Предисловие Глава 1 Первые шаги Глава 2 Наследие Н.Н. Поликарпова С двигателем воздушного охлаждения Битва за высоту Глава 3 Опытные машины и нереализованные проекты самолетов с поршневыми двигателями Пушечный бронированный штурмовик МиГ-5 (ДИС) «Утка» Глава 4 Первые реактивные Полуреактивный И-250 И-270 И-300 Глава 5 Корейский сюрприз МиГ-15 УТИ МиГ-15 МиГ-15бис Всепогодные перехватчики Разведчики В интересах наземных войск «Бурлаки» Другие модификации самолета Мишени Серийное производство «МиГи» в бою Последний «МиГ» Гагарина За рубежом Глава 6 МИГ-17 Фронтовые истребители Истребители ПВО и мишени Истребители-бомбардировщики и разведчики Опытные модификации и летающие лаборатории Производство МиГ-17 за рубежом Эксплуатация и боевое применение Глава 7 Первый свехзвуковой Безаэродромный старт Высотные модификации На пределе возможностей Летающие лаборатории За рубежом На фронтах «холодной войны» Глава 8 На дальних рубежах Барражирующий перехватчик Самолет «М» И-370 Несостоявшийся «Ураган» Глава 9 МиГ-21 Начало «биографии» Е-50 С треугольным крылом Спарки Разведчики Самолеты-мишени «Сапфир» Аналог Ту-144 МиГ-21бис Экспортные поставки Перехватчики Китайские «МиГи» МиГ-21-93 и его зарубежные коллеги Глава 10 МиГ-23 – долгий путь в небо Е-8 МиГ-23/I С крылом изменяемой стреловидности МиГ-23С МиГ-23УБ МиГ-23М МиГ-23МЛ (изделие 23–12) МиГ-23МЛД Глава 11 Истребитель-бомбардировщик МиГ-23Б МиГ-23БН МиГ-27 МиГ-27К МиГ-27М За рубежом Глава 12 Борьба за скорость Е-150 Е-152 Е-155 – прорыв в будущее Разведчик-бомбардировщик Истребитель-перехватчик Учебные самолеты МиГ-25РУ и МиГ-25ПУ Е-158 и другие проекты На фронтах «холодной войны» Глава 13 МиГ-31 Модификации В строю Глава 14 Тема «Б» «Комета-10» Х-20 Р-500 Глава 15 Противоспутниковое оружие «Спираль» Приложения Qui quaerit, reperit
Дата: Воскресенье, 07 Апреля 2019, 09.57.55 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Предисловие
В истории мирового самолетостроения можно, на взгляд автора, выделить три основных вехи, стимулировавшие его развитие. Это начальный период, связанный с появлением самолета братьев Райт, переход от поршневых двигателей к реактивным, начало которого, как известно, датируется 1939 годом и последний этап – создание воздушно-космических самолетов.
Создание опытного конструкторского бюро, которое возглавили А.И. Микоян и его последователь М.И. Гуревич, совпало с началом эры реактивной авиации. И хотя первенцем ОКБ стал отнюдь не реактивный самолет, его скоростные данные оказались недосягаемы для самолетов-истребителей других конструкторских коллективов Советского Союза. Правда, эту пальму Микояну и Гуревичу следовало разделить с Н.Н. Поликарповым. Разговор об этом пойдет ниже, а пока отметим, что серийные истребители ОКБ-155 получили аббревиатуру «МиГ», ставшую синонимом стремительности полета этих самолетов.
Еще в годы Великой Отечественной войны в ОКБ предприняли попытку создания самолета с комбинированной силовой установкой, включавшей поршневой и воздушно-реактивный двигатели. Безусловно, это было паллиативное решение, но оно считалось наиболее жизнеспособным по сравнению с применением жидкостных реактивных двигателей отличавшихся огромным расходом топлива и использованием агрессивных его компонентов. Техника в те годы развивалась так стремительно, что самолет И-250 быстро морально устарел и ему на смену пришел реактивный МиГ-9, который наравне с истребителем Як-15 быстро начал вытеснять поршневые боевые машины.
Поистине сенсацией стало появление в Советском Союзе истребителя МиГ-15 быстро завоевавшего симпатии летчиков многих стран. За ним последовали МиГ-17, 19, 21, 23 и наконец МиГ-25. Весть о появлении последнего разлетелась по планете благодаря каскаду мировых рекордов скорости и высоты полета. Именно эта машина, до сих пор находящаяся на вооружении отечественных ВВС, охладила пыл многих апологетов «холодной войны» и продемонстрировала миру новые достижения СССР в области технологии авиастроения.
Коллективу ОКБ принадлежит и первенство в создании ракетной техники. Достаточно упомянуть противокорабельную крылатую ракету «КС» системы «Комета», способную поражать надводные корабли противника, не заходя в зону действия их средств ПВО.
Венцом творческой деятельности коллектива ОКБ имени А.И. Микояна стали самолеты МиГ-29, МиГ-31 и их многочисленные модификации, которые по утверждению экспертов сегодня имеют явные преимущества перед аналогичными зарубежными образцами вооружений.
ОКБ имени А.И. Микояна первым в стране приступило к созданию воздушно-космического самолета. Для этого были все основания, но военно-политическая элита СССР сделала ставку на создание аппарата – аналога американскому «Спейс шаттлу». В итоге страна израсходовала впустую огромные средства, не получив ни космической транспортной системы, ни мобильного аппарата, способного быстро реагировать на изменяющуюся обстановку на околоземных орбитах.
В настоящей книге рассмотрены лишь те летательные аппараты, которые были созданы или заложены при жизни Артема Ивановича. Сегодня коллектив прославленного опытного конструкторского бюро, точнее то, что от него сохранилось, переживает нелегкие времена. Тем не менее продолжается работа по модернизации самолета МиГ-29 и еще не растаяли надежды на продвижение учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ. Прорабатываются новые образцы авиационной техники, но их будущее связано, прежде всего, с укреплением экономики и взглядами военных на обороноспособность страны. Qui quaerit, reperit