Дата: Среда, 19 Декабря 2012, 13.19.12 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Иркутский авиационный завод
17-18 июля 2011 года Иркутский авиационный завод, входящий в состав ОАО «НПК „Иркут“, посетила группа журналистов и экспертов, благодаря чему мы имеем возможность опубликовать несколько фотографий цехов и летно-испытательной станции завода
Журналистов приветствовал президент Научно-производственной корпорации «Иркут» Алексей Федоров, февраля этого года бывший президентом ОАО „Объединенная авиастроительная корпорация“.
и генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев
Дата: Среда, 19 Декабря 2012, 13.20.34 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Работа над Як-130 в цехе агрегатной сборки. Всего на «Иркуте» уже построено или находятся в работе 35 (!) Як-130 для российских ВВС и иностранных заказчиков. Хотя «Иркут» начал работу над этой машиной позже нижегородского «Сокола», динамика постройки этих УТС в Иркутске гораздо выше, чем в Нижнем Новгороде.
Дата: Среда, 19 Декабря 2012, 13.22.20 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
А это уже работа над Су-30. Сейчас завод выполняет контракт на 16 Су-30 МКИ(А) для Алжира, и строит один или два прототипа для проведения ОКР по Су-30СМ для российских ВВС.
Дата: Среда, 19 Декабря 2012, 13.29.58 | Сообщение # 6
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Еще пара алжирских Як-130 с уже нанесенным характерным пустынным камуфляжем.
Су-30МКИ там же, в цехе окончательной сборки.
Су-30 и Як-130 соседствуют.
Цех международной кооперации, комплект ниши передней стойки шасси для европейских самолетов Airbus. Всего на «Иркуте» по программе сотрудничества с Airbus производится три элемента — ниша передней стойки шасси, килевая балка и направляющая закрылка.
Не очень удачный снимок – динамика производства комплектующих для Airbus.
А вот это, похоже, готовые к отправке в Индию фрагменты планера, которые изготавливаются по лицензионному контракту. Видно, что до мелкоагрегатной сборки корпорации HAL еще далеко.
Дата: Пятница, 05 Сентября 2014, 07.39.34 | Сообщение # 8
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Иркутскому авиационному заводу 80 лет
В этом году Иркутский авиационный завод отмечает свое 80-летие. В далеком 1934-м здесь начали строить первый самолет – истребитель-моноплан И-14. С тех пор с аэродрома ИАЗа вылетело около 7 тыс. авиационных машин более 30 марок и типов.
Нынешнюю юбилейную дату завод встречает производством нового среднемагистрального лайнера МС-21 (Як-242). Проверить, как идут работы, и поздравить заводчан с праздником приехал заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин.
Зампред посетил цеха предприятия, ознакомился с тем, как выполняется государственный оборонный заказ и какими темпами продвигается сборка нового пассажирского лайнера. Напомним, что до 2012 года ИАЗ большую часть продукции поставлял на экспорт в 37 стран мира. В настоящее время до 70% объема занимает гособоронзаказ.
С Минобороны РФ подписаны контракты на поставку в 2012–2015 годах 60 многоцелевых истребителей Су-30 СМ и 55 учебно-боевых самолетов Як-130 для оснащения учебных центров российских ВВС России. Первая партия из 15 Як-130 была передана Минобороны РФ в 2012 году, в 2013-м – уже 18 самолетов, объемы поставок на 2014 год существенно увеличены.
Плюс ко всему в декабре 2013 года было подписано еще одно соглашение по строительству Су-30 СМ и учебно-боевых самолетов Як-130 для морской авиации ВМФ России. В целом в 2013 году ОАО «Корпорация «Иркут» передала Министерству обороны России свыше 30 многофункциональных истребителей Су-30 СМ и учебно-боевых самолетов Як-130. В этом году поставки продолжаются. Все обязательства по контрактам выполняются в полном объеме.
Основной перспективный проект авиационной промышленности России в сегменте гражданской авиации – МС-21 – тоже реализуется на Иркутском авиазаводе. Распоряжением президента РФ «Корпорация «Иркут» определена единственным исполнителем госзаказов на разработку и сертификацию пассажирских самолетов нового поколения.
Под строительство МС-21 сегодня задействована часть площадей ИАЗа. В настоящее время идет сборка отсеков фюзеляжа, различных деталей нового лайнера. Первый полет МС-21 запланирован на 2015 год. При этом уже заключены контракты на поставку 175 самолетов.
– Сегодня праздничное событие – Иркутскому авиазаводу – 80 лет. И даже в такой день предприятие работает на полную мощность, – отметил Дмитрий Рогозин после посещения цехов. – ИАЗ – это стабильный, технологически перевооруженный завод, который в полной мере выполняет все задачи, поставленные государством.
Зампред сообщил, что, по информации руководства ВВС России, гособоронзаказ этого года практически реализован, и особо отметил – завод можно поздравить не только с юбилеем, но и с успешным выполнением контрактов.
Говоря о проекте по производству МС-21 (Як-242), Дмитрий Рогозин подчеркнул его особую значимость. Именно с этим самолетом связывают полноценное импортозамещение в гражданской авиации.
– Сейчас мы летаем в основном на Боингах и Аэробусах. Это нетерпимая ситуация для страны, которая считает себя авиационной державой. Нам нужны свои самолеты. Если бы даже не было санкций против России, их нужно было бы придумать, потому что это является толчком для развития отечественного авиастроения, – сказал он.
Дмитрий Рогозин также заявил, что МС-21 снимет все вопросы, связанные с воздушным сообщением с Крымом и Севастополем. Высока потребность в этом лайнере в регионах Дальнего Востока и Сибири.
Первые МС-21 поднимутся в небо с иностранными двигателями. Но работа над отечественным ПД-14 активно продвигается, и четвертая машина получит российское сердце. Так как новый лайнер является по сути модельным, на его базе можно будет получить перспективную линейку самолетов разных размеров.
– Развитие авиастроения потянет за собой целую цепочку серьезных работ в области приборо- и двигателестроения, а также во многих других сферах. В дальнейших планах создание дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, который свяжет всю страну. Предполагается, что в его строительстве будут участвовать китайские партнеры. Кроме того, поставлена задача по созданию легкого военно-транспортного самолета Ил-112 В, – сообщил зампред.
Дмитрий Рогозин отметил, что сейчас стране очень нужны специалисты, в том числе конструкторы, и основная ставка делается на молодежь, которая должна перенять опыт и традиции российского авиаконструирования у ветеранов отрасли.
На торжественной церемонии, посвященной 80-летию ИАЗа, вице-премьер вручил государственные награды лучшим работникам завода.
– Часто по телевизору можно наблюдать, как награды получают напомаженные артисты, а мне выпала честь вручить их людям рабочих профессий, и это действительно очень счастливый день, – подчеркнул Дмитрий Рогозин.
Первый заместитель председателя правительства региона Николай Слободчиков передал специалистам предприятия почетные грамоты и благодарности губернатора Приангарья, отметив, что Иркутский авиационный завод вносит значительный вклад в научно-техническое и социальное развитие Иркутской области, укрепляет экономику региона.
Дата: Пятница, 05 Сентября 2014, 07.44.28 | Сообщение # 9
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Иркутский авиационный завод. Новые проекты
Иркутский авиационный завод - флагман отечественного авиапрома. На предприятии, входящем в корпорацию «Иркут», выпускают лучшие в мире боевые самолеты, которые стоят на вооружении Российской Армии и других стран. Каждый новый тип авиационной техники, произведенный на этом предприятии, всегда отличался новаторскими для своего времени конструкторскими и технологическими решениями. Это относится и к гражданским машинам, выпуск которых начнется на заводе в скором времени. МС-21, придуманный авиаконструкторами «Иркута», во многом опережает все существующие конкурентные образцы и готов стать не только основным пассажирским самолетом России, но и завоевать всё небо мира. О настоящем и будущем Иркутского авиационного завода в фильме телеканала Russian Travel Guide TV.
Дата: Пятница, 05 Сентября 2014, 07.47.39 | Сообщение # 10
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Медведев поздравил Иркутский авиазавод с 80-летним юбилеем
ИРКУТСК, 29 августа, РИА ФедералПресс. Иркутскому авиационному заводу – филиалу ОАО «Корпорация «Иркут» исполнилось 80 лет. Как сообщает пресс-служба правительства РФ, глава кабинета министров Дмитрий Медведев поздравил с юбилеем сотрудников и ветеранов завода.
«Иркутский авиационный завод, на базе которого сейчас действует научно-производственная корпорация «Иркут», внес большой вклад в укрепление обороноспособности страны, – говорится в обращении премьер-министра. – В 40-е годы здесь было выпущено более двух тысяч боевых самолетов, в первую очередь Яков – самого массового семейства истребителей Великой Отечественной войны, а сегодня в рамках гособоронзаказа завод поставляет Военно-воздушным силам учебно-боевой самолет Як-130 и многоцелевой комплекс Су-30СМ».
Дмитрий Медведев отметил, что коллектив завода по праву считается высокопрофессиональным, способным быстро осваивать уникальные технологии. Производственная база предприятия позволяет выполнять полный цикл работ – от конструкторских изысканий до испытаний и послепродажного обслуживания. Поэтому авиапродукция «Иркута» широко востребована на мировом рынке.
Премьер также заявил, что завтрашний день корпорации связан с магистральным самолетом МС-21. Он станет самым современным отечественным лайнером, который планируется поднять в небо уже в следующем году.
Дата: Суббота, 11 Октября 2014, 10.31.25 | Сообщение # 11
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Иркутский авиазавод передал ВВС России очередную партию новых самолётов
Еще 5 новых боевых машин встают в строй. На аэродроме Иркутского авиационного завода состоялась торжественная передача еще одной партии самолетов российским ВВС.
Если позволит погода, завтра они отправятся на место службы. Новые истребители и учебно-боевые самолёты "Як-130" готовы к отправке. Комиссия ВВС России проверила их на земле и в небе. За происходящим с волнением наблюдали иркутские авиастроители. Для завода это очередная и не последняя в текущем году партия самолетов в рамках первого контракта для российской армии.
- 8 самолетов сейчас находится на летно-испытательной станции, до конца сентября они будут залетаны, это касается самолетов "Як-130" и "Су-30", крайняя партия "Як-130" уже находится в цехе окончательной сборки, к концу сентября будут переданы на ЛИС. И еще две партии по 3 самолета "СУ-30 СМ" будут в соответствии с графиком, - говорит генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев.
Из Иркутска "Як-130" отправят в Борисоглебск, а истребители "Су-30 СМ" улетят в военную часть в Домне.
- Летный и технический состав уже переучены, мы готовы их принимать. Благо что 4 уже практически на выходе, можно будет еще 4 взять, и я думаю, что до конца года мы летный состав в Домне переучим, - говорит генерал-лейтенант, главнокомандующий ВВС РФ Виктор Бодарев.
На иркутских "Як-130" молодые летчики уже сдавали выпускные экзамены. По оценке специалистов, эта машина просто незаменима в подготовке летного состава. Однако теперь перед училищами стоит новая задача - обеспечить набор курсантов, чтобы учебно-боевые самолеты не простаивали. До конца 2016 года Иркутский авиазавод в ВВС России поставит в общей сложности 60 "Су-30 СМ" и 55 "Як-130". Однако уже сейчас на правительственном уровне ведутся переговоры о заключении новых контрактов на боевые машины.
Дата: Пятница, 11 Сентября 2015, 08.31.40 | Сообщение # 12
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Иркутский авиазавод построит в 2015 году рекордное количество самолетов
В 2015 году Иркутский авиационный завод построит более 60 самолетов, что станет рекордным числом за послевоенное время. Об этом, как сообщает корреспондент «Ленты.ру», заявил в пятницу, 11 сентября, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в ходе посещения предприятия.
Завод, являющийся головным предприятием компании «Иркут», входящей в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), строит учебно-боевые самолеты Як-130 и истребители Су-30 для ВВС России и на экспорт.
Также на заводе разворачивается производство среднемагистрального лайнера МС-21, разработка которого началась в 2000-е годы. Поставки серийных лайнеров намечены на 2017 год.
Дата: Среда, 22 Марта 2017, 23.57.15 | Сообщение # 14
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Первый Як-152 передадут ВКС для госиспытаний до лета
Первый военный учебный самолёт первичной подготовки лётчиков Як-152 до лета этого года будет передан в Государственный летно-испытательный центр Минобороны (ГЛИЦ) в Ахтубинске для проведения госиспытаний, сообщил журналистам в среду на оружейной выставке в Лангкави командующий ВВС, замглавкома ВКС генерал-лейтенант Андрей Юдин.
Корпорация "Иркут" начала производство этих самолётов в 2016 году.
"Як-152 должен к лету этого года быть предан в ГЛИЦ для проведения госиспытаний", — сказал Юдин.
После этого, по его словам, Минобороны подпишет с "Иркутом" контракт на закупку данных самолетов. Юдин не стал отвечать на вопрос, о каком количестве может идти речь. "Это госконтракт", — лаконично ответил командующий ВВС РФ.
Дата: Четверг, 12 Сентября 2019, 17.47.46 | Сообщение # 15
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Иркутскому авиационному заводу – 85 лет
Ровно 85 лет назад, в августе 1934 года, был торжественно введен в строй Завод №125, ныне Иркутский авиационный завод. За эти годы завод стал одним из ведущих в стране авиастроительных предприятий. На его счету порядка 7000 крылатых машин более 30 марок и модификаций. Это легендарные Пе-2, выпускаемые в первые годы войны, дальние бомбардировщики Ер-2, громившие Берлин, торпедоносцы Ту-14, истребители МиГ-27 и Су-30МК, пользующиеся спросом на мировом рынке. Сегодня здесь производят также учебно-боевые самолеты нового поколения Як-130 и реализуют программу создания лайнера МС-21.
Авиазавод на восточных рубежах
В 30-е годы прошлого века Иркутская, или как она называлась до 1937 года − Восточно-Сибирская область, переживала бурный индустриальный рост. Здесь открывались училища и вузы, строились промышленные предприятия. В их числе − Иркутский авиационный завод №125, который был сдан в 1934 году.
Истребитель И-14
Выбор города для строительства завода был не случаен. Иркутск являлся одним из крупнейших городов на Дальнем Востоке, где в 1930-е годы в связи с ростом влияния Японии обострилась международная обстановка. Поэтому было решено наладить производство военной авиатехники ближе к тем районам, где она потенциально могла использоваться. Кроме того, Иркутск выгодно располагался на пересечении Транссибирской магистрали с рекой Ангарой и другими важными путями. Строительство проходило в условиях секретности ударными темпами. Завод строился на заболоченной местности в основном ручным трудом.
Первым самолетом, собранным на ИАЗе, стал истребитель И-14, разработанный КБ Туполева. Он впервые взлетел в небо в феврале 1935 года, спустя всего полгода после открытия завода. Это событие было настоящим праздником для заводчан. Следующим детищем ИАЗа был скоростной бомбардировщик АНТ-40 (СБ), выпуск которого начался весной 1936 года. Выпущенный в количестве 6656 единиц, он стал самым массовым серийным самолетом ОКБ Туполева. Обе машины были новаторскими для своего времени и требовали от иркутских заводчан освоения новейших технологий. Эти самолеты принимали участие в военных конфликтах на границе с Китаем, то есть с изначальной задачей – прикрыть дальневосточные рубежи страны современной авиатехникой – завод справился.
Труженик глубокого тыла
В начале Великой Отечественной войны советская армия потеряла более половины своего воздушного флота. На Иркутский авиазавод, находящийся в глубоком тылу, легла большая ответственность по восстановлению авиапарка ВВС. К началу войны конструктором В.М. Петляковым уже был разработан пикирующий бомбардировщик Пе-2, производство которого начинается на ИАЗе в 1941 году. Уже к концу года завод передал на фронт 144 «пешки», как называли этот самолет военные. Осенью 1941 года Завод №125 объединился с эвакуированным из Москвы старейшим в России авиационным заводом №39. Новое предприятие получает название «Авиационный завод № 39 им. И.В. Сталина».
Завод в годы войны
В тяжелейшем 1942 году руководство завода переходит на казарменное положение, многим сотрудникам также приходится ночевать на работе. ИАЗ работает в условиях строгой ежедневной отчетности. К концу января выпуск Пе-2 достиг пяти самолетов в сутки. Для экономии топлива самолеты разобранными отправлялись на фронт железной дорогой, а сборка шла уже в Подмосковье. В августе 1942 года завод переходит к срочному освоению дальнего бомбардировщика Ил-4, предназначенного для бомбовых атак в глубоком тылу противника. В конце 1943 года на ИАЗе начинается серийный выпуск бомбардировщика Ер-2, разработанного в ОКБ В.Г. Ермолаева.
Бомбардировщик Пе-2
Всего за годы войны силами иркутчан и присоединившихся к ним специалистов из Москвы было выдано фронту более 2000 самолетов Пе-2, Пе-3Бис, Ил-4 и Ер-2. Завод и заводчане неоднократно были отмечены наградами и благодарностями руководства страны.
Сделано в Иркутске
В первые послевоенные годы Иркутский авиазавод выпускает фронтовые бомбардировщики Ту-2. С 1950 года начинается реактивная эра завода: выпускаются реактивные торпедоносцы Ту-14 и реактивные бомбардировщики Ил-28. С 1957 года после реконструкции завода начинается производство грузовых самолетов Ан-12 и Ан-24Т для воздушно-десантных войск. С 1960 по 1972 годы на заводе №39 выпускается сверхзвуковой многоцелевой самолет Як-28 в различных модификациях. Именно этот самолет сейчас украшает площадь перед заводом.
В 1970-е заводом освоен выпуск фронтового истребителя третьего поколения МиГ-27, одной из особенностей которого стало крыло с изменяемой стреловидностью. Эти самолеты успешно экспортировались, а также производились по лицензии в других странах. Во второй половине 1980-х годов ИАЗ выпускает истребитель четвертого поколения Су-27. В 1990-е годы на волне диверсификации производства завод серийно выпускает самолет-амфибию Бе-200, который использовался гражданскими службами.
Сегодня ИАЗ является крупнейшим промышленным предприятием Иркутской области. Основу современного производства Иркутского авиационного завода составляют многоцелевые истребители Су-30МКИ/СМ, выпускаемые в рамках исполнения государственного оборонного заказа и поставляемые за рубеж. Учебно-боевой самолет Як-130 производства ИАЗа также признан среди российских и зарубежных летчиков.
В 2007 году корпорация «Иркут», частью которой является ИАЗ, была выбрана головным предприятием для реализации проекта перспективного магистрального лайнера МС-21. В небо поднято уже три опытных самолета, которые в сумме совершили более 200 полетов. Для воплощения программы на заводе была проведена модернизация производства, внедрены новейшие технологии, в результате чего ИАЗ стал одним из самых современных предприятий отечественного авиапрома.
Дата: Суббота, 07 Декабря 2019, 16.03.55 | Сообщение # 16
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
5 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения авиаконструктора корпорации "Иркут" Александра Александровича Левинских
5 декабря 2019 года отметили столетний юбилей со дня рождения советского авиаконструктора Левинских Александра Александровича, ближайшего соратника и преемника А.С. Яковлева на посту главы известного Опытного конструкторского бюро.
Левинских А.А. родился в городе Берёзовский Свердловской области. В 1941 году, после окончания 3-го курса Уральского индустриального института, он был призван в армию и направлен в ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского, которую закончил в 1944 году.
В 1944-1966 годы служил в ГК НИИ ВВС, где прошёл путь от инженера-испытателя до начальника отдела. Принимал непосредственное участие в Государственных испытаниях самолётного оборудования всех типов самолётов, проходивших испытания в ГК НИИ ВВС – Ту-4, Ил-28, Ту-16, М-50, 3М, МиГ-25, Як-23, Як-25, Як-28, Ла-5, Ла-7, а также в испытаниях американских самолётов В-17, В-29, «Эйр Кобра», трофейных Ме-262, Ме-109 и др.
В НИИ Александр Александрович стал высококвалифицированным специалистом, пользовавшимся большим авторитетом в ВВС и промышленности. Опубликовал 16 научных работ. В 1952 окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ по проектированию летательных аппаратов.
По ходатайству А.С. Яковлева решением Совета Министров СССР в 1966 году Левинских А.А. был направлен на работу в авиапромышленность с оставлением на действительной военной службе.
Вся последующая трудовая деятельность (1966-2008 годы) Александра Левинских проходила в ОКБ А.С. Яковлева. Он исполнял обязанности заместителя главного конструктора, а затем - главного конструктора ОКБ. В 1984 по представлению А.С. Яковлева, уходившего на пенсию, возглавил ОКБ. Принимал непосредственное участие в создании всех самолётов и БЛА ОКБ.
В 1974 году под руководством Левинских А.А. Як-40 стал первым отечественным самолётом, получившим сертификаты по западным нормам лётной годности и экспортированным в развитые страны (Италия, ФРГ).
В 70-е годы внёс большой вклад в успех СВВП Як-38 и был удостоен Государственной премии. В 80-е годы был создан первый в мире сверхзвуковой истребитель ВВП Як-41 (Як-141), опередивший американский F-35B на 20 лет, велось проектирование и был подготовлен к производству самолёт радиолокационного дозора и наведения Як-44; разработан и внедрён в серию ближнемагистральный лайнер Як-42Д с увеличенной дальностью, разработана его модификация Як-42М, для производства которой впервые в стране по предложению А.А. Левинских была создана конструкторско-производственно-сбытовая Ассоциация «Скорость» в составе ОКБ, серийных и ремонтных заводов и банка. Принятое решение о серийном выпуске Як-42М не было реализовано ввиду распада СССР, но проектные наработки используются при создании ближне-среднемагистрального лайнера МС-21.
В 1991-2008 годы – главный консультант ОКБ. Под его руководством выпущено два издания книги по истории ОКБ и книга «А.С. Яковлев». С 2008 – на пенсии.
Кандидат технических наук. Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный конструктор РСФСР, почётный авиастроитель. Полковник. Награждён орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Отечественной войны II степени, Красной Звезды (дважды), Дружбы, медалями.
Дата: Воскресенье, 15 Декабря 2024, 18.55.14 | Сообщение # 22
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Заводы и КБ в годы войны
Великая отечественная война для коллектива Завода №125 им. Сталина (ныне Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «Корпорация «Иркут») стала тяжелым испытанием. В то же время, годы военного лихолетья дали мощный толчок развитию производственного, технологического и кадрового потенциала предприятия. Именно тогда закалился коллектив завода, и зародились традиции сибирского авиастроения. Во многом благодаря им сегодня Иркутский авиационный завод входит в элиту отечественного и мирового самолетостроения.
Освоение Пе-2
Великая Отечественная война застала Иркутский авиазавод за изготовлением головной серии пикирующих бомбардировщиков Пе-2. В первой декаде июня была завершена окончательная сборка двух машин, которые затем передали на летные испытания. Первые иркутские Пе-2 поднимали экипажи летчиков-испытателей Ш.Б. Бидзинашвили и Д.Ф. Тихомирова.
Война внесла в ритмичную работу предприятия свои коррективы. Уже в начале июля перед заводом была поставлена задача в разы увеличить производство Пе-2. Окончательный правительственный план предусматривал выпуск заводом в 1941 году 192 бомбардировщиков.
Для выполнения задания потребовался значительный прирост производственных мощностей, поэтому уже в конце июня заводу №125 передается Государственный авторемонтный завод № 104 Наркомата обороны. 5 июля 1941 года Наркомат присоединил к предприятию Улан-Удэнский авиационный завод №99, который полностью перешел на изготовление агрегатов для Пе-2. В таком расширенном составе летом 1941 года Иркутский завод продолжил выпуск остро необходимых фронту бомбардировщиков.
После летных испытаний головных образцов Пе-2 завод поставил самолеты на серийное производство. Ветераны завода вспоминали, что в те годы беспрерывно гудели двигатели на летно-испытательной станции: жители заводского поселка засыпали и просыпались под этот гул. В июле 1941 года заводом выпущено 3, в августе – 4, и в сентябре – 15 бомбардировщиков Пе-2. Иркутские «пешки» перегонялись по воздуху специально отозванными с фронта строевыми летчиками ВВС.
В августе 1941-го вышел приказ Наркома авиапромышленности по «упрощению самолета Пе-2 в производстве и в эксплуатации». Серийный выпуск упрощенных машин приказано было начать уже 5 октября 1941 года. Для оказания помощи в скорейшем освоении этого варианта Пе-2, на завод № 125 в сентябре прибыли ведущие специалисты ОКБ В.М. Петлякова и ведущего завода № 22.
Несмотря на значительно возросшие производственные мощности завода, серийный выпуск Пе-2 все же отставал от плановых показателей. Сказались изначальные срывы графика запуска новой машины в производство, кроме того, такие объективные факторы, как несвоевременное получение материалов и готовых изделий, отсутствие возможности консультаций со специалистами, а также то, что на тот период машина еще не была полностью освоена на заводе № 22.
Для защиты столицы
В октябре-ноябре 1941 года завод №125 изготовил 35 и 31 бомбардировщик Пе-2 соответственно, и, наверстывая отставание от плана, усиленно наращивал объемы их дальнейшего производства. В то же время на Летно-испытательной станции (ЛИС) завода стали накапливаться самолеты, по разным причинам не отправленные на фронт. 2 декабря 1941 года в адрес Иркутского ОК ВКП(б) и руководства завода № 125 приходит грозная телеграмма Сталина, в которой он от имени ГКО приказывает «немедля покончить с преступным отношением к делу обороны страны, принять меры к тому, чтобы до 5 декабря все готовые самолеты были отправлены с завода в части ВВС... Виновные в задержке отправки готовых самолетов подлежат уголовной ответственности».
Выход нашли в отправке самолетов в Москву железнодорожным транспортом. «Составы с самолетами сопровождали фронтовые бригады старших бортмехаников Токарева и Лебедева, – вспоминает ветеран завода А.И. Денисевич. – Вместе с бригадами поехали заводские летчики-испытатели Тихомиров и Холодов. На прощание директор завода И.Б. Иосилович сказал, что настал наш черед повоевать – собирать самолеты и передавать их фронтовикам, которые наших машин очень ждут. Ведь Москва сейчас – это фронт, и самолеты там нужны как воздух…».
На пятые сутки состав подъехал к Москве, ночью по маневровым путям вышел на Центральный аэродром Москвы у территории завода имени Менжинского. Этой же ночью состав был разгружен, а утром были собраны два первых самолета, которые вскоре вышли в охранный круг над Москвой.
Поскольку поезда с «пешками» из Иркутска стали поступать регулярно, рабочий день фронтовых бригад был заполнен до предела. Сборка машин, контроль, испытания, сдача фронтовым экипажам нередко проводились круглые сутки. Бригады работали в Москве вплоть до апреля 1942 года и в Иркутск возвратились только после того, как фронт отодвинулся от столицы на 200-250 км.
Со второй половины декабря Пе-2 вновь стали отправлять и по воздуху. Для этого облетанные машины перегонялись на военный аэродром «Белая» под Иркутском, где их передавали перегоночным экипажам строевых частей ВВС.
В декабре завод № 125 выпустил 56 Пе-2, при этом общее количество построенных в 1941 году машин составило 144 единицы, т.е. 75% плана. В отчете за 1941 год отмечается, что «достигнутые результаты производительности труда в декабре обусловлены широко развернувшимся стахановским движением и внедрением рацпредложений. Многие стахановцы в течение всего IV квартала перевыполняли нормы. На 1 января 1942 года завод № 125 вышел с заделом незавершенного производства в количестве 67,2 условных машин, и таким образом валовая продукция составила 211 условных единиц.
Объединение усилий
В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации в Иркутск завода № 39 имени Менжинского. В Москве еще шел демонтаж оборудования, а в Иркутске уже широко развернулись подготовительные работы.
Первые эшелоны достигли Иркутска в первой половине ноября, и затем стали поступать регулярно. По заводским железнодорожным веткам эшелоны немедленно подавали на территорию завода для разгрузки: часто для скорейшего освобождения и возврата вагонов они разгружались прямо на станции. Тогда бесконечной лентой к заводским корпусам тянулись автомашины и конные обозы. Работы велись круглосуточно, практически вручную. Оборудование в цехах монтировалось прямо с колес и тотчас запускалось в работу.
В тех же эшелонах в Иркутск прибывали и работники московского завода № 39. Вагоны-теплушки с москвичами принимал железнодорожный пункт «Воинская площадка»: в декабре 1941-го их прибыло более 300. Численность эвакуированного в Иркутск персонала московского завода вместе с членами семей в декабре 1941 года составила около 13000 человек. С размещением москвичей было крайне тяжело. Поэтому жилплощадь выделялась из расчета 3 кв.м на человека, и подселение происходило практически во все жилые помещения немногочисленных домов поселка. Людей селили везде – в прихожих, коридорах, подсобках, полуподвальных помещениях. Кроме того, они были размещены в центральных районах Иркутска, где также производилось грандиозное «уплотнение» и без того стесненных в жилье иркутян. Ведь согласно плану Совета по эвакуации, кроме авиационного завода, в Иркутск и другие города области были вывезены более 20 крупных промышленных предприятий, около 10 трестов и сырьевых баз.
После эвакуации в Иркутск менжинцев еще около месяца иркутский и московский заводы работали самостоятельно под своими номерами, каждый со своими службами и программами выпуска Пе-2. Однако уже в начале декабря 1941 года стало ясно, что развернуть параллельное производство бомбардировщиков завода № 39 в срок не удается. Поэтому Наркомат авиационной промышленности принимает решение об официальном объединении заводов под № 39. Это позволило значительно увеличить производственные мощности.
Особенно ценным оказался обмен опытом работы – иркутянам было чему поучиться у прибывших московских специалистов. Это была великолепная школа, позволившая поднять планку мастерства иркутских авиастроителей на качественно новый технологический уровень.
Многотысячным коллективом в 1942 году было продолжено строительство пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и истребителей Пе-3бис с общим плановым количеством 564 машины. Напряженный производственный план по выпуску столь ожидаемых фронтом самолетов вызвал необходимость введения казарменного положения для основных цехов завода.
В январе и феврале 1942 года завод отправил фронтовым частям 50 бомбардировщиков Пе-2. Начиная с марта, ежемесячные поставки фронту составляли свыше 100 машин. В 1942 году в конструкцию Пе-2 непрерывно вносились улучшения.
В августе 1942 года И.Б. Иосилович был отозван в Москву на повышение. Новым директором стал бывший главный инженер В.И. Абрамов.
В том же месяце по решению ГКО завод №39 прекратил выпуск Пе-2 и Пе-3бис и приступил к производству дальнего бомбардировщика Ил-4. К выпуску в 1942 году было намечено 37 Ил-4, при этом первые машины должны были поступить в войска уже в ноябре. Четко организованная по графику работа служб завода обеспечила выполнение сроков, поставленных ГКО и Наркоматом авиационной промышленности. Безусловно, сказался и опыт постройки бомбардировщиков ДБ-3Ф, которым обладали эвакуированные в Иркутск московские специалисты.
В период освоения производства бомбардировщика в Иркутск дважды приезжал С.В. Ильюшин, лично возглавляя большую группу специалистов ОКБ. Все это позволило освоить и выпустить в серию Ил-4 за рекордные четыре месяца. К концу 1942 года завод построил 46 машин, выполнив производственное задание на 121,3%.
Производство самолетов Ил-4
Решением ВЦСПС и Государственного Комитета Обороны за успешное выполнение правительственного задания по выпуску бомбардировщиков Пе-2, тяжелых истребителей Пе-3бис и досрочное освоение серийного производства дальних бомбардировщиков Ил-4 завод был признан победителем во Всесоюзном соцсоревновании с присуждением переходящего Красного Знамени ГКО. В следующем 1943 году Красное Знамя ГКО присуждалось заводу ежемесячно одиннадцать раз.
Всего за 1943 года завод выпустил 697 самолетов Ил-4 при плановом задании 667 и, кроме того, 68 группкомплектов этих машин. Начиная с октября 1943 года, завод ежемесячно выпускал по 30 бомбардировщиков. В 1944 году из Иркутска на фронт было отправлено 125 Ил-4. Бомбардировщики пополняли дивизии Авиации дальнего действия.
Ер-2
В сентябре 1943 года заводу была поручена организация серийного производства дальнего бомбардировщика Ер-2, разработанного в ОКБ В.Г. Ермолаева. С запуском Ер-2 за короткий срок проделан колоссальный объем работ по изготовлению шаблонов, стапелей, сборочных приспособлений, штампов и пр. – всего 8983 наименования. Для этого техотделами завода было разработано около 2700 чертежей. Необходимо отметить, что значительная многие работники ОКБ В.Г. Ермолаева переехали в Иркутск и в тесном сотрудничестве с заводскими специалистами занимались подготовкой Ер-2 к серийному запуску.
В 1944 году (одновременно с выпуском Ил-4) заводу предстояло построить 225 новых бомбардировщиков Ер-2. И уже весной 1944 года иркутские бомбардировщики Ер-2 стали поступать в строевые части.
В августе 1944 года вышло специальное постановление ГКО, согласно которому мощности иркутского завода должны дойти до пяти Ер-2 в сутки, этим же документом завод был освобожден от выпуска Ил-4.
Одновременно в ОКБ В.Г. Ермолаева шла разработка новой модификации Ер-2 – 10-местного пассажирского самолета с повышенной комфортностью Ер-2ОН (особого назначения) для полетов высшего командного состава Красной Армии и членов правительства СССР на дальние расстояния. В январе 1945 года прошли успешные испытания головной машины Ер-2ОН. В апреле самолет за 14,5 часов совершил беспосадочный перелет Иркутск – Москва (аэродром Тушино).
В 1945 году завод продолжает выпуск бомбардировщиков Ер-2. К весне победного года полки дальней авиации, вооруженные иркутскими «Ерами», приступили к активным боевым действиям. Бомбардировщики наносили бомбовые удары по военно-морским базам Восточной Пруссии, топили немецкие транспорты в Балтийском море. Крупный массированный налет был совершен на город-крепость Кенигсберг, после которого город был взят советскими войсками. В апреле 1945 мощные удары наносились по Зееловским высотам и Берлину…
Иркутские крылья Победы
Всего с 1941 по 1945 гг. предприятие выпустило почти 2200 самолетов, в том числе: 730 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, 134 дальних истребителя Пе-3бис, 919 тяжелых бомбардировщиков Ил-4, 391 дальний бомбардировщик Ер-2, четыре самолета особого назначения Ер-2ОН. Во время войны на заводе ежедневно собирали по 1-2 самолета, а к середине 1942 года темп выпуска бомбардировщиков Пе-2 доходил до пяти машин в сутки. Кроме того, в течение всей войны завод ежемесячно выпускал до 25 тысяч корпусов 82-миллиметровых пехотных мин. Специально созданный минный цех работал круглосуточно, без выходных. В ритме около 1000 мин в сутки цех проработал до конца войны.
Также по инициативе и на средства, собранные иркутскими комсомольцами, заводская молодежь построила колонну из 12 танков, которая была отправлена на Северо-Западный фронт. За ударную работу завод 12 раз был удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего.
За этими цифрами – титанический самоотверженный труд всего коллектива завода. Сразу после начала войны около 4000 заводчан ушли на фронт, их место у станков заняли женщины и подростки. Чтобы выполнить и перевыполнить производственное задание, коллективу приходилось трудиться, месяцами не покидая предприятия. Линией передовой для работников предприятия на все четыре тяжелых военных года оставалась заводская проходная.
Родина высоко оценила труд иркутских авиастроителей. Указом президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов награждены работники Ордена Ленина и Трудового Красного Знамени завода №39 Наркомата авиационной промышленности:
– Орденом Ленина – 5 человек – Орденом Отечественной войны II степени – 40 человек – Орденом Трудового Красного Знамени – 16 человек – Орденом Красной Звезды – 18 человек – Орденом Знак Почета – 31 человек – Медалью «За трудовую доблесть» – 41 человек – Медалью «За трудовое отличие» – 40 человек Главный инженер завода К.А. Петров был отмечен Орденом Отечественной войны I степени, директор завода В.И. Абрамов – Орденом Кутузова II степени.
Текст подготовлен на основе материалов книги Г.И. Хвощевского «Страницы истории авиационного завода №39 им. Менжинского: от Москвы до Иркутска», а также архивных материалов Музея истории Иркутского авиазавода.
Дата: Понедельник, 16 Декабря 2024, 18.48.21 | Сообщение # 26
Группа: Старейшина
Сообщений: 367
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Мне сказали, что бы ты приезжал за самолетом.
Да я поистратился. Так что теперь в следующем году! Ездили с женой на "Мёртвое море" Отдыхали. Классно. Народу мало всё включено. Владимир Бодо, пп 45100. 1973-77г. 02.08.1953г