Товарищи!
Всем предлагаю посмотреть фильм про аварийную посадку польского Су-22УМ3К, а также запись радиообмена, которую я старался перевести как можно дословно. В квадратных скобках даю пояснения, а то не всем будет понятно, о чём речь. Лётное происшествие на Су-22УМ3К, 8-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк, аэр. Мирославец, 19 апреля 1996 г.
Экипаж:
155-й - п/п-к К. Лещинский (1-я кабина)
162-й - м-р Т. Дзик (2-я кабина)
Адмирал-1 - РП (на КДП)
Адмирал-2 - ПРП (на СКП)
Адмирал-3 - РЗП
Запись радиообмена с 18:43
- Адмирал-1, 155 запустить
- 155, запускай
- 155
- 155, четвёртый, борт, вырулить
- 155, рули
- 155
- 155, крыло, РВ, на полосу ["крыло" - выпущено, на Су-22 угол стреловидности крыла изменяемый]
- 155, рули на полосу
- 308 [магнитный курс взлёта]
- 162, переднее выключено, к взлёту готов ["переднее" - тормоз переднего колеса выключен]
- 162, Адмирал-1, взлёт разрешаю, для тебя тройка ["тройка" - пилотажная зона №3]
- 162
Время 18:50
- 162, выключено, убрано, нейтрально, фара ["убрано" - шасси убрано, "нейтрально" - рукоятка крана выпуска-уборки шасси в нейтральном положении, "фара" - фары убраны]
- 162, Адмирал-1, не будешь выполнять в зону. Пока выполняй по радийном, вырабатывай топливо [здесь и далее "радийный" - круг полётов по РСБН]
- 162
- Над точкой нельзя? ["точка" - расчётная точка на кругу полётов]
- 162, выполняй по радийном
- 162, Адмирал-1, будешь выполнять по радийных, не выпускай шасси, закрылков, на крыле 30 летай ["30" - угол стреловидности крыла]
- 162, ты понял?
- Понял
- 162, Адмирал-3, 5-й километр и держи 600 метров [здесь и далее "...-й километр" - удаление от порога ВПП, "600 метров" - высота полёта]
- 162
- 162, Адмирал-1, во время взлёта у тебя отвалилось колесо основной стойки, пока мы не знаем которой, поэтому вырабатывай топливо и как можно дольше пытайся летать
- 162
- 162, Адмирал-1, передай остаток [здесь и далее "остаток" - остаток топлива в кг]
- 2400
- Адмирал-1
Время 19:00
- 162, Адмирал-1, выполнишь сейчас проход на 200 метрах, над самой полосой на 100, выпустишь только шасси, мы хотим увидеть, которого колеса у вас нету
- 162
- И выполнишь над рулёжной дорожкой
- Ну тогда решись
- Конечно скорость 550 для выпуска
- 162
- Адмирал-1, Адмирал-2
- Адмирал-2 на 5
- Адмирал-2 в готовности
- 155, шасси выпущено
- Адмирал-3, удаление 14, на прямой [здесь и далее "на прямой" - на посадочном курсе]
Время 19:05
- Удаление 10 километров, 2 градуса вправо довернись ["2 градуса" - поправка в курс полёта]
- 5-й километр, 155
- 162, у тебя шасси выпущено?
- Выпущено
- 155, до 100 м если можешь спуститься, ещё немного снизься
- Адмирал-2 с правым колесом есть лишь барабан
- Нет пневматика
- Адмирал-1
- Ладно, иди вверх уже
- Убери шасси и доложи уборку
- 155, у вас нет колеса, лишь барабан есть правого шасси
- Понял
- Шасси убрано, нейтрально
- Адмирал-1
- Адмирал-1, 155, насколько я понял, лишь пневматик у нас сорвало?
- 155, нету у вас пневматика но и барабана, один тормоз остался
- 155, будешь вырабатывать топливо, выпустите переднюю стойку аварийно и будете садиться на грунтовой взлётно-посадочной полосе с выпущенным только передним шасси, с минимальным остатком топлива, действия я тебе позже ещё передам
- Понял
Время 19:10
- Адмирал-1, 162, у тебя есть 500-й? ["500-й" - какое-то лицо группы руководства полётами]
- Да, он рядом со мной
- Дай его к трубке
- Даю
- Адмирал-1, 162, у нас есть предложение, отключим автоматику расторможения колёс и на полосе сорвём второе колесо, на барабанах завершим пробег, как тебе это?
- 162-й, у тебя есть лишь один, одно колесо, барабана на втором колесе нет у тебя. У тебя одна стойка без барабана.
- Это меняет положение вещей, понял. Нам передал, что у нас барабан есть, поэтому и спрашиваю
- 155, Адмирал-1, я вам сейчас передам, что будем делать, чтобы вы приготовились. Посадка будет на грунтовую взлётно-посадочную полосу, заход на посадку будет с минимальным остатком топлива. На прямой застопорите привязную систему, обе привязные системы. Сбросите аварийно сначала передний, а затем задний фонарь. Затем не можете допустить высокого выравнивания, перед приземлением выключите двигатель, после приземления выпустите тормозной парашют и выключите аккумулятор. Я вам эти действия ещё раз передам, когда уже будет заход на посадку
- 155
- 162, Адмирал-3, удаление 12, передай остаток
- 1200
- Адмирал-3
Экипаж выполняет очередной радийный
- 155, Адмирал-3, удаление 12, передай остаток
- Мой остаток 600 и будем уже сейчас делать заход
- Адмирал-3, 10-й километр
- 155
- И в данный момент у нас 600 килограмм
- Адмирал-3, 3-й километр
- 155, я Адмирал-2, аварийная взлётно-посадочная полоса находится слева от основной взлётно-посадочной полосы, её начало с курсом 124 около 250 м от начала полосы, от буквы "Т" ["буква "Т" - размещается на траве левее зоны приземления на ВПП]
- Понял
- Спокойно Кшись, желаю удачи ["Кшись" - уменьшительная форма имени Кшиштоф - подполковника Лещинского]
- 155, Адмирал-1, приготовься к выпуску переднего шасси аварийным способом, выйдет у тебя лишь переднее шасси, закрылки не выйдут
- 155
- 155 и 162, напоминаю, притяните ремни и подгоните маски и подгоните плотно шлемы
- Адмирал-1, Адмирал-2, закрылки пусть пытаются выпустить нормальным способом
- Правильно, выпустим нормальным способом на посадочном курсе, закрылки должны выйти
- Адмирал-2
- Шасси вышло, средняя зелёная лампа горит
- Адмирал-1
- 155 и 162, подтвердите застопорение привязных систем
- 155, застопорена
- 162, застопорена
- Адмирал-1
- 155 и 162, на 6-м километре сбросите сначала передний фонарь, затем фонарь второй кабины
- 155
- 155, Адмирал-3, удаление 15
- 600 [здесь и далее "600", "500" - высота полёта]
- 155, Адмирал-1, напоминаю, садясь не допускай высокого выравнивания и выдерживания
- Понял
- 155, Адмирал-3, удаление 12
- 600
- 10-й километр, Адмирал-3
- 500
- 155, Адмирал-1, уже можешь сбросить фонари кабин, сначала первой кабины, затем второй. Напоминаю, что у вас изменится акустика и будет другое поведение самолёта
- 155 и 162, подтвердите сброс фонарей
- Сброшены!
- Напоминаю, перед приземлением выключаешь двигатель, после приземления выпустишь парашют и выключишь аккумулятор
- Понял
- 20 метров ["20", "10"... - высота полёта]
- 10
- Выключи двигатель!
- Два, один метр, ниже, пол-метра, парашют, выключи двигатель!
- Выключи аккумулятор
- Конец полётов Адмирал в 19:53, руководил 98-163 ["98-163" полный позывной РП]
РП: к-н М. Гроховский
ПРП: м-р С. Ковальский
Происшествие снимал к-н Р. Выгнал
Монтажёр ст. пр-к Шустер