Дата: Воскресенье, 23 Декабря 2012, 15.27.46 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Т-50 Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации.
Самолет пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующем функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.
Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе, как по воздушным, так и наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
В марте 2013 года в Ахтубинске начнутся государственные испытания пяти истребителей пятого поколения
Государственные испытания пяти истребителей 5-го поколения /перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА/ начнутся на базе испытательного центра ВВС в Ахтубинске в марте следующего года. Об этом журналистам сообщил главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев. Дальняя авиация Военно-воздушных сил России 23 декабря отмечает 98-ю годовщину создания.
«Самолеты ПАК ФА успешно выполняют программу летных испытаний. Три экземпляра проходят проверку в подмосковном Жуковском, четвертый опытный образец испытывается на заводе, а пятый сейчас на выходе, идет его приемка. В марте эти пять самолетов прилетают в Ахтубинск, где начинаются их государственные испытания. Все остальные машины будут отправляться туда напрямую с завода. К концу 2013 года в Ахтубинске будут приниматься восемь перспективных Т-50», — сказал Виктор Бондарев.
По словам главнокомандующего ВВС, испытания перспективных истребителей будут завершены в течение 2 — 2,5 лет. В 2015 году — начале 2016-го строительство Т-50 станет серийным, они станут поступать в строевые части ВВС.
Виктор Бондарев отметил, что программой испытаний определены все необходимые проверки характеристик самолета и его систем, комплексов бортового оборудования и авиационного вооружения.
Главнокомандующий ВВС также сообщил, что опытно— конструкторские работы по разработке стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения /перспективный авиационный комплекс дальней авиации — ПАК ДА/ завершатся к 2017-2018 годам.
«По разработке ПАК ДА проведено много работы. Самолет очень серьезный, ему предстоит обеспечивать стратегическую безопасность страны на многие годы, поэтому нам ошибаться нельзя. Думаю, до 2017-2018 года мы завершим создание новейшего бомбардировщика, и он будет подготовлен к серийному производству», — сказал Виктор Бондарев.
Главком ВВС отметил, что при разработке перспективного самолета большое внимание уделяется малой заметности и применению новых видов авиационных средств поражения различного класса. «На самолет будет возложено решение дополнительных задач, которые не были предусмотрены у Ту-95 и Ту-160. По своим характеристикам он будет превосходить все существующие зарубежные аналоги», — сказал генерал. Он также добавил, что сейчас в дальней авиации ведутся работы по продлению срока службы дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160.
«Дальники будут модернизироваться. Сейчас два Ту-160 стоят на заводе. Один из них уже принимаем после модернизации, второй — на выходе в первом квартале следующего года. Туда идут поставки следующих стратегических самолетов для проведения модернизации», — информировал Виктор Бондарев.
Главком ВВС также сообщил, что для обеспечения дозаправки в воздухе самолетов дальней авиации, сейчас проводится модернизация воздушных танкеров Ил-78. Qui quaerit, reperit
Дата: Вторник, 25 Декабря 2012, 13.43.16 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Т-50 (ПАК ФА)
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый компанией "Сухой". Впервые поднялся в воздух в январе 2010 года. Принятие на вооружение Поступление на вооружение ВВС России ожидается в 2016 году, а начало серийного производства экспортной версии истребителя - в 2020 году.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), известный также под индексами Т-50, И-21 [41] и И-90 [35], впервые поднялся в воздух 21 января 2010 года. Разработка нового самолета началась в 2002 году, однако программы по созданию многоцелевого истребителя стартовали в СССР и США еще в 1980-х годах. Общая концепция "пятого поколения" предусматривала ряд требований к новым самолетам, среди которых были: малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазоне (наличие технологии "стелс"), способность взлета и посадки на укороченных взлетно-посадочных полосах, возможность использования широкого спектра вооружений, в том числе высокоточного оружия, противодействие вражеской технике, использующей стелс-технологии, способность сверхзвукового полета без форсажа и сверхманевренность (американская концепция это требование не выдвигала и использовала вместо него требование к общей динамичности боевой системы "летчик - самолет" [31]) [35], [34], [41], [17], [25]. В США уже в 1990 году совершили свой первый полет прототипы истребителей пятого поколения, и в 2005 году был принят на вооружение первый серийный многоцелевой истребитель пятого поколения: Lockheed Martin F-22 [38], [7], [35].
В Военно-воздушных силах СССР, а впоследствии ВВС РФ истребитель пятого поколения должен был прийти на смену Су-27 и МиГ-29, разработанным в 70-х годах. Распад СССР задержал новые разработки более чем на 10 лет. Тем не менее, конструкторские бюро "Сухого" и МиГа продолжали заниматься изысканиями в области технологий истребителей пятого поколения. Проект многофункционального фронтового истребителя ОКБ имени Микояна "1.44"/"1.42" (опытно-экспериментальный экземпляр первый полет совершил в 2000 году [40]) в начале 2000-х годов был закрыт вследствие недостатка финансирования. "ОКБ Сухого" изготовил один летный экземпляр истребителя с необычной обратной стреловидностью крыла Су-47 "Беркут", на котором испытывал ряд предложенных конструкторами перспективных технологий и решений [36], [38], [37], [35], [25].
Весной 2002 году дальнейшую разработку истребителя пятого поколения было поручено осуществлять "ОКБ Сухого" под руководством Михаила Погосяна. Новая программа получила название "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА) [41], [23], [37], [38], [21], [36], [32]. Генеральным конструктором проекта стал Александр Давыденко [14], [41]. Программа предполагала, что новый самолет будет принят на вооружение в 2009 году, а всего государство выдаст на его создание 1,5 миллиарда долларов. Однако и срок, и бюджет проекта эксперты называли нереалистичными [37], [39], [38], [24].
Осенью 2004 года была завершена разработка эскизного проекта нового истребителя, в конце того же года он был одобрен комиссией заказчика, подтвердившей, что новый самолет отвечает заявленным требованиям [41]. В том же году с макетом самолета впервые ознакомился президент России Владимир Путин. В 2005 году впервые была обнародована концепция самолета и его названия - И-21 и Т-50 (заводской индекс). В том же году начался первый этап финансирования по практической реализации программы [41], [23].
В 2008 главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил: разработка самолета идет по плану, продолжается сборка первых летных экземпляров истребителей. Пресса отмечала, что разработка нового истребителя на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю. А. Гагарина (КнААПО) велась в условиях строгой секретности, и до официальной презентации самолета общественность не имела никаких сведений ни о внешнем виде, ни о его предполагаемых тактико-технических характеристиках [25], [35], [19], [30], [44].
24 декабря 2009 года на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре прототип Т-50 произвел первую пробежку [28]. 29 января 2010 года после успешных испытаний нового двигателя для ПАК ФА на Су-27 летчик-испытатель Сергей Богдан впервые поднял Т-50 в воздух. Как первый летный прототип Т-50, так и второй, впервые поднявшийся в воздух в начале 2011 года, служили лишь для испытания аэродинамических характеристик - на них не были установлены боевые радары [19], [9], [27], [18]. В августе 2011 года оба испытательных образца приняли участие на авиашоу МАКС-2011, где они впервые были представлены на обозрение широкой публике. Тогда был совершен один демонстрационный полет, но при попытке совершить второй вылет неправильно сработала электронно-цифровая система управления двигателем, что привело к помпажу (нарушению гидродинамической устойчивости работы) двигателя. Т-50 предпринял экстренное торможение и больше в программе авиа-представления не участвовал [11]. Третий экземпляр Т-50 присоединился к испытаниям в конце 2011 года [8], а в августе 2012 года на нем начались испытания нового боевого радарного комплекса [3]. В том же месяце второй летный экземпляр принимал участие в экспериментальных стыковках с самолетом-заправщиком [2].
Представители Министерства обороны в 2010 году планировали, что первые десять самолетов заступят на дежурство в 2013-2015 году. Однако позднее сроки изменились: по сведениям, опубликованным в СМИ в 2011 году, по расчетам ведомства первые Т-50 должны были поступить на вооружение ВВС России в 2016 году [22], [13].
Тактико-технические характеристики Т-50 "Сухим" не раскрывались. Известно, что длина нового самолета - 19,4 метра, размах крыла - 14 метров, а высота - 4,8 метра (незначительно больше, чем F-22). Некоторые источники публиковали расчетные характеристики Т-50: так, указывалось, что максимальная взлетная масса нового самолета составляет 37700 килограмм, максимальная дальность полета - 5500 километров [43], [26], [5]. На испытательных образцах Т-50 впервые был установлен двигатель АЛ-41Ф1 ("Изделие 117", или "Тип 30"), который должен был удовлетворять требованиям, предъявляемым к двигателям истребителей пятого поколения (полет на сверхзвуковой скорости без форсажа и увеличенный до 4 тысяч часов ресурс). Кроме того, НПО "Сатурн" разрабатывало перспективный двигатель "Изделие 129", поставки которого планировалось начать в 2015 году: на нем впервые планировалось установить плоские сопла для снижения радиолокационной заметности [24], [34], [29], [42], [10], [25].
В прессе неоднократно сравнивали проекты Т-50 и F-22. Высказывалось мнение, что российский самолет будет превосходить американский истребитель пятого поколения в маневренности, но у него будут хуже стелс-характеристики. Сравнивали российский истребитель и с F-35 – вторым американским истребителем пятого поколения, который должен был встать на вооружение ВВС США примерно в то же время, что и Т-50. Отмечалось, что он самолету ПАК ФА проигрывал практически по всем характеристикам - кроме, возможно, цены [43], [42], [6], [20], [12].
Если изначально на проект российского многоцелевого истребителя пятого поколения было выделено 1,5 миллиарда долларов, то уже в 2004 году в ту же сумму оценивалась только стоимость разработки Т-50, полная же стоимость проекта, включая смежные проекты (создание нового двигателя и систем вооружения) называлась иная - 5 миллиардов долларов [41]. В июне 2010 года Владимир Путин заявлял, что к тому времени на проект нового истребителя было потрачено 30 миллиардов рублей (чуть менее миллиарда долларов [45]), и примерно столько же должно было потребоваться для его завершения [23]. Стоимость каждого самолета Т-50, по планам, не должна была превышать 100 миллионов долларов [5], [13].
Еще в начале разработки высказывались предположения, что ПАК-ФА может стать международным проектом, и партнером России по финансированию проектирования и производству нового истребителя пятого поколения станет Индия. В 2005 году министр обороны страны Пранаб Мукерджи (Pranab Mukherjee) заявил, что Индия финансировать Т-50 не будет [41], [25], однако к 2008 году Россия и Индия договорились вместе разрабатывать модификацию Т-50 HAL FGFA (Hindustan Aeronautics Limited Fifth Generation Fighter Aircraft). Планировалось, что в числе других отличий у этого самолета будет предусмотрен вариант с экипажем из двух человек [33], [25].
Летом 2011 года Южная Корея по предложению российской стороны включила Т-50 в состав участников конкурса на поставку стелс-истребителей вместе с F-35, F-15SE и Eurofighter Typhoon. Подведение итогов конкурса было намечено на октябрь 2012 года, однако уже в январе 2012 года стало известно, что "Сухой" отказался от участия в нем. Среди возможных причин СМИ упоминали то обстоятельство, что выпуск экспортной версии Т-50 планировалось начать только в 2017 году - на год позже, чем требовалось по условиям тендера [16], [15], [4].
В октябре 2012 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что серийное производство экспортной версии истребителя пятого поколения начнется только в 2020 году
Дата: Четверг, 17 Января 2013, 20.06.05 | Сообщение # 9
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Впервые истребитель-невидимка Т-50 перелетел с Дальнего Востока под Москву
Один из четырех образцов российского истребителя пятого поколения Т-50 впервые перелетел с Дальнего Востока на подмосковный аэродром в Жуковском. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАКФА) с двумя посадками в Абакане и Челябинске преодолел 7 тысяч километров.
«Это — серьезный прорыв», — отметил вице-премьер Дмитрий Рогозин, поздравив разработчиков и испытателей. Он отметил, что новый самолет укомплектован практически полным составом радиоэлектронного оборудования и обзорно-прицельных систем. Пресс-служба компании «Сухой» добавила, что самолет во время перелета очень хорошо себя показал. Замечаний по работе двигателей, систем и оборудования не было, сообщает «Интерфакс».
Сборка испытательных образцов самолетов Т-50 проходит на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Первый полет Т-50 состоялся 29 января 2010 года. На сегодняшний день по программе летных испытаний совершено более 200 полетов. В настоящее время ведется работа по всему комплексу наземных и летных испытаний. В них принимают участие три самолета. В ближайшее время к испытаниям присоединится и Т-50-4.
Самолет Т-50-4, который приземлился в Жуковском, пилотировал заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан.
Испытания истребителя пятого поколения проходит в рамках задачи перевооружения российской армии и поставки новейшей авиационной техники.
В настоящее время на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе завершается строительство пятого ПАКФА. К летным испытаниям пятого экземпляра российского истребителя-невидимки приступят в марте 2013 года. Испытания пятой машины будут проходить в Государственном летно-испытательном центре имени Чкалова в Ахтубинске.
Полностью летные испытания ПАКФА будут завершены за 2-2,5 года. Производство Т-50 станет серийным в 2015 году — начале 2016 года. После этого новые истребители начнут поступать в части Военно-воздушных сил.
По сравнению с истребителями предыдущих поколений ПАКФА обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. В его конструкции активно применяются композиционные материалы и инновационные технологии. Аэродинамическая компоновка самолета и мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности Т-50. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе как по воздушным, так и наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
Дата: Суббота, 15 Июня 2013, 14.29.51 | Сообщение # 10
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Истребитель пятого поколения Т-50 успешно прошел важный этап испытаний
В Российской армии завершился первый этап испытаний многоцелевого истребителя 5-го поколения. Позади годы исследований и сотни полетов. До сих пор многие характеристики Т-50 остаются тайной. Как говорят конструкторы, не секрет лишь то, что наш самолет по основным параметрам лучше зарубежных аналогов. Более того, он превзошел даже ожидания своих разработчиков.
В Российской армии завершился первый этап испытаний многоцелевого истребителя 5-го поколения. Позади годы исследований и сотни полетов. До сих пор многие характеристики Т-50 остаются тайной. Как говорят конструкторы, не секрет лишь то, что наш самолет по основным параметрам лучше зарубежных аналогов. Более того, он превзошел даже ожидания своих разработчиков.
Первое впечатление: самолеты так не летать не могут. Но когда за штурвалом сверхнового истребителя Т-50 опытные пилоты выполняют фигуры высшего пилотажа, становится понятно: могут, еще как.
Современные боевые машины уже никогда не будут прежними. Теперь это и истребитель, и штурмовик, и бомбардировщик, который может выполнять любую задачу. В небе самолет пятого поколения. Это значит, он "невидимка" (то есть незаметен для радаров противника), значит, самый быстрый (максимальная скорость больше 2,5 тысяч километров в час), значит, с искусственным интеллектом (сам думает и совершает операции, о которых раньше нужно было заботиться пилоту).
"То есть летчик взлетел, бросил ручку, даже не включая автоматический режим – самолет все равно не пойдет вниз, самолет плавно перейдет в режим горизонтального полета. Хоть самолет начнет хвостом вниз падать, летчика предупредит об этом", - рассказал летчик-испытатель, герой РФ Сергей Богдан.
И даже если что-то случится с пилотом во время задания, истребитель может самостоятельно вернуться на базу и даже совершить посадку. В этом самолете вообще летчикам многое предоставляют "на блюдечке". Например, система автоматического распознавания цели.
Обшивка истребителя – словно живой организм. Она реагирует на все, что происходит вокруг, благодаря специальным приемопередающим элементам. Они буквально вшиты в тело истребителя. Ее еще называют "умная обшивка".
До появления Т-50 самым совершенным самолетом пятого поколения считался американский F-22 Raptor. Но российский истребитель сегодня обходит его сразу по нескольким параметрам: он может развивать скорость на 500 километров в час больше, сам он легче, а лететь может дальше. Но главное, конечно, скрыто внутри.
За несколько лет секретных испытаний ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, так еще называют эту боевую машину) совершил более 500 вылетов. Конструкторы подводят итоги первого этапа испытаний и с уверенностью говорят: полет нормальный.
"Мы рассчитывали, конечно, получить определенный уровень, и я считаю, что с этой задачей на первом этапе мы справились. По ряду характеристик мы получили лучшие результаты, чем планировали. Например, мы получили очень хорошие характеристики по сверхзвуковой крейсерской скорости полета, по сверхманевренности" , - рассказал первый заместитель директора Проектно-исследовательского научного центра, первый заместитель главного конструктора ОАО "ОКБ Сухого" Михаил Стрелец.
Все это во многом благодаря конструкции: маленькое хвостовое оперение, отсутствие углов между поверхностями. А оружие разместят во внутренних отсеках: так сопротивление воздуха во время маневров меньше, а обнаружить самолет за счет специального покрытия сложнее.
"Мы приобрели возможность отвечать на любые угрозы, которые могут происходить от наших потенциальных противников. Сегодня в мире создаются комплексы пятого поколения в США. Наш комплекс ни в чем не будет уступать, а будет превосходить зарубежные аналоги. Это дает нам уверенность в завтрашнем дне", - заявил президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Михаил Погосян.
Кабина один в один, как у Т-50. В специальном центре пилоты проходят дополнительную подготовку перед тем, как сесть за штурвал нового истребителя. Даже система катапульты и кресел - целая наука. Вес пилота, скорость полета - все это учитывает компьютер и позволяет безопаснее эвакуировать летчика.
Испытание прошли уже 4 красавца Т-50. К концу года испытают еще один. К 2015 году планируют поставить в серийное производство.
Дата: Вторник, 27 Августа 2013, 21.28.41 | Сообщение # 11
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Истребители ПАК ФА впервые показали групповой пилотаж
Три летных образца перспективного истребителя Т-50 (ПАК ФА) в небе подмосковного Жуковского впервые показали групповой пилотаж, сообщает с авиасалона МАКС-2013 корреспондент «Ленты.ру». Истребители продемонстрировали зрителям несколько пилотажных фигур, включая вираж, полупетлю и разлет. На предыдущем авиасалоне МАКС-2011 публике был представлен только один летный образец Т-50.
По окончании групповой летной программы, два истребителя Т-50 покинули небо Жуковского; полеты остался выполнять один такой самолет под управлением летчика-испытателя Сергея Богдана. Он показал несколько фигур высшего пилотажа, демонстрирующих характеристики истребителя на больших углах атаки.
Полеты истребителей Т-50 проходили в рамках летной программы открытия авиасалона МАКС-2013. Общая продолжительность летной программы составляет около часа. В ней также принимают участие истребители МиГ-29ОВТ, МиГ-35, Су-30СМ и Су-35, а также учебно-боевой самолет Як-130. Демонстрационные полеты завершат пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи».
К настоящему времени Комсомольский-на-Амуре авиационный завод собрал четыре прототипа Т-50. Все они проходят испытания в Жуковском. До конца 2013 года к летной программе испытаний должен присоединиться пятый самолет. В общей сложности Министерство обороны России заказало 60 истребителей Т-50, а потребность ВВС в таких самолетах оценивается в 150-200 единиц.
Дата: Вторник, 03 Сентября 2013, 13.07.16 | Сообщение # 12
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 111
Статус: Отсутствует
Была на МАКСе, видела как летает Т-50, мне даже показалось, что Кобру он делает на несколько секунд дольше, чем например Су-30, имею ввиду, что он зависает на закритических углах атаки большее время чем его предшественники. В живую я его видела первый раз, я в восторге!
Дата: Вторник, 03 Сентября 2013, 21.51.37 | Сообщение # 14
Группа: Старейшина
Сообщений: 1901
Статус: Отсутствует
Вот только двигателя для этого замечательного самолета нет до сих пор. Даже в виде электронного макета... :( И навряд ли скоро появится... Дмитрий Шмаков
Дата: Среда, 04 Сентября 2013, 15.44.45 | Сообщение # 16
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Shmakov,
ЦитатаShmakov ()
двигателя для этого замечательного самолета нет до сих пор. Даже в виде электронного макета... И навряд ли скоро появится...
А это что?
УМПО представит на МАКС-2013 натурный образец двигателя для истребителя пятого поколения
Авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1 («Изделие 117») с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа» для истребителя пятого поколения ПАК ФА на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2011. (Doomych) Источник: http://supercoolpics.com/
На Международном авиакосмическом салоне МАКС-2013, который будет проходить с 27 августа по 1 сентября, делегация ОАО "УМПО" в составе экспозиции Объединенной двигателестроительной корпорации (павильон ОПК "ОБОРОНПРОМ", С3) продемонстрирует макет двигателя АЛ-41Ф-1С (изделия 117С) в натуральную величину.
Уфимское моторостроительное производственное объединение обладает статусом главного разработчика и производителя изделия 117С и поставляет его в рамках гособоронзаказа корпорации "Сухой" для истребителей Су-35С.
Экспозиция Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) в этом году будет организована по дивизиональному принципу. Дивизион "Двигатели для боевой авиации", головной компанией которого является ОАО "УМПО", кроме изделия 117С, представит также макеты двигателей РД-33МК и АЛ-31ФН.
Кроме того, с образцами продукции УМПО можно будет познакомиться и в рамках проектов, которые реализуют партнеры компании из других дивизионов ОДК - "Двигатели для гражданской авиации" и "Вертолетные двигатели". В частности, на стенде будут представлены комплектующие уфимского производства для двигателей ПД-14 (предназначен для перспективного самолета МС-21, головной разработчик - КБ "Авиадвигатель",) и ВК-2500 для вертолетов типа Ми-8/Ми-17 (разработан и производится на ОАО "Климов").
ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ. Выручка от реализации в 2012 году составила 25 425 млн. рублей. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники. ОАО "УМПО" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" - 100% специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами. Объединение является членом Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России", Башкортостанское региональное отделение которой с 24.01.2012 г. возглавляет управляющий директор ОАО "УМПО" А.В. Артюхов.
Дата: Среда, 04 Сентября 2013, 16.00.44 | Сообщение # 17
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Русское "5-е поколение" начинает взлёт
Боевой самолёт нового поколения, Т-50, является воплощением амбиций Москвы по созданию боевой машины завоевания господства в воздухе, сравнимой с американским Ф-22 "Рэптор". В официальных изданиях "Сухой" описывает основные характеристики будущего ПАК ФА в следующем ключе: способность к нанесению ударов "воздух-воздух", "воздух-земля", "воздух-поверхность" в любых условиях, исключительная мавренность, в т.ч. и на сверхзвуковой скорости, малая отражающая способность в РЛ, оптическом и инфракрасном диапазонах и, наконец, возможность использования укороченных ВПП для его взлёта и посадки.
Облик. На что же похож русский самолет 5-го поколения? Если сравнивать его с Су-27УБ, который играл роль самолёта сопровождения во время первого полёта, то возможно уже сейчас составить себе достаточно точное представление о размерах Т-50. Машина представляется в целом меньшего размера, нежели семейство "Фланкеров", демонстрируя размах крыльев около 14 метров и длину около 19,8 метра. Взлётная масса машины без внешних подвесок и с неполным запасом внутреннего топлива составляет около 21-22 тонн, давая т.о. соотношение "тяга-масса" примерно в 1,4, благодаря двум турбинам, развивающим единичную мощность в 15 тонн. Максимальная взлётная масса Т-50 может быть оценена в 35 тонн, с дальностью полёта в 3000 километров без дозаправки в воздухе и внешних топливных баков.
Фотографии и видео-материалы, опубликованные разработчиком, подтверждают общий облик, приоткрытый весной 2007 г. в рисунке художника, кратковременно выложенном на сайте двигателестроителя НПО "Сатурн". Можно представить себе, что этот рисунок был из презентации для официальной индийской делегации. Несмотря на скачок поколений, можно увидеть характерную "руку" "Сухого" в Т-50: это два сильно разнесённых двигателя, прямоугольные воздухозаборники, приподнятая передняя часть фюзеляжа, впечатляющая "стрела" центральной хвостовой балки позади сдвоенного киля, "шар" оптико-локационной станции и т.п.
Главные отличия бросаются в глаза, когда мы исследуем машину сверху и снизу. Согласно первым оценкам, самолёт имеет треугольное крыло с округлёнными окончаниями, стреловидностью около 53° и кромками срыва с отрицательной стреловидностью в 10°. Крыло увеличено за счёт значительного переднего наплава или предкрылка, передняя часть которого подвижна и служит своеобразным вихревым генератором - это инновационное решение было представлено на рисунках, опубликованных в №2200 Air&Cosmos. Предкрылки заменяют собой переднее горизонтальное оперение схемы "утка" семейства Су-30 и, в целом, воспроизводят их общую форму. Вертикальное оперение самолёта состоит из двух килей значительно уменьшенного размера, наклонённых наружу на примерно 25°, полностью подвижных и воспроизводящих форму подобную основному крылу. Все проекции самолёта организованы, наподобие Ф-22, таким образом, чтобы сопрячь углы атаки и срыва и сфокусировать отражение падающих РЛ волн в ограниченном числе направлений.
Без демонстрации неких крайних решений, поиск незаметности у самолёта, тем не менее, выражается в транспортировке вооружения в закрытом отсеке, в профилировании протоков воздуха в форме "S" для экранирования лопаток компрессора с передней полусферы и в головной части физеляжа, выполненной из плоских поверхностей, что заставляет вспомнить Ф-35. Другие детали конструкции будут улучшены "Сухим" позднее, такие как колпак кабины, основной металлический каркас которого должен исчезнуть на серийных версиях, а также применение поглощающих РЛ волны специальных покрытий. Согласно российскому ТВ, "Сухой" заявил, что ЭПР Т-50 должна быть в 40 раз меньшей, чем у Су-30.
Вооружение. Первые фотографии Т-50 позволяют увидеть два отсека для вооружения, расположенные тандемом в нижней части фюзеляжа и занимающие всё то свободное пространство, которое было на Су-30, от передней стойки шасси до сопел турбин. Длиной примерно в 4,7 метра и шириной более 1 метра, каждый из отсеков может вместить две большие ракеты ("воздух-воздух" большой дальности тип 810 или "воздух-земля" Х-38М, или противорадарные Х-58УШК), или же три ракеты «воздух-воздух» средней дальности К-77М. Три года тому назад (первые изображения датируются летом 2007 г.), Су-47 "Беркут" был замечен в полёте с новым отсеком для вооружения, длиной в 4,7 метра и шириной в 1 метр - т.е. в конфигурации, позволившей проверить отсек для Т-50.
В дополнение к этим двум тандемным отсекам прототип Т-50 демонстрирует также два "нароста", достаточно узких, под крыльевым оперением, каждый из которых может служить для размещения ракет малой дальности (Р-73/К-74). В то же время, отсутствие крышки на "наросте", незаметной на испытываемом самолёте, позволяет подумать, что речь может идти о контейнерах, содержащих электронное оборудование, типа оборудования РЭБ или боковой РЛС. Под крыльями предусмотрено также крепление 6 дополнительных узлов подвески, включая 2 под воздухозаборниками.
Авионика. Разработка электронных систем Т-50 идёт в запланированном ритме, в первую очередь благодаря текущим работам по программе Су-35 (два лётных прототипа с 2008 г.), с которыми ранние версии ПАК ФА должны иметь одинаковую базовую авионику, в первую очередь, в том, что касается приборной панели кабины и оборудования навигации и связи.
В то же время, Т-50 должен быть оснащён новой бортовой РЛС, квалифицируемой как "многофукциональная". Названная Ш121 и разработанная в НИИП им. Тихомирова, эта система была впервые представлена на авиа-выставке МАКС-2009 (см. Air&Cosmos № 2184). Она должна состоять из пяти АФАР: трёх находящихся в передней части фюзеляжа (одна фронтальная и 2 боковых, работающих в волновом X диапазоне - конфигурация, изначально предусмотренная в программе Ф-22А) и двух, работающих в волновом L диапазоне, расположенных на передних кромках крыльев. Система, которая согласно НИИП, может быть дополнена РЛС, работающей в волновом диапазоне Ka (миллиметровом) и расположенной в контейнере. Обнаружение и распознование воздушных целей также возможны благодаря "шару" оптико-локационной станции, являющемуся характерным для семейства "Фланкеров", размещаемому впереди кабины пилота и уже заметному на прототипе Т-50; эта система разработана на УОМЗ в Екатеринбурге.
Двигатели. В настоящий момент, прототип Т-50 приводится в движение двумя турбинами АЛ-41Ф1 (изделие 117), каждая из которых развивает 15 тонн тяги. Этот двигатель является улучшенной версией АЛ-41Ф1С (117С) тягой 14,5 тонны, которыми оснащён Су-35. Первые лётные испытания АЛ-41Ф1 начались 21 января 2010 г. в Жуковском на борту "летающей лаборатории" Су-27М (№710). С начала 2000-х гг. моторизация ПАК ФА должна была быть разделена на 2 этапа: прототипы и первые серийные машины должны были быть оснащены АЛ-41Ф1, в то время как оставшаяся часть самолётов серии должна быть оснащена более мощными двигателями, развивающими более 16 тонн тяги и обладающими меньшей массой и пониженной стоимостью эксплуатации.
Обозначения к номерам на графических проекциях самолёта:
Дата: Среда, 04 Сентября 2013, 22.20.27 | Сообщение # 22
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
_Наталья_, Двигатель первого этапа,это то,что ныне стоит на ПАК ФА. На нем идет отработка создания двигателя непосредственно предназначенного для ПАК ФА. Новый двигатель будет создан на втором этапе. Qui quaerit, reperit
Дата: Среда, 09 Апреля 2014, 11.15.59 | Сообщение # 24
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Погосян: производственные мощности для серийного производства ПАК ФА уже развернуты
На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе компании "Сухой", который уже изготовил 5 опытных самолетов для летных испытаний, фактически формируется необходимая производственная линия
МОСКВА, 8 апреля. (АРМС-ТАСС). Производственные мощности для серийного производства перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), также известного как истребитель 5-го поколения, которые будут поставлены ВВС в 2016 г., уже развернуты. Об этом АРМС-ТАСС заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян.
По его словам, на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ) компании "Сухой", который уже изготовил 5 опытных самолетов для летных испытаний, фактически формируется необходимая производственная линия.
"Можно с уверенностью сказать, что производственные мощности на КнААЗ для тех серийных самолетов, которые должны быть поставлены ВВС в 2016 г., уже развернуты", - отметил Погосян.
Глава ОАК также проинформировал, что по мере увеличения объемов серийного производства самолетов по программе ПАК ФА необходимые производственные мощности будут расширяться. "Для решения этой задачи (строительства ПАК ФА) предусмотрен целый комплекс мероприятий в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие оборонно- промышленного комплекса", где программа самолета 5-го поколения является одним из крупных проектов, в которые инвестируются бюджетные деньги и собственные средства предприятий", - сообщил Погосян. В этой связи он отметил расширение на КнААЗ мощностей по механообработке, модернизацию гальванического производства, а также создание мощностей по нанесению на самолеты специальных покрытий.
"В общем, для подготовки к серийному производству мы такую инфраструктуру развиваем", - подытожил Погосян.
Президент ОАК отметил большой объем работ, который проводится министерством обороны для расширения испытательной и полигонной базы, так как малозаметные комплексы нового поколения требуют другого оснащения полигонов, которое сделало бы возможным обнаружение соответствующих целей. "Мы должны будем подтвердить показатели малозаметности своего самолета, - сообщил Погосян. - Поэтому на данный момент нами /ОАК/, министерством обороны и Минпромторгом реализуется соответствующая комплексная программа".
Дата: Вторник, 10 Июня 2014, 17.33.22 | Сообщение # 25
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Истребитель пятого поколения Т-50 загорелся при посадке в Подмосковье
Российский истребитель пятого поколения Т-50 (проект ПАК ФА), выполнявший испытательный полет в Подмосковье, во вторник воспламенился при посадке, сообщил РИА Новости источник в российских силовых структурах.
ЧП произошло на аэродроме ЛИИ имени Громова в Раменском.
"По предварительным данным, у Т-50 был отказ одной из силовых установок и во время посадки произошло незначительное возгорание обшивки. Люди не пострадали, очаг пожара быстро потушили", — сказал собеседник агентства.
Обстоятельства инцидента выясняются.
Т-50 — самолет пятого поколения, оснащенный принципиально новым комплексом авионики и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Первый полет его состоялся в январе 2010 года в Комсомольске-на-Амуре, а первый публичный показ — на авиакосмическом салоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском. В 2013 году на МАКС были показаны уже три ПАК ФА: машины впервые показали групповой пилотаж.
По плану, серийные поставки истребителя пятого поколения в войска начнутся в 2016 году; не исключается даже, что ВВС могут получить Т-50 раньше срока. Пока только одна страна в мире имеет на вооружении истребители пятого поколения — США с F-22 и F-35.
Дата: Четверг, 11 Сентября 2014, 01.18.51 | Сообщение # 26
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Все не то и все не так Индия выразила недовольство проектом истребителя на базе ПАК ФА
Командование ВВС Индии предъявило претензии к ходу работ по совместному российско-индийскому проекту истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), создаваемому на базе Т-50 (ПАК ФА). Военные недовольны техническими характеристиками двигателей перспективного боевого самолета, параметрами его малозаметности, системами подвески вооружения, а также сроками реализации проекта. Российская сторона объявила, что большинство выявленных недостатков будет устранено в ближайшее время. Пока же Министерство обороны Индии решило сократить объем планируемой закупки FGFA с 220 до 135-145 единиц, а также отказаться от разработки двухместной учебно-боевой версии самолета.
О том, что индийские военные выразили недовольство проектом FGFA сообщило агентство Jane's со ссылкой на источники в ВВС Индии. Военные заявили, что в настоящее время технические характеристики турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой АЛ-41Ф1 не соответствуют требованиям. Кроме того, были высказаны претензии к малозаметности перспективного боевого самолета, его бортовой радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой Н036 «Белка» и системам подвески вооружения. Какие именно технические характеристики этих систем не удовлетворяют ВВС Индии, пока неизвестно.
Впервые командование ВВС Индии объявило о недовольстве проектом FGFA в мае 2014 года. Причиной стало увеличение стоимости программы разработки боевого самолета и затягивание сроков завершения проекта. Тогда же российская сторона заявила, что никаких серьезных трудностей нет, а все небольшие недочеты исправляются в самые короткие сроки. За прошедшие с тех пор почти четыре месяца к списку претензий индийских военных добавились обслуживание FGFA, безопасность пилотирования самолета, сокращение объемов участия в проекте индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и нежелание России делиться проектной документацией.
Более того, в индийском военном ведомстве заявили, что российская сторона отказалась раскрывать причины возгорания двигателя, произошедшего в середине июня 2014 года во время испытательного полета Т-50 в подмосковном Жуковском.
В целом же стоимость программы FGFA, изначально оценивавшаяся в 10,5-11 миллиардов долларов, с момента начала проекта в 2007 году возросла на один миллиард долларов. Сроки завершения разработки боевого самолета сдвинулись на один-два года, а доля участия Hindustan Aeronautics Limited снизилась с изначальных 25 до 13 процентов. Фактически, по новым условиям сотрудничества, индийское предприятие будет поставлять для истребителя только покрышки колес шасси, базовое навигационное оборудование, контейнеры лазерного целеуказания, индикаторы на лобовом стекле и системы охлаждения радиолокационной станции. Индийские военные опасаются дальнейшего сокращения доли HAL в проекте.
В августе 2012 года после ознакомления с ходом работ по проекту Т-50, самолета для ВВС России, Норман Анил Кумар Браун, командовавший тогда индийскими военно-воздушными силами, объявил, что Индия приступит к испытаниям первого прототипа FGFA в 2014 году. Позднее сроки перенеслись на 2015 год. По итогам испытаний военные сформируют список возможных доработок платформы, а в 2017 и 2019 годах получат второй и третий прототипы самолета соответственно. Принять истребитель на вооружение планировалось в 2020-2021 году. Теперь же индийские военные полагают, что в этих годах только начнется серийное производство FGFA на предприятии Hindustan Aeronautics Limited.
На момент подготовки материала комментарий «Рособоронэкспорта» о деталях сотрудничества Индии и России по проекту FGFA получить не удалось. Как отмечает Jane's со ссылкой на собственные источники, российская сторона уверила ВВС Индии в том, что серийный истребитель будет существенно отличаться от летных прототипов. В частности, на самолеты вместо АЛ-41Ф1 будут устанавливаться новые двигатели, разработка которых уже идет полным ходом. Нынешние же силовые установки используются только для проведения летных испытаний. Это же касается и радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой — серийные образцы будут отличаться значительно улучшенными характеристиками.
В ноябре 2011 года Hindustan Aeronautics Limited обнародовала некоторые характеристики перспективного истребителя FGFA. Так, по данным индийской компании, длина самолета составит 22,6 метра, высота — 5,9 метра, а максимальная взлетная масса — 34 тонны. Самолет будет оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой и всеракурсным управлением вектором тяги с отклонением сопел при маневрировании до 15 градусов. В обычном режиме работы каждый из двигателей будет развивать тягу в 107 килоньютонов и 176 килоньютонов в режиме форсажа. FGFA сможет нести вооружение общей массой до 2,25 тонны во внутренних отсеках и до 5,75 тонны — на внешних точках подвески.
Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту FGFA осуществляется в равных долях. К настоящему времени Индия потратила на реализацию проекта 295 миллионов долларов из запланированных шести миллиардов. В ближайшие 20 лет Министерство обороны Индии планирует потратить на закупку и эксплуатацию новых FGFA по меньшей мере 35 миллиардов долларов. Особенностью совместного проекта является то, что помимо ВВС Индии боевые самолеты будут экспортироваться в третьи страны. Это означает снижение доли участия HAL в разработке FGFA, значит, Индия будет получать и меньший доход от поставок истребителей за рубеж.
Между тем, задержки в ходе разработки проекта FGFA и его удорожание могут говорить о трудностях, с которыми столкнулась российская компания «Сухой» при создании самолета Т-50 для ВВС России. В целом программа российского боевого самолета продвигается довольно успешно (в летных испытаниях принимают участие пять прототипов, в мае 2014 года начались проверки Т-50 с вооружением), однако есть ряд косвенных свидетельств того, что «Сухой» периодически сталкивается с серьезными трудностями. На это, в частности, указывает перенос сроков принятия Т-50 на вооружение с 2015 на 2017 год. Серийное производство самолета теперь планируется начать не раньше 2016 года.
Нет ясности и с так называемой силовой установкой второго этапа для Т-50. В настоящее время прототипы истребителя выполняют полеты при помощи двигателей АЛ-41Ф1 («Изделие 117»), в значительной степени унифицированных с силовыми установками АЛ-41Ф1С («Изделие 117С») для Су-35С. АЛ-41Ф1 будут ставиться и на первые серийные Т-50. Позднее, если все пойдет по плану, истребители получат собственные двигатели пятого поколения, известные сегодня как «Тип 30». По этим силовым установкам работы находятся в начальной стадии — в 2013 году планировалось только завершить техническое проектирование двигателей и выпустить техническую документацию демонстратора технологий.
Как ожидается, опытно-конструкторские работы по проекту «Тип 30» будут завершены в 2016 году. Однако следует учитывать, что новизна силовых установок и их техническая сложность потребуют проведения тщательных стендовых и летных испытаний, что опять же может сказаться на общих сроках разработки Т-50. По разным оценкам, силовые установки второго этапа российские истребители Т-50 получат только в 2025-2027 годах. В проект двигателей «Тип 30» входит несколько этапов: разработка компрессора низкого давления, газогенератора, компрессора высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого давления, турбины низкого давления, форсажной камеры и сопла.
Пока проекты FGFA и ПАК ФА еще далеки от завершения, но очевидно, что «Сухому» следует уделить большее внимание их реализации и появляющимся недоработкам. Дело в том, что Россия в последние несколько лет медленно утрачивает лидирующие позиции на рынке вооружений Индии, хотя эта страна по-прежнему остается крупнейшим покупателем российской продукции военного назначения. В 2011-2012 годах Россия проиграла подряд четыре индийских тендера (на поставку самолетов-заправщиков, ударных и тяжелых транспортных вертолетов и легких многофункциональных истребителей), упустив таким образом возможность продать военной техники на сумму в 13,5-15 миллиардов долларов.
Еще в мае 2014 года некоторые индийские политики выражали сомнения в целесообразности продолжения участия Индии в проекте FGFA. В ближайшее время правительство Индии может подписать контракт на поставку 126 французских истребителей Rafale. Кроме того, индийское Министерство обороны располагает действующим предложением США об участии в разработке и закупке перспективных истребителей F-35 Lightning II. Наконец, Организация оборонных исследований и разработок Индии намерена уже к 2018 году завершить разработку собственного истребителя пятого поколения AMCA. Вкупе все эти факторы без активных действий со стороны России могут похоронить проект FGFA.
Дата: Воскресенье, 19 Октября 2014, 00.24.00 | Сообщение # 27
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
С 2016 года в вооруженные силы России начнутся поставки истребителей пятого поколения
Испытания проходят четыре самолета, в следующем году будут запущены еще две машины, сообщил гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ, 16 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС/. Первый этап государственных испытаний самолета Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) завершится в 2015 году, а с 2016 года начнутся поставки самолета заказчикам. Это подтвердил журналистам генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян.
“Первый этап государственных испытаний Т-50 завершится в те сроки, о которых ранее заявляли. С 2016 года начнутся поставки самолета в вооруженные силы Российской Федерации“, - сказал глава ОАК. По его словам, сейчас испытания проходят четыре самолета, в следующем году в испытания будут запущены еще две машины.
ПАК ФА - российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации - ОКБ Сухого, где он проходит под обозначением Т-50. Производство на КнААЗе запущено в 2013 году, годом начала серийного производства ранее назывался 2015 год. Всего выпущено и находится на изготовлении на КнААЗе - 8 Т-50, 5 из них уже готовы и летают. http://itar-tass.com/ekonomika/1383892 Qui quaerit, reperit
Дата: Суббота, 24 Января 2015, 15.02.35 | Сообщение # 29
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Главком ВВС России: истребители Т-50 начнут поступать в войска с 2016 года 24.01.2015, 10:28 | «Газета.Ru»
Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что истребитель нового поколения Т-50 (ПАК ФА) начнет поступать в войска, как и планировалось ранее, со следующего года.
Как передает ТАСС, об этом Бондарев сообщил в ходе встречи с ветеранами Барнаульского высшего военного авиаучилища, расформированного в 2006 году.
«Авиация живет, с каждым годом растет ее количество, увеличиваются ее возможности. Пока приходят самолеты поколения 4++, а со следующего года мы начнем получать Т-50 — самолет пятого поколения, который ничем не уступает американским F-22, а по большинству показателей и превосходит его», — подчеркнул главнокомандующий российскими ВВС.
В настоящее время в войска поступают истребители Су-30СМ и Су-35С, а также модернизированные штурмовики Су-25, напомнил он.
Дата: Пятница, 30 Января 2015, 21.35.13 | Сообщение # 30
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
ПАК ФА: боевые крылья будущего
Пять лет назад впервые поднялся в воздух российский истребитель пятого поколения Т-50
29 января 2010 года совершил первый полет российский истребитель пятого поколения Т-50. Работы по созданию перспективного многофункционального истребителя начались еще в 1980-х годах, новый самолет предполагался для замены истребителей Су-27 и перехватчиков МиГ-31. В первом десятилетии XXI века концепция изменилась - разработка истребителя пятого поколения или перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) предусматривала его способность поражать в любое время суток и погодных условиях как воздушные, так и наземные, а также надводные цели, в том числе подвижные и малоразмерные.
Также новый истребитель должен обладать сверхманевренностью, малой заметностью для радиолокационных, оптических, акустических и иных систем обнаружения (так называемая технология Stealth). Еще одним требованием к ПАК ФА стала возможность полета на сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме.
Испытания Т-50 планируется завершить в 2016 году, после чего начнется его мелкосерийное производство. В том же году начнутся поставки истребителя пятого поколения в строевые части ВВС России.
Разработку ПАК ФА ведет ОКБ Сухого, а строительство - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина. Оба предприятия входят в состав ОАО "Сухой" - структурного подразделения Объединенной авиастроительной корпорации. http://tass.ru/armiya-i-opk/1706199 Qui quaerit, reperit