы ведем далеко не всегда. Почувствовав тяжесть на душе, человек думает: «Какой-то у меня сегодня меланхоличный день задался. Да и как иначе? Самочувствие сегодня плоховатое. А тут еще поводов для тоскливого настроения прибавилось. С утра в теленовостях о подорожании объявили, через полчаса был тревожный звонок с работы...» У человека и в мыслях нет, что уныние гнет его в дугу. Он врага в упор не видит. Он считает, что это – просто его настроение. Считает, что проявление его меланхолической натуры сплюсовалось с нездоровьем, подорожанием и проблемами на работе. Человек и не догадывается, что тяжко ему, поскольку страсть уныния его пленила. Со временем она становится «второй натурой» человека, и душа сама выискивает поводы для уныния, мучается унынием и снова отправляется на поиски «негатива». А поводов для уныния в любом выпуске новостей избыточно много, во сто раз больше предельно допустимой нормы.
Конечно, наплыв унылого настроения трудно назвать «классическим» приражением помысла. В уныние впадают не через усладительный этап сосложения. И это отсутствие услаждения, отсутствие дополнительной притягательности помогает нам бороться с унынием и печалью. Вот почему согласно авве Исааку крепость души «изведывается в победе над страстями, ведущими брань приражением помыслов». С готовностью признаем, появившуюся тяжесть в душе не назовешь приражением помысла – в смысле «слова и образа». Впрочем, блудный набег мысли тоже действует «без слова и образа», однако преподобный Иоанн Лествичник называет его утонченным помыслом... Чтобы с пользой для дела размышлять о набеге мысли или о специфическом действии уныния, нужно быть духовно рассудительным.
Чудо как рассудителен преподобный Исаак Сирин! Он отслеживает самые разные пути укоренения греховного помысла в человеческой душе. Авва Исаак во всей силе обнаруживает дар духовного рассуждения.
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.11.09 | Сообщение # 2003
Группа: Модератор
Сообщений: 8020
Статус: Отсутствует
Крестный ход у Исаакиевского собора — лишь затишье перед бурей Сегодня, 12 февраля 2017 года в Петербурге прошёл крестный ход православных вокруг одного из самых многострадальных соборов — Исаакиевского. Шествие возглавлял Милонов
Церковное шествие, которое прошло сегодня сразу после утренней литургии в Исаакиевском соборе, было проведено в защиту собора и защите его права быть переданым в руки РПЦ. Обращая свои молитвы к преподобному Исаакию Далматскому, православные проделали крестный ход по периметру здания. Как сообщается, в крестном ходе участвовало в среднем около 500 человек, а во главе колонны шли протоиерей Алексей Исаев и депутат Госдумы РФ Виталий Милонов.
Парламентарий ранее выступал инициатором крестного хода, однако митрополит Варсонофий не дал благословения на проход от Казанского собора в сторону Исаакиевского собора, потому что это был бы уже не крестный ход, а митинг — орудие протеста. По его словам, церковь не должна вступать в конфронтацию с оппонентами. Тем не менее позже владыка дал согласие на шествие вокруг храма, что не подразумевает перекрытия движения и согласований с администрацией города.
Однако, истиная причина, по которой Милонов решил провести крестный ход именно сегодня заключается в другом. Вот, например, в районе часа дня противники передачи собора Русской православной церкви (РПЦ) должны проводить возле Исаакиевского протестную акцию. Как говорит депутат Законодательного собрания Бориса Вишневского, мероприятие пройдет в формате встречи с избирателями. Протестующие встанут вокруг собора, надев синие ленточки.
Напомним, что незадолго до этого, 8 февраля власти Петербурга официально приравняли встречи депутатов с избирателями к митингам. Их проведение должно согласовываться с правоохранительными органами.
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.11.19 | Сообщение # 2004
Группа: Модератор
Сообщений: 8020
Статус: Отсутствует
В России 14:03, 12 февраля 2017 Противники передачи Исаакия РПЦ окружили собор живым кольцом Перед этим вокруг собора прошел крестный ход
Акция против передачи Исаакиевского собора РПЦ Фото: ТАСС, Петр Ковалев
Москва. 12 февраля. INTERFAX.RU - Граждане, протестующие против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви, выстроились в кольцо вокруг собора, передает корреспондент "Интерфакса" в воскресенье.
Мероприятие проходит в формате встречи с депутатами Законодательного собрания. К Исаакиевскому собору вышли депутаты Борис Вишневский ("Яблоко") и Максим Резник (Партия Роста).
Участники акции встали кольцом вокруг Исаакиевского собора, некоторые из них прикололи на грудь синие ленты. Полиция не препятствовала проведению акции. Ее участники пока остаются возле собора.
Ранее в воскресенье у Исаакиевского собора прошел крестный ход в поддержку передачи Исаакия РПЦ. Мероприятие прошло без инцидентов. Верующие обошли вокруг Исаакиевского собора с хоругвями и песнопениями.
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.11.39 | Сообщение # 2006
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Владимире священник на Land Cruiser сбил на переходе другого священника 12.02.2017 | 17:47
Во Владимире произошло ДТП предположительно с участием двух служителей церкви. Один из них за рулем внедорожника сбил другого, пытавшегося перейти дорогу. Об этом сообщают очевидцы в соцсети «ВКонтакте».
Авария произошла 11 февраля около 7.30 между улицами Содышкой и Гастелло. Toyota Land Сruiser, за рулем которого якобы находился священник, наехал на другого батюшку, который переходил дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Кроме того, на данном участке дороги максимальная скорость ограничена 40 км/ч.
Информацию об инциденте местному интернет-изданию «Молва 33» подтвердили в пресс-службе УМВД по Владимирской области. Там сообщили, что пострадавший священнослужитель в тяжелом состоянии был доставлен в реанимацию.
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.11.49 | Сообщение # 2007
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
Святой мученик Трифон День памяти: 1 февраля/ 14 февраля
Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада.
С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля
Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244).
Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы — веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.
Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, эпарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона.
Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божий. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.
Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину в селение Кампсаду. Это и было исполнено.
Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю — мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, держащего царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона Через неко-торое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
Мученику Трифону особо молятся об исцелении от телесных недугов, в болезненном состоянии, в случаях порчи плодов, во время голода.
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.11.59 | Сообщение # 2008
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
14 февраля 1996 года в чеченском плену расстрелян священник Анатолий Чистоусов.
До рукоположения отец Анатолий был офицером Вооруженных Сил. С марта 1994 года он служил в Михаило-Архангельском храме города Грозный. Совершал богослужения, невзирая на то, что храм оказался в эпицентре боевых действий. В новогоднюю ночь 1995 года был насильно привезен бандитами на грозненский железнодорожный вокзал, где ему приказали обратиться к держащим оборону российским солдатам с требованием сдаться. В ответ на это отец Анатолий благословил солдат на ратное дело.
В результате вместе с протоиереем Сергием Жигулиным помещён бандитами в концлагерь так называемого «департамента государственной безопасности Чеченской Республики Ичкерия». Его подвергли пыткам, но и под пытками не оговорил себя и не отрёкся от веры. 14 февраля расстрелян бандитами Dum spiro, spero
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.12.09 | Сообщение # 2009
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
Протестующих Исаакий не волнует - им нужно взвинтить градус политического противостояния!
Владимир Легойда
Источник: Комсомольская правда
"Комсомолка" узнала у официального спикера Русской Православной Церкви, что на самом деле будет с собором в Санкт-Петербурге, займется ли церковь Мавзолеем и ждать ли визита Патриарха на Украину. http://www.pravoslavie.ru/101004.html Dum spiro, spero
Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.12.19 | Сообщение # 2010
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
Мизулина возглавит борьбу с сектами
13 февраля 17:56 Интерфакс
Член Совета Федерации Елена Мизулина возглавила рабочую группу по подготовке законодательства для борьбы с деструктивными сектами, сообщила ее пресс-служба. «Сегодня... было объявлено о создании рабочей группы для совершенствования законодательства по борьбе с деструктивными сектами. Группу поручено возглавить заместителю председателя комитета Елене Мизулиной», - говорится в сообщении. В группу также войдут члены комитетов Совета Федерации по обороне и безопасности и комитета по социальной политике. «По имеющимся экспертным оценкам, в России сейчас действуют порядка 500 деструктивных сект. Ситуация осложняется и тем, что в российском законодательстве как такового понятия "секта", тем более "деструктивная секта", не существует. Современные секты маскируются под различные организации, проводящие психотренинги, семинары по развитию лидерских качеств, отдельные умельцы рассказывают, как выжить, если наступит конец света, или, например, как телепортироваться на другие планеты и желательно вместе с имуществом», - считает Мизулина. По словам сенатора, на удочку мошенников попадаются очень разные люди: используя различные психотехники, сектанты лишают людей воли, а после и имущества. «Я хотела бы особенно подчеркнуть, что, объявляя войну деструктивным, тоталитарным сектам, нельзя допустить наступления на традиционные религиозные организации. В их лице мы получим сильных союзников в борьбе с мошенниками», - сказала сенатор. Как отметила сенатор, по данным Министерства юстиции РФ, в 2015-2016 гг. в России были запрещены и ликвидированы на основании судебных решений 52 сектантские организации, действующие в 24 регионах. Такое массовое распространение, по мнению парламентария, указывает на то, что действующее законодательство в этой области несовершенно.