Дата: Понедельник, 30 Декабря 2019, 13.19.31 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
Сегодня без коммунальных автомобилей жизнь большого города немыслима, но создается впечатление, что горожанам они доставляют сплошные неудобства. Мы уже рассказывали о советских подметальных и поливальных машинах, а здесь нашими героями станут самые большие и шумные автомобили-мусоровозы, которые ранним утром просачиваются в наши тихие дворики и начинают методично грохотать.
Не так и давно в Москве и Ленинграде мусор из дворов вывозили обычные грузовики, а грузили его туда лопатами. Представив себе этот процесс, многие, может быть, добрым словом помянут нынешние герметичные чистые и почти бесшумные машины, но их предшественникам суждена доля «белых пятен». Попробуем рассказать о некоторых из них.
Один из самых известных советских мусоровозов 53М на шасси ГАЗ-53А
В Советском Союзе специальные машины для сбора и перевозки городских нечистот появились лишь после Великой Отечественной войны. Все они базировались на обычных грузовиках и поначалу откровенно копировали иностранные конструкции. В долгом процессе наверстывания работ по мусоровозам на десятках многопрофильных предприятий было построено множество моделей и введена их классификация: контейнерные, перевозившие мусор в сменных контейнерах, баках или бачках, и кузовные (бункерные) с саморазгружающимися кузовами.
Первые советские мусоровозы
Первый отечественный мусоровоз МС-1 на шасси ЗИС-5 был разработан в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ) и собран на авторемонтном заводе «Аремз». Его первоосновой считаются американский вариант на грузовике Ford AA 1932 года и собранный в 1947-м коммунальный самосвал СМ-1 с гидроподъёмником.
Первые советские мусоровозы МС-1 на грузовике ЗИС-5 с подъёмным ковшом и гидроприводами от самосвала. 1947 год
«Сердцем» мусоровоза являлся 300-литровый ковш для сбора мусора и различных отходов, подвешенный на продольных рычагах в задней части машины. При помощи самосвального гидропривода он поднимался на уровень крыши и высыпал содержимое через верхнюю крышку 6,5-кубового кузова. При разгрузке кузов опрокидывался назад, высыпая накопленные нечистоты через заднюю крышку.
Одним из первых мусоровозов в СССР была довольно сложная машина МС-2 на шасси ЗИС-150, идею которой впервые в 1926 году реализовала немецкая фирма Mellmer und Schmidt. С 1950-го советский вариант выпускал Экспериментально-механический завод УБМ.
В задней части мусоровоза помещался загрузочный бункер с крышкой, за которым находился наклонный скребковый транспортер с 15 стальными лопатками, перемещавший мусор по жёлобу к верхней части передней стенки 10-кубового кузова. К концу пути перемешанные и уплотнённые отходы ссыпались в грузовой отсек. Для разгрузки задняя стенка поднималась вверх, и кузов опрокидывался назад. Основные агрегаты снабжались приводами от гидромотора производительностью 260 литров в минуту. Машина была признана слишком сложной, тяжелой и дорогой.
В 1949 году на ленинградском Механическом заводе Городского треста очистки начался выпуск самых необычных советских мусоровозов МВ-10 на шасси ЗИС-5, выполненных по патенту немецкой фирмы Keller und Knappisch (сокращенно KuKa).
Редчайший ленинградский мусоровоз МВ-10 на автомобиле ЗИС-5 военного образца. 1949 год
Историческая мусоровозная машина МВ-10 с компактными бачками и шнековым рабочим механизмом
В последующие годы модель МВ-10 сменили более мощные машины МВ-20 и МВ-30 на грузовиках ЗИС-150. Их главной особенностью был расположенный внутри цельнометаллического кузова огромный медленно вращавшийся горизонтальный спиральный винт (шнек) с приводом от коробки отбора мощности автомобиля.
Уникальный мусоровоз МВ-20 на шасси ЗИС-150 со спиральным винтом для уплотнения и выталкивания отходов. 1956 год
Для работы с такими машинами буквально в каждом дворе Ленинграда имелось несколько конических бачков, которые два человека опрокидывали в заднее приемное устройство, а могучий шнек перемещал отходы к передней стенке кузова, по пути уплотняя их. Для разгрузки винт переключался на обратный ход, выталкивая содержимое через заднюю крышку кузова.
Контейнерные мусоровозы
В 1950 году в ленинградском отделении Академии коммунального хозяйства началась разработка цилиндрических мусорных баков, которые можно было устанавливать на автомобили в горизонтальном положении, перекатывать вручную по земле и возвращать пустой контейнер для дальнейшего пользования. Для оценки этой идеи в 1952-м построили опытную машину МКМ-51 на шасси ГАЗ-51 с девятью баками ёмкостью по 500 литров, установленными продольно в три ряда по три контейнера в каждом.
Такой мусоровоз не оправдал себя, и в последующие годы были созданы опытные машины МКМ-2 для поперечного двухрядного размещения восьми 600-литровых контейнеров. Первый вариант с боковой разгрузкой снабжался двумя перекрёстными гидроподъёмниками, обеспечивавшими одновременное или раздельное опускание и подъём четырех баков каждого ряда. Второй облегчённый вариант с задней разгрузкой оказался наиболее приемлемым и послужил основой новой простой и практичной машины.
Схема опытного мусоровоза МКМ-2: 1 – поперечный контейнер, 2 – гидроцилиндр подъёма и опускания баков правой стороны машины, a,b,c – последовательные положения захвата при подъёме контейнера
Схема опытного мусоровоза МКМ-2: 1 – поперечный контейнер, 2 – гидроцилиндр подъёма и опускания баков правой стороны машины, a,b,c – последовательные положения захвата при подъёме контейнера
Самый известный ленинградский мусоровоз МКМ-4 с шестью бачками на автомобиле ГАЗ-51А. 1959 год
В конце 50-х этот мусоровоз поступил в серийное производство, которое осуществлял автопарк № 1 управления «Спецтранс». К закату 70-х в нём уже насчитывалось 750 мусоровозов, обслуживавших ленинградцев вплоть до 90-х годо
Контейнерные мусоровозы МКМ-4 в главном ленинградском автопарке спецтехники № 1. 1963 год
Обслуживание и ремонт лёгких мусоровозов МКМ-4 в первом автопарке города Ленинграда. 1974 год
В то же время в Москве применялась система с шестью прямоугольными (кубическими) 600-литровыми контейнерами, размещенными на боковых шарнирных блоках на платформе мусоровоза КММ-2М. Их разгрузка и погрузка осуществлялись с помощью компактной кран-балки грузоподъемностью 500 килограммов с тросовым гидроприводом. Выпуском этих машин занимался Орловский завод погрузчиков.
Московский мусоровоз КММ-2М с шестью кубическими баками и кран-балкой на автомобиле ГАЗ-51А
В середине 50-х для городского хозяйства Москвы завод «Мосдормаш» собрал партию из 25 мусоровозов М-8 собственной конструкции на шасси ГАЗ-51А.
Мусоровоз М-8 завода «Мосдормаш» с кран-балкой для транспортировки и перегрузки шести контейнеров. 1956-1959 гг.
На них в два ряда помещались шесть накопительных прямоугольных контейнеров вместимостью до 750 литров и центральная кран-балка, применявшаяся для разгрузки и погрузки как отдельных баков, так и одновременного наклона и опрокидывания трех контейнеров каждой стороны для высыпания мусора. Для этих машин впервые применялось дистанционное электропроводное управление на расстоянии до 15 метров.
Восьмибачковый мусоровоз М-20 завода «Мосдормаш» на шасси ГАЗ-51А с кабиной от грузовичка УАЗ-450Д. 1958 год
Московский двухтонный контейнерный мусоровоз М-30А с восемью бачками на шасси ГАЗ-53А. 1970-е годы
В 1966 году Орловский завод погрузчиков приступил к выпуску наиболее практичного контейнерного мусоровоза М-30 на грузовике ГАЗ-53. Модернизированный вариант М-30А с новым оснащением и тремя постами управления базировался на шасси ГАЗ-53А, развивавшим скорость 85 км/ч.
Модернизированная машина М-30А с гидрокраном при перегрузке прямоугольного контейнера. 1978 год
Мусоровозы снабжались двумя продольными опрокидывавшимися трубчатыми платформами для обработки восьми прямоугольных 750-литровых контейнеров, объединенных в два продольных ряда по четыре бачка. Между ними на раме базовой машины смонтировали трехсекционный гидрокран с полезной нагрузкой 700 килограммов, служивший для погрузки и выгрузки одного контейнера или опрокидывания одного или обоих боковых блоков. Стрела с максимальным вылетом 2,7 метра снабжалась клещевым захватом, обеспечившим точную укладку каждого из контейнеров. Выпуском этих машин занимались ещё три предприятия.
Последние контейнерные мусоровозы М-30А в рабочем и транспортном положении
Кузовные мусоровозы
В середине 50-х появилась упрощенная машина МС-4 на шасси ГАЗ-51А, похожая на обычный фургон и ставшая во главе перспективного поколения кузовных (бункерных) мусоровозов. В кооперации с заводом «Мосдормаш» ее разработало КБ УБМ, а сборкой занимался московский Авторемонтный завод № 6. Как и на машине МС-2, на ней установили приёмный бункер и наклонный подающий транспортёр с цепным приводом, проталкивавший мусор к передней стенке опрокидывавшегося назад кузова.
Прототип кузовного мусоровоза ОМ-1 с задней подъёмной стенкой и опрокидывавшимся кузовом
Серийный кузовной или бункерный мусоровоз МС-4 с модернизированным транспортёром на шасси ГАЗ-51А. 1956 год
В конце 1956 года развитием идей, заложенных в машинах МС-2 и МС-4, стал один из самых простых и распространенных двухтонных мусоровозов 93М с закрытым цельнометаллическим кузовом фургонного типа объёмом 4,4 кубометра. Он служил для забора нечистот из уличных мусоросборников и базировался на шасси ГАЗ-51Д для самосвалов ГАЗ-93А. Его разработкой и изготовлением занимался опытный цех Московского экспериментального завода погрузочных машин, присвоивший машине марку М-93, то есть «мусоровоз». Затем до начала семидесятых его собирал Орловский завод погрузчиков
Опытный образец бункерной машины М-93 1956 года и её серийный вариант 93М
Главной новинкой, обеспечившей мусоровозу большой успех, стала система прессования мусора на выходе из приёмного бункера, позволившая существенно увеличить производительность. Место прежнего транспортёра заняла мощная толкающая плита с гидроприводом, почти вдвое уплотнявшая содержимое кузова и проталкивавшая его в грузовой отсек. Процесс разгрузки остался без изменений: кузов опрокидывался назад, а бункер поднимался вверх.
Процесс разгрузки бункерных мусоровозов 93М на самосвальном шасси ГАЗ-51Д
В 1965 году КБ Московского завода специальных автомобилей (МЗСА) в содружестве с отделением механизации Академии коммунального хозяйства создали новый простой компактный и быстроходный мусоровоз 53М на шасси грузовиков серии ГАЗ-53/53А.
Кузовные мусоровозы 53М на шасси ГАЗ-53А, развивавшие с полной нагрузкой скорость 60 км/ч. 1970-е годы
По общей конструкции и назначению он не отличался от машины 93М и также снабжался толкающей плитой и такой же системой разгрузки кузова. Новинками являлись автоматизированные механизмы отсекания мусора, открывания задней крышки и опрокидывания кузова.
Процесс разгрузки бункерных мусоровозов 53М на шасси ГАЗ-53А
Серийный выпуск машины 53М был развёрнут на трёх предприятиях: Мценском заводе коммунального машиностроения, Киевском экспериментальном заводе «Дормаш» и Змиевском машзаводе Харьковской области.
Тяжелый кузовной мусоровоз БМ-500 на шасси МАЗ-500А для перегрузки бытового мусора с уплотнением. 1976 год
Коммунальные мусоровозы недалекого прошлого
Изо всех описанных выше мусоровозов советского периода долгая жизнь была обеспечена самым прогрессивным бункерным машинам с закрытыми кузовами и толкающей плитой. Краткая информация о них приведена ниже.
Кузовной мусоровоз КО-413 на шасси ГАЗ-53-14 с боковым манипулятором, опрокидывающим механизмом и уплотнителем для погрузки твердых бытовых отходов из стандартных контейнеров. 1987 год
Белорусский 180-сильный мусоровоз МАЗ-5809 для сбора и транспортировки промышленных отходов с 10-кубовым кузовом и толкающей плитой с троекратным уплотнением. 1989 год
Тяжелый мусоровоз КО-415А на шасси КамАЗ-53213 с 23-кубовым кузовом, толкающей плитой и бортовым манипулятором для перегрузки отходов из стандартных контейнеров и их утилизации. 1985 год
Дата: Понедельник, 30 Декабря 2019, 15.46.16 | Сообщение # 2
Группа: Администратор
Сообщений: 44280
Статус: Отсутствует
у нас в городе в шестидесятых годах такие работали двухцветные с белой полосой... Николай Викторович в/ч 69711 1974-1976 осень У России только два союзника - это Армия и Флот