Православный мир (ч.2)
|
|
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.17.29 | Сообщение # 2041 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Опубликовано Послание Предстоятеля УПЦ по случаю Прощеного воскресения и начала Великого поста 23/02/2017 1559 Автор: Редакция СПЖ
Опубликовано Послание Предстоятеля УПЦ по случаю Прощеного воскресения и начала Великого поста Мы вступаем в Великий пост – самый важный и древний из всех многодневных постов. Великий пост – это спасительный период подготовки к величайшему событию – встрече Воскресшего Господа нашего Ииcyca Христа. Об этом говорится в Послании Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия к пастве УПЦ, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ
«Великий пост – это особое время служения Богy и ближним. Это время для покаяния и для активной борьбы со своими грехами и страстями. Господь наш Ииcyc Христос указал нам на значение поста, сказав, что злая сила изгоняется только молитвой и постом. Поэтому Он Сам постился в пустыне, преодолев вcе искушения, которые предлагал Ему диавол», – подчеркнул Предстоятель.
Блаженнейший Митрополит Онуфрий рассказал, что прежде чем войти в Великий пост, Святая Цepковь установила особый День, когда каждый из нас от всего cepдца, в духе любви должен попросить прощения у своих родных и близких, а также у всех, кто нас окружает. Нам надо научиться прощать. «Это нелегкая работа, которая требует много сил. Святые отцы учат, что злобу людей надо побеждать не враждой, не гневом или ненавистью, не местью или ответным оскорблением за оскорбление, а христианскими кротостью и терпением».
«Смысл Великого поста заключается не только в воздержании от еды, а именно в усовершенствовании нашей любви к Богу и ближним, поскольку именно на любви зиждутся вcе христианские добродетели. Игнорирование работы над собой и над Своим внутренним миром, без cомнения, приводит к потере душевного мира и спокойствия, что влияет и на вcеx окружающих», – говорится в Послании.
«Мы с болью в сердце уже длительное время наблюдаем, как не утихают боевые действия на Востоке Украины. Все это ярко свидетельствует об отсутствии любви и взаимопонимания между нами. Мы не перестаем ежедневно просить у Всемилостивого Творца помиловать нас и ниспослать мир нашей многострадальной Родине», – заявил Предстоятель.
Он добавил в заключение, что Церковь «просит и вcеx, от кого это зависит, стать на путь добра и сделать все возможное для наступления мира в Укpaине. Прощеное воскресение – именно тот день, когда это можно и нужно сделать».
http://uoj.org.ua/novosti....ikogo-p
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.17.39 | Сообщение # 2042 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Митрополит Черногорский Амфилохий: Лозунг «независимой стране – независимую Церковь» – антиевангельский (ВИДЕО) 24/02/2017 42 Автор: Редакция СПЖ
Митрополит Черногорский и Приморский Сербской Православной Церкви Амфилохий заявил корреспонденту СПЖ, что на Всеправославном соборе, проходившем в 2016 году на Крите, особо рассматривался вопрос этнофилетизма, то есть предпочтения национальных интересов общецерковным.
«Великий собор на Крите подтвердил: константинопольский собор 1872 года, где этнофилетизм был осужден как змеиный яд, разрушающий Церковь, по предложению патриарха Иринея и нашей делегации (Сербской Православной Церкви, ред.) получил статус собора Вселенского значения», – сказал владыка Амфилохий.
«Что это значит? Никто в православном мире не отождествляет нацию и Церковь, государство и Церковь. Это ересь, ложь против Церкви. Лозунг о том, что каждое независимое государство и каждая нация обязана иметь собственную Церковь по своей сути антиевангельский», – заявил иерарх.
«Церковь уважает и украинскую нацию, и черногорскую нацию. Но Церковь имеет уникальное устройство: она - старше всех государств и никто не имеет права вмешиваться в устройство поместных автокефальных Церквей. Это их внутреннее дело», - добавил он.
http://uoj.org.ua/novosti....lskiy-v
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.17.49 | Сообщение # 2043 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Я уверен: Денисенко не верит в Бога, – митрополит Черногорский Амфилохий
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.17.59 | Сообщение # 2044 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Патриарх Кирилл: Невозможно построить справедливое общество, отвергнув Бога
Москва, 25 февраля 2017 г.
Выступая на заседании Президима Межрелигиозного совета России Святейший Патриарх Кирилл обратил особое внимание на то, что российское общество вступило в то время, когда на разных площадках идет осмысление революционных потрясений, имевших место сто лет назад:
– Многие сегодня задаются вопросом: почему стремление к справедливому мироустройству, которое сто лет назад декларировали революционеры, на деле обернулось жестокостью, междоусобной бранью и огромными человеческими жертвами? Думаю, лучшим ответом на этот вопрос являются слова Ф.М. Достоевского «Если Бога нет, значит, все позволено». Но, как предупреждает нас пророк Давид, если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1), – отметил Предстоятель Русской Церкви.
«Главный урок, который все мы должны извлечь из опыта XX века, состоит в том, что невозможно построить справедливое и благополучное общество, отвергнув Бога и отказавшись от религиозных оснований человеческого бытия. Игнорирование духовного измерения жизни, нравственных ценностей, которые передаются из поколения в поколение, неизбежно приводит общество к утрате самой способности различения добра и зла, порождает нравственную вседозволенность и открывает путь проповедникам идеологии, согласно которой для достижения поставленной цели хороши все средства», – подчеркнул Патриарх Кирилл.
25 февраля 2017 г. http://www.pravoslavie.ru/101352.html
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.18.09 | Сообщение # 2045 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Как определить православного язычника?
На этот вопрос отвечает глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).
В Евангелии от Матфея есть такие слова: "земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет" (Мф. 14, 15-16).
Человек, мало знакомый с исторической действительностью Израиля времен Иисуса Христа, ничего необычного в этих словах не увидит. Но историки, а также все те, кто всерьез интересуется Священным Писанием, с таким отношением к данному тексту точно не согласятся.
Дело в том, что Галилею времен Христа никак языческой называть нельзя. Это была, наверное, часть Израиля, в которой количество верующих было больше, чем где-либо еще. Достаточно сказать, что практически все апостолы (за исключением Иуды Искариота) были родом из Галилеи. Что же хотел сказать Матфей, когда назвал верующих иудеев язычниками?
Здесь надо вспомнить, что вера в Бога Авраама, Исаака и Иакова в I-II ст. н.э. была сильно искажена именно языческими нотками. Ведь язычество - это не столько религия, сколько набор определенных символов и действий, религию заменяющих. Язычник - это человек, для которого обряд полностью заменяет жизнь духа. Например, у "православных" язычников Пасха немедленно ассоциируется с освящением куличей, Рождество - с колядками и кутьей, Крещение Господне - с купанием в проруби, а Преображение (Спаса, по-народному) - с освящением яблок. Не Христос, как Виновник всего происходящего, а кутья, коляда, прорубь и яблоки. Это не означает, что всего этого не надо, это только означает, что оно должно занимать положенное ему место.
Вот именно такими язычниками и были жители Галилеи - для них самым важным было исполнить мельчайшие предписания Закона, но вместе с тем они легко и непринужденно могли закидать камнями согрешившего.
Важно помнить, что любое искажение в религиозной жизни приводит человека к большим проблемам. Отказ от посещения храма (потому что якобы "Бог у меня в душе") - приводит к эгоизму и, в конечном итоге, атеизму. Отказ от духовных усилий (потому что якобы главное - "правило молитвенное исполнить") - приводит к мнимой святости и фарисейству. Язычник, таким образом, это человек, у которого жизнь души никак не связана с жизнью тела. Ведь он забывает, что тело без души - труп, а душа без тела - призрак.
http://kp.ua/life/565896-kak-opredelyt-pravoslavnoho-yazychnyka
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.18.19 | Сообщение # 2046 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Прощеное воскресенье в 2017 году – 26 февраля: смысл Прощеного воскресенья и как просить прощения
Прощеное воскресенье предваряет Великий пост. Красивая и, вроде бы, простая традиция – у всех просить прощения. А ведь она порождает множество вопросов…
У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?
Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.
Как перед смертью…
– Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?
– Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.
Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.
– Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого Поста?
– Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.
Простить, а не извинить
– А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?
– Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако, изначально это очень разные по смыслу слова [1] .
Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».
А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.
Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит – принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно – но принять.
– Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?
– Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются, т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».
Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.
За что просить прощения?
– Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?
– Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.
Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей – как наших братьев и сестер – за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все – члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу – это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат.
Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей – в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.
Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент – отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться.
Как простить?
– А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье – вроде, прощать надо бы …
– Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.
– Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?
– Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.
Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.
К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению.
Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.
Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…
– Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.
В чем тут дело? А дело в том, что непрощение – это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.
А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» – то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся – он обязательно будет на него давить. Есть обида – этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.
Этот шрам зарубцовывается долго – нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.
Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.
[1] В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее).
Беседовала Валерия Посашко
http://www.pravmir.ru/prostit-znachit-prinyat/
Dum spiro, spero
|
|
| |
galina | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.18.29 | Сообщение # 2047 |
Группа: Модератор
Сообщений: 4317
Статус: Отсутствует
|
С уважением, Галина
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.18.39 | Сообщение # 2048 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
|
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.18.49 | Сообщение # 2049 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Первая неделя Великого поста: советы пастырей
Первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – практически во всех храмах будет читаться Покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Великопостная служба в Сретенском монастыре. Фото: М.Родионов / Православие.Ru
Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал «Православие.ру» попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.
ВСЯ СТАТЬЯ: http://www.pravoslavie.ru/45090.html
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.18.59 | Сообщение # 2050 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| В чем смысл прощеного воскресения?
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.19.09 | Сообщение # 2051 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Прощаю всех, кого простить нельзя Кто клеветой мостил мои дороги. Господь учил: "Не будьте к близким строги, Вас все равно всех примирит земля". Прощаю тех, кто добрые слова Мне говорил, не веря в них нисколько... И все-таки, как ни было мне горько, Доверчивость моя была права. Прощаю всех я, кто желал мне зла, Но местью душу я свою не тешил. Поскольку в битвах тоже не безгрешен. Кого-то и моя нашла стрела.
А. Дементьев
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.19.19 | Сообщение # 2052 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| ☦ ВЕЛИКИЙ ПОСТ (фильм Сергея Андрюшкина)
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.19.29 | Сообщение # 2053 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Великий пост. фильм 1 канала
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.19.39 | Сообщение # 2054 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| В первые дни Великого Поста читают Канон Покаянный Андрея Критского.
Через весь пост проходит молитва Ефрема Сирина.
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.19.49 | Сообщение # 2055 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Блаженнейший Митрополит Онуфрий благословил верующим особое послушание на Великий пост (ВИДЕО) 27/02/2017 Автор: Редакция СПЖ
Блаженнейший Митрополит Онуфрий дал наставления верующим Украинской Православной Церкви перед началом Великого поста и благословил всех на молитвенный подвиг ради мира в Украине, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Прощение перед вступлением в Великий пост имеет два значения. Во-первых, человек делает себя готовым принять прощение от Бога, а во-вторых, человек, который вступает в борьбу, знает, что у него за спиной нет врагов. Те люди, которые воюют, знают, что очень опасно, когда человек имеет врага и перед собой, и позади себя. Простив друг другу, мы избавляемся от этой угрозы. У нас остается только один враг – это враг нашего спасения – дьявол, против которого мы боремся.
«Я хотел бы всех поздравить с наступающим Святым Великим постом, пожелать успехов в той духовной борьбе, которую мы должны совершать в период этого спасительного времени. Мы благословляем в этот период Великого поста каждому нашему верующему читать одну главу из Святого Евангелия. Это будет молитва за нашу землю, за нашу Украину, за то, чтобы Бог послал нам свой благословенный мир.
Пусть каждый из нас постится в меру своих сил, и этот пост Господь будет принимать. Пусть каждый из нас с радостью встретит великий праздник светлого Христова Воскресения», – сказал Предстоятель.
Ранее Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий направил Послание к пастве Украинской Православной Церкви по случаю Прощеного воскресенья и начала Великого поста.
http://uoj.org.ua/novosti....-post-v
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.19.59 | Сообщение # 2056 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Что делать для того, чтобы победить страсть?
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Источник: Патриархия.ru
Вечером 27 февраля 2017 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Греховный взгляд на жизнь нередко формирует и греховные навыки отношения к жизненным обстоятельствам. Многие из таких греховных навыков именуются пристрастием: человек прилепляется к чему-то или кому-то, часто отдавая все силы своей души. Человек, подверженный пристрастию, порабощается, разум перестает контролировать ситуацию и уже не в силах повлиять на происходящее.
Обычно пристрастия связываются с неким удовольствием, с положительными эмоциями, — именно поэтому люди так часто попадают в зависимость от них. Но если не положить пристрастию конец, оно приобретет очень опасные качества. Былая радость уходит на задний план, удовольствие превращается в страдание — такое состояние именуется страстью.
У слов «страсть» и «страдание» один корень. Нередко пристрастие, выходя из-под контроля человеческого разума, перерастает в страсть, а страсть губит человека. Мы знаем, как люди, одержимые стремлением к алкоголю, сперва получают удовольствие, а затем впадают в страшную зависимость. Пристрастие становится страстью, а в результате разрушается физический организм, разрушаются духовные силы, разрушается семьи, и человек погибает, сгорая от этой страсти…
Состояние, когда люди способны управлять своими чувствами и разумом, на языке святоотеческой аскетической письменности именуется бесстрастием. Бесстрастие — это не безразличие. Бесстрастие — это способность разума сохранять способность контролировать развитие событий. Если разум управляет чувствами, мыслями, поступками, то силой разума человек способен оградить себя от пристрастия и, тем более, от страсти.
Размышляя на тему бесстрастия, святой Иоанн Лествичник, игумен Синайской обители, говорит, что подлинно бесстрастный человек есть тот, кто все свои чувства подчинил разуму. А у святителя Василия Великого находим еще более значительные слова: «Бесстрастием восстанавливается в человеке искаженный Божий образ».
Действительно, когда мы теряем свободу, когда мы становимся игрушкой в руках стихии, образ Божий, непременно связанный с даром свободы человеку, помрачается. Человек превращается в существо, чьи поведение и мысли строго определены уже не его волей и разумом, а чувствами и обстоятельствами. Известно, что страсть чаще всего приводит человека к тяжелейшим потрясениям. Но, помимо того, что страсть сопровождается страданием, она является также тяжким грехом. Многие святые отцы, аскеты, посвятили свои размышления этому опасному духовному явлению, которое действительно способно погубить личность.
Что же делать для того, чтобы победить страсть? Тот же Иоанн Лествичник говорит, что победа над страстью всегда требует времени. Это долгий путь, который человек может успешно преодолеть только с Божией помощью, потому что у личности, помраченной страстью, не хватает собственных сил сказать «нет» и начать новую жизнь. Даже если нечто подобное и говорится, то чаще всего за этими торжественными словами никаких дел не следует.
Для того чтобы реально побороть страсть, необходимо осознание своей греховности. Человек должен понять, что пристрастие или страсть не являются просто обстоятельством жизни. Нужно осознавать, что страдающий от страсти человек лично виновен в том, что с ним произошло, и потому раскаяние пред Богом, осознание своей греховности, осознание своей беспомощности являются непременным условием избавления от этой напасти.
А от покаяния нужно переходить к практическим шагам. Тот же Иоанн Лествичник, а вслед за ним и некоторые другие аскеты выстраивают систему преодоления страсти. Она начинается с борьбы, которую человек объявляет своим помыслам. Если мысль, приводящая к действиям, поступкам, осуждается человеком, ставшим на путь избавления от страсти, если самой мысли дается бой, если мысль перестает радовать человека, то это первая победа на пути к избавлению от страсти.
Но борьбы с мыслями недостаточно. Необходимо переходить к борьбе с поступками, и здесь особенно требуется помощь Божия: молитва, исповедь, причастие Святых Христовых Таин, чтение соответствующей аскетической литературы, в которой излагаются советы человеку, желающему освободиться от тяжкого плена страсти. Путь этот долгий, и на нем могут быть как победы, так и поражения. Редко бывает, чтобы человек, ставший на путь избавления от страсти, с легкостью и в короткое время прошел всю дистанцию. Требуется упорная борьба, требуется напряжение сил, но только такая борьба с помощью Божией и может привести человека к освобождению от страсти.
Святой и Великий пост дает нам замечательную возможность проконтролировать свои мысли, задать себе вопрос: а нет ли у меня пристрастий, которые могут перерасти в страсть? Иногда пристрастия начинаются как бы с мелочей, но постепенно овладевают сознанием и чувствами человека, лишают его свободы выбора, превращают его в игрушку обстоятельств, в несвободное существо. Именно поэтому даже небольшие пристрастия мы должны подвергать суровому осмыслению, не щадя своего самолюбия, задавая самим себе нелицеприятные вопросы и отвечая на них честно. Без этого первого и очень важного шага нет дальнейшего пути.
Святой и Великий пост предоставляет нам такую возможность. Через посещение богослужений, через личную молитву дома, через исповедь и причастие мы погружаемся в благодатную стихию, мы прикасаемся к Божественной благодати, мы способны почувствовать реальную помощь свыше. Именно поэтому никогда не надо пренебрегать возможностью достойно пройти поприще Великого поста. Ограничения в пище, отказ от развлечений, иные действия, которые необходимо совершать, чтобы иметь возможность концентрации всех внутренних сил, — все это непросто для человека, не имеющего навыка поста, но результат может превзойти все ожидания.
Так происходит очень и очень часто, когда именно в течение Великого поста пред нами открываются новые горизонты, новые возможности духовного роста и победы над самими собой. И да поможет нам Господь в течение Святой Четыредесятницы научиться управлять своими чувствами и через прикосновение к благодати Божией обрести подлинный дар свободы, возвыситься над всеми внешними обстоятельствами, особенно греховными, порождающими человеческую страсть. Да поможет нам в этом Господь! Храни вас Матерь Божия и святые угодники в течение всего поприща Святой Четыредесятницы! Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Источник: Патриархия.ru
1 марта 2017 г. http://www.pravoslavie.ru/101464.html
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.20.09 | Сообщение # 2057 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Евангелие дня: Третий день Великого поста. Литургия святителя Григория Двоеслова
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.20.19 | Сообщение # 2058 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Православный календарь. Четверг, 2 марта, 2017г. 1-я седмица Великого поста. Глас третий
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.20.29 | Сообщение # 2059 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Как во время поста сохранить душевный мир?
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.20.39 | Сообщение # 2060 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Предпасхальный пост. Великий пост. Подвиг перед Пасхой.
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.20.49 | Сообщение # 2061 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
|
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.20.59 | Сообщение # 2062 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Великой пост - это не ГОЛОДОВКА, а перемена в твоей ЖИЗНИ!
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.21.09 | Сообщение # 2063 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Слово в пятницу первой седмицы Великого поста
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.21.19 | Сообщение # 2064 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| «Православный пост, его цель и содержание»
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.21.29 | Сообщение # 2065 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| с нами Бог!
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.21.39 | Сообщение # 2066 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
|
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.21.49 | Сообщение # 2067 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Помилуй мя, Боже. Псалом 50.
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.21.59 | Сообщение # 2068 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Слово в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.22.09 | Сообщение # 2069 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Иеромонах Роман (Матюшин). "Колокольный звон".
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 15.22.19 | Сообщение # 2070 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Неистовствует от ярости нечестивый враг, лишённый своих трофеев, и устремляется за новой добычей, ибо лишился старой. Он неустанно пленяет овец, если обретёт таковых беспечно блуждающими вне святых стад и, соблазняя их наслаждениями и роскошью, растлевает нравы, воспламеняя гнев, подпитывая ненависть, изощряя похотливость, издеваясь над воздержанием и пробуждая сластолюбие.
Вступим в предстоящее нам сражение О подвиге Великого поста
Святитель Лев Великий
Посему, возлюбленные, прибегнув к воздержанию, взыщем вспомоществование небесных и Божественных заповедей, зная, что одолеем своих врагов лишь тогда, когда победим самих себя. В нас происходят бесчисленные противоборства, и то плоть желает противного духу, то дух восстаёт на плоть. Если в этом противостоянии верх берёт похоть плоти, то дух постыдным образом утрачивает своё достоинство и получает величайший вред, повинуясь тому, кем должен повелевать. Если же душа следует за своим кормчим, то наслаждаясь небесными дарованиями, попирает искушения земных удовольствий и не позволяет греху царствовать в своём смертном теле. Разум в таком случае удерживает за собой первенство, присущее ему по чину, а крепость его не может пошатнуть никакое прельщение и греховный соблазн, и тогда человек обретает подлинный мир и истинную свободу, при которой плоть управляется духом, а дух подчиняется Богу.
***
Итак, возлюбленные, мы вступили в Четыредесятницу, то есть приступили к более усердному служению Господу, ибо мы словно перед подвигом во имя святого служения приуготовляем себя к противоборству с душевными искушениями, а посему уразумеем, что чем больше усердия мы будем прилагать ради своего спасения, тем большим нападкам и искушениям будем подвергаться от наших неприятелей. Однако Тот, Кто выступает на нашей стороне, сильней того, кто против нас, и мы становимся сильнее благодаря Тому, на Чью силу надеемся, ибо Господь допустил соблазнителю искушать Себя для того, чтобы мы получали назидание от примера Того, Чьей помощью защищаемся.
***
Не может быть никакого благочестивого деяния без искушения, веры без испытания, противоборства без врага и победы без сражения. Наша земная жизнь протекает среди многочисленных искушений и духовных браней, поэтому если хотим избежать соблазна, должны бодрствовать, и если хотим побеждать, должны вступать в сражение. Посему и мудрейший Соломон говорит: Сыне, приступая к служению Богу, приготовь душу твою к искушению.
***
Возлюбленные, будучи наставленными Божественными поучениями, во всеоружии приступаем к подвигу предстоящей борьбы. А посему прислушаемся к словам Апостола: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной и не станем игнорировать того, что эти враги наши воспринимают как направленное против них всё, что мы предпринимаем ради собственного спасения, и тем самым, стремясь к добру, мы вызываем на брань своего неприятеля.
***
Итак, возлюбленные, восстаньте, препоясав, по слову апостольскому, чресла ума вашего истиной и обув ноги ваши в готовность благовествовать мир, а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Воззрите, возлюбленные, какими могучими орудиями, какой непреодолимой защитой, словно многочисленными знаками триумфа вооружает нас непобедимый Вождь и Наставник христианского воинства. Он препоясал чресла наши перевязью чистоты, обвязал ноги наши сандалиями мира, ибо воин без препоясания вскоре побеждается бесстыдным соблазнителем, а не повязав сандалии, легко уязвляется змием. Щит веры даётся для защиты всего тела, шлем спасения возлагается на главу, а меч влагается в десницу, чтобы духовный воитель не только был предохранён от ранений, но и смог нанести рану нападающему.
***
Возлюбленные, изобилуя такими орудиями, без трепета и промедления вступим в предстоящее нам сражение и, пребывая на этом ристалище постящихся, не будем ограничиваться лишь воздержанием в пище. Нет пользы от того, что тело утончается, а крепость духа не взращивается: ослабляя внешнего человека, мы должны возрождать внутреннего, освободив плоть от плотской пресыщенности, испытаниями мы должны укреплять своё духовное разумение. Пусть каждая христианская душа бодрствует и сурово испытывает помышления сердца своего, остерегаясь того, чтобы в нём поселились раздоры или похоть. Пусть чистота изгоняет невоздержанность, а свет истины – тьму обольщения. Пусть смирится высокомерие, опомнится гневливость, сокрушатся стрелы греха, обуздается злословие. Пусть прекратится злопамятство и будут преданы забвению обиды.
***
Если же в ком-либо так возгорится жажда мщения, что он заключит своего неприятеля в тюрьму или свяжет оковами, то пусть таковой поспешит не только невинного, но и достойного наказания вызволить из неволи, чтобы тем самым была исполнена заповедь из Молитвы Господней, гласящая: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Это прошение Господь отметил особенным наставлением, словно в нём заключается весь смысл молитвы: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
***
Будем прощать, чтобы и нам прощали, не станем отказывать в милости, о которой просим, молясь об отпущении грехов, не будем стремиться к отмщению. Не пропустим мимо ушей воплей нищего, будем готовы оказать милость нуждающимся. И если кто-либо с помощью Божественной благодати стремится к этому совершенству, то он достойно проходит святой пост.
***
Именно в том и заключается праведность совершенных, чтобы никогда не считать себя совершенным, не сходя с пути возрастания, пока ещё не угасает стремление, поскольку там, где угасает стремление к совершенствованию, затаилась опасность духовного угасания. Никто из нас, возлюбленные, не обладает таким совершенством и святостью, чтобы не мочь стать ещё более святым и совершенным.
***
Что может быть благоприятнее этого времени? Что может быть спасительнее этих дней, в которые объявляется война страстям и порокам и умножаются добродетели? Тебе, христианская душа, ввиду козней врага твоего спасения предстоит неусыпное бодрствование, как бы коварному искусителю не открылось уязвимое место. Ты должна быть ещё более бдительной и трезвенной, поскольку именно это больше всего ненавистно твоему врагу. Ныне древнее владычество его ниспровергнуто по всему миру и расхищены бесчисленные сосуды хищения.
***
Неистовствует от ярости нечестивый враг, лишённый своих трофеев, и устремляется за новой добычей, ибо лишился старой. Он неустанно пленяет овец, если обретёт таковых беспечно блуждающими вне святых стад и, соблазняя их наслаждениями и роскошью, растлевает нравы, воспламеняя гнев, подпитывая ненависть, изощряя похотливость, издеваясь над воздержанием и пробуждая сластолюбие.
***
Итак, возлюбленные, поскольку мы научены Искупителем нашим, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих, то христианскому народу, утвердившемуся в воздержании, следует искать насыщения скорее в Слове Божием, нежели в хлебе телесном. Посему с благоговейной готовностью и возвышенной верой воспримем торжество пощения и будем праздновать его не одним лишь только отказом от пищи, как это свойственно бессилию плотского мудрования или жадному нраву, а щедростью и милосердием, чтобы стать теми, о ком Сама Истина вещает: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
***
Да будут благочестивые деяния наслаждением нашим, исполнимся пищей, вскармливающей нас для вечности. Возликуем, благотворя нищим, которых насытили наши пожертвования. Насладимся, раздавая одежду тем, чью наготу мы покрыли необходимыми им одеяниями. Облегчим своей обходительностью скорбь умирающих, немощь больных, тягости изгнанников, одиночество сирот и печаль оставленных вдов, и пусть не останется никого из нуждающихся в помощи, кто не был бы облагодетельствован.
***
Возлюбленные, именно в этом усовершенствовании и преуспеянии в добродетелях – знаки ожидающих нас венцов, для приобретения которых нет нужды опустошать свои житницы и тратить деньги. Для этого требуется лишь отвергнуть распущенность, отречься от пьянства и укротить плотское похотение воздержанной жизнью. Вместо ненависти в нас должна быть любовь, вместо вражды – мир. Гнев должен быть укрощён смирением, а обиды – прощены кротостью, и, наконец, нравы и господ, и рабов должны быть таковы, что власть первых стала бы более мягкой, а повиновение вторых – более почтительным.
***
Пусть простятся обиды, снимутся оковы, прекратятся оскорбления, иссякнет мщение, чтобы священное празднество Божественной милостью и человеческим милосердием всех освободило от грехов и даровало радость с помощью Господа нашего Иисуса Христа, Который как превечный Бог с Отцем и Святым Духом пребывает и царствует во веки веков. Аминь.
Святитель Лев Великий
3 марта 2017 г. http://www.pravoslavie.ru/101568.html
Dum spiro, spero
|
|
| |