Тбилисский авиационный завод (TAМ), (также известный как Тбилавиастрой, Авиационный завод № 31) — промышленное предприятие расположенное в черте города Тбилиси (Грузия), занимающееся сборкой и ремонтом авиационной техники. Имеет в своём составе взлётно-посадочную полосу, расположенную в нескольких километрах от ВПП Тбилисского международного аэропорта.
История
1941—1991 годы
История Тбилисского авиационного завода началась в сентябре 1941 года после начала Великой Отечественной войны, когда в Тбилиси из Таганрога был эвакуирован Авиастроительный завод № 31.
Завод № 31 в Таганроге был создан в 1934 году и производил гидросамолёты. При заводе работало Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения (ЦКБ МС) под руководством Г. М. Бериева. В 1940 году ЦКБ МС было переведено в Савелово Московской области, а с октября 1940 года место ЦКБ заняло ОКБ-31 под руководством В. П. Горбунова, созданное для скорейшего внедрения в производство и доводки скоростного истребителя ЛаГГ-3. После начала войны, в августе — сентябре 1941 года завод с ОКБ был эвакуирован в город Тбилиси.
В годы войны (до середины 1944 года) завод производил истребители ЛаГГ-3 разных усовершенствованных серий, небольшое количество истребителей Ла-5 созданных ОКБ-21 (город Горький) под руководством Лавочкина. С 1944 года завод стал выпускать Як-3.
С 1946 года завод перешёл на выпуск реактивной авиации — Як-15, затем Як-17 (включая Як-17УТИ), Як-23, МиГ-15 и МиГ-17. Выпускались и радиоуправляемые мишени (Ла-17, построено 886 шт.) и авиационные ПКР (К-10С, выпущено 1669 шт.). С 1957 года производились МиГ-21, в первую очередь двухместные учебно-боевые версии — МиГ-21У, МиГ-21УС и МиГ-21УМ (построено более 1600 шт.). С 1978 года на заводе серийно строились Су-25 (около 900 шт.), в частности (в 1987—1996 годах) Су-25Т, Су-25БМ и несколько Су-25У. Кроме того, производились 6-местные лёгкие гражданские самолёты Як-58 и УР «воздух-воздух» Р-60 (более 30 тыс. шт.) и Р-73 (более 6000 шт.). Темп производства ракет доходил до 6000 в год. Завод участвовал и в производстве деталей для космического корабля многоразового использования «Буран».
После 1991 года
После распада СССР на базе 31-го завода был создан Tbilisi Aircraft Manufacturing (TAM), а с 2002 года началась его приватизация, предприятие получило название JSC TAM (Joint Stock Company Tbilaviamsheni). Число работников — около 2000 (по сравнению с 14 000 в конце 1980-х годов). В последние годы занимается ремонтом и модернизацией самолётов и вертолётов, производством запчастей для авиатехники, разработкой БПЛА и лёгких гражданских самолётов. Предприятие активно сотрудничает с израильскими (ТАА, «Эльбит» и «Эльгад», американскими (Ascend AIR — Aircraft Investor Resources), канадскими (Kelowna Flightcraft) и английскими (GML — Growth Management Limited) фирмами. Выпускается и не-авиационная продукция, в том числе, военная[3].
В 2006 году завод собирался осуществлять мелкосерийную сборку сверхлёгких пассажирских самолётов TAMjet[4].
10 августа 2008 года, в ходе вооружённого конфликта в Южной Осетии российская авиация разбомбила ВПП, принадлежащую авиационному заводу «Тбилавиавиамишени»[5]. Находящаяся недалеко ВПП Тбилисского международного аэропорта затронута не была.
В июле 2010 года завод перешёл в подчинение Минобороны Грузии.[6]
По состоянию на 2019 год, завод сохранял возможность выполнять ремонт и модернизацию самолётов МиГ-21 и Су-25, а а также вертолётов Ми-8, Ми-17 и Ми-24.
Директора
1941—1942 — С. И. Агаджанов 1942—1950 — В. Е. Саладзе[8]. 1950—1978 — Я. Р. Хведелиани 1978—1990 — П. Ш. Тордиа 1990—1998 — А. Г. Хопериа 1998— 2002 — П. Ш. Тордиа 2002 — по настоящее время — Н. М. Беридзе https://ru.wikipedia.org/wiki....E%D0%B4 Qui quaerit, reperit
Дата: Вторник, 31 Декабря 2019, 00.04.45 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Последняя колония "Грачей"
Сегодня хотелось бы написать , в этой статье про один из крупнейших авиазаводов который после развала СССР остался за пределами нашей родины. И так речь пойдёт о «Тбилисском авиа заводе», или в сегодняшнем варианте Тбилисское авиационноепроизводственное объединениее (TbilisiAircraft Manufacturing)
История этого производства началась в сентябре 1941 года в период начала Великой Отечественной войны ,тогда из Таганрога в Тбилиси был эвакуирован Авиастроительный завод №31. Во время войны на мощностях этого предприятия начался выпуск истребителей ЛаГГ-3
в разных модификациях,
некоторое количество Ла-5
созданные в КБ Лавочкина. А с 1946 года перешёл на выпуск реактивной авиации таких как- ЯК-15,затем ЯК-17
и более продвинутые ЯК-23 и МИГ-17
Но самой известной его продукцией стал серийный выпуск знаменитых «Грачей СУ-25» которые до сих пор славятся своей надёжностью и не прихотливостью в обслуживание. Этих машин было выпущено около тысячи, и некоторые из них до сегодняшнего дня проходят службу в строевых воинских частях разных стран. После распада СССР завод был переименован Tbilisi Aircraft Manufacturing (TAM). Число рабочих сократили с 13 тысяч до 2 . В июле 2010 года завод перешёл в подчинение Минобороны Грузии и пытался производить модернизацию су -25 даже выпустил свою версию «су-25КМ Скорпион»
в кооперации с Израилем, что не было согласованно с Россией и по факту считается пиратской копией .В последние годы завод занимался ремонтом и модернизацией самолётов и вертолётов и хотел наладить производство лёгких гражданских самолётов.
Но разрыв кооперации с Россией не прошёл бесследно и на сегодняшний день завод имеет долги по зарплате и выпускает не профильную продукцию.