Про атеизм и веру
ФадланДата: Среда, 14 Декабря 2016, 14.20.11 | Сообщение # 6481
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Цитата Галина ()
Я же говорю и уже много раз подчёркиваю именно СИМВОЛ ВЕРЫ, коим является КРЕСТ, не зависимо от места его расположения - на груди,


И я о том же! :)
Обереги тоже были символами веры, правда, той веры, которой придерживались славянские и угро - финские племена до принятия ими христианства. :)


Василий Иванович Колотуша
 
Галина_Дата: Среда, 14 Декабря 2016, 14.44.20 | Сообщение # 6482
Группа: Администратор
Сообщений: 12820
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
И я о том же! :)
Обереги тоже были символами веры, правда, той веры, которой придерживались славянские и угро - финские племена до принятия ими христианства.

Нет, не о том же.

Крест НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЕРЕГОМ, ТАЛИСМАНОМ или АРТЕФАКТОМ.

Что по-вашему СИМВОЛ ВЕРЫ - это какое-то прямое отношение к вероисповеданию?

Символ веры - это СУТЬ ВЕРЫ. Христос был распят на Кресте за нас, страдал, был погребён и воскрес в третий день по писанию - мы, православные, именно в это свято верим. :)
Есть у православных своего рода обереги - ладанки, пояса с молитвами и др. Но они не являются Символом Веры.

Может, я как-то не так объясняю, что меня не понимаете?


Dum spiro, spero
 
ФадланДата: Среда, 14 Декабря 2016, 15.43.53 | Сообщение # 6483
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Цитата Галина ()
Крест НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЕРЕГОМ, ТАЛИСМАНОМ или АРТЕФАКТОМ.


Увы!... Галя, ты не права!...

Через пару минут постараюсь дать аргументированное доказательство противного :)


Василий Иванович Колотуша
 
ФадланДата: Среда, 14 Декабря 2016, 15.58.10 | Сообщение # 6484
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Галя, полюбуйся на подборку нательных крестиков с образом Никиты - бесогона! :)

https://meshok.net/?relate....5%D0%BB

Был очень востребован в народе после смерти царевича Дмитрия, сына царя Ивана Грозного, трагически погибшего в Угличе. Согласно материалам расследования, проведенного Василием Шуйским, царевич страдал "падучей болезнью" (на современном языке - эпилепсией) и во время очередного припадка в судорогах наткнулся горлом на ножик (Дмитрий играл в компании других ребят в "тычку"). В те времена эпилептические припадки объясняли тем, что, мол, в человека "вселился бес". И вот ради того, чтобы отвратить беса от ребенка, ему, ребенку, на шею одевали крестик с изображением Никиты - бесогона! Потому как изображение Никиты должно было уберечь ребенка от "падучей"...
Ношение таких крестиков - оберегов прослеживается от времен правления Бориса Годунова и, по - моему, до правления Алексея Михайловича, отца Петра Первого...
:)


Василий Иванович Колотуша
 
СаняДата: Среда, 14 Декабря 2016, 16.28.47 | Сообщение # 6485
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Галина ()
Крест НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЕРЕГОМ, ТАЛИСМАНОМ или АРТЕФАКТОМ.

Посмотри, золотые крестики носят многие, кто и в церкви не бывал и воспринимают его как оберег, иконки в машинах у массы атеистов находятся и тоже как обереги. Каждый воспринимает мир по своему.


Qui quaerit, reperit
 
ОружейникДата: Среда, 14 Декабря 2016, 17.07.11 | Сообщение # 6486
Группа: Старейшина
Сообщений: 6930
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
кто и в церкви не бывал и воспринимают его как оберег,

Или как украшение.
 
Галина_Дата: Среда, 14 Декабря 2016, 18.27.35 | Сообщение # 6487
Группа: Администратор
Сообщений: 12820
Статус: Отсутствует
Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос, можно ли надеть мне мамин крестик на экзамен по математике, хотя я сама не крещеная, а если нет, то можете мне подсказать какую-нибудь молитву на удачную сдачу экзамена? Спасибо.
Виктория

Здравствуйте, Виктория! Нательный крестик – это не талисман или оберег, а свидетельство веры православного христианина, знак его принадлежности к Православной Церкви. Вы будете иметь законное основание носить его, когда примете Святое Крещение. То же самое могу сказать и о молитве: нельзя относиться к ней как к набору слов или заклинанию, которое поможет само по себе. Если же Вы веруете в Господа Иисуса Христа, то молитесь Ему своими словами от всего верующего сердца и попросите помолиться маму. "Материнская молитва со дна ада достанет", - гласит народная мудрость. И постарайтесь скорее креститься.

иерей Владимир Шлыков
===============================================
Здравствуйте, почему нельзя носить нательный крестик и оберег вместе? Я верю В Бога, но также и в силу своего камня-оберега.
Анастасия

Анастасия, камень и разные "обереги" - это мертвые бездушные предметы, и оберегать человека просто не могут по определению. Зато могут привлекать разную нечисть. Крест - это символ победы Христа над смертью, над дьяволом, дьявол боится креста Христова и бежит от него. Крест - это выражение нашей веры, нашей преданности Богу. Настоящий верующий христианин никогда не будет носить всякие «обереги», которые в сущности-то ими совсем не являются.
иеромонах Викторин (Асеев)
================================================
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, можно ли носить на шее свой тотем и крестик на разных цепочках? Заранее большое спасибо.
Влад

Влад, тотемы - это языческие предметы, Церковь категорически запрещает их носить. Они привлекают всякую нечисть, от которой, как известно, одни только беды и несчастья. Каждый православный христианин обязан носить на шее нательный крестик. Допускается также вместе с крестиком носить иконки святых, и более ничего.
иеромонах Викторин (Асеев)
===================================================
здравствуйте,я хочу своим деткам купить подвески с изображением Божьей Матери,скажите будут они оберегать моих деток или лучше крестик?заранее спасибо,
Ольга

Ольга, в церкви вообще нет такого понятия – «оберег». Каждый православный христианин обязан носить на себе нательный крестик как видимый знак нашей причастности к Православию. Необходимо регулярно исповедоваться и причащаться - Вам и Вашим детям. Когда мы находимся в тесном общении со Христом, то Сам Бог хранит нас.
иеромонах Викторин (Асеев)
===================================================
Похоронила своих трех родственников, по незнанию положила им свои крестики - папе, бабушке, дедушке. Может ли это влиять на мою жизнь?
Оксана

Здравствуйте, Оксана! На Вашу жизнь это никак не повлияет. Нательный крестик – это знак нашей принадлежности к православной вере, а не талисман или оберег.
иерей Владимир Шлыков

Как всегда - про футбол, как нужно играть, знают лучше болельщики, чем футболисты.
Вот так и о Православии - чем дальше от него человек, тем он лучше в нём разбирается.
:)


Dum spiro, spero
 
ФадланДата: Среда, 14 Декабря 2016, 18.36.21 | Сообщение # 6488
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Цитата Галина ()
Вот так и о Православии - чем дальше от него человек, тем он лучше в нём разбирается.


Вопрос: а что иерей Владимир Шлыков мог бы сказать про нательные крестики с Никитой - бесогоном? :)

Если ты, Галя, считаешь меня выдумщиком и сочинителем, то могу поискать дополнительные аргументы в подтверждение своего тезиса :)


Василий Иванович Колотуша
 
Галина_Дата: Среда, 14 Декабря 2016, 18.49.06 | Сообщение # 6489
Группа: Администратор
Сообщений: 12820
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
Если ты, Галя, считаешь меня выдумщиком и сочинителем, то могу поискать дополнительные аргументы в подтверждение своего тезиса

Василий Иванович, я вас не оцениваю - не критикую и не восхищаюсь, а отношусь к вам как к интересному собеседнику.

Но в данном случае, вы можете мне привести многотомные подтверждения своей версии о нательном крестике, всё равно будет мимо.

Просто Я ЗНАЮ, что говорю, знаю твёрдо и бесповоротно.

Поэтому, простите, уж, более в вопросе о том, является ли крестик оберегом, принимать не буду: всё уже сказано "вдоль и поперёк".


Dum spiro, spero
 
Галина_Дата: Среда, 14 Декабря 2016, 18.50.01 | Сообщение # 6490
Группа: Администратор
Сообщений: 12820
Статус: Отсутствует
Кого считать христианином?
Сегодня многие люди не отрицают веру и признают Бога, но с церковной жизнью не имеют ничего общего, считая, что Господь у них в душе, а не в построенном человеческими руками храме. Но так ли это?
Смотрите на телеканале Царьград передачу "Русский ответ" с Андреем Афанасьевым. Эфир от 25 апреля 2016 года.

Можно ли называть себя православным, не бывая в церкви, не приобщаясь Святых Христовых Тайн, не подходя к исповеди? Одни считают – безусловно, да – никаких посредников при общении с Богом не нужно. Другие утверждают: только воцерковленный человек может называть себя православным христианином и путь к спасению один – церковь. Так кого же можно считать православным, а кого нет?

Участники:

ЕВГЕНИЙ НИКИФОРОВ - председатель Православного братства «Радонеж», директор радиостанции «Радонеж»
АЛЕКСЕЙ ГРИШИН - президент информационно-аналитического центра «Религия и общество»



Dum spiro, spero
 
ФадланДата: Среда, 14 Декабря 2016, 18.52.51 | Сообщение # 6491
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Хорошо, эту тему "замнем для ясности"! :)
Но ты согласишься со мной во мнении, что крест был символом христианства не всегда и что христианство в этом плане тоже было подвержено эволюции... :)


Василий Иванович Колотуша
 
СаняДата: Среда, 14 Декабря 2016, 19.02.50 | Сообщение # 6492
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Галина ()
Просто Я ЗНАЮ, что говорю, знаю твёрдо и бесповоротно.


Это убеждения.
Знания предлагает Фадлан нам.


Qui quaerit, reperit
 
Галина_Дата: Среда, 14 Декабря 2016, 19.03.27 | Сообщение # 6493
Группа: Администратор
Сообщений: 12820
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
Но ты согласишься со мной во мнении, что крест был символом христианства не всегда и что христианство в этом плане тоже было подвержено эволюции...

Конечно, соглашусь. :)
Точнее, БЫЛО подвержено эволюции.
На данное время Православная Церковь опирается на чёткие правила абсолютно на все стороны православной веры, которые являются ЗАКОНОМ.
Семь Вселенских Соборов прошли с 385 года по 787 год.


Dum spiro, spero
 
ФадланДата: Среда, 14 Декабря 2016, 19.05.48 | Сообщение # 6494
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Ну и ладненько! :)

Василий Иванович Колотуша
 
Галина_Дата: Среда, 14 Декабря 2016, 19.07.20 | Сообщение # 6495
Группа: Администратор
Сообщений: 12820
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Это не знания, это убеждения.Знания предлагает Фадлан нам.

мои убеждения проистекают из знаний, не сама придумала :D

И, кстати, я вам ничего не предлагаю, а только поучаствовала в разговоре. :)

В остальном, "я умываю руки".


Dum spiro, spero
 
СаняДата: Среда, 14 Декабря 2016, 19.09.45 | Сообщение # 6496
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Галина ()
мои убеждения проистекают из знаний, не сама придумала

Это хорошо, но исторические выкладки Иваныча, нам очень интересны.
Он знает те источники, которые не все используют на своем пути к знаниям.
Я про себя не могу сказать, что знаю всё, например, или больше Иваныча, который занимался вопросом религий и многое может поведать


Qui quaerit, reperit
 
Галина_Дата: Среда, 14 Декабря 2016, 19.28.52 | Сообщение # 6497
Группа: Администратор
Сообщений: 12820
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Я про себя не могу сказать, что знаю всё, например, или больше Иваныча, который занимался вопросом религий и многое может поведать

Всё знать никто не может.
Я не высказываюсь ни о буддизме, ни о манихеях, ни о иудаизме, ни о исламе, ни о кришнаидах ...
Но относительно Православия, прости меня , Господи и не посчитай гордыней, я разбираюсь много лучше Василия Ивановича.

Хорошо, что Василий Иванович вам даёт интересный материал. Читайте и получайте удовольствие.
Ко мне-то какие претензии? Я никому не мешаю получать знания тем путём, который ему досткпен и больше нравится.


Dum spiro, spero
 
СаняДата: Среда, 14 Декабря 2016, 19.35.20 | Сообщение # 6498
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Галина ()
Ко мне-то какие претензии?

Нет к тебе никаких претензий. Какие претензии могут быть к человеку, который давно и убежденно верит.
Мы же тут не только про веру говорим, но и про историю. Человечество шло к христианству не один век и жизнь до христианства существовала и привычки у людей были и вера была , причем на знаниях природы основанная.
Ну чем, например,плох вот такой амулет славянский, основанный на знании людьми целебных свойств трав?

Здравница

Или Травница-кубышка. Амулет здоровья, который предназначался для захворавшего. Его наполняли лекарственными, ароматными травами (чабрец, укроп, душица, мелисса, мята, герань). Готовые куклы ставили у изголовья кровати болеющего в теплое место. Травяной запах убивал микробов, очищал воздух и дарил силы для выздоровления.

http://fortunagid.com/zashhita/slavyanskie-oberegi-znachenie


Qui quaerit, reperit
 
Галина_Дата: Среда, 14 Декабря 2016, 19.42.19 | Сообщение # 6499
Группа: Администратор
Сообщений: 12820
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Ну чем, например,плох вот такой амулет славянский, основанный на знании людьми целебных свойств трав?

ничем, кроме ереси, с точки зрения православной веры

Разве, что травки там будут мелисса, душица, валериана, шишки хмеля... - и пахнет приятно и успокаивающим действием обладает, такая себе аромотерапия.
Главное, чтобы человек не думал, что это оберег, если он православный. .
А так, хоть сноп можно носить, никому никакого вреда. :)

У меня даже есть аромоподушечка, которую я наполнила лекарственными травами.


Dum spiro, spero
 
СаняДата: Среда, 14 Декабря 2016, 19.50.29 | Сообщение # 6500
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Галина ()
ничем, кроме ереси, с точки зрения православной веры

Ну,точку зрения црковников мы знаем. Но , как говорят, на Бога надейся, да сам не плошай.
Церковь ведь ничего не предлагает , кроме молитв, при болезни, а язычество славянское предлагало природные лекарственные средства.
Я не считаю язычество славян крамолой, а считаю вполне житейской традицией, которая и ныне присутствует в ежедневной жизни.
Да и кто назвал славян язычниками? Поди сами дохристианские славяне и такого слова-то не знали, а просто жили в единении с природой, любили природу, знали её и с успехом пользовались дарами природы и своими знаниями природы и явлений.
И не считаю, что приняв христианство, как веру для души и как справедливость законов христовых, славяне вошли в конфликт с природой, а наоборот, только дополнили свою жизнь, но не заменили веру в природу, верой в Христа. Для меня в христианстве более значимы не символы, а заветы. Человек должен принимать всё, что ему идет на пользу. А если человеку нужны лекарства от болезни, а ему предлагают взамен молиться, то тут я на стороне лекарств, а значит на стороне язычников.


Qui quaerit, reperit
 
Галина_Дата: Среда, 14 Декабря 2016, 19.58.00 | Сообщение # 6501
Группа: Администратор
Сообщений: 12820
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
Церковь ведь ничего не предлагает , кроме молитв, при болезни, а язычество славянское предлагало природные лекарственные средства.

какие глупости!

Я в прошлом году тяжело болела в декабре. Конечно, о моем здравии молились, но батюшка требовательно настаивал, чтобы я обратилась к врачу, даже крестом на это благословлял.

Ты, Саня, наверное, путаешь "церковников" с сектантами. Среди них - да, есть такие, которые категорически против врачебной помощи.

Кроме того, у нас в епархии много верующих врачей. Есть среди них и певчие на клиросе, и иподьяконы.
Да и я провизор с 28- летним стажем работы по профессии. :)


Dum spiro, spero
 
СаняДата: Среда, 14 Декабря 2016, 20.03.13 | Сообщение # 6502
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Галина ()
но батюшка требовательно настаивал, чтобы я обратилась к врачу

А на каком основании? Где про врачей написано в библии?


Qui quaerit, reperit
 
ФадланДата: Среда, 14 Декабря 2016, 20.21.34 | Сообщение # 6503
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Информация к размышлению...


"Девочку успели отравить ненавистью": изучение православия в школе оценили педагоги

Евгений Ямбург, Андрей Кураев и другие эксперты поговорили про обязательность религиозных предметов

Сегодня в 19:41, просмотров: 1110

Проект нового курса изучения православия в школе, слухи о котором просочились в прессу, взбудоражив многонациональное и многоконфессиональное российское общество, действительно существует, подтвердили 14 декабря участники «круглого стола» в «МК» «Появятся ли в российских школах новые уроки православия?». Подготовленный синодальным отделом религиозного образования РПЦ, он рассчитан на 600 часов и должен преподаваться в школе с 1-го по 11-й класс. Формально курс назван факультативным. Однако на местах, как выяснилось при обсуждении, не прекращаются попытки сделать религиозные предметы обязательными. А это для такой страны, как наша, чревато серьезными социальными потрясениями.

Официальной открытой информации об авторстве новой программы нет: рассказывая о ней на «круглом столе» «МК», вице-президент РАО и замглавы Учебно-методического объединения Виктор Басюк лишь уточнил, что она поступила на рассмотрение УМО в июле, была рассмотрена дважды и, получив оба раза отрицательные заключения экспертов, была направлена на доработку. Окончательное решение по ней впереди.

Однако установить авторов программы, созданной в недрах синодального отдела религиозного образования РПЦ, оказалось нетрудно: это Игорь Метлик и Герман Демидов. С формальной точки зрения подготовленный ими курс не является обязательным. Но, во-первых, есть много вопросов к его содержанию при реализации даже в ограниченных масштабах, а во-вторых, принцип добровольности таких предметов соблюдается в нашей стране далеко не повсеместно.

— Подобные программы, наверное, нужны. Но данная рассчитана на то, что в объеме 592 часов ее будут изучать все учащиеся с 1-го по 11-й класс. А должны быть дробные куски, которые школа может переварить, не превращаясь в просеминарию и введя их по своему усмотрению после общего курса ОРКСЭ, скажем, в 10-м и 11-м классах, — считает протодиакон Андрей Кураев. — Кроме того, такие программы и учебники, к сожалению, часто пишутся не для детей, а для внутреннего цензора, сидящего в голове у автора и стремящегося рассказать в соответствии с ортодоксией о том или ином святом или церковном соборе.

Есть и другой важный нюанс, подчеркнул он: «Я не представляю себе учителей где-нибудь в Белгородской области, которые оказывают мощное давление на губернатора, с тем чтобы там стало больше математических школ. Но я очень легко представляю себе местного митрополита, который оказывает мощное давление на губернатора, а тот уже на учредителей, директоров школ и т. д., чтобы было больше школ именно таких. И вот здесь возникает вопрос защиты детей и родителей от такого административного ресурса политической актуальности».

— Ко мне в школу привезли девочку как раз из Белгородской области, — дополнил картину директор центра образования №109 Евгений Ямбург. — Она мне говорит: вы себе не представляете, как я ненавижу католиков, ведь они молятся примадонне! Я, конечно, ей объяснил, что примадонна — это Алла Пугачева, а не Матерь Божья. Но весь ужас в том, что ее уже успели отравить ненавистью! Причем директор школы защитить от этого давления не может, ведь сегодня его можно уволить без объяснения причин. И все: против лома нет приема!

— Я не знаю, зачем нужен курс, который мы сегодня обсуждаем, поскольку уже есть курс ОРКСЭ, — предупреждает ректор Московского исламского университета Дамир Хайретдинов. — Мы, мусульмане, как верующие люди целиком и полностью поддерживаем большинство инициатив, исходящих из Русской православной церкви по воспитанию здоровой консервативности, здоровых семейных отношений в нашем обществе. Но я не понимаю, когда это делается кулуарно, ведь рано или поздно все тайное станет явным, а в итоге превратится в скандал. Нынешняя ситуация такова, что последние годы идет активная социализация мусульман — выходцев с Северного Кавказа в российских городах, массовое, возможно, миллионное получение гражданства выходцами из стран Центральной Азии. Так что соблюдать здоровый баланс между конфессиями, конечно, необходимо. Ведь то, что здесь произошло, рано или поздно выстрелит в регионах! Сегодня мы будем вводить дополнительный курс исламской культуры в тех регионах, где осталось 2–3% русского населения, а завтра, уже ориентируясь на новый образец, — в тех, где 20–30% русского населения. К чему это в итоге приведет?

Полный текст заседания «круглого стола» читайте в одном из ближайших выпусков «МК».

Марина Лемуткина

http://www.mk.ru/social....gi.html


Василий Иванович Колотуша
 
СаняДата: Среда, 14 Декабря 2016, 20.25.51 | Сообщение # 6504
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Цитата Фадлан ()
А это для такой страны, как наша, чревато серьезными социальными потрясениями.

Абсолютно верно. Искусственное навязывание одной религии в многонациональной среде чревато последствиями большими.
Васильеву пора гнать с руководства, иначе такие учителя музыки нам устроят жизнь веселую, не понимая всех последствий своих нововведений.


Qui quaerit, reperit
 
Галина_Дата: Среда, 14 Декабря 2016, 20.27.45 | Сообщение # 6505
Группа: Администратор
Сообщений: 12820
Статус: Отсутствует
Цитата Саня ()
А на каком основании? Где про врачей написано в библии?

Вообще-то, при желании, Саня, мог бы и сам , коль заинтересовался, найти в просторах интернета. :)

Православие и Библия
Библия о врачах и медицине


о лечении и врачах

Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача! . (Сир 38, 1-15)

Исцеление зависит от Бога. Оно может быть, а может не быть, в зависимости от воли

Божией Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; (Пс 102, 3)

О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня. Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иер 8, 21-22)

Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены. (Пс 6, 3)

И ходил я к врачам, но они не помогли мне. (Тов 2, 10)

Сила Господня являлась в исцелении больных (Лк 5, 17)

от Него исходила сила и исцеляла всех (Лк 6, 19)

Он [Господь] возвышает душу и просвещает очи, дает врачевство, жизнь и благословение. (Сир 34, 17)

Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду (Иер 17, 14)

Пойди в Галаад и возьми бальзама, дева, дочь Египта; напрасно ты будешь умножать врачевства, нет для тебя исцеления. ( Иер 46, 11)

Вот, Я приложу ему пластырь и целебные средства, и уврачую их, и открою им обилие мира и истины, (Иер 33, 6)

Слово лечит


- известная медицинская поговорка взята из Священного писания
язык мудрых - врачует (Притч 12, 18)

Господь посылает ангела для исцеления

И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго. (Тов 12, 14-15)

И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих: снять бельма у Товита и Сарру, дочь Рагуилову, дать в жену Товии, сыну Товитову, связав Асмодея, злого духа; ибо Товии предназначено наследовать ее. - И в одно и то же время Товит, по возвращении, вошел в дом свой, а Сарра, дочь Рагуилова, сошла с горницы своей. (Тов 3, 16-17)

Апостолы исцеляли болезни молитвой

Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных. (Лук 9, 1-2)

Во время болезни нельзя обращаться к бесам
или ложным богам за исцелением


И отложился Моав от Израиля по смерти Ахава. Охозия же упал чрез решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни? [И пошли они спрашивать.] Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу посланным от царя Самарийского и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? (4 Цар 1, 1-3)

За покаяние Господь может остановить болезнь

В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: "о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих". И заплакал Езекия сильно. И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, (Ис 38, 1-5)

Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. (Исх 23, 25-26)

Предупреждение болезней (профилактика)

Прежде болезни заботься о себе. (Сир 18, 18)

Указания о медицинской диете и ее влиянии
на здоровье есть в Библии

Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни. (Сир 37, 30-34)

Болезни могут быть за грехи

Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все [злые] язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь и всякую язву, не написанную [и всякую написанную] в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен; (Втор 28, 58-61)

Многие болезни - признак приближения
второго пришествия Христова


Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это -- начало болезней. (Мк 13, 8)

Бог молитвами святых дает исцеление
даже через вещи, принадлежащие им, материальные предметы (масло),
изображение (тень) апостола и через мощи:

Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. (Деян 19, 11-12)

Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. (Деян 5, 12-16)

Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. (4 Цар., 13, 20-21)

Господь Бог может послать болезнь
для исправления человека

Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих (Втор 28, 27-29)

Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей. (Втор 28, 35)

Неверующие посрамляются, видя явные исцеления от Бога

Видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки. И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего; (Деян 4, 14-16)

Получая исцеления, мы должны благодарить Бога, как это сделал только один из исцеленных прокаженных
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. (Лк 17, 12-19) Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. (Притч 17, 22)

Апостол Лука был врачом

Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас (Кол 4, 14)

Болеют даже святые и пророки

Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. (4 Цар., 13, 14)

Составитель: священник М.Обухов

http://www.orthomed.ru/pms.php?id=library.biblia
http://subscribe.ru/archive....46.html


Dum spiro, spero
 
ФадланДата: Четверг, 15 Декабря 2016, 10.38.18 | Сообщение # 6506
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Интересный материал о верованиях наших предков! :)

Известно, что древние славяне, помимо капищ, оставляли подношения (требы) Богам в лесу и горах, на берегах рек и морей. Каждый ключ для наших предков сам был вместилищем Силы, каждый омут, в котором таился водяной Дух, каждое старое дерево были капищем. Волхвы совершали обряды и на природных алтарях, которыми служили огромные камни...

Священные камни... Их загадка уже давно волнует людей. Словно туман, их окутали легенды ... И есть во всех этих легендах нечто общее, что заставляет нас задумываться над таинственными событиями нашего языческого прошлого, оставившими неизгладимый след в памяти поколений...

Изучение священных камней, находящихся на территории Севера Руси и европейской ее части в целом, имеет уже свою историю. Первые упоминания в научной литературе таких камней появляется еще в середине XIX века. Тщательное же их изучение таких камней - например, следовиков, камней со знаками и т.д., началось лишь во второй половине 20-го века. В настоящее время вполне можно сказать о существовании на территории Северной России единой мегалитической культуры, являющейся до сих пор, весьма важным элементом традиционной культуры. Русский Север издревле является территорией культов, связанных с природными каменными объектами - каменными святилищами, сейдами, чашечниками, следовиками, седельными камнями, каменными кругами. География их совпадает с ландшафтными зонами, образовавшимися в результате таяния в древности огромного ледника, занимавшего некогда весь север Европы. Эти процессы оказали решающее влияние в формировании современного рельефа Северо-запада России.

Культы камней на нашем Севере и в Европе зачастую типологически отличались друг от друга. Известно, что большинство почитаемых камней Латвии, Литвы и Эстонии, за исключением отдельных групп, находились в жилых местах, непосредственно около дома, на подворье, у ворот, тогда как на Русском Севере камни располагались за деревней, в глухих местах – лесах, оврагах, в урочищах. Большинство так называемых “чертовых камней” в Северной Германии связаны с делом рук «нечистого» или великана, «стремившегося навредить людям», у нас, наоборот, они имеют значение как святые, целебные камни.

Почитаемыми камнями, как правило, являлись необработанные валуны причудливой формы, нередко больших размеров. Располагаясь среди деревьев, на берегу водоёма, источника или горы-кургана, такие камни часто составляли единый священный комплекс. К ним приходили окрестные жители и паломники из отдалённых мест со своими проблемами, оставляли требы, вешали отдарки-наузы из ленточек, рушники или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений камней и обливались ею, дабы получить исцеление от болезней. Языческие традиции стали активно искореняться с приходом на нашу землю христианства. За средневековым мракобесием последовали периоды петровской и советской «культурных революций», в ходе которых множество святынь древней традиции было уничтожено.

Трудно подсчитать, сколько взорвано и запахано культовых камней, сколько вырублено священных рощ, но перед некоторыми оказались бессильны эпохи и «прогрессивные» идеологические веяния... Рассматривая культ камней у древних славян, следует отметить, что поклонение или жертвоприношения камням не упоминаются ни в одной летописной статье, где ведется речь о славянской традиции.

Для славянской ойкумены неизвестны и ранние церковные поучения или жития, употребляющие слово “камень” в смысле почитаемого природного объекта. Из наиболее древних свидетельств об особенных камнях на территории восточных славян (и позже – Древней Руси) мы располагаем неясным упоминанием о “чудесном камне в излучинах Данпа (Днепра) в “Песне о Хлёде”. Гораздо позже, уже в XII в., германский хронист Гельмольд пишет, что после очередного этапа крестоносной экспансии саксов на восток западные славяне “воздерживались приносить клятвы у деревьев, источников и камней...” Этими свидетельствами, по существу, и ограничиваются ранние упоминания о почитаемых камнях для славян.

1 Камни, возникновение почитания которых связано с языческими обрядами древности. Это камни-следовики (со знаками человеческой ступни, копыта, лапы животного или птицы,) камни-чашечники (с полусферическими углублениями), и камни с о знаками подковы, с желобами и иными редкими знаками. Средневековое почитание этих камней и продолжение традиции поклонения в Новое время объясняется влиянием язычества на христианскую культурной традиции.

2 Камни без следов обработки, о которых имеется фольклорный материал о явлении на них (около них) священных предметов (икон), приведений или чертей.

3 Камни со знаком креста, христианский генезис которых несомненен. Со всеми перечисленными группами камней, независимо от вида выбитых на них знаков, связаны разнообразные легенды, представляющие собой самостоятельную тему для исследования проблемы почитаемых камней. Часть легенд относится к практикам и заговорам: в них рассказывается о магических представлениях связанных с камнями, о использовании частиц камней или воды из углублений для лечения (например, для лечения зубной боли, бородавок и т.п.), о способности камней лечить детские и женские болезни..

Другой единый блок – фольклорные рассказы о чертях и нечисти, живущей около камней и вредящих человеку. Эти рассказы, по-видимому, могут отражать некие дохристианские воззрения славян на камни в сакральной сфере. Часть легенд носит чисто христианский характер и является краткой и упрощенной переработкой текстов Библии, апокрифов или “хождений святых”. Почитаемые камни, в отличие от почитаемых родников, не обрели своего места в церковном обиходе, и остались на периферии религиозного пространства христианства. Поэтому при прерывании традиции почитания часто наблюдается последующая переориентация народного культа на более привычный объект – водный источник, который зачастую находится поблизости. Такие каменные святыни, как камень в Почаевском монастыре или «камень Антония Римлянина» представляют единичные явления в христианской церковной культуре. Согласно своему статусу, большинство почитаемых камней в сельской местности не отмечались специальными христианскими маркерами или сопровождались деревянными часовенками – культовыми сооружениями, находящимися на периферии христианской культуры.

[bgcolor=orange]Синь-камень или Синий камень - это легендарный валун, который имеет сине-серый цвет, издревле находящийся неподалеку от села Городище, что под Переславль-Залесским на берегу Плещеева озера (место это ныне именуется архитектурным памятником «Клещинский комплекс»). Согласно древнерусским преданиям в этом камне живет дух, исполняющий мечты и желания. За камнем издавна закрепилась слава чудодейственного. По утверждению местных старожил, среди которых всевозможные предания передаются из уст в уста, пребывание на валуне исцеляет людей от множества болезней, а женщин, к тому же, от бесплодия!
[/bgcolor]
[bgcolor=orange]История «Синего камня» уходит в далекое прошлое. Историки совместно с археологами с полной достоверностью установили, что самое первое поселение на берегу Плещеева озера появилось более двух тысяч лет назад. Пионерами-поселенцами были финны-язычники. Место поселения их привлекло тем, что здесь возвышалась гора высотой 30 метров над водой и отсюда были хорошо просматриваемы отдаленные окружающие окрестности.

Когда племя пришло на эту гору, «Синий камень» лежал на ее вершине. Вполне естественно, что поселенцы-язычники сразу же обожествили валун, сделали вокруг него ровную площадку, на краю которой поставили языческую молельню. Прошли многие столетия. Финнов на берегу огромного водоема среди могучего леса сменили более многочисленные и сплоченные северные славяне, поклонявшиеся богу Яриле. Так возникло капище, посвященное Яриле, а гора стала именоваться Ярилиной горой или Ярилиной плешью. Рядом с ней вырос большой славянский населенный пункт под названием Клещи. Именно на этом месте впоследствии возник город Переславль-Залесский. Даже тогда, когда на Руси прочно укрепилось православие, население прибрежных районов Плещеева озера (даже истинные христиане!) не перестало поклоняться чудодейственному валуну и тайно боготворило его. В те времена православные священники в каждой проповеди убеждали и даже стращали местных прихожан тем, что в камне, к которому они привыкли ходить, живет нечистая сила, отправляющая их души в ад еще при земной жизни. Однако ни запугивания, ни увещевания не останавливали людей от поклонения таинственному валуну.[/bgcolor]

Читаем в одном из «поучений» - «Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нём же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе людей: мужей и жён и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть…» Разумеется, служителей церкви не устраивало такое положение вещей, и посему Камень был сброшен с вершины Горы….

Дьякон Переяславской Семеновской церкви Ануфрий по приказу царя Василия Шуйского велел выкопать большую яму, скинуть в нее Синь-камень и зарыть землей. Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул из-под земли. В 1788 году церковные власти Переславля решили заложить «волшебный» камень, а к тому времени уже прозванный «чертовым камнем», в основание фундамента местной колокольни, дабы прекратить «языческие вакханалии». Камень погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера. Недалеко от берега лед проломился и Синькамень затонул на глубине пяти метров (по другой версии, камень был сброшен с саней намеренно, и лёд под ним был подрублен). Все тогда подумали, что теперь уже Синь-камень пропал навечно. Но вскоре рыбаки стали замечать, что валун неведомым образом меняет свое местоположение, медленно перемещаясь по дну. Каким образом он это делал, имея 12 тонн массы, да еще за сравнительно короткое время, никто не знал. Через 40 лет он оказался на берегу у подножия Ярилиной горы, где и лежит до сих пор. А в настоящее время почва почти поглотила валун. Поэтому те, кто ныне приезжает полюбоваться им, видят лишь небольшую площадку высотой около 30 сантиметров.

Андрей Дорош
Журнал «Родноверие» 1(1) 2009


Василий Иванович Колотуша
 
Галина_Дата: Четверг, 15 Декабря 2016, 10.52.29 | Сообщение # 6507
Группа: Администратор
Сообщений: 12820
Статус: Отсутствует
Проф. А.И. Осипов: "Религии и их учения"



Dum spiro, spero
 
ФадланДата: Четверг, 15 Декабря 2016, 10.54.39 | Сообщение # 6508
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
Еще немного сведений о Синем камне :)

Если со стороны Плещеева озера взглянуть на северо-восточный берег, то можно увидеть конусообразный зеленый холм, как бы отделенный от остального берегового массива. Археологические раскопки, проводившиеся здесь в 1853 году, показали, что холм был на 10 метров надсыпан сверху. Всего высота холма составляет около 30 метров. В народе он звался Ярилиной плешью, так как когда-то являлся единственной в округе возвышенностью, не покрытой лесом. Подобные холмы обычно обустраивались славянами-язычниками для исполнения своих культовых обрядов. Можно предположить, что холм использовался в качестве ритуального места для проведения обрядов в честь любимого бога северо-восточных славян – Ярилы.

Ярило – один из самых важных и почитаемых славянских богов. Это бог весеннего солнца, плодородия и расцвета жизненных сил человека.

Славяне чтили Синий камень наравне с другими своими божествами – Ярилой и Велесом. Во время праздника весны камень украшался цветами и лентами, вокруг него водили хороводы.

Следует сказать, что жертвы славян отнюдь не были кровавыми. Чтобы задобрить бога ему преподносились пироги и блины, жители жертвовали камню часть урожая (зерно и солому). Принятие христианства славянами никак не сказалось на отношении к синему камню. Его по-прежнему почитали, любили и обращали к нему свои мольбы.

Существует легенда о том, что изначально Синий камень находился на вершине Ярилиного холма. В конце XI в. поборники христианства решили сбросить языческую реликвию вниз, и построить на этом месте православный храм. Храм простоял недолго – он сгорел во время пожара, который случился сразу после этого события. Таким был ответ камня на осквернение святого места. Однако подтверждений этой истории нет...


Василий Иванович Колотуша
 
ФадланДата: Пятница, 16 Декабря 2016, 12.14.52 | Сообщение # 6509
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
О современном "неоязычестве" :)

Синь-камень близ Переславля-Залесского - это подлинный образчик древнего языческого капища, история которого насчитывает более двух тысяч лет.

[bgcolor=orange]Поверхность Синь-камня усеяна денежной мелочью, цветами. На кустах поблизости можно увидеть множество развешенных ленточек и лоскутков. Все это - результат деятельности нео-язычников, приносящих камню дары и загадывающих под завязывание ленточек сокровенные желания. Синь-камень даже пытаются кормить - нередко на нем можно увидеть нарезанную колбаску, хлеб, дольки фруктов. К синему камню привозят различные предметы и "заряжают" их в энергетическом поле этого монумента, чтобы впоследствии использовать в качестве оберегов.[/bgcolor]

Кому же показано посещение Синь-камня - этой древней святыни?

Ну, во-первых, бесплодным парам.
Боги, которым поклонялись у камня славянские язычники, Ярила и Велес, покровительствовали в т.ч. и плодородию, причем плодородию в широком смысле, т.е. и человеческому. Вот и припадают к Синь-камню женщины, чтобы вымолить у высших сил ребенка. Мужчины же приходят сюда для обретения мужской силы. Иногда от камня откалывают мелкие кусочки, чтобы носить их рядом с гениталиями. А некоторые, размельчив осколок в ступке, съедают его.
Но сразу предупредим, что это скорее всего даст противоположный ожидаемому результат - какому божеству понравится то, что оболочку, в которую облечен его дух, расковыривают и едят. Синь-камень отомстит!
Около Синь-камня человек заряжается энергией, становится активным и жизнерадостным.
Здесь приходит в норму давление, проходят головные и сердечные боли. По непроверенным и клинически неподтвержденным данным, камень помогает при бронхиальной астме, болезнях опорно-двигательного аппарата, псориазе, дерматозах и пр.
На Ивана-Купалу (Духов день) у Синь-камня, как и в древности, собираются молодые девушки с парнями, т.к. считается, что в этот день, после ритуальных процедур можно унаследовать от него долговечность, прочность и твердость. А некоторые девушки привораживают тут своих избранников.


:)

Полный текст смотри по ссылке
http://hotimdetey.ru/article/sakralnie_mesta/siniy_kamen/


Василий Иванович Колотуша
 
ФадланДата: Суббота, 17 Декабря 2016, 10.06.01 | Сообщение # 6510
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
О языческом прошлом наших предков :)

Кострома - в славянской мифологии дочь Купальницы и Семаргла, сестра Купалы. В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Костома и Купала были еще маленькими то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились не зная, что брат и сестра, а когда узнали решили утопиться. Косторма стала русалкой или мавкой. Но боги решили сжалиться над братом и сестрой и превратили их в цветок который мы сейчас знаем под названием Иван-да-Марья.
Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.
Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми венками в руках.

В русской культурной традиции Кострома — сезонный мифологический персонаж, являющийся воплощением весны и плодородия. Он известен также украинцам, у которых именуется Кострубом или Кострубонькой. В календарной обрядности Кострома выступает как главный персонаж ритуалов троицко-купальского цикла.
И русское, и украинское имя восходят к слову «костра» («костерь», «кострика»), которое в восточнославянских диалектах означает «остатки культурных растений после их обработки», «жесткие части растений», «непригодные для употребления растения и их части».
Обряды с Костромой, приуроченные к некоторым значимым датам весенне-летнего периода, были известны во Владимирской, Костромской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях. Обычно обрядовое действо совершалось в конце все-святской недели — в воскресенье, называемое в разных местных традициях «русальным», «петровским», «всесвятским заговеньем», — или в петровское заговенье; реже он приурочивался к Троице или Духову дню.
Образ Костромы создавался посредством изготовления чучела из растительного материала, что соотносится со значением имени персонажа, или обряжения человека. В последнем случае Кострому чаще всего изображала девушка или молодая женщина, которую выбирали участники обряда, иногда — парень, ряженный молодой девушкой. Особенностью облика Костромы являлось белое, с головы до ног, одеяние, а атрибутом персонажа была зеленая ветвь дуба.
Антропоморфное чучело из обмолоченного ржаного снопа или просто из соломы изготавливали в основном девушки и молодки, иногда — при участии парней. В Саратовской губернии в некоторых местах для создания основы чучела использовали донце от прядильного гребня. На чучело надевали женскую рубаху, пояс, платок, башмаки; в костромской традиции его облачали в нарядный сарафан молодицы, недавно вышедшей замуж. В Муромском уезде Владимирской губернии чучело одевали в костюм молодого мужчины. Xapaктepнoй особенностью наряда Костромы, изображаемого как человеком, так и куклой, было украшение его зеленью и цветами.
Изготовление чучела Костромы сопровождалось исполнением песен, в которых рассказывалось о Костроме — дочери костромского купца, о ее богатстве и красоте, о пире в доме ее отца, после которого она «с вина-маку» расплясалась и вдруг повалилась и умерла. В Самарской губернии сцена смерти разыгрывалась двумя участниками обрядового действия: изображавший Кострому — знаком его была зеленая ветвь — «умирал» при появлении другого, ряженного в маску «Смерти» с атрибутом в виде сухой ветви.
Соответственно названию — «похороны Костромы» — обряд относился к типу «проводов-похорон». Кострому — чучело или лежащего неподвижно человека — под пение песен с поклонами укладывали в «гроб», представлявший собой носилки, колоду, корыто или простую доску. «Покойника» носили по селу, иногда обносили вокруг церкви и затем несли к реке, в поле или лес. Шествие с Костромой имело характер инсценированной похоронной процессии в пародийном стиле. Девушки и молодые женщины, несшие «гроб», покрывали головы белыми траурными платками, другие «оплакивали» «умершую»:
Кострома, Кострома,
Ты нарядная была,
Развеселая была,
Ты гульливая была!
А теперь, Кострома,
Ты во гроб легла
И к тебе ль, Кострома
Сошлись незванные сюда
Стали Кострому
Собирать, одевать,
Собирать, одевать
И оплакивать
Парни, возглавлявшие процессию, рядились священниками, «поп» махал «кадилом» — старым лаптем или камнем на веревочке. Если Кострому представляли в мужском облике, то за «гробом мужа» следовала его «жена», которая причитала: «Батюшка Костромушка, на кого ты меня покинул! Закрылись твои ясны оченьки» В некоторых песнях о Костроме упоминаются и другие ее «родственники»: мать, сын, кума.
На берегу реки или в лесу «гроб» с Костромой устанавливали под березой. Во Владимирской губернии участники обряда делились на две группы, одна из которых окружала Кострому и старалась защитить ее, другая же стремилась выкрасть и разорвать чучело. Борьба практически всегда заканчивалась похищением Костромы. В Саратовской губернии, где в сцене смерти участвовал ряженный Смертью, молодежь защищала еще «живую» Кострому, весело кружащуюся в хороводе, от посягательств Смерти, которая появлялась со стороны леса. Но и в этом случае Кострома «погибала».
Обряд завершался ритуальным разорением соломенного чучела и потоплением его в воде или насильственным купанием ряженного в Кострому. После растерзания чучела с него обычно снимали предметы его убранства и лишь затем топили. В селениях вблизи г. Мурома при этом припевали:

Костромушка, Кострома,
Куда твоя голова?
К бесу, к бесу,
В омут головой!

В некоторых местах «гроб» с Костромой оставляли в лесу. В Саратовской губернии Кострому на носилках выносили в ржаное поле и там просто вываливали и оставляли на меже.
Обычно заключительная часть обряда сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием молодежи, играми. В некоторых вариантах ритуала всеобщая радость объяснялась «воскресением» Костромы после «смерти».
В народном сознании ритуальные похороны знаменовали собой переход от весны к лету.





Василий Иванович Колотуша
 
Поиск: