Подземная крепость "Логово Дождевого Червя" - Мифы и реальность...
30 октября 1935 года случилось знаменательное событие, А.Гитлер посетил укрепрайон и в ходе шестичасовой инспекции принял участие в торжественной приемке ДОТа №516 у села Высока (Wysoka). Фюрер был поражен размахом, и несмотря на огромные финансовые затраты по реализации проекта, а возведение каждого из ДОТов класса «Б», а по некоторым данным обошлось Германской казне примерно в три миллиона марок - дал принципиальное согласие на строительство. Обновленная после визита фюрера, общая концепция укрепрайона, предполагала эффективную оборону по всей линии фронта, с самыми сильными и современными силами противника на неограниченное время. Протяженность линий обороны должна была составлять 110 км с глубиной фронта 3 км. Гарнизон крепости должен был составлять 2 пехотные дивизии состоящий примерно из 35 000 человек, из которых одна треть должна была составлять постоянный гарнизон крепости. Первоначальные затраты на строительство укрепрайона должны были составлять 600 млн. рейхсмарок (по другим источникам более 800 млн. марок).
По замыслу создателей, для обеспечения невероятной обороноспособности укрепрайона применялись самые передовые на тот период технологии. Новшества были уникальные. От конструктивных элементов крепости в виде применения профилированных бронеколпаков на 2;3; и 6 амбразур до вооружения – автоматического огнемета (Flamenwerfer - FN) с дальностью действия до 75 м. и производящим до 6 выстрелов в минуту, 149-мм бронированных гаубиц и чешского автоматического крепостного миномета М19 (с электронным управлением!) как утверждают некоторые источники, впервые поступившего на вооружение именно в гарнизон Мезерицкого укрепрайона.
На фото (слева на право): Поворотное гнездо крепостного миномета М19, способного вести автоматический огонь во всех направлениях; гнездо крепостного огнемета, отсюда, в случае прорыва фронта, поднимается штанга огнемета, сжигающего живую силу противника при попытке взорвать или захватить ДОТ; остатки электронного управления автоматического, крепостного миномета М19; общий вид станка миномета М19, который уцелел до сегодняшнего дня; подъемник штанги огнемета;
--------------------------------------------------------------------------------
В апреле 1934 года начинается второй этап, возведение гидротехнических сооружений и огневых точек класса «Б» и «Б1». Начались работы по укреплению южных рубежей и дополнению естественных водных преград - искусствеными. Во второй половине 1935 года, приступили к сооружению 13 объектов класса «Б» и «Б1». Начали с возведения огневой группы «Людендорф» (Ludendorff) вокруг 865-го ДОТа. Затем принялись за огневую группу «Лейтзман» (Lietzmann) и ДОТа № 668 блокирующего дорогу «№2» Познаньского направления. Аналогичные огневые точки были возведены в Борижчине – ДОТ № 778 (515), в Старополе ДОТ №780. В Чицене – ДОТ №811, затем достроили 625-й на Рокитницкой дороге, 775-й, 669-й в Мостках. У с. Высоко возведен ДОТ № 775 (516) тот самый, который в 1935-м принимал Гитлер и который в 1945 году сыграет свою ключевую роль во взятии укрепрайона Красной Армией. ДОТ № 875 (523), блокировал дороги Горшов-Сквежина-Кострижн (Gorzów - Skwierzyna - Kostrzyn), затем возвели 874-й (с которого, кстати, только в 2002 году кто то срезал на лом, стальной бронеколпак).
Завершало этот этап строительство ДОТа № 657 (507) прикрывающего подступы к мосту «602» через канал озера Неследж (Niesłysz).
С марта 1935 года, строительные подразделения Тодта приступили к возведению самой ответственной - подземной части комплекса, который назвали - «Лагерь Дождевого Червя» (Regenwurmlager).
Военные инженеры заключили - слабым отрезком оборонительной линии Niesłysz - Obra был центральный участок между Старополем (Staropole), Высоко (Wysoka) и Кеншицей (Kęszyca; немецкое название Kainscht). По мнению фортификаторов, здесь не было возможности создать эффективные гидротехнические сооружения, основу которых будут составлять естественные водные преграды, поэтому было принято решение о строительстве подземной фортификационной системы, соединяющей воедино ДОТы огневых групп.
К слову, хотелось бы развеять некоторые утверждения современных мифотворцев, придумывающих различные версии такого странного названия подземного комплекса. Зачастую приходилось слышать легенды лежащие в диапазоне от... применения немецкими инженерами, каких то секретных методов постройки "червякообразным" проходческим щитом, до сходства бесконечных туннелей и разветвлений комплекса с жилищем дождевых червей.
На самом же деле, объяснение такого странного названия, оказалось банальным и все время лежало на поверхности, достаточно было просто внимательно посмотреть на старую карту этого района от 1935 года. Как мы можем видеть [см.иллюстрацию ниже], дислокация строительного лагеря и начального этапа работ - приходится вдоль русла речушки "Регенвурм" (Regenwurm) петляющей между деревушками Пиески (Pieski; нем. назв. Pieske) и Кеньшица (Kęszyca; нем. назв. Kainscht).
Специально для секретной доставки огромного количества стройматериалов, была построена дорога, ведущая от Франкфурта на Одере до самого укрепрайона в обход населенных пунктов и основной магистрали Варшава-Берлин. Остатки дороги, до сих пор можно обнаружить между Ржепином (Rzepin) и Иорданово (Jordanovo).
На начальном этапе, грандиозное фортификационное сооружение, силами 7000-10 000 рабочих из резервов имперской трудовой повинности строили открытым методом, что предполагало очень трудоемкую схему возведения сооружений.
Для этого, объект устанавливали на дне котлована и по завершению стройки его просто засыпали. Работы по укрепрайону начали с возведения бронебатареи номер пять (Pz.B 5), коммуникации до вокзала «Конрад» и ДОТов № 715 и 713 с общей протяженностью туннелей 5,5 км. Однако начиная с 1 апреля 1936 года прокладку туннелей существенно усовершенствовали, с помощью применения поступивших в распоряжение строителей, двух проходческих щитов, ускоривших объем суточного прохода туннеля до 65 метров.
--------------------------------------------------------------------------------
Согласно проекту 1936 года, укрепрайон состоял из шести основных огневых групп:
«Лютзоф» (Lützoff)
«Йорк» (Yorck)
«Гнейснау» (Gneisenau)
«Шарнхорст» (Scharnhorst)
«Фрейзен» (Friesen)
«Янн» (Jahn)
А так же три отдельные фланкирующие огневые группы:
«Нетельбек» (Nethelbeck)
«Шилл» (Schill)
«Кёрнер» (Körner)
--------------------------------------------------------------------------------
В целом первоначальный проект предполагал возведение более ста огневых укреплений, с плотностью 6,6 огневых точек на один километр линии фронта. Уже завершили прокладку основного туннеля от станции «Отто» до ключа южного направления станции «Густав» протяженностью 6590 метров, однако случилось не предвиденное событие ...
Неожиданный закат...
30 мая 1938 года, в "Лагерь дождевого червя" с визитом снова явился сам Адольф Гитлер. Взору фюрера открылась весьма противоречивая картина. С одной стороны – отлично продуманный лучшими инженерными умами Тодта укрепрайон, с десятками километров подземелий, со всем необходимым жизнеобеспечением для автономного проживания и несения боевого дежурства гарнизоном численностью от двух до пяти тысяч человек.
1 Июля 1938 года был издан «меморандум о крепостных сооружениях» и последующее приказное приостановление работ по расширению укрепрайона от 4 Июля 1938 года.
Гитлер изменил свою концепцию по оборонительным сооружениям в восточном направлении и дал приказ укреплять Запад, а Восток – открыть, так как здесь ему «...будут нужны бронетанковые дивизии, а не бункера...». Нападение со стороны Франции потеряло актуальность, однако в Берлине весьма настороженно воспринимали непомерно возрастающие амбиции Сталина, уже слишком смело взирающего на запад.
В 1940 г. Сталин ввел генеральские и адмиральские звания. Сам по себе этот факт сегодня для нас — совсем ненужная подробность. Однако если его увязать с остальным контекстом событии тогдашнего времени, то он весьма существенен. Факт этот свидетельствует о том, что СССР, готовился принять участие во второй мировой войне и у него будут военные союзники, для чего и унифицировались с общеевропейскими воинские звания высших должностных лиц (комбриги, комдивы, комкоры, командармы, флагманы и т. д.) Офицерские звания унифицировались еще раньше, как и звания младшего офицерского комсостава (введены сержантские звания). А в январе 1943 г. унифицировались и знаки различия — Красная Армия надела погоны, т. к. стало ясно, что Красная Армия вскоре войдет на территорию европейских государств, где «беспогонная» армия будет восприниматься как революционная орда.
Из неутешительных результатов визита верховного главнокомандующего были сделаны соответствующие организационные выводы.
В результате, было решено в срочном порядке законсервировать строительство, по крайней мере, несколько бункеров класса «А» (например «А80»), а так же несколько артиллерийских батарей с крупнокалиберными гаубичными 150-мм орудиями, для огневого подавления сил противника еще на подходе к укрепрайону, в числе первостепенных объектов имелись ввиду четыре так и не достроенные бронебатарей состоящие из трех-четырех артблоков – Pz.B. (PanzerBatterie) №4 (три артблока) у вокзала «Норд», Pz.B.5 у Борижчина (4 артблока), Pz.B. 6 (3 артблока), Pz.B. 7 (три артблока) и Pz.W. 8 .Юг и Восток у «Русской горы» (Russen Berge) которая позднее была переименована в огневую группу «Йорк» (Yorck), тем не менее, дальнейшее возведение комплекса было приказано постепенно свернуть – для чего военным инженерам поручили в срочном порядке разработать более дешевый проект.
23 августа 1939 года ситуация с главной восточной угрозой разрешилась, СССР подписал пакт о ненападении с Германией. Призрачная угроза с востока окончательно растворилась и как следствие острая нужда в серьезной оборонной фортификации отпала, тем более что ударные возможности Вермахта уже были достаточно развиты для ведения воины на сопредельных территориях, а военная машина «новой» Германии - пожирающая гигантские средства и уже не могла прокормить «оборонную стройку века».
Тем не менее, наблюдаемая изредка в публикациях неразбериха с истинными целями укрепления рубежей Германии, возникла ввиду умелой политической интриги предпринятой Гитлером. Историчееский факт гласит - Гитлер сказал верховному комиссару Лиги Наций Буркхарду еще в августе 1939-го: «Все, что я предпринимаю, направлено против России. Если Запад слишком глуп, чтобы понять это, я буду вынужден добиться соглашения с Россией, разбить Запад, а затем, после его поражения, собрав все силы, двинуться на Россию». Как покажет история - так и сделал подлец...
16 июня 1940 года главнокомандующий сухопутными войсками вермахта Браухич и его начальник штаба Гальдер уже обсуждали обстоятельства переброски к границам Советского Союза 15 дивизий (Ф. Гальдер. Военный дневник, т. 2, 1969 г. с. 61).
До конца июня на восток были переброшены 24 дивизии вермахта, из них 6 танковых. 3 июля после проведения ряда мероприятий по усилению группировки войск вермахта на востоке Гальдер определил основные задачи своим непосредственным подчиненным: «Нанести решительный удар России, чтобы принудить ее признать господствующую роль Германии в Европе». Стало ясно, у Германии грандиозные планы и ей не до очень дорогих тыловых строек.
Однако вернемся к нашему «логову червя» - в результате сокращения проекта, была полностью перепроектирована вся развязка сооружения южнее вокзала «Густав». Изменена нумерация ДОТов и в проекте 1939 года к первоначальным номерам огневых точек «приклеилась» семерка популярной у немцев сквозной нумерации – так например, семнадцатый дот, стал семьсот семнадцатым и т.д..
Претерпели изменения и развязки огневых групп, так например из проекта исчез ДОТ №718 в группе «Шарнхорст» (Schranhorst), зато там же появился дополнительный 716А. До всего одного ДОТа №783 была сокращена огневая группа «Фрезен» (Friesen), ДОТы артблоков № A2, А6, А5, А4 так и не были построены. Остался законсервированным портал E65, ведущий на вокзал «Густав», ограничились лишь постройкой ДОТа №765.
На восточной стороне перегона между станциями «Густав»-«Фридрих» не законченными остались А1/6, А1/7, А1/8.. Та же судьба постигла группу из трех ДОТов № В6, ведущих на юг от вокзала «Людвиг», там же у портала переброски пехоты добавили не запланированную ранее станцию «А64» .
Наземные подходы к вокзалу «Дора» должны была прикрывать группа из пяти артблоков А11, расположенных полукругом. Портал «Е63» так же не реализовали, оставив станцию «Е63» глухим тупиком. Из девяти ДОТов ветки северо-восточнее вокзала «Цезарь», которые должны были по первоначальным планам составлять отдельную огневую группу – построили всего два, с номерами 727 и 730, соответственно переподчинив их огневым группам «Йорк» (York) и «Лютзоф» (Lützow).
Из 32 ДОТов класса «Б», в проекте 1939 года - остались всего 24... а из сооружений класса «А» всего четыре. Из более чем сотни боевых блоков в окончательном проекте остались всего 55, некоторые из них были законсервированны или так и остались недостроенными...
ТАБЛИЦА БОЕВЫХ БЛОКОВ
Как станет очевидно позднее, к срочной перепроектировке сооружения в приказном порядке - подошли достаточно безолаберно, и если положение наземных сооружений удалось перенести и сократить без особого ущерба для общей обороноспособности комплекса, то срочные и кардинальные переделки его подземной части, несли в себе ряд гидротехнических ошибок которые в настоящее время более чем очевидны – практический все туннели и отрезки «новодела от 1939 года» подтопленны грунтовыми водами...
В 1940 году наспех достроив и законсервировав проект, про очень дорогую стройку рейха забыли. С середины Июля военная машина Германии была занята активными боевыми действиями на обширных территориях по всей Европе и оставшийся в глубком тылу грандиозное гидротехническое сооружение позднее приспособили в качестве филиала завода «Юнкерс» на котором Daimler-Benz производил детали авиационных двигателей. В этой связи, хочется добавить, что до сих пор исследователи не пришли к единому мнению - где же находился сам завод, и далее мы опубликуем часть уникальных архивных документов, немного приоткрывающих и эту легенду комплекса.
Тем не менее, вернемся во времена заката "ЛДЧ" и напомним, что в течении последующих (после 1940 года) нескольких лет забвения, уникальное оборудование систематический демонтировали и передавали для использования в аналогичные укрепрайоны - линию Зигфрида (Siegfriedstellung), Западный вал (Westwall) и Атлантический вал (Atlantic Wall).
Тренировочные лагеря СС
24 Мая 1944 года, расположение укрепрайона посетил рейхcфюрер СС Генрих Гимлер (Reichsführer-SS Heinrich Himmler), и вовсе не чудеса военной фортификации привлекали его высокопоставленное внимание, а тренировочный лагерь СС, "Вайлдфлекен", который располагался в бараках Пиески (Pieski; немецкое название Pieske).
Wildflecken - так по крайней мере указывается в мемуарах Леона Даргеля. Тем не менее, возникла небольшая путаница - у Ваффен СС был и еще один, основной лагерь с таким же названием на границе с Баварией, в 35 км от Бад Киссингена.
В ходе инспекции, Гимлер осмотрел расположение лагеря подготовки "Валонских штурмовиков" (Sturmbrigade Wallonien), которые с Июня 1943-го, должны были войти в состав 28-ой дивизии СС (28. SS-Freiwilligen-Grenadier-Division Wallonien). Позднее, по окончаний подготовки, в октябре 1944, выпускники лагеря были переброшены на восточный фронт.
Так же, известно о наличии у польского исследователя Роберта Юрги (Robert Jurga) нескольких часто упоминаемых фотографии, на которых в расположении одного из лагерей подготовки, изображены индусы в чурбанах, одетых в немецкую форму.
Мы бы не стали накручивать факты, общеизвестно, что территория укрепрайона в свои отнюдь не лучшие времена использовалась как место базирования подготовительной базы легионеров Ваффен СС и диверсионных школ. Напомню, что "валантерские" дивизии СС формировались по национальному признаку, и в лагерях подготовки могли проходить учебу не только упомянутые выше французы, но и другие, даже несколько экзотические национальности.
Известно, что год до визита Гиммлера, летом 1943 года, из Бурмы прибыли три дивизии "Национальной армии Индии", которые там браво сражались на стороне немецких союзников - японцев.
Немцы, не без выгоды для себя приютили восточных друзей, и поскольку дела на фронте шли из рук вон плохо, тут же решили сформировать из их числа контингент "Индийского легиона CC" (первоначально это была 950-я пехотная дивизия; Indische Freiwilligen-Legion Regiment 950). 8 Августа 1944 года, новое формирование официально получило название "свободная Индия" (Freies Indien). Командовать экзотическим легионом СС поручили оберфюреру СС Хейнзу Бертлингу (Oberführer-SS Heinz Bertling). Как бы там не было, судьба экзотических войнов чуть позднее сложилась бесславно и трагический завершившись в южной Франции и Голландии.
Падение...
В 1944 году, после целой череды военных неудач на Востоке, и стремительно приближающуюся угрозу, про укрепрайон снова вспомнили, на всякий случай и укрепили передовую более чем 400 Тобруками, укрепили фланкирующие группы, так например юг огневой группы "Людендорф" прикрыли артукрытием Pak U., однако как покажут дальнейшие события - это совершено не помогло...
Оборонительные сооружения Мезерицкого укрепрайона были «сломлены» советскими войсками в первые числа февраля 1945 года, в течении всего 3 дней (30.01.1945-02.02.1945). Самым большим абсурдом постигшим укрепрайон было то, что когда пришло время показать, во что вложены все эти гигантские средства, в расположений укрепрайона, не осталось ни одного офицера-специалиста, знакомого со спецификой ведения оборонительного боя в крепостных условиях. Большинство немецких солдат охраняющих (не обороняющих!) бункера, по большей части даже не пыталось вступить в активный бой с советскими войсками.
Единственным достаточно показательным примером воинской доблести, явился ДОТ 712 (Pz.W.712), под руководством коменданта Фридриха Хелмигка (Friedrich Helmigk), который еще две недели после взятия укрепрайона отчаянно оборонялся силами всего восьми человек, не имея связи с остальными огневыми единицами и не зная общего положения дел, ДОТ удерживал подходы дороги Неухофен-Старпель (Neuhöfchen – Starpel). В конце концов, после ураганного артобстрела бетонными бомбами, 28 февраля 1945 года, горящий 712-й сдался...
Как ни странно, истощенные немецкие солдаты героического ДОТа были удостоены солидарного понимания со стороны Красноармейцев и что удивительно... – за стойкость и почетную солдатскую доблесть были отпущены домой. Уже в 90-х годах, ветераны 712-го, неоднократно приезжали к ДОТу, у которого «родились во второй раз», добрым словом поминая милосердие русских.
На этом, наш рассказ не заканчивается. Самое интересное, только начинается... Итак, крепость пала.. что же случилось с ней послевоенное время и какие легенды породило это грандиозное сооружение, читайте во второй части материала...
Извините за"перепечатку"с другого сайта "http://www.necton.lv/component/content/article/33-fortification/30-ostwall.html...Если это незаконно-удалите.Просто думаю,что кому интересно .могли прочитать больше в одном месте,не гуляя по паутине.