Дата: Четверг, 28 Ноября 2024, 19.19.22 | Сообщение # 601
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
80 лет назад - 28 ноября 1944 года, 1-му авиаполку "Сражающейся Франции" -"Нормандия", присвоено почетное наименование "Неманский"!
1944 - Приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными Силами И.В. Сталина первому авиаполку "Сражающейся Франции" за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман было присвоено почетное наименование "Неманский". Так родилась легендарная "Нормандия-Неман".
Авиаполк "Нормандия-Неман" был единственной воинской частью другой страны, воевавшей на территории СССР в годы Великой Отечественной. Англичане и американцы отправляли в Советский Союз технику, продовольствие, горючее. Оккупированная Франция ничего этого дать не могла. В 1942 году генерал Шарль де Голль предложил советскому руководству помощь в виде эскадрильи французских летчиков. По желанию летного состава эскадрильи ей было присвоено наименование "Нормандия".
В 1943 году эскадрилья преобразована в полк в составе четырех эскадрилий ("Руан", "Гавр", "Шербур" и "Кан").
В 1944-ом фашисты подбили самолет, в котором находились пилот-француз Морис де Сейн и советский механик Владимир Белозуб. Пилоту приказали прыгать, но он знал, что у механика нет парашюта. Де Сейн не оставил друга, до последнего момента пытаясь выровнять машину. Они погибли вместе. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Понедельник, 02 Декабря 2024, 17.23.20 | Сообщение # 602
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
1940 - 2 декабря 1940 года состоялся первый полет ближнего бомбардировщика "Су-2" с мотором "М-88Б".
Су-2 с мотором М-88Б — свободнонесущий одномоторный однокилевой низкоплан смешанной конструкции, с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Конструкция самолёта смешанная: фюзеляж и киль — деревянные, остальные агрегаты — металлические.
Силовая установка — двухрядный звездообразный 14-цилиндровый мотор М-88 (М-88Б) воздушного охлаждения номинальной мощностью у земли 950 л. с.. Винт — трёхлопастной, изменяемого в полёте шага, ВИШ-23 диаметром 3,25 м.
Вооружение — 5 пулемётов ШКАС калибра 7,62 мм. Четыре неподвижно закреплялись в консолях вне зоны вращения винта, пятым была укомплектована МВ-5 — экранированная турель штурмана.
На испытаниях Су-2 с двигателем М-88Б показал скорость — 410 км/ч у земли и 512 км/ч на высоте 7100 м.
Всего было построено 893 самолёта Су-2.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- На Су-2 был совершён единственный известный случай воздушного тарана, совершённого женщиной; 12 сентября 1941 года пилот, старший лейтенант Екатерина Зеленко на своём Су-2 сбила тараном немецкий истребитель Me-109, отрезав самолёту крыло своим винтом, после чего второй Me-109 сбил её самолёт, который она пыталась после тарана приземлить; лётчица погибла.
Штурман-бортстрелок по приказу командира ранее покинул самолёт в воздухе с парашютом и остался жив, доложив результаты разведывательного полета.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Пятница, 06 Декабря 2024, 12.21.17 | Сообщение # 603
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
6 декабря - День Памяти Бартини Роберта Людвиговича
6 декабря 1974 года скончался Роберт Бартини (77 лет), итальянский аристократ, коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Автор более 60 законченных проектов самолётов. В анкетах в графе «национальность» писал: «русский».
Роберт Бартини родился 14 мая 1897 года в городе Фиум, Италия. Мальчик вырос в семье барона. В 1916 году окончил офицерскую школу, а в 1921 году получил диплом летной школы в Риме. Через год завершил обучение в Миланском политехническом институте.
После установления в Италии фашистского режима решением Центрального Комитета Итальянской Коммунистической Партии Бартини нелегально отправлен в Советский Союз как авиационный инженер. В Москве зачислили на работу на Научно - опытный аэродром на Ходынке лаборантом. Вскоре стал экспертом технического бюро. Оценив подготовку итальянского авиаинженера, начальство перевело его в Управление Военно - Воздушных Сил Черного моря.
В Севастополе быстро дослужился до старшего инспектора по эксплуатации материальной части. За успешную подготовку морской части трансконтинентального перелета самолета АНТ-4 «Страна Советов» в 1929 году из Москвы в Нью-Йорк Бартини награжден грамотой Всесоюзного Центрального исполнительного комитета СССР.
С 1930 года являлся начальником конструкторского отдела Научно исследовательского института гражданского воздушного флота, главным конструктором. В 1938 году Бартини арестован НКВД по обвинению в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Его приговорили к 10 годам лишения свободы и направили на работу в закрытое авиационное Конструкторское Бюро тюремного типа, где работал до 1947 года.
Роберт Людвигович принимал участие в работе по бомбардировщику Ту-2, под руководством Андрея Туполева, также находившегося в заключении. Также в с 1944 по 1946 год Бартини выполнял рабочее проектирование и строительство транспортных самолетов. В последующие годы вел разработку проекта сверхзвукового пассажирского самолета среднего веса на 70 мест и рассматривал вопрос организации пассажирских перевозок сверхзвуковым транспортом.
Бартини является автором более 60 законченных проектов самолетов, оригинальных аэродинамических схем летательных аппаратов, силовых установок. Его основные труды лежали в области авиационных материалов, технологии, аэродинамики, динамики полета.
В своё время конструктор Яковлев сказал о конструкторе Бартини: «Уж если Бартини не сможет, то точно никто больше не сможет».
Помимо авиации и физики, Роберт Людвигович занимался космогонией и философией. Им создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название «мир Бартини». В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».
Гениальный авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини скончался 6 декабря 1974 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
РАБОТЫ РОБЕРТА БАРТИНИ
МТБ-2 (1930) - морской тяжелый бомбардировщик (проект) Сталь-6 (1933) - экспериментальный истребитель (опытный) Сталь-7 (осень 1935) - 12-местный пассажирский самолет (опытный) ДАР (конец 1935) - дальний арктический разведчик (опытный) Сталь-8 (1934) - истребитель на базе Сталь-6 (проект) Ер-2 (ДБ-240) (лето 1940) - дальний бомбардировщик на базе Сталь-7 (серия(428)) Ер-4 (1943) - дальний бомбардировщик (опытный) Р - сверхзвуковой одноместный истребитель (проект) Р-114 (1942) - зенитный истребитель-перехватчик (проект) Т-107 (1945) - пассажирский самолет (проект) Т-108 (1945) - легкий транспортный самолет (проект) Т-117 (1948) - магистральный транспортный самолет (не достроен) Т-200 (1947) - тяжелый военно-транспортный и десантный самолет (проект) Т-203 (1952) - сверхзвуковой самолет с оживальным крылом (проект) Т-210 - вариант Т-200 (проект) Т-500 - тяжелый транспортный экранолет (проект) А-55 (1955) - бомбардировщик - летающая лодка средней дальности (проект) А-57 (1957) - стратегический бомбардировщик - летающая лодка (проект), дальность 14000 км Е-57 - (проект) гидросамолет-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10 и ядерной бомбы. Экипаж - 2 человека. По конструкции самолет был идентичен А-57. Бесхвостка. Дальность - 7000 км Р-57(Ф-57) - сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (проект), развитие проекта А-57 Р-АЛ (1961) - дальний разведчик с ядерной силовой установкой (проект), развитие проекта А-57 Бе-1 (1961) - легкая амфибия (опытный - для исследования экранного эффекта) МВА-62 (1962) - проект самолета-амфибии с вертикальным взлетом и посадкой. ВВА-14М-62 (1972) - вертикально взлетающая амфибия - противолодочный экранолет (модификация 14М1П). Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Понедельник, 16 Декабря 2024, 15.51.42 | Сообщение # 604
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза
1938- При испытании нового скоростного истребителя И-180 конструкции Николая Поликарпова погиб 34-летний Валерий Чкалов, Герой Советского Союза, первый человек, без посадки перелетевший из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон) через Северный полюс.
Роковой полет проходил над московским Центральным аэродромом при 24-градусном морозе. Уже при заходе на посадку двигатель, не оснащенный лобовыми жалюзи, переохладился и заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома, но уже на подходе, видя, что самолету не перелететь жилые бараки, резко отвернул штурвал и врезался центропланом в высоковольтную опору.
Пилота выбросило из кабины, он упал на землю и, ударившись о металлическую балку, разбил голову. Упади он хоть чуточку дальше... Через 2 часа Валерий Павлович скончался в Боткинской больнице. Впоследствии на месте падения машины, на Хорошёвском шоссе, установили памятный камень. Версии о подстроенной кем-то гибели Чкалова достоверных подтверждений не находят...
И-180 — советский одномоторный истребитель-моноплан, созданный в ОКБ Поликарпова в 1938 году. Низкоплан, параллельное развитие проекта И-16 с мотором М-88.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Среда, 18 Декабря 2024, 15.28.00 | Сообщение # 605
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
1981 - В полете Ту-160...
18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160.
Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах
Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».
Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Воскресенье, 22 Декабря 2024, 16.52.22 | Сообщение # 606
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
23 декабря - "День дальней авиации ВВС" Российской Федерации
23 декабря 1914 года Императором Николаем II утверждено решение Военного совета, в соответствии с которым авиация сухопутных войск делилась на тяжелую, подчиненную штабу Верховного Главнокомандующего, и легкую, распыленную по армиям и корпусам, подчиненную заведующему организацией авиационного дела в действующей армии (Авиадарму).
Было начато формирование Управления эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Начальником эскадры назначен генерал-майор М.В. Шидловский. Боевое крещение эскадра получила уже в феврале 1915 года.
В 1999 году приказом Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами этот день установлен годовым праздником Дальней авиации ВВС.
Тяжёлый бомбардировщик Илья Муромец - пионер дальней авиации ВВС РФ
Спустя ровно год, 23 декабря 1914 года, по Указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра таких самолетов. Это положило начало тяжёлой бомбардировочной авиации не только в России, но и в мире.
Дальнейшая судьба эскадры "Муромцев" не проста. Несмотря на то, что в годы первой мировой войны бомбардировщики выполнили несколько сотен полетов при потере только одного "Ильи Муромца", а в 1917 году эскадра включала уже двадцать бомбардировщиков, в сентябре 1917 года все самолеты были сожжены, чтобы не стать добычей германских войск, вплотную подошедших к месту дислокации эскадры.
Декрет Совета Народных Комиссаров, принятый 22 марта 1918 года, утверждал формирование Северной группы воздушных кораблей "Илья Муромец" - так начался новый этап в развитии дальней авиации.
Позднее на вооружение дальней авиации был принят бомбардировщик ТБ-3, спроектированный под руководством А. Н. Туполева.
Бомбардировщик ТБ-3. Преемник «Ильи Муромца»
Одной из основных задач дальней авиации России является поражение военных объектов в глубоком тылу противника, на континентальном и океанском театрах военных действий, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки. После распада СССР для Дальней авиации России начались не лучшие времена. Лишь зимой 2000-2001 годов впервые за десять лет экипажи стратегической авиации ВВС приступили к плановым полетам в Арктической зоне. В 2004 году самолеты Дальней авиации провели учения над Атлантикой совместно с ВМФ. В 2005 и 2006 годах с участием Дальней авиации прошли несколько крупномасштабных учений, произведены пуски крылатых ракет, а с 17 августа 2007 года по решению Верховного Главнокомандующего, возобновлено воздушное патрулирование в удаленных районах мира.
Сенсацией 2008 года стал полет самолетов Дальней Авиации в район Южной Америки по приглашению Венесуэлы.
В настоящее время Дальняя Авиация России обладает такими мощными машинами, как бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3. Ту-160 ("Белый лебедь") является самым большим боевым самолетом в мире. ВВС РФ регулярно осуществляют патрулирование над акваторией всех океанов, Черного и Средиземного морей. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Вторник, 24 Декабря 2024, 13.42.42 | Сообщение # 607
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
1982 - Первый полет «Руслана» 24 декабря 1982 года состоялся первый полёт опытного образца военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан» (тяжёлый дальний транспортный самолёт разработки ОКБ им. О. К. Антонова). Самолёт Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, таких как тягач МЗКТ-79221, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжёлой боевой техники. Также самолёт предназначался и для крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства. Гражданский вариант самолёта может выполнять полёты на всех географических широтах и предназначен для перевозки грузов, в том числе нестандартных крупногабаритных.
Первый полёт опытный образец самолёта совершил 24 декабря 1982 года в Киеве. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолёт поступил в январе 1987 года, всего было построено 56 машин.
Технические характеристики Экипаж: 8 (командир, помощник командира, штурман, ст. бортинженер, бортинженер по АО, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных работ) Пассажировместимость: 7 (в кабине сменного экипажа) + 21 (в кабине обслуживающего персонала) Грузоподъёмность: 120 000 кг Длина: 69,1 м Размах крыла: 73,3 м Высота: 21,08 м Площадь крыла: 628 кв.м Максимальная взлётная масса: 392 000 кг
Лётные характеристики Максимальная скорость: 865 км/ч Крейсерская скорость: 800—850 км/ч Практическая дальность: 4800 км (с максимальным грузом); 7500 км (с грузом 80 000 кг) Практический потолок: 11 600 м
Самолет был востребован в мире и в России, но в 2004 году его производство не выдержало «судьбоносных реформ» и было прекращено.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Вторник, 31 Декабря 2024, 09.21.46 | Сообщение # 608
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
1968 - Мы были первыми... 31 декабря 1968 года опытный сверхзвуковой самолет Ту-144 (бортовой номер СССР-68001) совершил первый полет. Ту-144 успел взлететь на два месяца раньше своего англо-французского конкурента — лайнера "Конкорд", который совершил свой первый полет 2 марта 1969 года.
16 июля 1963 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О создании ОКБ А.Н. Туполева СПС Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями и о постройке партии таких самолётов".
Ту-144 впервые был показан на авиационном празднике в аэропорту Шереметьево 21 мая 1970 года. Летом 1971 года началась опытная эксплуатация прототипа в "Аэрофлоте". Были совершены полёты из Москвы в Прагу (Чехословакия, ныне — Чехия), Берлин (ГДР, ныне ФРГ), Варшаву (Польша), Софию (Болгария). В 1972 году Ту-144 демонстрировался на авиасалонах в Ганновере (ФРГ) и Будапеште (Венгрия).
Первый серийный Ту-144 был собран весной 1971 года в Жуковском. В 1972 году началось производство на Воронежском авиазаводе. Всего было построено 16 самолётов.
Создание и доводка Ту-144 стала крупнейшей и сложнейшей программой в истории советского самолетостроения. В результате удалось создать летательный аппарат высочайшего мирового класса, по своим основным летно-техническим характеристикам не уступающий соответствующему самолету, созданному на Западе. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Четверг, 02 Января 2025, 10.49.28 | Сообщение # 609
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
1989 - Ту-204
Первый полёт опытного Ту-204 состоялся 2 января 1989 года на аэродроме ЛИИ имени М. М. Громова.
При проектировании Ту-204 впервые широко использовали разработанную в КБ Туполева универсальную систему «Диана» для общего силового расчёта конструкции методом конечных элементов. Эта система позволила осуществить расчёт напряжённо-деформированного состояния конструкции, собственных форм и частот колебаний, динамической реакции и механики разрушений.
С начала серийного производства (1990) изготовлено 89 самолётов Ту-204/Ту-214 различных модификаций. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Вторник, 07 Января 2025, 04.31.28 | Сообщение # 610
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
928 - Первый полет модернизированного У-2...
24 июня 1927 г. состоялся первый полет У-2, пилотировал который знаменитый летчик-испытатель М.М. Громов.
Не доведенный до рабочих характеристик двигатель М-11 доставлял немало проблем, и конструкторскому коллективу на первых порах пришлось доводить не столько самолет, сколько капризный двигатель. В целом учебный биплан получил хорошую оценку, однако был перетяжелен и обладал низкой скороподъемностью: 2000 м достигались за 29 мин.
Устранить обнаруженные при испытаниях недостатки удалось на второй машине. Профиль крыла стал тоньше, законцовки крыльев и оперения сделали эллиптическими, а руль направления — необычайно большим. 7 января 1928 г. модернизированный У-2 совершил первый полет. К концу 1928 г. завершились испытания опытной серии У-2, после чего был начат его серийный выпуск на заводе №23 Ленинграда.
В ходе производства, самолет и его силовая установка непрерывно совершенствовались. К примеру, после 1935 года на У-2 стали устанавливать более мощный двигатель М-11Д мощностью в 115 л.с. На базе У-2 было создано большое количество модификаций. Кроме учебных строили самолеты для опыления посевов (вариант АП — «аэропыл»), боевой подготовки (ВС — «вооруженный самолет»), выпускались трехместный административный СП («самолет спецприменения»), санитарные варианты С-1. С-2, По-2С. В годы войны У-2 использовались как легкие ночные бомбардировщики (ЛНБ), в послевоенные годы строили По-2 «Лимузин» с закрытой кабиной для перевозки людей и грузов.
Поступление самолетов в У-2 (По-2) ВВС СССР началось в 1930 г. Первое боевое крещение они получили в боях на озере Хасан в 1938 г. — несколько санитарных самолётов санитарной модификации С-1 использовались при эвакуации раненых. Во время Великой Отечественной войны этот самолет стал поистине легендарным. К началу войны в армейских подразделениях насчитывалось 3500 единиц У-2. В роли легкого ночного бомбардировщика они сыграли решающую роль на фронте. Командование Люфтваффе, прозвавшее наш самолет «русс-фанер», даже издало приказ, чтобы за каждый сбитый самолет По-2 летчиков представляли к наградам.
Серийный выпуск самолетов По-2 продолжался до 1953 г. на нескольких заводах. Кроме того, удачный биплан выпускался по лицензии в Польше. Всего было выпущено около 40 000 машин, что ставит его в разряд самых массовых самолетов в мире.
Самолеты По-2 участвовали еще в одной войне — в Корее в 1950—1953 гг. «Ночники» в Северной Корее продолжали свою работу вплоть до последнего дня войны. Они доставили немало хлопот американцам, нанеся им чувствительные потери, потеряв при этом только 9 своих машин. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Среда, 08 Января 2025, 10.38.09 | Сообщение # 611
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
Коккинаки Владимир Константинович • 25 (12) июня 1904 - 7 января 1985 • (80 лет) День памяти летчика-испытателя Коккинаки...
7 января 1985 году скончался Владимир Константинович Коккинаки, заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза. В 1939 году совершил беспосадочный перелет Москва - США. Установил 22 мировых рекорда. Во время Великой Отечественной войны руководил испытаниями новых типов самолетов. С 1968 года - почетный президент Международной авиационной федерации. Лауреат Ленинской премии.
Мировые Рекорды
Владимир Коккинаки установил 22 мировых авиационных рекорда: из них 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26 в 1936-1937, 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18 в 1958-1960. Владел техникой пилотирования всех типов самолетов.
Владимир Константинович единственный в Советском Союзе, получивший дважды звания Герой Советского Союза как летчик-испытатель. В 1961 — 1968 вице-президент и президент, с декабря 1968 — почётный президент ФАИ (Международная Авиационная Федерация, или Международная Федерация Авиационного Спорта).
В 1959 присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». С 1964 работал в ОКБ С.В.Ильюшина инженером-методистом, с 1968 — ответственный представитель Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.
Ленинская премия (1960 за Ил-18). Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965).
Жил в Москве, где и скончался 7 января 1985. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его именем названа улица в Москве, в Новороссийске установлен бронзовый бюст. Именем летчика названо несколько авиалайнеров, нефтеналивной танкер… Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
Дата: Суббота, 18 Января 2025, 22.34.50 | Сообщение # 612
Группа: Модератор
Сообщений: 25380
Статус: Отсутствует
1960 - 18 января 1960 года осуществлён первый беспосадочный перелёт на самолёте Ил-18 Москва — Каир.
Ил-18 был очень надежен и легок в управлении, прощал многие ошибки пилотирующему экипажу. Самолет любили пассажиры — в отличие от снискавшего недобрую славу Ту-104.
Опыт эксплуатации показал, что более быстрый реактивный Ту-104 перелетал страну в среднем медленнее, так как тратил время на посадку и дозаправку.
Всего за годы серийного производства (1959–1978) было построено 719 самолетов, из них 564 пассажирских, остальные — специализированные. На Ил-18 установлено 20 мировых рекордов дальности полета и высоты с различной полезной нагрузкой. Даже в 1973 году, когда стали выполнять рейсы первые Ту-154, Ил-18 продолжали лидировать в своем классе по средней дальности беспосадочного полета и стоимости летного часа — 560 рублей у Ил-18 против 660 у Ту-134, 810 у Ту-104 и 1340 у Ту-154.
Сочетание надежности и рентабельности стало причиной того, что среди своих ровесников — Ан-10, Ту-114, Ту-104 и Ту-124 — этот самолет оставался в эксплуатации дольше всех. Массовое списание Ил-18 началось в начале 1980-х годов, в основном — пассажирских вариантов самолета. Лайнер активно использовался в работах по ликвидации последствий Чернобыльской аварии и землетрясения в Спитаке. Коммерческая эксплуатация Ил-18 в России прекратилась только в 2002 году, когда распоряжением Минтранса перевозки пассажиров на Ил-18 в гражданской авиации России были запрещены.
Ему предшествовала катастрофа, произошедшая под Калязином в ноябре 2001 года, в которой погибли 27 человек.
Впрочем, история этого самолета еще не окончена. Военная версия Ил-38 (противолодочный самолет) до сих пор стоит на вооружении Российской армии, а некоторые самолеты еще используются в ряде стран мира, например северокорейской авиакомпанией Air Koryo.
Во многих городах России списанные Ил-18 установлены в качестве памятников. Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.