Дата: Четверг, 12 Сентября 2019, 07.47.10 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
От легендарных «этажерок» до современных вертолетов
Казанский вертолетный завод (КВЗ) отмечает день рождения. Свою историю предприятие исчисляет с 4 сентября 1940 года. Тогда, в преддверии войны, в Казани было налажено производство самолетов По-2. В военные годы здесь было изготовлено более 11 тысяч легендарных бипланов – это каждый десятый боевой самолет, выпущенный в стране.
После войны завод продолжил производство авиатехники, но перешел с деревянного самолетостроения на производство совершенно новых машин: в Казани стартовал выпуск первого отечественного серийного вертолета Ми-1. С тех пор завод навсегда связал себя с винтокрылыми машинами и стал называться вертолетным.
В наши дни Казанский вертолетный завод является ключевым предприятием отрасли. Здесь создан и построен первый в новейшей российской истории вертолет – «Ансат». Завод отвечает за выпуск и другой новинки отечественного вертолетостроения – многоцелевого Ми-38.
Тысячи боевых «этажерок» для фронта
Свою историю завод ведет с 4 сентября 1940 года, когда был создан ленинградский авиационный завод №387. С началом войны предприятие было эвакуировано в Казань, где его объединили с местным заводом обозных деталей №169. Объединенному предприятию присвоили номер 387, а годом рождения стали считать 1940-й.
Во время Великой Отечественной войны на заводе в Казани наладили производство самолетов По-2. За годы войны здесь изготовили более 11 тысяч легендарных бипланов для фронта – это каждый десятый боевой самолет производства СССР.
Самолет По-2 был на 85% сделан из дерева. Когда эти машины появились на фронте, немцы их называли «фанерой», а в немецких газетах писали, что русские начали воевать «деревянными самолетами». Но совсем скоро отношение к летающей «фанере» кардинально изменилось – этот небольшой самолет стал наводить на противника настоящий ужас. По-2 поднимал до 350 кг боеприпасов, а за одну ночь мог совершить несколько боевых вылетов. В итоге один такой самолет сбрасывал боеприпасов больше, чем тяжелый бомбардировщик.
За годы войны наши пилоты произвели 1 миллион 270 тысяч боевых вылетов, из которых 660 тысяч совершались на самолетах По-2. Таким образом, каждый второй боевой вылет осуществлялся на биплане По-2, изготовленном в Казани.
На этих машинах воевал знаменитый 46-й гвардейский Таманский авиационный полк. Подразделение ночных бомбардировщиков было полностью укомплектовано девушками. Немцы за храбрость и авиационное мастерство прозвали наших летчиц Nachthexen – «ночные ведьмы».
От деревянных самолетов к первым вертолетам
В послевоенные годы страна, постепенно переходящая на мирные рельсы, остро нуждается в сельскохозяйственной технике. В 1946 году на заводе №387 впервые начали серийно выпускать лучшие на тот момент в мире самоходные комбайны С-4. Но буквально через пять лет казанский завод не просто возвращается к производству авиационной техники, но перестраивается на совершенно новую технологию.
В послевоенные годы стало заметным отставание страны в области вертолетостроения. Лучшей зарубежной машиной того времени считался американский вертолет S-55 Сикорского. Именно его должен был превзойти новый советский вертолет. Ответственная задача была поручена конструкторскому бюро Михаила Миля. Под его руководством в кратчайшие сроки был спроектирован легкий многоцелевой вертолет Ми-1, пригодный как для военного, так и для гражданского применения.
Серийный выпуск машины начался в 1950 году на Московском вертолетном заводе, а с 1952 года – большой серией в Казани, что положило начало крупносерийному производству вертолетов в нашей стране. А завод с тех пор стал называться вертолетным.
Михаилу Милю удалось справиться с возложенной на его КБ задачей – в своей категории вертолет Ми-1 не только не уступал западным аналогам, но и превзошел их по количеству построенных машин, мощности и дальности полета. Об отличных летно-технических характеристиках Ми-1 свидетельствуют 27 мировых рекордов, которые были установлены на этом вертолете в период с 1958 по 1968 годы.
Впоследствии Казанский завод №387 передал производство вертолетов Ми-1 оренбургскому заводу, их также производил Ростов и завод в Польше по лицензии. Но строительство винтокрылых машин навсегда осталось главным делом КВЗ, и завод превратился в отечественного лидера в области вертолетостроения.
Вслед за Ми-1 здесь стартовал выпуск первого военно-транспортного вертолета Ми-4, который также стал первым отечественным вертолетом, поставляемым на экспорт. Имея компоновку как у американского S-55, Ми-4 более чем вдвое превосходил его по грузоподъемности. Был осуществлен настоящий прорыв в вертолетостроении – создана грузовая кабина внутри самого корпуса машины. В других странах вплоть до 1960 года вертолеты перевозили грузы только на внешней подвеске.
В 1965 году Казанский завод приступил к выпуску Ми-8 – самого массового и популярного из всех вертолетов семейства «Ми». Количественный рекорд Ми-8 был поставлен в 1973 году, когда Казанский завод произвел 371 машину, больше одного вертолета в день.
Вертолеты легендарной серии Ми-8/17 стали настоящей визитной карточкой завода. Сегодня КВЗ выпускает современные модификации гражданских и военных машин этого типа: Ми-8МТВ-1 (экспортный вариант носит название Ми-171В), Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5) и Ми-172. Эти машины используются в военных, транспортных, медицинских, сельскохозяйственных и других целях, для перевозки пассажиров и подготовки ответственных мероприятий. Так, Ми-8 обеспечивали безопасность Олимпийских зимних игр в Сочи и Чемпионата мира по футболу в России.
Как считают эксперты, при условии непрерывного совершенствования Ми-8/17 смогут оставаться лидерами в своем классе. Московский вертолетный завод им. Миля и Казанский вертолетный завод продолжают работы по совершенствованию и модернизации вертолетов этого семейства. Развитием серии с большим заделом на будущее стал новейший Ми-171А2.
Главные новинки российского вертолетостроения
Несмотря на сложности в развитии отечественного авиапрома в 1990-е годы, Казанский завод был преобразован в открытое акционерное общество, получил право выхода на международный рынок. В 2007 году предприятие вошло в холдинг «Вертолеты России», а с 2008 года на заводе запущена многомиллиардная программа модернизации. В ходе перевооружения большинство оборудования заменено современными станками. Благодаря этому удалось увеличить объемы продукции в три раза.
Накопленный десятилетиями опыт, большой промышленный потенциал завода помогли придать новый импульс развитию вертолетостроительной отрасли России. В наши дни Казанский вертолетный завод является ключевым предприятием отрасли, осуществляющим полный цикл создания вертолетной техники. Здесь сконструирован и построен первый в новейшей российской истории легкий вертолет «Ансат». Машина применяется для пассажирских и VIP-перевозок, доставки грузов, мониторинга окружающей среды. «Ансат» активно эксплуатируется в санитарной авиации.
«Ансаты» уже получили высокие оценки на авиашоу в различных регионах мира, заключены контракты на поставки 20 машин в Китай в 2019-2020 годах, до 2020 года намечена поставка в Мексику. В Европе вертолеты впервые были представлены на Ле Бурже в этом году. А совсем недавно, в рамках МАКС, холдинг «Вертолеты России» презентовал «Ансат» с салоном повышенной комфортности, выполненным в стилистике бренда Aurus.
Другая новинка, которая была показана на МАКС-2019, – среднетяжелый многоцелевой вертолет Ми-38 производства Казанского вертолетного завода. Он был представлен на статической экспозиции, а также принял участие в летной программе холдинга «Вертолеты России». Ранее на МАКСе демонстрировались только опытные образцы Ми-38, участвовавшие в программе летных сертификационных испытаний. Кроме того, в летной программе выставки в этом году дебютировал и транспортно-десантный Ми-38Т, созданный на базе гражданского Ми-38. По словам замминистра обороны России Юрия Борисова, Минобороны планирует закупить порядка 15 вертолетов Ми-38 до 2020 года.