Мировая музыка, эстрада, артисты, актеры и др. на марках
|
|
Sokol | Дата: Пятница, 17 Апреля 2020, 15.03.31 | Сообщение # 451 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 17 апреля 1894 г. родился Борис Васильевич ЩУКИН (1894 — 7.10.1939), актер театра и кино, народный артист СССР, создавший в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» классический образ вождя.
орис Васильевич Щукин родился (5) 17 апреля 1894 года в городе Кашира Тульской губернии (по другим данным - в Москве), в семье служащего. По окончании в 1913 году реального училища поступил в МВТУ на механический факультет. Во время гражданской войны сражался в частях Красной Армии.
В 1920 году он обучается в театральной студии драматических актёров у Е. Б. Вахтангова, а затем становится членом труппы «Театра имени Вахтангова», в котором он работал до конца своих дней. Первой главной ролью Щукина была роль канцлера в спектакле «Принцесса Турандот» в 1922 году.
В 1935 году на экраны выходит фильм «Лётчики», в 1936 году – «Поколение победителей». В 1936 году Щукин удостаивается звания Народного артиста Советского Союза.
В конце 1930-х годов Борис Васильевич первым создаёт образ вождя мирового пролетариата Ленина на сцене и киноэкране. Он играет Ленина в театральной постановке «Человек с ружьём» (1937 год) и в кинокартинах «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939 год). Именно его исполнение роли Ленина стало впоследствии традиционным для советского кинематографа.
Также Щукин совместно с другими режиссёрами принимал участие в постановке спектаклей: «Темп» Н.A. Погодина, «Человеческая комедия» по О.Бальзаку, «Барсуки» Л.М. Леонова, «Аристократы» Н.Ф. Погодина и др. Вёл педагогическую работу в школе при театре.
Но жизнь гениального актёра оборвалась в совсем молодом возрасте — сердце не выдержало... Борис Васильевич Щукин скончался 7 октября 1939 года в Москве.
В 1939 году Московскому театральному училищу присвоено имя Бориса Васильевича Щукина.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 18 Апреля 2020, 17.06.11 | Сообщение # 452 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 18 апреля 1917 г. родился Георгий Вицин (1917-2001) советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР
Георгий Михайлович Вицин родился (5) 18 апреля 1917 года в городе Териоки (ныне Зеленогорск в составе Санкт-Петербурга). В 1934-1935 годах Вицин обучается в театральном училище имени Вахтангова, в 1936 работает в театре-студии Н.П. Хмелева, а с 1937 года – в театре имени Ермоловой в Москве.
Кинодебют актёра состоялся в 1945 году в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». А настоящая популярность пришла к нему после роли Васи Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В 1959 году он получает звание Заслуженного артиста РСФСР.
Всенародную любовь актёру принесли комедийные фильмы Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция "Ы"» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», в которых он с блеском исполнил роль Труса. В 1977 году он становится Народным артистом РСФСР.
В 1990 году он был удостоен заслуженного звания Народного артиста Советского Союза. За свою творческую жизнь Георгий Михайлович снялся более чем в 80 абсолютно разноплановых фильмах. Навсегда запомнились его роли в фильмах «Женитьба Бальзаминова» (Бальзаминов), «Двенадцатая ночь» (сэр Эндрю), «Джентльмены удачи» (Хмырь), «Старая, старая сказка» (Волшебник).
Последние годы своей жизни он отказывался от общения с кем-либо, не появлялся на улице, отказывал журналистам в интервью. 22 октября 2001 года Георгий Михайлович Вицин скончался в Москве после тяжелой болезни, был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 22 Апреля 2020, 22.40.12 | Сообщение # 453 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 22 апреля 1707 г. родился Генри ФИЛДИНГ /Henry FIELDING/ (1707 — 8.10.1754), английский писатель.
Генри Филдинг (англ. Henry Fielding) родился 22 апреля 1707 года в семье дворянина, предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир, Англия). До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре – богатом имении деда. С 1719 по 1725 годы учился в Итоне, а с 1728 по 1730 годы – в Лейденском университете.
Его первой публикацией была сатирическая поэма «Маскарад», опубликованная в 1728 году. Вскоре после нее Генри Филдинг пишет комедию положений «Любовь под разными масками». К 1730 году опубликовано еще четыре пьесы Филдинга, среди них «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика с Пальчик» – самая популярная из его пьес.
В 1731 году Филдинг пробует новый для себя жанр – политическая сатира. Он ставит «Валлийскую оперу», в которой содержатся нападки на первого министра Р. Уолпола. Уязвленный премьер добился того, что комедию запретили, однако Филдинг не оставил этот жанр. В результате в 1737 году Уолпол провел закон, устанавливавший театральную цензуру. Так Филдинг был отлучен от театра.
В ноябре 1739 года Филдинг начинает издавать журнал «Борец, или Британский Меркурий», связанный с парламентской оппозицией. Его «Борец» также начинает вражду с Уолполом, однако избегал откровенно политической направленности.
Зато политическая направленность была присуща другим изданиям Филдинга: антистюартовскому «Истинному патриоту» и «Якобитскому журналу». По мнению экспертов, эти журналы интересны и сегодня своими очерками и литературной критикой.
Умер Генри Филдинг 8 октября 1754 года в Лиссабоне (Португалия).
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 01 Мая 2020, 17.21.40 | Сообщение # 454 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 1 мая 1905 115 лет назад Юрий Владимирович ТОЛУБЕЕВ (1905 — 28.12.1979), актер театра и кино («Ревизор», «Дон Кихот», «Гамлет»), народный артист СССР, Герой Социалистического Труда.
Лучшие свои роли, ставшие подлинно классическими, сыграл в экранизациях произведений классической литературы: Полоний в «Гамлете» и Городничий в «Ревизоре» стали повторением его театрального успеха. Во всем мире получил признание созданный актёром и Н. К. Черкасовым незабываемый дуэт Санчо Пансы и Дон Кихота в картине «Дон Кихот», поставленной Г. М. Козинцевым. Интересны также работы актёра в фильмах Н. Б. Бирмана — следователя Пилипенко в детективе «Авария» и техника Кузьмичёва в военной ленте «Хроника пикирующего бомбардировщика»
Юрий Толубеев умер 28 декабря 1979 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 04 Мая 2020, 17.08.04 | Сообщение # 455 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 4 мая 1929 г. родилась Одри Хепберн (1929-1993) британская и американская киноактриса, обладательница премии «Оскар»
Она была единственным ребенком Джона Виктора Растона и баронессы Эллы Ван Хеемстра, голландской аристократки, в роду которой были французские дворяне и английские монархи.
Большие гипнотические глаза, тонкая фигура и отчетливый голос отмечают ее как настоящую оригинальную актрису в эру, когда фотография Мерилин Монро была приклеена к каждому холодильнику. Располагающая к себе, тонкая до хрупкости, она привнесла в свои роли естественное очарование без всяких усилий.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 23 Мая 2020, 21.32.09 | Сообщение # 456 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 23 мая 1921 г. родился Григорий Наумович ЧУХРАЙ (1921 — 29.10.2001), кинорежиссер («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»), народный артист СССР.
Григорий Наумович Чухрай родился 23 мая 1921 года в городе Мелитополе (ныне Запорожской области Украины). Воспитывал его отчим. Григорий закончил школу в Москве. В конце 1939 года был призван в армию.
В годы Великой Отечественной войны он воевал в составе разных частей воздушно-десантных войск. Участвовал в боях на Южном, Сталинградском, Донском фронтах. В декабре 1945 года в звании гвардии старшего лейтенанта Чухрай был уволен в запас.
Осенью 1946 года Григорий Чухрай поступил во Всесоюзный институт кинематографии на режиссерский факультет в мастерскую С.Юткевича – М.Ромма. Практику проходил в качестве ассистента режиссера на картине Михаила Ромма «Адмирал Ушаков». После окончания учебы в 1952 году, несмотря на то, что ему предлагали остаться на «Мосфильме», Чухрай поехал на Украину. Там два года проработал ассистентом режиссера.
Один из ведущих режиссёров послевоенного кино, Чухрай создал ряд значительных фильмов, получивших всесоюзную и мировую известность. Среди них картины - «Сорок первый» (1956), «Баллада о солдате» (1959), «Чистое небо» (1961), «Жили-были старик со старухой» (1964), «Память» (1970), «Трясина» (1977), «Я научу вас мечтать» (1984)...
Также Григорий Наумович преподавал во ВГИКе (1966-1971), был руководителем режиссёрской мастерской, более 20 лет (с 1965 года) являлся художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм» и был бессменным секретарем Союза кинематографистов СССР. Он автор двух книг воспоминаний - «Моя война» и «Моё кино».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 25 Мая 2020, 08.43.20 | Сообщение # 457 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 25 мая 2003 г. мультипликационный фильм «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна признан лучшим мультфильмом всех времён и народов. Об этом объявили устроители открывшегося в Токио «Мультипликационного фестиваля Лапута». Оргкомитет фестиваля обратился к 140 мультипликаторам и кинокритикам из разных стран мира с просьбой назвать лучших 20 мультфильмов.
«Ёжик в тумане» — советский мультипликационный фильм Юрия Норштейна. Выпущен студией «Союзмультфильм» в 1975 году. Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий.
В 1976 году мультфильм получил первые призы на Всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов во Фрунзе и на Фестивале фильмов для детей и юношества в Тегеране.
Вечером Ёжик шёл в гости к Медвежонку, чтобы пить чай и считать звёзды. По пути он увидел белую лошадь в тумане и подумал: «Если лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?» Ёжик спустился с горки и попал в туман, где заблудился. Услышав вдали чей-то голос, Ёжик стал метаться из стороны в сторону, пока не упал в реку. Река его понесла по течению, потом «Кто-то беззвучный» помог Ёжику выбраться на берег, где его и нашёл Медвежонок. Пока Медвежонок говорил, говорил, Ёжик думал: «Всё-таки хорошо, что мы снова вместе», и ещё он думал о лошади «Как она там, в тумане?».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 25 Мая 2020, 13.49.16 | Сообщение # 458 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 25 мая 1941 г. родился Олег Иванович ДАЛЬ (1941 — 3.3.1981), актер.
Герои Олега Даля узнаваемы и своеобразны. Актёру была свойственна необычайная широта творческого диапазона — от детской сказки до трагедии. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра.
Даль был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», у Гайдая в «Инкогнито из Петербурга». В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Александр Митта (фильм «Экипаж», роль бортинженера Скворцова), Михаил Козаков (фильм «Безымянная звезда», роль Марина Мирою). Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме «Земля Санникова», хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.
Даль позволял себе поступки, которые трудно понять, не зная причин, их вызвавших. Он мог внезапно уйти из театра и бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе с Ефремовым и с Эфросом в театре на Малой Бронной
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 29 Мая 2020, 07.41.30 | Сообщение # 459 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 29 мая 1909 г. родилась Янина Болеславовна ЖЕЙМО (1909 - 29.12.1987), киноактриса, прославившаяся в роли Золушки в одноименном фильме-сказке.
Она родилась в белорусском городке Волковыск в семье цирковых артистов. Запах опилок с рождения был для нее родным. В три года она уже была звездой номера. Каждый член семейства шествовал по арене с музыкальным инструментом - трубой, флейтой, дудкой. Впереди отец, затем дедушка, мама, дядя, четырехлетняя сестричка Эля, а замыкала процессию сама Яничка, от горшка два вершка, с барабаном через плечо. Успех был оглушительным. На артистов цирка она равняла и мастеров кино, когда решила поступить в киношколу. На вопрос оценить творчество Чарли ЧАПЛИНА она ответила: «Нет, он копирует наших цирковых клоунов и делает это хуже их!» В комиссии раздался смех, но в школу ее приняли.
Актрисой «Ленфильма» она стала, уже будучи матерью двоих детей, но все принимали ее за девочку. Детские роли она исполняла блестяще, а проверяла себя очень просто: заплетала две косички с бантами, одевала платьице и шла туда, где играли дети. Не было ни одного случая, чтобы те не приняли ее за свою сверcтницу. Среди лучших ее довоенных работ фильмы «Подруги», «Горячие денечки», «Доктор Калюжный». Когда началась война, Жеймо была в Ленинграде. Покинула блокадный город в конце 1942 года. Больше месяца она добиралась до Алма–Аты, где была ее семья. Распространился слух, что их эшелон разбомбили. Когда же она наконец прибыла в столицу Казахстана, актрису ждал страшный удар: муж, знаменитый режиссер Иосиф ХЕЙФИЦ, уже нашел себе другую женщину. От пережитого Янина забыла буквы и очень долго не могла читать. Она даже хотела покончить с собой. Спас ее довоенный знакомец по Ленинграду польский режиссер Леонид ЖАНО.
А в 1947 году на экраны вышел фильм Нины КОШЕВЕРОВОЙ и Михаила ШАПИРО «Золушка», в котором Жеймо сыграла 16–летнюю героиню в окружении таких звезд советского кино, как Эраст ГАРИН, Фаина РАНЕВСКАЯ, Василий МЕРКУРЬЕВ, Сергей ФИЛИППОВ. Но принесшая ей невиданную популярность роль фактически стала и последней, так как картин в те годы снимали мизерное количество. Какое–то время Жеймо работала в дубляжном цехе, но в 1957 году уехала с мужем в Варшаву, навсегда оставшись в нашей памяти юной Золушкой.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 03 Июня 2020, 18.52.29 | Сообщение # 460 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 3 июня 1906 Сергей Аполлинариевич ГЕРАСИМОВ (21.5 или 3.6.1906 — 28.11.1985), кинорежиссер, сценарист, педагог, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Сталинских премий.
Его родина — уральское село Кундравы неподалеку от Чебаркуля. До 13 лет живший у озера на заимке. ходивший в школу и реальное училище в Екатеринбурге, потом оказавшийся в Красноярске, где в 14 лет начал работать и одно время был единственным кормильцем в семье, он в 17 лет приехал в Петроград и поступил в художественное училище. Вскоре поняв бесплодность своих намерений стать художником, он оказался в мастерской ФЭКС (Фабрике эксцентричеcкого актера). Здесь всем заправляли 2 «мэтра» — 21-летний Леонид ТРАУБЕРГ и 18-летний Григорий КОЗИНЦЕВ. Последний сразу ошеломил новобранца, заявив, что они собираются ставить «Гамлета» и Герасимов подойдет на роль главного героя, если сумеет понять и принять принципы их мастерской в искусстве.
Девиз для мастерской взяли у Марка ТВЕНА: «Лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей». Целью ФЭКС было уничтожение всех ранее существовавших форм театрального искусства. Для этого собрали огромный арсенал трещоток и свистков, чтобы устраивать обструкции в академических театрах. После нескольких таких хулиганских выходок в Александринке «мэтры» резко свернули в сторону кино, забыв на время о «Гамлете».
Когда же Герасимов сыграл у Трауберга с Козинцевым свои первые роли в кино и с их благословения испытал себя на режиссерском поприще, они же предложили ему как опытному кинематографисту возглавить мастерскую при «Ленфильме». Так в 25 лет Герасимов набрал своих первых студентов. Встреча с писателем Юрием ГЕРМАНОМ и комсомольцем-полярником Костей ЗВАНЦЕВЫМ, бывшим учеником ФЭКС, помогла найти сюжет первой звуковой картины Герасимова «Семеро смелых». Все исполнители, кроме двоих, были его учениками. Петр АЛЕЙНИКОВ пришел к нему 16-летним, Тамара МАКАРОВА — в 17 лет, а через год стала женой режиссера. После фильма они стали звездами советского кино.
Герасимов оказался среди тех, кто ставил Парад Победы в победном 1945 году. А сколько новых имен открыл Герасимов, когда поставил после войны фильм «Молодая гвардия»: Сергей БОНДАРЧУК, Сергей ГУРЗО, Вячеслав ТИХОНОВ, Евгений МОРГУНОВ, Георгий ЮМАТОВ, Инна МАКАРОВА, Нонна МОРДЮКОВА, Клара ЛУЧКО. Постановка «Тихого Дона» открыла имена Зинаида КИРИЕНКО, Людмилы ХИТЯЕВОЙ. Среди его учеников также актеры Николай РЫБНИКОВ, Сергей НИКОНЕНКО, Людмила ГУРЧЕНКО, Жанна БОЛОТОВА, Галина ПОЛЬСКИХ, Наталия БЕЛОХВОСТИКОВА, кинорежиссеры Лев КУЛИДЖАНОВ, Кира МУРАТОВА, Тамара ЛИОЗНОВА, Самсон САМСОНОВ, Юрий ЕГОРОВ, Фрунзе ДОВЛАТЯН. Перечень далеко не полон. Сам же мастер к концу жизни говорил: «К сожалению, не могу уже подать кому-либо плохой пример, но всегда в состоянии, тем не менее, дать хороший совет».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 06 Июня 2020, 07.10.14 | Сообщение # 461 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 6 июня 1904 г. родилась Татьяна Ивановна ПЕЛЬТЦЕР (1904 — 16.7.1992), народная артистка СССР. Играла в московских Театре Сатиры и Театре им. Ленинского комсомола.
Татьяна Ивановна Пельтцер родилась в Москве (24 мая) 6 июня 1904 года. Её отцом был немец, Иоганн Робертович Пельтцер, который работал портным (шил шубы – «пельтцы» – так что их дело дало им фамилию). Матерью была еврейка, дочь главного раввина. В семье до начала Первой мировой войны говорили только на немецком.
Первый выход на сцену у Татьяны Ивановны был в девять лет в постановке «Камо грядеши» в роли Авдия. Многому она научилась от отца, который ставил её первые спектакли. Свой первый гонорар Пельтцер получила за спектакль «Дворянское гнездо».
Однако без актёрского образования ей приходилось нелегко. В 1927 она выходит замуж за немца Ганса Тейблера. С ним она уезжает в Берлин, где устраивается работать машинисткой. Но такая жизнь была не для неё. И вскоре она возвращается в Россию, чтобы продолжать играть в театре.
Несколько лет проработав на провинциальных сценах, она устроилась в столичный Театр Миниатюр. В труппе играли такие звезды как Рина Зелёная, Мария Миронова, Александр Менакер. Переиграть их было непросто. Но, тем не менее, и у Пельтцер появились поклонники. Её стали приглашать на кинопробы.
Вскоре на нее обращает внимание режиссер Марк Захаров, и в 1947 году Татьяна Пельтцер переходит в Театр сатиры, где для нее начался новый этап в творчестве. В 1951 году она становится лауреатом Сталинской премии. В 1972 году – Народной артисткой СССР.
В кино Татьяна Ивановна создала более 80 образов, начиная с 1943 года, когда она снялась в фильме «Она защищает Родину». Среди наиболее заметных ролей актрисы: дворничиха в «Аттестате зрелости», Евдокия в «Солдате Иване Бровкине», пани Ирена в «Кабачке 13 стульев», Глафира Анискина в «Анискине и Фантомасе», бабушка Ромки в «Вам и не снилось», Баба Яга в сказках «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» и другие.
Последняя её роль в театре - роль старой еврейки Берты в спектакле «Поминальная Молитва».
Умерла талантливая актриса Татьяна Ивановна Пельтцер 16 июля 1992 года в Москве, была похоронена на Введенском кладбище столицы.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 06 Июня 2020, 13.58.46 | Сообщение # 462 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 6 июня 1903 г. родился Арам Ильич ХАЧАТУРЯН (1903 — 1.5.1978), советский и армянский композитор, дирижер, педагог, Народный артист СССР
Арам Ильич Хачатурян родился (24 мая) 6 июня 1903 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия), в семье бедного ремесленника.
В детстве и ранней юности не выказывал особого интереса к музыке, но в возрасте 19 лет отправился в Москву в надежде стать музыкантом. В 1922 году поступил в музыкальный техникум им. Гнесиных. Он учился в классе виолончели, а затем перешел в класс композиции.
Творческое становление Хачатуряна-композитора проходило в Московской консерватории. Первые же его сочинения – «Трио для кларнета, скрипки и фортепиано» (1932) и «Первая симфония» (1934) – сразу обнаружили выдающееся мелодическое дарование Хачатуряна. Его тяготение к естественному и артистичному соединению восточных народных мелодий и ритмов с традиционными европейскими формами восхищало.
Среди произведений Хачатуряна – ряд концертов для солирующих инструментов с оркестром (фортепианный концерт, 1936; скрипичный концерт, 1940; виолончельный концерт, 1963); «Вторая симфония» (1943); два тематически связанных балета – «Счастье» (1939) и «Гаянэ» (1942), балет «Спартак» (1954); «Поэма о Сталине для хора с оркестром» (1938); музыка для спектаклей и кинофильмов.
Хачатурян выступал как дирижёр, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и в зарубежных странах. Его сочинения играли звезды исполнительского искусства – скрипачи Хейфец, Энеску, Ойстрах, пианисты – Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, виолончелист Мстислав Ростропович. Он был овеян славой, любим слушателями, уважаем властями…
Сделавший очень много для развития армянской композиторской школы, Хачатурян оказал также значительное влияние на музыкантов Азербайджана, Туркмении и других стран Средней Азии.
Умер Арам Ильич Хачатурян в Москве 1 мая 1978 года. Его тело было перевезено в Армению и похоронено с особой торжественностью.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 07 Июня 2020, 10.18.44 | Сообщение # 463 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Этот день в истории. 7 июня 1901 г. (25 мая по ст. ст.) В московской церкви Воздвижения на Овражке, в Воздвиженском переулке, состоялось венчание писателя Антона Павловича ЧЕХОВА и актрисы Ольги Леонардовны КНИППЕР.
Писателю был 41 год, актрисе — 32 года. Они познакомились в последний период жизни Чехова, когда после открывшихся тяжелых легочных кровотечений он по совету врачей перебрался в Ялту. Актрису только что открывшегося Художественного театра он впервые увидел осенью 1898 года в роли Ирина на репетициях первого спектакля — «Царя Федора Иоанновича» Алексея Константиновича ТОЛСТОГОО. Уже из Ялты писал своему издателю: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется... Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину».
Весной следующего года, в первый день Пасхи, вновь объявившийся в Москве Чехов, никогда не ходивший в гости, вдруг нанес ей визит. Они вместе посетили выставку картин Исаака ЛЕВИТАНА, а на сцене автор впервые увидел свою «Чайку» с Книппер в роли Аркадиной. Последние две пьесы писателя «Три сестры» и «Вишневый сад» был написаны для нее. Начавшаяся между ними переписка самая обширная в эпистолярном наследии писателя: 433 его писем и телеграмм, более 400 — ее.
Через год в одном из них Чехов обратился к Ольге со словами: «Здравствуйте, последняя страница моей жизни, великая артистка земли русской». Как врач, он понимал, что ему осталось жить немного. О своей свадьбе они никого не поставили в известность, а в августе Чехов составил завещание. Он творил в одиночестве, она играла на сцене, почему писала о себе: «мифическая жена». Их обоих посещали грустные и тревожные мысли, но в письмах нет никаких подробностей личной жизни. Писавший о себе : «Я никогда не лгу», Чехов в то же время не распахивал душу нараспашку, следуя данному брату совету, что воспитанные люди молчат «из уважения к чужим ушам...».
Те женщины, что вошли в его жизнь, часто находили в героинях чеховских произведений свои черты. Но если они и отождествляли себя с ними, то сами персонажи ими вовсе не были. Как отметил сам писатель, «женщины любят выхватывать из общих понятий яркие, бьющие в глаза частности». Еще до знакомства с Книппер Чехов много лет работал над романом «О любви». Но после всех сокращений и вычеркиваний в нем осталась единственная фраза: «Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 11 Июня 2020, 20.55.09 | Сообщение # 464 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 11 июня 1969 г. В Москве открылся I Международный конкурс артистов балета.
Первым председателем жюри в 1969 году была легендарная балерина Галина Уланова.
Золотые медали
Франческа Зюмбо (Франция) Малика Сабирова (СССР)
Нина Сорокина (СССР)
Патрис Барт (Франция)
Михаил Барышников (СССР)
Юрий Владимиров (СССР)
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 17 Июня 2020, 08.33.30 | Сообщение # 465 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 17 июня 1882 Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ (1882 — 6.4.1971), композитор.
Личность Игоря Стравинского - русского композитора, дирижёра и пианиста - поистине уникальна в музыкальном пространстве 20 века. Его творчество, вобравшее в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи, по силе воздействия, масштабу и значению для современников и потомков сравнивают с творчеством Пикассо в живописи.
Игорь Фёдорович Стравинский родился (5) 17 июня 1882 года в Ораниенбауме близ Петербурга. С творческой средой он был знаком с ранних лет: его отец – прославленный певец Мариинского театра.
Юношей он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции и сблизился с Сергеем Павловичем Дягилевым. Позднее, благодаря Дягилеву и Дебюсси, он быстро вошел в сферы аристократической элиты Парижа.
Первое крупное сочинение Стравинского, фортепианная соната, датируется 1904 годом. А слава пришла к нему вместе с показом «Жар-птицы» в Париже в 1910 году и закрепилась спустя три года скандальной премьерой «Весны священной». После парижской премьеры «Жар-птицы» Стравинский сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза.
Второй период творчества композитора приходится на годы после Первой мировой войны, когда он постоянно жил в Париже и в 1934 году принял французское гражданство. С новым окружением его объединяло как духовное, так и творческое родство. Так он стал блестящим представителем международного авангарда в музыке.
Для балетного театра композитор написал восемь оркестровых партитур: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Игра в карты», «Орфей», «Агон». Переломный момент в творчестве композитора обозначает «Пульчинелла» – балет с пением (1919-1920), после которого было создано еще два подобных произведения - «Байка» и «Свадебка».
Затяжной кризис начался у композитора в 1930-х годах. В 1938–1939 годах он похоронит жену, мать, дочь, и над ним самим нависнет смертельная опасность (острая вспышка туберкулеза, от той же болезни умерли жена и дочь). Эмигрирует в Америку, так до конца жизни и не привыкнув к ее культурным контекстам.
Три произведения являются главными в творчестве Стравинского последнего пятнадцатилетия его жизни. Это «Священное песнопение» (1955-1956), «Плач пророка Иеремии» (1957-1958), «Заупокойные песнопения» (1965-1966).
Высшее достижение Стравинского – Реквием («Заупокойные песнопения»). Он создал его в 84 года, и это произведение отличается истинными художественными прозрениями. Но в 1969 году здоровье его резко ухудшилось.
Скончался великий композитор, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры 20 века, Игорь Фёдорович Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке, был похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 21 Июня 2020, 07.59.30 | Сообщение # 466 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 21 июня 1962 г. родился Виктор ЦОЙ (1962 — 15.8.1990), лидер группы «Кино».
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде, в семье преподавателя физкультуры и инженера. Был единственным ребенком в семье.
С раннего детства у него проявились склонности к рисованию. В 15 лет он окончил среднюю художественную школу, где возникла группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В.Серова (ныне имени Николая Рериха) поступает в СГПТУ-61 на специальность «резчика по дереву».
В молодости Виктор Цой был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее Брюса Ли, имиджу которого стал подражать и увлекся восточными единоборствами.
В конце 1970-х - начале 1980-х годов Виктор стал тесно общаться с Алексеем Рыбиным из любительской группы «Пилигримы». Тогда образовалась панк-группа «Автоматические удовлетворители», в составе которой Цой и Рыбин ездили в Москву. Во время одной из таких поездок Виктора Цоя, поющего под гитару с компанией в электричке, заметил Борис Гребенщиков.
Летом 1981 года ребята основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба. Вскоре группа сменила название на «Кино» и под руководством Бориса Гребенщикова приступила к записи первого альбома «45».
Всего в дискографии Цоя и группы «Кино» - 8 альбомов, с таким известными песнями как: «Последний герой», «Алюминиевые огурцы», «Мама Анархия», «Видели ночь», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и многие другие. Известен Виктор и как киноактер - он снялся в нескольких картинах.
https://youtu.be/jQV5VXfKDYc
В июне 1990 года прошел последний концерт «Кино». После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, сведенный музыкантами группы «Кино» уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 года и получил название «Черный альбом».
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Авария произошла под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километрах от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулем, после чего его «Москвич-2141» темно-синего цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус-250».
19 августа Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.
Смерть Виктора Цоя была шоком для множества поклонников. Среди многих поклонников музыканта ходит фраза: «Цой не умер. Он просто вышел покурить».
Наряду со всеми своими музыкальными талантами Виктор, как выяснилось, был еще и очень талантливым писателем. Его произведение «Романс» спокойно размещается на 5 листах, но затрагивает многие философские вопросы человеческого бытия.19 августа Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.
Смерть Виктора Цоя была шоком для множества поклонников. Среди многих поклонников музыканта ходит фраза: «Цой не умер. Он просто вышел покурить».
Наряду со всеми своими музыкальными талантами Виктор, как выяснилось, был еще и очень талантливым писателем. Его произведение «Романс» спокойно размещается на 5 листах, но затрагивает многие философские вопросы человеческого бытия.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 28 Июня 2020, 18.56.41 | Сообщение # 467 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 28 июня 1841 г. 179 лет назад В Париже состоялась премьера балета Адольфа Адана «Жизель»
28 июля 1841 года на сцене парижского театра Королевской академии музыки состоялась премьера двухактного балета Адольфа Адана «Жизель» (фр. Giselle). Балет был написан специально для итальянской балерины Карлотты Гризи, и он же сделал ее звездой мирового значения.
Либретто «Жизели» написал французский поэт Теофиль Готье по мотивам записанной немецким поэтом Генрихом Гейне старинной легенды о девушках, которые умирали до свадьбы, а потом, превратившись в виллис, мстили путникам, доводя их до смерти в безумных плясках.
В центре сюжета — история юной крестьянки Жизели, которая узнает, что ее возлюбленный жених Альберт на самом деле переодетый граф, и она не сможет выйти за него замуж.
Девушка сходит с ума и погибает. Однако и после смерти она продолжает любить Альберта. Превратившись в виллису, Жизель спасает его от мести своих жестоких подруг.
Постановка балета имела огромный успех. Литератор Жюль Жанен писал: «Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом».
Театр в течение целого месяца давал только «Жизель». В 1841 году состоялось 26 представлений. Спустя год этот спектакль был показан в Санкт-Петербурге. На сцене Парижской Оперы «Жизель» выдержала за 18 лет 150 представлений.
В России «Жизель» получила долгую сценическую жизнь. К концу 19 века, когда балет Западной Европы пришел в упадок, она сохранялась только на русской сцене, а в начале 20 века была возвращена Западу как произведение русской хореографии.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 03 Июля 2020, 17.26.40 | Сообщение # 468 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 3 июля 1864 Митрофан Ефимович ПЯТНИЦКИЙ (1864 — 21.1.1927), основатель и художественный руководитель Русского народного хора, ныне носящего его имя.
Ценитель и исполнитель русских народных песен, основатель и первый художественный руководитель знаменитого хора, носящего сегодня его имя, – Митрофан Пятницкий всю свою жизнь посвятил собиранию и сохранению этого богатства – русского певческого искусства. «Народная песня, – говорил он, – эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».
Пятницкий, оставаясь бессменным художественным руководителем хора до конца жизни, также занимался педагогикой – в 1921-1925 годах он преподавал пение в Третьей студии МХАТ. В 1925 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Республики.
21 января 1927 года Митрофан Ефимович Пятницкий скончался в Москве, где и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В память о нем хор получил имя своего создателя, и сегодня Государственный русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, как и много лет, продолжает вести большую концертную и творческую деятельность.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 10 Июля 2020, 21.20.43 | Сообщение # 469 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 10 июля 1902 г. родился Сергей Яковлевич ЛЕМЕШЕВ (1902 — 26.6.1977), певец (лирический тенор), народный артист СССР (1950).
Лемешев был горячо любим целой армией поклонников и поклонниц. Фактически он олицетворял собой эпоху. Один из уроков, который стоит вынести из творчества Сергея Лемешева, состоит в том, что эмоциональное, прочувствованное пение способно много больше воздействовать на слушателя, чем технически совершенное, но холодное и невыразительное.
Сергей Яковлевич Лемешев родился (27 июня) 10 июля 1902 года в селе Старое Князево Тверской губернии, в крестьянской семье. Лемешев пришел в большое искусство в первые послереволюционные годы, когда тяга простых людей к прежде недоступным в силу социального происхождения сферам была очень высока.
Стремительные изменения, происходящие в стране, романтика революционных лет словно говорили: все возможно, самые дерзкие мечты могут быть реализованы. Этот призыв был обращен в первую очередь к молодому поколению, к выходцам из социальных низов, к которым принадлежал тверской паренек Сережа Лемешев.
Удача сопутствовала не всем. У Лемешева счастливо совпали три компонента – безусловный талант, целеустремленность и везение на встречи с людьми неравнодушными, понимающими. Среди тех, кто принял участие в судьбе Сергея Лемешева следует отметить семью Квашниных (именно они пробудили у юноши тягу к прекрасному и укрепили его уверенность в собственных силах и таланте); педагога Н.Райского и певиц Большого театра Л.Звягину и Э.Павловскую; и Станиславского, встреча с которым сильно повлияла на формирование будущего артиста. Он стал крупнейшим представителем советской вокальной школы.
После окончания Московской консерватории в 1925 году Лемешев дебютировал в Свердловском оперном театре, а в 1931-1965 годах являлся солистом Большого театра СССР.
Всего Лемешевым было спето более 30 различных партий. Среди лучших можно отметить партию Ленского, исполненную им более 500 раз и очень любимую самим певцом. Он был тонким интерпретатором камерной вокальной лирики.
Впервые в 1939 году Сергей Яковлевич исполнил все романсы П.Чайковского (цикл из пяти концертов). Исполнял также русские народные песни и старинные романсы.
Выступал Лемешев и как оперный режиссер. Среди его постановок – «Вертер» (где он одновременно исполнял главную партию, 1957, Москва). В 1959-1961 годах он также являлся художественным руководителем Оперной студии при Московской консерватории. Снимался в кино. Он автор книги «Путь к искусству».
Сергей Яковлевич Лемешев скончался 26 июня 1977 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 15 Июля 2020, 08.38.02 | Сообщение # 470 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 15 июля 1853 г. родилась Мария Николаевна ЕРМОЛОВА (1853 — 12.3.1928), актриса.
«Мария Николаевна Ермолова – это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это – символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности», – говорил К.С. Станиславский.
Мария Николаевна Ермолова родилась (3) 15 июля 1853 года в Москве, в семье театрального суфлера. Семья была очень благочестивой и верующей и жила скромно, даже, пожалуй, бедно. Основной педагогический принцип отца формулировался так: «Жизнь – тяжкий крест, надо с детства приучиться нести его».
С раннего детства проводившая практически все спектакли в суфлерской будке отца, Маша грезила о карьере актрисы. В 1862 году поступила в Московскую театральную школу в балетное отделение, но ее тянуло к драме. Сама Ермолова потом говорила: «Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой... Эта уверенность никогда не покидала меня».
Шестнадцати лет Ермолова выступила на сцене Малого театра, заменив внезапно заболевшую актрису. После первых произнесенных Ермоловой слов в театре раздались рукоплескания: всех поразил ее голос, «идущий из груди и отдающийся в сердце». После в дневнике она записала: «Сбылось то, о чем я пять дней тому назад не смела и мечтать. Я думала, что меня вызовут раз. Меня вызвали двенадцать раз». Несмотря на успех, она несколько лет играла ничтожные роли, пока упорным трудом и несокрушимой настойчивостью не завоевала себе положения. К 1896 году она считалась уже одной из первых артисток не только в России, но и в Европе.
Ее игра завораживала всех. По словам современников, ей удавалось создавать глубокие, противоречивые, сложные образы, которые, вместе с тем, были реальны как сама жизнь. Однако, такого эффекта актриса достигала благодаря не только своему таланту, но и огромной работоспособности, а также педантичности.
Ермолова играла в пьесах Лопе де Вега, Расина, Шекспира, Шиллера, Гюго, Писемского, Островского — всего более двухсот ролей.
В 1920 году советская общественность торжественно отметила 50-летие сценической деятельности Ермоловой. На юбилейном спектакле присутствовал В.И. Ленин. Она первая в стране получила звание Народной артистки Республики.
Умерла Мария Николаевна Ермолова 12 марта 1928 года в Москве.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 24 Июля 2020, 11.13.12 | Сообщение # 471 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 24 июля 1901 г. родился Игорь Владимирович ИЛЬИНСКИЙ (1901 — 13.1.1987), актер Малого театра и кино, народный артист СССР.
И в театре, и в кино его ждала счастливая творческая судьба с множеством ярких и незабываемых ролей. После учебы в студии Федора КОМИССАРЖЕВСКОГО и первых выходов на сцену ему посчастливилось 15 лет работать со Всеволодом МЕЙЕРХОЛЬДОМ, а с 1938 года его домом (с малым перерывом) стал Малый театр. В кино он дебютировал ролью сыщика Кравцова в экранизации фантастического романа Алексея ТОЛСТОГО «Аэлита». Режиссер Яков ПРОТАЗАНОВ сразу подметил комедийный дар актера, его столь важное в эпоху немого кино владение искусством пантомимы и дал раскрыться таланту Ильинского в своих новых картинах «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена», вошедших в золотой фонд советского кино. Бывалов в фильме «Волга-Волга» Григория АЛЕКСАНДРОВА и Огурцов в «Карнавальной ночи» Эльдара РЯЗАНОВА пополнили галерею сатирических персонажей актера, и совсем иные краски Ильинский нашел для роли полководца Михаила КУТУЗОВА в рязановской «Гусарской балладе».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 25 Июля 2020, 20.16.32 | Сообщение # 472 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье, в Алтайском крае. Его отец был расстрелян в 1933 году во время коллективизации.
Шукшин окончил 7 классов школы в селе Сростки. В 1943 году он поступает в Бийский автомобильный техникум. В 1947–1949 годах Шукшин работает слесарем на турбинном заводе в Калуге и на тракторном заводе во Владимире. Будучи в армии, Василий Шукшин служил на Балтийском и Черноморском флотах.
В 1954 году Шукшин поступил на режиссёрское отделение ВГИКа в мастерскую Ромма. Уже во время учёбы в институте он начинает сниматься в кино. Впервые он появился на экранах в 1956 году в фильме С. Герасимова «Тихий Дон». В 1958 году Василий Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора». Ему также удалось опубликовать свой первый рассказ «Двое на телеге», который был напечатан в журнале «Смена».
В 1960 году Шукшин окончил ВГИК, представив в качестве дипломной работы фильм «Из Лебяжьего сообщают», где выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.
В 1963 году Шукшин опубликовал свою первую книгу «Сельские жители». В следующем году он снял по собственному сценарию фильм «Живёт такой парень», который принёс ему первый серьезный успех.
В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии режиссёр получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он снял такие известные фильмы, как «Ваш сын и брат» (1965), «Странные люди» (1969), «Печки-лавочки» (1972).
В 1974 году на экраны вышел знаменитый фильм Шукшина «Калина красная», получивший впоследствии несколько призов российских и зарубежных кинофестивалей. Картина имела грандиозный успех и сделала Василия Шукшина знаменитым.
2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» в станице Клетская Волгоградской области. В 1976 году он был посмертно удостоен Ленинской премии.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 10 Августа 2020, 20.09.45 | Сообщение # 473 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 10 августа 1890 130 лет назад родилась Серафима Германовна БИРМАН (1890 — 11.5.1976), актриса театра и кино, театральный режиссер.
Славу Бирман также принесли роли в кино. Начала сниматься ещё в 1918 году, сыграв эпизодические роли в криминальной драме «А он, мятежный, ищет бури…» и комедии «Заживо погребённый» по мотивам романа Арнольда Беннетта. Оба фильма снял Александр Волков незадолго до эмиграции (считаются утерянными)[5][6]. Вновь стала сниматься с середины 1920-х, в частности, сыграв яркие роли в популярных комедиях «Закройщик из Торжка» (1925) и «Девушка с коробкой» (1927).
В 1944 году исполнила одну из главных ролей в исторической постановке Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» — роль Ефросиньи Старицкой. Изначально режиссёр планировал на неё Фаину Раневскую, однако в кандидатуре ему было отказано, предположительно, из-за ярко выраженных семитских черт актрисы. За эту работу в 1946 году Бирман удостоилась Сталинской премии первой степени и звания Народной артистки РСФСР. Она также исполнила роль Старицкой во втором фильме о Грозном («Сказ второй: Боярский заговор»), снятом через год, однако руководство страны подвергло картину критике, и в прокат она вышла только в 1958 году. Тогда же Бирман вернулась в кино, исполнив ряд характерных комедийных ролей («Безумный день», «Обыкновенный человек»).
Через несколько лет после смерти мужа актриса Серафима Бирман ушла из театра. Но жить вне творчества она не умела, была совершенно беспомощна в быту. Сначала за ней ухаживала домработница, к которой Бирман была очень привязана, но вскоре и этот человек умер. Родственники увезли беспомощную старую актрису в Ленинград. Там ее поместили в сумасшедший дом.
Как вспоминал близкий друг актрисы Ростислав Плятт,
Она пыталась репетировать «Синюю птицу» с соседями по палате, торопясь показать эту работу обожаемому ей Станиславскому! Неукротимая, она и умерла по-бирмановски — ни дня без театра!..
Серафима Германовна Бирман скончалась 11 мая 1976 года. Похоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища рядом с мужем.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 12 Августа 2020, 15.09.39 | Сообщение # 474 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 12 августа 1920 100 лет назад Валентин Иванович ФИЛАТОВ (1920 — 7.8.1979), дрессировщик животных, народный артист СССР. Поставил знаменитый аттракцион «Медвежий цирк», в котором мишки выступали как акробаты, жонглеры, воздушные гимнасты, канатоходцы, наездники, боксеры, мотоциклисты.
Почтовая марка СССР, 1989 год
В 1949 году создал аттракцион «Медвежий цирк», принёсший ему большую известность. Его труппа гастролировала за рубежом и снималась в кино («Арена смелых», «Мишель и Мишутка», «Не все медведи спят зимой»).
С 1956 года гастролировал в Австрии, Бельгии, ГДР, Италии, Канаде, Польше, США, Франции, Японии, Югославии.
В 1975 году выпустил тематическую программу «Цирк зверей».
Член КПСС с 1953 года.
Умер 7 августа 1979 года в Москве от инфаркта. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 13 Августа 2020, 16.28.50 | Сообщение # 475 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 13 августа 1907 г. родилась Тамара Федоровна МАКАРОВА (1907 — 19.1.1997), киноактриса, народная артистка СССР.
Тамара Федоровна Макарова родилась (31 июля) 13 августа 1907 года в Петербурге, в семье военного врача. С детства увлекалась театром. В 1924 году, окончив школу, поступила в актерскую мастерскую, где познакомилась с Сергеем Герасимовым.
В кино Макарова дебютировала в 1927 году в фильме «Чужой пиджак». На этот фильм она попала случайно, буквально с улицы: ее привел ассистент Козинцева и Трауберга. На съемках картины она вновь встретилась с Герасимовым. Молодые люди сблизились и поженились. Вся дальнейшая творческая деятельность Макаровой была связана с мужем.
Всесоюзный успех пришёл к ним в 1936 году с выходом на экраны фильма «Семеро смелых». Далее последовала череда удачных совместных работ – «Комсомольск», «Учитель», «Маскарад». Последняя картина была закончена перед самой войной.
Темы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда занимают большое место в творчестве Макаровой. Супруги оставались в городе до 1943 года. Тамара участвовала в организации обороны Ленинграда, работала сандружинницей, медсестрой.
С 1944 года Макарова преподавала во ВГИКе. В 1968 году она стала профессором этого учебного заведения. Вели преподавание они с мужем совместно, руководили общей мастерской. Среди их учеников такие прославленные артисты как Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Татьяна Лиознова, Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева, Жанна Болотова, Николай Губенко, Евгений Жариков, Лариса Лужина, Сергей Никоненко, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова, Николай Ерёменко-младший, и этот перечень далеко не полный. Делу преподавания Герасимов и Макарова отдавались до конца, были одной семьей со студентами, любили задействовать их в своих фильмах. Деятельность Тамары Федоровны была отмечена многими государственными и кинематографическими наградами.
Тамара Федоровна Макарова прожила наполненную творческую жизнь и скончалась 20 января 1997 года в Москве, где и была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 17 Августа 2020, 06.33.31 | Сообщение # 476 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 17 августа 1935 85 лет назад родился Олег Павлович ТАБАКОВ (1935, Саратов — 12.3.2018, Москва), актер, народный артист СССР, художественный руководитель МХАТ им. Чехова.
Выпускник Школы-студии МХАТ, где его наставником был Василий ТОПОРКОВ, он еще студентом не только сыграл свою первую роль в кино, но и был взят Олегом ЕФРЕМОВЫМ в созданную им студию молодых актеров, вскоре ставшую театром «Современник». Более четверти века актер служил на его сцене, а когда тот стал изменять своим принципам, предпринял самостоятельную попытку возродить студийный дух. Так на свет появилась знаменитая «Табакерка» — театр в подвальном помещении-хранилище угля на углу улицы Чаплыгина.
Табакову, начавшему с набора школьников и воспитавшему два курса ГИТИСа, для официального признания потребовалось более 10 лет. В течение всего этого времени все — от приведения в порядок помещения до постановки спектаклей — строилось на энтузиазме руководителя, его помощников и учеников. Когда по вечерам во дворе выстраивалась очередь желающих попасть на очередное представление, несведущие спрашивали: что дают? за чем стоите? А бывало, увидев у освещенных окон в полутьме собирающихся для проведения очередных работ или репетиций молодых людей, им задавали вопрос: «Кого хороните?» Школу «Табакерки» прошли Елена МАЙОРОВА, Евдокия ГЕРМАНОВА, Владимир МАШКОВ, Евгений МИРОНОВ, Сергей БЕЗРУКОВ.
Всем любителям кино памятны роли Табакова в таких картинах, как «Живые и мертвые», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «Мэри Поппинс, до свидания!», фильмах Никиты МИХАЛКОВА. Когда в 1981 году его «Несколько дней их жизни Обломова» демонстрировали в Нью-Йорке, случился конфуз. Никто не ожидал, что советское кино в то сложное для советско-американских отношений время может вызвать такой интерес. На фуршет в здание представительства СССР при ООН вместо ожидаемых 10—20 человек с премьеры явилась вся публика в вечерних платьях и драгоценностях. На столах в избытке была лишь водка. Когда после приема к исполнителю главной роли Табакову один за другим стали подходить американцы, то у них хватало сил только стукнуть себя в грудь, воскликнуть со слезою в голосе: «Олег, я — Обломов!», чтобы немедленно рухнуть.
И все же главным табаковским киногероем стал кот Матроскин из деревни Простоквашино. Художница мультфильма рисовала его с... голоса Табакова. А сам актер о всеобщем любимце говорил: «У него емкий человеческий характер. Мне близки трезвость, самоирония, энергия, с которой он борется за достижение й цели. Иногда мне кажется, что это существо начало перестройку. Он первым начал опираться на свои силы, давно предлагал экономить и был одним их тех, кто начал работать».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 17 Августа 2020, 20.31.34 | Сообщение # 477 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 17 августа 1942 г. родился Муслим МАГОМАЕВ (1942 — 25.10.2008), певец, народный артист СССР.
Муслим Магометович Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку, в творческой семье: отец был театральным художником (он погиб на фронте), мать – драматическая актриса, дед – Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор, имя которого носит Азербайджанская филармония.
Муслим окончил музыкальную школу при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции, Азербайджанскую консерваторию по классу пения. Первое его выступление состоялось в Баку. Он выступал втайне от семьи, поскольку в семье были против раннего выступления Муслима.
Всесоюзная слава пришла к нему после выступления в Кремлёвском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Его первый сольный концерт прошел 10 ноября 1963 года в концертном зале имени Чайковского.
В 1963 году Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, но эстраду не забыл. В 1964–1965 годах он прошел стажировку в миланском театре «Ла Скала». В 1966 и 1969 годах с большим успехом проведены гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Бруно Кокатрис предложил Магомаеву подписать годовой контракт, но Министерство культуры СССР отказало. Магомаеву даже предлагали стать нелегальным эмигрантом или «политическим» беженцем, но он отказался.
В 1969 году на фестивале в Сопоте Магомаев завоевал первую премию, а в Каннах – «Золотую пластинку». В 1973 году в возрасте 31 года он стал Народным артистом СССР.
Слава Магомаева в 1960-1970-е годы была огромной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу и за рубежом, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. До сего дня на постсоветском пространстве его любят и слушают.
В репертуар певца входило более 600 песен, а его дискография насчитывает 45 грампластинок и 15 компакт-дисков. К тому же Магомаев был известен не только как прекрасный певец, также он писал музыку для театра и кино, сочинял песни и очень любил рисовать.
Народный артист СССР Магомаев был награжден многими государственными и общественными наградами России и Азербайджана. В 1998 году он отошел от активной гастрольной и творческой работы и последние годы прожил в Москве. Занимался живописью и общественной деятельностью, вел свой сайт, общался с поклонниками.
Умер Муслим Магометович Магомаев в Москве 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет после продолжительной болезни.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 27 Августа 2020, 14.48.45 | Сообщение # 478 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 27 августа 1896 г. родилась Фаина Георгиевна РАНЕВСКАЯ (1896, Таганрог — 19.7.1984, Москва), великая актриса, народная артистка СССР.
Раневская стала настоящей легендой советского кинематографа. Её слава была ей и наградой, и наказанием. Из-за её знаменитой фразы «Муля, не нервируй меня» актрису постоянно ассоциировали с её героиней в фильме «Подкидыш». Этот привязчивый образ изрядно попортил нервы великой актрисе...
Фаина Георгиевна Раневская (Фельдман) родилась (15) 27 августа 1896 года в Таганроге, в еврейской семье. Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с 14 лет.
В 1915 году Фаина переехала в Москву, где, окончив частную театральную школу, начала играть на театральной сцене. Правда начинала она с провинциальных театров Керчи, Феодосии и Ростова-на-Дону. После Октябрьской революции 1917 года она стала актрисой Передвижного театра «Первый советский театр», где проработала до 1924 года. В последующие годы Раневская много поездила по стране, играя в спектаклях различных театров. С 1931 года она - актриса московского Камерного театра, затем (с 1935) - центрального театра Красной Армии.
В годы Великой Отечественной войны она была эвакуирована в Ташкент, где работала на местной киностудии.
В послевоенные годы Раневская играла на сцене Театра им.Маяковского, в 1949 году вошла в труппу театра им. Моссовета, где проработала до конца жизни (правда с перерывов - в 1955-1963 годах она была актрисой театра им. А.С. Пушкина).
Не менее активно Фаина Георгиевна снималась и в кино, где дебютировала еще в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». Всего в фильмографии актрисы - около 30 киноролей, среди которых наиболее известные работы в картинах: «Подкидыш» (1939), «Мечта» (1941), «Свадьба» (1944), «Небесный тихоход» (1945), «Слон и веревочка» (1945), «Весна» (1947), «Золушка» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Сегодня новый аттракцион» (1966) и другие.
Раневская была из тех людей искусства, что считают свой талант проклятьем. «Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...», – сказала она однажды. И вправду – одиночество её было просто космическим. Ни мужа, ни детей, ни одного близкого человека.
Раневская — единственная актриса, которая не прославилась бурными романами, хотя слухов вокруг нее ходило достаточно, как и о всяком очень известном человеке. Так или иначе, единственным существом, скрашивавшим одиночество актрисы, была подобранная ею дворняжка, которую она любила так, как можно любить только единственного ребенка.
Впрочем, Раневская никогда не теряла чувства юмора. Её остроумие осталось в памяти людей россыпью афоризмов и правдивых анекдотов. Однажды Раневская после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась, и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: «Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?».
За год до своей смерти Раневская отказалась от работы в театре. «Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости», — говорила актриса. Она ещё была полна духовных сил и вдохновения, но здоровье уже не позволяло играть в полную силу. Народная артистка СССР Раневская была награждена многими государственными наградами.
19 июля 1984 года после инфаркта и пневмонии великая актриса Фаина Георгиевна Раневская умерла в Москве и была похоронена на Донском кладбище столицы.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 08 Сентября 2020, 15.05.02 | Сообщение # 479 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 8 сентября 1919 г. родилась Людмила Васильевна ЦЕЛИКОВСКАЯ (1919 — 3.7.1992), актриса («Сердца четырех», «Воздушный извозчик», «Иван Грозный»).
В 40-е годы прошлого века очаровательная и неподражаемая Людмила Целиковская стала настоящим кумиром для множества жителей Советского Союза, снявшись в музыкальных комедиях военного времени «Антон Иванович сердится», «Близнецы», «Сердца четырёх», «Воздушный извозчик» и «Беспокойное хозяйство».
Людмила Васильевна Целиковская родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани. Родители будущей звезды советского кино посвятили свою жизнь искусству: отец, Василий Васильевич Целиковский был известным дирижером и педагогом, народным артистом РСФСР, а мать, Екатерина Лукинична, выступала как оперная певица. Девочке было шесть лет, когда семья переехала в Москву по совету врачей, порекомендовавших смену климата. В столице здоровье Людмилы быстро пришло в норму.
Обнаружив у дочери прекрасный слух, родители отдали ее в Гнесинскую школу, мечтая о том, что она станет профессиональной пианисткой. Однако Людмила уже в юные годы начала все больше увлекаться театром.
Получив аттестат, Целиковская сразу же подала документы в Театральное училище им. Щукина. Прочитав на экзамене «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина» и спев романс, она покорила приемную комиссию. Актриса впервые вышла на сцену еще в студенческие годы. Дебют состоялся в Московском театре им. Вахтангова, где Целиковская получила роль в постановке «Слуга двух господ».
В 1938 году артистку утверждают на роль пионерки Вали в кинофильме «Молодые капитаны». Тогда же Целиковская, влюбившись, выходит замуж за своего однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева.
Известность к Людмиле Целиковской пришла сразу после выхода на экраны фильма «Воздушный извозчик», сценарий которого Валентин Катаев создавал специально для актрисы. Артистку, представшую в образе Наташи Куликовой, узнал и полюбил весь Советский Союз. На съемках 23-летняя Целиковская влюбилась Михаила Жарова, который был значительно старше ее и женат. Артисты, приняв решение уйти от своих официальных супругов, зарегистрировали брак. В годы войны пара вместе выступала перед советскими воинами, в том числе, летчиками 3-й воздушной армии.
После войны на экраны вышел фильм «Сердца четырех» режиссера Константина Юдина. Картина, в которой сыграли такие звезды советского кино, как Валентина Серова, Евгений Самойлов и Павел Шпрингфельд, была снята незадолго до начала Великой Отечественной войны. Зрители увидели ленту лишь после Победы, в 1945 году. Фильм имел очень большой успех, а Целиковская впоследствии признавалась, что картина стала для нее любимой, ведь ей довелось сыграть практически саму себя.
Также в 1945-м на советские экраны вышел фильм «Иван Грозный» выдающегося отечественного режиссера Сергея Эйзенштейна, в котором Целиковская сыграла царицу Анастасию. Практически все ведущие актеры, снимавшиеся в ленте, позже стали лауреатами Сталинской премии, а вот имя Целиковской Сталин сам вычеркнул из этого списка, отметив, что «такими царицы не бывают». Согласившись сотрудничать с Эйзенштейном, Целиковская чуть не была исключена из труппы театра Вахтангова – руководство устало терпеть постоянное отсутствие артистки. Лишь после того, как в театр написал Эйзенштейн, актриса смогла продолжить работу.
В последующие годы она снялась в фильмах Константина Юдина «Близнецы» и Михаила Жарова«Беспокойное хозяйство». Сценарий последнего был написан специально для жены Целиковской. Эта романтическая комедия военного времени получила холодный прием со стороны критиков, но имела ошеломительный успех у зрителей.
В конце 1940-х годов Людмила развелась с Жаровым и вскоре вышла замуж за успешного советского архитектора Каро Алабяна, после чего в ее жизни одна за другой начали появляться серьезные проблемы. Супруг артистки попав в немилость к Л.Берии, лишился работы и московской квартиры. От ареста Алабяна тогда спасло лишь заступничество Анастаса Микояна. В 1949 году у Целиковской появился на свет сын Александр.
Самой известной работой 1950-х годов актрисы в кино стала роль в картине «Попрыгунья», получившая Серебряного льва на фестивале в Венеции. Картина стала одной из лучших в карьере Целиковской, однако актриса не была никак отмечена. Звание Народной артистки РСФСР ей присвоили лишь через восемь лет.
После смерти Каро Алабяна в 1959 году Людмила в 1960-х связывает свою судьбу с театральным режиссером Юрием Любимовым. Актриса, придумывавшая постановки для различных спектаклей и помогавшая супругу бороться с чиновниками-бюрократами, сыграла большую роль в становлении Театра на Таганке. Тогда частыми гостями у Любимова и Целиковской в квартире бывали Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Федор Абрамов и другие известные культурные деятели того времени. Продолжала актриса и периодически сниматься в кино.
Коллеги вспоминали Людмилу Васильевну как задорную и неунывающую. Обожавшая музыку, книги и живопись, она любила играть в теннис и собирать в лесу грибы, хорошо готовила и вязала. Несмотря на всесоюзную известность, была совершенно лишена «звездности» и самолюбования.
В последние годы жизни она тяжело болела. Врачи диагностировали у актрисы рак, но она не знала о страшном диагнозе.
Скончалась Людмила Васильевна Целиковская 4 июля 1992 года в Москве. Похоронили артистку на столичном Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Каро Алабяна.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 14 Сентября 2020, 14.53.58 | Сообщение # 480 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
| 14 сентября 1865 155 лет назад родился Мамонт Викторович ДАЛЬСКИЙ /НЕЕЛОВ/ (1865 — 21.6.1918), актер.
Мамонт Викторович Неелов родился 2 сентября 1865 года в Кантемировке Харьковской губернии в семье дворянина, судьи и предводителя дворянства Виктора Владимировича Неелова.
Поступил на юридический факультет Харьковского университета, но в 1885 году оставил учёбу ради сцены и в 1886 году получил ангажемент в труппе Воронцова в Вильно и быстро занял место ведущего актёра.
С 1900 года он гастролировал в провинции, выступал на столичных сценах и в частных театрах, организовывал публичные вечера трагедий, исполняя отрывки из своих лучших ролей. В последний раз Дальский появился на сцене в 1916 году. Пытался безуспешно создать собственный театр; свой проект театра показывал М. Горькому и Ф. Шаляпину в 1915 году.
В 1917 году Мамонт Дальский, давно интересовавшийся идеями Бакунина и Кропоткина, объявил себя анархистом и вступил во Всероссийскую федерацию анархистов-коммунистов; 14 января 1918 года был арестован по указанию управляющего делами Совета народных комиссаров В. Д. Бонч-Бруевича, однако вскоре отпущен.
Погиб в Москве 21 июня 1918 года: сорвался с подножки трамвая, отправляясь в гости к Шаляпину. Газета «Раннее утро» сообщала 9 июня:
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |