Дата: Четверг, 20 Января 2011, 16.21.44 | Сообщение # 271
Группа: Старейшина
Сообщений: 351
Статус: Отсутствует
Случайно наткнулся на воспоминания Великодного Леонида Дмитриевича, бывшего летчика, начальника политотдела 164 ОГРАП в 1967-1969 годах Книга «Я жил в СССР» часть 7-я.
Конечно это воспоминания настоящего политработника, читая, ощущаешь себя на политинформации тех лет, но это история. Я сделал выжимки о полке и людях упоминающихся в книге. «1 июля позвонили из кадров армии, что подписан приказ о моём назначении начальником политотдела 164 ограп, базирующегося в польском городе Бжеге.» На замену Реброву: «В гостинице ко мне подошёл подполковник. - Я за вами. Ребров Александр Тимофеевич, начальник политотдела 164 ограп, - представился он. - Сейчас заедем в политотдел Воздушной армии, представишься Члену Военного Совета, потом в Бжег на моей машине.» 4 ВА «Прибыли в политотдел, представился Члену Военного Совета генералу Буянову Виктору Николаевичу, Герою Советского Союза.» «Это мой первый заместитель полковник Животов, - указал он на полковника с большим животом. - Начальник отделения пропаганды полковник Ракитянский.» «- Секретарь партийной комиссии армии полковник Руденко. На-чальник отделения оргпартработы подполковник Масеев.» «Представился командующему Воздушной армии генералу лейтенанту Мелёхину Борису Дмитриевичу» 164 ОГРАП «Я представился командиру полка полковнику Бондаренко Семёну Ефимовичу, человеку с обгорелым лицом, части не прикрытой шлемом. Горел в самолёте во время войны.» «На следующий день я был представлен всему личному составу пол-ка на построении. Был на аэродроме. Ознакомился с особенностями полётов и местным опытом организации партийно-политической работы. Обошёл все строения и расположения подразделений. Аэродром большой, хорошо спланирован и оборудован. Даже бассейн. Но много взорванных объектов. Полк использовал остатки немецкой роскоши.» «Замполит обато Колесов» Ноябрь 1967 г. «- У вас в полку катастрофа самолёта. Летите немедленно.» «- Алексеев и Бондарев.» «Разрушен вибрацией от флаттера. Это мгновенно. Лётчика выбросило во время разрушения. Видишь, кислородная маска осталась в кабине. Значит, летал без маски. А высота его полёта была 11 000 тысяч метров за облаками. Ясно? Потерял сознание и завалился, сукин сын. Такое нарушение! И это заместитель командира полка! Безобразие! Штур-ман погиб, не воспользовался катапультой.» «Недисциплинированность лётчика, нарушение документов, регламентирующих лётную работу. Улетел на разведку погоды, не одев кислородную маску. Забрался на высоту 11000 метров, потерял сознание от кислородного голодания, которое наступает мгновенно. Не управляемый самолёт перешёл в пикирование, вышёл за звуковой барьер. На высоте 800-1000 метров наступил флаттер и в долю секунды разрушил самолёт. Штурман в облаках поздно понял обстановку, катапультой не воспользовался. Убит во время флаттера сильной тряской и разрушением самолёта. Лётчика выбросило из самолёта, автоматы раскрыли парашют и он приземлился. Все переломы он получил при разрушении самолёта и ударе о землю.» 1968 год «Какие учения? – спросил ещё не осведомлённый командир. - «Шумава». На территории Чехословакии,» «перелёты на аэродромы Чехословакии. Нам был отведён аэродром Пардубицы» «На учения от нас выделялась одна эскадрилья майора Черных.» «23 мая полк всем составом перелетел на запасный аэродром Камень-Шлёнский.» В МЯТЕЖНОЙ ЧЕХОСЛОВАКИИ
« Нам объявили полную боевую готовность. Поставили задачу на разведку аэродромов на территории Чехословакии. Задача дня была выполнена с высоким качеством. Прилетающие экипажи докладывали, что наземные войска перешли границу и сосредотачиваются на чехословацких полигонах. Получили задачу перебазировать 1-ю эс-кадрилью в Чехословакию на аэродром Пардубицы. Подготовили экипажи к перелёту, отправили в ночь передовую команду на вертолете и наземным эшелоном. Наземные войска уже двинулись через границу. Над пунктами перехода границ дежурили чехословацкие самолёты, вычисляя реальное количество входящих войск. Поднимаем по тревоге свои экипажи с вылетом и посадкой на аэродроме Пардубицы. Я улетал вертолётом. Пришёл, когда он был уже загружен. Вертолёт огромен. Летит над горами, чувствую, что он перегружен. Считаю людей в салоне. Их 90 человек и ещё много аэродромного имущества. Обращаюсь к инженеру: - Зачем допустил перегрузку вертолёта? - Приказано загрузить по максимуму. - По максимуму не значит с перегрузкой. - Теперь уже не разгрузимся, - вздохнул Лавренчук.» 1969 год « У нас начались крупные учения войск стран Варшавского договора «Одра-Ныса». Наш полк попал в группу войск под командованием польского министра обороны Войцеха Ярузельского.» «Когда учения приближались к концу, был назначен парад войск во Вроцлаве с пролётом авиационных полков плотным строем. Разведчики никогда строем не летали, и нам срочно пришлось готовить лётчиков летать в плотном строю. Методику обучения командир, его заместители, командиры эскадрилий не знали. Тут мне пригодился опыт истребителя.» «На параде перед нашим полком проходил над городом полк истребителей и над самой трибуной два самолёта столкнулись, но повреждённые долетели до своего аэродрома. Наши лётчики слышали тревожные команды руководителя воздушным парадом. Но не дрогнули, пролетели стройно и получили в воздухе благодарность от Ярузельского. Прилетели, экипажи ликовали, что лучше истребителей показали плотный строй.» Источник: http://www.proza.ru/2010/08/19/1197
Александр Клименчук
Сообщение отредактировал Klim-AV - Четверг, 20 Января 2011, 16.22.44
Дата: Четверг, 20 Января 2011, 19.54.23 | Сообщение # 273
Группа: Старейшина
Сообщений: 56
Статус: Отсутствует
сейчас помотрел на снимки со спутника нашел аэродром он называется Kamien Slaski в раоне г Ополе он пишет.,Камень-шлёнский,этот случай роизошел на базовом аэродромев Бжеге, когда в 1970 или71 летом молодые лётчик и штурман полетели первый раз самостоятельно птица попала в двигатель ,двигатель загорелся им приказали прыгать но они продолжали полёт ,как потом выяснили чтобы отвести падение самолёта на деревню и после этого катапультировались с высоты 50 метров,оба остались живы -первый случай в истории ЯК28Р нас срочно бросили на поиски падения самолёта пешком от взлётки по курсу ,когда мы пришли -около 5км нашли кресло потом всё загрузили и отвезли в ТЭЧ деревня называется Owczary рядомс tukowice Brzeskie.после получили новый самолёт с этим же номером Сергей Усатов
Сообщение отредактировал старыйser - Четверг, 20 Января 2011, 20.11.57
Дата: Суббота, 22 Января 2011, 20.10.53 | Сообщение # 277
Группа: Старейшина
Сообщений: 431
Статус: Отсутствует
KAW, В этом(верхнем) ангаре в 1972-1974 г. была ТЭЧ 164 полка(п.п.23214).В этом я уверен потому что в то время я в нем служил в группе СД.В то время в Бжеге небыло ни другого полка ни ангара.Я неузнаю другой ангар.Почему в нем стоят МИГи?Они же принадлежат 164 полку.Ещо мне нипонятен термин РЭБовский.В мое время такого небыло. Петерис Гейба Бжег п.п.23214 ТЭЧ группа СД 1972-1974г.
Дата: Суббота, 22 Января 2011, 21.48.58 | Сообщение # 281
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
А мне этот разрушенный ангар напомнил аэродром Коса,что в Балтийске,так копия ангары немецкие были! Не сказали бы,что это бжегские,я бы их отнес к ангарам под БЕ-12 . Qui quaerit, reperit
Дата: Суббота, 22 Января 2011, 22.09.22 | Сообщение # 282
Группа: Старейшина
Сообщений: 431
Статус: Отсутствует
Гость, Саня, Разви МИГ-25 были в Кшиве?А тот старий ангар в котором я отслужил 1,5 года наверно построен немцами. Петерис Гейба Бжег п.п.23214 ТЭЧ группа СД 1972-1974г.
Дата: Суббота, 22 Января 2011, 23.28.19 | Сообщение # 285
Группа: Старейшина
Сообщений: 99
Статус: Отсутствует
Кацперский, Я проходил службу в 1 АЭ 164 ограп в период c мая 1966 по ноябрь 1968 г. в Бжеге. В это время командиром полка был полковник Бондаренко С.Е., нач.штаба полка подполковник Фадеев, штурманом полка подполковник Федотов В.А.. 1 АЭ летала на Ил-28р., 2-я и 3-я АЭ – на Як- 27р, а в качестве спарок у них были Як–28у. Командир 1 АЭ майор Черных М.А., зам.командира АЭ капитан Гордеев А.П.. Штурманы АЭ: капитан Бондарев Б.П., с августа 1966 капитан Трухачёв С.Г.( внук известного полярного лётчика Героя СССР Бабушкина М.С. ). К полку был прикомандирован отдельный буксировочный отряд ( 3 экипажа, Ил-28 – командир отряда капитан Косенко И.). В мае 1967 полк отметил 25-летие со дня формирования 4 ВА и свой юбилей. На юбилей из Ленинграда в Бжег приезжал ветеран полка Герой Советского Союза Яцковский С.В. В апреле 1967 года наша 1 АЭ была на переучивании в Липецке. С мая по июль 1967 г. полк базировался на аэродроме Камень-Слёнский, т.к. в Бжеге ремонтировалась ВПП. В июне - июле 1968 года 1 АЭ принимала участие в учениях «Шумава» на территории дружественной нам ЧССР, базировалась на аэродроме Пардубице. А с 21 августа 1968 года полк выполнял свою основную боевую задачу с аэродрома Жагань. В конце сентября 1968 года полк возвратился в Бжег. 2-ая и 3-я АЭ перешли на Як–28р в 1969 году. О 164 ограп можно прочитать в книге «4-я воздушная армия в Великой Отечественной войне», издательство Военно-воздушной академии, 1968 год, Монино. Воспоминания ветеранов полка Смирнова Н.Ф. и Яцковского С.В. , а также военные фотографии размещены на www.bellabs.ru/Fotab/Units.html После расформирования (1996 г.) гвардейское знамя 164-го Краснознамённого, Керченского ограп было передано в Центральный музей Российской армии в г. Москва. Хороший был полк !!! Большой привет всем ОДНОПОЛЧАНАМ ! зам.штурмана 1 АЭ Хомутов Л.П.
7 ноября 1966 г. 1 аэ Красный городок
7 ноября 1966 г. Красный городок - справа ком.полка полковник Бондаренко С.Е., левее -нач.штаба полка подполковник Фадеев.
Виталий Хомутов
Сообщение отредактировал Витас - Воскресенье, 23 Января 2011, 17.44.34
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 00.05.46 | Сообщение # 287
Группа: Старейшина
Сообщений: 99
Статус: Отсутствует
Кацперский, Эту книгу я читал и видел в 1969 г. в 688 ОВП в Легнице в полковой библиотеке. При мне Як-25 в Бжеге не было - уже были Як-28у во 2 и 3 АЭ. А Ил-28р после катастрофы в феврале-марте 1966 г. списали, а лётчик уволился из армии. Виталий Хомутов
Сообщение отредактировал Витас - Воскресенье, 23 Января 2011, 00.12.18
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 01.32.30 | Сообщение # 289
Группа: Старейшина
Сообщений: 105
Статус: Отсутствует
kutis, ангар, в котором стоят МиГи - был построен уже после Вас, за ж-д веткой, правее складов АТИ, если они при Вас были. А в Вашем прежнем ангаре стала ТЭЧ образованного в 1984-м 151-го ОАП РЭБ Не мешай летать железу!
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 01.49.18 | Сообщение # 290
Группа: Старейшина
Сообщений: 99
Статус: Отсутствует
Экскурсия 23 июня 1968 года г.Прага гора Виткова
Экскурсия 23 июня 1968 года г.Прага
Возвращение с экскурсии 23 июня 1968 года из г.Праги. Слева на право: Федотов В.М., Великодный Л.Д., Трухачёв С.Г., Хомутов Л.П., Володин Н.И., рук.экскурсии, Гордеев А.П.,представитель ОО
Прага понравилась, пиво хорошее, довольные возвращаемся на базу в г. Пардубице
Капитан Баринов Н.П. и воен.фельдшер
Э-э ухнем ! … 18 тонн - заруливание (экипаж капитана Баринова Н.П.) г. Пардубице 1968 г.
Экипаж Як-28р зам.командира 1 АЭ Гордеев А.П. и зам.штурмана 1 АЭ Хомутов Л.П. г. Пардубице 1968 г.
Техник звена капитан Шишкин и механики самолёта г. Пардубице 1968 г.
Наш экипаж (Хомутов Л.П и Гордеев А.П .)- работа и отдых
1 АЭ июль 1968 года г. Пардубице (учения «Шумава»)
Ожидание вылета г. Пардубице (учения «Шумава»)
Надоело ждать. Карта-графический тренаж (учения «Шумава») г. Пардубице 1968 г.
Виталий Хомутов
Сообщение отредактировал Витас - Воскресенье, 23 Января 2011, 17.48.12
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 01.54.19 | Сообщение # 292
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Витас, Классные фотографии! Мой совет,не надо после радикала использовать наши кнопки с панели,их коды работают самостоятельно у нас.А то в Вашем сообщении видны наши коды ненужные. Qui quaerit, reperit
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 02.05.39 | Сообщение # 293
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 9268
Статус: Отсутствует
Леонид Петрович БЛАГОДАРЮ за столь уникальные фотографии! Можно мне их получить без Вашего "штампика"? Хотелось бы их поместить в справочнике, с Вашего разрешения естественно. Всем благодарен за участие.
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 02.12.32 | Сообщение # 294
Группа: Старейшина
Сообщений: 99
Статус: Отсутствует
Кацперский, Разумеется передадим. Какое разрешение изображения Вам передать? На какую почту? А штампик мы поставили, потому, что эти фото ушли на другие сайты, которые не относятся к 164 ограп. Виталий Хомутов
Дата: Воскресенье, 23 Января 2011, 11.33.56 | Сообщение # 296
Группа: Старейшина
Сообщений: 431
Статус: Отсутствует
KAW, Понял.В мое время РЭБовские самалеты(мы и называли ППшниками) были в составе 164 полка.И никоких других полков в Бжеге небыло кроме отдельного звена ИЛ-28(3 самалета). Петерис Гейба Бжег п.п.23214 ТЭЧ группа СД 1972-1974г.
Дата: Пятница, 28 Января 2011, 22.29.58 | Сообщение # 298
Группа: Старейшина
Сообщений: 1426
Статус: Отсутствует
Витас, Кацперский, На одной из подписей к пражским фотографиям (см. выше) значится фамилия Великодный Л.Д. Я переписываюсь с его дочерью (учились вместе в Легнице). Он сейчас пишет книги (мемуары). Думаю, что Вам будет интересно - http://www.proza.ru/avtor/leonidvelikodny Андрей Алексеев. Родился и учился в ПНР. 1959-60 - Колобжег, 1966-72 - Легница (ул.Соснова,28) 32 СШ СГВ.Ставрополь.
Дата: Суббота, 29 Января 2011, 00.25.58 | Сообщение # 300
Группа: Старейшина
Сообщений: 99
Статус: Отсутствует
Andrzej, сообщение от Леонида Петровича Великодный Л.Д. есть на двух фотографиях. 1- Экскурсия 23 июня 1968 года г.Прага гора Виткова - Великодный Л.Д. в полевой форме в центре фото левее чеха. Я - крайний слева. 2- Возвращение с экскурсии 23 июня 1968 года из г.Праги - Великодный Л.Д. в полевой форме в первом ряду второй слева, а я в первом ряду третий слева. С отрывками из книги о 164 ОГРАП ознакомился. В событиях которые он описывает, я принимал непосредственное участие. Летал. Снимал. Видел. При возможности передайте привет однополчанину. Виталий Хомутов
Сообщение отредактировал Витас - Суббота, 29 Января 2011, 18.18.39