Авиация и Воздухоплавание
|
|
Sokol | Дата: Воскресенье, 02 Октября 2022, 21.31.31 | Сообщение # 451 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| ИЛ-2 - рождение легенды... ЦКБ-55 (будущий легендарный штурмовик ИЛ-2) под управлением В.К. Коккинаки совершил первый испытательный полет. ***
В январе 1938 г. С. В. Ильюшин обратился в правительство с предложением о создании спроектированного им двухместного (летчик и стрелок) бронированного штурмовика - летающего танка. Главной особенностью самолета С. В. Ильюшина должен был стать обтекаемый бронекорпус из высокопрочной броневой стали АБ-1, разработанной в ВИАМ под руководством С. Т. Кишкина и Н. М. Склярова.
Бронекорпус штурмовика ЦКБ-55 заключал в себе жизненно важные части самолета, двигатель, рабочие места экипажа, состоящего из летчика и штурмана-стрелка, бензо- и маслосистему.
Впервые в СССР на самолете-штурмовике использовали прозрачную броню типа К-4.
Из нее изготовляли лобовые стекла фонаря кабины летчика. Незащищенная броней конструкция самолета проектировалась из условия обеспечения ее работы при боевых повреждениях: хвостовая часть фюзеляжа типа "полумонокок" имела работающую обшивку, подкрепленную стрингерами, крыло и стабилизатор горизонтального оперения были двухлонжеронными, киль вертикального оперения выполнялся как одно целое с фюзеляжем.
Частичное выступание колес основных опор самолета из контура гондол должно было обеспечить посадку самолета с минимальными повреждениями на любой неподготовленной площадке без выпуска шасси.
5 мая 1938 г. создание бронированного штурмовика ЦКБ-55, получившего также войсковое обозначение БШ-2, включили в план опытного строительства. Началась разработка эскизного проекта самолета, который 3 января 1939 г. был предъявлен заказчику. Одновременно были составлены технические требования к самолету.
Самолет ЦКБ-55 № 1 доработали. Вместо кабины стрелка в бронекорпусе установили 12-миллиметровую бронеперегородку и бензобак; увеличение толщины брони на боковых стенках кабины на этом самолете имитировалось увеличением массы конструкции. Наступательное оружие самолета осталось старым - четыре пулемета ШКАС и 400 кг бомб на внутренней подвеске. Самолету присвоили новое обозначение ЦКБ-57.
Его первый полет состоялся 12 октября 1940 г. под управлением В. К. Коккинаки. В полете у земли была достигнута максимальная скорость 423 км/ч, а на границе высотности двигателя - 437 км/ч. Летчик отмечал, что по своим полетным свойствам самолет исключительно прост и не имеет никаких особенностей. Основываясь на результатах заводских летных испытаний ЦКБ-57, С. В. Ильюшин считал, что проведенные доработки устраняют основные недостатки самолета и, учитывая напряженную международную обстановку (начавшуюся войну в Европе), необходимо срочно решить вопрос о серийном производстве самолета.
Однако он не встретил поддержки со стороны высшего руководства ВВС и в начале ноября 1940 г. обратился с письмом к И. В. Сталину. После этого были приняты чрезвычайные меры по завершению постройки модифицированного самолета-штурмовика и запуску его в серийное производство еще до проведения заводских и государственных испытаний.
Первый полет модифицированного самолета, получившего заводское обозначение ЦКБ-55П, состоялся 29 декабря 1940 г. под управлением В. К. Коккинаки. Проведенные им испытания артиллерийского вооружения, показали, что пушки ПТБ-23 не пригодны для эксплуатации на самолете, сила их отдачи при выстрелах более чем в 2 раза превышала расчетную. Они были заменены пушками ШВАК калибра 20 мм, созданными под руководством Б. Г. Шпитального, и с ними самолет ЦКБ-55П, которому в январе 1941 г. было присвоено новое обозначение Ил-2, поступил на государственные испытания.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 03 Октября 2022, 10.31.23 | Сообщение # 452 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Первый полёт Ту-154 3 октября 1968 г. состоялся первый полёт Ту-154 (КБ Туполева ) - самого массового советского реактивного пассажирского самолёта, который до начала 21 века оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России. Самый короткий беспосадочный маршрут, на котором используется Ту-154, Баку — Актау (388 км), а самый протяжённый — Москва — Нерюнгри (5200 км). Производился серийно с 1968 по 1998, всего выпущено 935 самолётов. Темп выпуска иногда достигал пять машин в месяц.
***
За 80 лет существования в стенах КБ Туполев было разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней. Почти 90 проектов были реализованы в металле, а около 40 строились в серийном производстве. Сделано более 18 тысяч самолетов.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 05 Октября 2022, 12.07.36 | Сообщение # 453 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| МиГ-25 - 29 мировых рекордов!
5 октября 1967 года установлен мировой рекорд высоты с грузом 2 т - 29.977 м; А.В. Федотов на Е-266 (МиГ-25). Рекорд не превышен. В тот же день - мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту (500 км) на Е-266 (МиГ-25) установил М.М. Комаров - 2981,5 км/час. А всего на самолёте этого типа установлены 29 мировых рекордов. Великая страна СССР, МИГ-25
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 06 Октября 2022, 10.54.02 | Сообщение # 454 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Первый полет МиГ-29
6 октября 1977 года состоялся первый полет истребителя МиГ-29 - многоцелевого истребителя четвёртого поколения, одного из лучших истребителей в отечественной и мировой авиации (по кодификации НАТО: Fulcrum — «Точка опоры» или «Средство достижения цели»).
Серийное производство было развёрнуто только в 1982 году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29Б начали поступать на авиабазу Кубинка.
Машина успешно прошла государственные приёмные испытания в 1984 году, после чего начались её поставки в подразделения фронтовой авиации. К началу 1985 года первые два авиаполка на МиГ-29 достигли оперативной готовности.
На данный момент ВВС России эксплуатируют 270 МиГ-29, ВМФ России имеет 40 истребителей МиГ-29.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 08 Октября 2022, 20.43.05 | Сообщение # 455 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Осипенко Полина Денисовна
8 октября (25 сентября) 1907 года родилась Полина Денисовна Осипенко (8 октября (25 сентября) 1907 - 11 мая 1939), летчица, Герой Советского Союза.
В сентябре 1938 года самолет АНТ-37 «Родина», в экипаж которого входили командир Валентина Гризодубова, второй пилот Осипенко и штурман Марина Раскова, совершил беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток и установил женский мировой рекорд дальности полета — 6450 км (5910 км по прямой).
За это достижение отважным летчицам первым из женщин было присвоено звание Героя Советского Союза. Полина Денисовна Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым.
Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 18 Октября 2022, 08.33.37 | Сообщение # 456 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Первый лайнер Аэрофлота
18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.
Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.
К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 21 Октября 2022, 11.01.02 | Сообщение # 457 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 21 октября 1923 года совершил первый полет самолет АНТ-1, первый аппарат разработанный в конструкторском бюро Андрея Николаевича Туполева.
Одноместный опытный спортивный самолет АНТ-1 стал первый разработкой ОКБ им. Туполева. В январе 1921 г. по инициативе А.Н.Туполева руководимый им авиационный отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) приступил к разработке своего первого самолета. Его постройка началась в апреле 1922 г.
В августе 1922 г. на заводе Госпромцветмета в селе Кольчугино был впервые выплавлен легкий и прочный материал — кольчугалюминий. Туполев возглавил ученых, считавших, что будущее авиации (особенно тяжелой) — в цельнометаллическом самолетостроении. В результате рассмотрения всех «за» и «против» в октябре 1922 г. по предложению Госпромцветмета при ЦАГИ была организована комиссия под председательством Туполева по постройке самолетов из металла.
АНТ-1 стал первым отечественным монопланом с рядом деталей из кольчугалюминия (основным материалом еще оставалось дерево). Первый полет самолета был совершен 21 октября 1923 г. инженером-пилотом Е.И.Погосским.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 26 Октября 2022, 19.01.45 | Сообщение # 458 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Первый полет серийного Ми-26
26 октября 1980 года серийный вертолет Ми-26 выполнил первый полет. Постройка макета Ми-26 началась в 1972 году, а приняла его Госкомиссия через три года. К тому времени завершилось и большинство работ по проектированию машины.
Прошло еще пять лет напряженного труда, и в октябре 1977 году сборочный цех расположенного в подмосковных Панках опытного производства МВЗ покинул летный прототип вертолета. Затем последовали полтора месяца наземных отработок, после чего 14 декабря Ми-26 впервые поднялся в воздух для трехминутного опробования.
4 октября 1980 года в 21 ч 10 мин из сборочного цеха Ростовского завода выкатили первый серийный Ми-26, в полдень 25 октября выполнено первое висение, и уже на следующий день вертолёт совершил полет по кругу.
Сегодня Ми-26 – самый большой в мире вертолет. Только сборка-разборка занимает несколько недель. Если Ми-26 поставить рядом с Boeing-737, то вертолет окажется длиннее. Общая площадь, которую покрывают винты вертолета, превышает 800 метров.
Ми-26 – первая серийная модификация Ми-26А – модификация с объединенной системой управления и навигации для автоматического захода на посадку и снижения в заданном месте Ми-26К – проектируемый тяжелый вертолет-кран с максимальной коммерческой нагрузкой, увеличенной до 25 т (см. отдельное описание) Ми-26Л – летающая лаборатория Ми-26М – усовершенствованный вариант вертолета с новым несущим винтом с улучшенной аэродинамикой лопастей, новыми ГТД Д-127 ЗМКБ "Прогресс" мощностью по 10440 кВт, и усовершенствованным оборудованием. Вертолет обладает улучшенными характеристиками при эксплуатации в условиях высоких температур воздуха и высокорасположенных ВПП и при отказе одного двигателя. Максимальная перевозимая нагрузка увеличена до 25 т. В 1992 г. был разработан аванпроект, строится опытный вертолет, серийное производство планируется после 1996 г. В 1993 г. на 40-й авиационно-космической выставке в Париже демонстрировалась модель вертолета Ми-26НЕФ-М – противолодочный. В 1990 году переоборудован 1 серийный Ми-26 Ми-26П – пассажирский вертолет с салоном на 70 мест, по пять в ряду (3+2) с одним проходом, с багажом и бытовыми отсеками. Для обеспечения комфорта применена теплоизоляционная отделка и система кондиционирования воздуха Ми-26ПП – постановщик активных помех. Разработан в 1988 году. Изготовлен в одном экземпляре Ми-26С – вертолёт для дезактивационных работ. Отличался наличием резервуара для дезактивирующей жидкости, системой опрыскивания под фюзеляжем. Разработан в 1986 году. Применялся при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Ми-26Т – гражданский транспортный вертолет, подобен военно-транспортному вертолету. Противопожарный вариант снабжен баком емкостью 7500 л для пожарогасящей жидкости, которая направляется на очаг пожара через одну или две насадки Ми-26ТМ – вариант с подвесной кабиной для пилотирования при операциях с подвесным грузом Ми-26ТЗ – вертолет-топливозаправщик с дополнительными баками для топлива емкостью 14040 л и смазочных материалов - емкостью 1040 л; снабжен оборудованием для одновременной заправки топливом четырех самолетов или 10 автомашин Ми-26ТП – пожарный вертолет Ми-26ТС – сертифицированный по номерам летной годности СНГ (на основе FAE.29) вариант вертолета Ми-26 Ми-27 – летающий командный пункт.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
|
Sokol | Дата: Среда, 09 Ноября 2022, 22.24.08 | Сообщение # 460 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Парашют Котельникова
9 ноября 1911 года Глеб Котельников запатентовал свое изобретение и получил свидетельство на "спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом". Он назвал его "РК-1", то есть "Русский, Котельников – первый".
Глеб Евгеньевич Котельников родился 30 (18) января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Окончил Киевское военное училище (1894). В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича занялся разработкой парашюта. До этого лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.
Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.
Почтовая марка России (к 100-летию испытания ранцевого парашюта Г. Е. Котельникова)
Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан. Лишь при Советской власти парашюты Котельникова получили применение. В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
В сентябре 1949 деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён памятник с изображением парашюта.
Глеб Котельников похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы лоскутки от своих парашютов.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 10 Ноября 2022, 19.42.51 | Сообщение # 461 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Андрей Туполев советский авиаконструктор, создатель самолетов серии «ТУ», академик
10 ноября 1888 134 года назад — 23 декабря 1972 50 лет назад
Андрей Николаевич Туполев родился (29 октября) 10 ноября 1888 года в селе Пустомазове Тверской губернии. С отличием окончил Московское императорское техническое училище, во время учебы начал заниматься в воздухоплавательном кружке, где конструировал аэродинамические трубы.
Впервые в 1910 году полетел на собственноручно сделанном планере.
После училища Туполев входит в первое российское авиационное расчётное бюро, становится учеником Николая Егоровича Жуковского. Вместе они создают и возглавляют центральный аэрогидродинамический институт.
В институте конструктор работает над созданием цельнометаллического самолета. Такой бомбардировщик Туполеву удалось создать в 1925 году, самолет ТБ-1 стал одним из лучших в мире. А его усовершенствованная модель ТБ-3 впервые смогла совершить посадку на Северном полюсе.
Во время репрессий Туполев был арестован и работал в закрытом ЦКБ-29, пока не был реабилитирован. После Второй мировой войны КБ Туполева выпустило первый в России реактивный пассажирский самолет – Ту-104. С него в мире началась массовая эксплуатация реактивных самолетов для гражданских перевозок.
Всего под руководством Туполева было сконструировано более сотни типов самолётов. За свои заслуги авиаконструктор избран членом Академии наук СССР, почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании и получил много премий и наград.
Гениальный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев умер 23 декабря 1972 года в Москве.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 13 Ноября 2022, 16.40.53 | Сообщение # 462 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Памяти Покрышкина...
Покрышкин Александр Иванович • 6 марта (21 февраля) 1913 - 13 ноября 1985 • (72 года)
13 ноября 1985 года скончался Александр Иванович Покрышкин, прославленный советский лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза. Он первым в истории сбил 50 самолетов противника, а потом и больше. Всего за годы войны этой цифры достигли лишь семь летчиков, трое из которых -Г.А. Речкалов, Д.Б.Глинка, А.Ф. Клубов - были учениками Покрышкина. Александр Покрышкин - единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Даже Георгий Жуков, Иван Кожедуб взяли эту высоту уже после Победы. Кстати сказать, Александр Иванович был удостоен высших военных наград девятнадцати стран Европы и Америки, Азии и Африки.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 15 Ноября 2022, 12.28.27 | Сообщение # 463 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Самый большой в мире!
15 ноября 1957 первый полет Ту-114 «Россия» – самого большого в мире турбовинтового пассажирского самолета. 2 палубы, 3 салона и 4 купе (12 спальных мест). 32 мировых авиационных рекорда, практическая дальность 9720 км – и повар в составе экипажа.
— советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт 1-го класса, спроектированный в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.
Производился серийно в 1961—1965 годах на заводе № 18 в Куйбышеве. Всего было построено 32 экземпляра серийных самолётов и 1 опытный прототип.
На международных рейсах, где «Аэрофлот» предлагал обслуживание в двух классах, билеты первого класса продавались в два из четырёх купе, по три места в каждое купе.
Позже, во времена бума авиаперевозок и гонки за пассажировместимостью, купе были демонтированы и на их месте устанавливались обычные пассажирские кресла.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 21 Ноября 2022, 11.02.39 | Сообщение # 464 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Рождение школы военных летчиков
21 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков). Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.
После революции из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды высоты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки более 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.
Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды Герои и 284 - Герои Советского Союза. В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратовской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом расположения в городе Сталинграде.
В 1998 году расформировано.
Во время празднования 100-летия российской авиации и Качинского училища в ноябре 2010 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков подписал приказ о присвоении Краснодарскому авиаучилищу имени Качинского, но переименования не произошло.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 26 Ноября 2022, 12.44.51 | Сообщение # 465 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 26 ноября 1925 г. 97 лет назад Состоялся первый испытательный полет самолета «АНТ-4» конструкции Туполева
Самолет «АНТ-4» (ТБ-1, «Тяжёлый бомбардировщик-первый»), создателем которого был известный авиационный конструктор СССР А.Н. Туполев, по техническим характеристикам и аэродинамике намного опережал свое время.
Первый испытательный полет на «АНТ-4» выполнил летчик-испытатель А.И. Томашевский 26 ноября 1925 года. Взлет был выполнен с Центрального аэродрома, полет продолжался 7 минут.
Самолет «АНТ-4» — двухмоторный тяжелый бомбардировщик. Он создавался для потребностей технического бюро по военным изобретениям. В 1923 году в СССР подобные самолеты еще не выпускались. Сначала хотели заказать такой самолет в Англии, но отказались от этой идеи, и задание «создать самолет» было поручено Туполеву.
Несмотря на нехватку квалифицированных кадров, жесткие сроки и отсутствие нормальных условий производства, ровно в срок самолет был готов. По компоновке и линиям фюзеляжа он намного опережал свое время. Хорошие летно-технические и эксплуатационные качества самолета легли в основу конструкций многих советских бомбардировщиков. Самолет был признан и зарубежными конструкторами, которые зачастую брали в основу его схему.
В 1928 году начался серийный выпуск «АНТ-4». Одновременно продолжались его испытания с различными вариантами оборудования, нагрузки и вооружения, отработка новых экспериментов – заправка горючим в воздухе, работа первых ракетных ускорителей взлета, полеты с ракетными двигателями, с полным стрелковым вооружением и экипажем из 6 человек. На «АНТ-4» проводились испытания по созданию летающего авианосца, несущего два истребителя.
В «послужном списке» «АНТ-4» — участие в спасении челюскинцев: именно на этом самолете пилот Ляпидевский вывез из ледового лагеря первую группу полярной экспедиции; несколько рекордных перелетов в Варшаву, Париж и Рим на серийном экземпляре самолета, совершенных экипажем летчика Шестакова.
Настоящим триумфом самолета «АНТ-4» стал перелет Москва–Нью-Йорк. Машина преодолела более 20 тысяч километров за 141 летный час, при этом 8 тысяч километров было пройдено над океаном.
Самолеты серии «АНТ-4» эксплуатировались в СССР более 20 лет. После снятия с вооружения были переданы в Аэрофлот, где под маркой Г-1 («грузовой-первый») использовались, как минимум, до 1945 года.
В настоящее время восстановленный Г-1 (регистрационный номер СССР-Н317) является экспонатом музея гражданской авиации в Ульяновске.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 01 Декабря 2022, 17.50.48 | Сообщение # 466 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 1 декабря 1918 г. создан Центральный Аэрогидродинамический Институт (ЦАГИ).
Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ») — крупнейший государственный научный авиационный центр России, Научно-исследовательский институт. Основан в 1918 году.
Основатель ЦАГИ — профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский (1847−1921). Его теоретические работы в области авиации, практический опыт исследований послужили фундаментом для развития авиационной науки в России. В 1925−1929 гг. при нём была создана экспериментальная база с самой большой в мире аэродинамической трубой, гидравлической лабораторией и другими установками.
На почтовой марке изображён логотип Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н.Е. Жуковского и гражданский самолёт МС-21 на фоне аэродинамической трубы.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 17 Декабря 2022, 18.53.55 | Сообщение # 467 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 17 декабря 1903 г.
Начало авиационной эры. В Китти–Хок (шт. Северная Каролина) американские изобретатели братья Уилбер и Орвилл РАЙТ первыми поднялись в воздух на сконструированном ими самолете «Флайер–1».
Старшему из братьев, Уилберу, было 36 лет, Орвиллу — 32 года. Еще мальчишками они так искусно конструировали воздушных змеев, что продавали их своим сверстникам. Начав строить планеры, они поняли, что научиться летать невозможно, если держишься в воздухе лишь секунды, максимум пару минут. Тогда они стали искать место, где дуют сильные ветры, нет холмов и склонов, заросших деревьями. В Бюро погоды, куда за советом обратились братья, им среди прочих мест порекомендовали пляж близ Китти–Хок в 1 милю шириной и протяженностью 60 миль, где осенью постоянные сильные ветры. Уже в 1900 году здесь были проведены успешные испытания запуска планера с грузом. Но первые же полеты с человеком на борту показали ошибочность прежних расчетов. Братья создали из старых ящиков аэродинамическую трубу и приступили к экспериментам над формой и размерами крыла. Новая модель имела подвижный вертикальный хвост, а в марте 1903 года Райты подали заявку на патент, в которой описали также возможность изменения отклонения горизонтальных кромок крыльев и рулевое управление, принципиальная схема которого не менялась в течение полувека.
Осенью братья привезли в Китти–Хок летающую машину, имевшую двигатель. Первый самолет представлял собой биплан с размахом крыльев 12 м, пропеллером диаметром 2,6 м, весом 283 кг, его бензиновый двигатель весил 77 кг и развивал мощность 9 кВт. У него не было привычного нам шасси: взлетать следовало с двухколесной повозки, двигавшейся по рельсам. На песчаном пляже не было иного способа разогнать самолет. Несколько недель ушло на устранение поломки пропеллера, случившейся во время проверки двигателя. Наконец был определен день испытаний — 14 декабря. С помощью монетки определили, что первым в полет отправится Уилбер. Но сразу после взлета самолет упал, и пришлось взяться за его ремонт.
Через три дня в его люльку устроился Орвилл. Пилоту приходилось лежать в ней ничком, сжимая рукоятку управления спуском и подъемом. Когда в 10 часов 35 минут машина взлетела, Орвилл обнаружил, что «управлять передним рулем довольно трудно, машину бросало то в одну, то в другую сторону». За 12 секунд полета было преодолено расстояние в 36 с половиной метров. Меняясь, братья совершили еще три полета, с каждым разом все дальше, но не подымаясь выше 3 м от земли. В полдень последний вылет совершил Уилбер, за 59 секунд преодолевший расстояние в 260 метров. При приземлении была сильно повреждена рама переднего руля, но через пару дней испытания можно было бы продолжать. Нарушил эти планы сильный порыв ветра, задравший крыло самолета и несколько раз перевернувший его. Люди чудом не пострадали, а аппарат подлежал полному восстановлению.
Свидетелями исторических полетов стали пять человек, Джон ДЭНИЕЛС из береговой команды спасателей сделал снимки, а братья отправили телеграмму своему отцу в Дейтон, чтобы он сообщил местной прессе об их успехе. Но в родном городе изобретателей сочли новость малозначимой и отказались ее публиковать. Когда братья вернулись домой, никто их торжественно не встречал. Все же просочившееся в прессу сообщение многие сочли газетной уткой или ловким трюком для рекламы велосипедной мастерской Райтов. 59 секунд ни на кого не произвели впечатления, и никто не мог предвидеть, каким бурным окажется развитие авиации в ближайшие годы.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 18 Декабря 2022, 13.34.35 | Сообщение # 468 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 18 декабря 1981 г. Состоялся первый полёт стратегического бомбардировщика Ту-160
Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х—1980-х годах.
Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик. Среди лётчиков получил прозвище «Белый лебедь».
В 1960-х годах Советский Союз развивал стратегические ракетные вооружения, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Политика, проводимая Никитой Хрущёвым, привела к тому, что к началу 1970-х годов СССР располагал мощной системой ракетно-ядерного сдерживания, но стратегическая авиация имела в своём распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4, уже неспособные преодолеть противовоздушную оборону стран НАТО.
Считается, что толчком для разработки нового советского бомбардировщика послужило решение США разработать в рамках проекта AMSA новейший стратегический бомбардировщик — будущий B-1. В 1967 году Совет Министров СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолётом.
Первый полёт опытного образца состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Полёт выполнял экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 26 Декабря 2022, 19.40.42 | Сообщение # 469 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144 Первый экспериментальный полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 по маршруту Москва — Алма-Ата.
***
Сверхзвуковой пассажирский самолет совершал свой первый рейс по маршруту Москва – Алма-Ата (SU499).
Первый же рабочий рейс был совершён 26 декабря 1975 года, когда самолёт перевёз почту и посылки. Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110. Пилотировали самолёты специально подготовленные экипажи Аэрофлота, в состав которых входили лётчики-испытатели ОКБ Туполева в качестве вторых пилотов, командирами воздушных судов были переученные пилоты Аэрофлота. Полеты на расстояние 3260 км на высоте 16000-18000 м со скоростью 2000-2200 км/ч проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек.
Несмотря на то, что сверхзвуковой ТУ-144 был гордостью советской авиации, проект был закрыт из-за нерентабельности, обслуживание было слишком дорогим. В этом смысле судьба ТУ-144 похожа на судьбу западных сверхзвуковых самолетов Конкорд, которые, впрочем, были закрыты несколько позже. *** Причин закрытия проекта сверхзвукового авиалайнера Ту-144 несколько: -- 1) Нерентабельность. -- 2) Высокий расход топлива. -- 3) Высокая сложность технического обслуживания.
Причины 2 и 3 стали основанием для причины 1. Можно было бы повысить цену билетов на рейсы Ту-144, но они и так были дороже в 1,5 раза, чем на рейсы обычных дозвуковых реактивных лайнеров. ***
Хронология основных событий и история создания самолета Ту-144 20 сентября 1972 г. - полет самолета Ту-144 № 01-1 по маршруту Москва-Ташкент-Москва. Первая демонстрация серийного образца самолета вне аэродрома «Раменское».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 07 Января 2023, 18.16.13 | Сообщение # 470 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Коккинаки Владимир Константинович • 25 (12) июня 1904 - 7 января 1985 • (80 лет)
День памяти летчика-испытателя Коккинаки...
7 января 1985 году скончался Владимир Константинович Коккинаки, заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза.
В 1939 году совершил беспосадочный перелет Москва - США. Установил 22 мировых рекорда. Во время Великой Отечественной войны руководил испытаниями новых типов самолетов. С 1968 года - почетный президент Международной авиационной федерации. Лауреат Ленинской премии.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 26 Января 2023, 14.10.47 | Сообщение # 471 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 26 января 1914 — поднялся в воздух первый российский четырёхмоторный цельнодеревянный биплан «Илья Муромец» — первый русский бомбардировщик, построенный под руководством летчика-авиаконструктора И. И. Сикорского на русско-балтийском вагонном заводе.
«Илья Муромец» на почтовой марке России 2015 года
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 30 Января 2023, 18.52.07 | Сообщение # 472 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Гибель стратостата "Осоавиахим-1" ("СОАХ-1")
30 января 1934 года стратостат «Осоавиахим-1» впервые в мире достиг высоты 22 км. При спуске он, к несчастью, потерпел катастрофу. Командира экипажа Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин погибли.
Незадолго до гибели экипаж стратостата отправил телеграмму:
«XVII съезду партии. Передайте пламенный привет великому историческому XVII съезду ВКП(б), великому и любимому вождю пролетариата мира товарищу Сталину, товарищам Молотову, Кагановичу и Ворошилову с высоты 20.600 метров. Экипаж стратостата “СОАХ-1”».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 04 Февраля 2023, 22.06.30 | Сообщение # 473 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Кожедуб Иван Никитович • 8 июня 1920 - 8 августа 1991 • (71 год) 64 победы Ивана Кожедуба...
4 февраля 1944 года Ивану Никитовичу Кожедубу, лётчику-асу Красной Армии, присвоено первое звание Героя Советского Союза. В дальнейшем он стал трижды Героем Советского Союза, самым результативным лётчиком-истребителем в авиации союзников (64 победы).
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 05 Февраля 2023, 11.49.41 | Сообщение # 474 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 5 февраля 1887 родился Константин Алексеевич КАЛИНИН (1887, Варшава — 22.10.1938, Воронеж), авиаконструктор, первый директор и главный конструктор Харьковского авиазавода (1926—1934).
В серию пошел его К-5, способный перевозить 8 пассажиров. Оригинальным проектом был К-9 — легкий самолет с отстегивающимися крыльями, который, по задумке автора, обеспечивал бы связь каждого колхоза с районным/областным центром, мог храниться в сарае, садиться и взлетать с крохотных площадок и был прост в управлении. Характерной особенностью большинства проектов конструктора было крыло эллиптической формы. Был арестован в 1938 году, обвинен в антисоветской деятельности и шпионаже, расстрелян. В 1955 году реабилитирован.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 06 Февраля 2023, 21.49.57 | Сообщение # 475 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 6 февраля 888 135 лет назад родился Дмитрий Павлович ГРИГОРОВИЧ (1883, Киев — 26.7.1938, Москва), авиаконструктор, создатель первых гидросамолетов.
Очень плохо изучен последний 10-летний период его биографии, когда сначала он был арестован и осужден на 10 лет заключения в ИТЛ по статье 58-7 (противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта), но несколько лет спустя вдруг стал преподавателем и даже профессором МАИ, а после смерти похоронен на Новодевичьем кладбище, тогда как сняли с него все обвинения и посмертно реабилитировали только в 1993 году.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 07 Февраля 2023, 16.16.12 | Сообщение # 476 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Антонов Олег Константинович • 7 февраля (25 января) 1906 - 4 апреля 1984 • (78 лет)
Авиаконструктор Олег Антонов
7 февраля (25 января) 1906 года родился Олег Константинович Антонов, советский авиаконструктор (ум. 1984), доктор технических наук (1960), профессор (1978).
С юных лет увлекался авиацией, занимался в школьном кружке любителей авиации; в 1921 году подал заявление в Красный Воздушный Флот с просьбой принять его в авиационную школу, однако получил отказ по причине возраста и приема только командиров РККА.
1924 году во время обучения на путейском факультете Саратовского университета, в который он поступил, чтобы быть ближе к авиации; построил свой первый планёр, организовав местный Кружок любителей авиации. В том же году учебное заведение было закрыто, и Антонову пришлось искать новое место учебы.
В 1925 году поступил на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института им. Калинина, который закончил в 1930 году.
В 1931 возглавлял техническую часть Высшей лётно-планерной школы и Центрального бюро планерных конструкций Осоавиахима, занимаясь постройкой планеров (серия ОКА, серия УС / «Учебно-серийный», учебный паритель «Упар»). С 1933 года — главный конструктор планерного завода в Тушино. С 1938 года — ведущий инженер КБ Яковлева. В 1940—1941 годах — главный конструктор завода в Ленинграде. С 1943 года — первый заместитель генерального конструктора Яковлева, 1946 руководил филиалом ОКБ в Новосибирске, позднее — своим ОКБ-153 (c 1952 — киевское ГСОКБ-473, с 1966 — Киевский механический завод, с 1984 — ОКБ имени О. К. Антонова, с 1989 — Авиационный научно-технический комплекс «Антонов»).
Под руководством Олега Константиновича Антонова были созданы: планёры — Голубь, Рот Фронт-1, Рот Фронт-2, Рот Фронт-3, Рот Фронт-4, А-11, А-13, А-15; транспортные самолёты — Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-22 «Антей», Ан-32, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Ан-74; многоцелевые самолёты — Ан-2, Ан-14 «Пчёлка», Ан-30, Ан-28, Ан-3; пассажирские самолёты — Ан-10 и Ан-24.
Умер 4 апреля 1984 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 24 Февраля 2023, 23.11.49 | Сообщение # 477 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Громов Михаил Михайлович • 24 (12) февраля 1899 - 22 января 1985 • (85 лет) 24 (12) февраля 1899 года родился легендарный советский летчик, один из первых Героев Советского Союза, генерал-полковник авиации.
Авиацию развивало много выдающихся людей. Имя М.М. Громова, несомненно, в первом ряду. Широкому кругу российских граждан, людям планеты он стал известен в связи с дальними перелетами 30-х годов. Но у этого человека были интересная юность, молодость, зрелость как летчика-испытателя ЦАГИ, участие в Великой Отечественной войне, послевоенная работа в авиационной промышленности и общественная деятельность.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 14 Марта 2023, 17.50.33 | Сообщение # 478 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 14 марта 1983 года состоялся первый беспосадочный перелёт через Атлантический океан на Кубу Ту-142М авиации Северного флота ВМФ СССР.
Сравнительно большое сходство конструкций Ту-142 и Ту-95РЦ обусловило размещение производства машины на заводе № 18 в городе Куйбышеве (там выпускался Ту-95РЦ).
Ту-142 — советский и российский дальний противолодочный самолёт (ДПЛС).
Первая машина № 4200 представляла собой модифицированный Ту-95РЦ. Полностью было переделано крыло, установлены более широкие гондолы шасси под двенадцатиколёсные тележки. В носовом отсеке удалили транслятор системы «Успех», и на его место поставили ИК-систему поиска ПЛ «Гагара». Убрали верхнюю и нижнюю пушечные установки. На законцовках стабилизатора поставили новые обтекатели антенн системы «Лира».
Последний самолёт Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 году. Всего в 1968—1994 годах на заводах № 18 и № 86 было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 19 Марта 2023, 17.19.52 | Сообщение # 479 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Покрышкин Александр Иванович • 19 (6) марта 1913 - 13 ноября 1985 • (72 года)
К годовщине со дня рождения А.И. Покрышкина
Он говорил: "Истребитель! Спрашивай: не сколько противника, а где он!".
***
О сбитых в 1941 году А. И. Покрышкиным самолётах судить сложно. Не сохранилась часть документов полка. Действовало жёсткое правило, по которому в итоги боевой работы "самолёты противника, которые падали на территории противника, не включены".
В документах дивизии, во всяком случае, Покрышкин числится в списке из 7 лётчиков, сбивших на 22 декабря 1941 года 5 и более самолётов противника и имеющих более 150 боевых вылетов.
После смерти мужа М. К. Покрышкина нашла в личном архиве лётчика записи, в которых он в последний год жизни по памяти записал успешные воздушные бои первого года. Итог: сбито в воздухе - 11 самолётов ( 7 Me-109, 2 Hs-126, 2 Ju-88 ); подбито в воздухе 8 самолётов ( 4 Mе-109, 2 Ju-88, 2 Hs-126 ); уничтожен на аэродроме - 1 Ju-87; подбито на аэродроме 2 Ju-87. Всего самолётов сбито и подбито - 21.
***
Когда в конце 1950 года под одним из домов был найден склад старых боеприпасов, а ждать сапёров было опасно, он, выстроив цепочку, первым спрыгнул в яму и начал разбирать кладку ржавых снарядов. Бесстрашным рыцарем боевой лётчик оставался всю жизнь.
***
В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание "медными трубами" и сполна хлебнул горечи их оборотной стороны - зависти чиновников к славе народного Героя. Здесь и ПВО вместо ВВС, и задержанные на 10 лет Генеральские звёзды, и непрерывная череда командировок "у Батицкого". Он был "Заслуженным военным лётчиком Франции", но так и не стал, как не стал и Кожедуб, "Заслуженным военным лётчиком СССР"... Франция - родина рыцарства.
В декабре 1972 года Покрышкину было присвоено звание Маршала авиации. Однажды он позвонил в ЦК и попросил отставки. Там возражали, уговаривали, предлагали варианты, но он ушёл со своей последней должности сам.
Он умер 13 ноября 1985 года на руках своей безутешной Марии после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага...
Один из его боевых товарищей вспоминал после войны:
"Для нас, тех, кто дрался в небе войны, вопрос "кто чего стоит" решался просто: война была жестокая, кровавая, и она как на ладони, несравненно яснее, чем в обычной жизни, высвечивала внутреннее содержание человека и прямо отвечала на этот вопрос.
Для нас, лётчиков, было ясно, чего стоит Саша Покрышкин, когда он ещё не был прославлен, знаменит, а был равным среди равных, внимательным и заботливым о более молодых.
Мы видели его надёжность в любом боевом вылете, самоотверженность, настойчивость и всегда были уверены в том, что в бою Саша никого и никогда не бросит, не подведёт, как бы ни было сложно и тяжело. Это для лётчиков главное, и в этом весь Покрышкин!"
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 21 Марта 2023, 15.54.07 | Сообщение # 480 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Александр Можайский русский военный деятель, контр-адмирал, пионер авиации
21 марта 1825 198 лет назад — 1 апреля 1890 133 года назад
изобретатель самолета, который так и не сумел подняться в воздух, так как у него был паровой двигатель.
В 1876 году Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Самолет имел два паровых двигателя общей мощностью 30 л.с., расчетную скорость полета до 40 км/час, полетный вес около 950 кг, размах крыльев 24 м и длину фюзеляжа 15 м. Наземные испытания самолета Можайский проводил на протяжении нескольких лет, начиная с 1882 года. Ему так и не удалось довести свой замысел до конца. Самолет не взлетел.
После смерти изобретателя - Александр Федорович Можайский скончался (20 марта) 1 апреля 1890 года в Петербурге - его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном селе. После того, как военное ведомство отказалось его купить, самолет был разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |