Дата: Воскресенье, 31 Декабря 2017, 18.44.10 | Сообщение # 3422
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
ЦитатаViktor7 ()
Этот симбиоз староверов с дворянством создал какую-то странную смесь!
Ты будешь долго смеяться, но в этой теме не только ты связан семейными узами со староверами! К ним я отношу самого себя, а еще своим дедом - старообрядцем гордится Нестор Иванович! Остальные просто не решаются сделать откровенные признания! Василий Иванович Колотуша
Дата: Воскресенье, 31 Декабря 2017, 19.17.01 | Сообщение # 3423
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
А про военнопленных будет что в теме? С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Воскресенье, 31 Декабря 2017, 19.20.40 | Сообщение # 3424
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаViktor7 ()
У меня в руках уже была ручка на подпись рабочего договора в ЦГИА на Сенатской площади с видом на Медного всадника, но после того, как директор архива узнала, что моя жена гражданка ГДР
Но ты ведь подписал? Жена знает русский? Я её поздравляю! С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Воскресенье, 31 Декабря 2017, 20.09.09 | Сообщение # 3425
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаViktor7 ()
Цитата Фадлан () А товарищ Геннадий подозревает, что ты оторвался от родных корней, покинув свои северные палестины...
Да я такой же как и был, только у нас в семье царил строгий режим - только домашнее вино и только по праздникам; мат под строжайшим запретом
Тут много всего... Обо всём не расскажешь всего. Мой батя -а ему 92-й пошел - один раз ругнулся. Когда мы его книгу воспоминаний писали. Это было шоком для меня. С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Воскресенье, 31 Декабря 2017, 21.03.25 | Сообщение # 3426
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
ЦитатаГеннадий_ ()
Мой батя -а ему 92-й пошел - один раз ругнулся. Когда мы его книгу воспоминаний писали. Это было шоком для меня.
Мои покойная жена, дети и внуки тоже не подозревали, что я знаю всякие там нехорошие слова. Жена даже ставила под сомнение мое крестьянско - пролетарское прошлое!... Василий Иванович Колотуша
Дата: Воскресенье, 31 Декабря 2017, 23.45.28 | Сообщение # 3428
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаФадлан ()
старообрядцем гордится Нестор Иванович!
Не горжусь. Отец о нем плохо отзывался. Он убежал из семьи, сказался беспризорником, умышленно попал в Болшевскую коммуну (о ней фильм "Путевка в жизнь"), благодаря чему получил среднее образование и впоследствии стал военно-морским офицером. А дед был против того, чтоб он учился, за то, чтоб отец стал портным, как и сам. Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Воскресенье, 31 Декабря 2017, 23.53.38
Дата: Понедельник, 01 Января 2018, 00.22.13 | Сообщение # 3429
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаГеннадий_ ()
Мой батя -а ему 92-й пошел - один раз ругнулся
А мой вообще ни разу никогда. И мама тоже. Потому и меня не заразили этой скверной. Хотя в отрочестве по дурацкому фрондерству маленько грешил. Но воспитание великое дело. Быстро переболел. И ребенку мою научил не ругаться плохими словами. А с внуками уже сложней. Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 01 Января 2018, 00.28.35
Дата: Понедельник, 01 Января 2018, 00.39.34 | Сообщение # 3431
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаViktor7 ()
Времена были такие!
Да будет сочинять фигню. Мой первый научный руководитель был женат на подданной Польши, которая солировала на фортепиано в джаз-ансамбле Цфасмана. Так получилось, что во время войны он успел получить инвалидность (тяжелое ранение ноги) и жениться до принятия сталинского указа о запрете жениться на иностранках. И ничего. Кстати, в ЦГИА заведовал отделом лет 15, кажется. Потом, защитив докторскую, перешел на преподавательскую работу. Никто их никогда с улицы Марата за 120 км от Питера переселяться не гнал. Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 01 Января 2018, 00.44.46
Дата: Понедельник, 01 Января 2018, 07.09.29 | Сообщение # 3434
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Nestor,
Цитата Nestor () Да будет сочинять фигню.
А кому нужна правда полная? Иванычу?
Товарищ Саня, "Иваныч" на старости лет только тем и занимается, что ищет "правду". Но правду не абстрактную, не "лозунго - плакатную", а ту, которая была на самом деле... Так что "Иваныча" совсем уж наивняком воспринимать не надо!
Сегодня наша семья вновь будет в сборе. Еще раз отпразднуем наступление нового 2018-го года, а потом ... я заварю хорошего, вкусненького чайку и ...попрошу тещу, то есть маму своего старшего сына рассказать о своем "счастливом детстве в пересыльном лагере "Макариха" под Котласом.
Все, что она расскажет, запишу и, опять же, в силу своей зловредной привычки, попытаюсь продвинуть в нашу прессу. За успех не ручаюсь, но на этом сайте, вроде, есть тема о том, что, мол, мы - родом из СССР. Василий Иванович Колотуша
Дата: Четверг, 04 Января 2018, 23.38.43 | Сообщение # 3438
Группа: Поиск
Сообщений: 2399
Статус: Отсутствует
ЦитатаNestor ()
Вообще-то хотелось бы, чтоб о современных российских монографиях отзывались: "Российское значит лучшее".
Так зачем дело стало ? Давно бы уже отгрохали,на мой взгляд такие возможности у Вас имеются, а если подкинуть вам интересный материал из истории ВОВ, уверен инет взорвётся!
Дата: Воскресенье, 07 Января 2018, 19.41.52 | Сообщение # 3440
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Экспозиция «Ёлка в Сокольниках»
В музее парка «Сокольники» открыта уникальная выставка «Ёлка в Сокольниках», созданная по мотивам советского рассказа для младших школьников. Выставку проводят Музей собственно парка и Музей «Билет в СССР».
Выставка передает 100%-ю атмосферу советской пионерской елки с флажками, игрушками и прочим весельем. Она целиком воспроизводит упомянутый рассказ, а точнее то, как все было в реальности. Как отбился Ленин от атаковавших его по пути в школу бандитов, и даже как сложилась судьба ребят с той елки. В рамках программы также показ диафильмов советских лет.
Выставка в Музее парка «Сокольники» по адресу: Сокольнический вал, 1с1, будет длиться до 28 января. Вход стоит 50 рублей, для пенсионеров является бесплатным по средам.
Дата: Понедельник, 08 Января 2018, 22.53.56 | Сообщение # 3442
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Стоянка такси у Всесоюзной сельскохозяйственной выставки
В 1958 сельскохозяйственная, промышленная и строительная выставки были объединены в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). http://rus-biography.ru/DocPage/?IdDocs=1527 Qui quaerit, reperit
Дата: Понедельник, 15 Января 2018, 17.40.11 | Сообщение # 3445
Группа: Поиск
Сообщений: 1997
Статус: Отсутствует
Бывший детский санаторий "Волна".Очень нравится фото Ю.Лужаниной.Сказка ,мистика,завораживающее.Но у меня с этим санаторием связаны воспоминания.Когда в Армении было землетрясение,осиротевших деток из Спитака привезли и разместили в санаторий.Пошли слухи,что деточек раздадут в семьи,пока будут искать их родных.А у нас младший был совсем маленьким.Муж побежал справки собирать,характеристики.Как он хотел взять девочку,пригреть,обласкать.Тем более деткам вместе всегда легче.Согласен был и мальчика.Пока собирал справки,армянская диаспора рекомендовала детишек давать только в те семьи,где ,хоть один владеет армянским языком. Кстати,очень быстро нашли родных всем.Не было чужой беды.
Дата: Пятница, 26 Января 2018, 21.51.38 | Сообщение # 3446
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Все в одном: феномен советской кухни
В 1985 году глава страны Михаил Горбачев объявил «курс на ускорение». В газетных передовицах — реформы, перестройка и гласность. И все эти перемены традиционно обсуждались за кухонным столом. Кухня поистине стала сакральным местом для граждан страны, бесконечно строящей коммунизм. Как менялись люди и интерьеры в советских кухнях? Какие застолья украшал сервиз «Мадонна»? И для чего еще можно использовать граненый стакан? Об этом и не только – смотрите в программе «Советская кухня» из цикла «Достояние республик». «Совершенно другая кухня»
К восьмидесятым советская кухня окончательно стала местом почти сакральным. Это феномен, начало которому положили коммуналки. «Коммунальная кухня – это кухня, где иногда было по 15 столов по количеству жильцов, проживающих в квартире, и где у каждого были только стол и маленькая полочка над ним или какая-то тумбочка. Это была совершенно другая кухня», – считает профессор МГХПА им. Строганова, художник-проектировщик мебели, доктор искусствоведения Мария Майстровская.
Почему же другая? Да потому, что, прежде всего, коммунальная кухня была местом битвы за собственность. «Мы жили в коммуналке, – вспоминает эстрадная певица Маргарита Суханкина. – Это нельзя, то нельзя! Очередь в туалет! На кухне вот этот столик наш, а сюда ни в коем случае ничего нельзя ставить! И я помню, периодически соседи ругались с родителями. А мы, дети, не понимали: почему на этот стол можно ставить, а на этот уже нельзя? Ну, почему?! Да потому что он чужой».
Но все-таки коммунальные кухни не только разъединяли, но и по-своему объединяли людей. Привычка собираться на кухне для общих разговоров осталась, даже когда граждане получили отдельные квартиры. «И тут же возникает идея кухни, как секционного модульного набора всех этих предметов, – говорит Мария Майстровская. – Эти нижние шкафы, навесные шкафы, отдельные тумбы, столы – это было, конечно, новацией. Да, мы можем смеяться над пятиметровой кухней. Да, мы говорим: «ах, пятиметровая кухня, ах, это ужасно». Но именно пятиметровая кухня на каком-то этапе, особенно в 60-80-е годы, оказывается тем эпицентром дома, тем очагом дома, который был не только удобен». Кухонное декоративное искусство
Даже в самые дефицитные времена было множество способов украсить свою бесценную отдельную кухню. Типичный советский хэнд-мейд – дверные занавески из скрепок и нарезанных в полоску журнальных страничек. Каждая полоска туго сворачивалась в небольшой цилиндрик вокруг растянутой скрепки. Потом такие цилиндрики соединялись в длинные цепочки, а из этих цепочек собиралась занавеска из журнальных вырезок. Работа для очень усидчивых хозяек. Это ж сколько вечеров нужно было убить на двухметровую занавеску! Изначально занавески были из бамбука: их поставляли в СССР дружественные азиатские страны. Но «дефицита» на всех не хватало, и граждане подключили смекалку. «И украшали кухню, конечно же, вот этой всей соломкой гремящей, звенящей – в виде шторок, – вспоминает экстрасенс Алена Орлова. – Когда кто-то шел на кухню, было сразу слышно. И холодильник не надо было открывать для того, чтобы понять, что кто-то зашел».
В свою очередь, доктор искусствоведения Мария Майстровская расценивает такой способ украшения как очень дизайнерский: «Был такой журнал – «Декоративное искусство СССР», который задавал тон. И он печатал такие вставки «Сделайте своими руками». В нем подробно рассказывалось, как сделать бусы из глянцевых журналов. Больше всего для этого подходил журнал «Америка» со своими роскошными глянцевыми страницами».
К восьмидесятым годам интерьеры советских кухонь становятся лаконичны и функциональны. Бабушкины пузатые буфеты с резьбой уже не в моде, современными считаются секции и строгие формы. «Кухонные гарнитуры отечественного производства были очень хорошего качества, – рассказывает доцент кафедры истории и философии РЭУ им. Плеханова Антонина Фомина. – Тумбы, которые стояли на полу, навесные шкафчики – они сначала были простые, потом с рисунками. И оказалось, что население готово покупать, и хочет покупать, и много хочет покупать. И тогда и цены стали повышаться, и стало сложно удовлетворить спрос на них». «В советских модульных кухнях было огромное количество зарубежных составляющих, – говорит Мария Майстровская. – Мы покупали австрийский пластик, поэтому пластик на первых наших кухнях весь великолепный! Мы покупали прекрасную немецкую фурнитуру – это петли, ручки, всякие приспособления, – а это была лучшая фурнитура тех лет! Мы покупали все дополняющие детали, всякие кюветы, встроенные ящики и выдвижные системы для ящиков».
Конечно, те из граждан СССР, у кого были деньги, а главное – были связи в мебельных магазинах, могли себе позволить не частично, а полностью импортную мебель. «В наших магазинах были прекрасные чешские кухни, – вспоминает доктор искусствоведения Антонина Фомина. – Были очень хорошие польские кухни, причем красные, синие, – таких ярких цветов!». А самой дорогой и красивой, по словам Антонины Фоминой, считалась румынская мебель: «Она была очень красивая, но, конечно, румынскую мебель не все могли себе позволить. Населению нужна была какая-то средняя цена. А потом появилась финская кухонная мебель, которая тоже была на порядок дороже». Украшаем чем придется
«Безукоризненный вкус, тщательная отделка, высокое качество материалов, благородство форм», – так описывала советская реклама тех лет представленные в мебельных магазинах кухонные гарнитуры. Но почему-то получалось так, что в домах прописывались гораздо более простые и неоригинальные кухни. «Кухни в квартирах были все типичные, ничего оригинального не было в тот момент: какая-то клееночка, какие-то шкафчики типовые, какие-то кастрюльки, – рассказывает Алена Орлова. – Все было очень простое, но каждый стремился как-то особенно акцентировать, что в этом доме живут люди интеллигентные». В ход шли интерьерные элементы, которые могли использоваться как по прямому практическому назначению, так и в виде украшения.
Чаще всего для этого использовались фарфоровые фигурки Дулевского завода или другого подобного предприятия, например, Гжели, а еще – самовары и жостовские подносы. На таких подносах, расписанных яркими цветами на черном фоне, хозяйки выносили гостям популярные в восьмидесятые торты «Мадонна» и «Птичье молоко».
«Перед Московской Олимпиадой 1980 года художник Пыжов придумал поднос уникальной формы: прямоугольный в плане, но с множеством «пузатых» выступов, — рассказывает экскурсовод Жостовской фабрики декоративной росписи Анна Морухова. — Именно на таких подносах выносили медали и другие награды олимпийским победителям. Маленький подносик диаметром 18 см стоил 83 копейки, а большой, почти полуметровый в диаметре – порядка 10 рублей». И все-таки в массе своей жостовские подносы стоили недорого, и такое украшение могла себе позволить любая хозяйка. Неудивительно, что на восьмидесятые годы пришелся самый пик этого народного промысла. И кроме того, оригинальная посуда хорошо продавалась за границей, обеспечивая солидный приток валюты в страну.
«Это была хорошая разменная монета на валюту», – рассказывает Анна Морухова. – Действительно, в 70-80 годы до 70% выпускаемой продукции шло на экспорт. В «Березке» были представлены высокохудожественные подносы, самые дорогие – 150-200 рублей. Из наших граждан такое мало кто себе мог позволить. На Кутузовском проспекте был огромный магазин «Сувенир», очень любимый туристами и нашими гражданами – в нем все это тоже продавалось». «Почему была такая любовь к этим жостовским подносам, декоративной керамике? – задается вопросом профессор МГХПА им. Строганова, художник-проектировщик мебели, доктор искусствоведения Мария Майстровская. – Потому что была тяга к тому, чтобы привнести в дом уют. А откуда уют, из чего?».
«Была очень модна керамика, особенно рижская керамика, – рассказывает экстрасенс Алена Орлова. – У всех стояли кувшины, какие-то столовые предметы, супницы, всякие стаканчики, чашечки, чайнички из керамики. Это был писк. Это был признак интеллигентности: у нас не какой-то там хрусталь, как у купцов, а мы интеллигентные люди. Стали модны всякие расписные дощечки, которые делали вручную.
Анти-антиалкогольная история и сифон
Перестройка совпала с кризисом дефицита: в стране не хватало даже элементарных продуктов вроде сливочного масла. Но еще болезненней граждане восприняли «сухой закон». Вытрезвители, принудительное лечение, уголовные сроки для самогонщиков и разгромные фельетоны в журнале «Крокодил» – ничто не помогало в борьбе с бытовым пьянством. Государство пошло на крайние меры – падение доходов от производства и продажи спиртного, и в 1985-м году развернулась мощная антиалкогольная кампания.
«Я помню, как вырубались виноградники: я приезжал в Крым, а там все кричали и плакали по поводу того, что происходит, – рассказывает певец, композитор, бизнесмен Кай Метов. – Я помню, как приходишь в ресторан, и тебе приносят водку в чайнике». «Коньяк наливали в пепси-колу – чуть-чуть похоже было по цвету, – вспоминает заслуженный артист России, певец Вадим Казаченко. – Водку наливали в бутылки из под минеральной воды. Но все это, естественно, все равно было в ресторане».
«Всегда пили на Руси, но до антиалкогольной кампании пили меньше, – считает певец, шоумен Сергей Минаев. – С чем это связано? Процесс распития спиртных напитков проходил культурнее, с закуской, постепенно. А что произошло, когда началась эта антиалкогольная кампания? Приходилось это делать в нечеловеческих условиях, быстро, сразу, не всегда закусывая – и много».
Покупка спиртного стала трудной задачей, люди радовались, когда удавалось достать бутылку-другую водки. Но на советской кухне собирались большими компаниями, а праздники отмечали целыми семьями. Как напоить столько народа? Нашелся выход: обыкновенный бытовой сифон.
«С помощью сифонов газировали и вина, и даже водку, – вспоминает журналист, публицист, телеведущий Анатолий Вассерман. – Надо сказать, что это действительно имеет смысл, потому что пузырьки газа резко ускоряют всасывание алкоголя в желудке. Поэтому шампанское бьет в голову быстрей, чем обычное виноградное вино той же крепости, но не содержащее углекислоты. И, действительно, можно от одной бутылки водки, накачанной газом, мгновенно захмелеть целой компании. Другое дело, что этот хмель и быстрей проходит». Что роднит «Мадонну» с жестянкой из-под пива
Импортная посуда в СССР была на вес золота – не столько за счет качества, сколько за счет оригинальных форм и необычных росписей. На немецком сервизе «Мадонна» – не мощные колхозницы, а утонченные полуобнаженные красавицы, символ роскошной жизни. Поэтому бережливые советские хозяйки строго-настрого запрещали детям и даже мужьям прикасаться к этому произведению гэдээровского искусства. Попить чайку из сервиза «Мадонна» можно было только по очень большим праздникам.
«На бело-перламутровой, иногда черной основе были рисунки глазурью: Сикстинская Мадонна, Мадонна с младенцем, дама с горностаем, – рассказывает экстрасенс Алена Орлова. – Это был своего рода кич, но он вносил определенную долю просвещения в народ, потому что люди не знали, кто такие мадонны и как они выглядят». Первые сервизы «Мадонна» попали в СССР после войны: эту посуду очень полюбили генеральские жены. К восьмидесятым сервиз по лицензии производили еще и чехи, но качество фарфора было не то. Поэтому все старались достать немецкий комплект. «Эти сервизы возили из Германии, – продолжает Алена Орлова. – На самолетах их возить было нельзя, потому что в багаже они бы разбились, поэтому их возили на поездах подкупленные, специально обученные проводники. Почему я это знаю? Я один раз это сделала сама. У нас был юбилей у одной очень высокопоставленной дамы, от которой много что зависело, и надо было сделать ей большой коллективный подарок. Мы сложились деньгами, и нам дали секретный телефон проводницы, которая из Германии возила эти сервизы и продавала за очень крупную сумму».
Не меньшей популярностью пользовалось цветное чешское стекло, немецкие столовые приборы – и даже тара из-под импортных напитков. «В банках пиво появилось в 80-х годах, – вспоминает заслуженный художник России Никас Сафронов. – Я тогда жил в Литве и держал 20 ящиков, хотя я не пил пиво, а научился именно после этого. Зато я нес баночку – как сегодня 10 тысяч долларов даришь, или какую-нибудь серебряную статуэтку на три килограмма серебра. А тогда эта банка пива решала многие вопросы».
«Все, что было импортным, вызывало особый восторг в стране, где были закрыты все границы, – говорит директор Московского музея дизайна Александра Санькова. – Поэтому люди сохраняли даже бутылки из-под «Пепси-Колы», и даже сегодня можно найти такие бутылочки даже с сохранившейся крышкой». Жестянки от пива, а также бутылочки от «Пепси» бережно хранили, иногда наливая в них крепкий чай или ситро, чтобы прихвастнуть перед гостями. Вообще любую тару из-под иностранных напитков использовали как элемент декора. Батарея заграничных бутылок и сервиз «Мадонна» – и престижный интерьер готов».
Впрочем, о сервизе «Мадонна» мечтали, конечно, все, но подавляющее большинство довольствовалось ленинградским фарфором – или изделиями других отечественных фарфоровых фабрик. Впрочем, это был очень качественный фарфор. А самое главное, он всегда стоил одинаково: на донышке чашки или блюдца непременно была указана фиксированная цена, отпечатанная краской. «Обязательно ставили печать, штемпель с ценой, потому что цена не менялась, – рассказывает экскурсовод Жостовской фабрики декоративной росписи Анна Морухова. – А не менялась она потому, что использовали наши отечественные материалы, цена на которые тоже не менялась. И не менялась она до тех пор, пока у нас в 90-е годы не началась денежная реформа».
Легенды дизайна: советский бидон и граненый стакан
На виду на советской кухне располагалось все красивое, дорогое, изысканное. Обыденные вещи прятали в шкафчики или ставили на полке повыше. Там можно было обнаружить алюминиевые кастрюльки, эмалированные тазики, закопченные чугунки и прочую неказистую утварь. Но бидон нередко стоял на самом видном месте – чтобы при оказии срочно его схватить и бежать занимать нужную очередь. «За квасом, за молоком и за пивом по разным дням ходили с бидоном, – вспоминает экстрасенс Алена Орлова. – За молоком – практически каждый день, если были в доме маленькие дети. И приезжала такая специальная молочная бочка, объезжая практически каждый двор в микрорайоне или становясь на определенной точке, куда стекались все с этими бидонами. За квасом приходили с большим бидоном на всю семью, чтобы учесть еще и вариант окрошки. А вот в субботу все ходили за пивом. У нас не Крым, поэтому вино не продают на розлив, но пиво привозили. Мужчин, конечно,посылали, потому что женщинам это было делать стыдно. И мужчины с охотой всегда шли за пивом, правда, отхлебывали по дороге значительную часть этого бидона».
«Меня часто отправляли с бидончиком за молоком, – рассказывает Александра Санькова. – И, конечно, поскольку дети ходили с бидончиками часто, и родились все эти анекдоты про «деньги в бидоне». А я бы и сейчас бидоны производила и с удовольствием пошла в магазин с бидоном – мне кажется, у него прекрасный дизайн».
Еще одним гениальным изобретением советского дизайна и промышленности был граненый стакан. Он был хорош своей универсальностью: стоял в автоматах с газированной водой, в нем подавали компот в столовых, из него же пили чай в поездах дальнего следования – с непременным подстаканником. Поскольку стакан производился строго по ГОСТу, его можно было использовать как меру веса и объема, отмеряя муку, сахар или молоко. Им удобно было нарезать тесто – для пельменей, вареников или маленьких хрустящих печеньиц. А особо бдительные граждане могли даже пользоваться им как подслушивающим устройством для слежки за соседями по коммуналке: достаточно было всего лишь приложить стакан дном к стене и прижаться к нему ухом.
«Неизменный атрибут советского чаепития – это стаканы в подстаканниках, – рассказывает Александра Санькова. – Конечно, как правило, использовались граненые стаканы, но были и более изящные». Прочный, дешевый, доступный каждой семье даже во времена дефицита, граненый стакан теперь ассоциируется именно с советской эпохой. Хотя история его создания туманна и неопределенна. У классического граненого стакана – 17 граней: именно такой образец впервые сошел с конвейера стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный в 1943-м году.
«Пишут, что Малевич с Мухиной придумали граненый стакан, – говорит правнук Веры Мухиной художник-график Алексей Веселовский. – Конечно, это полная ерунда. Форма граненого стакана существовала и в XIX, и по-моему, еще даже в XVIII веке. Это легенда, придуманная журналистами в 80-х годах, я даже авторство этой легенды могу указать. Как любая полуправда, она оказалась очень прилипчивой. Советская хрустальная мечта
Автор знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» Вера Мухина, действительно, какое-то время работала со стеклом. «Она стояла у истоков ленинградского экспериментального завода стекла и в последние годы жизни много посвятила работе со стеклом, со стеклянным литьем», – добавляет Алексей Веселовский.
«Благодаря Вере Мухиной была возрождена традиция качественного художественного стекла, – рассказывает специалист Музея художественного стекла Елена Власова. – Она говорила, что советский человек достоин красоты. Этот ее девиз – красота и польза – стал девизом всего стекольного движения страны. Им приходилось бороться с колоссальной рутиной и косностью, обычной штамповкой, но Мухина добилась своего, и завод стал называться Ленинградский завод художественного стекла».
В Ленинграде выдували посуду и интерьерные вещицы ничуть не хуже дефицитного богемского стекла. «Стандарты советской стекольной промышленности были очень высокими, – продолжает Елена Власова. – По сей день те, кто жил и работал в то время, с ностальгией вспоминают так называемые художественные советы: у тех, кто в них заседал, был уровень специалистов высшего гласа. Обсуждали до хрипоты: размер ножки стопочки, пяточка стопочки, силуэт этой самой стопочки, количество элементов декора… Вещи выходили на уровне эрмитажных коллекций». Стоит ли удивляться, что при таком подходе хрусталь в Советском Союзе представлял собой лучший подарок и даже неплохое вложение средств. Не говоря уже о том, что именно он служил едва ли не главным украшением любого праздничного стола.
В типичные советские хрустальные вазочки можно было положить конфеты или салаты, а после застолья хрусталь очищали кефиром, и филигранная резьба сияла как новая. «Хрусталь – это уникальный материал, стекловары очень долго бились над получением такого чистого искрящегося материала, абсолютно бесцветного, прозрачного, – рассказывает Елена Власова. Хрусталь всегда определял достаток в доме, и за ним поэтому гонялись. Но так как у нас было массовое производство и работали заводы-гиганты, подобные заводы художественного стекла, товар все-таки был дешевый. И был забавный случай, когда на одной из выставок стоявшая перед витриной с отечественнным хрусталем американка услышала разговор двух простых советских женщин, которые говорили: «ой, у меня есть такая рюмочка в доме, я вазу эту видела» и т.д. Американка была сражена абсолютно: это был очень дорогой материал для человека с Запада. А у нас массовое производство позволяло его удешевить, и к нам за хрусталем приезжали, например, финны».
Граждане, сдавайте посуду!..
Если хрусталь курсировал от серванта к праздничному столу и обратно, то круговорот простого стекла был гораздо шире. Ну, какая советская кухня без авоськи с бутылками, отмытыми от этикеток и подготовленными к сдаче!
«12 копеек – это залоговая цена водочной бутылки, – делится воспоминаниями журналист, публицист, телеведущий Анатолий Вассерман. – Бутылку реально можно было сдать и получить этот самый залог обратно. В подвале моего дома долгое время располагался пункт приема стеклотары. И мне самому доводилось множество раз спускаться в этот подвал, чтобы сдать очередные бутылки – правда, в основном, от безалкогольных напитков.
«Стеклотару мы сдавали в определенный приемный пункт, который даже сохранился, по-моему, до сих пор, – рассказывает экстрасенс Алена Орлова. – Это были вино-водочные бутылки, и сдавать их ходили только мальчики, девочкам это было стыдно делать. Но банки и бутылки от кефира и молока, ряженки и прочих майонезов сдавали только девочки, потому что мальчикам это было стыдно».
Рачительные граждане не только экономили на стеклотаре. Они вязали прихватки из старых лоскутков, выращивали в банках чайный гриб, отбеливали белье в жестяных ведрах и бесконечно экспериментировали, стараясь найти новые способы облегчить и украсить свой нелегкий быт.
«Обратите внимание: сейчас ведь почти никто не носит фартуков, – говорит Алена Орлова. – Вы ни на ком не найдете, когда он работает в кухне, никакого передника, тем более цветного, расписного. А тогда это почему было необходимо? Потому что у нас настолько было мало одежды! Прямо как у Тома Сойера: этот костюм и другой костюм. И была необходимость защитить эту свою одежду, поэтому, чтобы не запачкаться, надевали фартук».
Советская кухня – не просто комната для готовки. Это место приложения творческой энергии. Тем более после Перестройки, когда холодильники совсем опустели. Впрочем, скоро граждане покинут свои кухни и пойдут возмущаться на уличные митинги. Но это уже совсем другие времена…
Дата: Суббота, 27 Января 2018, 17.56.42 | Сообщение # 3447
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Как запрещали фильмы в СССР
У современных цензоров есть много примеров для подражания. Судя по поведению министерства культуры, его чиновники видят себя наследниками советского Главреперткома. Принципы его работы раскрыла газета «Труд», которая в номере от 8 мая 1928 года сообщала об ударной работе советской цензуры, снявшей с проката 18 фильмов.
«Наконец-то Главрепертком приступил к пересмотру всей, как советской, так и заграничной кинопродукции, находящейся в прокате. Первыми результатами этого пересмотра явилось снятие с экрана 13 заграничных и 5 советских картин. Запрещены к прокату следующие заграничные картины: «Черный конверт», «Знатный иностранец», «Дом ненависти», «Белла-Донна», «Бандитка», «Белая моль», «Жрица Лия», «Посланник богов», «Корсар Пиетро», «Привидение», «Роковое письмо», «В 7 часов вечера», «Торговая марка ее мужа». В число запрещенных картин советского производства входят: «Минарет смерти», «Глаза Андовки», «Блуждающие звезд», «Петухи», «Президент Самосадкин».
Общий размер снятых картин достигает около 40 000 метров. Если считать в среднем по 30 копий с каждой картины, испорченная пленка составит один миллион двести тысяч метров. Главрепертком мотивирует снятие этих картин тем, что в указанных картинах наблюдается: «идеализация патологических и упаднических настроений разлагающейся буржуазии; популяризация скрытой проституции и разврата; романтика голого трюкизма и уголовщины; показ неоправданных жестокостей, садизма, рассчитанных на трепку нервов и нездоровый интерес обывательской аудитории; проповедь буржуазной морали, мистицизма и тому подобного».
Словом, приводятся все те мотивы, которыми советская пресса давно оперировала и добивалась снятия этих картин с экрана. Это решение Главреперткома лишний раз подчеркивает, что Совкино напрасно в свое время обрушивалось на тех, кто предлагали такие картины, как «Дом ненависти» и «Бандитка», снести на Красную площадь и сжечь».
Среди запрещенных фильмов – детективы, мелодрамы и комедии. Вот, к примеру, синопсис ленты «Президент Самосадкин», вышедшей на экраны в 1924 году:
«Нэпман Самосадкин с супругой идет в кино. Во время зарубежной кинохроники он засыпает. Ему снится, что его избрали президентом небольшой капиталистической республики, находящейся в глубоком упадке. Президент решает торговать воздухом».
Снести на Красную площадь и сжечь!
Сегодня подобные заметки можно читать не только как исторический документ, но и как руководство для авторов новостей про инициативы минкульта, РПЦ, депутатов, прокуроров и прочих мракобесов.
Дата: Суббота, 03 Февраля 2018, 23.01.19 | Сообщение # 3448
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Повара при погонах Зачем Кремлю секретная кухня под охраной спецслужб
В уникальной книге «Кремль. Особая кухня», подготовленной в Федеральной службе охраны (ФСО), собраны документы и воспоминания людей, которые головой отвечали за «кремлевский стол». Сотрудники подразделения Особой кухни рассказывают подчас неожиданные детали работы, быта и отдыха советских и российских первых лиц. Впервые рассекречены имена самих поваров, каждый из них в обязательном порядке имеет воинское звание. Один из авторов — советник директора ФСО, доктор исторических наук Сергей Викторович Девятов. Книгу уже не найти в свободной продаже — она вышла небольшим тиражом и была раскуплена в одночасье. «Лента.ру» предлагает вниманию читателей наиболее интересные отрывки из воспоминаний ветеранов подразделения. На кухне хозяйничают спецслужбы
Особая кухня была организована для первых лиц государства, конечно, не в XX веке. Например, императорская кухня находилась в компетенции обер-гофмаршала, который возглавлял Гофмаршальскую часть, входившую в сферу ведения специальной службы, отвечавшей за безопасность императора и членов его семьи — Собственной Его Императорского Величества охраны. С 1878 года производилось химическое исследование части продуктов питания. А при поездках монарших особ по стране и за границу необходимые продукты, как правило, везли с собой. За ценой не стояли, поскольку речь шла о безопасности первых лиц России.
Когда в Москве обосновалось большевистское правительство, одной из самых серьезных проблем для жителей Кремля стало обеспечение питания. Для ее решения в 1920 году был создан подмосковный совхоз «Горки». Однако банкеты долго считались излишеством. И только с первой половины 30-х годов проведение различных протокольных мероприятий в Московском Кремле — встреч, официальных приемов, завтраков, обедов и ужинов — постепенно вошло в постоянную практику.
В 1930-е годы, как и во время Великой Отечественной войны, одной из составных частей меню на проводимых мероприятиях были кавказские (преимущественно грузинские) блюда. Особенно поражала воображение высоких иностранных гостей «перцовка» — водка, настоянная на горьком перце. Уже тогда за вкусную, здоровую, а главное, безопасную пищу для руководства страны полностью отвечали спецслужбы. С тех пор повелось, что все повара, официанты и другие специалисты Особой кухни — люди «при погонах». Ракеты из батонов хлеба
Шеф-повар, проработавшая на Особой кухне с 1956 по 1983 год (между прочим, в звании прапорщик), Алевтина Георгиевна Керина также некоторое время готовила для семьи генсека Никиты Хрущева. Она вспоминает: «Семья у Хрущева была большая, поэтому работы хватало. Первыми вставали дети, чуть ли не в 7 часов утра, к этому времени у меня уже должен быть готов завтрак. У маленького Ванечки был диатез, и питание ему требовалось особое, диетическое. Потом вставали старшие дети. Затем поднимался и сам Никита Сергеевич. На завтрак он предпочитал куриные котлетки с картофельным пюре и какие-нибудь оладушки. Также ставились на стол и закуски — докторская колбаска, сыр.
Хрущев любил поесть. В выходные обязательной была выпечка, всем особенно нравился пирог с курагой. А как-то раз я напекла оладий с яблоками и положила их в одну большую тарелку — на всю семью. Но я в то время местные порядки еще не так хорошо знала. Оказалось, что Никите Сергеевичу оладьи надо было положить отдельно в маленький баранчик — это такая металлическая миска с крышкой. В итоге все оладьи он съел сам, никому ничего не досталось».
В годы работы Кериной шеф-поваром большое внимание уделялось оформлению стола на приемах. Часто учитывалась их тематика. Например, если это были события, связанные с освоением космоса, на столе мог быть земной шар, сделанный из паляницы, с морями, горами, городами, нарисованными пищевыми красками. «Когда Юрий Гагарин полетел в космос, помню, в числе прочего, я делала ракеты из батонов хлеба. А когда спустили на воду атомоход "Ленин", придумала композицию, где был и атомоход, и флаг СССР, и льдина, и пингвины, и кит — в основном, все было из масла», — вспоминает Керина.
Аптечная рюмка Хрущева
Вопреки представлениям об обильных возлияниях на советских приемах, высокое начальство старалось просто приложиться к рюмке. В буквальном смысле.
«Интересно, что для тех случаев, когда предполагалось обильное застолье, у Хрущева была специальная рюмка, — рассказывает Алексей Алексеевич Сальников, шеф-инструктор, работал на Особой кухне с 1956 по 1993 год, подполковник. — Мы ее возили "в аптечке", то есть среди самых необходимых вещей. Она выглядела точно так же, как стопки из Гусь-Хрустального, которые обычно использовали на приемах. А вот донышко и стенки были значительно толще. Стандартный внешний вид достигался за счет резного рисунка. Входило в нее не 50 граммов, а всего 30. К тому же Никита Сергеевич часто не опрокидывал рюмку, а старался только пригубить.
В последние годы Хрущев стал сокращать количество алкоголя на банкетах. Однажды мы были во Владивостоке, и Никита Сергеевич мне говорит: "Будет прием, проследи, чтобы на столе водки не было!" Я попросил официанток оставить на столах только вино, а водку поставить на подсобные столы и накрыть салфетками. Вдруг приходит местный партийный руководитель, осматривает стол и видит, что водки там нет. Он набросился на официанток, а те на меня кивают: "Вот молодой человек сказал, чтобы убрали". Партийный руководитель стал мне выговаривать: "Что вы себе позволяете, кто вы такой?" Я вежливо отвечаю: "Пожалуйста, не кричите. Вы думаете, что если Хрущев приехал, то он приехал к вам не говорить, а водку пить? Вы что думаете, я это от себя сделал? Что у него водки нет своей?"» Накормил вкусно — получил дубленку
Во время визитов в Советский Союз иностранные гости предпочитали местную еду, даже если и привозили с собой любимые продукты. Когда приезжали американские делегации, привозили с собой поваров-филиппинцев и большие холодильники. Но в итоге почти ничего из них не доставали. Некоторые так были благодарны кремлевским поварам за угощения, что считали обязательным вручить им какой-нибудь подарок.
«Представители Монголии дарили то дубленку, то какой-нибудь кусок замши, два на три метра, то верблюжье одеяло, то кожаную куртку. Чехи обычно вручали богемские вазы, сервизы. Болгары, как правило, дарили сливовицу и отрезы на костюм, — вспоминает Юрий Иванович Пономарев, повар, работал на Особой кухне с 1972 по 1997 год, старший прапорщик. — Но самым лучшим в то время считалось поработать с иранской делегацией: был большой шанс получить от шаха Ирана золотую монету весом 6 граммов с его портретом. За весь период моей работы мне так повезло дважды. Конечно, было приятно, что нам уделяется такое внимание и остается память об этих мероприятиях».
Однажды Фидель Кастро вызвал к себе Пономарева: «Я думал, будут сейчас ругать за что-то. Пришел, а мне переводчик говорит: "Юр, да ты не волнуйся. Ты подал десерт из груш, а с этим фруктом у них в семье связаны очень счастливые воспоминания". И он перевел мне слова Фиделя Кастро, который сказал, что их отец, когда возвращался из поездок, всегда привозил ему и брату по груше. Для маленьких Фиделя и Рауля она была настоящим лакомством. Эти воспоминания вызвали у Кастро самые теплые чувства, и он меня очень благодарил». «Думал, что не выживу»
Трудными для «поваров-особистов» были поездки и во Вьетнам. Особенно когда страна лежала в руинах после американского вторжения. «Мы видели, как там готовились некоторые блюда... Могли запросто об пол разбить лед, а потом положить его в кувшин с соком, — рассказывает Анатолий Жуков, официант, замначальника отделения, сотрудник Особой кухни с 1976 по 2012 год, подполковник. — Поэтому мы даже на всякий случай возили с собой электрическую плитку. У меня была еще одна тяжелая командировка, когда я ездил с Михаилом Сергеевичем Горбачевым во Вьетнам. Меня отправили в командировку без повара и без заказа. Хорошо, что Раиса Максимовна дала ему с собой сыра плавленого, молока "Можайского" и еще каких-то "долгоиграющих" продуктов.
Приехали во Вьетнам, а у них там после войны полная разруха, они голодные, разутые, раздетые. В резиденции — тараканы, кухни нет. Мы там были 12 дней, я думал, что не выживу. Воду из крана наливаешь и невооруженным глазом видно, что там кто-то шевелится. Хорошо, что в дежурном чемодане были нержавеющие кастрюли. Мы эту воду кипятили, потом отстаивали и снова кипятили и так делали несколько раз. Муравьи ходили лентами, у них была протоптана целая дорога. Чтобы от них защититься, вокруг стола из нержавейки мы налили уксус».
В Китае один раз для обеспечения приема пришлось работать... в ванной комнате гостиницы. «Это было уже при президенте Ельцине, который в заграничных поездках мог неожиданно предложить: "А давайте сделаем прием!" Вместо стола работали на мраморной столешнице, готовили на переносной газовой плите, — вспоминает об этом приеме на 16 человек Геннадий Павленко. — Китайцы сказали, что наш повар не справится, им в шутку ответили: "Не справится — расстреляют". Вышел роскошный обед с блюдами русской кухни, приготовленными отчасти из... китайских продуктов, которые покупали там же, на месте». Чай, не баре
«Многие руководители в те годы были, что называется, не из барского рода, поэтому в некоторых вопросах тяготели к простоте, — говорит Алексей Сальников, шеф-инструктор, сотрудник Особой кухни с 1956 по 1993 год, подполковник. — Хрущев на обед предпочитал постные блюда, жирного ел мало. Ему нравился украинский борщ с пампушками. На охоте он иногда просил Подгорного сделать деревенскую похлебку, куда входила крупно порезанная картошка, мясо, пшено».
Да и в целом охраняемые лица были не падки на экзотические блюда, предпочитали русскую кухню. Достаточно привередливым в еде считался Михаил Суслов, он страдал сахарным диабетом. А Михаил Горбачев очень любил выпечку. Опасаясь, что это приведет к лишнему весу, его супруга Раиса Максимовна стала требовать, чтобы мучное к столу не подавали. Борис Ельцин вообще ел мало, несмотря на то, что был крупным. Любил жареную картошку с грибами и луком.
О действующем главе государства Владимире Путине также известно: в еде не привередлив, пищу предпочитает простую. Правда, журналистов на свою кухню последний раз он пускал шесть лет назад. Завтракал творогом с медом, перепелиными яйцами и коктейлем из свеклы с хреном. Само собой, готовил этот напиток не сам. За его стол отвечают те же сотрудники Особой кухни. Но об их сегодняшних буднях по понятным причинам пока не рассказывают.