• Страница 12 из 12
  • «
  • 1
  • 2
  • 10
  • 11
  • 12
Модератор форума: Sokol, Рашид56  
Водный транспорт и ВМФ
SokolДата: Суббота, 31 Августа 2024, 00.39.12 | Сообщение # 331
Группа: Модератор
Сообщений: 25402
Статус: Отсутствует

1986 - 31 августа 1986 года в Новороссийской бухте затонул пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов».
В 23 часа 12 минут балкер «Петр Васев» столкнулся с «Адмиралом Нахимовым». Лайнер получил большие повреждения корпуса, вода хлынула в открытые иллюминаторы, и в течение 7-8 минут он затонул.
В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа


«Адмирал Нахимов» (до 1947 года — «Берлин» — советский (ранее — германский) пассажирский пароход. В течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии.
Пароход «Берлин» был построен в Бремене (Германия) и спущен на воду 24 марта 1925 года, а уже 26 сентября 1925 года вышел в свой первый рейс в Нью-Йорк.









Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 09 Сентября 2024, 09.24.06 | Сообщение # 332
Группа: Модератор
Сообщений: 25402
Статус: Отсутствует
Объект 627 - первая советская АПЛ "Кит"...

Лично И.В. Сталин подписал постановление Правительства СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». Это был проект создания первой советской АПЛ "Кит" ( позже, уже после принятия на вооружение ВМФ СССР, получившей, по классификации НАТО, обозначение «November»).




Головную субмарину проекта К-3 заложили на верфи в сентябре 1955 года, и ввели в строй в декабре 1958 года. Всего было построено 13 лодок — головная К-3 проекта 627 и еще 12 по доработанному проекту 627А. Лодки проекта 627/627А отслужили на флоте около 30 лет, их начали выводить из боевого состава только с 1989 года.

К-3 «Ленинский комсомол»


С 2023 года музейный корабль, экспонат Музея военно-морской славы, Кронштадт

Корабль был построен в сборочно-стапельном цехе № 42 завода № 402 (ПО «Севмаш»).


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 11 Сентября 2024, 14.47.31 | Сообщение # 333
Группа: Модератор
Сообщений: 25402
Статус: Отсутствует
11 сентября - "День воинской славы России" - в 1790 году русская эскадра под командованием Фёдора Фёдоровича Ушакова одержала победу над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

День воинской славы России - День победы русской эскадры у мыса Тендра (1790).

В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов к России был присоединен Крымский полуостров. Россия начинает создание Черноморского флота и соответствующей прибрежной инфраструктуры. Порта жаждала реванша, кроме этого, британцы и французы, опасаясь закрепления России в Причерноморье и выхода в Средиземное море, подталкивали турецкое правительство к новой войне с русскими. В августе Стамбул предъявил России ультиматум с требованием вернуть Крым и пересмотреть все ранее заключенные соглашения. Все требования были отвергнуты. В начале сентября 1787 года турецкие власти без официального объявления войны арестовали русского посла Я.И. Булгакова, а турецкий флот под командованием "Крокодила морских сражений" Хусейна-паши вышел из Босфора в направлении Днепровско-Бугского лимана. Началась новая русско-турецкая война.

В русско-турецкой войне 1787-1791 годов русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Федора Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра в северо-восточной части Черного моря.









Победа Черноморского флота у мыса Тендра в военной кампании 1790 года была полной, внесла весомый вклад в исход войны, позволила очистить северо-западную часть Черного моря от кораблей противника и обеспечила прочное господство русского флота на Черном море.

Блестящая победа русского флота также обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии А.В. Суворова во взятии крепости. При содействии русской флотилии российские войска взяли крепости Килия, Тульча, Исакчи.

Адмирала Ф.Ф. Ушакова в России прозвали "морской Суворов".


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 14 Сентября 2024, 12.26.57 | Сообщение # 334
Группа: Модератор
Сообщений: 25402
Статус: Отсутствует
26 (14) сентября 1869 года, по инициативе инженер-генерала Э.И. Тотлебена, основан "Музей Черноморского флота"

26 сентября 1869 года по инициативе инженер-генерала Э.И. Тотлебена, руководителя инженерных работ во время Севастопольской обороны 1853-1854 годов, в г. Севастополе основан музей Черноморского флота.

Защитники чести России и славы!
Ваш подвиг и древних героев затмил:
От вас получили четыре Державы
Лишь груды развалин! да груды могил!...

...Хоть Русь проживет за три тысячи лет!!
Так тост наш за тех, кто от бомб и от дыма,
От вылазок, штурмов, остался в живых!
За вас, безпардонные витязи Крыма,
Мы пьем как за кровных, бесценных родных! П. Григорьев, 1856


Открытие в Севастополе музея было значительным событием в культурной жизни России, осознавая важность которого Александр ІІ в декабре 1869 года издал указ о передаче «на всегдашние времена» музею имения в деревне Эмир (площадью 1936 десятин) в Таврической губернии Бердянского уезда, что в будущем давало дальнейшее финансовое обеспечение музею.











В течение 25 лет экспозиция музея размещалась в пяти комнатах дома генерала Э.И. Тотлебена – одного из руководителей обороны Севастополя.

Вопрос о строительстве нового здания для музея Особый Комитет поставил перед императором в начале 90-х годов XIX века. Морское ведомство по указанию Александра III выделило участок земли в 126 кв.м по улице Екатерининской (ныне ул. Ленина) между Минной башней и Михайловской церковью и 100 тыс. рублей для постройки нового здания музея.

Здание было построено в 1895 году по проекту академика архитектуры А.М. Кочетова. Проект был утвержден лично императором. Бронзовые фигуры, украшения, чугунные арматуры, лепные работы внутри здания были выполнены в Одессе по эскизам скульптора Б. В. Эдуардса.

После Гражданской войны была проведена реорганизация музея, его экспозиции пополнились новыми экспонатами, отражающими революционные события на Черноморском флоте в 1905–1917 гг.

С 1926 г. музей был разделен на два отдела: 1-й этаж – Музей революции, 2-й этаж – Музей Крымской войны.

За более чем полуторавековую историю своего существования Музей Черноморского флота превратился в подлинную сокровищницу реликвий, отражающую этапы развития Черноморского флота. Это один из старейших военных и морских музеев нашей страны.

С 31 декабря 2020 г. Музей Черноморского флота является филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 15 Сентября 2024, 09.39.03 | Сообщение # 335
Группа: Модератор
Сообщений: 25402
Статус: Отсутствует
1959 - Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой.
15 сентября 1959 года советский атомный ледокол «Ленин» отправился в первое плавание.

***


Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 15 сентября 1959 года вышел в первое плавание. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев.
За 30 лет службы корабль прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно.
«Ленин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.





















Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.
Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу на гребные винты.
Единственной (!) страной, обладающей флотом атомных ледоколов, являлся СССР, а сегодня Россия.

Все 10 существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом) были спроектированы в СССР и России. Почти все эти корабли были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Два ледокола — речные «Вайгач» и «Таймыр» — были построены на верфи Wartsila в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки ядерных реакторов. Лихтеровоз «Севморпуть» был построен на керченском заводе «Залив».







Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 23 Сентября 2024, 16.18.53 | Сообщение # 336
Группа: Модератор
Сообщений: 25402
Статус: Отсутствует
Проект 941 - самая большая в мире АПЛ «Акула»...

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941.
Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Ленинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.






Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений. Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Акулы», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Из шести — три уже утилизированы с помощью США. «Дмитрий Донской», «Северсталь» и «Архангельск» пока не тронуты. На совещании в Северодвинске в феврале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 06 Октября 2024, 03.46.49 | Сообщение # 337
Группа: Модератор
Сообщений: 25402
Статус: Отсутствует
Преминин Сергей Анатольевич
• 18 октября 1965 - 3 октября 1986 •
(20 лет)
Преминин Сергей Анатольевич - спасший мир от ядерной катастрофы...


Матрос Сергей Анатольевич Преминин, служивший трюмным машинистом на подлодке К-219 в седьмом реакторном отсеке, ценой своей жизни вручную заглушил ядерный реактор подлодки после аварии. Но выйти из отсека он уже не смог. Он навечно остался на боевом посту в реакторном отсеке на глубине 5 км.
Ему было всего 20 лет...







Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 14 Октября 2024, 01.54.11 | Сообщение # 338
Группа: Модератор
Сообщений: 25402
Статус: Отсутствует
13 октября 1827 г. 197 лет назад
Основана гидрографическая служба российского военного флота


Задолго до создания в 1696 году в России регулярного военного флота русские люди славились как отважные мореходы и совершили крупные географические открытия, которые стали достоянием мировой науки.

Однако лишь в царствование императора Петра I – основателя Российского флота – пришло осознание государственной значимости подробных исследований и описаний морей, рек и озер. С начала 18 века начались систематические гидрографические работы на Балтийском и Каспийском морях, стали издаваться морские карты, без которых ни флот, ни другие государственные институты не могли успешно решать свои задачи.

Ученые-гидрографы.

Вице-адмирал барон Ф. П. Врангель 1854—1855 — начальник Гидрографического департамента Морского министерства.






















(1) 13 октября 1827 года начало работу, незадолго созданное до этого, Управление генерал-гидрографа, положившее начало гидрографической службе российского военного флота.

Первым генерал-гидрографом стал вице-адмирал Гавриил Андреевич Сарычев (1763–1831).

В 1837 году Управление преобразовано в Гидрографический департамент. В 1885 году на основе его было создано Главное гидрографическое управление при Морском министерстве.

В настоящее время ответственность за поддержание навигационной безопасности общего мореплавания возложена на Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации. В оборонной области оно следит за поддержанием на должном уровне систем навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения сил ВМФ и других видов Вооруженных Сил Российской Федерации в океанских стратегических районах и морских зонах.

Это учреждение традиционно находится в Санкт-Петербурге.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 30 Октября 2024, 07.45.35 | Сообщение # 339
Группа: Модератор
Сообщений: 25402
Статус: Отсутствует
30 (20) октября 1696 года - День основания Российского военно-морского флота!

День основания Российского военно-морского флота.

Славная история флота Российского берет свое начало более трехсот лет назад и неразрывно связана с именем Петра Первого. Еще в юности, обнаружив в 1688 году в своем амбаре подаренный их семье ботик, названный позднее "Дедушкой Русского флота", будущий глава государства навсегда соединил свою жизнь с кораблями.

30 октября 1696 года по настоянию Петра I Боярская дума приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: "Быть морским судам!". Так и начал свое существование Российский императорский военно-морской флот. Сразу было решено заняться строительством 52 кораблей и спустить их на воду в Воронеже уже до начала апреля 1698 года. Дело затевалось нешуточное.

















30 октября 1696 года по настоянию Петра I Боярская дума приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: "Быть морским судам!". Так и начал свое существование Российский императорский военно-морской флот. Сразу было решено заняться строительством 52 кораблей и спустить их на воду в Воронеже уже до начала апреля 1698 года. Дело затевалось нешуточное.

30 октября 1696 года по настоянию Петра I Боярская Дума постановила – «морским судам быть» – родился русский флот.

В то время в России развернулось военное кораблестроение. Помимо Воронежа верфи были построены в Ступине, Таврове, Чижовке, Брянске, Павловске, Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Были созданы Азовский и Балтийский флоты, позже - Тихоокеанский, Черноморский, Северный флоты и Каспийская флотилия.

В Воронеже в 1697 году было создано адмиралтейство. Первым в истории военно-морским документом Российского государства стал "Устав по галерам", написанный Петром I еще во время второго Азовского похода на командной галере "Принципиум".

Всего за тридцать лет (с 1696 по 1725 года) в России появился регулярный Азовский, Балтийский и Каспийский флот. За это время было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, шесть десятков бригантин и еще больше крупных галер, скампавей и бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более трехсот транспортных судов и огромное количество мелких лодок. И, что особенно замечательно, по своим военным и мореходным качествам русские корабли совсем не уступали судам великих морских держав, вроде Франции или Англии.

К началу XIX века российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на третье место в мире. Постоянно совершенствовалась тактика боевых действий, принося немало ярких побед. Можно вспомнить жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.









В годы Великой Отечественной Советский флот прошел суровую проверку, защищая фланги фронтов. Флотилия помогала остальным родам войск громить фашистов. Русские моряки проявляли небывалый доселе героизм, несмотря на значительное численное и техническое превосходство Германии. Умело руководили боевыми действиями адмиралы Н.Г. Кузнецов, И.И. Исаков, А.Г. Головко, В.Ф. Трибуц, Ф.С. Октябрьский, Л.А. Владимирский, С.Г. Горшков, И.С. Юмашев.

Современный военно-морской флот России имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Наши морские специалисты продолжают славные традиции национального флота.

Военно-морской флот являлся и является предметом гордости многих поколений. Флот России – это упорная работа и героизм россиян во славу страны. Это боевая мощь России, которая гарантирует безопасность жителям великой страны. Но в первую очередь это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Россия всегда будет гордиться Ушаковым, Нахимовым, Корниловым и многими-многими другими флотоводцами, которые верой и правдой служили своей отчизне. И, конечно же, Петром I – поистине великим государем, сумевшим создать сильную империю с могучим и непобедимым флотом.

Современный военно-морской флот России имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Наши морские специалисты продолжают славные традиции национального флота.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 31 Октября 2024, 08.45.25 | Сообщение # 340
Группа: Модератор
Сообщений: 25402
Статус: Отсутствует
1899 - Крейсер «Варяг» – легенда русского флота.

31 (19) 1899 г. на воду спущен крейсер «Варяг». Он был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской империи.


По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных - он стал самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.













В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли
  • . После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.
    В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.
    22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский флаг. Кораблю был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом.

    - Варяг затопили, Корейца взорвали, но 11 японских кораблей из 15 было повреждено, 2 японских корабля затонуло, флагман эскадры получил повреждения и вышел из боя. Командующей японской эскадрой не пережил позора и сделал харакири. Вот так проиграли. Император Японии наградил капитана Варяга Руднева орденом орхидеи с формулировкой «за истинно самурайское мужество». Вот такой был проигрыш.... и ещё... бой шёл до последнего патрона/снаряда... Варяг был затоплен тогда, когда воевать было уже нечем.




    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
  •  
    SokolДата: Пятница, 15 Ноября 2024, 14.56.10 | Сообщение # 341
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    Владимир Русанов
    русский путешественник, полярный исследователь

    15 ноября 1875
    149 лет назад

    1913
    111 лет назад


    Владимир Александрович Русанов родился (3) 15 ноября 1875 года в Орле, в купеческой семье. Мальчик рано потерял отца, и семья разорилась. Несмотря на материальные трудности, мать постаралась дать Владимиру хорошее образование. Однако мальчик из-за неуспеваемости не смог окончить ни гимназию, ни училище.

    Единственной страстью Владимира были приключенческие романы и коллекционирование камней. В 12 лет предпринимается еще одна попытка обучить мальчика, на этот раз его устраивают в Орловскую семинарию, которую Русанов оканчивает в 1897 году.

    Во время учебы свои революционные настроения он выплескивал, посещая подпольные кружки, например, социал-демократический «Рабочий Союз». В 1897 году подпольщика-активиста Русанова арестовали. Свое самообразование он продолжил уже в тюрьме, где внимательно изучил книгу Нансена «Среди льдов и во мраке полярной ночи».

    BZ-16ecca3f107c42c2a.jpeg

    BZ-23a1ae20f9f582a97.jpeg

    Выйдя на волю через 2 года, Русанов продолжил революционную деятельность, за что был снова арестован и со своей молодой женой сослан в город Усть-Усольск.

    Отсюда он предпринимает свои первые путешествия по Печорскому краю, работая статистиком в земской управе города. Так как Русанову было запрещено жить во всех крупных российских городах, ученый-революционер уезжает в Париж, где оканчивает Сорбоннский университет и защищает докторскую диссертацию по геологии. В это же время он решает заняться изучением Новой Земли.

    К удивлению путешественника, российские власти поддержали его экспедицию на Новую Землю. Первую поездку туда он совершил в 1907 году. В следующем году он продолжил свои исследования уже в составе французской группы. И затем еще не раз совершал экспедиции то в составе российской, то французской групп.

    Русанов известен тем, что впервые в истории пересек по суше Новую Землю и достиг Баренцева моря. Наиболее значительный его труд посвящен поиску оптимального Северного морского пути. Также ученый открыл на Шпицбергене залежи угля и закрепил за Россией право на его добычу.

    BZ-406ea5f8e775eaa4f.jpeg

    BZ-5d4b54a2b4bd36028.jpeg

    Владимир Александрович Русанов считается погибшим в 1913 году во время одной из своих экспедиций в Карском море.


    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    SokolДата: Воскресенье, 17 Ноября 2024, 14.21.42 | Сообщение # 342
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    17 ноября 1948 г. 76 лет назад
    В Санкт-Петербурге поставлен на вечную стоянку крейсер «Аврора»


    Легендарный крейсер 1-го ранга «Аврора» свое название получил в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны (1853-1856).

    Крейсер был спущен на воду в Санкт-Петербурге в 1900 году и вступил в строй боевых кораблей флота России в 1903 году. Участвовал в сражениях в период Русско-японской войны (1904-1905) на Дальнем Востоке. Возвратившись на Балтийское море, крейсер «Аврора» длительное время плавал как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В период Первой мировой войны крейсер принял активное участие в боевых действиях на Балтийском море.

    Крейсер «Аврора» — один из символов Санкт-Петербурга






    Матросы крейсера «Аврора» приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде. 7 ноября 1917 года из орудий «Авроры» был сделан холостой выстрел, что стало сигналом к штурму Зимнего дворца, где заседало Временное Правительство. Экипаж крейсера активно участвовал в революционных событиях (а сам крейсер стал одним из символов Октябрьской революции) и последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.

    После восстановительного ремонта в 1922-1924 годах, крейсер «Аврора» в качестве учебного корабля вошёл в состав Морских сил Балтийского флота, на котором до 1940 года проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ Санкт-Петербурга. Заслуга «Авроры» в подготовке грамотных специалистов для флота России была огромна. В 10-летнюю годовщину Революции учебный корабль был награждён орденом Красного Знамени.

    В годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. Весь период блокады крейсер провел в порту Ораниенбауме (Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта.

    17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского Нахимовского училища.

    Впоследствии крейсер стал кораблем-музеем, филиалом Центрального военно-морского музея, и в этом качестве сохраняется по настоящее время, а также является объектом культурного наследия Российской Федерации. В июле 1992 года на «Авроре» был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг.

    В сентябре 2014 года легендарный крейсер был отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, которые завершились в 2016 году, после чего он был возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной.



    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    SokolДата: Среда, 20 Ноября 2024, 10.36.47 | Сообщение # 343
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    1953 - Первый в мире атомный!

    20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин» — первого в мире судна гражданского назначения с ядерной силовой установкой.


    Запас топлива дизельных ледоколов образца середины XX в. составлял до трети массы судна. Но даже такого количества горючего хватало максимум на месяц хода, что было недостаточно для северной навигации. Случалось, караван судов зимовал, затертый во льдах, из-за того, что на ледоколе заканчивалось топливо. Поэтому требовалось судно, которое могло бы сопровождать караваны судов более продолжительное время.

    Таким образом, ледокол проектировался и строился для обслуживания Северного морского пути. Мощная энергоустановка и высокая автономность позволили значительно увеличить срок северной навигации. По подсчётам учёных атомный ледокол должен был расходовать в сутки 45 г ядерного горючего. Атомоход, практически имея неограниченный район плавания, мог побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды.







    Разработка проекта велась Центральным конструкторским бюро «Айсберг». Главным конструктором был В. И. Неганов, руководителем проекта атомной силовой установки — И. И. Африкантов, главным строителем — В. И. Червяков.

    Длина атомного ледокола составила 134 м, ширина — 27,6 м, водоизмещение — 16 тыс. т, скорость хода — 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м. Корпус ледокола был изготовлен из специальной стали-«нержавейки», разработанной в институте «Прометей». Экипажу были созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Полностью обеспечивалась радиационная безопасность личного состава ледокола и окружающей среды.

    5 декабря 1957 г. был осуществлён спуск корпуса ледокола на воду. В сентябре 1959 г. начались ходовые испытания в Финском заливе. 3 декабря 1959 г. состоялось успешное завершение испытаний атомного ледокола «Ленин», на нём был поднят государственный флаг СССР. Эта дата стала днем рождения советского ледокольного флота.

    Ледокол «Ленин» проработал 30 лет, на 5 лет больше проектного срока эксплуатации. В 1989 г. ледокол был выведен из состава флота. Судно прошло 654,4 тыс. морских миль, из них 563,6 тыс. — во льдах (30 земных экваторов), то есть в среднем за один год ледокол прокладывал по северным морям маршрут протяженностью в одно кругосветное путешествие. За время службы ледокол «Ленин» провел через льды Арктики 3 тыс. 741 транспортное судно.


    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    SokolДата: Суббота, 23 Ноября 2024, 08.54.38 | Сообщение # 344
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    23 ноября 1869 г. 155 лет назад
    В Шотландии спущен на воду легендарный клипер «Катти Сарк»


    23 ноября 1869 года был спущен на воду один из красивейших парусных кораблей, легендарный клипер «Катти Сарк» (англ. Cutty Sark) — единственный классический чайный клипер, сохранившийся до наших дней. Названный в честь короткой рубашки ведьмы Нэнни из стихотворной повести Роберта Бернса «Тэм о’Шентер», корабль был спроектирован Геркулесом Линтоном.

    «Катти Сарк» — трехмачтовый чайный клипер — был построен в доке шотландского городка Думбартона (на реке Клайд, близ Глазго) по заказу известного лондонского судовладельца старого Джона Уиллиса. Клиппер был обшит ниже ватерлинии медными листами, нес 3350 квадратных метров парусов и шел со скоростью 17 узлов.







    Предполагалось, что «Катти Сарк» будет возить чай из Китая, но клипер проиграл гонку 1872 года быстроходным «Фермопилам». Оба корабля вышли из Шанхая 18 июня, однако «Катти» прибыла в Лондон лишь 18 октября, неделей позже «Фермопил», и через некоторое время клипер «бросили» на доставку шерсти из Австралии. А во время Первой мировой войны на корабле перевозили уголь.

    Сегодня «Катти Сарк» является популярной туристической достопримечательностью. Рядом с ней расположены Гринвичский парк, Национальный морской музей, бывший Гринвичский госпиталь. В честь клипера назван сорт виски с изображением судна на этикетке.


    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    SokolДата: Воскресенье, 01 Декабря 2024, 19.37.20 | Сообщение # 345
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    Щедрин Григорий Иванович
    • 1 декабря (18 ноября) 1912 - 7 января 1995 •
    (82 года)
    Жизнь, отданная флоту...


    1 декабря (18 ноября) 1912 года родился Григорий Иванович Щедрин - советский военный моряк-подводник, вице-адмирал, Герой Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны командовал подлодкой «С-56», которая за многочисленные героические подвиги была награждена орденом Красного Знамени и удостоена гвардейского звания. После войны служил на ответственных постах в ВМФ СССР.







    Владивосток. Парад ко Дню Победы на Корабельной набережной.
    На карточке подводная лодка С-56




    Дизель-электрическая подводная лодка «С-56» была заложена 24 ноября 1936 года на судостроительном заводе имени Андре Марти. Данный проект лодок был лицензионным, приобретённым у Германии в тот момент, когда отношения между двумя странами ещё не были откровенно враждебными. Однако, когда ситуация стала меняться, немцы затянули с поставкой ключевых агрегатов. В итоге большая часть «начинки» лодки была построена на советских предприятиях. Строилась «С-56» для нужд Тихоокеанского флота. Готовые секции лодки по железной дороге доставлялись во Владивосток, где на заводе № 202 происходила их окончательная сборка. На воду «С-56» была спущена в декабре 1939 года, а зачислена в состав Тихоокеанского флота — 30 октября 1941 года.

    К осени 1942 года на Северном флоте сложилась очень тяжёлая ситуация. Боевых кораблей для охраны транспортов, поставляющих союзнические грузы по ленд-лизу, катастрофически не хватало. Нужно было подкрепление.

    И в начале сентября 1942 года Государственный комитет обороны принял решение об усилении Северного флота за счёт перевода с Тихого океана шести подводных лодок. В их число вошли два «Ленинца» («Л-15» и «Л-16») и четыре «эски» 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота: «С-51», «С-54», «С-55» и «С-56».

    Ситуация осложнялась тем, что перебросить лодки по Северному морскому пути было нельзя — из-за тяжёлой ледовой обстановки все мощные ледоколы, способные провести их, остались на западе страны.

    В результате «эскам» предстоял переход по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик – Полярное. Маршрут «Ленинцев» отличался только тем, что выходили они с базы в Петропавловске-Камчатском.

    Подобный сверхдальний поход выглядел сущим безумием, но иного выхода у командования не было.

    В марте 1943 года «С-56» дошла до базы в Полярном. За время 153-суточного похода подлодка прошла 16 632 морские мили и по прибытии в Полярное была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

    Всего же из шести лодок, вышедших из Тихого океана осенью 1942-го, на Северный флот добрались пять, «Л-16» стала единственной жертвой перехода.

    «С-56» оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей. На её счету потопление двух боевых кораблей и двух транспортов, а также повреждение одного транспорта. «С-56» совершила 8 боевых походов, в которых провела 13 атак с выпуском 30 торпед.

    За живучей советской подлодкой немцы охотились с особым рвением. На «С-56» за время войны сбросили больше 3000 глубинных бомб, 19 раз объявляли её погибшей.

    В марте 1944 года лодка была награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года — объявлена «гвардейской».

    Командовал «С-56» в этом походе капитан-лейтенант Виктор Харченко. Преодолев труднейший маршрут в арктических льдах, подлодка вернулась во Владивосток спустя 12 лет. «С-56» стала первой подводной лодкой ВМФ СССР, совершившей кругосветное путешествие.


    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    SokolДата: Понедельник, 02 Декабря 2024, 18.34.12 | Сообщение # 346
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    1951 - Подводная лодка проекта 613 - лучшая лодка в своем классе...

    2 декабря 1951 года в состав военно-морского флота СССР вошла первая подводная лодка проекта 613.


    По многим техническим показателям это была непревзойденная лодка среднего водоизмещения своего времени: самая глубоководная (до 200 м), могла находиться под водой до 10 дней, небывалая дальность хода — почти 9 тысяч километров.Эта серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 таких подводных лодок.

    ***

    Подводная лодка С-189 — проекта 613 (по классификации НАТО: «Whiskey» — «Виски»)




    13 марта 1950 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком заложили первую дизель-электрическую подводную лодку проекта 613 — С-80 (заказ 801). Через семь с небольшим месяцев, 21 октября, на три четверти готовую лодку спустили на воду и поставили к достроечной стенке, а уже 1 ноября С-80 пришла в Баку, где после дооборудования с 31 декабря 1950 года по 26 апреля 1951 года проходила ходовые испытания. Наконец, 9 июля лодка совершила контрольное глубоководное погружение, а 2 декабря госкомиссия подписала приемный акт. К этому времени на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве уже достраивали еще одну головную подлодку проекта 613 — С-61. Ее заложили 11 апреля 1950 года, спустили на воду 22 июля, вывели на швартовые испытания 12 января 1951 года, затем перевели в Севастополь и 24 мая 1952 года приняли на вооружение.

    Всего же за всю историю проекта 613 за семь лет — с 1950 по 1957 год — было построено 215 подлодок. Это сделало субмарины этой серии самыми массовыми в советском флоте за всю историю его существования.


    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    SokolДата: Четверг, 05 Декабря 2024, 23.04.36 | Сообщение # 347
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    5 декабря 1957 г. 67 лет назад
    В Ленинграде спущен на воду атомный ледокол «Ленин»


    Атомный ледокол «Ленин» стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути (между Дальним Востоком и Европейской частью России), а также экспедиционного плавания в Арктике. Над проектом корабля работали советские ученые во главе с физиком Анатолием Александровым.

    Ледокол «Ленин» был длиной 134,0 метра и шириной 27,6 метра, с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами, а также в кормовой части взлетно-посадочной площадкой для вертолетов ледовой разведки. Высота борта составляла 16,1 метра. Водоизмещение – 16,0 тысяч тонн.






    Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а затем передан Министерству морского флота СССР и 3 декабря 1959 года введен в эксплуатацию. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев.

    Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.


    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    SokolДата: Среда, 11 Декабря 2024, 09.33.10 | Сообщение # 348
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    1699 - 11 декабря 1699 года Пётр I учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военного флота.

    (1) 11 декабря 1699 года Петр I учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военного флота. Свой выбор император объяснял тем, что именно от апостола Андрея Россия приняла святое крещение, и поэтому, таким образом, ему хотелось увековечить имя святого.

    Белое полотнище с синим крестом в форме буквы «Х» (на таком кресте, по преданию, принял мученическую смерть апостол Андрей) развевалось на мачтах российских кораблей до 1917 года. Под этим флагом совершались кругосветные плавания, открывались новые земли. Под ним шли в бой многие поколения русских моряков.

    Андреевский флаг - символ славы и доблести русского флота








    Бот Святой Гавриил


    Святой Петр и Святой Павел




    Василий Нестеренко. «Отстоим Севастополь!»


    (5) 18 ноября 1917 года моряки, которые собрались на первый Всероссийский съезд военного флота, приняли решение поднять на всех судах Всероссийского военного флота вместо Андреевского флага красный флаг Интернационала.

    В первые годы советской власти флаг ВМФ несколько раз видоизменялся, и лишь 27 мая 1935 года, постановлением ЦИК и СНК СССР, был учреждён новый Военно-морской флаг, который представлял собой белое прямоугольное полотнище с голубой полосой, идущей вдоль нижней кромки флага. На белой части полотнища были изображены пятиконечная звезда и скрещенные серп и молот красного цвета.

    После распада СССР (в 1991 году) в качестве основного Военно-морского флага указом Президента РФ был введен исторический российский Андреевский флаг, всегда занимавший особое место в русской символике. Военно-морской флаг РФ представляет собой белое прямоугольное полотнище, пересеченное синим диагональным (Андреевским) крестом.

    Он был и остается в сознании россиян гордым символом славы и доблести русского флота.


    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    SokolДата: Среда, 18 Декабря 2024, 06.56.42 | Сообщение # 349
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    1703 - Небываемое бывает!

    На следующий день после взятия русскими крепости Ниеншанц, расположенной при впадении Охты в Неву, на помощь гарнизону к устью Невы подошла шведская эскадра адмирала Нумерса. Не зная о том, что Ниеншанц уже занят, Нумерс приказал двум кораблям: галиоту «Гедан» и шняве «Астрильд», войти в устье.

    На марке блока воспроизведена копия картины А.П. Боголюбова «Взятие на абордаж шведских судов «Астрильд» и «Гедан» отрядами Преображенского и Семеновского полков






    Петр I решил атаковать их на лодках. Один из отрядов возглавил он сам, а другой поручил Александру Меншикову, «понеже иных на море знающих никого не было». В дождливую ночь на 18 (7) мая 1703 года флотилия из 30 лодок с солдатами Преображенского и Семеновского полков внезапно атаковала с двух сторон шведские корабли.
    Несмотря на артиллерийский огонь, гвардейцы, стреляя из ружей и бросая гранаты, сблизились с противником и после упорного боя взяли корабли на абордаж.

    За этот бой Петр и Меншиков получили ордена Св. Андрея Первозванного. Гвардейцев наградили золотыми медалями с надписью «Небываемое бывает»


    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    SokolДата: Понедельник, 20 Января 2025, 23.25.10 | Сообщение # 350
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    21 января 1954 г. 71 год назад
    На воду спущена первая в мире атомная подводная лодка


    Идея боевого применения подводного судна, высказанная впервые еще Леонардо да Винчи, была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году.
    В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический «бивень», располагающийся на носу лодки. Ни о каких прототипах торпед или иного оружия в романе речи не шло.

    Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем — в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная подводная лодка. В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом.





    Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей.
    Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 субмарины.

    21 января 1954 года с верфи Гротона американского штата Коннектикут в присутствии президента США Эйзенхауэра сошла первая в мире атомная подводная лодка SSN-571. Влияние романа «20 тысяч лье под водой» на умы было столь сильно, что первую атомную подводную лодку назвали в честь «Наутилуса» Жюля Верна, а еще через восемь месяцев она была принята на вооружение ВМС США.

    При длине – 97 метров и ширине 8,2 метра, лодка имела водоизмещение 4092 тонны. Она провела рекордное на тот момент для американцев время под водой без всплытия и показала наибольшую скорость под водой – до 20 узлов.

    «Наутилус» (Nautilus) стал также первой субмариной, которая прошла Северный полюс подо льдами Арктики 3 августа 1958 года.

    Интересно и то, что на борту этого судна проводились психотронные испытания. В частности делались попытки влияния на принятие решений капитаном корабля противника.

    В марте 1980 года субмарина была выведена из состава ВМС США и через два года объявлена национальным историческим памятником. В настоящее время первенец «Наутилус» стоит в Гротоне (штат Коннектикут, США) у мемориального причала.

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    SokolДата: Понедельник, 27 Января 2025, 21.35.23 | Сообщение # 351
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    25.01.1701 - В Москве основана школа математических и навигацких наук, которая положила начало морскому образованию в России.

    Петр Первый издал указ об открытии "Школы математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук". Московская Школа математических и навигацких наук – первое в России и второе в Европе специализированное техническое учебное заведение, в котором готовили инженеров, судостроителей, геодезистов и многих других специалистов высшего и среднего уровня, вплоть до писарей.

    На первых порах Навигацкая школа размещалась в "Мастерских палатах" на Хамовническом дворе в Кадашах.
    Но профессор Генри Фарварсон, приглашенный Петром I из-за границы для постановки учебного процесса, нашел это помещение тесным и неудобным, прежде всего, для проведения астрономических наблюдений. По просьбе профессора последовал царский указ – "Об отдаче Сретенской (Сухаревой) башни для помещения математической школы". Школой велено было ведать боярину Федору Алексеевичу Головину.






    В Школу принимали юношей от 12 до 20 лет всех сословий, кроме крепостных. Тех, кто нуждался в государственной помощи, брали на полный пансион. Школа была устроена, как и современная средняя школа из трех ступеней. В начальной школе обучали чтению, письму, основам грамматики и началам арифметики. В средней – арифметике, геометрии, "плоской и сферической тригонометрии". В старших классах преподавались: математическая география, астрономия, черчение, геодезия и навигация.
    Многие ученики недворянского происхождения ограничивалось первыми двумя ступенями и шли после школы на подсобные работы во флот. Те, кто продолжал учебу в старших классах, проходили обязательную практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог. В первые годы число учеников возрастало. Так в 1701 году в Школу было принято 300 человек, а в 1711 – уже 500. Одним из главных организаторов и вдохновителей Школы был Леонтий Магницкий – русский математик и знаменитый педагог, автор учебника "Арифметика, сиречь наука числительная...", основного математического пособия в России до середины XVIII века. По этому учебнику учился и М.В. Ломоносов, назвав эту книгу "вратами учености".

    С 1701 по 1715 год Школа находилась в Москве в Сухаревой башне, в верхних этажах которой была астрономическая обсерватория. Астрономия входила в обязательный курс старшей школы. В 1715 году навигаторские классы Школы перевели в Петербург, где на их основе была создана Морская академия. А классы начальной ступени оставались в Москве для подготовки студентов в новую Академию. 15 декабря 1752 года Морская академия была преобразована в Морской шляхетный (дворянский) кадетский корпус, который просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции. Из стен его вышли замечательные флотоводцы, выдающиеся мореплаватели и деятели культуры, принесшие заслуженную славу отечественному флоту.

    Среди выпускников Школы математических и навигацких наук – адмиралы Н.Ф. Головин, В.Я. Чичагов, геодезисты И.К. Кирилов, М.С. Гвоздев, И.М. Евреинов, и многие другие выдающиеся деятели Российской империи...


    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    SokolДата: Четверг, Вчера, 16.39.02 | Сообщение # 352
    Группа: Модератор
    Сообщений: 25402
    Статус: Отсутствует
    80 лет назад - 30 января 1945 года, совершена "Атака века" советской подводной лодки "С-13" Александра Маринеско...

    30 января 1945 года советская подводная лодка С-13 потопила немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф».

    Wilhelm Gustloff – германский пассажирский десятипалубный круизный лайнер. Построен на средства организации «Сила через радость». Назван в честь убитого нацистского партийного лидера Вильгельма Густлоффа. На момент постройки одно из крупнейших пассажирских судов.

    Спущен на воду 5 мая 1937 года на гамбургской верфи Blohm + Voss. На церемонии спуска присутствовал Адольф Гитлер и основные лидеры нацистской партии Германии. До начала Второй мировой войны использовался как плавучий дом отдыха. Совершил 50 круизов у побережья Европы.

    В сентябре 1939 года передан в военно-морские силы и переоборудован в плавучий госпиталь на 500 коек. Использовался как лазарет во время военных действий германской армии в Польше.

    С 1940 года переоборудован в плавучую казарму. Использовался как учебное судно 2-й учебной дивизии подводного плавания в порту Готенхафен (Гдыня).

    30 января 1945 года затонул у берегов Польши после торпедной атаки советской подводной лодки С-13 под командованием А.И. Маринеско. Гибель судна считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. Спаслось лишь около тысячи человек. Точное число погибших невозможно установить, поскольку неизвестно количество пассажиров на борту. Большая часть источников говорит о 5000–5500 погибших. По официальным данным в ней погибло 5348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9000...

    "Атака века" подводной лодки "С-13"

    В Германии «Густлофф» – это символ катастрофы, а в России – символ наших военных побед







    ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ СЛУЧИЛОСЬ 30 ЯНВАРЯ 1945 ГОДА

    В январе 1945 года советская армия стремительно продвигалась на Запад, в направлении Кенигсберга и Данцига. Сотни тысяч немцев, боясь расплаты за злодеяния нацистов, стали беженцами и двигались к портовому городу Гдыне – немцы называли его Готенхафен. 21 января гросс-адмирал Карл Дениц отдал приказ: «Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти». Офицеры получили приказ передислоцировать курсантов-подводников и их военное имущество, а в любом свободном закутке своих кораблей – разместить беженцев, и в первую очередь женщин и детей. Операция «Ганнибал» стала крупнейшей эвакуацией населения в истории мореплавания: свыше двух миллионов человек были транспортированы морскими судами на запад.

    Построенный в 1937 году «Вильгельм Густлофф», названный в честь убитого сподвижника Гитлера в Швейцарии, был одним из лучших немецких лайнеров. Десятипалубный лайнер водоизмещением в 25 484 т, казался им, как в свое время и «Титаник», непотопляемым. Великолепный круизный теплоход с кинотеатром и плавательным бассейном служил гордостью Третьего рейха. Он призван был продемонстрировать всему миру достижения нацистской Германии. Сам Гитлер участвовал в спуске судна, на котором была его личная каюта. Для гитлеровской организации культурного досуга «Сила через радость» лайнер в течение полутора лет перевозил отдыхающих в Норвегию и Швецию, а с началом Второй мировой войны стал плавучей казармой курсантов 2-й учебной дивизии подводного плавания.

    30 января 1945 года «Густлофф» вышел в своей последний рейс из Готенхафена. О том, сколько на его борту было беженцев и военных, данные немецких источников разнятся. Что касается беженцев, то до 1990 года цифра была почти постоянной, поскольку многие выжившие в той трагедии жили в ГДР. По их свидетельским показаниям, цифра беженцев выросла до 10 тыс. человек. В отношении же военных на этом рейсе в последних источниках говорится о цифре в пределах полутора тысяч человек. Подсчетом занимались пассажирские помощники, одним из них был офицер Гейнц Шен, ставший после войны летописцем гибели «Густлоффа» и автором документальных книг на эту тему, в том числе «Катастрофа Густлоффа» и «SOS – Вильгельм Густлофф».

    Шен подробно описывает историю гибели лайнера. В конце января над Данцингской бухтой бушевала снежная буря. В Готенхафене днем и ночью кипела работа. Передовые части Красной армии, неустанно продвигающиеся на запад, вызвали небывалую панику, фашисты поспешно вывозили награбленное имущество, демонтировали станки на заводах. А гул советских орудий все приближался.

    «Вильгельм Густлофф», стоявший у причальной стенки, получает приказ принять на борт 4 тыс. человек для переброски их в Киль. А лайнер рассчитан на перевозку 1800 пассажиров. Ранним утром 25 января на судно хлынул поток военных и гражданских. Люди, несколько дней ждавшие транспорта, штурмом добывают места. Формально все входящие на корабль должны иметь специальный пропуск, а в действительности на корабль беспорядочно грузятся гитлеровские сановники, спасающие свою шкуру, офицеры военного флота, СС и полиции – все те, у кого земля горит под ногами.

    29 января. В Гдыне все сильнее слышится рев советских «катюш», но «Густлофф» продолжает стоять у берега. На борту уже около 6 тыс. человек, но сотни людей продолжают штурмовать трап.

    30 января 1945 года… Несмотря на все старания экипажа, проходы освободить не удалось. Только одно помещение не занято – апартаменты Гитлера. Но когда появляется состоящая из 13 человек семья бургомистра Гдыни, занимается и она. В 10 часов приходит приказ – выйти из порта…

    Приближается полночь. Небо покрыто снеговыми тучами. Луна прячется за ними. Гейнц Шен спускается в каюту, наливает рюмку коньяка. Внезапно весь корпус судна содрогается, три торпеды бьют в борт …

    «Вильгельм Густлофф» медленно погружается в воду. Для успокоения с мостика передают, будто лайнер сел на мель… Судно постепенно погружается на шестидесятиметровую глубину. Наконец раздается последняя команда: «Спасайся, кто может!» Повезло немногим: подошедшими кораблями было спасено всего около тысячи человек.

    В этом отношении интересна вышедшая в 2002 году в Германии и почти сразу ставшая бестселлером повесть уроженца Данцинга, нобелевского лауреата Гюнтера Грасса «Траектория краба», в основе которого лежит гибель «Вильгельма Густлоффа». Сочинение написано остроумно, но в нем звучит, перебивая все остальные, один лейтмотив: попытка вывести действия гитлеровской Европы и их победителя – Советский Союз – на одну плоскость, исходя из трагедии войны. Автор описывает жестокую сцену гибели пассажиров «Густлоффа» – мертвых детей, «плавающих вниз головами» из-за надетых на них громоздких спасательных жилетов. Читателя подводят к мысли, что подводная лодка «С-13» под командованием А.И. Маринеско потопила лайнер с беженцами на борту, спасающимися якобы от зверств и изнасилований наступающих солдат Красной Армии, жаждущих мести. А Маринеско – один из представителей этой надвигающейся «орды варваров». Обращает автор внимание и на то, что все четыре торпеды, подготовленные для атаки, имели надписи – «За Родину», «За советский народ», «За Ленинград» и «За Сталина». Кстати, последняя как раз и не смогла выйти из торпедного аппарата. Довольно подробно автор описывает всю биографию Маринеско. Подчеркивается, что перед походом он за провинности вызывался на допрос в НКВД, и только выход в море спас его от трибунала. Назойливо повторяющаяся в книге Грасса его характеристика как человека со слабостями внушает на эмоциональном уровне читателю мысль, что атака на «Густлофф» очень смахивает на «военное преступление», тень такая бросается, хотя для этого нет ни малейших оснований. Да, он пил не только нарзан и любил поволочиться за женщинами – кто же из мужчин в этом не грешен?

    Что за судно пустил на дно Маринеско? Вопрос здесь стоит гораздо глубже – в трагедии войны. Даже самая справедливая война – бесчеловечна, ведь от нее в первую очередь страдает мирное население. По неумолимым законам войны Маринеско топил военный корабль. «Вильгельм Густлофф» имел соответствующие признаки: зенитное вооружение и флаг ВМС Германии, а также подчинялся военной дисциплине. В соответствии с морской конвенцией ООН он подпадает под определение военного корабля. И нет вины Маринеско в том, что он потопил корабль, на котором, помимо военных, находились и беженцы. Огромная вина в трагедии лежит на немецком командовании, которое руководствовалось военными интересами и не думало о гражданских людях. На совещании в ставке Гитлера по военно-морским вопросам 31 января 1945 года главнокомандующим ВМС Германии было заявлено, что «с самого начала было ясно, что при столь активных перевозках должны быть потери. Потери всегда очень тяжелы, но, к большому счастью, их не прибавилось».

    До сих пор у нас используются данные, в отличие от цифр Шена, о том, что на «Густлоффе» погибло 3700 моряков-подводников, которыми могли бы укомплектовать 70 экипажей подводных лодок среднего тоннажа. Эта цифра, взятая из сообщения шведской газеты «Афтонбладет» от 2 февраля 1945 года, фигурировала в наградном листе А.И. Маринеско на звание Героя Советского Союза в феврале 1945 года. Но ВРИД командира бригады подводных лодок КБФ капитан 1 ранга Л.А. Курников снизил уровень награды до ордена Красного Знамени. Живуча и легенда, сотворенная в 1960-е с легкой руки писателя Сергея Сергеевича Смирнова, обнародовавшего в то время неизвестные страницы войны. Но не был Маринеско «личным врагом Гитлера», и не объявлялся трехдневный траур в Германии по гибели «Густлоффа». Одним из аргументов является то, что эвакуации морем ожидали еще тысячи людей, и известие о катастрофе вызвало бы панику. Траур же объявлялся по самому Вильгельму Густлоффу, руководителю национал-социалистической партии в Швейцарии, убитому в 1936 году, а его убийца, студент Давид Франкфуртер, еврей по происхождению, был назван личным врагом фюрера.

    Подводная лодка «С-13» в одном походе потопила тремя торпедами военный транспорт «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 484 т, и двумя торпедами – военный транспорт «Генерал фон Штойбен», 14 660 т. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года подводная лодка «С-13» была награждена орденом Красного Знамени. Своими героическими действиями «С-13» приблизила конец войны...


    Геннадий
    Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
     
    • Страница 12 из 12
    • «
    • 1
    • 2
    • 10
    • 11
    • 12
    Поиск: