• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
КРАСНЫЕ СОКОЛЫ ПРОТИВ «МУШКЕТЕРОВ»
СаняДата: Вторник, 13 Марта 2012, 13.08.44 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
КРАСНЫЕ СОКОЛЫ ПРОТИВ «МУШКЕТЕРОВ»


История участия советских военнослужащих в различных локальных войнах изобилует «белыми пятнами». Особенный интерес вызывает вопрос о роли СССР в многочисленных ближневосточных конфликтах. До сих пор остается открытым вопрос, принимали ли советские летчики непосредственное участие в «суэцкой» войне 1956 года. Хочу предложить свой взгляд на проблему.

Советская политика на Ближнем Востоке 40-50-х годов богата неожиданными поворотами. В 1948 году, когда встал вопрос о создании независимого Государства Израиль, именно позиция СССР в ООН обеспечила беспрепятственное прохождение данной резолюции. В ходе начавшейся практически сразу арабо-израильской войны Сталин дал добро на отправку в Палестину людей, прошедших горнило Великой Отечественной. В израильской армии того периода существовали «советские» танковые батальоны, а в ВВС числилось несколько летчиков и множество «технарей», ранее служивших в советских ВВС. Все это объяснялось надеждой советского руководства на то, что евреи «в благодарность» тут же начнут строить социализм.

Однако израильтяне, одержав победу в войне, повели себя совсем не так, как ожидал Иосиф Виссарионович: вместо «равнения на СССР» они стали искать дружбы с Америкой. И вектор советской политики был резко переориентирован на арабские страны, прежде всего - на Египет и Сирию. Уже к концу 1955 года в Египет через посредничество Чехословакии было поставлено большое количество оружия и военной техники, а в числе прочего - примерно 200 новейших реактивных истребителей и бомбардировщиков.

С началом перевооружения египетских ВВС стало очевидно, что в короткий срок обучить новой и сложной технике большое количество малоопытных летчиков просто невозможно. Однако обстановка в регионе накалялась, и на высшем уровне было принято решение о массовой отправке в страну советских и чехословацких летчиков-инструкторов. Причем, советские военнослужащие (согласно постановлению Совета Министров СССР №1763-954 от 29 сентября 1955 года) отправлялись не напрямую, а опять-таки через Чехословакию. Поэтому многие египтяне, служившие тогда в ВВС, и поныне уверены, что все иностранные инструкторы были исключительно чехами.

Ввиду важности поставленной задачи для выполнения «правительственного задания» отбирались только лучшие летчики, многие из которых имели опыт Кореи, были инструкторами в летных училищах или заводскими летчиками-испытателями. Таким образом, большинство современных самолетов египетских ВВС в 1955-56 годах пилотировали либо чехословацкие, либо советские летчики. Естественно, что им волей-неволей пришлось принять участие и в начавшейся 29 октября 1956 года второй арабо-израильской войне.

Рассказывая о советских летчиках, нельзя обойти вниманием и состояние египетских ВВС к началу конфликта. Всего в строю числилось 160 самолетов, из которых только 69 считались боеготовыми и могли реально противостоять основному противнику - ВВС Израиля («Хель Ха'авир»). Истребителей МиГ-15бис насчитывалось всего 30 штук, сведенных в две эскадрильи. Фактически этот истребитель успели как следует освоить всего несколько арабских летчиков. С более современными МиГ-17Ф вообще сложилась курьезная ситуация: к октябрю 1956 года только один египтянин - уинг-командер (или майор по принятой в 1955 году «советской» табели о рангах) Шалаби эль-Хиннави смог его облетать... Примерно так же обстояли дела и с экипажами для Илов-28-х.

Однако с началом войны МиГи приняли активное участие в боях, разгоревшихся на Синае. Так, 30 октября МиГ-15 перехватили и повредили английский разведчик «Канберра». В тот же день арабские летчики провели серию эффективных ударов по наступающим частям 202-й парашютной бригады Израиля. Согласно воспоминаниям египтян, советские инструкторы сами не участвовали в этих налетах, но «приложили руку» к их планированию и техническому обеспечению.

Израильское наступление развивалось очень быстро, и уже на следующий день советские летчики (возможно, по собственной инициативе, не дожидаясь указаний из Москвы) вступили в бой. Поначалу это были только штурмовые удары. Ситуация изменилась 1 ноября, когда в Египет в экстренном порядке перебросили группу летчиков-асов, которые «оседлали» МиГ-17Ф. Как известно, в тот же день в войну вмешались французы и англичане, начав операцию «Мушкетер» по «обеспечению безопасности» (а точнее - оккупации) зоны Суэцкого канала. Уже 2 ноября советские пилоты провели несколько воздушных боев, правда, безрезультатных.

На следующий день нашим инструкторам удалось одержать по крайней мере одну воздушную победу. Согласно некоторым данным (правда, не подтвержденным никакими официальными бумагами), события развивались следующим образом. В полдень Сергей Анатольевич Синцов (воевавший до этого в Корее и записавший на свой счет три самолета противника) совместно с другим, к сожалению, пока неизвестным советским инструктором совершали патрульный облет акватории Средиземного моря севернее Суэцкого канала. Вскоре они обнаружили одиночный турбовинтовой самолет, идентифицированный как британский палубный штурмовик Уэстланд «Уайверн». В результате внезапной атаки Синцова англичанин был сбит пушечной очередью. Однако фотокинопулемет на истребителе не сработал, и победу советскому летчику не засчитали.

Пилот «Уайверна» лейтенант Дэннис МакКарти катапультировался над морем. Вскоре его целым и невредимым выловили из воды и на вертолете доставили на палубу авианосца. Англичане признали потерю машины, но, по их официальному заявлению, штурмовик был сбит зенитным огнем. Возможно, Синцов добил уже поврежденный египетскими зенитками самолет, который возвращался с задания отдельно от группы. Или же англичанин просто не заметил атакующий МиГ и решил, что в его самолет попал зенитный снаряд. Последние исследования не смогли пролить свет на этот случай, так как участников инцидента уже нет в живых.

аши инструкторы «отметились» и на Ил-28. К началу войны в Египте было несколько хорошо подготовленных экипажей советских летчиков для этих машин. В их числе и заводской экипаж Иркутского авиастроительного завода во главе с Иннокентием Васильевичем Кузнецовым (27 побед в Великой Отечественной войне).

Как утверждал эйр коммодор (бригадный генерал) Камал Заки, который осенью 1956-го командовал единственной на тот момент египетской эскадрильей реактивных бомбардировщиков, его подчиненные не летали на бомбежку, ограничившись только несколькими разведполетами вдоль побережья в самом начале конфликта.

Между тем, согласно израильским данным, в ночь на 1 ноября египетские Илы сбросили свой смертоносный груз на территорию Израиля в районе киббуца Рамат Рачель. Причем, на их перехват даже поднимались (правда, безуспешно) ночные истребители «Метеор» NF.13. Можно предположить, что заводской экипаж из Иркутска, не входивший ни в одно строевое египетское подразделение и занимавшийся облетом самолетов после сборки, на свой страх и риск проявил такую «инициативу».

Несмотря на яростное сопротивление египтян, воздушные удары союзников все нарастали, и президент Насер принял дальновидное решение рассредоточить свои ВВС с целью сохранить максимальное количество современной авиатехники. В результате советские и арабские летчики начали перегонку самолетов на самые южные аэродромы страны и в соседние дружественные Египту государства - прежде всего в Сирию и Саудовскую Аравию.

Некоторые советские источники приводят интересный эпизод, который, впрочем, не подтверждается данными противоположной стороны. Так, утверждается, что при перегонке один из Илов с советским экипажем был атакован «десятью вражескими истребителями», определили и тип - британские «Хантеры». Нашим удалось уйти от преследования, а ответным огнем кормового стрелка два «англичанина» были повреждены.

Единственными британскими эскадрильями в восточном Средиземноморье, летавшими на «Хантерах», были 1-я и 34-я, которые базировались на Кипре и в Иордании. Согласно британским отчетам, пилоты этих подразделений совершили в ходе операции «Мушкетер» всего несколько полетов над дельтой Нила и ни в каких воздушных боях не участвовали.

Самым разумным объяснением вышеописанного, по-моему, может быть то, что Ил-28 был атакован экипажем израильского «Метеора», который принял его за британскую «Канберру». Еврейские летчики доложили об инциденте с «Канберрой», якобы нарушившей воздушное пространство Израиля, в ночь с 1 на 2 ноября. А ошибки в определении числа и типа неприятельских самолетов - обычное дело на любой войне.

После высадки в Суэце англо-французского десанта и захвата им зоны канала стало ясно, что египтяне войну проиграли. Однако вмешательство Советского Союза, пригрозившего Западу открытым вооруженным противостоянием, а также весьма прохладное отношение США к военной авантюре своих европейских партнеров спасло режим Насера от падения. А через несколько месяцев под нажимом ООН англичане и французы были вынуждены эвакуировать свои войска из зоны канала. Военный проигрыш превратился для египетского президента в политическую победу, но это уже совсем другая история...

Статья Михаила ЖИРОХОВА из журнала "Авиамастер" 1'02.


Qui quaerit, reperit
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: