Православный мир (ч.2)
|
|
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.47.19 | Сообщение # 2581 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Цитата Саня ( ) Во Львове произошёл пожар в церкви Святого Князя Владимира УПЦ Московского патриархата
Бога не обмануть, перед Ним за всё ответят.
Dum spiro, spero
|
|
| |
САВРиБ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.47.29 | Сообщение # 2582 |
Группа: Старейшина
Сообщений: 1085
Статус: Отсутствует
| Цитата Галина ( ) Бога не обмануть, перед Ним за всё ответят.
Когда перед тем кому веришь выйдешь, сомневаюсь что смайлик, будет иметь место. Я Маму когда отпевал и спросил батюшку чем я могу помочь, он ответил Бог любит троицу, к юмору отношусь положительно, но не в такой ситуации.
Владимир Шурпик
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.47.39 | Сообщение # 2583 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Цитата САВРиБ ( ) Когда перед тем кому веришь выйдешь, сомневаюсь что смайлик, будет иметь место. Когда предстанешь перед Тем, Кому веришь уже ничего не будет иметь место.
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.47.49 | Сообщение # 2584 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Кому на Земле будет горе? [Евангелие дня] Протоиерей Андрей Ткачев: «Мы сегодня почитаем кусочек Евангелие, где много раз повторяется слово «горе». Это противоположность Нагорной проповеди, в которой говорится о благе - благо тем, благо этим, блаженны милостивые, блаженные сердцем, то есть тем, кому будет хорошо. А кому будет плохо? Уже накануне страданий Христос говорит о том, кому будет горе. Например, горе тем, кто занимается мелочами, а пренебрегает главным – «Даете десятину от мяты, рута и всяких овощей, но не радите о любви и милости Божьей». Горе и тем, которые наружно только благочестивы, похожи на гробы покрашенные, которые внутри полны мертвых костей, а снаружи красивы. Этим людям тоже будет горе. Мы без всякого осуждения это говорим, потому что горе касается и меня, и вас, потому что мы тоже как бы покрашены. Мы одеваемся гораздо лучше, нежели одеваем нашу душу»…
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.47.59 | Сообщение # 2585 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Блаженная КСЕНИЯ Петербургская. Ткачёв Андрей
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.48.09 | Сообщение # 2586 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Протоиерей Андрей Ткачёв. Грехи к смерти? Что это такое? Первое послание Иоанна 5:16 является одним из самых сложных для толкования стихов в Новом Завете. «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.48.19 | Сообщение # 2587 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| 7 февраля - День памяти Святителя Григория Богослова
Житие Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.48.29 | Сообщение # 2588 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Вселенская родительская мясопустная суббота 10 февраля 2018 года: смысл, история, традиции, молитва
Родительская мясопустная суббота отмечается незадолго до начала Великого Поста. В 2018 году она выпадает на 10 февраля
Вселенская родительская мясопустная суббота является одним из главных дней, когда православные христиане поминают своих усопших родственников. Этот день крайне важен для всех верующих. Родительская мясопустная суббота отмечается незадолго до начала Великого Поста. В 2018 году она выпадает на 10 февраля. Это будет так называемая мясопустная суббота, названная в честь мясопустной недели, посвященной Страшному Суду. Это последняя неделя перед Великим постом, когда можно употреблять в пищу мясо.
Масленичная неделя, несмотря на разгульное и счастливое времяпровождение, требует соблюдения некоторых правил, в том числе подготовку к воздержанию и покаянию. Еще в древности говорили, что если будешь поминать смертный час, не будешь грешен. Поэтому мы свято чтим заветы наших предков и во Вселенскую субботу отдаем дань памяти усопшим.
Вселенская, то есть всеобщая, суббота — время единой панихидной службы по всем покинувшим этот мир. Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких. В этот день церковь разрешает молиться и за людей, чья жизнь оборвалась по собственной воле, и за тех, кто без вести пропал и не предан земле. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.
Мясопустная суббота — древнейший праздник поминовения всех погибших православных, которые были невинно убиты и замучены за истинную веру в Христа. 10 февраля — день, который напоминает о Великом Суде, времени встречи с Богом. Церковнослужители дают каждому шанс на очищение и спасение души от страшных грехов, чтобы быть честным и чистым перед собой и Господом нашим. Завет апостола Иакова молиться друг за друга во имя исцеления относится не столько к телу, сколько к душе. Ведь именно она является средоточием всех людских благодетелей и отражает их эмоциональное и физическое состояние. Именно мы можем помочь своим близким молитвами, собравшись вместе и вознеся единую молитву Высшим Силам.
Молитва в Мясопустную субботу
«Господи Спаситель! Ты искупил всех людей своей кровью, избрал нас оружием для своей смерти от мести горькой и завистливой. Воскресением своим чудесным даруешь нам жизнь вечную. Упокой, Господи, души наших родственников, покинувших бренный мир и вознесшихся в Царствие Небесное. Молимся мы и за всех, кто покинул тело свое, обретя вечный покой. За простой люд, за царей, церковнослужителей, самоубийц и военных, праведных и заблудших. Спаси, Господи, души их светлые и вознеси к себе в Царствие Небесное. Возносим молитву единую и за души ныне живущих. Избавь их от страхов и пороков душевных, наставь на путь праведный и не покинь заботой своей до самой кончины. Аминь»
Молитвы всех молящихся сливаются единым потоком и слышимы на Небесах. В этот великий день души всех умерших обретают шанс вознестись к Господу Богу. Души грешников, вольных и невольных, также очищаются. Мы молимся и за утонувших, и за погибших от несчастного случая, и убитых, за весь род людской, потому что нет различий между людьми — все мы едины перед Отцом нашим.
Традиции на родительскую субботу
В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире.
После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы.
Многие считают, что в этот день нельзя работать или заниматься домашними делами. Однако то не так. Запрет на уборку дома в этот день — не более, чем суеверие. Конечно, день нужно начать с посещения храма, совершения молитв, посещения кладбища, но после при необходимости можно выполнять и привычные домашние дела.
Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.
В этот день традиционно готовят кутью (колыво) — особое блюдо для поминовения умерших. Кутья(колыво) — символ покинувшего мир живых человека. Зерно для хлеба кладут в землю, оно истлевает, давая плоды, которые мы пожинаем для приготовления пищи. Так и человек должен быть предан земле, чтобы тело истлело, а бессмертная душа вознеслась в Царствие Небесное. Кутья также служит символом захоронения всех, кто по разным причинам не был предан земле, и чей дух мечется, не имея возможности покинуть этот мир.
Угощение готовится из зерна, в основном из пшеницы, которую замачивают на несколько часов. Используют также перловую крупу и рис. Каша должна получится не переваренной, рассыпчатой, чтобы зерна были отдельно и не сминались. Заправляют кашу сухофруктами, орехами, семенами подсолнечника, маком, мармеладом — кто что предпочитает. Блюдо поливают медом или сахарным сиропом. Кутию обязательно освящают в церкви на панихиде по всем усопшим.
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.48.39 | Сообщение # 2589 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Завтра, 12 февраля
Праздник трех святителей – праздник семейной святости
Священник Василий Куценко
Собор вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Без сомнения, можно очень многое сказать о жизни трех великих иерархов Православной Церкви, но хотелось бы остановить внимание на одном моменте: пристальнее всмотреться в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн. Что мы знаем о них?
Самое главное – семья каждого из великих святителей является в полном смысле этого слова святой семьей. Многие члены этих семей прославлены Церковью.
В семье святителяВасилия Великого – это его мать преподобная Емилия (память 1/14 января), сестры: преподобная Макрина (память 19 июля / 1 августа) и блаженная Феосевия (Феозва), диакониса (память 10/23 января), братья: святители Григорий Нисский (память 10/23 января) и Петр Севастийский (память 9/22 января). Святитель Григорий Нисский пишет: «У родителей отца имущество было отнято за исповедание Христа, а дед наш по материнской линии был казнен вследствие императорского гнева, а всё, что он имел, перешло к другим владельцам»[1]. Матерью отца святителя Василия Великого была святая Макрина Старшая[2] (память 30 мая / 12 июня). Ее духовным наставником был святитель Григорий Неокесарийский, известный также как святитель Григорий Чудотворец. Святая Макрина принимала действенное участие в воспитании будущего святителя, как он и сам об этом пишет: «Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти, и которые сама она соблюдала и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия»[3].
Святитель Григорий Богослов так восхваляет предков святителя Василия: «В числе многих известных были и предки Василия по отцу; и как они прошли весь путь благочестия, то время это доставило прекрасный венец их подвигу… Сердце их было готово с радостью претерпеть всё, за что венчает Христос подражавших собственному Его ради нас подвигу…»[4]. Так, родители святителя Василия – Василий Старший и Емилия – были потомками мучеников и исповедников за веру Христову. Нужно сказать и о том, что святая Емилия изначально готовила себя к подвигу девства, но, как пишет ее сын святитель Григорий Нисский, «поскольку была она круглой сиротой, а в пору юности цвела такой красотой телесной, что молва о ней многих побуждала искать ее руки, и возникла даже угроза, что если она с кем-либо не сочетается браком по доброй воле, то претерпит какое-нибудь нежелательное оскорбление, затем что обезумевшие от ее красоты уже готовы были решиться на похищение»[5]. Поэтому святая Емилия вышла замуж за Василия, имевшего славу образованного и благочестивого человека. Так что родителей святителя Василия объединяла прежде всего любовь ко Христу. Святитель Григорий Богослов восхваляет этот по-настоящему христианский брачный союз: «Супружество Василиевых родителей, состоявшее не столько в плотском союзе, сколько в равном стремлении к добродетели, имело многие отличительные черты, как то: питание нищих, странноприимство, очищение души посредством воздержания, посвящение Богу части своего имущества… Оно имело и другие добрые качества, которых достаточно было, чтобы наполнить слух многих»[6].
Но главной добродетелью Василия и Емилии были их дети: «Чтобы одни и те же имели и многих и добрых детей, тому найдем, может быть, пример в баснословии. О родителях же Василиевых засвидетельствовал нам действительный опыт, что они и сами по себе, если бы не сделались родителями таких детей, довольно имели у себя похвальных качеств, и, имея таких детей, если бы не преуспели столько в добродетели, по одному благочадию превзошли бы всех… Но превосходство во всех очевидно служит к похвале родивших. А сие показывает блаженнейшее число[7] иереев, девственников и обязавшихся супружеством, впрочем так, что супружеская жизнь не воспрепятствовала им наравне с первыми преуспеть в добродетели – напротив того, они обратили сие в избрание только рода, а не образа жизни»[8].
В такой семье воспитывался святитель Василий и его братья и сестры. Родители, избравшие путь христианской добродетели, подражая в этом своим родителям – засвидетельствовавшим свою веру мученичеством и исповедничеством, воспитали детей, явивших в своей жизни всё разнообразие христианского подвига.
Семья святителя Григория Богослова, самого ближайшего друга святителя Василия Великого, также явила пример христианской святости. Отец святителя Григория, тоже Григорий по имени, был епископом города Назианза; мать его звали Нонной. Они оба прославлены в лике святых (память святителя Григория – 1/14 января; память святой Нонны – 5/18 августа). Святитель Григорий с большой любовью пишет о своей матери: «Она знала одну красоту – красоту душевную – и старалась сохранить или уяснить в себе, по мере сил, образ Божий… Она знала одно истинное благородство – быть благочестивой и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство – иждивать свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников»[9]. Святая Нонна была не только добродетельной христианкой, верной женой, но еще и наставницей для мужа: «Жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но и предводительницей. Она сама и словом и делом направляла его ко всему превосходному. День и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее и неутомимо действовала на мужа, старалась приобрести его различными способами»[10]. Дело в том, что отец святителя Григория – Григорий Старший – родился в языческой семье (родители святой Нонны были христианами) и с детства принадлежал к секте ипсистариан[11]. Святая Нонна через молитвенный подвиг и пример личного христианского благочестия убедила мужа принять таинство Святого Крещения. И вот в возрасте 45 лет Григорий Старший крестился, приняв таинство от архиепископа Каппадокийского Леонтия, который был участником I Вселенского Собора в Никее. Через два или три года он был рукоположен в пресвитера, а затем и в епископа города Назианза.
Святитель Григорий Богослов писал, что, даже не будучи просвещен светом истинной веры, его отец по качествам души и высоте нравственной жизни был христианином: «Он был нашим даже прежде того, как стал членом нашего двора, ибо к нам принадлежал по своей нравственности. Ведь как многие из наших бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу, так и многие из находящихся вне Церкви бывают нашими – те, которые доброй нравственностью предваряют веру: им не хватает только имени, но они обладают самой действительностью. Из числа таковых был и мой отец – ветвь чуждая, но по жизни склоняющаяся к нам… В награду за свои нравственные качества он, как думаю, и получил веру»[12]. На семье святителя Григория исполнились слова святого апостола Павла: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7: 14).
У святых Григория и Нонны было трое детей: дочь Горгония, сыновья Григорий и Кесарий. Старшая сестра святителя Григория Богослова также прославлена Церковью (память 23 февраля / 8 марта). Святая Горгония повторила подвиг своей матери – обратили мужа в христианство: «Она всецело посвятила себя Богу. Но, что особенно хорошо и достойно в ней уважения, она и мужа своего склонила на свою сторону и имела в нем не строптивого господина – благого сослужителя. Мало сего: самый плод тела, то есть детей и внуков своих, она соделала плодом духа, ибо весь род и всё семейство, как единую душу, очистила и приобрела Богу… В продолжение жизни она служила для детей образцом всего доброго, а когда отозвана отселе – оставила после себя домашним волю свою как безмолвное наставление»[13].
О семье третьего великого святителя и учителя Церкви Иоанна Златоуста известно гораздо меньше, чем о семьях святителей Василия и Григория. Его родителей звали Секунд и Анфиса (Анфуса), они были знатного происхождения. Еще будучи ребенком святитель Иоанна потерял отца, поэтому его воспитанием занималась мать, полностью посвятившая себя заботе о сыне и старшей дочери, имя которой не сохранилось. В сочинении «О священстве» святитель Иоанн приводит слова матери, описывающие все тяготы ее жизни: «Сын мой, я сподобилась недолго наслаждаться сожительством с добродетельным отцом твоим; так угодно было Богу. Смерть его, последовавшая вскоре за болезнями твоего рождения, принесла тебе сиротство, а мне преждевременное вдовство и горести вдовства, которые могут хорошо знать только испытавшие их. Никакими словами невозможно изобразить той бури и того волнения, которым подвергается девица, недавно вышедшая из отеческого дома, еще неопытная в делах и вдруг пораженная невыносимой скорбью и принужденная принять на себя заботы, превышающие и возраст, и природу ее»[14]. Более 20 лет прожила мать святителя во вдовстве, что стало ее христианским подвигом. Святитель Иоанн писал об этом так: «Когда я был еще молод, помню, как учитель мой (а он был суевернейший из всех людей) при многих удивлялся моей матери. Желая узнать, по обыкновению, от окружавших его, кто я таков, и услышав от кого-то, что я сын вдовы, он спросил меня о возрасте моей матери и о времени ее вдовства. И когда я сказал, что ей сорок лет от роду и что двадцать лет уже прошло, как она лишилась моего отца, он изумился, громко воскликнул и, обратившись к присутствовавшим, сказал: “Ах! какие у христиан есть женщины!” Таким удивлением и такою похвалою пользуется это состояние (вдовства) не только у нас, но и у внешних (язычников)!»[15]. От столь мужественной и терпеливой матери получил свое воспитание святитель Иоанн, и сам проявлявший немало мужества и терпения в своем пастырском служении, находясь на столичной кафедре. Хотя родители святителя Иоанна и не прославлены в лике святых, нельзя не назвать святой семью, в которой родился и был воспитан величайший церковный проповедник и пастырь.
Воспитание детей в христианской вере – это величайший подвиг и долг каждой верующей семьи. И самое лучшее воспитание – личный пример христианской жизни, передающийся от родителей к детям, идущий из поколения в поколение. Мы видим это в семье святителя Василия Великого. Пример подвига жены-христианки, обращающей ко Христу неверующего мужа, являет нам семья святителя Григория Богослова в лице его матери и старшей сестры. Стойкость, мужество и терпение в скорбях и трудностях показывает мать святителя Иоанна Златоуста. Поэтому праздник трех великих святителей можно считать и праздником их семей, воспитавших детей, ставших столпами Церкви Христовой.
Священник Василий Куценко
http://www.pravoslavie.ru/68362.html
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.48.49 | Сообщение # 2590 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Милость против Справедливости 8 02 2018 Ткачёв Андрей. Притча о блудном сыне
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.48.59 | Сообщение # 2591 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Символы Притчи о Блудном сыне 9 02 2018 Ткачёв Андрей
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.49.09 | Сообщение # 2592 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Ефрем Сирин. Приготовление к Великому Посту. Ткачёв Андрей. Адское Состояние
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.49.19 | Сообщение # 2593 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Завтра, 15 февраля, Сретение Господне.
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.49.29 | Сообщение # 2594 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
|
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.49.39 | Сообщение # 2595 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Секрет «сретенской» свечи? Репортаж со свечного завода
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.49.49 | Сообщение # 2596 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| О Великом Посте. Ткачёв Андрей
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.49.59 | Сообщение # 2597 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| о. Андрей Ткачев о Молитве по соглашению. Что это, зачем и во сколько начинается?
Миром правит Бог и молитва к Богу живота моего. И до тех пор пока молитва не замолкла, пока сердца горят любовью к Богу - мир стоит любовью к Богу,
Включайтесь в семью, мы собираемся в одно время в разных местах. Составить некую церковь молящихся в разных местах в одно и тоже время. С тем, что бы просить у Бога помощи, милости и благословения на ключевые важные моменты, которые мы с вами знаем, мы их перечислим. Мир - это сплошная нужда. И мир живет Любовью и Молитвой.
И я предлагаю вам, друзья, в одно и тоже время в девять часов вечера (в 21.00 по мск) собираться духовно вместе, те.е каждому кто где есть и войти в общую молитву всех тех, кто является деятельным участником соцсети "Елицы", а так же всех тех, кто к этому причастен или хочет приобщиться к этому.
Времени это много не займет (4 минуты), а плоды обещает большие.
Молиться нужно, мы находимся на грани больших испытаний. Мы уже вошли в зону серьезной турбулентности, а молитва поможет выйти из нее. Враги наши, да, сокрушатся - плечи наши расправятся. Но для этого нужно ваше участие.
Протоиерей Андрей Ткачев. Молитва по соглашению в "Елицах", когда молиться? о.Андрей Ткачев см. - https://www.youtube.com/watch?v=ZpxZ1... ТЕКСТ МОЛИТВЫ по СОГЛАШЕНИЮ Православная соцсеть "Елицы" - https://elitsy.ru/communities/35901/6... https://youtu.be/Afy5uJQRFgw Видеоканал православной соцсети "Елицы" - https://www.youtube.com/channel/UCL1d...
Dum spiro, spero
|
|
| |
Саня | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.50.09 | Сообщение # 2598 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Зачем батюшка идет к барной стойке
В Хабаровске открылось кафе, где православный священник подает кофе с собственноручно испеченными панкейками и беседует с посетителями
В Хабаровске такие встречи уже не кажутся чем-то необычным. Посетителей в новом кафе рядом с храмом обслуживает иерей Андрей Долгополов. Для чего отец Андрей открыл вместе с командой православных энтузиастов заведение общепита и с чем он подходит к гостям, священник рассказал в беседе с корреспондентом ТАСС.
Идея — миссионерская
Вывеска "Две рыбы" над неприметной дверью в здании у Спасо-Преображенского кафедрального собора в центре Хабаровска появилась на днях. Само кафе открылось полтора месяца назад и уже стало известным. За барной стойкой и в зале там работает православный священник — он варит посетителям кофе и беседует с ними по душам. Атмосфера располагает: мягкий свет из окон, полумрак зала, спокойные и теплые тона интерьера, а в воздухе — аромат выпечки. Над входом — икона, в обстановке — отсылы к библейским сюжетам: барная стойка в виде кормы ладьи; светильники, обмотанные корабельной веревкой; символичные изображения рыб на каменном панно.
"Само название нашего кафе "Две рыбы" относит к притче о чуде умножения, когда Господь накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. С одной стороны, читается библейский подтекст, а с другой — ставится акцент на еде. Ведь люди не только в духовном нуждаются, им еще и поесть нужно", — объясняет отец Андрей.
Но сама идея создания кафе при храме, конечно, шире, чем просто открытие еще одного места в городе, где можно перекусить, говорит священник. Идея — миссионерская, она — в стремлении показать молодым людям, которые стоят на пути к Богу, но не переступили еще порог церкви, что верующие — такие же люди, как и все, и что вера наполняет жизнь смыслом, дает ориентиры, украшает человека.
"Кафе открылось на месте молодежного центра при храме. Здесь было офисное помещение, где мы собирались с участниками православного молодежного движения "Курс-Восток", проводили культурные, просветительские мероприятия. Когда мы ходили в школы, университеты и после бесед приглашали в молодежный центр, все думали, что это место "для своих", для узкого круга, где будешь чувствовать себя неуютно. А когда сейчас мы говорим — приходите к нам в кафе, молодежь говорит "вау", смотрит фотографии кафе в Instagram и приходит. Кафе — это вектор вовне, оно для всех", — говорит отец Андрей.
Кафе, по его словам, становится местом, где помимо хорошей кухни посетители могут найти утешение в душевных встречах с интересными людьми, поэтами, музыкантами, в добрых делах и в беседах с батюшкой.
"Батюшка в баре" оказался нужным
С момента открытия кафе в середине декабря отец Андрей уже дважды успел провести мероприятие под условным названием "Батюшка в баре". По задумке, священник весь день работает в кафе — варит для посетителей кофе, печет блинчики и вафли и старается с каждым поговорить по душам. Бармен, отметил отец Андрей, ассоциируется в сознании людей с психологом, с ним можно поделиться проблемами. А батюшка за барной стойкой — и психолог, и проводник для людей, "стоящих на пороге храма, но боящихся войти".
После анонса первой такой акции в Instagram, где у отца Андрея уже больше шести тысяч подписчиков, пришло так много людей, что он едва успевал всем все приготовить и принести и, по его словам, кое-как ответить на вопросы гостей.
"Оказалось, мы настолько попали с акцией "Батюшка в баре", это настолько выстрелило, настолько нужно людям. Кафе тогда было просто переполнено, я не ожидал, что столько может прийти днем в рабочий день. С половиной успели поговорить. Спокойнее стало только к вечеру, и тогда уже нашлось время для долгих бесед", — рассказывает отец Андрей.
Спустя пару недель отец Андрей еще раз провел эту акцию. В баре уже было двое помощников, и батюшке удалось уделить время всем желающим. В будущем такие мероприятия в кафе будут проходить еженедельно, возможно, немного в другом формате, когда батюшка будет просто сидеть весь день в кафе и беседовать с гостями.
"99,9% людей одобрили "Батюшку в баре". Правда, у некоторых возникали вопросы: неужели я коньяк и виски там людям разливаю? Но нет, конечно, бар ведь и безалкогольным может быть. Все условно, а само мероприятие для многих стало такой тростиночкой", — говорит отец Андрей.
И дела милосердия
Кроме "Батюшки в баре" в кафе будут проводить мастер-классы по приготовлению блюд. Один из таких прошел в начале месяца сразу после завершения чемпионата мира по хоккею с мячом. Кафе посетил исследователь традиционной русской кухни, бренд-шеф новосибирского проекта "Добрянка" Максим Сырников, который готовил для сборной России во время спортивных мероприятий в городе. Шеф-повар показал участникам мастер-класса, как готовить традиционную русскую выпечку — северорусские калитки или рогульки и московские калачи. В будущем на такие занятия будут приглашать детей из интернатов и детских домов.
"Это еще одна цель создания нашего кафе. Дела милосердия. Будем помогать детям приобретать навыки самостоятельной жизни, социализировать, учить их готовить. Позже еще что-нибудь для них придумаем", — пояснил отец Андрей.
Для молодежи в кафе будут приглашать интересных для них людей: ведущих, блогеров, актеров. Совсем недавно, например, прошла встреча с многократным чемпионом мира по боксу депутатом Госдумы Николаем Валуевым и актером театра и кино Андреем Мерзликиным.
В кафе уже состоялось три концерта местных групп и певчих собора. Такие культурные мероприятия, как планирует отец Андрей, будут проходить регулярно, а еще — поэтические вечера и кинолектории.
"Раннехристианский стиль"
Задумка открыть кафе при храме, рассказал отец Андрей, возникла еще пять лет назад, но по разным причинам сделать это не удавалось вплоть до недавнего времени, пока не подобралась целая команда, которой все же удалось реализовать проект.
Деньги на кафе собирали всем миром. Нужную сумму пробовали найти через краудфандинговую платформу, но пришло лишь 198 рублей — большую часть из них перевел сам отец Андрей для проверки работы ресурса. Поняв, что идея неудачная, священник с единомышленниками решил обратиться к людям через соцсети, и необходимый на открытие кафе миллион рублей собрался буквально "по копеечкам". Проект получился всенародным, говорит отец Андрей.
"После мы в режиме турбо, за месяц, сделали ремонт помещения нашего молодежного центра. Сняли обои, отшлифовали бетон, смешав золу, известку и цемент, покрыли смесью стены, сверху покрыли воском. Деревянные панели и столы нам сделали по себестоимости. Еще не закончили с деталями, есть еще идеи, будем постепенно их воплощать", — сказал отец Андрей.
Но уже сейчас интерьер кафе выглядит завершенным: стиль лофт, близкий молодежи, или, как назвал его отец Андрей, "раннехристианский" — очень простой, без лоска.
Бургер с щучьей котлетой и постные пряники
Кафе пока работает в тестовом режиме: составляется меню, повара отрабатывают блюда. Со дня открытия гостям подают привычные всем бургеры, пасты, панкейки, супы, но постепенно в кафе хотят сделать "по-настоящему хорошую кухню, вкусную, полезную, сезонную в православном смысле", рассказывает отец Андрей. "Среди постных блюд — овощной плов, греческий салат с тофу вместо феты, паста с цукини и брокколи, бургер с щучьей котлетой — он на самом деле вкуснее, чем мясной. А на десерт — постные пряники", — перечисляет священник.
Посетителям кафе будут предлагать два вида меню: и с постными блюдами, и с мясными.
"Мы хотим сделать наше кафе интересным и для иностранцев, которые в огромном количестве посещают наш собор, для чего будем делать акцент на дальневосточной кухне, на папоротниках, разных разносолах", — говорит отец Андрей.
Кафе у храмов будет появляться все больше, уверен он. Как минимум еще одно откроется при строящемся храме в южном микрорайоне Хабаровска. Поступают заявки на открытие кафе под брендом "Две рыбы" и из других городов — из Москвы и Санкт-Петербурга. Но для создания такого места, отмечает отец Андрей, важно найти легкого на подъем священника — без него получится "мирское".
http://tass.ru/v-strane/4951858
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.50.19 | Сообщение # 2599 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
|
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.50.29 | Сообщение # 2600 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Протоиерей Андрей Ткачев «СЛОВО О ПОКАЯНИИ»
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.50.39 | Сообщение # 2601 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Что нельзя делать в Великий пост?
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.50.49 | Сообщение # 2602 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПО ЭТАПАМ. ПОДРОБНО О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ.
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.50.59 | Сообщение # 2603 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Церковный календарь. 23 февраля
23 февраля свои именины отмечают христиане, нареченные в честь святых: Петра, Анны, Галины, Валентины. Сегодня святая Церковь совершает память сщмч. Харалампия
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.51.09 | Сообщение # 2604 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Молитва праведной Галине. Тропарь праведной Галины
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.51.19 | Сообщение # 2605 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Иверская икона Божией Матери
Dum spiro, spero
|
|
| |
Саня | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.51.29 | Сообщение # 2606 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Патриарх Кирилл в Болгарии помолился о русских воинах
Заупокойное богослужение в Болгарии у Памятника свободы на горе Шипка совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как сообщает RT, патриарх на Шипке помолился об освободителях Болгарии от османского ига. Он заявил, что тысячи солдат и офицеров русской армии отдали свои жизни за спасение людей, связанных с ними общей святой православной верой.
Стоит отметить, что во время богослужения присутствовали патриарх Болгарский Неофит и президент Болгарии Румен Радев.
Известно, что Памятник свободы на Шипке был сооружен по инициативе ветеранов болгарского ополчения на частные пожертвования и был торжественно открыт 26 августа 1934 года. ...
https://rueconomics.ru/310295-....om_copy
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.51.39 | Сообщение # 2607 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Слово к празднику Собора преподобных отцов Киево Печерских
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.51.49 | Сообщение # 2608 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| СОБОР ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ. ВЕЛИЧАНИЕ
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.51.59 | Сообщение # 2609 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Истории подвигов преподобных отцев Киево-Печерских- Протоиерей Андрей Ткачев
Dum spiro, spero
|
|
| |
Галина_ | Дата: Суббота, 03 Ноября 2018, 16.52.09 | Сообщение # 2610 |
Группа: Администратор
Сообщений: 12819
Статус: Отсутствует
| Кто мы, русские, и куда идем? Александр Щипков о церковно-государственных отношениях, Советском Союзе и группе «Ленинград»
Юрий Пущаев
Каковы сегодня отношения Церкви и государства? Какие общественные проблемы больше всего беспокоят Церковь? Чем вредна идея «коллективного покаяния»? Как следует относиться к сквернословию со сцены? Об этом и многом другом – беседа с первым заместителем председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, доктором политических наук, социологом, философом и публицистом Александром Владимировичем Щипковым.
Церковь и государство: отношения идеальны?
– Александр Владимирович, какой вам представляется идеальная модель церковно-государственных отношений в России на нынешнем этапе?
– Скажу, может быть, неожиданную для вас вещь: мне кажется, что как раз сейчас эти отношения почти идеальны.
– Почему «почти идеальны»?
– Разумеется, никакие отношения в нашем грешном мире не могут быть идеальны полностью. Я, как человек, который непосредственно занимается взаимоотношениями с государственными органами, знаю, какое огромное количество проблем существует между Церковью и государством. Но это не какие-то острополитические проблемы, а вопросы, касающиеся нашей текущей, в каком-то смысле бытовой жизни. Жизнь – это движение, и она постоянно подбрасывает задачки, связанные с землеотводами, строительными ГОСТами, паломничеством, аккредитацией учебных заведений, окормлением заключенных, медицинским обслуживанием православных интернатов для детей с синдромом Дауна, пожарной безопасностью зданий и так до бесконечности. И, собственно, отношения Церкви и государства – это постоянный поиск наиболее удачных механизмов для решения этих проблем с пользой для общества.
– А можно ли сказать, что сегодня между государством и Церковью имеет место идейная симфония?
– Нет, конечно. Такой симфонии нет и не может быть.
– Почему?
– Главная цель Церкви находится по ту сторону нашей земной жизни, а государство занимается земными делами – и в этом принципиальное отличие.
– Я уточню вопрос: в Византии и в Российской империи симфония была – в том или ином виде. А почему ее нет сейчас?
– Мы, разумеется, наследники Византии, но на данном историческом отрезке живем в секулярном государстве. Секулярность – это абсолютно конкретная идеология. И я даю характеристику именно этой ситуации. Мы с вами говорим про светскую идеологию и про светское государство, а не про монархию, возглавляемую помазанником Божиим, где религиозность присутствовала в самих основах государственной идеологии. О симфонии сейчас говорить бессмысленно.
Для секулярного государства человек – объект эксплуатации, а цель Церкви – привести человека к спасению
– Тогда получается, что в каких-то пределах неизбежен и конфликт?
– В той или иной степени конфликт между Церковью и государством неизбежен в любом случае, потому что между ними всегда будет конкуренция за человека. Для секулярного государства человек – это, к сожалению, в первую очередь объект, который оно эксплуатирует. А Церковь ставит себе целью привести его к спасению. Тут разные подходы к пониманию самой природы человека.
– А почему, хотя у нас в Конституции прописана либеральная идеология, к Церкви в своих истоках и основе недружественная, вы все равно считаете отношения между государством и Церковью почти идеальными?
– Я говорю о политическом измерении отношений, которые сложились между Церковью и государством в период президентства Владимира Путина. При Ельцине всё было иначе. После Путина всё может измениться. Сегодня можем находить точки соприкосновения и вступать с властью в продуктивный диалог, который помогает решению многих проблем.
Политолог Александр Щипков
– А конкретно с кем диалог?
– Здесь всё зависит от уровня. Если мы говорим о Патриархе Кирилле, то, естественно, это диалог с Владимиром Путиным. Если мы опускаемся на ступеньку ниже, то этому тоже есть соответствующие параллели. Например, епископ и губернатор. У нас порой пишут: «Какой ужас! Епископ взаимодействует с губернатором!» А кто с ним должен взаимодействовать? Благочинный? Староста храма? Губернатор может дружить с каким-нибудь батюшкой, исповедоваться у него и ходить к нему в гости. Но решать вопросы, которые возникают в области церковно-государственных отношений, он будет, конечно, с епископом, который властен принимать решения и несет за них ответственность.
Я повторяю: есть очень-очень сложные вопросы в сфере церковно-государственных отношений, например тема абортов. Ну никак не удается ее решить! Я говорю сейчас даже не о полном запрете на аборты, а о выведении их финансирования из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Это предложение встречает невероятно сильное сопротивление. Здесь происходит столкновение абсолютно разных мировоззрений. Идеология жизни противостоит идеологии смерти.
– Могли бы вы назвать наряду с абортами еще какие-то проблемы, которые сильно беспокоят Церковь?
– Вы знаете, я могу назвать смысловые проблемы, не связанные напрямую с законодательной сферой, которой мне приходится заниматься по долгу службы. Например, размывание понятий добра и зла. Хотя, казалось бы, ну что тут такого? Но с тех пор, как Маяковский написал свой знаменитый детский стишок, понятия добра и зла у нас опустились сначала на уровень «хорошо» и «плохо», а потом вообще стали исчезать.
Это чудовищно: в школьных учебниках внушают представление об относительности добра и зла!
Я, например, просмотрел тексты школьных учебников по обществознанию и поразился. Они чудовищные – как с нравственной, так и с идеологической точек зрения. В частности, там не прямым, конечно, текстом, но косвенно детям внушают представление об относительности добра и зла. Например, объясняют, что человек – это настолько сложное существо, что в нем обязательно есть зло и есть добро, которые уравновешивают друг друга, создавая гармонию, баланс. Это даже не секуляризм, это конкретное религиозное учение. Прямо противоположное всем авраамическим религиям.
Возьмем параграф о семье. Объясняется, что общество состоит из малых групп. С этим, казалось бы, можно согласиться. Имеются в виду футбольные фанаты, филателисты, профессиональные группы и т.д. Но к малым группам приравнивают и семью. В то время как семья – главная и основополагающая часть общества. Без семьи общество разрушается. Когда коммунисты придумали выражение «семья – это ячейка общества», они скопировали христианскую идею семьи как малой Церкви.
А ведь, между прочим, история, литература и философия, которая преподается в школе под названием «обществознание», – это три самых важных предмета в школе с ценностной точки зрения. Это вещи, как вы понимаете, принципиальные. Речь идет о детях, которые через 10–15 лет сами станут родителями. Внушенные установки и дальше будут передаваться по цепочке. В этом смысле идет настоящее разложение общества. А задача Церкви нацелена на собирание человека и народа. Кто бы что ни говорил, но решать эти вопросы государству придется вместе с Церковью.
– В либеральной идеологии считается, что человек должен сам для себя определять, что добро и что зло. Он же свободное существо, почему же ему навязывают, как он должен думать?
– Но человек сначала должен уметь определять, что есть добро и что зло. А учат этому в детстве.
– Скажут: а кем будет решаться, кто умеет определить добро и зло, а кто нет?
– Для этого существует Евангелие. А мнение, которое вы приводите, – это пример рассуждения, в котором имплицировано, что я есмь бог, а не «тварь дрожащая».
Указанные проблемы вопиют, и нам непременно придется переписывать учебники по обществознанию, литературе, истории. Надо вообще перестать бояться говорить вслух, что мы сами интерпретируем нашу историю и литературу, сами объясняем нашим детям, как их понимать.
Отцы и дети
– Какой вам видится современная молодежь?
– Мне кажется, что сегодняшние жалобы на то, что мы потеряли поколение, – это ерунда. Я сужу по друзьям своих детей. Очень симпатичные ребята, болеющие душой за мир, в котором они живут. Но мало быть хорошим человеком. Этот человек должен еще иметь систему жизненных и нравственных координат. Организацией такой системы координат и занимается воспитание. А у нас сначала сделали вид, что нет идеологии, потом отменили воспитание. Все это коварные вещи, которые направлены на то, чтобы замутнить сознание подрастающего поколения. Наш долг теперь – это сознание отмыть, а для этого нужно всего лишь говорить правду и называть вещи своими именами.
– Да, но посмотрите, например, что творится на телевидении, на так называемых молодежных каналах. А какая сейчас самая популярная группа у «продвинутой» молодежи? «Ленинград» с их бравированием нецензурной лексикой.
– Это соблазны, которые были всегда. И Пушкин в свое время «Гаврилиаду» написал.
– Да, но Пушкин был, к счастью, лишен возможности транслировать «Гаврилиаду» миллионными тиражами и концертами.
– Тогда была просто другая система распространения информации. «Гаврилиада», кстати, разошлась очень широко. Конечно, недоумеваешь: как такое вообще мог написать Пушкин, автор стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны»? Ответ, видимо, тот, что у него был период беснования. Очень многие проходят через подобные искушения. Но Пушкин от этого излечился. Увлечение группой «Ленинград» – это тоже искушение, тоже беснование.
Парень, который ее основал, в 1990-е годы учился в Институте богословия и философии. Это было частное петербургское учебное заведение. Очевидно, у него были какие-то религиозные искания. Главный вопрос тут – это состояние самого певца и его судьба. Понятно в принципе, чем это кончится: старостью, слабением организма и неизбежным вопросом: «А как же от этого-то отмыться?» Он же понимает, что соблазняет других. Это соблазнение какое-то время приносит удовольствие, потому что это власть над людьми. Но за всё в жизни приходится платить. Иначе не бывает.
Разговор о культуре – это разговор о параллельной власти. У нас же вообще сейчас век актерской власти
Так что разговор о нашей культуре – это в значительной степени разговор о параллельной власти. У нас же вообще сейчас век лицедейской, актерской власти. Актеры, певцы, юмористы рассуждают о политике, религии, науке, образовании, бизнесе… Однако если вы внимательно послушаете, что они говорят, то скоро заметите, что они транслируют монологи своих персонажей. Благо, если он играл героев Шекспира или Островского. А если, как Серебряков, в основном бандитов и моральных уродов? Что он может произнести самостоятельно, кроме набора междометий? А если двадцать лет музыкант изображает на сцене один и тот же неизменный образ – шпану с гитарой? Нередко это вполне несчастные люди, покалеченные своей профессией.
– На мой взгляд, не менее важная проблема – фактическая легализация сквернословия.
– Это произошло не сейчас. Есть ряд аналогичных, скажем так, произведений в истории нашей культуры. Хотя классики пера старались этого избегать. Использование нецензурной брани в литературе или на сцене избыточно, это происходит от психологической или творческой слабости.
Что идет на смену либерализму?
– Как вы считаете, возможен ли хороший либерализм в России? Почему он у нас всегда какой-то не такой: либо корявый и неуспешный, либо откровенно вредительский?
– Это нескончаемый разговор. Но какой смысл говорить о классическом либерализме? Его уже нет, он в прошлом. Разве что если занимаешься историей политической мысли. Сейчас мы имеем дело с неолиберализмом или постлиберализмом. Он тоже не свалился с неба: это логическое завершение, закат либеральной идеологии. Понятно, что она уже на излете. Сейчас, на мой взгляд, гораздо интереснее думать о том, что придет на смену либерализму. И первое, что приходит в голову, это консерватизм. Но здесь начинаются проблемы, потому что консерватизм очень разный. С одной стороны, есть либералы, которые хотят сохранить властные рычаги и мимикрируют под запрос на консерватизм. С другой стороны, поговоришь с коммунистами, а они тоже называют себя консерваторами, консервируют определенную эпоху – советскую. Есть работы, авторы которых насчитывают сегодня до десятка типов консерватизма. Как разобраться? Я предпочитаю последнее время пользоваться термином «традиционализм».
На мой взгляд, в мире в целом сейчас идет поворот к традиции. То есть на смену либерализму приходит традиционализм в каком-то широком смысле. Но внутри этого глобального поворота есть два направления, и мы находимся сейчас в очень опасной точке. Один путь – это путь христианской традиции, а также традиции действительно народной и национальной. А второй путь – это фашизм, традиционализм на основе расизма. А у либералов всегда была очень сильна расистская составляющая, просто они это слово по отношению к себе никогда не употребляли. Я имею в виду их идеологию превосходства, идеологию «бремени белого человека», которая лежит в основе оправдания колониализма.
– Разве для России сейчас характерна расовая или национальная напряженность?
– Посмотрите на Украину. Как там могло такое произойти? И нет никаких гарантий, что похожее не может случиться и в России. Чтобы этого не произошло у нас дома, мы должны четко понимать причины украинской катастрофы и принимать соответствующие меры. Прежде всего мы должны об этом думать и это анализировать. Однако неоконсерваторы (то есть вчерашние либералы) нам говорят: «Ребята, не надо об этом думать. Ребята, какие еще идеологии? Ребята, нет никаких идеологий и не будет». Либералы почему-то очень любят слово «ребята».
Моя мысль проста: у левых взять социальное, а у правых национально-нравственное начало – и их соединить
– Вы ввели понятие левоконсервативного синтеза. Что вы под ним понимаете?
– Левоконсервативный синтез, или социал-традиция, как я предпочитаю это называть, – это соединение социальной идеи, которую в основном эксплуатируют или развивают левые партии, и национально-нравственного сбережения, которым занимаются партии консервативного толка. Моя мысль очень проста: у левых взять социальное, а у правых национально-нравственное начало и их соединить. Потому что, на мой взгляд, это очень близко и свойственно русскому человеку – сочетание тяги к справедливости и тяги к корням, к национальной и народной традиции.
Такая общинность для нас естественна и логична. Главная проблема начала ХХ века в России, из которой и выросла революция, – это разрыв и расхождение этих двух начал, образовавшаяся пропасть между ними. Большевики предложили отказаться от традиции и опираться только на понятие справедливости. Они победили не потому, что были сильнее. Нет, просто их поддержал народ, ведь они говорили о социальной справедливости, что было очень созвучно русскому человеку. Но они отказались от национальной религиозной традиции и потому продержались всего 75 лет и рухнули. В России одно без другого невозможно.
– Интересно, что в результате революции православную монархию у нас сменил именно большевистский режим, который был радикально левым. Сначала у нас были самодержавие и Православие, а потом сразу коммунистическая идеология.
– Да, именно эти силы оказались главными конкурентами за народ. И выиграла та, которая смогла привлечь его на свою сторону. В этом смысле самодержавие проиграло. Та сила, которая победила 25 октября 1917 года, не за один день возникла и давно к этому шла, вызревала. Этот процесс еще задолго до Октябрьской революции описывал Лесков в романах «На ножах» и «Некуда», Достоевский в «Бесах».
– А как вы относитесь к советской эпохе?
– Советская эпоха тоже часть и период русской истории, как были, например, в русской истории петровский или екатерининский периоды. И поэтому большая ошибка – пытаться изъять, выкинуть его из нашей истории, сделать вид, что его не было или что это был сплошной негативный опыт длиной в 70 лет.
Жизнь народа и страны тогда шла и продолжалась. Люди жили, мягко говоря, в непростых условиях, но рождались дети, одерживались победы в войнах, развивались наука и литература и т.д. А нам предлагают сделать вид, что этого не было, что все это надо вычеркнуть. Ведь Фадеев и Шаламов – оба писатели советского периода русской литературы. А Бернес с Шульженко и Высоцкий с Галичем – советские певцы и барды.
– Некоторые считают, что церковный человек не должен признавать советский период, потому что на фоне беспримерных гонений, которым тогда подверглась Церковь, в христианском сознании любые плюсы советского периода должны меркнуть.
– Да, мы, конечно, осуждаем гонения и гонителей. Православный человек, безусловно, должен это делать. Но мы должны осуждать конкретные деяния и конкретных гонителей: вот, имярек такой-то, он был палачом. Мы не можем сказать, что все люди на протяжении всей истории Советского Союза однозначно плохие и виноватые и мы всех их скопом должны заклеймить. Давайте поднимать документы и конкретные дела и разбираться.
Когда в этом контексте начинают говорить «власть вообще» или «народ вообще», «весь народ виноват», то тут возникает совершенно не христианская, а политическая идея коллективного покаяния, требование, что «весь народ должен покаяться». Любимая тема поэта Ольги Седаковой. Она пишет об этом в мрачном политико-мистическом ключе. Если весь народ должен покаяться в сталинских гонениях, то весь народ подлежит и суровому наказанию. Не конкретный палач «в пыльном шлеме», заметьте, а весь народ. Тот самый расстрелянный, а теперь и оболганный народ.
Всеобщее покаяние – это политтехнологическая задача сделать пассивным весь русский народ
Ведь все эти разговоры сводятся, хотя вслух это не произносится, к чисто политтехнологической задаче обезоружить и сделать совершенно пассивным весь русский народ. Это способ вызвать паралич народной воли. У народа, который все время убеждают, что он виноват, наступает паралич воли. Бери его голыми руками. Ты виноват? Плати! Раз ты виноват, то не обижайся, что мы у тебя выкачиваем нефть, зерно, уголь, золото, деньги, ум, все что угодно. Молчи и не смей мечтать о суверенитете своей страны. Мы умные, современные, прогрессивные, рукопожатные, белые, голубоглазые, а вы – индусы, евреи, русские, ватники… Ну, это в зависимости от эпохи.
Это тот же самый расистский подход. Расизм бывает этнический, социальный, культурный и проч. Расизм ведь можно выстраивать и по принципу «мы никогда не виновны, а вы всегда виновны». В этом смысле поведение МОК – чистый расизм. Наших спортсменов даже внешне выделили – одели в серые зэковские бушлаты. И получается: одни народы лучше, а вторые хуже. Мы обучили вас английской грамоте, а за это забираем у вас слоновую кость. Вы же второй сорт, а мы – Киплинги. Нет на нас вины, потому что мы стоим на высшей ступени развития. Постыдная мерзость!
Так что изучение идеологий – первостепенная государственная задача. И мы имеем полное право задавать себе идеологические вопросы: кто мы, русские, и куда мы идем? Чего мы хотим, и как мы будем жить на нашей земле? И как на ней будут дальше жить наши потомки? Все это вопросы идеологические. А нам запрещают думать об этом. Слову «идеология» искусственно придали отрицательную коннотацию: либералы говорят, что идеология бывает только коммунистическая или фашистская. А свою, либеральную идеологию они идеологией не называют. Это примитивный обман, но на него покупаются доверчивые русские люди.
А вы знаете, что в России остался один-единственный диссертационный совет (в Санкт-Петербургском университете) по научной специальности 23.00.03 «Политическая культура и идеологии», который будет закрыт 1 сентября 2018 года? То есть фактически в России академическое изучение идеологий сегодня полностью закрыто. Мысль искусственно и насильно остановлена. По большому счету это огромный политический скандал. Который уже существует, но еще не разразился. Просто мы с вами первые, кто об этом говорит публично и вслух.
С Александром Щипковым беседовал Юрий Пущаев
5 марта 2018 г. http://www.pravoslavie.ru/111138.....0%B5.ru
Dum spiro, spero
|
|
| |