Про атеизм и веру
НикаДата: Среда, 12 Апреля 2017, 22.16.10 | Сообщение # 9091
Группа: Поиск
Сообщений: 332
Статус: Отсутствует
А вот еще любопытная статья о светскости государства... Не могу сказать, что я во всем согласна с автором, но во многом...
Кто интересуется, может прочитать ее всю целиком, по ссылке...
http://www.ateism.ru/article.htm?no=2014

А это отрывочек небольшой...

..."История свидетельствует, что впервые принцип светскости и свободы совести был провозглашен во Франции в ст. 10 Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), в которой речь идет о том, что никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку.

Неудивительно, что это случилось именно во Франции, стране, находившейся в это время под влиянием идей крупнейшего мыслителя французского Просвещения, философа Вольтера, который в своих произведениях показывал несостоятельность религии как системы. По его мнению, источником религии являются невежество и обман. Он полагал, что религия возникла тогда, когда повстречались мошенник и глупец.

Другой французский философ Гельвеций примерно в то же время также выступал против отождествления нравственности с религией, против религиозного фанатизма. Добродетельное поведение, по его мнению, необходимо основывать не на принципах религии, а на принципах личного и общественного интересов.

Не менее активно против догматов церкви выступил еще один французский философ той же эпохи – Дидро, который критически относился к христианскому вероучению. Он поставил под сомнение «боговдохновенность» Библии, полагая, что все книги Библии написаны священнослужителями в разное время. Он писал, что во ВСЕХ религиях от имени Бога говорили люди. Резко критиковал чудеса, о которых сообщает Библия. Указывал, что чудеса – нелепость, доказываемая с помощью противоестественного явления. Верующие в силу своей религиозности принимают ожидаемое за действительное; чудеса происходят там, где в них верят. Он называл чудеса мифами, которые подобны мифам языческих религий. Остро критиковал христианское учение об аде и муках, полагая, что религиозные догматы лишь запугивают людей, терроризируют их. В этой связи он писал: «Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру».

Особенно резко Дидро выступал против религиозной нетерпимости: «Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью». В то же время он полагал, что религия не является опорой нравственности. Необходимо целенаправленное распространение нравственных принципов. Он не считал, что человек от рождения наделен злом и пороками, и был убежден, что справедливое общество, опирающееся на справедливые законы, является предпосылкой утверждения нравственности.

Такого рода идеи были характерны не только для Франции. Примерно в те же годы видный представитель шотландского Просвещения Фрэнсис Хатчесон тоже отрицал какую-либо связь между религией и нравственностью и полагал, что моральное чувство не основывается на религии. Он приводил примеры, когда высокоморальные люди не проявляли особого религиозного рвения, и, наоборот, религиозная нетерпимость и фанатизм приводили к злу.

Вслед за ним крупнейший английский философ Дэвид Юм отверг доказательства существования Бога, основывающиеся на несовершенстве человека или на целесообразном устройстве мира. Он был не согласен с тем, что религия основывается на доводах разума или что в ней очень нуждаются, и писал по этому поводу: «Первоначально религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее».

Еще ранее другой английский философ-моралист Антони Шефтсбери утверждал, что религия не является основой морали, и отрицал всякую связь религии и нравственности. По его мнению, по-настоящему добродетельное поведение определяется не выгодой, не пользой, не получением какой-либо награды или наказания, а тем, что наличие добродетели – само по себе является вознаграждением человека, которое делает его счастливым..."
 
СаняДата: Среда, 12 Апреля 2017, 22.23.50 | Сообщение # 9092
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Ника ()
Мораль и нравственность


В ответе за мораль


Протоиерей Всеволод Чаплин о светской этике, параллельных мирах и диалоге верующих и атеистов

Интервью с директором Института философии РАН академиком Абдусаламом Гусейновым о религиозном и секулярном измерении этики, опубликованное в «НГР» от 20.06.12, вызвало большой интерес читателей, в том числе в церковной среде. Поскольку председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод ЧАПЛИН часто выступает с позиций, антагонистических по отношению к концепции Гусейнова, ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ предложил священнослужителю обсудить мировоззренческие проблемы, затронутые в интервью академика.

– Отец Всеволод, как Церковь может ответить на утверждение о том, что религиозные традиции из-за своих различий разделяют людей, а в наши дни человечеству нужна универсальная мораль?

– Я благодарен академику Гусейнову, с которым на протяжении многих лет поддерживаю диалог, за то, что он поднял глубинные темы в своем интервью, которое, пожалуй, впервые за последние годы ставит ключевые вопросы соотношения религиозной и нерелигиозной этики в современном мире. Я согласен с тем, что этико-религиозные традиции отличаются друг от друга. При этом большинство из них отличны от этики секулярной. Для верующего человека данные различия являются самыми главными, потому что от его нравственного выбора зависит его судьба в вечности, которая в представлении большинства религий важнее, чем земная судьба. Можно спорить о том, хорошо или плохо это разделение, но оно всегда было и всегда будет одной из характеристик человеческого общества. Универсальная мораль, будь то «глобальная этика» Ганса Кюнга или религиозно-синкретические учения типа бахаизма, невозможна в принципе, потому что не будет разделяться большинством населения Земли.

Различаются не только способы обоснования морали, о которых говорит академик Гусейнов. Различается и нормативное содержание списков нравственных ценностей, а также иерархий этих ценностей, то есть представлений о том, какие из них выше, а какие ниже и какие можно предпочесть другим. В истории это очевидно. Достаточно сказать, что в одних случаях высшей ценностью объявляется земная человеческая жизнь, в другом случае – такие ценности, как вера, жизнь страны и народа, священные предметы и символы. Ради этих ценностей во многих этических системах предписывается пожертвовать собой и не остановиться перед уничтожением другой жизни, в частности, жизни агрессора или осквернителя святыни. Более того, все попытки создания глобальной, универсальной этики строились на основе приоритета этических правил, относящихся к социальной механике, к взаимосвязи между индивидуумами или коллективами, к принципам ведения бизнеса, политики, войны, семейной жизни и т.д. Всего этого совершенно недостаточно для достижения нормативного для верующих этического идеала. Этика с точки зрения религиозного человека относится и к сфере его отношений с Богом, и к сфере внутреннего состояния человека, его душевного мира. Не случайно Христос, говоря о том, что нужно вырвать глаз и отсечь руку, соблазняющие тебя, имеет в виду вечное мучение даже за мыслепреступления, то есть за внутренние состояния, которые могут привести, а могут и не привести к каким-то словам или действиям, нарушающим правила социальной механики.

В этом одно из главных различий этики религиозной и секулярной. Первая подразумевает необходимость, нормативность работы над внутренним состоянием человека. Даже если оно не проявляется во внешних действиях. Различия, о которых я говорю, могли бы быть названы несущественными и переадресованы кабинетным ученым с их дискуссиями, если бы они не определяли разные модели построения семьи, коллектива, локальной общности, народа, государства, экономики и т.п. Следствием осознания этого различия должна быть не попытка игнорировать его или переделать непеределываемое, но отказ от монополии любой из этических систем на формирование общественного устройства. Нам нужно научиться жить пусть даже в параллельных реальностях, при этом находя точки соприкосновения в делах, работающих на общую пользу.

– Считаете ли вы, что существует светская этика, отдельная от религиозной?

– Конечно, существует светская этика. Не случайно предмет с таким названием был предложен в качестве одного из модулей курса «Основ религиозных культур и светской этики» именно по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, который предложил применить в России единственную работающую модель образования в области религии и этики, которая действует в большинстве стран Западной Европы. Я с уважением отношусь к неверующим людям, которые вырабатывают для себя кодекс нравственных правил или просто следуют таковому – в тех случаях, когда он не противоречит христианскому нравственному кодексу. Но возникает вопрос, насколько этика может быть конвенциональной, то есть зависеть от переменчивых решений, моды, настроений, свойственных тому или иному человеческому сообществу. Я аплодирую академику Гусейнову, когда он говорит, что мораль – для всех, иначе она вообще не мораль. Когда он утверждает, что нравственность в своих первоосновах ориентирована на абсолютные ценности. К сожалению, такой взгляд среди светских ученых сталкивается сегодня с мощным противодействием морального релятивизма. Все больше тех, кто старается раздвинуть границы допустимого. Так, некоторые утверждают об этичности умерщвления младенцев-инвалидов, другие говорят о желательности добровольного ухода из жизни людей, переставших быть экономически эффективными, третьи – о «праве» детей на секс с взрослыми. Легко представить себе ситуацию, в которой обработка лиц, принимающих решения и формирующих общественное мнение, может привести к тому, что нравственным может быть объявлено все что угодно, вплоть до убийства людей, не приносящих прибыли или не имеющих перспективы приносить таковую. Нравственность тем и хороша, что она абсолютна. С моей точки зрения, она не зависит от того, что мы о ней думаем и понимаем ли ее. Но чтобы быть таковой, она должна зависеть от чего-то или кого-то, что не относится к изменчивому человеческому обществу. Настоящие этические нормы хороши не тем, что они старые, а тем, что они вечные и не зависят от меняющихся общественных отношений и позиций.

– Насколько гуманистична религиозная традиция, предписывающая человеку подчинить свою жизнь Высшей воле, выполнению канонических предписаний?

– Я не знаю, что такое «гуманистична». Слова «гуманизм» и «гуманность» – это разные слова, если посмотреть их употребление в тех языках, откуда они к нам пришли. Гуманность, человеколюбие – это одно, а гуманизм как философское течение, ставящее человека в центр мироздания и всех общественных процессов, – это нечто другое. Для религиозной этики самое главное – не обеспечить человеку на Земле душевный комфорт, здоровье и благополучие, а помочь ему достигнуть высочайшего нравственного идеала, который только и делает человека способным войти в блаженную вечность. Иногда ради этого в земной жизни лучше быть бедным, чем богатым, больным, чем здоровым, живущим беспокойной, а не благополучной жизнью. Не случайно среди святых очень небольшой процент людей, которые в обстановке благостного мира родились, всю жизнь в ней прожили и тихо скончались. Большинство святых находились в жестком противоречии – кто с властями, кто с толпой, кто с собственными страстями, кто с темными силами. Именно эти столкновения и противостояния позволили им приобрести должную духовную силу и увидеть разницу между действительно важным и по-настоящему второстепенным. Когда имеют место человеческие страдания, для христианина главным становится вопрос не «Почему это?», а «Зачем это?». Даже если происходящее вокруг нас выглядит как нечто чудовищное, трагически негуманное, христианин всегда оставляет за собой возможность спросить, случайно ли это, не для того ли это попустил Бог, чтобы мы оглянулись на собственную жизнь и постарались быть готовыми к главной, вечной, настоящей жизни.

Поэтому академик Гусейнов прав, когда говорит, что светский гуманизм считается эквивалентом гуманизма вообще. Гуманизм, если его понимать так, как понимают на Западе, – это философия человекобожия. Не случайно атеистические организации часто себя называют humanist associations.

– Религиозные традиции предполагают власть духовных авторитетов. Где заканчивается автономия личности верующего и начинается культ лидеров?

– С одной стороны, в христианском миропонимании апостолам и их преемникам-епископам дана власть большая, чем любая земная. Это власть связывать и разрешать человеческие грехи. Но каждый епископ или пастырь должен понимать, что это не заслуженная или завоеванная им власть. Это власть делегированная, власть от Бога. Поэтому они должны действовать исходя из воли Божией, выраженной в Его откровении, то есть в Священном Писании и Предании. Как только человек начинает думать, что это его личная власть, что это повод для самоуправства, начинаются духовные трагедии. Именно поэтому люди, которые позволяют создавать культ своей личности, принуждать верующих к повиновению не Богу, а себе, заканчивали духовной трагедией, не говоря о том, что ломали жизни многих людей. Поэтому, как ни странно это слышать неверующему человеку, критерий решений такого человека – способность прислушиваться к воле Бога. Иногда его могут подправить окружающие люди, но если он не прислушивается к настоящему источнику божественного Откровения, то может обмануть этих людей, устроить раскол, но все это только еще больше усугубит его трагедию.

– В демократическом обществе для коррекции авторитарных тенденций существуют соответствующие процедуры. Какие инструменты использует Церковь, чтобы «подправить» лидера, замеченного в самоуправстве, и что она в этом смысле может предложить современному обществу?

– Есть множество механизмов. Есть братское увещевание, есть церковный суд, есть голос церковного народа. Правда, здесь существует большая разница с интернет-бичеванием. Задача ведь исправить грешника или заблуждающегося, а не уничтожить врага. Поэтому публичному обличению должна предшествовать беседа один на один, а потом при нескольких свидетелях, то есть приватный процесс. Так, собственно, и предлагает делать в Евангелии Христос.

– Есть ли точки соприкосновения Церкви и атеистического мировоззрения или – вечный бой?

– Есть и точки соприкосновения, есть и принципиальная разница, о которой я только что сказал. Надеюсь, что вечный бой не неизбежен. Да, верующие разных религий и неверующие строят разные общества. Когда они преобразуют окружающий мир или протестуют против чего-то, у них перед глазами разные «города на вершине холма», разные идеальные модели того, как должен быть устроен мир. Во всех его аспектах – от государственного строительства до искусства. Как раз признание этой разности, отказ от монополии, многоукладное общество является выходом из ситуации войны всех против всех. Я надеюсь, что диалог религии и секуляризма поможет из такого тупика выйти. Только в этом диалоге не должно быть предварительных условий. Даже таких, которые кажутся очевидными для верующих, например: откажитесь от жесткой критики наших общин и учений. Или для неверующих, например: признайте светский характер общественного устройства. От всех предварительных условий надо отказаться. К чему мы в результате диалога придем, наверное, сегодня не знает никто.

– Что Церковь может ответить на обвинения, что в некоторые времена и в странах, где господствовали религиозные институты, не отмечается повышение нравственного уровня людей, в том числе политиков?

– Ответить можно очень просто. Средние века, время господства религиозного мировоззрения, были гораздо человечнее, чем все, что происходило в XX веке, когда безрелигиозные мировоззрения взяли верх. Западная Европа не скатилась в кошмар нравственного релятивизма именно потому, что у нее за плечами Средние века. Она до сих пор не растратила нравственный багаж, который был заложен тогда. Это же касается и России. Впрочем, если наши общества окончательно перейдут к представлениям об относительности морали, то XXI век будет гораздо хуже, чем XX-й. Он приведет либо к глобальному хаосу, либо к глобальной диктатуре, которая с учетом современных технических средств может стать невиданной в истории человечества. Конечно, это тоже кончится хаосом, потому что никакая диктатура не бывает вечной.

– Если религий много, существуют ли абсолютные ценности?

– Как известно, религии могут быть истинными и ложными. Не все дороги ведут к Богу. Не каждый обращающийся к тому или иному существующему или несуществующему предмету обращается к истинному Богу, потому что его представления о боге могут быть настолько искажены, что к настоящему Богу эти представления могут не иметь никакого отношения. Впрочем, многие люди имеют представления, в которых смешаны правда и неправда, истина и измышления. То общее, что совпадает с единственной правдой, и становится основой для сотрудничества.

– Если христианский этический идеал недостижим, то чем он нам может помочь в нашей жизни?

– Христианская этика действительно парадоксальна. Если внимательно прочитать Нагорную проповедь, то становится очевидным, что Христос предлагает такой нравственный идеал, который недостижим человеческими силами. Причем это нормы, обязательные для исполнения. Этот императив объявляется условием для вхождения в вечную жизнь. Недавно я с группой прихожан, в числе которых были известные люди, работающие в сферах политики, экономики, науки, прочитал Нагорную проповедь и спросил их: как применить это к реальной жизни, к той общественной ситуации, в которой мы находимся? Почти никто не нашел что ответить. Этот идеал легко было бы объявить неактуальным. Сказать, как сделали некоторые богословы, что он относится к другому времени, к другим людям. Но на самом деле этот идеал обращен к каждому из нас. Он достижим только через действие Бога в нашей жизни, через Его благодать, Его таинственную силу, подаваемую в Таинствах Церкви. Что не исключает усилий самого человека, а главное – его свободной воли в пользу принятия Божией помощи. В этом парадоксализм христианской этики и ее отличие от секулярных этических систем и даже от Десяти заповедей, исполнимых и человеческими силами. Идеал предлагается по-человечески недостижимый, соответствовать ему полностью очень трудно, но, сознавая свое недостоинство и каясь в своих грехах, человек просит Бога воплотить в его жизни этот идеал. И к соответствию ему надо стремиться, даже если он противоречит всей логике окружающей жизни.

Андрей Мельников

http://www.pravmir.ru/v-otvete-za-moral/


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Среда, 12 Апреля 2017, 22.25.22 | Сообщение # 9093
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Россия — это подложие престола бога, это единственное сегодня государство, которое имеет, по крайней мере, теоретически шанс построить закон и общество на основе божьего закона.

Протоиерей Всеволод Чаплин


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Среда, 12 Апреля 2017, 22.40.01 | Сообщение # 9094
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Православная традиция и моральное воспитание молодёжи

Проблема морального воспитания молодого поколения и — шире — возрождения духовного потенциала нации является сегодня одной из кардинальных задач, решение которой требует общих усилий не только учёных-педагогов, психологов, культурологов, учителей, а и всех, кто имеет какое-либо отношение к процессу воспитания.

В этом контексте целесообразно обратиться к истокам — основам этнической культуры, которая воспроизводит архетип опыта нации и определяет её самосознание.

Знаменательным явлением наших дней стало возвращение в нашу жизнь и, в частности, в культуру реалий, связанных с возрождением большого пласта духовной жизни народа — христианства [1, 79]. Обращение к ним предполагает включение в перечень рассматриваемых явлений тех, которые имеют отношение к культовой, религиозной сфере. Пришло время осознать, что современная светская мораль берёт начало из культурных традиций, вырастая из религиозных корней.

Основой и важной составляющей этнической культуры славянских народов является православная традиция, то есть религия и религиозное сознание.

Интересна в этой связи мысль Павла Флоренского о том, что «средоточием личности является религиозный культ... Из этого ядра личности, из культа, и порождается вся человеческая культура». Отец Павел Флоренский говорил, что слово культура является причастием будущего времени от слова культ. Из культа, по Флоренскому, «непрерывно порождается культура, как шелуха, которая отслаивается от луковичного растения», поэтому «понять культурные закономерности [в частности, мораль — авт.] невозможно в отрыве от культа» [2, 68]. Как справедливо заметил А.Кураев, «после Шпенглера и Флоренского культуролог не имеет права рассматривать одну часть культуры в полном отрыве от других её органических частей. Связь существует даже между такими, казалось бы, далёкими вещами, как математические модели и стили искусства, между конструкциями механизмов и уставами монашеских орденов» [3, 44—45].

В современных условиях процесс возвращения к истокам национальной духовной жизни сопровождается особенным эмоциональным отношением к нахождению своего, исконного. Очевидно, что «стабильность общества и иерархия его внутренних связей в наши дни зависят от культурных и религиозных традиций не меньше, чем это было на протяжении всей истории человеческой цивилизации... По этой причине более глубокое осознание корней и особенностей тысячелетней христианской традиции... является предметом не только эмоциональным, но и прагматическим» [7, 7].

Авторитетная швейцарская Neue Zürcher Zeitung роль традиционных религий оценивает как один из сплачивающих государство факторов. Этот тезис подтверждают этнологи: все этносы возникали как формы сплочения людей вокруг некой идеи, как правило, религиозной [8]. То же украинское казачество, сечевики, стали этнообразующей украинской нации. Именно оно, казачество, выделилось в единую общность из русско-литовско-татарского населення Юго-Западной Руси по принципу: «Кто хочет за веру христианскую быть посаженным на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за святой крест, приставай к нам» (11, т.1, 270). При этом национальность тих, кто входил в новое сообщество, особого значения не имела: «Ревнуя о благочестии и чистоте своих храмов и православной предковской веры, запорожские казаки связали себя клятвенным обетом не принимать в свою среду никого, кроме православно-русских людей, а пришельцев других наций и других религий допускать к себе лишь после принятия ими во всей целости учения православной христианской церкви» [там же].

Очень тонко подметил эту глубинную и всеобъемлющую связь А.Солженицын: «Русь не просто приняла христианство — она полюбила его сердцем, она расположилась к нему душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его себе в название жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счётный календарь, весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам — свои предрассветья, его постам — свою выдержку, его праздникам — свой досуг, его странникам — свой кров и хлебушек...» [Цит. по изд.: 5, 36].

Для украинцев православие является религией этнообразующей и источником традиционной культуры и основ морали. Вот почему знание истории религий и основ христианства, и прежде всего православия, представляет особый и отнюдь не сугубо академический интерес.

Не случайно в преамбуле к закону «О свободе совести», принятому Государственной думой РФ, говорится, что Дума приняла этот закон, «уважая Православие как неотъемлемую часть общероссийского исторического, духовного и культурного наследия» [Цит. по изд.: 6, 35], а Центральным окружным управлением московского Департамента образования в рамках проекта «Разработка религиеведческого и культурологического содержания образования» осуществляется выпуск методологической литературы под рубрикой «Религиеведение и культурология в школе» [там же].

Многие культурные достижения Русская православная церковь обрела с принятием христианства ещё в 998 году и всегда настаивала на культурологическом характере изучения религиозных традиций. Именно она выступала и выступает как организатор и создатель культурных и моральных ценностей. По всей Украине в 14 областях преподаётся предмет «христианская этика» в курсе истории Украины и украинской культуры.

В тоже время процессы глобализации и евроатлантической интеграции, сопровождающиеся проповедью экуменизма, разрушают православную традицию и присущие ей культуру и мораль. Крайне негативно отразилось на ситуации межконфессиального мира в Украине и позиции православия перенесение резиденции главы подчинённых римскому понтификату униатов в Киев.

Не может не привлекать и не заслуживать уважения гражданская позиция деятелей православной церкви, в частности, известного православного писателя-публициста, учёного и педагога Андрея Кураева, известного как автора книг «Христианская философия и кантеизм», «Всё ли равно, как верить», «Миссионеры на школьном пороге», «Православие и право», «Школьное богословие», «Протестантам о православии», «Оккультизм в православии», «Если Бог есть любовь», «Сатанизм для интеллигенции» («О Рерихах и православии»), «Вызов экуменизма», «Соблазн неоязычества», «Раннее христианство и переселение душ», «О нашем поражении» и др., человека, обеспокоенного не только судьбами российской и в целом славянской культуры, в том числе и украинской, но и опасностью превращения государств, прежде всего славянских, бывшего СССР в колонии «цивилизованого запада», в связи с чем он пишет: «Одна духовная катастрофа в России уже произошла в начале ХХ века, другая совершается на наших глазах. Россию (и Украину! — авт.) сегодня перестраивают на наших глазах... на американско-протестантский лад. Если это удастся, это будет другая страна, не имеющая уже ничего общего со своей тысячелетней историей» [4, 10]. По меткому замечанию И.Строрупа, «доллар, гамбургер и евангелие от Билли Грэма идут рука об руку» [9, 167].

Противостояние православия и протестантизма есть не просто порождение межконфессиальных конфликтов, но противостояние тысячелетней традиции и её отсутствия, духовности и бездуховности культуры и бескультурья: «...лишь две конфессии создали великие культурные традиции — и глубоко народные, и в то же время мировые, вошедшие и в быт народов, и в величайшие произведения искусства. Это католичество и православие... Чем русское христианство обогатило мировую культуру? — иконой, монастырским пением, русскими храмами, феноменом оптинских старцев, Достоевским...»[6, 43—44].

«...Я готов взять назад свои слова о бескультурье американских сект, — продолжает А.Кураев, — но лишь в том случае, если мне напомнят о каком-либо художнике-баптисте, о глубоком философе-пятидесятнике, крупном мыслителе-адвентисте или тонком поэте из секты с громким именем „Слово жизни“»...[5, 13].

Кроме того, как справедливо пишет А.Кураев, «при открытых границах гораздо быстрее перемещаются отбросы культуры, а не её вершинные достижения. Много ли европейских опер и картинных галерей побывали в России (и на всём постсоветском пространстве, включая Украину — авт.) после того, как она открылась к „общеевропейскому дому“? Западная культура представлена у нас сегодня преимущественно рекламой товаров, большинство из которых почему-то имеет отношение отнюдь не к духовности: от зубной пасты и жвачки до гигиенических тампонов»[3, 76]. Вообще нашествие псевдокультуры, хлынувшей с Запада, воспринимается церковью как пришествие Антихриста. Не государство, но Церковь возвысила голос против этого мутного потока, выступив с заявлением в печати.

Позиция православия становится понятной, если вспомнить, что ещё в 20-е годы учёный и византолог Ф.Успенский писал: «Язык и религия — это два великих дара, из-за которых стоит бороться до истощения сил и с изменой которым народ теряет свою национальную самобытность и своё право на историческую роль» [10, 140].

«Как-то весной, — рассказывает отец Андрей, — я побывал в одной школе (лицее), где старшеклассникам история России преподавалась по книге З. Бжезинского. Это я узнал лишь позже — сначала же я был просто поражён тем самоуверенным отторжением Православия и даже просто обычного национального чувства, которое я встретил в этих подростках. Они твердили только об одном: «Все имеют право делать всё». А потом выяснилось, что воспитаны они не на Соловьёве и Достоевском, а на Бжезинском, на книгах идеолога, который придумал назвать нашу страну «империей зла». Историки имеют право спорить — чьё видение истории глубже и вернее: Бжезинского или Солженицына. Но учитель государственной школы не имеет права прививать детям ненависть к своей стране» [6, 11]. Здесь речь идёт уже не только об экономической и культурной, но и самой беззастенчивой духовной экспансии, и любые попытки противостоять ей влекут за собой экономические санкции: попытка России поставить барьер перед американскими проповедниками сразу отозвалась запретом помощи России в размере почти 200 миллионов долларов [там же, 10].

Если мы помним о национальной идее и преследуем цель формировать у молодого поколения моральные ценности, следует воспитывать интерес и любовь к культурному наследию украинского народа, раскрывая содержание православного искусства: музыки, иконописи, архитектуры, литературных источников, а также приобщать детей к моральным устоям православной культуры как традиционной для народа Украины, раскрывать смысл высоких моральных ценностей христианства, дать школьникам основные, фундаментальные ориентиры истины и добра, не допустить засорения детских душ оккультизмом, язычеством и другими проявлениями чуждой и враждебной для них бездуховности [12].

Трудно не согласиться с тем, что «национальная, образовательная, культурная и религиозная политика государства должна быть направлена на то, чтобы наши дети были именно нашими детьми, чтобы они говорили на нашем языке, чтобы они ценили то, что придавало смысл жизни нашим предкам и нам. Чтобы-то лучшее, что создано нашей культурой в прошлом, жило и в будущем» [6, 9].

http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2586


Qui quaerit, reperit
 
ГеннадийДата: Среда, 12 Апреля 2017, 23.21.57 | Сообщение # 9095
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Количество богов у славян было немыслимым. Это не вело к обьединению. Нужно было единоначалие, один Бог нужен был для всех. И его нашли.

В римской империи богов было много. А под властью цезарей жили многие миллионы. Крутое было государство. И заложило основы, для примера, военной науки и права.


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ГеннадийДата: Среда, 12 Апреля 2017, 23.24.19 | Сообщение # 9096
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Цитата Фадлан ()
Полагаю, что в Красной армии, особенно среди командного состава, атеистов было большинство.

А Вы не полагайте, а найдите карты пленных, где бы написано было, что атеист.
Ну найдите, всё ОБД перед вами.

Достаточно часто встречаются. Но немцы писали gottlos.


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
СаняДата: Среда, 12 Апреля 2017, 23.28.14 | Сообщение # 9097
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Геннадий_ ()
В римской империи богов было много. А под властью цезарей жили многие миллионы.

Поэтому и развалились.


Qui quaerit, reperit
 
ГеннадийДата: Среда, 12 Апреля 2017, 23.34.34 | Сообщение # 9098
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Цитата Фадлан ()
Не понял! А почему, собственно, мы должны признавать карты пленных за источник истины? На каком основании?
Ей Богу, не постигаю такого!

Потому что в них пленные писали добровольно данные, в том числе и религию свою указывали.

Цитата Саня ()
Цитата Фадлан ()
Не понял! А почему, собственно, мы должны признавать карты пленных за источник истины? На каком основании?
Ей Богу, не постигаю такого!

Потому что в них пленные писали добровольно данные, в том числе и религию свою указывали.

Вот такого точно не было! В зеленых картах, которые во многих случаях писали сами пленные, графы о вере не было. В персональных - была. Но кто бы допустил пленника до её заполнения!
Надо учесть, что многие родились еще до 1917-18 г.г., были крещены. Но это совсем не значит, что они к началу войны были верующими. Эта графа была условной фактически и использовалась просто для отделения славян (православных и католиков) от мусульман и приверженцев других верований.


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ГеннадийДата: Среда, 12 Апреля 2017, 23.37.12 | Сообщение # 9099
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Цитата Геннадий_ ()
В римской империи богов было много. А под властью цезарей жили многие миллионы.

Поэтому и развалились.

Восточная Римская империя приняла христианство. А развалилась в момент!
ВЕРА не помогла против турок. :D


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ГеннадийДата: Среда, 12 Апреля 2017, 23.38.54 | Сообщение # 9100
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Цитата Фадлан ()
Я же доподлинно знаю, что он был неверущим, то есть атеистом.

Митрошин ничего не указал. А вот карта полковника РККА, причем первая мне попавшая, с того же лагеря:

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272188343

Слово не читаю в графе религия.

Как раз, воистину Gottlos. То есть неверующий. :D


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ГеннадийДата: Среда, 12 Апреля 2017, 23.41.29 | Сообщение # 9101
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Патриотиз, не может быть постоянной обьединяющей идеей. В перерывах между трудностями, какая идея будет работать?

А что, когда Гитлер напал на СССР, народ поднялся защищать церковь? Или все-таки страну?


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
СаняДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 00.12.53 | Сообщение # 9102
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Геннадий_ ()
А что, когда Гитлер напал на СССР, народ поднялся защищать церковь? Или все-таки страну?


А какая разница? Разве про это был разговор?
Разговор шел про национальную идею, которая должна обьединять всех в стране и верующих и атеистов, причем не месяц, или год, а тысячелетия.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 00.26.15 | Сообщение # 9103
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
ПАТРИОТИЗМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ

Национальная идея – это то, что на духовном уровне выделяет одну нацию перед другими, наполняя жизнь особым историческим смыслом. Для благополучных стран, живущих в покое и достатке, такой идеи не требуется – достаточно использовать накопленные человечеством знания. Необходимость национальной идеи возникает в критических ситуациях, позволяя пассионарным народам обретать мессианские черты. Современный мир всё глубже погружается в трясину. Кто найдет выход? Первопроходцам всегда труднее, поэтому не каждый решится стать лидером. Россия решилась, начав «перестройку». Но без идеи заблудилась. Двадцать пять лет «слепые вели слепых». Что дальше?

Термин «нация» означает не родство по крови, а исторически сложившуюся общность людей (народ), объединённую социально-экономическими условиями жизни и культурными традициями. Следует также различать национальную идею и амбициозную цель. Идея имеет более значимую ценность. Например, в советские годы целью коммунизма ставилось достижение наивысшей производительности труда. А национальными идеями были: уничтожение эксплуатации человека человеком, строительство бесклассового государства, создание многонациональной державы на принципах равноправия народов, борьба за мир во всём мире.

Для либеральной России актуальность национальной идеи почувствовал Борис Ельцин, поставивший в 1996 г. перед правительством задачу её разработки в течение года. О задаче вскоре забыли. Егор Гайдар считал российской идеей «…уникальный шанс стать республикой западного типа» [1]. Замысел оказался недостойным тысячелетней истории.

В 1999 г. Владимир Путин на встрече с писателями заявил: «У страны давно нет ясных ориентиров развития. И в области экономики, и в области социальной политики, и в области борьбы с преступностью, даже в области международных дел». Для разработки идеологической стратегии создали центр – с рабочими группами по всем направлениям [2].

К 2004 г. решили – ответ найден, национальным ориентиром была объявлена конкурентоспособность. «Нам нужно быть конкурентоспособными во всем. Человек должен быть конкурентоспособным, город, деревня, отрасль производства и вся страна. Вот это и есть наша основная национальная идея …» [3]. А в качестве амбициозной цели президент объявил удвоение за десять лет валового внутреннего продукта (ВВП).

Однако вскоре стало очевидным, что с выводами поспешили. В 2007 г. на встрече с красноярскими рабочими Путин признал, что у партии «Единая Россия», лидером которой он являлся, «…нет пока устойчивой идеологии, принципов, за которые подавляющее большинство членов этой партии готовы бороться…» [4]. Но её не было и у президента. Позже он даже усомнился в серьёзности такого документа, о чём свидетельствует ироничная фраза, сказанная в Послании Федеральному собранию: «А у нас с вами, в России, есть ещё такая старинная русская забава – поиск национальной идеи…. Этим можно заниматься всегда и бесконечно» [5].

В 2011 г. на вопрос журнала VIP-Premier «Нужна ли России национальная идея?» ответ был иной: «Мне очень часто задают этот вопрос, и я позволю себе повториться и процитировать Александра Солженицына, который однажды назвал нашей национальной идеей «сбережение народа». В этой фразе … и заключена главная цель современной России, всех преобразований … " [6]. В действительности же внедрение либеральных реформ привело к сверхсмертности при Ельцина около 5 млн человек, при Путина – 6 млн; потери от снижения рождаемости достигли 18 млн потенциальных жизней.

При президенте Дмитрии Медведеве стали говорить о качестве жизни как национальной идее, о необходимости сделать Россию самой привлекательной для проживания страной. «Задача повышения качества жизни российских граждан – это первейшая задача государства, важнейший приоритет развития нашего общества» [7]. Для контроля над эффективностью государственной деятельности была введена поправка в Конституцию (ст. 103, п. в), требующая ежегодного отчёта правительства перед Государственной Думой. Однако из-за неразработанности критериев качества жизни и отсутствия стандарта отчёта всё свелось к пустопорожним разговорам.

Ещё одной версией национальной идеи и вектора государственного развития был образ России как «великой энергетической державы». Со слов Путина, стране необходимо достичь статуса лидера мировой энергетики, превратиться в важнейшую энергетическую державу планеты. «И для ее решения недостаточно лишь наращивать объемы производства и экспорта энергоресурсов. Россия должна стать инициатором и «законодателем мод» в энергетических инновациях...» По этому поводу Владислав Сурков употребил понятие «энергетическая сверхдержава» [8]. На поверку её реализация отождествилась с «большой бензоколонкой», унизительное положение которой обнаружилось с падением цен на энергоносители и введением западных санкций.

В результате в 2016 г. на встрече с активом «Клуба лидеров» президент вынужден был признать – нам не удалось выработать объединяющей идеи. Последним прибежищем оказался патриотизм. «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [9].

Что такое патриотизм? В широком понимании – это любовь к Родине, своему народу, а в узком понимании – любовь к месту рождения и проживания. Но чувство патриотизма присуще всем народам, поэтому оно не может стать русской национальной идеей. По определению Владимира Ленина, патриотизм – «..одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [10]. Любовь к матери, семье, малой родине, Отечеству - это условие существования любого нормального человека, врождённый рефлекс. И настолько сильный, что от ностальгии люди умирают. Его истоки уходят в генетические механизмы животного мира. Известен рефлекс импринтинга, «привязывающий» рождающихся особей к месту рождения, обеспечивая тем самым его охрану от посягательств чужаков. Фактически – биологический прообраз социального патриотизма, как и этики, о чём писал Пётр Кропоткин [11].

Нередко любовь к Родине ошибочно отождествляют с гордостью за неё. Но разве стыд за совершаемые страной ошибки и желание их исправить не есть более ценное патриотическое чувство? Разве писатели Некрасов и Салтыков-Щедрин, художники Перов и Федотов не были патриотами? У современной России – самое несправедливое в развитом мире распределение доходов [12]. Этим следует гордиться? Или надо презирать, пытаясь восстановить справедливость?

Зачастую любовь к стране отождествляется с любовью к государственным руководителям, как звучит во фразе заместителя главы президентской администрации Вячеслава Володина «Есть Путин – есть Россия. Нет Путина – нет России» [13]. Получается, кто не любит Путина, тот не патриот. Из Общественной палаты РФ уже поступило предложение штрафовать за оскорбление патриотических чувств [14]. Михаила Лермонтова точно оштрафовали бы за слова «Прощая немытая Россия, Страна рабов, страна господ». Не за горами – уголовное преследование за критику первых лиц государства. Но разве у высших руководителей не бывает опасных ошибок? Желание Отечеству добра, как показала история, не спасает от причинения ему зла. Патриотом Германии был Гитлер, любовь которого к немецкой нации обернулась гибелью шести миллионов соотечественников. Кто в то время был большим патриотом: миллионы почитателей фюрера или антифашистская оппозиция (Тельман и др.)? Патриотизм Сталина обошёлся советскому народу расстрелянными около миллиона граждан. Можно ли тогда считать не патриотами антисталинскую оппозицию (Тухачевский и др.)? Лев Толстой писал на эту тему: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых − отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти … Патриотизм есть рабство» [15].

Патриотизм объединяет людей в народ – это его положительное свойство. Но одновременно он разъединяет и противопоставляет народы – это его отрицательное свойство. Толстой писал: «…тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: допустим, патриотизм англичан, то можно было его считать объединяющим или благодетельным. Но когда …есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет [16].

Чтобы не впасть в патриотический эгоизм, требуется уравновешивающая сила интернационализма. Интернационализм – это тоже универсальная идея, но предназначенная для объединения народов. Гармония патриотизмов и интернационализма, разных воль и единого порядка есть «соборность» [17]. Её использование на геополитическом уровне способно обеспечить формирование гармоничного мира.

Избыточный патриотизм опасен и внутри государств, даже в таком идеологически монолитном образовании как православная церковь. «…В одной церкви есть патриоты очень разных, противостоящих друг другу народов». «… Теперь множество патриотизмов – русский, общероссийский, украинский, молдавский, белорусский, гагаузский, казахский, японский, китайский …», угрожающих распадом Церкви [18].

Ещё одной опасностью патриотизма является противостояние разных содержаний любви к Родине. Он «…может вдруг оказаться наполнен …ксенофобией, враждой, агрессией» [18]. Примером служит Гражданская война в России. Жестокость «белых» патриотов, защищавших Отечество, описана многими свидетелями. Но им противостояли тоже защитники Отечества, только «красные» патриоты. В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин писал: «чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е. 9/10 населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» [19]. Душе русского народа оказался ближе «красный» патриотизм, что и обеспечило большевикам победу, «…«Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики …» [20].

Становится очевидным, слово «патриот» ещё мало что означает. Не менее важно знать содержание патриотической деятельности. На эту тему сейчас конкурируют две главные идеологии: соборная и либеральная. Первая рассматривает общество (страну) как объективно существующую социальную систему, которая образуется взаимодействием людей. Так пчёлы образует пчелиный рой, муравьи создают муравейник и т.д. Система обладает целостными качествами, которых нет у отдельных индивидов. В ней каждый человек оказывается и зависимой частью, и независимой личностью – принцип соборности. Государство – это собор, где взаимодействует много форм собственности: частная, групповая, всеобщая (государственная). Каждая священна, и все они являются субъектами рынка, конкурируя между собой. Поэтому соборные патриоты прежде думает о Родине, а потом о себе. О себе они обязательно думают, но приоритет общества выше.

Либералы под словом «общество» понимают просто множество проживающих на территории людей, которые договариваются о правилах поведения. Государство – это не страна, а лишь аппарат управления, сторож, следящий за соблюдением порядка. И чем меньше государства, тем лучше. Термин «страна» есть абстракция, нечто аморфное, за которым никакого объекта не стоит – просто совокупность сгруппировавшихся людей. Маргарет Тетчер прямо говорила: в реальной жизни общество не существует, а есть договаривающиеся между собой индивиды. (Это как отрицать существование пчелиного роя – самостоятельного иерархического образования, и говорить, что существуют только пчёлы). Поэтому либеральные патриоты считают священной лишь частную собственность, других они не видят. И беспокоятся лишь о правах человека, игнорируя общество с его собственными правами.

Путин является сторонником либерального патриотизма. По оценке Анатолия Чубайса, «если говорить о главном – о понимании того, … что такое либеральная система ценностей, то тут у меня нет сомнений, что Путин вполне искренне разделяет наши убеждения» [21]. Дмитрий Песков, тогда пресс-секретаря правительства, в интервью журналу «Итоги» сказал: «Премьер-министр Владимир Путин является не меньшим либералом, чем многие из тех, кого так принято называть, но свои либеральные идеи он реализует не на словах, а на деле» [22].

Сам Путин не скрывает, что ставит своей целью сохранить в России «рыночную либеральную экономику» и «этот либеральный режим» [23]. В его понимании страна – это «…не нечто аморфное, как ещё в советское время было … сначала страна…Страна – это люди, вот в этом смысле «на страну» [8]. Для этого «государство как страна» уничтожается через приватизацию, и на её место возводится «государство как власть». Такое государство не должно ничего производить, оно лишь координирует. Поэтому в госсобственности сейчас находится менее 9% зарегистрированных предприятий, а в частной - более 90% [по 24]. Отношения между людьми детерминируются денежными накоплениями, определяя общественный нравственный климат. Денег больше у владельцев частной собственности. И больше настолько, что 1% населения владеет 71% всего имущества в стране [12]. Значит, мы работаем в основном на них. Путин считает «… если так будет, каждый из нас …будет жить лучше – и достаток будет больше, и комфортнее будет … Это и есть национальная идея…» [8]. Аналогичный по мудрости продукт представил идеологический центр, возглавлявшийся Владимиром Якуниным и Степаном Сулакшиным. В 6-томном труде в качестве национальной идеи предлагается «Моя страна должна быть, и должна быть всегда» [25]. Как будто не то же самое скажет Пьер о Франции, Вахтанг о Грузии, Доменико об Италии, Джон о США и т.д. А где «культурное и духовное самоопределение», где «ясные ориентиры развития»? «Гора родила мышь».

25-летние попытки сформировать в либеральной России национальную идею потерпели фиаско. Как и реализация «амбициозной» цели удвоения ВВП. Если считать в ценах одного и того же года, скажем, 2008-го, то по данным Росстата к 2012 г. ВВП увеличился не на 100%, а всего лишь на 46% по сравнению с 2003 г.: 42,9 трлн рублей против 29,3 трлн [26]. За такое же время ВВП Китая вырос в четыре раза, Узбекистана – в пять раз. На пленарном заседании клуба «Валдай» в 2013 г. Путин признал: «Мы ушли от советской идеологии, вернуть ее невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, также далеки от реальности. Как и сторонники западного ультралиберализма» [27]. Патриотизм сам по себе, т.е. лишённый конкретного содержания, тоже оказался непригодным. Мировоззренческая растерянность господствует и на Западе, о чём свидетельствуют ежегодные заседания Всемирного экономического форума в Давосе.

Чтобы выйти из тупика требуется асимметричный ответ – новая общественно-экономическая формация. Никто не доказал, что после капитализма и коммунизма не появится следующий общественный строй - впереди у человечества тысячи лет развития. Чтобы не оказаться утопией, его черты должны не выдумываться в тиши кабинетов, а обнаруживаться в гуще жизненных событий как проявление неумолимого исторического потока. С началом XXI века локомотивом истории всё сильнее становится нарастающее участие народных масс в социальных процессах и рост уважения к человеческому достоинству. Люди хотят быть хозяевами собственной жизни, где не народ для государства (как при капитализме в гражданском обществе), и не государство для народа (как при развитом социализме), а государство народа, адекватное противоречивой человеческой природе. В нём объединяются коллективные и личные интересы, материальные и духовные ценности, раскрываются возвышенные качества, а низменным трудно проявиться. Поэтому и название должно быть двуединым, например, "социогуманизм" - взаимодействие социального (общего) и гуманного (личного). Соборное устройство сложнее в управлении, поскольку требует нахождения оптимальных пропорций между противоположностями. Зато интеграция энергий полюсов обеспечивает кумулятивный созидательный эффект.

Необходимость создания «нравственного государства» начинают понимать и интеллектуальные представители церкви. «…Делать это надо, превращая идею «нравственного государства» в новый социальный строй, превосходящий по своей убедительности и капитализм, и советскую модель социализма. Получится первыми у украинцев или белорусов – слава Богу. Получится в России – тоже хорошо» [18]. Но если с Богом, то строить придётся под Его непосредственным руководством. Из великих пророков один Иисус Христос проповедует Царство Божие на земле. Это ему принадлежит фраза, обращённая к безнравственным богатым виноградарям: «…отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» [28]. Здесь уже не патриотизм станет национальной идеей, а национальная идея строительства социогуманизма, что равнозначно Царству Божию на земле, станет сутью патриотизма. И интернационализма тоже.

Ни об этом ли в 1860 г. писал Федор Достоевский: «Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях» [29].

http://lawinrussia.ru/content....y-ideey


Qui quaerit, reperit
 
ФадланДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 06.56.56 | Сообщение # 9104
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Цитата Геннадий_ ()
А что, когда Гитлер напал на СССР, народ поднялся защищать церковь? Или все-таки страну?

А какая разница? Разве про это был разговор?
Разговор шел про национальную идею, которая должна обьединять всех в стране и верующих и атеистов, причем не месяц, или год, а тысячелетия.


На самом деле спор начался с Вашего утверждения, что атеистам быть патриотами не дано, ибо патриотизм - это удел тех, кому довелось получить "христианское воспитание". Вот Ваши собственные слова:
"базой патриотизма является христианское воспитание, но никак не атеистическое. "

В ответ я привел конкретные примеры - полковника Меандрова, сына московского священника и определенно получившего "христианское воспитание" и перешедшего после пленения на службу к немцам, и своего тестя, неверующего, но патриота в гораздо большей степени, чем тот, кто получил "христианское воспитание"
И полковник Меандров, начальник оперативного отдела штаба 6-й армии, и младший лейтенант Митрюшин А.Я. попали в плен в "Уманском котле". Только Меандров - 6 августа, а Митрюшин был пленен 13 августа, в числе самой последней группы из 650 человек, которые укрывались в лесном массиве "Зеленая брама".


Василий Иванович Колотуша
 
СаняДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 08.01.51 | Сообщение # 9105
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
На самом деле спор начался с Вашего утверждения, что атеистам быть патриотами не дано,

В нашей православной стране нет чистых атеистов. Наши атеисты не более чем толстовцы и воспитание у всех христианское. Невозможно в нашей стране получить атеистическое воспитание.
Поэтому и патриотизм в нашей стране основан на христианских ценностях, которые лежат в основе государства с момента крещения Руси.
Отрицая авторство Христа, но не отрицая учение его и живя по его заветам, это не атеизм, это толстовщина, это сектанство.
А отречь учение Христа наши атеисты не могут, ибо нет своего учения. Можно сменить веру, но и это не поможет стать атеистом.
А сектанство приводит к тому, что находится у них учитель, который заменяет Бога и начинает приказывать делать то, что ему выгодно. Вот это и будут рабы.
Большевики с успехом использовали сектанство. Подменили бога своим вождем у части христиан склонных к толстовщине и он приказал им захватить власть.
А вот большевиков можно назвать атеистами,они не просто Бога отрекли, но и учение его и превратились в бандитов живущих в не государственного закона, в не заповедей и из тюрем не вылезавших поэтому. Чистые уголовники были и террористы.


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 08.29.31 | Сообщение # 9106
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
В ответ я привел конкретные примеры - полковника Меандрова, сына московского священника и определенно получившего "христианское воспитание" и перешедшего после пленения на службу к немцам, и своего тестя, неверующего, но патриота в гораздо большей степени, чем тот, кто получил "христианское воспитание"

Возьмите круче.
Гражданская война, участники которой белые и красные, все с христианским воспитанием и все патриоты своей страны.
Но ведь убивали друг друга. Кто там патриотичней был?
Как можно говорить о патриотизме, как обьединяющей национальной идее на данном примере?


Qui quaerit, reperit
 
ЕдиномышленникДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 09.14.01 | Сообщение # 9107
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 5637
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
У Горького "На дне". ...
Бомжи , это ваши герои?



Бомжи это при капиталист.обществе. До СССР и ныне после СССР.
При СССР - за это даже судили.
Лодыри, тунеядцы, белоручки осуждались обществом.

Ныне бомжи вызывают брезгливость. Даже Вами - защищающим религию, которая своими "героями"(святыми) часто выставляет людей, взявших на себя крест юродства. Василий Блаженый не трудился на благо общества, а голым ходил по Москве. И это ваш герой. Насколько он отличается от бомжа сами подумайте.
Так что не разбрасывайтесь своими героями. Других у вас нет.


ОЛЬГА
 
ЕдиномышленникДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 09.15.19 | Сообщение # 9108
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 5637
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Патриотизм загоняет в окопы.
Кто не дает вам сидеть в окопе круглосуточно и патриотить? Сидите, а сосед в это время себе морковку вырастит и не поделится, потому что атеист, а делиться только православие учит.


Ну это Ваше (своеобразное) понимание патриотизма.
И морковка у вас сознательная – лучше растет у религиозного фанатика.
И делятся у вас только православные.
А все остальные ряженые.
Цитата Саня ()
Наши атеисты, это ряженные и заблудшие христиане.


А может как раз все наоборот?
Уже два поколения после СССР сформировались.
Но пришло время стяжательства, воровства, разврата, и всего, что считается грехом.
Вот в чем парадокс.


ОЛЬГА
 
СаняДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 09.21.07 | Сообщение # 9109
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Единомышленник ()
Ну это Ваше (своеобразное) понимание патриотизма.
И морковка у вас сознательная – лучше растет у религиозного фанатика.


:D


Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 09.25.20 | Сообщение # 9110
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Единомышленник ()
Лодыри, тунеядцы, белоручки осуждались обществом.

Обществом осуждались? Не смешите. Строй плодивший лодырей и тунеядцев? 90 процетов населения считающее воровство госсобственности счастьем могли что-то осуждать? Вы зайдите в любой гараж советских времен и посмотрите сколько было украдено у государства, а после этого мне тут очки втирайте про осуждающее общество.
Вы заблудши окончательно.


Qui quaerit, reperit
 
ФадланДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 09.54.15 | Сообщение # 9111
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
Цитата Фадлан ()
На самом деле спор начался с Вашего утверждения, что атеистам быть патриотами не дано,

В нашей православной стране нет чистых атеистов. Наши атеисты не более чем толстовцы и воспитание у всех христианское. Невозможно в нашей стране получить атеистическое воспитание.


Это - не более чем Ваша субъективная трактовка понятия атеист.
На самом деле, атеистами не рождаются. Ими становятся по достижении определенной духовной зрелости. Причем, каждый решает сам за себя. Другими словами, вас в младенчестве спеленутым никуда не несут, не окунают в воду и не объявляют, что с этого момента вы стали тем - то.
Повторяю, решаете вы сами. За самого себя. В соответствии с вашим мировоззрением. Решение может придти в юности, может в зрелом возрасте, может в старости, как это случилось у Льва Толстого...
Атеисты могут выйти из рядов других религий. Например, по сути своего мировоззрения атеистом был такой известный средневековый поэт и мыслитель как Омар Хайям...


Василий Иванович Колотуша
 
ФадланДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 09.59.17 | Сообщение # 9112
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Вот один из стихов Омара Хайяма о Боге. Разве это стихи верующего человека?

Когда глину творенья Аллах замесил,
Он меня о желаньях моих не спросил.
И грешил я по мере отпущенных сил.
Справедливо ль, чтоб в рай меня бог не впустил?
Мне, господь, надоела моя нищета,
Надоела надежд и желаний тщета.
Дай мне новую жизнь, если ты всемогущий!
Может, лучше, чем эта, окажется та.
Жизнь сотворивши, смерть ты создал вслед за тем,
Назначил гибель ты своим созданьям всем.
Ты плохо их слепил, так кто тому виною?
А если хорошо, ломаешь их зачем?
Раз желаньям, творец, ты предел положил,
От рожденья поступки мои предрешил,
Значит, я и грешу с твоего позволенья
И лишь в меру тобою отпущенных сил.


Василий Иванович Колотуша
 
ФадланДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 10.05.07 | Сообщение # 9113
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
А как вот это четверостишие Омара Хайяма?

Вхожу в мечеть. Час поздний и глухой.
Не в жажде чуда я и не с мольбой:
Отсюда коврик я стянул когда-то,
А он истерся; надо бы другой!


Василий Иванович Колотуша
 
ЕдиномышленникДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 10.06.19 | Сообщение # 9114
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 5637
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Вы зайдите в любой гараж советских времен и посмотрите сколько было украдено у государства,


Саша
Да. Тащили по возможности. Было дело. Только на показ ничего не выставлялось. Потому что это осуждалось и уголовно наказывалось. Было понятие НЕСУН. Общество, коллективы с этим боролись.
Т.е. Было, но осуждалось.

Или по Вашему мнению хлам в советских гаражах затмевает яхты и самолеты?
И странное дело: владельцы заводов-пароходов делится не торопятся.
Вы уж им по-свойски объясните, что делится учил сам Христос. Или они все атеисты ряженые?

Цитата Саня ()
Строй плодивший лодырей и тунеядцев?


Вы были лодырем и тунеядцем? Или Ваши друзья, родные?
Прославляли труд, мастерство, профессионализм. Были трудовые династии.Слава Рабочему классу. Слава Труду. Был и праздник такой, неужто забыли?
Не учили нас родители воровать. Приучали к труду. Выбирали профессию по призванию.
90% - это на Вашей совести.

Это сейчас строй, плодящий рвачей , хапуг, безработных, бомжей,
Но мне не смешно, а Вы смейтесь.
Сейчас РЖАЧ в моде, приветствуется в качестве отупления. Целые каналы под это отданы.


ОЛЬГА
 
ФадланДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 10.06.43 | Сообщение # 9115
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
А вот это четверостишие написал точно закоренелый атеист:

Где теперь эти люди мудрейшие нашей земли?
Тайной нити в основе творенья они не нашли.
Как они суесловили много о сущности бога, -
Весь свой век бородами трясли - и бесследно ушли.

:D


Василий Иванович Колотуша
 
ФадланДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 10.12.50 | Сообщение # 9116
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Вы зайдите в любой гараж советских времен и посмотрите сколько было украдено у государства, а после этого мне тут очки втирайте про осуждающее общество.


Гараж?... Вы это серьезно? А не хотите пройтись по дворцам на Рублевке? По виллам на Лазурном берегу, которые оформлены на "новых русских"? Заглянуть в оффорные счета наших олигархов?
Вы всерьез полагаете, что это заработано честно, "непосильным трудом" многих поколений, а не украдено у народа во время "Большого хапка"? Так сказать, "прихватизировано"?
Ну и юмор же у Вас, товарищ Саня!... :p


Василий Иванович Колотуша
 
ФадланДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 10.19.33 | Сообщение # 9117
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Вот, кстати, одна из тех, кто точно и не думал прятать наворованное в своем гараже:

Елена Скрынник со своими несовершеннолетними детьми в последнее время проживает именно в Швейцарии, а не на Лазурном берегу Франции, где у экс- министра имеется элитная недвижимость. В Швейцарии Елена Борисовна живет в собственном особняке и занимается в основном делами принадлежащей ей клиники эстетической медицины. То, что элитная клиника LaPrairie на швейцарской Ривьере в Монтре принадлежит бывшему российскому сельскохозяйственному министру Елене Скрынник, уже ни для кого не секрет. В этой клинике помимо прочего пациентам предлагают различные косметические процедуры и операции по восстановлению красоты. Бывший чиновник и политик Олег Митволь еще несколько лет назад заявил в интервью российским СМИ, что «половина клиентов знаменитой швейцарской клиники LaPrairie — из России, остальные – жены султанов и президентов. Выясняется, что опальная Скрынник сумела отвести угрозу ареста счетов этого швейцарского актива благодаря своей смекалке. «Швейцарские сыщики арестовали у нее банковский счет на 60 миллионов франков по делу об отмывании средств. Взялись было и за ее швейцарские активы, но Елена загодя продумала такую опасность и организовала сложную схему владения клиникой через офшоры. По документам выглядит, что этим заведением владеет местная семья Маттли, а также ряд офшорных компаний. Пойди попробуй раскопай, кто за ними стоит!», — рассказала СМИ знакомая Елены Скрынник.


Василий Иванович Колотуша
 
ЕдиномышленникДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 10.20.28 | Сообщение # 9118
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 5637
Статус: Отсутствует
Это для тех, кто понимает разницу в словах СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ

Цитата Саня ()
Я не знаю, что такое «гуманистична». Слова «гуманизм» и «гуманность» – это разные слова, если посмотреть их употребление в тех языках, откуда они к нам пришли.

Дальше трын – дын-дын – дын

Цитата Саня ()
христианин всегда оставляет за собой возможность спросить, случайно ли это, не для того ли это попустил Бог, чтобы


Что такое попустительство?
Снисходительное отношение к совершаемым противозаконным действиям или преступлениям (Право).


ОЛЬГА
 
ГеннадийДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 10.31.25 | Сообщение # 9119
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Цитата Фадлан ()
На самом деле спор начался с Вашего утверждения, что атеистам быть патриотами не дано,

В нашей православной стране нет чистых атеистов.

Ага! У нас "чистые" верующие тока есть!


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
ГеннадийДата: Четверг, 13 Апреля 2017, 10.33.54 | Сообщение # 9120
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Цитата Геннадий_ ()
А что, когда Гитлер напал на СССР, народ поднялся защищать церковь? Или все-таки страну?

А какая разница? Разве про это был разговор?
Разговор шел про национальную идею, которая должна обьединять всех в стране и верующих и атеистов

Вы, верующие в химеры, готовы объединиться с атеистами?!
Да не смешите мои тапочки!


С уважением,
Геннадий
Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных
Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
 
Поиск: