Водный транспорт и ВМФ
|
|
Sokol | Дата: Пятница, 23 Сентября 2022, 06.08.32 | Сообщение # 271 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 1980 - Самая большая в мире!..
23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Ленинград).
Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).
Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. Первая лодка этого типа была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула».
Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей. В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.
Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений. Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».
28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Акулы», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Из шести — три уже утилизированы с помощью США. «Дмитрий Донской», «Северсталь» и «Архангельск» пока не тронуты. На совещании в Северодвинске в феврале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 06 Октября 2022, 13.02.15 | Сообщение # 272 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 1986 г. - Гибель АПЛ К-219... 6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в результате произошедшего тремя днями ранее взрыва ракеты в шахте затонула советская атомная подводная лодка К-219.
***
К-219 — советская атомная подводная лодка стратегического назначения, 21-й корабль проекта 667А «Навага», позже модернизированная по проекту 667АУ «Налим». 3 октября 1986 года на лодке произошёл взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Через три дня, 6 октября, лодка затонула в Атлантическом океане на глубине 5500 метров. Большая часть экипажа была спасена.
Командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов и 20-летний спецтрюмный матрос Сергей Преминин вошли в реакторную выгородку, чтобы вручную опустить компенсирующие решётки. Температура в камере достигала 70 °C. До того, как упасть без сознания, Беликов и Преминин, работая по очереди смогли опустить три из четырёх компенсирующих решёток. Это была тяжёлая физическая работа, поскольку от нагрева прогнулись направляющие.
Дважды Преминин входил в камеру в одиночку, прежде чем смог опустить последнюю, четвёртую, решётку. Расплавление активной зоны реактора было предотвращено, но выйти Преминину не удалось — ни он, ни другие матросы из-за разницы давления не смогли открыть люк отсека, разделяющего реакторную выгородку от контрольного поста.
Преминин погиб, а матросы были вынуждены отступать дальше в корму, поскольку лодку продолжал заполнять ядовитый оранжевый газ. Преминин ценой своей жизни предотвратил ядерную аварию в Гольфстриме и был посмертно награждён орденом Красной Звезды, а в 1997 году Преминину было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 17 Октября 2022, 12.42.48 | Сообщение # 273 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| Ледовый капитан Владимир Иванович Воронин
Владимир Иванович ВОРОНИН (1890, Сумский Посад — 18.10.1952, Диксон), легендарный капитан ледокольного флота.
Владимир Иванович Воронин родился 17 октября 1890 года в городе Сумский Посад (Карелия). В 1916 г. окончил Архангельское мореходное училище. Ходил штурманом в Арктике. С 1918 г. - капитан дальнего плавания. Участник первых Карских экспедиций. В 1928 г – капитан ПХ «Георгий Седов». Принимал участие в поисках пропавшей экспедиции Умберто Нобиле.
С 1929 по 1930 г. на ПХ «Георгий Седов» участвовал в научно-исследовательской экспедиции Отто Юльевича Шмидта. Были открыты новые острова в Карском море. В 1932 г. Владимир Иванович Воронин назначен капитаном ледокола «Александр Сибиряков», на котором совершил первый в истории переход по Севморпути за одну навигацию. За этот рейс капитан Воронин был награждён орденом Ленина.
Войну В.И. Воронин встретил на Северном флоте. За мужество и отвагу, проявленные на море в годы Великой Отечественной войны, Владимир Иванович был награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Нахимова 2-й степени.
После войны Владимир Иванович возглавлял первую антарктическую экспедицию.
Скончался капитан Воронин в Арктике, на капитанском мостике, сразу после того, как вывел из льдов последнее судно каравана к острову Диксон 18 октября 1952 г.
Память о ледовом капитане осталась в 10 географических названиях. Его именем названы: суда морского и речного флота, Арктический морской институт в Архангельске – филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, улицы в Архангельске, Санкт-Петербурге, Беломорске, Северодвинске и Екатеринбурге.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 23 Октября 2022, 15.39.12 | Сообщение # 274 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| Закладка первого ледокола — " Иосиф Сталин"...
История освоения Русского Севера – это как легенда о мужестве и героизме первопроходцев, которые зачастую ценой собственной жизни присоединяли к России новые территории. Но сегодня Русский Север, Сибирь и Дальний Восток для многих наших сограждан остаются белыми пятнами на карте, а сами обитатели этих белых пятен словно отрезаны от остального мира.
Сибирь (построен как И. Сталин) — первый линейный ледокол построенный в СССР. Головной корабль проекта 51 в серии из четырёх ледоколов.
Проект № 51, разработка петроградского «Судопроекта», руководитель К. И. Боханевич. В качестве прототипа использован хорошо зарекомендовавший себя ледокол «Красин». Проект использовал проверенные решения и учитывал накопленный при эксплуатации «Красина» опыт. Паровые машины строились по британским чертежам, котлы — угольные. «И. Сталин» — головной корабль в серии. Следующими кораблями серии были «В. Молотов» («Адмирал Макаров»),
тоже ленинградской постройки, затем «Л. Каганович» («Адмирал Лазарев») и «О. Шмидт» («А. Микоян») николаевской постройки.
Назван в честь советского государственного деятеля — И. В. Сталина. Вышел в свой первый рейс 23 августа 1938 года под командованием И. П. Воронина.
На самой первой странице судового журнала № 1 была сделана запись:
23 августа 1938 года в 7.00 построенный на отечественном заводе ледокол „Сталин“ принят от представителей верфи и вступил в ведение ГУСМП под командованием капитана дальнего плавания В. И. Воронина, о чём составлен генеральный приемо-сдаточный акт. В 8.00 поднят кормовой флаг СССР и объявлены морские вахты.
В 1939—1940 гг. капитаном ледокола был Белоусов М. П., совершивший за одну навигацию два сквозных рейса по Северному морскому пути.
По конструкции новые паровые ледоколы существенно отличались от своего прототипа - "Красина" - даже по внешнему виду. При проектировании и постройке кораблей особое внимание уделялось условиям работы экипажа, насчитывавшего 138 человек, — двух- и четырехместные каюты, кают-компании, столовые, библиотеки, души, баня, лазарет, механизированная кухня — все это делало новые ледоколы самыми комфортабельными на флоте. Для ведения научных работ на них оборудовали гидрологические, гидрохимические, биологические и другие лаборатории.
Старые машины работали на насыщенном паре, новые - на перегретом, что давало значительную экономию топлива, это были самые мощные судовые машины, построенные в СССР. Для целей ледовой разведки на борту могло быть размещено до трех самолетов, три мощные радиостанции (длинноволновая, коротковолновая и аварийная) имели огромную дальность действия.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 01 Ноября 2022, 06.10.38 | Сообщение # 275 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| Крейсер «Варяг» – легенда русского флота.
1 ноября (19 октября) 1899 г. на воду спущен крейсер «Варяг». Он был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской импери.
По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных - он стал самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации. В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли !!!. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.
В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры. 22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский флаг. Кораблю был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом.
- Варяг затопили, Корейца взорвали, но 11 японских кораблей из 15 было повреждено, 2 японских корабля затонуло, флагман эскадры получил повреждения и вышел из боя. Командующей японской эскадрой не пережил позора и сделал харакири. Вот так проиграли. Император Японии наградил капитана Варяга Руднева орденом орхидеи с формулировкой «за истинно самурайское мужество». Вот такой был проигрыш.... и ещё... бой шёл до последнего патрона/снаряда... Варяг был затоплен тогда, когда воевать было уже нечем.
https://youtu.be/aZ09zJw69NQ
«Варяг» (до 31 октября 1962 года — «Сообразительный») — гвардейский лёгкий ракетный крейсер проекта 58. Назван в честь бронепалубного крейсера «Варяг».
В период службы ГРКр «Варяг» носил гвардейский флаг, унаследованный от эсминца «Сообразительный» проекта 7У типа «Сторожевой» Черноморского флота.
Третий корабль проекта 1164 «Атлант», построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве в конце 1979 года — начале 1980 года, наименование до 21 декабря 1995 года — «Червона Украина».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 06 Ноября 2022, 10.09.42 | Сообщение # 276 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| Первый в СССР подводный «стратег»...
6 ноября 1967 года вступил в строй первый советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Ленинец"
5 ноября 1967 года правительственная комиссия под председательством Героя Советского Союза вице-адмирала Александра Петелина приняла в состав ВМФ головную подводную лодку проекта 667А, отметив, что «ракетоносцы этого проекта являются сильнейшими подводными лодками современности и знаменуют собой выдающиеся достижения отечественной науки и промышленности». АПЛ К-137 «Ленинец» с 6 ноября начала свою службу.
Она несла на борту 16 баллистических ракет и была способна запускать их из-под воды. За 27 лет напряженной боевой службы подводная лодка совершила 20 автономных походов. За этот период более двухсот членов экипажа были награждены государственными наградами.
Великая страна СССР, АПЛ проект 667А
Головная подводная лодка, разработанная в ЦКБ МТ "Рубин", стала родоначальницей «золотой» серии кораблей проектов 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ с более совершенными ракетными комплексами. Всего было построено 59 ракетоносцев этого семейства. Корабли проекта 667 БДРМ и сегодня являются основой морской составляющей стратегических ядерных сил России.
В 2004 году выведенная из состава флота К-137 была утилизирована на предприятии «Звездочка» в Северодвинске.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 17 Ноября 2022, 15.53.56 | Сообщение # 277 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| Что тебе снится, крейсер Аврора...
https://youtu.be/Vqx3wBEHZgo
17 ноября 1948 года у Петроградской набережной в Ленинграде как памятник Великой Октябрьской социалистической революции на вечную стоянку был помещён крейсер «Аврора», превращённый в музей.
***
Крейсер был спущен на воду в Санкт-Петербурге в 1900 году и вступил в строй боевых кораблей флота России в 1903 году. Участвовал в сражениях в период Русско-японской войны (1904-1905) на Дальнем Востоке. Возвратившись на Балтийское море, крейсер «Аврора» длительное время плавал как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В период Первой мировой войны крейсер принял активное участие в боевых действиях на Балтийском море.
Матросы крейсера «Аврора» приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде. 7 ноября 1917 года из орудий «Авроры» был сделан холостой выстрел, что стало сигналом к штурму Зимнего дворца, где заседало Временное Правительство. Экипаж крейсера активно участвовал в революционных событиях и последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.
В годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. Весь период блокады крейсер провел в порту Ораниенбауме (Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта.
17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 20 Ноября 2022, 22.09.31 | Сообщение # 278 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| Первый в мире атомный!
20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин» — первого в мире судна гражданского назначения с ядерной силовой установкой.
Запас топлива дизельных ледоколов образца середины XX в. составлял до трети массы судна. Но даже такого количества горючего хватало максимум на месяц хода, что было недостаточно для северной навигации. Случалось, караван судов зимовал, затертый во льдах, из-за того, что на ледоколе заканчивалось топливо.
Поэтому требовалось судно, которое могло бы сопровождать караваны судов более продолжительное время. Таким образом, ледокол проектировался и строился для обслуживания Северного морского пути. Мощная энергоустановка и высокая автономность позволили значительно увеличить срок северной навигации.
По подсчётам учёных атомный ледокол должен был расходовать в сутки 45 г ядерного горючего. Атомоход, практически имея неограниченный район плавания, мог побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды.
Разработка проекта велась Центральным конструкторским бюро «Айсберг». Главным конструктором был В. И. Неганов, руководителем проекта атомной силовой установки — И. И. Африкантов, главным строителем — В. И. Червяков.
Длина атомного ледокола составила 134 м, ширина — 27,6 м, водоизмещение — 16 тыс. т, скорость хода — 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м. Корпус ледокола был изготовлен из специальной стали-«нержавейки», разработанной в институте «Прометей». Экипажу были созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Полностью обеспечивалась радиационная безопасность личного состава ледокола и окружающей среды.
5 декабря 1957 г. был осуществлён спуск корпуса ледокола на воду. В сентябре 1959 г. начались ходовые испытания в Финском заливе. 3 декабря 1959 г. состоялось успешное завершение испытаний атомного ледокола «Ленин», на нём был поднят государственный флаг СССР. Эта дата стала днем рождения советского ледокольного флота.
Ледокол «Ленин» проработал 30 лет, на 5 лет больше проектного срока эксплуатации. В 1989 г. ледокол был выведен из состава флота. Судно прошло 654,4 тыс. морских миль, из них 563,6 тыс. — во льдах (30 земных экваторов), то есть в среднем за один год ледокол прокладывал по северным морям маршрут протяженностью в одно кругосветное путешествие. За время службы ледокол «Ленин» провел через льды Арктики 3 тыс. 741 транспортное судно.
3 декабря 2009 г. в день 50-летия отечественного атомного ледокольного флота России у причала морского вокзала Мурманска состоится открытие атомного ледокола «Ленин» для посетителей в качестве музея Арктики и освоения Северного морского пути.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 22 Ноября 2022, 11.46.45 | Сообщение # 279 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| Из Кронштадта в Севастополь!
22 ноября 1929 года начало героического перехода из Кронштадта в Севастополь линейного корабля «Парижская коммуна» (Севастополь) и крейсера «Профинтерн» (Красный Крым).
В те годы корабли Балтфлота "открывали сезон" плавания в мае. В одиночку и в составе отрядов они ходили по Финскому заливу, выполняя различные эволюции, артиллерийские и торпедные стрельбы, отражая "атаки" подводных лодок и т.п. Учеба заканчивалась общефлотскими осенними маневрами. С декабря по апрель лед сковывал "Маркизову лужу". Корабли зимовали в кронштадтских гаванях или у причалов ленинградских заводов.
В 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних штормов. В поход шел отряд в составе линкора “Парижская коммуна” и крейсера “Профинтерн”. Командиром отряда был назначен опытный моряк Л. М. Галлер. Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно.
Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальярнна Сардинии. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег. Впервые за полтора месяца моряки могли почувствовать под ногами твердую землю. 8 января корабли покинули гостеприимный Кальяри, а на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода.
Командование отряда понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Пройдены Средиземное и Эгейское моря, корабли вошли в Дарданеллы. В полдень 17 января отряд вышел в Черное море. Встреченные черноморскими эсминцами, “Парижская коммуна” и “Профинтерн” 18 января 1930 года вошли в Севастополь.
Поход, показавший хорошую морскую выучку моряков молодого советского флота, завершился. За 57 суток корабли прошли 6269 миль.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 29 Ноября 2022, 19.17.10 | Сообщение # 280 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 29 ноября 1910 г. родился Константин Сергеевич БАДИГИН (1910, Пенза — 17.3.1984, Москва), исследователь Арктики, капитан ледокольного парохода «Георгий Седов», писатель, Герой Советского Союза.
Известный писатель, капитан дальнего плавания, Герой Советского Союза, участник ледовых походов.
Константин Сергеевич Бадигин родился 29 ноября 1910 года в Пензе в семье агронома. Прожил семьдесят четыре года и сумел очень многое свершить в своей жизни. Его с юношеских лет влекла к себе романтика морских просторов. В девятнадцать лет он во Владивостоке начинает свою морскую «одиссею» матросом на пароходе «Индигирка». За полтора года заканчивается четырехгодичный курс морского техникума и получает диплом штурмана.
Молодой штурман не раз бороздит океаны. Его влечет красота и первозданность северных морей. В 1933 году он прибывает в Архангельск. Начинает здесь матросом, а потом получает назначение на знаменитый ледокол «Красин» третьим помощником капитана. В настоящее время в Петербурге, в филиале нашего музея Мирового океана, которым стал поставленный на прикол «Красин», есть экспозиция, посвященная Бадигину, чья судьба навсегда связана с этим кораблем.
Ледокольный пароход «Георгий Седов». Портреты капитана парохода Константина Бадигина и помполита Дмитрия Трофимова.
Встреча К. С. Бадигина и И. Д. Папанина на борту ледокола "И. Сталин"
Но главное направление его деятельности – литература. Ученый географ, этнограф, историк, сам участник многих исторических событий, он создает десятки увлекательных повестей и романов. Первые его книги биографичны – они связаны с дрейфом «Седова». Последующие основаны на его глубоком знании Севера и истории освоения этого края. Один за другим он создает увлекательные исторические и приключенческие романы и повести, рассчитанные, в основном, на юношество: «Ключи от заколдованного замка», «Корсары Ивана Грозного», «На затонувшем корабле», «Покорители студеных морей», «По студеным морям», «Путь на Грумант», «Секрет государственной важности», «Три зимовки во льдах Арктики», «Чужие паруса», «Кораблекрушение у острова Надежды». Для калининградских читателей особый интерес представляет роман «Кольцо великого магистра», действие которого разворачивается в Кёнигсберге.
В 1969 году Бадигин заканчивает свои капитанские походы в Мортрансфлоте и окончательно обосновывается в своей просторной квартире в Москве, на улице Горького. Он становится председателем Комиссии по морской художественной литературе Союза писателей СССР. Под его редакцией издается ежегодный альманах «Океан», где печатаются произведения писателей-маринистов, в том числе и калининградских. Трудится над рукописями постоянно, исписывая свои мелким почерком страницу за страницей.
Скончался 17 марта 1984 г. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Имя Константина Сергеевича Бадигина присвоено одному из проездов в г. Архангельске и Мезенской районной библиотеке в Архангельской области.
После кончины писателя было издано его собрание сочинений. И сейчас его романы постоянно переиздаются.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 02 Января 2023, 20.40.17 | Сообщение # 281 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 2 января 1820 г. родился Константин Николаевич ПОСЬЕТ (1820 — 8.5.1899), министр путей сообщения (1874—1888), член Государственного совета (1888—1899), адмирал, почетный член Петербургской АН (1879).
Был военным моряком, сопровождал в морских путешествиях великого князя Александра Александровича (будущего императора АЛЕКСАНДРА III), стал тогда генерал-адъютантом, первым председателем Общества подания помощи при кораблекрушениях (в дальнейшем Российского общества спасания на водах).
При нем был утвержден первый Общий устав российских железных дорог. Лишился министерской должности после аварии императорского поезда у станции Борки. Был председателем Особого совещания для обсуждения вопроса о российском национальном флаге, утвердившего бело-сине-красный вариант.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 02 Февраля 2023, 17.07.16 | Сообщение # 282 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 2 февраля 1939 г. вступила в строй польская подлодка Орел
Лодка получила известность благодаря так называемому «Побегу Орла», когда смогла покинуть Таллин, будучи интернированной там в начале Второй Мировой войны.
В полночь 18 сентября экипаж захватил лодку, связав эстонских часовых. «Ожел» полным ходом направился к выходу из гавани, но на выходе налетел на волнорез и, получив повреждения в носу, перевалился через него и сбежал из Таллина. Так как на лодке находились два эстонских охранника, эстонские и немецкие газеты обвинили польский экипаж в убийстве обоих. Однако поляки высадили часовых недалеко от Швеции, дали им пищи, воды и денег для возвращения на родину, после чего ушли в Англию.
Этот инцидент послужил поводом для требования Советского Союза о заключении договора о взаимопомощи с Эстонией, поскольку та не может самостоятельно справиться с охраной своих границ и обеспечить безопасность плавания в Финском заливе, представляющем для СССР стратегический интерес.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 06 Февраля 2023, 14.43.56 | Сообщение # 283 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 6 февраля 1900 г. 123 года назад Впервые в мире передан радиосигнал о бедствии на море
7 мая 1895 года российский ученый Александр Степанович Попов на заседании Русского Физико-Химического Общества продемонстрировал прибор, названный им «грозоотметчик», который был предназначен для регистрации электромагнитных волн. Этот прибор считается первым в мире аппаратом беспроводной телеграфии, радиоприемником. В 1897 году при помощи аппаратов беспроводной телеграфии Попов осуществил прием и передачу сообщений между берегом и военным судном.
Практический дебют системы Попова состоялся позже. В ноябре 1899 года российский броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» напоролся на подводную скалу возле острова Гогланд (недалеко от берегов Финляндии, входившей тогда в состав Российской империи). Чтобы освободить броненосец, требовалось разрушить скалу взрывами. На эту операцию требовалось значительное время. Между тем море вскоре оказалось покрыто льдом, и работы нужно было закончить до весеннего ледохода.
Для ускорения спасательной операции требовалась бесперебойная связь с командованием в Петербурге. От Петербурга до ближайшего к месту событий финского города Котка шла телеграфная линия, но до острова Гогланд она не доходила. Было решено использовать беспроводной телеграф системы Попова.
Необходимое оборудование на Гогланд завез ледокол «Ермак». Система заработала не сразу, но к 6 февраля 1900 года удалось установить надежную связь. И в этот же день около другого финского острова – Лавансари – оторвало и унесло в море льдину с 50 рыбаками. Спасти их мог только ледокол.
Сообщение об этой трагедии пришло из Петербурга в Котку по телеграфу. Дойти по льду до Гогланда, где находился «Ермак», не было возможности, и тогда Попов передал приказ «Ермаку» по радио. Ледокол немедленно вышел в море и успешно спас рыбаков. Этот приказ стал первой официальной русской радиограммой.
К апрелю 1900 года броненосец «Апраксин» был успешно снят со скалы. Беспроволочный телеграф доказал свою надежность и был принят на вооружение флота России.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 09 Февраля 2023, 19.41.32 | Сообщение # 284 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| Подвиг «Варяга» и «Корейца»
9 февраля (27 января) 1904 года японцы блокировали порт Чемульпо, где находился российский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также корабли «союзников» России - Англии и Франции. Командир «Варяга» решил прорываться в открытое море. На выходе из Чемульпо произошел героический бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой, состоявшей из 14 боевых единиц.
Командир крейсера капитан первого ранга Всеволод Федорович Руднев умело руководил сражением, в результате был потоплен японский миноносец и повреждены два крейсера. Но на нашем корабле начался пожар.
37 человек экипажа погибли, 91 человек был ранен, включая командира корабля.
Не допуская и мысли о сдаче врагу, Руднев принял решение взорвать «Кореец» и затопить крейсер (его взрыв мог повредить стоящие на рейде корабли «союзников», которые трусливо наблюдали за ходом боя, не вмешиваясь в него). Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.
Из отчета Руднева о знаменитом бое "Варяга" с японскими кораблями
...Последующими выстрелами было подбито 6 д. орудие III; вся прислуга орудия и подачи убита или ранена и одновременно тяжело ранен плутонговый командир — мичман Губонин, продолжавший командование плутонгами и отказавшийся идти на перевязку, пока, обессилев, не упал.
Непрерывно следовавшими снарядами был произведен пожар на шканцах, который потушили стараниями ревизора мичмана Черниловского-Сокол; на нем одежда была разодрана осколками.
Пожар был серьезен, так как горели патроны с бездымным порохом, палуба и вельбот № 1 (деревянный). Возгорание произошло от снаряда, разорвавшегося на палубе, причем подбиты: 6 д. орудия — VIII, IX; 75 мм — № 21; 47 мм — №№ 27, 28. Другими снарядами почти снесен боевой грот-марс,уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты орудия №№ 31, 32, а также произведен пожар в рундуках броневой палубы, вскоре потушенный...
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 10 Февраля 2023, 11.39.51 | Сообщение # 285 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 10 февраля 1945 г. Подлодка С-13 потопила немецкий транспорт «Генерал фон Штойбен» с более чем 3000 пассажиров
«Генерал Штойбен» — немецкий пассажирский океанский лайнер. Спущен на воду в 1922 году под названием «Мюнхен» (München). В 1930 году лайнер сгорел в порту Нью-Йорка, после чего был отремонтирован и в 1931 году переименован в «Генерал Штойбен», а в 1938 году — в «Штойбен»
Во время Второй мировой войны до 1944 года лайнер использовался как гостиница для высшего командного состава Кригсмарине в Киле и Данциге, после 1944 судно было переоборудовано в госпитальное и участвовало в эвакуации людей из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии.
9 февраля 1945 лайнер «Штойбен» вышел из порта Пиллау и направился в Киль, на борту лайнера находилось более 4000 человек — 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна. Судно шло в сопровождении миноносца T-196 и тральщика TF-10.
Немецкий лайнер был обнаружен вечером 9 февраля советской подводной лодкой С-13 под командованием Александра Маринеско. На протяжении четырёх с половиной часов советская подлодка преследовала «Штойбен» и, наконец, ночью 10 февраля торпедировала лайнер двумя торпедами. Лайнер затонул спустя 15 минут, при этом погибло более 3600 человек.
При торпедировании лайнера командир подводной лодки Александр Маринеско был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер «Эмден». О том, что это не так, Маринеско узнал после возвращения на базу в финский Турку из местных газет.
До декабря 1944 года «Штойбен» совершил 18 рейсов, эвакуировав в общей сложности 26 445 раненых и 6 694 беженцев.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 14 Марта 2023, 17.25.54 | Сообщение # 286 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| «Первенец» - первый советский торпедный катер...
14 марта 1927 года на воду спущен первый военный советский торпедный катер АНТ-3 «Первенец» (конструктор А.Н.Туполев), полностью построенный в СССР.
Он имел фанерный корпус и развивал скорость 54 узла (почти 100 километров в час). На вооружении имел один 450-мм торпедный аппарат (2 торпеды), два 7,62-мм пулемета. Экипаж состоял из трёх человек. Водоизмещение – 8,9 тонны, дальность плавания – 340 морских миль. «Первенец» был зачислен в состав Черноморского флота. Великая страна СССР,торпедный катер АНТ-3 «Первенец» -- конструктор А.Н.Туполев.
Катер АНТ-3, позже получивший название «Первенец», 6 марта 1927 года отправили по железной дороге из Москвы в Севастополь, где 14 марта 1927 года он был благополучно спущен на воду. С 30 апреля по 16 июля того же года АНТ-3 проходил испытания. На базе АНТ-3 был создан катер АНТ-4, развивший на испытаниях скорость 47,3 узла — 87,6 км/ч.
По типу АНТ-4 было начато серийное производство торпедных катеров, получивших название Ш-4. Строились они в Ленинграде на заводе имени Марти. Стоимость катера составляла 200 тысяч рублей. Корабли этого типа выпускались по 1933 год пятью сериями и поступали на комплектование отрядов торпедных катеров Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Всего было построено 59 судов типа Ш-4. На серийных катерах устанавливали двигатели «Райт-Тайфун».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 17 Марта 2023, 13.33.17 | Сообщение # 287 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 17 марта ежегодно отмечается День подводной лодки
17 марта 1898 года изобретателем Джоном Филипом Холландом была сконструирована первая подводная лодка, принятая на вооружение Военно-морских сил США.
В 1898 году Холланд получил заказ на строительство подводной лодки от ВМС США и 17 марта 1898 года спустил на воду 16-метровую лодку «Холланд». Это было первое подводное судно с бензиновым двигателем внутреннего сгорания для надводного плавания и электродвигателем с питанием от аккумуляторов для плавания под водой.
Нет выше счастья, чем борьба с врагами, И нет бойцов подводников смелей. И нет нам твёрже почвы под ногами, Чем палубы подводных кораблей...
...
Любимые, встречайте нас с цветами. И хоть на свете вы нам всех милей, Но нет нам твёрже почвы под ногами, Чем палубы подводных кораблей.
ГСС Израиль Ильич Фисанович
Колокол громкого боя
В кубрик тревогу даёт.
Море кипит штормовое,
Лодки уходят в поход...
Надежно задраены люки,
И горстка отважных людей
Друг другу без клятв, без поруки,
Становятся трижды родней...
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
|
Sokol | Дата: Суббота, 01 Апреля 2023, 16.34.58 | Сообщение # 289 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 1 апреля 1734 г. 289 лет назад Введен в эксплуатацию первый в Канаде маяк
Отношения между человеком и морем всегда были непростыми. С тех пор, как древние люди научились строить лодки, люди стали бороздить моря, ловить рыбу, прокладывать торговые и военные пути. Они часто рисковали своей жизнью — море было опасным и непредсказуемым, да и сами берега таили в себе подводные рифы и опасные течения, справиться с которыми подчас не могли и опытные моряки.
Костры и маяки служили двум жизненно важным целям: помочь кораблям добраться до берега и предупредить моряков о навигационной опасности.
1 апреля 1734 года в одной из провинций Канады, Новой Шотландии, открылся первый в стране и второй в Северной Америке маяк. Маяк представлял собой сооружение высотой 70 футов (21.3 м) на краю гранитной скалы в местечке Луисбург. Это было первое бетонное сооружение, защищенное от пожаров.
Сооружать на этом месте маяк начали еще в 1730 году. Несмотря на то, что башня была готова уже в 1733 году, задержка с изготовлением фонаря не позволила начать работу ранее апреля 1734 года.
Этот маяк оберегал восточную сторону входа в гавань Луисбурга. В хорошую погоду его свет был виден с расстояния 18 миль.
В 1736 году в световом отсеке маяка вспыхнул пожар, но с ним удалось справиться. Эта французско-канадская постройка простояла до 1758 года, пока ее не снесли пушки британского военного флота. Новый маяк построили лишь в 1842 году.
Сегодня старейшим действующим маяком Канады считается маяк на острове Самбро в Новой Шотландии, построенный в 1759 году.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 22 Апреля 2023, 10.43.04 | Сообщение # 290 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 22 апреля 1838 г. 185 лет назад Первый пароход пересек Атлантический океан без остановки
22 апреля 1838 года в Санди-Хук, бухте американского штата Нью-Джерси, бросило якорь английское почтово-пассажирское судно «Сириус» (англ. SS Sirius), став первым пароходом, пересекшим Атлантический океан без остановки.
Пароход был построен 1837 году в Шотландии и предназначался для перевозок грузов и пассажиров через пролив Ла-Манш. В своё легендарное плавание он вышел из ирландского города Куинстаун 4 апреля под командованием бывшего офицера Королевского морского флота Ричарда Робертса.
На борту находилось 32 человека команды и 40 пассажиров (по другим данным 98). Пассажиры размещались в трех классах. Запаса угля в 450 тонн для рейса не хватило и пришлось сжечь запасные снасти, спилить и пустить в котлы мачты, планшири, деревянный настил мостиков, поручни и мебель.
Атлантический океан без остановки без помощи парусов. Плавание заняло 18 суток и 10 часов.
Принято считать, что «Сириус» являлся первым обладателем условного приза «Голубая лента Атлантики» (переходящий приз, присуждаемый океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики). Тем не менее, всего через четыре часа рекорд был побит судном «Грейт Вестерн» (англ. Great Western), которое отправилось из порта в один день с «Сириусом», но из-за возникшего пожара на борту было вынуждено вернуться обратно и таким образом невольно дало «Сириусу» фору в трое суток и позволило ему стать первым в истории судном, перешедшим через Атлантику под паром.
Однако самым первым судном, которое одолело Атлантику исключительно на паровом ходу, был корабль «Радамантус», также принадлежавший англичанам. Случилось это шестью годами ранее. Но в отличие от «Сириуса» «Радамантусу» пришлось останавливаться по пути несколько раз для очистки паровых котлов от отложений морской соли.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 24 Апреля 2023, 07.44.18 | Сообщение # 291 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 24 апреля 1961 г. С морского дна поднят затонувший за 333 года до этого боевой корабль «Ваза»
«Ваза» — шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Васа.
Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Ваза» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в своём первом выходе из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года.
В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Ваза» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.
Летом 1628 года «Ваза» стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.
К воскресению 10 августа всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети. Целью первого плавания «Вазы» была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.
В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов «Ваза» отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в своё первое плавание.
Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Ваза» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.
На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Вазой» погибло, по разным источникам, от 50 до 400 человек.
Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года, а 16 августа 1990 года вокруг него на острове Юргорден был открыт музей, который сейчас является одним из самых посещаемых стокгольмских музеев. Здание музея, построенного специально под экспозицию корабля, позволяет осмотреть «Вазу» со всех сторон на различных уровнях высоты. В музее «Вазы» есть кинозал, где демонстрируется фильм об истории корабля, проводятся экскурсии с гидом.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 29 Апреля 2023, 20.59.33 | Сообщение # 292 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| Ледоколы сталинской серии...
29 апреля 1937 г. спущен на воду со стапеля ленинградского завода имени С. Орджоникидзе головной линейный ледокол “И. Сталин”.
Ледоколы сталинской серии хорошо поработали на трассе Севморпути. Сам ледокол "И. Сталин" в 1938 году участвовал в спасении затёртого во льдах ледокольного судна "Г. Седов". Ему удалось пробиться до широты 83 градуса северной, но когда до цели оставалось пройти всего лишь 50 миль, он встретил тяжёлые паковые льды, оказавшимися для ледокола непроходимыми.
Надо заметить, что в паковых льдах весьма неуютно чувствуют себя даже атомные богатыри, чья мощность в разы больше мощности ледокола "И. Сталин".
Ледокол Сталин 25 декабря 1958 года переименован в «Сибирь»
Почтовая марка СССР, 1940 год: Михаил Белоусов и Иван Папанин
Почтовая марка СССР, 1977 год
В арктическую навигацию 1939 года ледокол "И. Сталин" совершил экспериментальный рейс по СМП из Мурманска до бухты Угольной, что расположена восточнее Певека и обратно. В декабре 1939 г. 6 январе 1940 г. вывел из ледового плена на чистую воду ледокольное судно "Г. Седов". За эту успешно проведённую спасательную операцию оба судна были награждены Орденами Ленина, а седовцы и капитан ледокола "И. Сталин" М.П. Белоусов стали Героями Советского Союза. Так начиналось развитие советского ледокольного флота на Советском Севере.
***
Все четыре однотипных ледокола довоенной постройки верно служили стране в течение долгого времени. “А. Микоян”, “Адмирал Лазарев” (бывший “Л. Каганович”) и “Адмирал Макаров” (бывший “В. Молотов”) были исключены из списков ледокольного флота СССР в конце 60-х годов. Прошедшую глубокую модернизацию в 1958 году во Владивостоке “Сибирь” (такое название получил флагманский “И. Сталин”) сдали на слом только в 1973 году.
Флагман арктического ледокольного флота ледокол "Иосиф Сталин" проводит суда в Арктике
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 16 Июня 2023, 13.19.59 | Сообщение # 293 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 16 июня 2016 г. В Санкт-Петербурге спущен на воду ледокол "Арктика"
16 июня 2016 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге на воду спущен Самый мощный в мире ледокол "Арктика". Это головной корабль проекта 22220.
Крещение атомного ледокола провел настоятель Николо-Богоявленского Морского собора, а спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко разбила бутылку шампанского о корпус атомохода. Россия — единственная страна, обладающая собственным атомным ледокольным флотом.
Проект атомохода разработан в 2009 году в ЦКБ "Айсберг" по контракту с "Атомфлотом".
Ледокол "Арктика" был заложен в ноябре 2013 года. Его длина составляет 173,3 метра, а ширина — 34 метра. Экипаж атомохода – 75 человек, водоизмещение – 33,5 тысячи тонн.
Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
"Арктика" будет проводить суда, перевозящие углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
"Арктика" – первый корабль в серии атомных ледоколов, необходимых для выполнения проектов по освоению Арктики и укрепления российского присутствия в этом регионе.
Корабль может пробивать на ходу трехметровый лед, проводя караваны судов в арктической зоне, благодаря двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 мегаватт.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 27 Июня 2023, 17.57.37 | Сообщение # 294 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 27 июня 1905 г. 118 лет назад На броненосце «Потемкин» началось первое массовое революционное восстание в вооруженных силах России
(14) 27 июня 1905 года в разгар Первой русской революции вспыхнуло восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин Таврический». В это время он стоял недалеко от Одессы, где происходила общая стачка рабочих.
Поводом для мятежа стала попытка начальства накормить матросов гнилым червивым мясом. Восставшие, во главе с Григорием Вакуленчуком и Афанасием Матюшенко кинулись на офицеров и начали кидать их за борт. В перестрелке Вакуленчук погиб. Его товарищи привели корабль в Одесский порт и устроили торжественное прощание с покойным товарищем. Несколько дней на броненосце развевался красный флаг. Его команда хотела поднять восстание на всём Черноморском флоте, но этого не получилось.
Чтобы подавить бунт, император Николай II направил против «Потёмкина» эскадру других черноморских военных судов, но те отказались стрелять по потёмкинцам.
Не имея в достатке угля и продовольствия, корабль ушёл к берегам Румынии и сдался в Констанце местным властям. Вскоре Румыния вернула судно России, а матросы остались за границей. Некоторые из них, в том числе Матюшенко попытались вернуться на родину, где были арестованы и казнены. В конце сентября 1905 года царское правительство переименовало мятежный броненосец в «Пантелеймон».
После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, но вскоре присвоили имя «Борец за свободу». В мае 1918 года бывший «Потёмкин» был захвачен немецкими кайзеровскими войсками. Позднее он перешел в руки белогвардейцев-деникинцев, а в канун прорыва в Крым Красной армии был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 28 Июня 2023, 13.10.59 | Сообщение # 295 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 28 июня 1712 года в Санкт-Петербурге в присутствии Петра I на воду спущен первый линейный корабль "Полтава", построенный в Главном адмиралтействе для Балтийского флота.
«Полтава»— русский 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга, спущенный на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства. В строительстве корабля принимал личное участие Пётр I. Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве, и стал первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 27 Июля 2023, 17.25.31 | Сообщение # 296 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| Гангутское сражение
— морское сражение Северной войны, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским армейским флотом и шведским отрядом из 10 судов, первая в истории России морская победа русского флота. В честь этого события 9 августа является одним из дней воинской славы России.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 07 Августа 2023, 16.15.43 | Сообщение # 297 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 7 августа 1720 г. 303 года назад Во время Северной войны русский флот одержал победу над шведской эскадрой у острова Гренгам
Во время Северной войны (1700-1721) у острова Гренгам (27 июля) 7 августа 1720 года произошло морское сражение между русским гребным флотом под командованием генерала Михаила Голицына и шведской эскадрой под командованием вице-адмирала Шеблата.
Приблизившись к Гренгаму (один из Аландских островов), недостаточно вооруженные галеры Голицына подверглись сильному артиллерийскому обстрелу шведской эскадры и отступили на мелководье. Шведские корабли последовали за ними. В мелководном районе более маневренные русские галеры перешли в решительную контратаку.
Российские моряки смело бросились на абордаж и в рукопашной схватке овладели четырьмя шведскими фрегатами. Остальные корабли Шеблата поспешно отступили. Победа при Гренгаме укрепила положение русского флота в восточной части Балтики и разрушила надежды Швеции одолеть Россию на морских просторах.
Гренгамский бой стал последним крупным сражением Северной войны. Победа дала возможность русским войскам укрепиться в районе Аландских островов и ускорила заключение Ништадтского мира в 1721 году.
В честь победы при Гренгаме была выбита медаль с надписью «Прилежание и храбрость превосходят силу».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 09 Августа 2023, 18.03.53 | Сообщение # 298 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 9 августа 1957 года была спущена на воду первая советская атомная подводная лодка "К-3" ("Ленинский комсомол").
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 09 Сентября 2023, 15.04.16 | Сообщение # 299 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 1952 - Объект 627 - первая советская АПЛ "Кит"...
Лично И.В. Сталин подписал постановление Правительства СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». Это был проект создания первой советской АПЛ "Кит" ( позже, уже после принятия на вооружение ВМФ СССР, получившей, по классификации НАТО, обозначение «November»).
Головную субмарину проекта К-3 заложили на верфи в сентябре 1955 года, и ввели в строй в декабре 1958 года. Всего было построено 13 лодок — головная К-3 проекта 627 и еще 12 по доработанному проекту 627А. Лодки проекта 627/627А отслужили на флоте около 30 лет, их начали выводить из боевого состава только с 1989 года.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 15 Сентября 2023, 09.08.38 | Сообщение # 300 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25176
Статус: Отсутствует
| 1959 - Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой.
15 сентября 1959 года советский атомный ледокол «Ленин» отправился в первое плавание.
*** Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 15 сентября 1959 года вышел в первое плавание. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев. За 30 лет службы корабль прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно. «Ленин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.
Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу на гребные винты.
Единственной (!) страной, обладающей флотом атомных ледоколов, являлся СССР, а сегодня Россия. Все 10 существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом) были спроектированы в СССР и России. Почти все эти корабли были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Два ледокола — речные «Вайгач» и «Таймыр» — были построены на верфи Wartsila в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки ядерных реакторов. Лихтеровоз «Севморпуть» был построен на керченском заводе «Залив».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |