Дата: Среда, 07 Февраля 2024, 21.22.11 | Сообщение # 5320
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Болгарская прокуратура обнародовала план «возвращения в собственность государства» российского храма в Софии
Построенный русским архитектором на русские деньги храм, стоящий в центре Софии, оказался под угрозой конфискации. По крайней мере, именно об этом заговорила прокуратура Болгарии. Аргументы болгарских силовиков выглядят полным беззаконием. Русофобия болгарских властей выглядит еще более удивительной на фоне русофилии болгарского гражданского общества.
В Болгарии получила развитие история с закрытием находящегося в центре Софии православного храма Святителя Николая Чудотворца. По сообщению Болгарского Национального радио, исполняющий функции главного прокурора страны Борис Сарафов представил на оценку министра регионального развития и благоустройства Андрея Цекова четыре тома документов, призванных обосновать право собственности болгарского государства на здание храма. Цеков сообщил, что «государство имеет основания судебным путем вернуть себе право собственности на храм».
Также заведующий отделом надзора за законностью Верховной административной прокуратуры Виктор Малинов добавил, что прокуратура может возбудить дело, на основании которого здание и земельный участок под ним будут признаны собственностью Болгарии. По его словам, «в четырех томах доказательств, собранных Сарафовым, в частности утверждается, что после бомбардировок Софии 1944 года две трети средств на ремонт храма было предоставлено болгарским государством». Также, по мысли Малинова, «тому, что посольство России – правопреемник имперской России, недостаточно доказательств».
Министр Цеков уклонился от ответа на вопрос, будет ли инициировано возбуждение дела. По его словам, для знакомства с документами и их оценки необходим месяц.
Напомним, что ситуация вокруг храма обострилась 21 сентября, когда после праздничной литургии в честь Рождества Пресвятой Богородицы настоятель подворья архимандрит Вассиан (Змеев), секретарь подворья и водитель были вызваны в миграционную службу, выслушали обвинение в совершении «действий, направленных против национальной безопасности и интересов Болгарии», и насильственно выдворены в Сербию.
История храма Святителя Николая Мирликийского в Софии неразрывно связана с Россией. Он был построен на деньги российской казны и добровольные пожертвования русских и болгар русским архитектором А.Н. Смирновым по проекту русского архитектора М.Т. Преображенского, расписан русским художником В.Т. Перминовым. Участок земли, на котором стоит храм, в 1882 году был подарен правительству России Софийским городским советом.
Церковь предназначалась для окормления членов русской дипломатической миссии и русских, проживавших в Софии.
Вся церковная утварь, иконы, богослужебные книги и колокола были доставлены из России. Храм был освящен 24 ноября 1914 года и быстро получил в Софии название Русский (или Посольский) храм.
В 1915–1920 годах храм был закрыт в связи с Первой мировой войной и вновь открылся после прибытия в Софию русской дипломатической миссии А.И. Деникина. После установления дипотношений с СССР в 1934 году храм был передан Болгарской церкви и десять лет спустя сильно пострадал во время налетов англо-американской авиации на Софию (примечательно, что в 2010-м в Софии был установлен памятник… американским летчикам, убившим свыше 10 тыс. мирных жителей столицы Болгарии).
Весной 1946 года по постановлению правительства СССР храм был вновь передан в ведение Русской православной церкви (РПЦ). С ноября 1952 года он был передан в юрисдикцию Болгарской православной церкви (БПЦ), однако получил статус подворья Московской патриархии, став церковным посольством РПЦ при БПЦ.
С 1992 года храм вновь обрел «посольский» статус и считался одним из символов вечного единства России и Болгарии. Тем более что в крипте храма погребен один из наиболее почитаемых в двух странах святых – святитель Серафим (Соболев), в 1920-х годах бывший настоятелем церкви.
Документы, которые свидетельствовали о дарении властями Софии участка под застройку посольству России, сохранились и неоднократно публиковались, в том числе и после 21 сентября 2023 года. Однако, как видим, для современных болгарских властей, одурманенных русофобией, никакой юридической силы эти «бумажки» не имеют. Они просто отрабатывают заказ – примитивный антирусский заказ, согласно которому все, связанное с Россией и ее наследием, должно быть искоренено. Если конкретный повод не находится, его придумывают.
На данный момент Болгария находится поистине в парадоксальной ситуации. С одной стороны, ни в одной стране мира, считая Россию, нет такого количества улиц и площадей, названных в честь героев Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, не установлено столько памятников (в том числе огромный конный монумент Александру II на бульваре Царя-Освободителя в центре Софии). Болгарский народ (и не только старшее поколение, но и молодежь) свято хранит память о русских братьях, отдававших жизни за освобождение их страны от османского ига, о советских воинах. Мощной поддержкой пользуется общественное движение «Русофилы», ежегодно проводящее многотысячные слеты в поддержку России.
С другой – позиция официальной Софии отличается прямо-таки зоологической русофобией, резко контрастирующей с настроениями обычных людей. Причем чаще всего это выражается в труднообъяснимых с точки зрения логики инициативах.
Так, в начале сентября этого года министр транспорта и коммуникаций Болгарии Георги Гвоздейков сообщил, что российский нефтяной терминал компании «Лукойл» перешел под «оперативное руководство» Болгарии,
причем София не намерена выплачивать никаких компенсаций за разрыв концессии с «Лукойлом». Авторами инициативы о возвращении нефтяного порта под контроль государства стали представители коалиций партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» с Союзом демократических сил (ГЕРБ – СДС), «Продолжаем перемены» с «Демократической Болгарией» (ПП – ДБ), а также партией турецкого меньшинства «Движение за права и свободы».
Тогда действия депутатов раскритиковал президент Болгарии Румен Радев, обратившийся в Конституционный суд. Глава государства указал, что стремительное принятие поправок в закон, на основании которого была прекращена аренда нефтяного терминала Россией, не только противоречит конституции и принципам правового государства, но и является примером безответственного отношения к гражданам. Радев попросил Конституционный суд проверить принятые законодательные изменения на их соответствие основному закону.
Однако поскольку голос президента в Болгарии – лишь один из многочисленных голосов государственных мужей, «безответственное отношение к гражданам» осуждено никем не было. Более того, за этим последовали еще более вопиющие шаги, один из которых – грубейшее выдворение из страны клира Русского храма, а теперь и попытка присвоить его здание и земельный участок.
Дата: Суббота, 17 Февраля 2024, 20.29.35 | Сообщение # 5333
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Вселенский патриархат ведет к расколу православия
Церковные новости из стран Прибалтики всё хуже. Там идет постепенный процесс вторжения Вселенского патриархата на канонические территории Русской церкви при полном содействии местных властей. И если для руководства прибалтийских государств это шаг сугубо политический, продиктованный актуальной русофобской повесткой, то вот для Константинопольской церкви – это нечто куда большее и худшее. Не только захват чужих юрисдикций, но и устремление к глобальному расколу во всем Вселенском Православии.
Власти Литвы вчера признали и официально утвердили создание Литовского экзархата Константинопольского патриархата. Сформирован этот «диоцез» из ранее запрещенных в служении или вообще лишенных сана священников РПЦ из Виленско-Литовской епархии. Сана их лишили как раз за то, что они активно призывали всю епархию «уходить из РПЦ» под юрисдикцию Константинополя. Что, конечно, было бы еще более чудовищным актом «церковного разбоя». Но и организация «экзархата» на канонической территории Русской церкви – тоже явление неадекватное. Которому советник патриарха Московского и всея Руси Кирилла, протоиерей Николай Балашов дал следующую оценку: «Это еще одно антиканоническое деяние Константинопольского патриархата, направленное на создание церковного раскола и разрушение православного единства».
Здесь стоит хотя бы кратко объяснить, в каких сейчас отношениях Вселенский патриархат и Русская церковь. После предоставления томоса об автокефалии украинским раскольникам вселенским патриархом Варфоломеем, Русская церковь разорвала евхаристическое (молитвенное) общение с Константинополем. Но есть нюанс – это пока еще не окончательный разрыв. Окончательным были бы анафематизмы в адрес Константинопольского патриархата со стороны Москвы – и тогда уже можно было бы говорить о полноценном церковном расколе. Пока же у нас в отношениях всё очень-очень плохо, но не безнадежно плохо. Потому, собственно, и раздаются комментарии со стороны представителей Русской церкви о неканоничности действий Константинополя. Потому что если бы в Литве появился какой-нибудь новый округ условных «Свидетелей Иеговы*» (организация признана экстремистской на территории РФ), то понятно, что комментировать российским священникам тут было бы решительно нечего. Абсолютно чуждая организация, которая живет в параллельной религиозной плоскости, которой в большей степени должны заниматься сектоведы и правоохранители.
С Вселенским патриархатом пока не так. Однако фанариоты (Фанар – квартал в Стамбуле, где находится резиденция Вселенского патриарха) делают всё, чтобы приблизить именно такую ситуацию.
Еще один нюанс, на который следует обратить внимание – это то, кто теперь в этом экзархате будет «служить» и на каких основаниях. Как было сказано выше, извергнутые из сана Виленским митрополитом клирики епархии. Константинополь их в сан «вернул». Это, говоря простыми словами, тоже лютая дичь. Потому что, по правилам, кто священника или епископа запретил или изверг, тот через покаяние его назад и принимает.
Но, повторимся, фанариотский патриарх на эти «канонические мелочи» уже особого внимания не обращает. И строит свою «параллельную иерархию», дробя церковный мир, стирая канонические границы и внося раскол и анархию не только в отношения между КП и РПЦ, но и в принципе в отношения поместных православных церквей. Потому что – а кто даст гарантии, что завтра патриарху Варфоломею не захочется «откусить» какой-нибудь диоцез от Грузинской или Сербской, а то и Кипрской православной церкви?
Возвращаясь к Прибалтике, стоит сказать, что данная ситуация, к сожалению, не уникальна. И является продолжением последовательной политики Фанара в этом регионе. Уже много лет существуют такие образования, как Эстонская «апостольская православная церковь» и Латвийская «православная автономная церковь юрисдикции Константинопольского патриархата». Существуют они параллельно местным юрисдикциям Русской церкви. Латвийскую «церковь», к слову, Фанар и сам официально не признает, но если уж начал строить параллельные церковные иерархии, то бывает крайне трудно остановиться.
Особенно всё это угнетает на фоне новостей о том, как эстонские власти фактически выгнали эстонского митрополита Евгения (Решетникова), якобы из-за проблем с видом на жительство. Хотя всем понятно, что сделано это в контексте сугубо политических решений и русофобской позиции. И есть подозрение, что в Эстонии Вселенский патриархат воспользуется этой ситуацией.
Самое лицемерное в истории этих новых юрисдикций началось еще со времен пресловутого украинского томоса об автокефалии для так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ). Тогда Фанар тоже «принял в общение» натуральных раскольников и самосвятов. А самого одиозного персонажа, извергнутого из сана и отлученного от церкви – Филарета Денисенко – «восстановил в сущем сане».
Все это делалось под публичные заявления фанариотов о том, что их целью является «восстановление церковного единства на Украине».
Давайте посмотрим, как выглядит сейчас это самое «церковное единство». На сегодняшний день на украинских территориях существуют следующие церковные образования: епархии бывшей УПЦ (МП), перешедшие под прямую юрисдикцию Русской церкви; УПЦ (МП), которая сейчас состоит из одной Запорожской епархии; вся остальная УПЦ, которая объявила о своей «независимости от Москвы» и «полной самостоятельности»; ПЦУ – те самые раскольники с «церковной грин-картой» от Константинополя; «филаретовцы», которые в какой-то момент объявили о том, что выходят из ПЦУ и снова строят свою собственную «церковь». И далеко не факт, что это полный список.
В общем, «единство» получилось прямо на загляденье. А если без сарказма, то слово «дьявол» с греческого переводится буквально как «разделяющий». То есть разрушающий то, что было некогда единым целым. И в этом смысле совершенно непраздным кажется вопрос о том, чьи интересы на самом деле представляет в этом мире патриарх Варфоломей?
Про украинские или прибалтийские власти, впрочем, такого вопроса уже не возникает.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
Дата: Среда, 21 Февраля 2024, 17.10.42 | Сообщение # 5339
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Вербное воскресенье в 2024 году: дата, суть и традиции праздника
МОСКВА, 21 фев — РИА Новости. Вербное воскресенье — народное название одного из двунадесятых праздников христианской церкви, известного как Вход Господень в Иерусалим. Какого числа будут отмечать православные верующие событие в 2024 году, суть праздника, история возникновения, традиции и обычаи этого дня в России — в материале РИА Новости.
Какого числа Вербное воскресенье в 2024 году?
Дата праздника переходящая, она привязана к главному событию в церковном календаре — Пасхе — и всегда выпадает на воскресный день за неделю до нее. В 2024-м православные верующие отмечают Вербное воскресенье 28 апреля.
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье — один из праздников в христианской церкви, его отмечают не только православные, но и католики, а также представители протестантских деноминаций. Именно в этот день и накануне на улице можно увидеть большое количество людей с веточками вербы, которая является символом торжества в России. Это растение одним из первых распускается весной. В Италии событие встречают веточками оливы, во Франции — апельсина, в Восточной Европе — высушенными цветами, а в южных странах — ветвями пальмы. Официальное название праздника: Вход Господень в Иерусалим.
О празднике
Это один из двунадесятых праздников (12 самых важных в христианской церкви, связанных с жизнью Иисуса Христа и Богородицы).
Суть праздника
Вербное воскресенье — это первый день особого для православных верующих периода Страстной недели, когда вспоминают последние дни земной жизни Спасителя.
С этим связан и смысл праздника: Господь приходит в Иерусалим, чтобы принять страдания на кресте — за грехи всех людей. А затем, согласно вероучению, воскреснуть, даровав всем верующим избавление от смерти.
Поминаемое в праздничный день событие описано в Евангелии. Иисус в сопровождении учеников торжественно въехал в Иерусалим на осле. Город к тому времени был взволнован, ведь накануне Христос воскресил Лазаря. И его встречают как мессию — обещанного пророчествами царя, который спасет еврейский народ от владычества римлян.
Согласно предсказаниям, помазанник Божий должен быть из царского дома. Иисус происходил от рода Давида. Поэтому толпа кричала Ему: "Осанна сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна ("Спаси же нас!" — Прим. ред.) в вышних!" А на пути стелили ковры и пальмовые ветви — символ триумфа и монаршей власти.
История праздника
Упоминание о дне, в который по церковным обычаям освящали веточки пальм, встречается еще в III столетии: в этот день проводили торжественные шествия и крестные ходы. Неделя ваий (от греческого ваиа — "пальма") описывается и в римских богослужебных книгах конца VII — начала VIII веков.
Историки предполагают, что впервые праздник был утвержден в Иерусалиме.
На Руси до упразднения патриаршества Петром I в Вербное воскресенье издревле совершался обряд "шествия на осляти". Патриарх в полном облачении восседал на коне, символизировавшем ослика, на котором въехал в Иерусалим Христос. Процессия двигалась от Успенского собора Кремля через Спасские ворота на Красную площадь к Покровскому собору и Лобному месту. А затем снова через Спасские ворота к Успенскому собору. Патриаршего коня, наряженного ослом, вел под уздцы сам государь.
Приметы, обряды и традиции
На Руси готовиться к празднику начинали загодя: организовывались базары, на которых продавали веточки вербы с привязанными к ним бумажными ангелочками, сувениры, сладости, игрушки и книги. В сам праздник существовала традиция слегка ударять друг друга вербой и приговаривать: "Будь здоров, как верба". Часто освященные ветки ставили у постели больного, веря, что так исцеление придет быстрее, укладывали в детские кроватки — для защиты от сглаза. А девушки порой делали привороты на женихов: перевязывали красной ленточкой веточки вербы и прятали их за иконами.
В Костромской губернии в Вербное воскресенье пекли печенье в виде вербовых почек. В Полесье и на Пещине, выходя из церкви после службы, съедали по девять вербовых почек-свечек, чтобы "не было лихорадки".
В старину верба была также и явным признаком наступающей весны. До наших дней дошло немало поговорок, связанных с этим. Например, "Без вербы — не весна" или "Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед".
Поделки
Для того чтобы поздравить родственников с праздником, верующие изготавливают простые поделки и сувениры, ценность которых неважна, главное, чтобы они преподносились от души и поднимали настроение. Это могут быть самодельные открытки с аппликациями в виде веточек вербы из ваты и картона, декоративные композиции из прутиков вербы и других цветов, венки-обереги из вербы, украшенные лентами и сухоцветами.
Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье?
Христиане накануне стараются обязательно посетить всенощное бдение в храме и освятить веточки вербы, которые потом хранят до следующего Вербного воскресенья, после чего сжигают. В день праздника положено присутствовать на литургии, после чего можно собраться за семейным праздничным столом. В праздник не рекомендовано заниматься тяжелым физическим трудом, а обычные повседневные дела не возбраняются. Церковь советует в этот день не сквернословить, не завидовать и не ругаться, лучше его посвятить общению с родными, чтению книг и помощи нуждающимся. Не стоит устраивать шумные гулянья, так как все же в празднике присутствуют нотки трагизма.
Что можно и нельзя есть в Вербное воскресенье?
Поскольку на Страстной седмице верующие продолжают держать пост, в Вербное воскресенье на столе не должны присутствовать мясные и молочные блюда, предпочтение отдается выпечке, крупам, овощам и фруктам. Однако в честь события церковь делает послабление и разрешает всем постящимся добавить к своему рациону рыбу, морепродукты, рыбную икру и красное вино. Главное правило — не переедать и придерживаться меры при употреблении алкоголя. Традиционно в этот день на столе присутствовали каши, гречневые блины, голубцы, печенье, а главным украшением становился рыбный пирог.
Поздравления
Поздравлять с праздником можно стихами или в прозе, главное, чтобы слова были искренние и шли от души.
Вербное воскресенье оповещает нас о том, что скоро самый светлый день в году — Пасха! Пусть таким значимым, теплым и радостным будет каждый миг вашей жизни. Будьте здоровы и счастливы, независимо от погоды и обстоятельств.
От души поздравляю со Светлым Вербным воскресеньем. Как Христос однажды вошел в Иерусалим, подарив людям любовь и надежду, так пусть и в вашу жизнь войдет духовная чистота, благодать и спокойствие.
С Вербным воскресеньем! В этот особенный день, пришедший к нам из библейских времен, хочу пожелать вам благополучия, любви и счастья. Добро, радость и благоденствие да будут шествовать с вами рука об руку. Пускай сам Господь бережет вас и охраняет на жизненном пути.
Также возможны стихотворные поздравления.
Католическое Вербное воскресенье
Пасха у католиков определяется из соотношения солнечного и лунного календарей и часто отмечается раньше иудейской, а православную порой опережает более чем на месяц. Это связано с григорианским календарем. В 2024-м праздник приходится на 31 марта, поэтому и Вербное воскресенье в этом году католические верующие отметили неделей раньше.
Вербное воскресенье у католиков входит в Великую неделю, предшествующую Пасхе. Оно также называется Воскресеньем Страстей Господних, так как в католических храмах с этого дня начинается упоминание о муках и смерти Иисуса. Во время службы верующие держат в руках ветки вербы (в южных странах пальмовые) и зажженные свечи, встречая невидимого Христа, а во время шествия вокруг церкви вспоминают встречу Мессии в Иерусалиме. В остальном традиции празднования схожи с православными, освященные веточки хранят целый год, а в Пепельную среду (перед началом Великого поста) их сжигают. Qui quaerit, reperit