Мировая музыка, эстрада, артисты, актеры и др. на марках
|
|
Sokol | Дата: Воскресенье, 28 Февраля 2021, 08.37.46 | Сообщение # 511 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Алексей Смирнов советский актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР
родился 28 февраля 1920 101 год назад — 7 мая 1979 42 года назад
Алексей Макарович Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов Ярославской губернии. С детских лет он мечтал стать актером. В 1940 году Алексей окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и некоторое время работал актером эстрады.
С началом Великой отечественной войны Смирнов ушел добровольцем на фронт и служил в разведке, пройдя практически всю войну до конца. За мужество и героизм он был награжден многими орденами и медалями. Однако встретить победу в Берлине ему не удалось. Во время одного из боев он был сильно контужен и после длительного лечения в госпитале комиссован домой.
Острохарактерные комедийные роли сделали Смирнова любимцем советских зрителей, но сам актер всегда мечтал играть драматические роли. Их, к сожалению, очень мало в его творческой биографии. Среди таких работ — роли в фильмах «Житие и вознесение Юрася Братчика» (1967) и «В бой идут одни «старики»» (1974).
Последние годы жизни Алексея Макаровича сложились непросто. Из-за многочисленных болезней и злоупотребления алкоголем он мало снимался. Особенно актер сожалел, что не смог сняться в последнем фильме своего лучшего друга Леонида Быкова — «Аты-баты, шли солдаты...».
Последними крупными работами Смирнова в кино стали роли в фильмах «Соло для слона с оркестром» (1975), «Маринка, Янка и тайны королевского замка» (1976), «Дипломаты поневоле» (1977), «Лес, в который ты никогда не войдешь» (1978). Всего за свою кинокарьеру он снялся более чем в семидесяти фильмах, но почти никогда — в главных ролях. Несмотря на это, популярность Смирнова была всенародной.
В обычной жизни Алексей Макарович был совсем не таким, как его экранные герои. Он был в высшей степени интеллигентным, очень начитанным и тонким человеком. А еще он был одиноким, но на эту тему старался не распространяться. Тяжелая контузия, полученная им во время войны, привела к тому, что он не мог иметь детей. Общаться с женщинами Смирнов не умел, да и комплексовал по поводу своей внешности. Поэтому семью он так и не создал. Единственная женщина, которую он обожал, и которая была с ним рядом — это его мама. Жили они очень скромно, в ленинградской коммуналке.
У актера было хобби — он коллекционировал бабочек, скорпионов, змей, жуков, ящериц… Пойманные экземпляры он спиртовал или накалывал на булавки и хранил дома.
Умер Заслуженный артист РСФСР Алексей Макарович Смирнов 7 мая 1979 года в Ленинграде (сегодня — Санкт-Петербург). Он скончался от сердечного приступа, узнав о гибели своего друга Леонида Быкова.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 02 Марта 2021, 07.42.12 | Сообщение # 512 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| 2 марта 1936 85 лет назад родилась Ия Сергеевна САВВИНА (1936, Воронеж - 27.8.2011, Москва), актриса театра и кино («Дама с собачкой», «Анна Каренина», «История Аси Клячиной...», «Гараж»).
Ия Саввина не имела актерского образования. Старт в профессию ей дал студенческий театр МГУ, где она занималась, параллельно с учебой на журфаке. Туда золотая медалистка и умница Ия поступила, обойдя аж 13 таких же медалистов.
Именно на сцене студенческого театра ее увидел Алексей Баталов и рассказал режиссеру Хейфицу, что знает идеальную "даму с собачкой". В итоге ей и досталась роль в знаменитой экранизации, которая вышла на экраны в 1960 году.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 04 Марта 2021, 18.42.53 | Сообщение # 513 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| 4 марта 1877 г. 144 года назад На сцене Большого театра состоялась премьера балета Чайковского «Лебединое озеро»
(20 февраля) 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Авторами либретто были директор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер, а постановщиком – балетмейстер Вацлав Рейзингер.
Трудно поверить, но премьера единственной прижизненной постановки композитора успеха не имела. Это был почти провал. Среди причин специалисты называют слабую хореографию, которая в конечном счете и определила общее холодное восприятие спектакля публикой и критикой.
Лишь спустя восемнадцать лет, уже в Санкт-Петербурге, в хореографии Петипа и Иванова «Лебединое озеро» потрясет и зрителей, и критиков. С тех пор «Лебединое озеро» стало классикой мировой хореографии и главным спектаклем лучших балетных сцен мира.
Версия Петипа-Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», кроме крайне модернистских. Чаще всего используется каноническая хореография белого акта и «чёрный» Pas d’action Мариуса Петипа.
Но влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире простого повторения отдельных ее элементов. В ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П.И. Чайковского.
Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки Чайковского прочно вошли в театральный обиход. На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 08 Марта 2021, 07.42.06 | Сообщение # 514 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| 8 марта 1906 115 лет назад родился Александр Артурович РОУ (1906 — 28.12.1973), кинорежиссер — постановщик сказок («Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Новые похождения Кота в сапогах», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы»).
Помимо сказок снимал режиссер и другие фильмы - ему принадлежат экранизации произведений Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (1952) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), а также картина «Тайна горного озера» (1954), стереофильмы «День чудесных впечатлений» (1949) и «Драгоценный подарок» (1956), постановка фильма-балета «Хрустальный башмачок» (совместно с Р.Захаровым в 1961 году).
Народный артист РСФСР, крупнейший мастер киносказки - Александр Артурович был награжден орденами Октябрьской Революции и Знак Почёта, а также медалями. Ряд его картин были отмечены призами различных международных и всесоюзных кинофестивалей.
Умер выдающийся сказочник Александр Артурович Роу 28 декабря 1973 года в Москве.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 13 Марта 2021, 09.29.02 | Сообщение # 515 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Ирина Бугримова советская артистка цирка, первая в мире женщина-дрессировщик львов
Ирина Николаевна Бугримова родилась 13 марта 1910 года в Харькове. Отец ее был профессором ветеринарии, нередко лечил животных на ипподроме и в цирке. Ирина с 12 лет часто ассистировала ему при операциях. Мать получила музыкальное образование, хорошо играла на фортепьяно, рисовала, увлекалась искусством фотографии.
Ирина была четвертой девочкой в семье. В семь лет ее отдали в музыкальную школу и в балетную студию при Харьковском оперном театре. Однако пришло новое увлечение – спорт. Бугримова стала сочетать балет со спортом. Она была чемпионкой Украины сразу по нескольким видам спорта, несколько раз занимала на Всесоюзных спартакиадах первые места. К этому времени быть балериной ей уже расхотелось, появились мечты стать каскадером.
Именно в этот период жизни Бугримова познакомилась со своим будущим мужем и партнером по творчеству Александром Буслаевым. Совместно они создали цирковой номер «Полет на санях».
В 1937 году советский цирк закупил группу дрессированных леопардов, и управляющий цирками Данкман совершенно неожиданно предложил Бугримовой совместить трюки и дрессуру. Такого в цирке еще не бывало. Но Данкман хотел получить первую в советском цирке женщину-укротительницу.
За свою цирковую жизнь Бугримова выдрессировала 80 львов. Первый – Цезарь – стал другом на долгие годы. С искусством знаменитой укротительницы были знакомы зрители всего мира. Ее львы выполняли невероятные по тому времени номера: ходили по канату, вместе с укротительницей качались на качелях под куполом цирка.
С 1976 года Бугримова не работала на арене, но вела активную общественную жизнь. Ирина Николаевна была председателем Совета ветеранов Российской государственной цирковой компании, членом президиума ЦДРИ, Общества защиты животных, была удостоена многочисленных наград. Также она в течении нескольких лет принимала госэкзамены в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева и консультировала Российскую государственную цирковую компанию.
Умерла великая дрессировщица Народная артистка СССР Ирина Николаевна Бугримова в Москве 20 февраля 2001 года, была похоронена на Троекуровском кладбище столицы.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 22 Марта 2021, 18.25.28 | Сообщение # 516 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Георгий Жженов советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР
Георгий Степанович Жжёнов родился в Петрограде (9) 22 марта 1915 года. Окончил Эстрадно-цирковой техникум в Ленинграде в 1932 году, учился на акробатическом отделении. В 1935 году окончил актерское отделение Ленинградского государственного театрального училища.
В 1931 году Жжёнов дебютировал в фильме «Путёвка в жизнь». После убийства Кирова был осуждён его старший брат Борис. Семью выслали в Казахстан. Георгий проявил упрямство и отказался от высылки, и был арестован, но по ходатайству Сергея Герасимова он был освобождён и отправлен на киностудию Ленфильм.
В 1949 году Георгий вновь был арестован и освобожден лишь в 1954 году.
С 1954 по 1962 годы работал в Ленинградском областном драматическом театре им. Ленсовета. В 1969 году стал актером театра им. Моссовета.
Судьба Жжёнова драматична. Долгое время у него не было ролей, в которых он мог бы раскрыть свой творческий потенциал. Но затем он начал много сниматься и был востребован. Зрители запомнили его по роли автоинспектора в фильме «Берегись автомобиля» (1966, режиссер Эльдар Рязанов), Бессонова в фильме «Горячий снег» (1973, режиссер Гавриил Егиазаров), командира экипажа Андрея Тимченко в фильме-катастрофе «Экипаж» (1979, режиссер Александр Митта) и многих других.
В 1975 году актер стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, получил серебряную медаль им. Довженко, стал Народным артистом СССР.
В 1990-х годах он получает ряд наград: приз за вклад в отечественное киноискусство на кинофестивале «Созвездие» (1992), премию кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» (1995), премию ассоциации деятелей культуры «Хрустальная Турандот», премию «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1997), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и II степени (1996, 2000).
Георгий Степанович Жжёнов скончался 8 декабря 2005 года на 91-м году жизни от рака легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 06 Апреля 2021, 05.21.19 | Сообщение # 517 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Василий Меркурьев советский актер театра и кино, педагог и режиссер, Народный артист СССР
6 апреля 1904 117 лет назад — 12 мая 1978 43 года назад
Василий Васильевич Меркурьев родился (24 марта) 6 апреля 1904 года в городе Остров Псковской губернии. Уже с детства он мечтал стать артистом и все свободное время проводил в школьном драматическом кружке. В 16 лет Василий стал актером местного театра и дебютировал на сцене ролью в постановке «Борис Годунов».
После окончания школы в 1921 году он уехал Ленинград, где поступил в институт сценических искусств, в мастерскую Л.Вивьена. Окончив его в 1926 году, Меркурьев через два года пришел в труппу Ленинградского театра актерского мастерства к своему же учителю, а в 1937 году стал актером Ленинградского театра драмы имени А.С.Пушкина, где проработал до конца жизни.
На сцене Василий работал с такими «звездами» театра, как Ю.Юрьев, Е.Корчагина-Александровская и другими. Он создал много интересных разноплановых ролей, всегда ярких и очень жизненных. Причем актер одинаково органично существовал как в комедийных, так и в драматических ролях, среди которых работы в спектаклях — «Правда хорошо, а счастье лучше» и «Поздняя любовь» А.Островского, «Горе от ума» А.Грибоедова, «Петр I» А.Толстого, «Высокая волна» Г.Николаевой, «Сын века» Куприянова, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Сонет Петрарки» Н.Погодина и другие. Хотя в кино Меркурьев дебютировал еще в 1924 году в картине «Девятое января», но активно он начал сниматься только с середины 1930-х годов. Его кинокарьера началась с роли в драме Б.Шписа и Р.Мильмана «Инженер Гофф» (1935). Затем были роли в картинах «Возвращение Максима» (1937), «Танкисты» (1938), «Член правительства» (1939) и другие.
С началом Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Новосибирск. Вместе с ним уехал и Меркурьев с семьей. В эвакуации Василий продолжил заниматься творчеством, выступая со спектаклями и обучая молодых актеров. Вернувшись в Ленинград в 1947 году, он продолжил работу в Пушкинском театре как актер, а также пробовал свои силы в театральной режиссуре. В его активе постановки спектаклей «Мещане», «Три сестры», «Чапаев».
Долгие годы Меркурьев был женат на Ирине Мейерхольд (дочери известного режиссера В.Мейерхольда), с которой познакомился еще в 1934 году. Они были очень привязаны друг к другу и прожили вместе 44 года. У них было трое детей — дочери Анна и Екатерина, и сын Петр, который также стал актером. Еще в семье воспитывались трое племянников-сирот — Виталий, Евгений, Наталья — дети репрессированного брата. Безгранично талантливый и непосредственный, Василий Васильевич был очень скромным и ответственным человеком, без дела сидеть не мог. В свободное от работы время он отправлялся на дачу к любимым грядкам или на рыбалку, а еще он очень любил цирк и музыку, особенно Мравинского и песни Шаляпина.
Умер великий актер Василий Васильевич Меркурьев 12 мая 1978 года в Ленинграде, был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 12 Апреля 2021, 06.02.29 | Сообщение # 518 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Ефим Копелян советский актер театра и кино, Народный артист СССР
12 апреля 1912 109 лет назад — 6 марта 1975 46 лет назад
Ефим Захарович Копелян родился (30 марта) 12 апреля 1912 года в городе Речица Минской губернии.
После школы Ефим работал слесарем на заводе «Красный путиловец» (Ленинград), в 18 лет поступил на архитектурный факультет Академии художеств. Студентом подрабатывал статистом в Большом драматическом театре, поступил в студию при театре. В студии зарекомендовал себя как характерный актер.
По окончании студии Копелян был принят в основной состав БДТ. Первые годы в театре не были отмечены особыми удачами. Война застала БДТ в Баку на гастролях. Копелян вступил в Народное ополчение, на фронт попасть не успел и остался в «Театре Народного ополчения», который вскоре превратился в «Ленинградский фронтовой агитвзвод».
11 февраля 1943 года БДТ первым из эвакуированных театров вернулся в Ленинград, с июля Копелян вновь актер БДТ.
К середине 1940-х годов Копелян – «первый отрицательный герой БДТ», но не миновал его и романтический репертуар. Сыграно было много ролей: Мачек («Под каштанами Праги» Симонова, 1946), Боб Мерфи («Русский вопрос» Симонова, 1947), Рюмин («Дачники» Горького, 1949), Дон Сезар де Базан («Рюи Блаз» Гюго, 1952) и многие другие.
С 1956 года у него практически не было проходных ролей. Актерской удачей можно назвать Марио («Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи, 1958) и Ильина («Пять вечеров» А. Володина, 1959) в спектаклях Товстоногова. Поразительно было его умение молчать и думать на сцене, тревожа воображение зрителя. В короткие сценические мгновенья актер успевал сыграть человеческую судьбу.
Копелян много снимался в кино и на телевидении. Среди его лучших ролей в кино - Савва Морозов («Николай Бауман», 1968), Свидригайлов («Преступление и наказание», 1970). Снимался он в телевизионных фильмах «Старая крепость», «Крах инженера Гарина», «Соломенная шляпка», «Вечный зов» и многих других.
Неповторимым было его чтение текста от автора в фильмах «Семь нот в тишине» (1967), «Встречи с Горьким» (1969), «Память» (1971) и телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны».
Умер Ефим Захарович Копелян в Ленинграде 6 марта 1975 года.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 17 Апреля 2021, 10.23.24 | Сообщение # 519 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Борис Щукин советский актер театра и кино, Народный артист СССР
17 апреля 1894 127 лет назад — 7 октября 1939 82 года назад
Борис Васильевич Щукин родился (5) 17 апреля 1894 года в городе Кашира Тульской губернии (по другим данным - в Москве), в семье служащего. По окончании в 1913 году реального училища поступил в МВТУ на механический факультет. Во время гражданской войны сражался в частях Красной Армии.
В 1920 году он обучается в театральной студии драматических актёров у Е. Б. Вахтангова, а затем становится членом труппы «Театра имени Вахтангова», в котором он работал до конца своих дней. Первой главной ролью Щукина была роль канцлера в спектакле «Принцесса Турандот» в 1922 году.
В 1935 году на экраны выходит фильм «Лётчики», в 1936 году – «Поколение победителей». В 1936 году Щукин удостаивается звания Народного артиста Советского Союза.
В конце 1930-х годов Борис Васильевич первым создаёт образ вождя мирового пролетариата Ленина на сцене и киноэкране. Он играет Ленина в театральной постановке «Человек с ружьём» (1937 год) и в кинокартинах «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939 год). Именно его исполнение роли Ленина стало впоследствии традиционным для советского кинематографа.
Также Щукин совместно с другими режиссёрами принимал участие в постановке спектаклей: «Темп» Н.A. Погодина, «Человеческая комедия» по О.Бальзаку, «Барсуки» Л.М. Леонова, «Аристократы» Н.Ф. Погодина и др. Вёл педагогическую работу в школе при театре.
Но жизнь гениального актёра оборвалась в совсем молодом возрасте — сердце не выдержало... Борис Васильевич Щукин скончался 7 октября 1939 года в Москве.
В 1939 году Московскому театральному училищу присвоено имя Бориса Васильевича Щукина.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 30 Апреля 2021, 06.35.18 | Сообщение # 520 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| 30 апреля 1971 г. 50 лет назад В Москве на Ленинских горах открылся новый цирк
30 апреля 1971 года открылся новый «Большой Московский Цирк» на Ленинских (Воробьевых) горах. Он был построен по проекту группы архитекторов и инженеров под руководством Белопольского.
Зрительный зал цирка представляет собой амфитеатр высотой 36 метров. Он состоит из 23 рядов (3400 мест). В огромном машинном зале на глубине 18 метров располагаются пять сменных манежей. Большой Московский цирк является одним из самых крупнейших стационарных цирков в мире.
Благодаря хорошо отлаженной технике и электронике, смена манежей происходит за пять-шесть минут. Во многих спектаклях цирка задействованы все пять манежей: конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. Шестой манеж – репетиционный.
На время капитального ремонта цирка на Цветном бульваре (1985—1989) Большой цирк был единственным стационарным цирком в Москве.
В настоящее время Большой Московский Государственный цирк — культурно-развлекательное учреждение со своими режиссерами, балетмейстерами, музыкантами, артистами, художниками, мастерами. Артисты цирка выступают практически во всех известных цирковых жанрах. За время своего существования цирк представил более ста программ.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 01 Мая 2021, 20.57.27 | Сообщение # 521 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Федор Хитрук советский и российский мультипликатор, режиссер, педагог, Народный артист СССР
1 мая 1917 104 года назад — 3 декабря 2012 9 лет назад
Талантливый режиссер-мультипликатор, легенда отечественного анимационного кино – Федор Хитрук за свою почти полувековую работу на «Союзмультфильме» создал множество всеми любимых персонажей мультиков – и прежде всего это, конечно же, Винни-Пух. Все его фильмы – шедевры, уже ставшие неотъемлемой частью национальной культуры, – навсегда останутся не только как явление анимационного искусства, но и как фантастическая школа для всех.
Федор Савельевич Хитрук родился (18 апреля) 1 мая 1917 года в Твери. Впервые за рисование он взялся в Германии, куда его отец с семьей был командирован в 1931 году. Там Федор учился в художественно-ремесленном училище в Штутгарте, а по возвращении в Москву он продолжил обучение и в 1936 году окончил Художественный техникум, а затем – Институт повышения квалификации художников-графиков (1938).
Народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии ГДР по искусству, премии президента РФ в области литературы и искусства – Федор Хитрук был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, специальным призом президента России «За выдающийся вклад в развитие российского кино», призами многих международных и отечественных кинофестивалей.
3 декабря 2012 года великий аниматор, мэтр отечественной мультипликации Федор Савельевич Хитрук скончался в Москве на 96-м году жизни.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 11 Мая 2021, 08.28.46 | Сообщение # 522 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| 11 мая 1873 год - В Большом театре поставлена сказка «Снегурочка»
Снегурочка — пьеса-сказка в четырёх действиях с прологом Александра Островского. Окончена драматургом 31 марта 1873 года. Напечатана в журнале «Вестник Европы», № 9.
В основе сюжета русская народная сказка, почерпнутая Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» А.Н. Афанасьева.
В первый раз поставлена в Москве, на сцене Большого театра, 11 мая 1873 года, в бенефис артиста Живокини. Композитором П.И. Чайковским была написана к «Снегурочке» музыка.
Появление стихотворной пьесы «Снегурочка» было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная.
С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А.Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П.И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку».
Новаторский характер «весенней сказки» привел к непониманию многих современников. Островского знали как реалиста и сатирика, и пьеса воспринималась как нарушающая закономерности его творчества. Пьесу называли «бессодержательной» и «фантастической».
Н.А. Некрасов уклонялся от публикации пьесы в «Отечественных записках», хотя Островский там постоянно публиковался. Поэтому она была напечатана Михаилом Стасюлевичем в «Вестнике Европы».
В Петербурге, на сцене Александринского театра, постановка состоялась лишь 27 декабря 1900 года, в бенефис артиста Варламова.
В 1881 года композитор Н.А. Римский-Корсаков написал на текст пьесы оперу «Снегурочка». Опера поставлена в Петербурге 29 января 1882 года, в бенефис хора; в Москве, на сцене частного оперного театра — 8 октября 1885 года. На сцене Большого театра в Москве постановка состоялась 26 января 1893 года.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 18 Мая 2021, 16.57.35 | Сообщение # 523 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| 18 мая 1958 год - На Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь» получил советский фильм «Летят журавли»
11-й Каннский кинофестиваль проходил со 2 по 18 мая 1958 года в Каннах, Франция.
«Летят журавли» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года.
О триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году в СССР сообщали сдержанно. В заметке без названия и фотографий в «Известиях» не были упомянуты ни режиссёр, ни автор сценария фильма.
Фильм «Летят журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.
На фестивале название фильма было переведено как фр. Quand passent les cigognes (буквально «Когда пролетают аисты»), поскольку дословный перевод слов «журавль» (grue, на сленге также «проститутка») и «лететь» (voler, омоним также «красть») дал бы второй смысл «проститутки воруют».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 22 Мая 2021, 16.39.33 | Сообщение # 524 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Никита Богословский советский и российский композитор, пианист, дирижер, Народный артист СССР
22 мая 1913 108 лет назад — 4 апреля 2004 17 лет назад
Никита Владимирович Богословский родился 22 мая 1913 года в Санкт-Петербурге. Талант его был замечен с самого детства. Еще школьником брал уроки у классика русской музыки Александра Глазунова. Первым его сочинением был вальс, написанный им в 8-летнем возрасте и посвященный дню рождения дочери Леонида Утесова.
В 15-летнем возрасте в Ленинградском театре музыкальной комедии состоялась премьера оперетты «Ночь перед Рождеством», написанная юным композитором. Самого Богословского на премьеру не пустили, билетерша заявила: «Мальчик, тебе нельзя, придешь с мамой в воскресенье на утренник».
В списке произведений Богословского – симфоническая и камерная музыка, сочинения для музыкального театра, песни и музыка к кинофильмам и мультфильмам.
Композитор сочинил музыку к 52 драматическим спектаклям; 58 художественным фильмам, написал около 200 песен, среди которых такие популярные, как «Я на подвиг тебя провожала», «Любимый город», «Спят курганы темные», «Темная ночь», «Шаланды», «Три года ты мне снилась», «Лизавета», «Старый извозчик», «Днем и ночью», «Почему ж ты мне не встретилась», «Уходит бригантина», «Звезда моих полей», «Аленушка», «Солдатский вальс», а также музыкальную картинку «Старая Одесса», две увертюры в классическом стиле, музыку для многочисленных эстрадных спектаклей и радиопостановок.
https://youtu.be/JFsjVy_X0kU
Как дирижер Богословский выступал в России и за рубежом, с концертами и творческими вечерами объездил весь мир. Он был очень разносторонним человеком: опубликовал множество статей, заметок, критических материалов, написал ряд книг, вел авторские передачи на телевидении и радио.
В разные годы увлекался разведением экзотических рыбок, содержал 3 огромных аквариума. Еще одной признанной «специальностью» Никиты Владимировича был розыгрыш друзей, который иногда строился по сложным законам драматургии.
Однажды Никита Богословский вместе со своим приятелем и коллегой композитором Сигизмундом Кацем гастролировал в Донбассе. Концерты шли одновременно на двух площадках. На одной первое отделение отрабатывал Кац, на другой площадке – Богословский. В антракте музыкантов быстренько меняли местами – оперативно развозили на машинах. Гастроли затянулись, композиторы-артисты ужасно надоели друг другу, и Богословский решил положить конец их выступлениям.
В своём первом отделении концерта он вышел на сцену и сказал: – Здравствуйте, меня зовут Сигизмунд Кац… А потом отыграл и спел весь его репертуар.
После «рокировки» на ту же сцену вышел другой человек, тоже представился Сигизмундом Кацем и заиграл уже слышанные зрителями мелодии…
Что тут началось: скандал, из обкома позвонили в Москву, гастроли прервали, а Кац очень обиделся. И его можно понять. Остряк Богословский был на три месяца исключен из Союза композиторов.
Народный артист СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР Никита Владимирович – кавалер многих орденов, обладатель множества почетных званий и наград.
Умер Никита Владимирович Богословский 4 апреля 2004 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 23 Мая 2021, 19.24.16 | Сообщение # 525 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Григорий Чухрай советский кинорежиссер, сценарист, педагог, Народный артист СССР
23 мая 1921 100 лет назад — 29 октября 2001 20 лет назад
Григорий Наумович Чухрай родился 23 мая 1921 года в городе Мелитополе (ныне Запорожской области Украины). Воспитывал его отчим. Григорий закончил школу в Москве. В конце 1939 года был призван в армию.
В годы Великой Отечественной войны он воевал в составе разных частей воздушно-десантных войск. Участвовал в боях на Южном, Сталинградском, Донском фронтах. В декабре 1945 года в звании гвардии старшего лейтенанта Чухрай был уволен в запас.
Осенью 1946 года Григорий Чухрай поступил во Всесоюзный институт кинематографии на режиссерский факультет в мастерскую С.Юткевича – М.Ромма. Практику проходил в качестве ассистента режиссера на картине Михаила Ромма «Адмирал Ушаков». После окончания учебы в 1952 году, несмотря на то, что ему предлагали остаться на «Мосфильме», Чухрай поехал на Украину. Там два года проработал ассистентом режиссера.
В 1955 году по ходатайству Ивана Пырьева и Михаила Ромма Чухрай был переведен на «Мосфильм» и приступил к созданию первого самостоятельного фильма по повести Б.Лавренева «Сорок первый» с Изольдой Извицкой и Олегом Стриженовым в главных ролях. С этого времени Григорий Наумович не расставался с «Мосфильмом».
Один из ведущих режиссёров послевоенного кино, Чухрай создал ряд значительных фильмов, получивших всесоюзную и мировую известность. Среди них картины - «Сорок первый» (1956), «Баллада о солдате» (1959), «Чистое небо» (1961), «Жили-были старик со старухой» (1964), «Память» (1970), «Трясина» (1977), «Я научу вас мечтать» (1984)...
Также Григорий Наумович преподавал во ВГИКе (1966-1971), был руководителем режиссёрской мастерской, более 20 лет (с 1965 года) являлся художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм» и был бессменным секретарем Союза кинематографистов СССР. Он автор двух книг воспоминаний - «Моя война» и «Моё кино».
Народный артист СССР и РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Ленинской премии и многих МКФ - Чухрай награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Отечественной войны II и I степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями и иностранными наградами.
Режиссер был женат, его супруга - Ираида Павловна - преподаватель русского языка и литературы. Их дети - сын Павел тоже стал кинорежиссёром, дочь Елена окончила киноведческий факультет ВГИКа.
Григорий Наумович Чухрай умер 29 октября 2001 года на 81-м году жизни в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 25 Мая 2021, 06.35.22 | Сообщение # 526 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Олег Даль советский актер театра и кино
25 мая 1941 80 лет назад — 3 марта 1981 40 лет назад
Олег Иванович Даль родился 25 мая 1941 года в Московской области, в городе Люблино. После школы в 1959 году он поступил в театральное училище имени Щепкина, которое окончил в 1963 году. Затем Даль работал в московском театре «Современник», позже – в театре на Малой Бронной и в Малом театре.
Первую роль в кино актер сыграл еще во время учебы в театральном училище и после окончания был достаточно востребован в кинематографе. Он с блеском играл в фильмах различных жанров, от комедии до высокой трагедии, от классических ролей в пьесах Шекспира и Чехова до ролей в киносказках и приключенческих фильмах.
В 1967 году актер сыграл главную роль в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша»», поставленного по сценарию Булата Окуджавы, и хотя чиновники от кино ограничили прокат этой картины, со временем она пробилась к зрителю. Гораздо удачнее сложилась судьба другого военного фильма с участием Даля – «Хроника пикирующего бомбардировщика» Наума Бирмана, где артист исполнил одну из центральных ролей.
Встреча с режиссером Надеждой Кошеверовой подарила Далю роли героев-двойников в ее фильмах «Старая, старая сказка» (Солдат и Кукольник) и «Тень» (Ученый и Тень).
Новым этапом в творчестве актера стала совместная работа с Григорием Козинцевым, который пригласил Даля на роль Шута в экранизации «Короля Лира». В числе заметных ролей актера можно также назвать Лаевского из «Плохого хорошего человека», снятого Иосифом Хейфицем, Печорина из телепостановки Анатолия Эфроса «По страницам журнала Печорина», Евгения Крестовского из «Земли Санникова».
Творческим достижением Олега Даля стала роль разведчика Сергея Скорина в телевизионном сериале «Вариант «Омега»», сыгранная с потрясающим драматизмом и психологической достоверностью.
В последних ролях в кино в игре актера намного заметнее склонность к глубокому раскрытию характера героя – к примеру, в фильме Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», поставленному по пьесе А.Вампилова «Утиная охота», который вышел в прокат уже после смерти актера. Роль в этом фильме считается одной из лучших в творчестве Олега Даля.
Одной из самых известных ролей Даля стала роль принца Флоризеля в многосерийном телефильме «Приключения принца Флоризеля», который режиссер Евгений Татарский снял в 1980 году по мотивам произведений Стивенсона.
Умер Олег Даль 3 марта 1981 года во время творческой командировки в Киеве от сердечного приступа, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Ему не было и сорока...
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 06 Июня 2021, 12.01.53 | Сообщение # 527 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Татьяна Пельтцер советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР
6 июня 1904 117 лет назад — 16 июля 1992 29 лет назад
Татьяна Ивановна Пельтцер родилась в Москве (24 мая) 6 июня 1904 года. Её отцом был немец, Иоганн Робертович Пельтцер, который работал портным (шил шубы – «пельтцы» – так что их дело дало им фамилию). Матерью была еврейка, дочь главного раввина. В семье до начала Первой мировой войны говорили только на немецком.
Первый выход на сцену у Татьяны Ивановны был в девять лет в постановке «Камо грядеши» в роли Авдия. Многому она научилась от отца, который ставил её первые спектакли. Свой первый гонорар Пельтцер получила за спектакль «Дворянское гнездо».
Однако без актёрского образования ей приходилось нелегко. В 1927 она выходит замуж за немца Ганса Тейблера. С ним она уезжает в Берлин, где устраивается работать машинисткой. Но такая жизнь была не для неё. И вскоре она возвращается в Россию, чтобы продолжать играть в театре.
Несколько лет проработав на провинциальных сценах, она устроилась в столичный Театр Миниатюр. В труппе играли такие звезды как Рина Зелёная, Мария Миронова, Александр Менакер. Переиграть их было непросто. Но, тем не менее, и у Пельтцер появились поклонники. Её стали приглашать на кинопробы.
Вскоре на нее обращает внимание режиссер Марк Захаров, и в 1947 году Татьяна Пельтцер переходит в Театр сатиры, где для нее начался новый этап в творчестве. В 1951 году она становится лауреатом Сталинской премии. В 1972 году – Народной артисткой СССР.
В кино Татьяна Ивановна создала более 80 образов, начиная с 1943 года, когда она снялась в фильме «Она защищает Родину». Среди наиболее заметных ролей актрисы: дворничиха в «Аттестате зрелости», Евдокия в «Солдате Иване Бровкине», пани Ирена в «Кабачке 13 стульев», Глафира Анискина в «Анискине и Фантомасе», бабушка Ромки в «Вам и не снилось», Баба Яга в сказках «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» и другие.
Последняя её роль в театре - роль старой еврейки Берты в спектакле «Поминальная Молитва».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 07 Июня 2021, 12.16.54 | Сообщение # 528 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Леонид Собинов русский оперный певец-тенор
7 июня 1872 149 лет назад — 14 октября 1934 87 лет назад
Леонид Витальевич Собинов родился (26 мая) 7 июня 1872 года в Ярославле, в купеческой семье. Отец был суров характером и далек от какого бы то ни было искусства, но мать хорошо исполняла народные песни и учила петь сына.
Окончив ярославскую гимназию, Собинов подает прошение на юридический факультет Московского университета. В ту пору Леонид Витальевич мечтает только о профессии адвоката. В 1894 году он окончил университет.
С 1895 года Собинов служит помощником присяжного поверенного и одновременно (с 1892 года) занимается в филармоническом училище, которое окончил в 1897 году. Его учителями были А. М. Додонов и А. А. Сантагано-Горчакова. С 1896 года Леонид Витальевич Собинов принимает участие в концертах «Кружка любителей русской музыки», пропагандируя камерное вокальное творчество русских композиторов.
В 1897 году Собинов дебютировал на сцене Большого театра, с которым был связан на протяжении всей творческой деятельности. За сезон 1897-1898 годов певец спел партии Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», Фауста из оперы Гуно и Герцога из оперы Верди «Риголетто».
Такого дебюта не было ни у одного оперного певца. С 1905 по 1911 год Леонид Собинов, выступая в странах Западной Европы, завоёвывает мировую известность. В 1917-1918 годах Леонид Витальевич Собинов работает директором Большого театра.
Собиновым были исполнены почти все главные партии в операх мирового значения. Завоевав поклонников во всем мире, он покинул сцену в 1933 году в возрасте 60 лет.
Умер Леонид Витальевич Собинов 14 октября 1934 года во время пребывания в Риге мгновенно – от разрыва сердца. Он был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 10 Июня 2021, 22.02.03 | Сообщение # 529 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Тихон Хренников советский и российский композитор и общественный деятель, Народный артист СССР
10 июня 1913 108 лет назад — 14 августа 2007 14 лет назад
Тихон Николаевич Хренников родился (28 мая) 10 июня 1913 года в Ельце. В 1932 году он окончил Музыкальное училище имени Гнесиных, а в 1936 году – Московскую консерваторию.
В 1939 году Тихон Хренников написал первую оперу «революционной тематики» под названием «В бурю» — первое произведение этого жанра, в котором на сцену выведен В.И. Ленин.
С 1941 по 1956 годы он заведовал музыкальной частью Театра Советской Армии.
Также Хренников преподавал с 1961 года в МГК имени П.И. Чайковского (с 1966 года — профессор), был членом Советского комитета защиты мира (с 1948), руководителем Оргкомитета Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве (с 1978), председателем Оргкомитета 1-го Международного музыкального фестиваля в СССР, председателем Конкурса молодых композиторов России, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, депутатом Верховного Совета СССР (1962—1989)... В 1954 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР; в 1963 году — Народного артиста СССР. К тому же он являлся Героем Социалистического Труда, лауреатом нескольких государственных и общественных премий, награжден орденами и медалями, в том числе и иностранными.
Умер композитор Тихон Николаевич Хренников в возрасте 94 лет, 14 августа 2007 года в Москве, был похоронен на родине — в Ельце.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 14 Июня 2021, 06.49.27 | Сообщение # 530 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| 14 июня 1835 г. родился Николай Григорьевич РУБИНШТЕЙН (1835, Москва — 23.3.1881, Париж), пианист, дирижер, директор Русского музыкального общества (РМО) в Москве, основатель музыкальных классов при нем, которые в 1866 году были преобразованы в Московскую консерваторию. Ее первым директором стал Рубинштейн.
Николай Григорьевич Рубинштейн родился в Москве (2) 14 июня 1835 года. Заниматься музыкой он начал дома, вместе со старшим братом Антоном, также ставшим выдающимся пианистом.
Рубинштейн виртуозно исполнял произведения самого широкого репертуара и самых разных авторов (Бах, Бетховен, Лист, Шуман, Шопен).
Пианист стал первым исполнителем многих произведений композитора П.И. Чайковского, а некоторые из них писались специально для него. Николай Рубинштейн провел также премьеру оперы Чайковского «Евгений Онегин». За границу он выезжал редко, почти все свои концерты он провел в Москве.
Умер Николай Рубинштейн в Париже 23 марта 1881 года, был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 15 Июня 2021, 15.17.14 | Сообщение # 531 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Эдвард Григ норвежский композитор
15 июня 1843 178 лет назад — 4 сентября 1907 114 лет назад
Эдвард Хагеруп Григ (норв. Edvard Hagerup Grieg) родился 15 июня 1843 года в норвежском городе Бергене. Уже с детства он проявлял любовь к музыке. Его мать была хорошей пианисткой, и первые уроки игры на фортепьяно он получил у нее.
Первым на дарование юного Грига обратил свое внимание Уле Бул, известный скрипач, проживавший в том же городе. Он и посоветовал отдать мальчика в Лейпцигскую консерваторию, куда Эдвард и поступил летом 1858 года. По окончании консерватории Эдвард переехал в Копенгаген, в котором его учителями стали талантливые датские композиторы Н.Гаде и Э.Хартман. В эти годы Григ пишет свои первые взрослые сочинения – пропитанные национальным колоритом фортепианные пьесы, скрипичные сонаты.
В 1864 году молодой музыкант на Рождественском празднике встретил свою двоюродную сестру Нину Хагеруп, которую не видел с детства. Эдвард влюбился, но родственники не приветствовали их отношений. Несмотря ни на что, влюбленные поженились в июне 1887 года. В 1888 году у них родилась дочь, которая через год умерла от менингита.
Убитый горем Григ ищет забвения в музыке и много работает. В тоске и одиночестве рождается его лучшее произведение, известное во всем мире – музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
Всего Григ опубликовал около 130 песен и романсов, большинство из которых пропитаны норвежским фольклором, много гастролировал.
Устав от гастролей и столичного гомона, композитор Эдвард Григ возвращается в родной город, где и умирает 4 сентября 1907 года.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 17 Июня 2021, 14.32.26 | Сообщение # 532 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Игорь Стравинский русский композитор, дирижер, пианист
17 июня 1882 139 лет назад — 6 апреля 1971 50 лет назад
Личность Игоря Стравинского - русского композитора, дирижёра и пианиста - поистине уникальна в музыкальном пространстве 20 века. Его творчество, вобравшее в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи, по силе воздействия, масштабу и значению для современников и потомков сравнивают с творчеством Пикассо в живописи.
Игорь Фёдорович Стравинский родился (5) 17 июня 1882 года в Ораниенбауме близ Петербурга. С творческой средой он был знаком с ранних лет: его отец – прославленный певец Мариинского театра.
Юношей он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции и сблизился с Сергеем Павловичем Дягилевым. Позднее, благодаря Дягилеву и Дебюсси, он быстро вошел в сферы аристократической элиты Парижа.
Первое крупное сочинение Стравинского, фортепианная соната, датируется 1904 годом. А слава пришла к нему вместе с показом «Жар-птицы» в Париже в 1910 году и закрепилась спустя три года скандальной премьерой «Весны священной». После парижской премьеры «Жар-птицы» Стравинский сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза.
Второй период творчества композитора приходится на годы после Первой мировой войны, когда он постоянно жил в Париже и в 1934 году принял французское гражданство. С новым окружением его объединяло как духовное, так и творческое родство. Так он стал блестящим представителем международного авангарда в музыке.
Для балетного театра композитор написал восемь оркестровых партитур: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Игра в карты», «Орфей», «Агон». Переломный момент в творчестве композитора обозначает «Пульчинелла» – балет с пением (1919-1920), после которого было создано еще два подобных произведения - «Байка» и «Свадебка».
Затяжной кризис начался у композитора в 1930-х годах. В 1938–1939 годах он похоронит жену, мать, дочь, и над ним самим нависнет смертельная опасность (острая вспышка туберкулеза, от той же болезни умерли жена и дочь). Эмигрирует в Америку, так до конца жизни и не привыкнув к ее культурным контекстам.
Скончался великий композитор, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры 20 века, Игорь Фёдорович Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке, был похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 24 Июня 2021, 19.44.57 | Сообщение # 533 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Сергей Филиппов советский актер театра и кино, Народный артист РСФСР
24 июня 1912 109 лет назад — 19 апреля 1990 31 год назад
Сергей Николаевич Филиппов родился (11) 24 июня 1912 года в Саратове, в простой рабочей семье – отец был слесарем, мать – портнихой.
В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре, но опоздал – приемные экзамены уже закончились. По совету знающих людей он отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Однако и туда опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.
Преподаватели прочили одаренному студенту блестящее будущее, и после окончания техникума, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора оказалась слишком короткой – во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета.
Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Ленинградский Театр комедии, где он и проработал в 1935-1965 годах. Там он играл в основном комедийные роли. В амплуа комика он чувствовал себя как рыба в воде и был безмерно счастлив, что одной репликой может заставить смеяться целый зал.
Такого артиста не могли не заметить кинематографисты, и в 1937 году состоялся дебют Филиппова в картине «Падение Кимас-озера». Затем фильмы последовали один за другим: «Волочаевские дни» (1937), «Член правительства» (1939), «Выборгская сторона» (1939), «Яков Свердлов» (1940), «Новые похождения Швейка» (1943), «Беспокойное хозяйство» (1946), «Золушка» (1947) и другие.
В те годы настоящих комиков было немного, поэтому Филиппов почти безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей.
Ярче всего талант Филиппова раскрылся в 1950-е годы. Практически все зрители тех поколений помнят его Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров» и Лектора из «Карнавальной ночи». В 1965 году он стал актером киностудии «Ленфильм».
Тогда же Филиппов перенес тяжелую операцию по удалению опухоли мозга. Но, несмотря на болезнь, он продолжал много сниматься в кино – Киса Воробьянинов в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» (1971), шведский посол в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)... В 1980-е Сергей Филиппов из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако, достойны упоминания его работы в комедии Леонида Гайдая «За спичками» (1980) и маленькая роль пациента в «Собачьем сердце» (1988).
Всего актером за его богатую творческую жизнь было сыграно более 100 ролей в кино. Также принимал он участие и в озвучивании мультфильмов.
Скончался Сергей Николаевич Филиппов 19 апреля 1990 года в Ленинграде.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 05 Июля 2021, 17.27.48 | Сообщение # 534 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Сергей Образцов советский театральный деятель, актер и режиссер, основатель театра кукол в Москве
5 июля 1901 120 лет назад — 8 мая 1992 29 лет назад
Сергей Владимирович Образцов родился (22 июня) 5 июля 1901 года в Москве, в семье академика Владимира Образцова, занимавшегося вопросами эксплуатации железнодорожного транспорта.
В 1918 году Сергей поступил учиться в Высшие художественно-театральные мастерские, а позже – в музыкальную студию Московского Художественного театра. С 1922 года он постигал тонкости актёрской игры и режиссуры, играя рядом с известными актерами МХТ — Гиацинтовой, Берсеневым, Бирман.
В 1931 году Сергей Образцов создал уникальный театр кукол и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем. Также с 1935 года он вел педагогическую работу, а с 1973 года был профессором ГИТИСа. В 1976-1984 годах Образцов — президент Международного Союза кукольников (с 1984 года — почётный президент) и Совета центра этой организации (с 1958 года).
Творческий путь Мастера отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд российского и мирового театрального искусства. Среди них: «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Весёлые медвежата» (1945), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.
Образцов — герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского, кавалер трех орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени и ордена Улыбки (Польша). Он также награжден многими медалями.
Умер Сергей Владимирович Образцов 8 мая 1992 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Рядом с театром его имени в 2006 году был установлен памятник.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 08 Июля 2021, 05.57.36 | Сообщение # 535 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| 8 июля 1904 г. родился Владимир Вячеславович БЕЛОКУРОВ (1904 — 28.1.1973), актер театра и кино, профессор ВГИКа, народный артист СССР (1965). Начинал свою театральную карьеру в Казани, с 1936 года на сцене МХАТа. В кино самой крупной стала заглавная роль в фильме «Валерий Чкалов», а среди эпизодов у него такие заметные роли второго плана, как боцман в «Полосатом рейсе» и Лева Задов в «Хмуром утре».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 12 Июля 2021, 08.32.54 | Сообщение # 536 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Петр Алейников советский киноактер
12 июля 1914 107 лет назад — 9 июня 1965 56 лет назад
Пётр Мартынович Алейников родился 12 июля 1914 года в деревне Кривель Могилёвской губернии. Родители мальчика умерли в начале 1920-х годов. Сам он воспитывался в Могилевской детской коммуне. В 1931 году юный Пётр приезжает в Ленинград и поступает на курс Сергея Герасимова в Ленинградский институт сценических искусств.
Будучи студентом, он снимался в эпизодических ролях — «Встречный» (1932), «Крестьяне» (1935). Однако по-настоящему известен он стал, благодаря своей роли Петьки Молибога в фильм «Семеро смелых» (1936). Этот фильм о молодых полярниках режиссёра Сергея Герасимова стал очень популярен в СССР.
Также большими удачами стали для актера фильмы «Трактористы» (1939), «Конёк-Горбунок» (1940), «Небо Москвы» (1944) и «Большая жизнь» (1946). После этих фильмов Алейников стал предметом обожания всего Советского Союза. Кинообразы, которые создал на экране талантливый актёр, подкупали своей искренностью и обаянием. Его герои обладали простым народным юмором и не были просто шаблонными персонажами, которые к чему-то призывали.
Но в 1950-х годах наступил закат в кинокарьере Алейникова, его редко приглашали сниматься, да и то в крохотные эпизоды. Во многом это объяснялось личной недисциплинированностью актёра, и в итоге он оказался за бортом большого кинематографа. Работал он с творческими бригадами московских театров, выезжая с концертами на периферию.
У Петра Алейникова было двое детей: сын Тарас стал впоследствии кинооператором, дочь Арина — актрисой.
Последней работой Алейникова в кино был фильм «Утоление жажды», вышедший на экраны в 1965 году. За главную роль в этом фильме Пётр Мартынович посмертно в 1968 году получил приз Всесоюзного кинофестиваля.
Скончался Пётр Мартынович Алейников 9 июня 1965 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Творчеству знаменитого советского актёра посвящен фильм «Петр Мартынович и годы большой жизни» (1974).
Актер Борис Андреев, узнав о намерениях властей похоронить его друга на Ваганьковском кладбище, добился того, чтобы Петру Алейникову было отдано то место на Новодевичьем кладбище, которое было зарезервировано для самого Андреева.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 14 Июля 2021, 05.35.17 | Сообщение # 537 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| 14 июля 1919 г. родился Владимир Георгиевич КОЗЕЛ (1919 — 31.12.1988), актер театра и кино (ударение в фамилии на первый слог и «е» во втором —обычное). Начинал артистическую карьеру в Астраханском ТЮЗе, потом работал во многих театрах, в том числе в Приморском драматическом театре (Владивосток), Рижском театре русской драмы, Московском театре сатиры. В кино самой заметной его ролью стал начальник контрразведки полковник Щукин в «Адъютанте его превосходительства».
В середине 1960-х работал в Германии в драмтеатре ГСВГ в Потсдаме.
С 1967 года стал актёром Московского академического театра сатиры. Вместе с актёрами этого театра принимал участие в съёмках телевизионного театра миниатюр Кабачок «13 стульев» в роли пана Беспальчика.
Снимался в кино с 1963 года, но наиболее известна в исполнении Владимира Козела роль белогвардейского контрразведчика полковника Щукина в сериале «Адъютант его превосходительства».
Владимир Козел ушёл из жизни 31 декабря 1988 года в Москве на 70-м году жизни. Актёр похоронен на Долгопрудненском (Центральном) кладбище.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 15 Июля 2021, 21.27.31 | Сообщение # 538 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Мария Ермолова русская и советская актриса, Народная артистка Республики
15 июля 1853 168 лет назад — 12 марта 1928 93 года назад
«Мария Николаевна Ермолова – это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это – символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности», – говорил К.С. Станиславский.
Шестнадцати лет Ермолова выступила на сцене Малого театра, заменив внезапно заболевшую актрису. После первых произнесенных Ермоловой слов в театре раздались рукоплескания: всех поразил ее голос, «идущий из груди и отдающийся в сердце». После в дневнике она записала: «Сбылось то, о чем я пять дней тому назад не смела и мечтать. Я думала, что меня вызовут раз. Меня вызвали двенадцать раз». Несмотря на успех, она несколько лет играла ничтожные роли, пока упорным трудом и несокрушимой настойчивостью не завоевала себе положения. К 1896 году она считалась уже одной из первых артисток не только в России, но и в Европе.
Ее игра завораживала всех. По словам современников, ей удавалось создавать глубокие, противоречивые, сложные образы, которые, вместе с тем, были реальны как сама жизнь. Однако, такого эффекта актриса достигала благодаря не только своему таланту, но и огромной работоспособности, а также педантичности.
Ермолова играла в пьесах Лопе де Вега, Расина, Шекспира, Шиллера, Гюго, Писемского, Островского — всего более двухсот ролей.
В 1920 году советская общественность торжественно отметила 50-летие сценической деятельности Ермоловой. На юбилейном спектакле присутствовал В.И. Ленин. Она первая в стране получила звание Народной артистки Республики.
Умерла Мария Николаевна Ермолова 12 марта 1928 года в Москве.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 23 Июля 2021, 10.15.04 | Сообщение # 539 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| Михаил Матусовский советский поэт-песенник
23 июля 1915 106 лет назад — 16 июля 1990 31 год назад
Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится, крейсер Аврора,
В час, когда утро встаёт над Невой?
Михаил Львович Матусовский родился (10) 23 июля 1915 года в Луганске, в семье рабочих. Михаил учился в строительном техникуме, после окончания которого работал на заводе. В это же время он начинает писать стихи, которые публикуются в местных газетах и журналах. Помимо этого Матусовский выступает с чтением своих стихов на литературных вечерах.
В 1930-е годы он приезжает в Москву и начинает учиться в Литературном институте. После окончания института в 1939 году Матусовский поступает в аспирантуру, где занимается в основном исследованиями древнерусской литературы под руководством Н.Гудзия.
Первая книга стихов Матусовского «Луганчане», написанная совместно с Константином Симоновым, вышла в свет в 1939 году. В 1941 году поэт собирался защитить диссертацию, однако началась война, и он ушёл на фронт.
Его бывший научный руководитель Н.Гудзий способствовал тому, чтобы защита диссертации состоялась без присутствия Матусовского. Таким образом, находясь на фронте, Михаил Львович получил степень кандидата филологических наук.
Во время войны вышли его сборники стихов: «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944), в послевоенные годы – «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о ее борьбе и ее страданиях, о ее людях и ее камнях» (1968) и другие.
На стихи Матусовского созданы такие известные песни как «Школьный вальс», «Подмосковные вечера», песни к кинофильмам «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся».
В 1977 году поэт был удостоен Государственной премии СССР.
Михаил Львович Матусовский умер 16 июля 1990 года в Москве.
Баллада о солдате
(Музыка Василия Соловьёва-Седого)
Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат –
В серой шинели рядового
Шёл солдат.
Шел солдат, преград не зная
Шёл солдат, друзей теряя,
Часто бывало –
Шёл без привала,
Шёл вперёд солдат....
Берёзовый сок
(Музыка Вениамина Баснера)
Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок –
То плачут березы, то плачут берёзы...
Вологда
(Музыка Бориса Мокроусова)
Письма, письма лично на почту ношу –
Словно я роман с продолженьем пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат –
В доме, где резной палисад!...
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 24 Июля 2021, 11.44.18 | Сообщение # 540 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25184
Статус: Отсутствует
| 24 июля 1901 120 лет назад родился Игорь Владимирович ИЛЬИНСКИЙ (1901 — 13.1.1987), актер Малого театра и кино, народный артист СССР.
И в театре, и в кино его ждала счастливая творческая судьба с множеством ярких и незабываемых ролей. После учебы в студии Федора КОМИССАРЖЕВСКОГО и первых выходов на сцену ему посчастливилось 15 лет работать со Всеволодом МЕЙЕРХОЛЬДОМ, а с 1938 года его домом (с малым перерывом) стал Малый театр. В кино он дебютировал ролью сыщика Кравцова в экранизации фантастического романа Алексея ТОЛСТОГО «Аэлита». Режиссер Яков ПРОТАЗАНОВ сразу подметил комедийный дар актера, его столь важное в эпоху немого кино владение искусством пантомимы и дал раскрыться таланту Ильинского в своих новых картинах «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена», вошедших в золотой фонд советского кино. Бывалов в фильме «Волга-Волга» Григория АЛЕКСАНДРОВА и Огурцов в «Карнавальной ночи» Эльдара РЯЗАНОВА пополнили галерею сатирических персонажей актера, и совсем иные краски Ильинский нашел для роли полководца Михаила КУТУЗОВА в рязановской «Гусарской балладе».
Взявшегося за книжку «Сам о себе», актера предупреждали, что на него равняется советская молодежь, а потому в его биографии все должно служить примером. Так поступали первые биографы Ильинского, у которых выходило, что сцена с малых лет так влекла мальчика, тот тайком от родителей поступил в театральную школу и самостоятельно зарабатывал уроками на обучение в ней. На самом деле все было иначе.
Главными увлечениями подростка стали спорт и «сыщицкая» литература. Из театральных воспоминаний осталось посещение оперы «Кармен», когда его под собственный ор (криком из ложи совсем юный Ильинский приветствовал понравившийся ему хор мальчиков) вывели из театра. Да дома просуществовал 2-3 дня устроенный им театр «Киу-Сиу» с раклеенными в уборной афишами, билетами, пьесой собственного сочинения и в собственном исполнении. Но собранных с родных 47 копеек было явно недостаточно для покупки лошади: так рухнула детская мечта стать извозчиком.
Зато занятия спором были серьезными. К футболу и тогда отноcились критически: «Из головы все ушло в ноги». Улюлюканье и хулиганство болельщиков часто приводило интеллигентных родителей в отчаянье. Раз отца Ильинского после одной такой выходки вызвали в гимназию, чтобы сообщить об исключении сына на 2 месяца. Несносного подростка спас хоккей. Играть в него тогда только начинали, но наряду с мужчинами и дамы. На полную команду их не набиралось, потому приглашали подростков. Полюбив игру, Ильинский быстро перерос дамский уровень, стал капитаном второй команды аристократического Императорского московского речного «Яхт-клуба». Иногда он играл и за первую команду клуба, а однажды даже за сборную Москвы. Это стало пиком его спортивной карьеры, так как очередной семейный скандал привел его наконец в театр.
Возмутило подростка, что отцовский билет абонемента в Художественный театр вновь отдали сестре Ольге. Чтобы его утихомирить, пообещали посещение нескольких спектаклей. Шла мировая война, вот-вот должна была грянуть революция, а театральная жизнь в Москве била ключом. «Последней и решительной каплей театрального яда и очарования» для подростка стал театр-кабаре «Летучая мышь». Им руководил первый конферансье России Никита БАЛИЕВ (Мкртич БАЛЯН), постановщик знаменитых «капустников» Художественного театра. Взяв образцом его номера, Ильинский с друзьями поставил в гимназии любительский спектакль, а только тогда появилась затаенная мысль: стать актером.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |