Модератор форума: Шайтан  
8-й истреб. авиационный Бобруйский Краснознамённый корпус
СаняДата: Четверг, 30 Июня 2011, 15.19.29 | Сообщение # 181
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
ВладС,
Даже не знаю,что сказать!Потрясен новостью,не могу осознать сразу!


Qui quaerit, reperit
 
ВладСДата: Вторник, 09 Августа 2011, 08.45.40 | Сообщение # 182
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
8 ИАК был расформирован в 1948 г., когда его управление находилось в Легнице. Мой отец был направлен в Вильнюс для дальнешего прохождения службы. Я с мамой и братом вернулись в исходную долегницкую точку - к дедушке с бабушкой - Ростовская обл., Аксайский р-н, Большелогский сельсовет, хутор Пчеловодный. Отец служил в Вильнюсе до 1951 г. Оттуда он был переведен в Гудермес, где прослужил до выхода на пенсию в 1955 г. в должности нач. штаба ИАП. Гудермесский период мне хорошо известен, т.к. мы жили там всей семьей. О вильнюсском периоде службы отца мне практически ничего не известно. Помню его рассказ об одном эпизоде на полигоне, когда бомба упала недалеко от наблюдательной вышки, с которой его сбросило ударной волной.
Сегодня, просматривая наградные документы отца, я обнаружил вот это.



Это удостоверение датировано 23 сентября 1949 г. и стоит подпись "Командир в/ч 06965 гв. полковник Богомолов". Значит в вильнюсский период отец служил в указанной воинской части. Эта в/ч фигурирует в интернете, как полк военно-транспортной авиации в Паневежисе. Правда все это относится к более позднему периоду, когда ИЛ-76 доставляли людей, технику и боеприпасы в Афганистан. А что там было в 1948-1951?

Саня, может быть, ты что-то знаешь?

Это фотографии вильносского периода службы отца.



Вильнюс (Паневежис?), 28.10.1948


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК


Сообщение отредактировал ВладС - Вторник, 09 Августа 2011, 08.48.07
 
ГостьДата: Вторник, 09 Августа 2011, 14.34.26 | Сообщение # 183
Группа: Прохожий





в/ч 06965. Гвардейский Ленинградский Краснознаменный 128 втап.
Полк был сформирован 25 июля 1940 года в Псковской области. При формировании получил название 205-й скоростной бомбардировочный полк. 30 июля 1941 года вступил в боевые действия на самолётах СБ. Принимал участие в боевых действиях на Калининском, Западном фронтах и в разгроме немцев под Сталинградом. За участие в боях за Ленинград в мае 1943 года полку присвоено почётное наименование Ленинградский, а в сентябре 1943 полк преобразуется в 128 гвардейский Ленинградский бомбардировочный полк. В июле 1944 г. полк награждён орденом Красного Знамени. 15 военнослужащих полка удостоены звания Герой Советского Союза. С августа 1945 года дислоцировался в Латвии в город Бауск. В 1947 году полк перебазировался в город Вильнюс.
В 1951 г. - перевооружение на Ил-28.
С 1964 г. 128 втап на АН-12.
В 1977 - получение первых Ил-76М.
В 1992 г. - перебазирование с аэродрома Паневежис на аэродром Оренбург.
 
ВладСДата: Вторник, 09 Августа 2011, 15.39.51 | Сообщение # 184
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Quote (Гость)
128 гвардейский Ленинградский бомбардировочный полк
Гость, большое спасибо! :)
Теперь буду знать, что мой отец служиил не только в истребительной, но и бомбардировочной авиации.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ГостьДата: Среда, 10 Августа 2011, 17.04.04 | Сообщение # 185
Группа: Прохожий





Полк сформирован в марте 1940 года.
В составе действующей армии во время ВОВ c 22 июня 1941 по 13 сентября 1941, с 13 января 1942 по 17 февраля 1942, с 14 июля 1942 по 23 августа 1942, с 10 декабря 1942 по 11 июля 1943, с 21 июня 1944 по 8 сентября 1944 и с 12 ноября 1944 по 9 мая 1945 года.
На 1 июня 1941 года базируется в Пушкине на аэродроме Лезье, имея в наличии 34 истребителя И-16 при 72 пилотах, из которых готовы к полётам были 13. На 22 июня 1941 года в полку насчитывалось 50 И-16 В течение июня - сентября 1941 года ведёт бои на подступах к Ленинграду, в частности за Кингисепп. Базируется в это время на аэродромах Лезье

Добрый День!
Очень хочеться узнать про аэродром в д.Лезье-Сологубовка как можно больше информации!!!
Как был расположен?
Кто базировался?
и.т.д
 
ВладСДата: Четверг, 11 Августа 2011, 07.47.20 | Сообщение # 186
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Цитата Гость ()
Очень хочеться узнать про аэродром в д.Лезье-Сологубовка как можно больше информации!!!
Я, к сожалению, ничего об этом не знаю.
У меня тоже есть вопрос. Какой ИАП базировался в Гудермесе в 1951-54 гг? Командир ИАП полковник Савилов. Техника Миг-15 и МиГ-17.
Мы жили в финских домиках авиагородка. Нашим соседом с одной стороны был майор Шмелев Василий Карпович, который после выхода на пенсию жил в Волгограде и переписывался с моим отцом. По-моему, он был камэска 1. С другой стороны жила семья капитана техслужбы Кантора.


Шмелёв Василий Карпович. Волгоград, 6.10.1975


Мой отец Скрыпнюк Михаил Павлович. Гудермес, март 1951


Наша семья (без мамы). Гудермес, 1953


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ГостьДата: Суббота, 13 Августа 2011, 13.36.48 | Сообщение # 187
Группа: Прохожий





Quote (ВладС)
У меня тоже есть вопрос. Какой ИАП базировался в Гудермесе в 1951-54 гг? Командир ИАП полковник Савилов. Техника Миг-15 и МиГ-17.

СКВО, ВВС
42 Истребительная авиационная дивизия, место нахождение штаба г. ГРОЗНЫЙ, ЧИАССР
389 полк ПВО, место дислокации- г. ГУДЕРМЕС, ЧИАССР

Добавлено (13 Август 2011, 13.36.48)
---------------------------------------------

Quote (Гость)
Добрый День!
Очень хочеться узнать про аэродром в д.Лезье-Сологубовка как можно больше информации!!!
Как был расположен?
Кто базировался?
и.т.д

История аэродрома Лезье началась в 1939 году, когда в «Титульный список сверхлимитного капитального войскового строительства на 1940 год» была внесена запись: «ЛВО: …Лезье – 1939–1940 – аэродром». К строительству аэродрома в том далеком 1939-м так и не приступили. Ленинградскому военному округу было не до новостроек – началась Зимняя война. Зато летом 1940 года в Лезье прибыла строительная техника, мобилизовали местное население, и работа закипела. Впрочем, работы было немного. Всего и требовалось срезать верхушку холма, выровнять и утрамбовать поле размером 1 км на 1 км и проложить дренаж для отвода грунтовых и дождевых вод. Параллельно на базовом аэродроме в Пушкине начали формирование новой 39-й истребительной авиационной дивизии (39 ИАД) в составе 154, 155 и 156-й истребительных авиаполков. 154-му полку в качестве полевого выстроили новый аэродром в Зайцево, 155-й разместился на аэродроме Городец. 156-му ИАП достался аэродром Лезье. 156-й авиаполк начал свое формирование последним и потому был «младшеньким», которому доставалось все в последнюю очередь. Усугубило ситуацию решение о перевооружении всех ВВС РККА на новую технику к весне 1942 года. Его приняли в конце 1940 года. Уже в марте-апреле 1941-го командный состав 156-го ИАП должен был пройти переучивание на истребитель ЛаГГ-3 в учебном центре на Гореловском аэродроме. А в апреле – июне на Пушкинском аэродроме следовало провести переучивание всего летного состава 156-го истребительного авиаполка. Но к назначенному сроку истребители ЛаГГ-3 в части не поступили. На 1 июня 1941 года в составе 156-го ИАП имелось лишь 34 истребителя И-16 (по штату должно было быть 63 + 4 УТИ-4), а пилотов – 72! Из которых к боевым действиям были готовы лишь 13. И это при том, что 39-я ИАД ВВС ЛенВО находилась в прямом подчинении командования округа. Первые месяцы войны пилотам 156-го ИАП пришлось действовать с разных аэродромов. Но аэродром Лезье никогда не пустовал. Даже тогда, когда гитлеровские войска подошли вплотную к аэродрому, он выполнял свою боевую задачу. С аэродрома в те дни работали пилоты 19-го ИАП. 28 августа 1941 года гарнизон аэродрома Лезье получил приказ о перебазировании на другой аэродром.
 
ВладСДата: Суббота, 13 Августа 2011, 19.04.34 | Сообщение # 188
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Quote (Гость)
СКВО, ВВС
42 Истребительная авиационная дивизия, место нахождение штаба г. ГРОЗНЫЙ, ЧИАССР
389 полк ПВО, место дислокации- г. ГУДЕРМЕС, ЧИАССР

Гость, спасибо за информацию! :)


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Вторник, 11 Октября 2011, 20.27.20 | Сообщение # 189
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Скрыпнюк Михаил Павлович
(11.10.1903 - 2.03.1986)



Гв. подполковник. В РККА с 1925 г. Последний зам. начальника оперативного отдела штаба 8 ИАБКК.

Одна из любимых песен моего отца.



С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК


Сообщение отредактировал ВладС - Вторник, 11 Октября 2011, 20.36.41
 
КацперскийДата: Вторник, 11 Октября 2011, 20.38.41 | Сообщение # 190
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 9268
Статус: Отсутствует
%) Володя!
Польша гордится такими людьми!


Всем благодарен за участие.
 
ВладСДата: Воскресенье, 04 Декабря 2011, 17.03.31 | Сообщение # 191
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Рожнов Яков Васильевич



Родился в 1924 г. После окончания школы-семилетка учился в Брянском железнодорожном техникуме. В 1939 начал обучатся в аэроклубе. После окончания теоретического курса и наземной подготовки в 1941 г. не был допущен к полетам по причине малолетства. Поэтому уговорил в загсе указать в его документах датой роджения 6 мая 1923 г. В июле 1941 г. сдал госэкзамены по пилотированию и был направлен в Борисоглебскую летную школу. С июня 1944 г – в действующей армии.
Вот как описывает Рожнов свое пребывание на фронте: «Утром часов в 11 за нами прилетел штурман 263-го истребительного Померанского ордена Суворова 3-й степени полка, капитан. Зачислили меня в эскадрилью ГСС майора Назаренко, и получилось так потом, что мы всегда с ним вместе были, и в воздухе, и на земле.



Это был Второй Белорусский фронт, командовал им Рокоссовский, главной задачей было выйти к Балтийскому морю, отсечь Пруссию, а 4 ВА прикрывала его, командовал ей Вершинин, я был в 8 корпусе, командир корпуса генерал-лейтенант Осипенко, в Испании воевал, а брат у него майор, был начштаба нашего полка. Кстати, наш 8-й Бобруйский корпус был красноносый, до самой кабины носы самолетов были выкрашены в красный цвет, немцы называли нас штрафниками, почему - не знаю.
Вот с этого началась моя настоящая боевая работа. И с этого дня каждый практически день я участвовал в боевых вылетах на Ла-5 до конца войны.
После окончания войны я попал в полк к Василию Сталину, и нас первых начали переучивать на МиГ-9, затем летали на МиГ-15. Ушел я с летной работы в 1958 году по состоянию здоровья.
Лучшие мои годы жизни – это жизнь в авиации».

http://www.bvvaul.ru/profiles/1865.php


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Воскресенье, 04 Декабря 2011, 17.19.55 | Сообщение # 192
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Quote (ВладС)
Зачислили меня в эскадрилью ГСС майора Назаренко
В биографии Назаренко не упоминается, что он воевал в составе 263 ИАП (215 ИАД, 8 ИАК). Возможно, это объясняется тем, что Назаренко был "трудноуправляем" и попал в 8 ИАК не по доброй воле (т.е. с понижением)

Назаренко Дмитрий Павлович



Родился 26 ноября 1917 г. в селе Ивановка Екатеринославской губернии.

Окончил 8 классов, работал телеграфистом на Царицынском узле связи. Среди сверстников Дмитрий отличался ловкостью и силой. В 1934 г. он поступил в Киевский техникум физкультуры. После призыва в ряды Красной Армии был принят в Качинскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 г.
В 1940 г. Назаренко участвовал в советско-финляндской войне, где совершил 25 боевых вылетов и был награжден медалью "За отвагу".
С июня 1941 г. — в боях. Почти год он воевал на И-16 24-й серии, а позднее на Южном и Сталинградском фронтах — 29-й серии. В 1942 г. 131-й иап (40 гиап), в составе которого воевал комэск капитан Назаренко, был перевооружен на ЛаГГ-3. На этой машине он провел свой лучший бой, сбив на прикрытии Пе-2 сразу 4 Ме-109. К ноябрю 1942 г., когда Назаренко был представлен к званию Героя Советского Союза, на его счету уже было 18 сбитых самолетов: 11 — лично и 7 — в группе. Человек исключительной отваги, он был трудноуправляемым, и если авторитет В. Давидкова, командовавшего полком в 1942-1943 гг., был беспрекословным, то позднее командирам было непросто с героем-комэском. В 1943-1945 гг. он воевал на Ла-5 и Ла-7, был штурманом полка, затем дивизии. Провел за войну более 500 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 24 самолета противника лично и 8 — в группе.
После войны окончил ВВА, в 1957 г. — Военную академию Генштаба. 18 апреля 1952 г. Назаренко было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. Летал на боевых самолетах до 1966 г., в 1967 г. демобилизовался. Жил и работал в Одессе. Умер 10 октября 1969 г.
Герой Советского Союза (13.12.42). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Красной Звезды, медалями.

http://militera.lib.ru/bio/bodrihin/13.html


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Пятница, 27 Апреля 2012, 14.47.30 | Сообщение # 193
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 1994 года № 930 учреждена государственная награда Орден Жукова для награждения лиц высшего офицерского состава за заслуги в разработке и проведении крупных военных операций, в том числе в период Великой Отечественной войны.



Среди первых 15 награжденных Орденом Жукова (Указ Президента Российской Федерации № 413 от 25 апреля 1995 года) маршал авиации в отставке Зимин Гергий Васильевич – последний командир 8-го ИАБКК (в Ленгице).

Зимин Георгий Васильевич

Маршал авиации (1973), Герой Советского Союза (1943), доктор военных наук, профессор. В Красной армии с 1931 г. Принимал участие в боях у озера Хасан (1938). В Великую Отечественную войну - командир истребительного авиаполка и дивизии. Совершил 249 боевых вылетов, провел 69 воздушных боев, сбил 18 самолетов лично и 20 - в группе.С сенрября 1945 командир 8 ИАБКК. С 1960 г. - первый заместитель главнокомандующего войсками ПВО страны, в 1966-1981 гг. начальник Военной командной академии ПВО им. маршала Советского Союза Г. К. Жукова. Автор книг: «Практическая аэродинамика и летательные аппараты», «Тактика в боевых примерах», «Истребители».


Всего орденом Жукова награждены 100 человек и 2 воинские части. Среди них еще один представитель 8-го ИАБКК - Якушин Михаил Нестерович, генерал-майор авиации в отставке (Указ № 1090 от 7 ноября 1995 г.) - командир 215-й истребительной Танненбергской Краснознаменной авиационной дивизии, входившей с 1944 г. в состав 8-го ИАБКК.

Якушин Михаил Нестерович

С 31 Мая по 15 Ноября 1937 года участник боев в Испании . Награждён двумя орденами Красного Знамени. В Июне 1938 года капитан М. Н. Якушин прибыл для оказания помощи народу Китайской республики в борьбе с японскими захватчиками. После возвращения из Китая в 1939 году получил звание майора. Принимал участие в Советско - Финляндской войне и был награждён третьим орденом Красного Знамени). Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 Июня 1941 года. С 24 Февраля 1943 года и до конца войны полковник М. Н. Якушин командовал 215-й истребительной авиационной дивизией. После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке. Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС. В 1953 году ему было присвоено воинское звание генерал - майор авиации.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Четверг, 10 Мая 2012, 08.31.32 | Сообщение # 194
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
В архиве отца обнаружил такую фотографию



На обороте почерком отца сделана такая надпись



"Красное Село 4.12.44" - чернилами, а "Федоров Орлов Петрухин" - карандашом, возможно, позже дописано. Скорее всего, это военнослужащие 8-го ИАК. Кажется, похожие на них люди, уже были на других фотографиях 8-го ИАК. Но как они оказались в это время в этом месте? Перегоняли самолеты?

"В 1925 году Красное Село получило статус города (впервые вопрос о преобразовании Красного Села в город был поставлен ещё в октябре 1918).
В период Великой Отечественной войны город был оккупирован германскими войсками 12 сентября 1941 года. Освобождён 19 января 1944 года войсками 42-й армии и 13-й воздушной армии при поддержке КБФ и соединений авиации дальнего действия в ходе Красносельско-Ропшинской операции."


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК


Сообщение отредактировал ВладС - Четверг, 10 Мая 2012, 08.38.36
 
ВладСДата: Среда, 15 Августа 2012, 14.43.05 | Сообщение # 195
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
После войны Марина Чечнева три года служила в Польше вместе с мужем, Героем Советского Союза Константином Давыдовым, командиром эскадрильи штурмовиков в составе 4-го штурмового авиакорпуса. После победы 4-й ШАК был перебазирован сначала в г. Рехлин, а позднее вошел в состав Северной группы войск и базировался в г. Лигниц.

Я ничего не нашел на нашем форуме о "байдуковцах" из 4-го ШАК, поэтому материалы о них и их близких помещаю здесь, у их соседей - "красноносых", тем более, что последние очень часто сопровождали и прикрывали первых на заданиях.

Марина Павловна Чечнева


(15 августа 1922 года — 12 января 1984 года)

Лётчица, Герой Советского Союза, во время Великой Отечественной войны командовала эскадрильей 46-го Таманского гвардейского ночного легкобомбардировочного полка, гвардии майор.

Родилась 15 августа 1922 года в селе Протасово (Малоархангельский район Орловской области) в семье рабочего. Вскоре, вместе с отцом перебралась в Москву. В 1938—1939 годах обучалась в аэроклубе Ленинградского района Москвы. Окончила среднюю школу № 144 в Москве, и некоторое время работала в ней пионервожатой.

С началом Великой Отечественной войны добивалась призыва в РККА и отправки на фронт. В итоге была направлена в качестве летчика-инструктора в Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова, перебазированный из Москвы под Сталинград. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В начале 1942 года — в составе 588-го авиационного полка ночных бомбардировщиков (полк был оснащён самолётами У-2). 23 мая 1942 года полк переведён в состав 218-й ночной бомбардировочной дивизии Южного фронта (дислоцировался на аэродроме в посёлке Труд Горняка под Ворошиловградом). В августе 1942 года Марина Чечнева стала командиром звена. Участвовала в обороне Кавказа; 27 сентября 1942 года была награждена орденом Красного Знамени. 8 февраля 1943 года 588-й авиаполк получил звание гвардейского и был переименован в 46-й гвардейский, а чуть позже получил почётное наименование «Таманский».

В конце лета 1943 года Марина Чечнева стала командиром 4 эскадрильи полка. Эскадрилья являлась учебно-боевой и сочетала боевую и учебно-тренировочную работу. Участвовала в освобождении Крымского полуострова. С 15 мая 1944 года — в составе 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта принимала участие в освобождении Белоруссии, боях за Восточную Пруссию. В конце февраля 1945 года Марина Чечнева получила второй орден Красного Знамени. Победу она встретила близ города Свинемюнде (ныне Свиноуйсьце).

Всего за годы войны Марина Чечнева совершила 810 боевых вылетов, провела в воздухе более тысячи боевых часов, сбросила на противника свыше 115 тонн боевого груза, уничтожила 6 складов, 5 переправ, 1 железнодорожный эшелон, 1 самолет, 4 прожектора, 4 зенитные батареи. Кроме того, она подготовила 40 лётчиц и штурманов. 15 мая 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Марине Чечневой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за № 8955.

После войны три года служила в Польше вместе с мужем, Героем Советского Союза Константином Давыдовым, командиром эскадрильи штурмовиков в составе 4-го штурмового авиакорпуса. После победы 4-й ШАК был перебазирован сначала в г. Рехлин, а позднее вошел в состав Северной группы войск и базировался в г. Лигниц. В сентябре 1948 года они оба получили назначение на спортивную работу в ДОСААФ - кадровыми офицерами. Работали в Центральном аэроклубе СССР имени В.П. Чкалова в городе Москве.

В 1949 году Марина Чечнева установила рекорд скорости на спортивном самолёте Як-18. В течение длительного времени она являлась ведущей женской пилотажной группы на воздушных парадах. Летала на многих типах самолетов, в том числе: Як-3, Як-9, Як-11, Як-18Т. Имела почётное звание заслуженного мастера спорта (1949). В конце 1956 года Марина Чечнева была отстранена от полётов по состоянию здоровья, закончив, таким образом, спортивную летную карьеру. В 1963 году окончила Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Занимала ряд постов: являлась заместителем председателя Центрального правления Общества советско-болгарской дружбы, членом президиума ЦК ДОСААФ, членом президиума Советского комитета ветеранов войны, членом Комитета советских женщин. Кандидат исторических наук. Автор нескольких книг — мемуаров об однополчанках. Умерла в Москве 12 января 1984 года. Похоронена на Кунцевском кладбище.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Среда, 15 Августа 2012, 14.53.52 | Сообщение # 196
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Из мемуаров Чечневой Марины Павловны «Небо остается нашим»



Бомбежка Свинемюнде была для меня последним 810-м боевым вылетом. Во время полета не случилось ничего особенного, но запомнился он на всю жизнь.

До цели мы со штурманом эскадрильи Таней Сумароковой долетели спокойно. Внизу смутно просматривались темные громады кораблей у причалов. Матовым блеском отливала вода. Где-то на востоке небо то и дело озаряли всполохи взрывов: это на Курляндском полуострове войска 1-го Прибалтийского фронта уничтожали остатки восточнопрусской группировки противника. Там тоже рвались бомбы, только более мощные, чем наши. То была работа наших товарищей по оружию — летчиц 125-го гвардейского Борисовского ордена Суворова и ордена Кутузова полка пикирующих бомбардировщиков, носившего славное имя М. М. Расковой.

Самолет, как всегда, качнуло, когда 50-килограммовые «гостинцы», начиненные взрывчаткой, оторвались от плоскостей. И мне подумалось вдруг, что мы с Таней сбросили, может быть, последние бомбы.
Произошло удивительное совпадение. В следующую ночь полетов не было. Вторую и третью ночь мы тоже провели на земле. Но третья ночь, пожалуй, выдалась самой бурной из сотен всех ночей, что мы провели на фронте.

В помещичьей усадьбе, где разместился полк, все давно спали. Вдруг в комнатах начался переполох. Не успела я очнуться от сна, в спальню ворвалась дежурная по полку старший техник эскадрильи Римма Прудникова.

— Девчата! — закричала она во весь голос. — Победа! Мир! Да вставайте же! Вставайте!
Римма перебегала от одной кровати к другой, стаскивала со спящих одеяла, тормошила девушек и, словно опьянев от счастья, кричала возбужденным голосом:

— Мир! Мир! Победа! По-о-бе-да!



Сперва мы опешили от неожиданности. На несколько секунд воцарилась мертвая тишина, а потом поднялось такое, что со стороны могло показаться, будто в усадьбе все посходили с ума. В довершение всего во дворе вдруг поднялась стрельба, кто-то достал ракетницы, и звездное майское небо взорвалось вспышками красных, зеленых и белых огоньков. Ни о каком сне, конечно, не могло быть и речи.
Только к утру девушки несколько угомонились, разошлись по комнатам. Но никому не спалось. Все были чересчур возбуждены, лежали с открытыми глазами и либо тихонько переговаривались, либо молча предавались своим думам.

Не брал сон и меня. Я встала, накинула на плечи шинель, вышла на улицу. Было тихо-тихо, как бывает только самым ранним утром. А после недавней суматохи, шума и криков тишина казалась словно бы гуще.
Невдалеке, за поломанной оградой, дремал окутанный сизоватым туманом сад. Справа от него поблескивало мокрым асфальтом шоссе, а у самой обочины, задрав вверх наподобие орудийных стволов оглобли, валялась перевернутая телега.

Небо уже поблекло, звезды мерцали не так ярко. Наступал рассвет. Рассвет первого дня мира. Как и положено, он надвигался оттуда, где лежала моя родная земля. Я долго смотрела, как алел восток, как заря разгоралась все ярче и ярче. Наконец за лугом блеснул диск солнца, взметнулись во все стороны его лучи. Они прошили насквозь плотный туман, заиграли бриллиантами брызг на росистой майской траве. Наступил первый день мира, и солнце спешило приветствовать его.

Как это прекрасно — мир, тишина! Вот они вокруг меня. Я будто осязала их, ощущала всеми фибрами души. Я жадно всматривалась в то незабываемое утро, чутко вслушивалась в его тишину, боясь шелохнуться, смотрела, как растекается с востока рассвет. А он уходил все дальше, стирая с лица Европы тень ночи, внося в дома и сердца людей долгожданную тишину. Изгнанная фашистами, она все же вернулась в эти края. Вернулась, как только советские солдаты заставили умолкнуть пушки, когда-то заговорившие на Западе.

Итак, кончилась боевая страда, наступили мирные будни. Вскоре полк перевели в Альт-Резе — курортное местечко под Нойбранденбургом. Чудесное озеро, водная станция, большой тенистый сад — все здесь располагало к отдыху. Больше месяца мы только и делали, что спали, ели, гуляли, устраивали спортивные праздники, занимались художественной самодеятельностью.

Здесь нас вновь посетил Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. Он присутствовал на торжестве по случаю трехлетия пребывания нашего полка на фронте.

А через несколько дней мы вылетели в Москву для подготовки к первому послевоенному воздушному параду. Это событие, можно считать, завершило последнюю страницу летописи 46-го гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова III степени авиационного женского полка.
9 октября 1945 года в полку было проведено последнее партийное собрание. Близилась пора разлуки с подругами. Мы подытожили свою боевую работу. За три фронтовых года летчицы полка совершили 23 672 боевых вылета и сбросили на врага почти 3 миллиона килограммов бомб. В результате, по далеко не полным данным, было уничтожено и повреждено 17 крупных переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 26 складов с боеприпасами и горючим, 176 автомашин, 86 огневых точек, вызвано 811 очагов пожара, отмечалось 1092 взрыва большой силы.



Но это не все. Начав войну совсем молодыми, мы вышли из нее возмужавшими, зрелыми людьми. Война закалила нас не только физически, но и духовно. К концу пребывания на фронте почти все девушки стали коммунистами. За три года боевых действий в партию вступило 180 человек. Орденами и медалями был награжден весь личный состав полка, 23 человека стали Героями Советского Союза.

Через месяц с небольшим после партийного собрания волк был расформирован. С грустью расставались мы друг с другом. Война связала нас крепчайшими узами дружбы. Все эти годы мы жили как одна семья, делили и радости и горе. И потому в сознании как-то не укладывалось, что отныне наши дороги и судьбы разойдутся.

Что ж, в сущности, так оно и должно быть. Ведь на войну мы пошли именно для того, чтобы на земле восторжествовал мир, чтобы человек вернулся к созидательному труду, сменил меч на орало. И все-таки сердце сжималось от одной мысли, что недавнее близкое становится далеким прошлым, что нет больше 46-го гвардейского бомбардировочного, что не будет больше ночей, опаленных всполохами выстрелов, искромсанных лучами прожекторов.

В груди тоскливо щемило от сознания, что нет больше летчиков, штурманов, техников, вооруженцев, нет спаянного воинской дисциплиной и долгом боевого коллектива, а есть более двухсот непохожих друг на друга девушек, и у каждой из них — своя жизнь, свои тревоги. Мы хорошо понимали: судьба разбросает нас по стране, время принесет новые заботы, о фронтовых годах останутся только воспоминания. Надолго ли? Нам хотелось, чтобы навсегда. И потому, расставаясь, мы дали клятву не забывать прошлое, а с ним и нашу фронтовую дружбу, в установленные дни встречаться всем вместе. И слово свое держим.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Четверг, 16 Августа 2012, 18.20.18 | Сообщение # 197
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Соседи из 4-го ШАК


Источник: Фото из архива семьи Лизогуб.

Борозенец Степан Николаевич



Лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, полковник, военный лётчик 1-го класса.

Родился 20 августа 1922 года в с. Актюба Таврического (ныне Уланского) района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР в семье крестьянина. После окончания средней школы с ноября 1940 года по апрель 1941 года прошёл курс обучения в Семипалатинском аэроклубе. В апреле 1941 года был призван в Советскую Армию и направлен в военную авиационную школу пилотов. С мая 1941 года Борозенец С.Н. - курсант Оренбургской военной авиационной школе пилотов, которую закончил в июне 1943 года в звании младшего лейтенанта. После завершения полного курса обучения был направлен в 34-й запасной авиационный полк (ЗАП), базировавшийся на аэродроме Дядьково севернее г. Дмитров Московской области. Полк занимался подготовкой экипажей штурмовиков Ил-2 к ведению боевых действий.
В октябре 1943 года Борозенец С.Н. был направлен в действующую армию на 1-й Белорусский фронт (впоследствии 2-й Белорусский фронт), в 4-ю воздушную армию, 4-й штурмовой авиационный корпус (ШАК). Лётчик, затем командир звена 569-го штурмового авиационного Осовецкого орденов Красного Знамени и Суворова III степени полка (ШАП) 199-й штурмовой Слонимской авиационной дивизии (ШАД) 4-го штурмового авиационного корруса..

Лейтенант Борозенец С.Н. произвел более 100 боевых вылетов на штурмовку военных объектов противника, уничтожив 3 танка, 6 паравозов, около 120 вагонов, 9 складов с горючим и боеприавсами, 36 батарей зенитной и полевой артиллерии, 84 автомашины. В составе нештатной разведывательной авиационной эскадрильи 4-го ШАК Борозенец С.Н. на своём Ил-2 неоднократно выполнял полёты на воздушную разведку. Участвовал в операциях по прорыву укрепленной полосы и уничтожению окруженной вражеской группировки в районе г. Бобруйска, в разгроме Восточно-Прусской группировки противника, в Данцигско-Гдынской операции, в прорыве укрепленной полосы противника на западном берегу реки Одер.

В июле 1944 года в бою в районе г. Слоним штурмовик С.Н. Борозенца был подбит. Лётчик сумел посадить горящий самолёт на железнодорожную насыпь, пересекавшую лесной массив, получив при этом серьёзные травмы лица и спины. В феврале 1945 года при возвращении с боевого задания над территорией Польши эскадрилья штурмовиков была атакована группой из 52 истребителей противника. Самолёт С.Н. Борозенца был обстрелян, лётчик получил ранение, а его воздушный стрелок, рядовой Леонид Балашенко, погиб. Окончание войны Борозенец С.Н. встретил в Германии на аэродроме Рехлин к северу-востоку от г. Берлин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за геройский подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, лейтенанту Борозенцу Степану Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны отважный лётчик-штурмовик продолжил службу в Вооружённых Силах СССР. В сентябре 1945 года 569-й ШАП был перебазирован из Рехлина в Польшу на аэродром Бжег, где находился до конца 1945 года. Затем личный состав полка, оставив свои самолёты, был перебазирован в Закавказский военный округ на аэродром Насосная севернее г. Баку Азербайджанской ССР. Новая матчасть (самолёты Ил-2) были получены в пути на авиационном заводе № 30 в г. Москве. В апреле 1946 года 199-я ШАД была расформирована. Борозенцу С.Н., к тому моменту командиру эскадрильи, был предложен перевод на должность командира звена в 166-й гвардейский ШАП 10-й гвардейской ШАД, базировавшийся на аэродроме Кутаиси Грузинской ССР и летавший на самолётах Ил-10. Занимал должности командира звена, зам. командира эскадрильи, командира эскадрильи. В 1948 году Борозенец С.Н. окончил Тамбовские высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки лётчиков.

В сентябре 1952 года поступил и в ноябре 1956 года окончил командно-штабной факультет Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина. В период учёбы летал на самолёте МиГ-15. После окончания академии Борозенец С.Н. был направлен в 230-й бомбардировочный авиационный полк (БАП) 32-й бомбардировочной авиационной дивизии (БАД) Прикарпатского военного округа, базировавшийся на аэродроме Черляны юго-западнее г. Львов Украинской ССР и летавший на самолётах Ил-28, затем - Як-28. Занимал должности командира эскадрильи, зам. командира полка, командира полка. С октября 1965 года переведен на должность офицера отдела боевой подготовки штаба 14-й воздушной армии в г. Львове. С лета 1967 года и по декабрь 1972 года проходил службу в Южной группе Войск (ЮГВ) на территории Венгрии, в г. Будапеште в должности старшего офицера отдела боевой подготовки штаба 36-й воздушной армии. С 1972 года по 1990 год проживал в г. Харькове Украинской ССР. Работал старшим преподавателем кафедры тактики в Харьковском высшем военном авиационном училище лётчиков (ХВВАУЛ) им. С.И. Грицевца. С марта 1978 года полковник Борозенец С.Н. – в запасе. Работал инженером в Харьковском проектном и научно-исследовательском институте ПромСтройНИИпроект. С 1990 года по 1995 год проживал в г. Москве. Участник парада ветеранов в честь 50-летия Победы 9 мая 1995 года в г. Москве. В 1995 году по состоянию здоровья переехал в г. Чикаго, США, где и проживает в настоящее время.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Отечественной войны 2 степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени, медалями.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК


Сообщение отредактировал ВладС - Четверг, 16 Августа 2012, 18.29.01
 
ВладСДата: Четверг, 16 Августа 2012, 18.26.10 | Сообщение # 198
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Герою льготы не положены

09 июля 2009 | 14:12

Конституционный суд РФ постановил: ветераны - Герои Советского Союза, проживающие за рубежом, не имеют права на монетизацию натуральных льгот. Поводом послужила жалоба проживающего в США Степана Борозенца – ветерана, Героя Советского Союза.

Степан Николаевич Борозенец, 1922 года рождения, стал Героем Советского Союза в Великую Отечественную. Война принесла ему не только золотую звезду. Когда летчик Борозенец сажал свой самолет без шасси, на железнодорожные рельсы, он серьезно повредил позвоночник. Травма оказалась весьма болезненной. Чтобы справиться с ее последствиями, следовало удалить несколько межпозвоночных дисков.

Такие специфические операции начали делать только в 1995 году в Чикаго – и Степан Николаевич направился туда. Операцию ему сделали, но лететь обратно в Россию запретили: длительный перелет – слишком опасная нагрузка на организм. В Чикаго перебрались супруга Степана Николаевича и сын - стало понятно, что в России семье уже не воссоединиться: Борозенцу за восемьдесят, и вряд ли уже удастся вылечиться так, чтобы врачи разрешили перелет. При этом российское гражданство Степан Борозенец сохранил.

Согласно российским законам, ветеранам Великой Отечественной - Героям Советского Союза полагается повышенная пенсия, а также социальные льготы. Например, на проезд в транспорте, лекарства, бытовые и медицинские услуги, санаторно-курортное обслуживание и другие. При желании герой войны может заменить эти льготы на ежемесячную денежную выплату, которая составляет 36 410 рублей. Этой заменой и решил воспользоваться Степан Николаевич Борозенец в 2006 году.
- Заменить натуральные льготы деньгами предложили друзья Степана Николаевича – тоже ветераны войны, проживающие в Чикаго, – рассказывает корреспонденту Радио Свобода адвокат Борозенца Шамиль Хазиев. – Они не герои войны, в отличие от него, поэтому сами этой возможностью воспользоваться не могут. А ему деньги бы очень пригодились – вот его друзья и обратились ко мне. Если герой СССР не живет в России, то он не пользуется натуральными льготами. Следовательно, не может заменить их на деньги
Шамиль Хазиев подал документы Степана Николаевича в российский Пенсионный фонд. И получил отказ. В фонде сослались на то, что монетизация полагается только тем героям, которые живут на территории России. Такая норма содержится в пункте 1 статьи 10 Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

Тогда Степан Борозенец через Шамиля Хазиева и обратился в Конституционный суд, чтобы проверить, соответствует ли эта норма Конституции. Как выяснилось, соответствует.

– Если герой СССР не живет в России, то он не пользуется натуральными льготами. Следовательно, не может заменить их на деньги, – поясняет корреспонденту Радио Свобода главный консультант пресс-службы КС Екатерина Сидоренко. – Противоречия с Конституцией в оспариваемой норме Конституционный суд не нашел. Суд считает, что данная ситуация должна быть разрешена каким-то иным способом, и не видит никаких препятствий для законодателя решить вопрос в индивидуальном порядке - например, президентским указом. Заслуги Степана Борозенца достойны того, чтобы лично для него этот вопрос решили.

Сегодня источники дохода Степана Николаевича – его “геройская” пенсия 37 136 рублей и американское пособие для малообеспеченных, примерно 500 долларов. Этого не хватает: съемная квартира обходится в 378 долларов в месяц, плюс коммунальные платежи, плюс лекарства, плюс лечение - да и пожилая супруга не работает, и сын из-за кризиса попал под сокращение. Вдобавок ко всему, у Степана Николаевича нашли опухоль в обеих почках, а денег на лечение нет.

Шамиль Хазиев надежды не теряет:

– КС ведь постановил, что законодатель может назначить дополнительные выплаты и президент вправе издать такой указ. Надеюсь, Дмитрий Медведев это свое право использует. За рубежом живут порядка двадцати ветеранов Великой Отечественной – Героев Советского Союза. Все они могут обратиться в индивидуальном порядке к президенту России, для каждого он может издать соответствующий указ.

Герой Советского Союза Степан Борозенец попросил корреспондента Радио Свобода передать благодарность судьям:

– Спасибо Конституционному суду, что он рассмотрел мой вопрос. Они мне сделали подарок: как раз 9 июля 1944 года - ровно 65 лет назад - меня сбили. Я падал в горящем самолете, повредил позвоночник, выбил зубы, брови разбил. Спасибо Конституционному суду. Я больше никуда обращаться не буду, не хочу. Обратиться мне советовали друзья, а дело кончилось ничем. Я и ожидал, что ничего не будет. Я очень болен. Болит позвоночник, опухоль на обеих почках. Жить мне осталось недолго, хочу спокойно дожить. Я и не расстраиваюсь – жизнь на закате...

http://www.svobodanews.ru/content/article/1773128.html


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Пятница, 17 Августа 2012, 13.38.16 | Сообщение # 199
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Соседи

4-й ШТУРМОВОЙ АВИАЦИОННЫЙ КОРПУС


Ил-2 над Берлином в 1945 году

Сформирован 01.01.44 г. и действовал до конца войны. Начал боевую деятельность с 22.06.44 г. в составе 16-й ВА. Боевое крещение получил в составе 1-го Белорусского фронта (генерал армии Рокоссовский К.К.) в операции по освобождению Белоруссии, известной под кодовым наименованием «Багратион». После освобождения Белоруссии в сентябре 1944 г. 4-й ШАК был выведен с фронта на доукомплектование и пополнение.
В декабре 1944 г. корпус был передан в состав 2-го Белорусского фронта (Маршал Советского Союза Рокоссовский К.К.) и передислоцирован в г. Вышкув (Северная Польша). Штурмовики громили врага в Восточной Пруссии и Померании, освобождали Северную Польшу, штурмовали Гдыню и Данциг, уничтожали противника на Балтийском побережье от Кольберга до устья Одера.
Война для летчиков 4-го ШАК закончилась 9 мая 1945 г. разгромом последней немецкой группировки восточнее Данцига. В течение 1944-1945 гг. соединения и части 4-го штурмового авиационного корпуса 17 раз отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего с объявлением благодарностей за отличное выполнение боевых заданий.

После победы 4-й штурмовой авиакорпус был перебазирован сначала в г. Рехлин, а позднее вошел в состав Северной группы войск и базировался в г. Лигниц.

Командир корпуса генерал-майор авиации, с 19.08.44 генерал-лейтенант Байдуков Г.Ф. После отзыва Байдукова в Москву корпусом командовал генерал-майор авиации, с 1.03.1946 генерал-лейтенант Агальцов Ф. А. (с декабря 1945 г. по февраля 1947 г.) и генерал-майор авиации Дземешкевич А. С. (с марта 1947 г. по июль 1947 г.).


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Пятница, 17 Августа 2012, 14.10.56 | Сообщение # 200
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Соседи

Когда мой отец заканчил службу в ВВС в 1955 г., он купил себе пол-дома в Котстантиновке, что в районе Пятигорска. Владельцем второй половины дома стал летчик-штурмовик капитан Николай Шелухин. Даже после окончания службы в соседях у истребителей опять оказались штурмовики.


С противоположной стороны дома располагался вход к летчику-штурмовику в отставке Николаю Шелухину.

Впрочем, в Константиновке были и такие соседи, у которых было 4 "Георгия" ещё с 1-й мировой, как у этого деда слева по фамилии Ломов.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
Klim-AVДата: Пятница, 17 Августа 2012, 14.45.09 | Сообщение # 201
Группа: Старейшина
Сообщений: 351
Статус: Отсутствует
Quote (ВладС)
Впрочем, в Константиновке были и такие соседи, у которых было 4 "Георгия" ещё с 1-й мировой, как у этого деда слева по фамилии Ломов.


%)


Александр Клименчук
 
Рашид56Дата: Пятница, 17 Августа 2012, 16.03.14 | Сообщение # 202
Группа: Модератор
Сообщений: 18625
Статус: Отсутствует
Quote (ВладС)
Впрочем, в Константиновке были и такие соседи, у которых было 4 "Георгия" ещё с 1-й мировой, как у этого деда слева по фамилии Ломов.


Настоящий Герой РОССИИ %)


Рашид Сиразиев
Хойна - ОБАТО 1974 -76
 
ВладСДата: Суббота, 18 Августа 2012, 13.05.04 | Сообщение # 203
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Соседи



Состав 4-го ШАК:

196-я штурмовая Жлобинская Краснознаменная авиационная дивизия
Командир дивизии полковник Кирилл Константинович Грищенко.
Сформирована из авиаполков, выведенных с фронта на доукомплектование.
В действующей армии с 22.06.44 г. по 09.05.45 г. Входила в состав 4-го ШАК.
Начала боевую деятельность на 1-м Белорусском фронте. 12.07.44 г. была выведена в резерв армии (очевидно, 16-й ВА). За успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии авиадивизия получила почетное наименование Жлобинской. Состав дивизии: 289-й шап, 657-й шап, 946-й шап.

199-я штурмовая Слонимская Краснознаменная авиационная дивизия
Командиры дивизии: полковник Николай Сергеевич Виноградов 31.12.43 - 04.45; полковник Георгий Александрович Иванов 04.45 - 05.45.
Сформирована из авиаполков, выведенных с фронта на доукомплектование.
В действующей армии с 07.07.44 г. по 09.05.45 г. Входила в состав 4-го шак.
Начала боевую деятельность на 1-м Белорусском фронте. 08.07.44 г. советские войска овладели укрепленным районом и городом Барановичи, а 10.07.44 г. освободили Слоним. В приказе Верховного Главнокомандующего летчикам дивизии была объявлена благодарность. За успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии авиадивизия получила почетное наименование Слонимской. За успешные действия в боях за плацдармы на Висле в августе 1944 г. авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени. Состав дивизии: 136-й шап, 569-й шап, 724-й шап (? упоминается и в 300-й шад), 783-й шап.

Quote (ВладС)
корпусом командовал генерал-майор авиации, с 1.03.1946 генерал-лейтенант Агальцов Ф. А. (с декабря 1945 г. по февраля 1947 г.) и генерал-майор авиации Дземешкевич А. С. (с марта 1947 г. по июль 1947 г.).
Последние два комкора 4-го ШАК интересны тем, что имели не авиационное первое военное образование, оба принимали участие в создании польских ВВС, и, наконец, всю военную и послевоенную службу провели в спарке.

Подробнее о формировании в Советском Союзе польских авиационных частей можно прочитать в мемуарах генерал-полковника авиации, известного советского летчика и военачальника Полынина Фёдора Петровича «Боевые маршруты», глава «Народное войско». http://militera.lib.ru/memo/russian/polynin/index.html или
http://www.fidel-kastro.ru/avia/Boevye_marshruty.htm

Klim-AV, Рашид56, спасибо и присоединяюсь к вам в отношении настоящего Героя России - Ломова.
%) %) %)


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Суббота, 18 Августа 2012, 13.10.08 | Сообщение # 204
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Агальцов Филипп Александрович



Родился 21.1.1900 г., с. Солдатское Ефремовского района Тульской обл.. Русский. Маршал авиации (1962). Герой Советского Союза (21.2.1978). В Красной Армии с июля 1919 г. Окончил Киевскую военно-политическую школу (1925), Военно-политическую академию РККА (1932), курсы летчиков при 1-й военной школе летчиков им. А. Ф. Мясникова в пгт Кача (1934).

В Гражданскую войну с июля 1919 г. Ф. А. Агальцов – пулеметчик 1-го отдельного Коммунистического батальона, с июля 1920 г. – командир пулеметного отделения 487-го стрелкового полка 24-й стрелковой дивизии. Участвовал в советско-польской войне на Западном фронте в районах Мозырь, Луцк, Сокаль, в конце 1920 г. – сражался с петлюровцами и вооруженными формированиями генерала С. Н. Булак-Балаховича. После войны с января 1923 г. Ф. А. Агальцов политрук роты 72-го стрелкового полка этой дивизии. С мая 1923 г. курсант Киевской военно-политической школы, по окончании которой с июля 1925 г. проходил службу в 7-м артиллерийском полку 7-й стрелковой дивизии УВО в г. Конотоп политруком полковой школы, секретарем партийного бюро полка. В октябре 1929 г. направлен на учебу в Военно-политическую академию РККА, затем с апреля 1932 г. – комиссар 9-й истребительной авиационной эскадрильи БВО в г. Смоленск, с апреля 1933 г. – комиссар 35-й тяжелой бомбардировочной авиаэскадрильи. В 1934 г. учился на курсах летчиков при 1-й военной школе летчиков им. А. Ф. Мясникова в пгт Кача. С апреля 1935 г. заместитель начальника политического отдела 114-й авиационной бригады БВО в г. Гомель. С мая 1937 г. по ноябрь 1938 г. участвовал в национально-революционной войне испанского народа 1936–1939 гг., и.д. комиссара ВВС Испанской республиканской армии. По возвращении назначен членом Военного совета ВВС Красной Армии. С августа 1940 г. командир 50-го ближне-бомбардировочного авиационного полка в ПрибОВО.

В начале Великой Отечественной войны Ф. А. Агальцов в той же должности. Участвовал в оборонительной операции в Прибалтике. В августе 1941 г. отозван с фронта и назначен начальником Тамбовской школы военных авиационных специалистов. В марте 1943 г. Ф. А. Агальцов назначен командиром 292-й штурмовой авиационной дивизии (с февраля 1944 г. – 9-я гв.). В составе 5-й воздушной армии Степного (с 20 октября 1943 г. – 2-го Украинского) фронтов дивизия участвовала в Курской битве, Белгородско-Харьковской наступательной операции, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской наступательных операциях. В июле 1944 г. дивизия вошла в состав 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта и участвовала в Львовско-Сандомирской наступательной операции. Лично совершил десятки боевых вылетов на штурмовку вражеских войск. В конце 1944 г. Ф. А. Агальцов назначен командиром 1-го Польского смешанного авиационного корпуса, который в составе 1-го Белорусского фронта участвовал в Берлинской наступательной операции.

После войны с декабря 1945 г. Ф. А. Агальцов командир 4-го штурмового авиационного корпуса, с февраля 1947 г. – командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 г. 1-й заместитель, затем с апреля 1953 г. – заместитель главнокомандующего ВВС ВС СССР. С мая 1956 г. генерал-инспектор ВВС Главной инспекции МО СССР, с февраля 1958 г. – заместитель главнокомандующего ВВС по боевой подготовке (с декабря 1960 г. – он же начальник боевой подготовки ВВС). С апреля 1962 г. командующий Дальней авиации ВВС, с января 1969 г. – в распоряжении главнокомандующего ВВС. В марте 1969 г. уволен в отставку. 21 декабря 1970 г. постановлением Политбюро ЦК КПСС приказ об увольнении Ф. А. Агальцова был отменен и в январе 1971 г. он назначается инспектором-советником Группы генеральных инспекторов МО СССР. В феврале 1978 г. за умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ Ф. А. Агальцову было присвоено звание Героя Советского Союза. Умер 29.6.1980 г. в Москве.

Награжден 4 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами и медалями.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Суббота, 18 Августа 2012, 13.12.11 | Сообщение # 205
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Дземешкевич Адам Станиславович

Родился 1.11.1902 г. в г. Орша Могилевской губ. Белорус. Генерал-лейтенант авиации (1959). В Красной Армии с марта по август 1920 г. и с мая 1922 г. В Гражданскую войну с марта по август 1920 г. А. С. Дземешкевич состоял в Оршанском отряде по борьбе с дезертирством, после чего уволен из РККА как несовершеннолетний. В мае 1922 г. вновь призван в РККА и направлен красноармейцем в батальон связи Петроградского УР. С сентября 1922 г. курсант 1-й Петроградской военной пехотной школы, по окончании которой в августе 1925 г. назначен командиром взвода 32-го стрелкового полка 11-й стрелковой дивизии ЛВО. В сентябре 1927 г. направлен на Ленинградские военно-политические курсы им. Ф. Энгельса, по окончании с августа 1928 г. продолжал служить в 11-й стрелковой дивизии ЛВО, политрук роты 33-го и 32-го стрелковых полков, командир и политрук учебной роты 32-го стрелкового полка. С мая 1931 г. учился сначала в Военной академии РККА им. М. В. Фрунзе, затем с мая 1934 г. – на КУНС при Военно-воздушной академии РККА. По окончании в июне 1934 г. направлен в СКВО на должность начальника штаба 82-й тяжелой бомбардировочной авиаэскадрильи, с февраля 1937 г. – начальник штаба 21-й тяжелой бомбардировочной авиационной бригады этого же округа. С февраля 1940 г. преподаватель, затем старший преподаватель тактики Липецких высших авиационных курсов усовершенствования комсостава. С января 1941 г. начальник штаба 68-й авиационной дивизии, находившейся на формировании в ОрВО.

В начале Великой Отечественной войны А. С. Дземешкевич в той же должности. В августе 1941 г. дивизия, не завершив формирования, была обращена на пополнение других авиационных частей округа, а А. С. Дземешкевич назначен заместителем начальника штаба ВВС ОрВО. В начале октября в ходе начавшейся Орловско-Брянской оборонительной операции А. С. Дземешкевич был прикомандирован к 6-й резервной авиационной группе, прибывшей в район Мценска для обеспечения оборонительных действий войск Брянского фронта на орловском и тульском направлениях. С ноября 1941 г. начальник штаба 146-й смешанной авиационной дивизии Западного фронта, которая действовала на южном и юго-западном подступах к столице, затем в ходе контрнаступления поддерживала наземные войска на алексинском, калужском и малоярославецком направлениях (Тульская и Калужская наступательные операции). С января 1942 г. начальник штаба управления ВВС 49-й армии, в этой должности участвовал в Ржевско-Вяземской наступательной операции на юхновском направлении. С мая 1942 г. начальник штаба 232-й штурмовой авиационной дивизии, которая в составе 1-й воздушной армии поддерживала соединения Западного фронта на юхновском, гжатском и ржевском направлениях. В ноябре 1942 г. дивизия вошла в состав 3-й воздушной армии Калининского фронта и участвовала в Великолукской наступательной операции. Затем в начале января 1943 г. дивизия была переброшена на Волхововский фронт, где вошла в состав 14-й воздушной армии и участвовала в прорыве блокады Ленинграда (операция «Искра»). Летом и осенью 1943 г. дивизия вновь в составе 1-й воздушной армии и участвовала в Смоленской наступательной операции, действуя на спас-деменском, рославльском, ельнинском и смоленском направлениях. За образцовое выполнение заданий командования дивизия была преобразована в 7-ю гв. штурмовую авиационную дивизию. Весной 1944 г. дивизия вошла в состав 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта и участвовала вЯсско-Кишиневской наступательной операции.

В сентябре 1944 г. назначен начальником штаба 1-го Польского смешанного авиационного корпуса, который формировался из авиационных частей Красной Армии в районе г. Харьков. До 2 декабря врид командира этого корпуса, вплоть до прибытия генерал-майора авиации Ф. А. Агальцова, затем вернулся к исполнению должности начальника штаба. По завершении формирования корпус вошел в состав 1-го Белорусского фронта и участвовал в Берлинской наступательной операции.

После войны А. С. Дземешкевич в прежней должности в Войске Польском. С августа 1945 г. начальник штаба 4-го штурмового авиационного корпуса 4-й воздушной армии СГВ, с марта 1947 г. – врид командира этого корпуса. С июля 1947 г. – начальник штаба сначала 16-й, затем с февраля 1949 г. – 24-й воздушных армий в ГСОВГ. С декабря 1950 г. начальник штаба 26-й воздушной армии БВО. В декабре 1953 г. направлен на учебу на ВАК при Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова. По окончании с декабря 1954 г. проходил службу в Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского: заместитель начальника по оперативно-тактической подготовке, с апреля 1956 г. – заместитель начальника по общим вопросам, с ноября – 1-й заместитель, а с июля 1961 г. – заместитель начальника академии. Умер 12.9.1961 в Москве.

Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, а также иностранными орденами и медалями.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Вторник, 21 Августа 2012, 15.58.11 | Сообщение # 206
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Соседи из 196-й ШАД

289-й бомбардировочный авиационный полк – 289-й штурмовой Краснознаменный авиационный полк
В действующей армии с 26.08.41. Сформирован как бомбардировочный авиаполк: 289 бап. Воевал на Юго-Западном фронте в составе 63 ад.
До 20.09.41 г. действовал без прикрытия истребителей. Потерял в этот период 11 самолетов. Экипажи полка отличились при разрушении переправ через Днепр в районе Кременчуга (Дериевка, Мишурин Рог, Каменка, Потоцкое), при нанесении ударов по колоннам и скоплениям танков и мотомехвойск противника. К лету 1942 г. переформирован в штурмовой авиаполк 289 шап.
С 25.06.42 г. действовал в составе 231 шад. С июня 1944 г. входил в состав 196 шад.

657-й ночной бомбардировочный авиационный полк - 657-й штурмовой авиационный Гдынский ордена Суворова полк.
Сформирован в ноябре 1941 года в Чирчике на базе Ташкентской школы стрелков-бомбардиров как ночной бомбардировочный полк, имея на вооружении самолёты Р-5.
В составе действующей армии как 657-й ночной бомбардировочный авиационный полк с 24 декабря 1941 по 30 марта 1942, как 657-й штурмовой авиационный полк с 21 июля 1942 по 15 февраля 1943, с 5 августа 1943 по 8 января 1944, с 22 июня 1944 по 8 сентября 1944 и с 9 октября 1944 по 9 мая 1945 года.
В конце декабря 1941 года поступил в распоряжение командования 2-й ударной армии, участвует в Любанской операции, действует в районе Чудово, Любани, Спасской Полисти, производя ночные бомбардировки, а также снабжая с воздуха окружённую 2-ю ударную армию.
В апреле 1942 года, понеся большие потери, выведен на переформирование, перебазировался на тыловой аэродром у города Куйбышева, был вооружён самолётами Ил-2 и переформирован в штурмовой полк.
В середине июля 1942 года, закончив переподготовку, полк убыл на южное направление. Базируется на аэродроме в Заветинском районе селом Торговое, наносит штурмовые удары по наступающим войскам противника, в частности у станицы Морозовской, в последующие дни штурмует вражеские колонны в направлении станицы Цимлянской, разрушает переправы через реку Дон. В августе 1942 года полк действует уже над нынешним Ставропольским краем, так 7 августа 1942 года штурмует скопление вражеских войск близ Ворошиловска (ныне Ставрополь), с 10 августа 1942 года штурмует переправы через Кубань в районе Невинномысска.
В сентябре 1942 года отведён в резерв Закавказского фронта и в боях не участвовал в течение года. В августе 1943 года полк вошёл в состав 232-й штурмовой дивизии вскоре преобразованной в 7-ю гвардейскую штурмовую дивизию и начал боевые вылеты в ходе Смоленско-Рославльской операции, действует на Ельнинско-Могилёвском направлении, штурмует позиции противника в районах Ельня, Рославль, Кричев, посёлков Починок, Мстиславль, Дрибин, наносит удары по переправам на реке Проня
С января 1944 года и вплоть до начала Белорусской операции проходит переформирование в районе Карачева. С 24 июня 1944 года совершает боевые вылеты в ходе Бобруйской операции, наносит удары в районах Бобруйска, Жлобина, Слуцка, Осиповичей, Шацка, Несвижи, Барановичей, Слонима, Волковыска. С начала августа 1944 года и до начала сентября 1944 года действует в районе крепости Осовец. В начале сентября 1944 года отведён на восстановление, и восстанавливается в течение месяца.
С января 1945 года поддерживает с воздуха наступающие войска в ходе Млавско-Эльбингской операции, в частности наносит удары в районе городов Плоньск, Бродница и города-крепости Грауденца, а также с февраля 1944 года действовал на кёнигсбергском направлении с запада, в частности в районах Хожеле – Вилленберг. В феврале 1944 года начал действовать в ходе Восточно-Померанской операции, в том числе штурмует позиции у Данцига и Гдыни, в ходе взятия последней отличился.
С апреля 1945 года действует в ходе Берлинской операции, наносит удары по противнику в районах Штеттина, Шведта, Пренцлау, Варена, закончил войну ударом по группировке противника в Гарце.

946-й штурмовой Брестский авиационный полк - 189-й гвардейский штурмовой Брестский ордена Суворова авиационный полк
В действующей армии с 21.10.42. На вооружении имел самолеты Ил-2.
Действовал в составе 231 шад. С июня 1944 г. входил в состав 196 шад.
За успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии авиаполк получил почетное наименование Брестского. Преобразован Приказом НКО СССР No. 0340 от 27.10.44 г. в 189 гшап.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Вторник, 21 Августа 2012, 16.02.08 | Сообщение # 207
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Соседи из 199-й ШАД

136-й бомбардировочный авиационный полк - 136-й штурмовой Новогеоргиевский ордена Суворова авиационный полк.
К 22.06.41 г. входил в состав 19 бад. Имел на вооружении 4 самолета СБ без экипажей, а также 54 Як-2, Як-4 (в том числе 7 неисправных), 41 экипаж. Перед началом войны полк базировался в Белой Церкви, Нехворощь. В середине июля базировался на аэродроме Ичня. В этот период в полку были три самолета Пе-2 и полтора десятка Р-5, на которых летали ночью. В ноябре 1941 г. входил в состав 46 ад. Участвовал в боях по защите Москвы. В конце февраля 1942 г. выведен в тыл на переформирование и обучение на штурмовики Ил-2. С этого периода стал именоваться 136 шап. В конце июня 1942 г. уже на новых самолетах перелетел на подмосковный аэродром, где продолжил тренировки. 12.07.42 г. вылетел на фронт, на аэродром Батайск. Входил в состав 230 шад. Участвовал в отражении наступления противника на Ростов-на-Дону. 24.07.42 г. передал все самолеты и часть летчиков в 103 шап. Командование полка, несколько летчиков и весь технический состав отправились в тыл на переформирование. С июля 1944 г. после доукомплектования входил в состав 199 шад. В январе 1945 г. за отличия в Млавско-Эльбингской операции полку присвоено почетное наименование Новогеоргиевский.

569-й штурмовой Осовецкий Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк.
Сформирован в октябре 1941 г. под Воронежем и вошел в непосредственное подчинение Ставки ВГК. Полк был вооружен одноместными штурмовиками Ил-2 первой серии. С октября 1941 г. входил в состав ВВС Калининского фронта (20 Ил-2). Боевое крещение полк прошел под Москвой. В ноябре-декабре 1941 г. летчики полка отражали наступление немецких войск на Калининском направлении. В период 20.06.42 - 31.07.42 г. действовал в составе 1 уаг на Волховском Фронте. В период 08.42 - 07.12.42 г. действовал на Ленинградском фронте в составе 281 шад. В конце 1942 г. самолеты и большая часть личного состава полка были переданы частям 281 шад, а управление и оставшаяся часть личного состава убыла в 5 зап, аэродром Кинель-Черкассы. В период 10.08.43 - 02.01.44 г. действовал на Курском направлении. С июля 1944 г. после доукомплектования входил в состав 199 шад. Участвовал в освобождении Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии. Штурмовыми ударами поддерживал боевые действия наземных войск при взятии городов Кенигсберг, Осовец, Штеттин, Берлин и др. За отличное выполнение боевых заданий при овладении городом и крепостью Осовец приказом Верховного Главнокомандующего No. 0294 от 01.09.44 г. полку присвоено почетное наименование Осовецкий. 05.04.45 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городами Остероде, Дойч Айлау и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден орденом Красного Знамени. 04.06.45 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городами Штеттин, Гарц, Пенкуи, Казенов, Шведт и островом Рюпен и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден орденом Суворова 3 степени. За время боевых действий 11 летчиков полка были награждены высшей наградой - звездой Героя Советского Союза. Они выполнили по 100 и более боевых вылетов на штурмовку врага. Это капитан А.М.Осипов, лейтенанты А.Ф.Чернышев, С.Н.Борозинец, А.В.Рыбаков, А.М.Молчанов, С.В.Жоров, И.В.Морозов, И.И.Гришаев, С.А.Долинский, И.М.Леонов, В.А.Земских. Полк расформирован в апреле 1946 г.

783-й штурмовой Танненбергский Краснознаменный авиационный полк.
В действующей армии с 20.08.42. Входил в состав 228 шад. На вооружении имел самолеты Ил-2. В ноябре 1942 г. расформирован. Весной 1943 г. сформирован заново. В период Курской битвы входил в состав 225 шад. С июля 1944 г. после доукомплектования входил в состав 199 шад.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ГостьДата: Вторник, 18 Сентября 2012, 06.08.15 | Сообщение # 208
Группа: Прохожий





ВладуС: Вы опубликовали замечательную информацию о частях 4ШАК. Нет ли у вас более подробных данных о 946-189 гшап? Мой отец воевал в составе этого полка в 1944 -45 и демобилизовался летом 1946 г.
 
ВладСДата: Среда, 19 Сентября 2012, 16.36.33 | Сообщение # 209
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Quote (Гость)
Нет ли у вас более подробных данных о 946-189 гшап? Мой отец воевал в составе этого полка в 1944 -45 и демобилизовался летом 1946 г.
Уважаемый Гость! В Легнице я жил в гарнизоне 8 ИАК (там служил мой отец) и кое-что сохранилось о людях из 8 ИАК. О том что 4 ШАК был нашим соседом в те времена я узнал недавно из интернета. Поэтому все данные, которые у меня есть - это те, что я нарыл в интернете.

О людях 946 ШАП / 189 ГШАП

Виталий Семёнович Слюнкин


(1910 - 1998)

Лётчик-штурмовик 946-го ШАП (189 ГШАП), командир полка, Герой Советского Союза.

Родился 28 декабря 1910 года в г. Ростов-на-Дону в семье рабочего. Русский.
Окончил 7 классов и 2 курса рабфака. Работал мастером-переводчиком на фабрике хромолитографии. Член КПСС с 1932 года.

В 1934 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу лётчиков. Участник советско-финской войны (1939–1940). На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. К маю 1945 года командир 189-го гвардейского ШАП 196-й ШАД 4-го ШАК 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта гвардии подполковник В. С. Слюнкин совершил 93 боевых вылета на штурм скоплений войск противника. После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава. С 1956 года полковник Слюнкин в запасе. Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Жил в Ростове-на-Дону. Умер в 1998 году. В Ростове-на-Дону на доме, где жил Слюнкин, установлена памятная доска.


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
ВладСДата: Среда, 19 Сентября 2012, 16.41.18 | Сообщение # 210
27.08.1937 - _.09.2022
Группа: Модератор
Сообщений: 64630
Статус: Отсутствует
Олейниченко Дмитрий Елисеевич



Лётчик-штурмовик 189 гшап, командир АЭ, Герой Советского Союза.

Родился 14 мая 1915 года в селе Веселая Гора ныне Славяносербского района Луганской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б) с 1943 года. Окончил 7 классов.

В Красной Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. Командир эскадрильи 189-го гвардейского штурмового авиационного полка (196-я штурмовая авиационная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии капитан к апрелю 1945 года совершил 105 боевых вылетов, уничтожил тринадцать танков, шесть самолетов на земле, много другой техники врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Олейниченко Дмитрию Елисеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7960).

После войны отважный летчик продолжал службу в ВВС СССР. Готовился поступать в военную академию. В ночь 27 июля 1951 года года подполковник Д.Е. Олейниченко погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в городе Кутаиси Грузия.

Награжден орденом Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, медалями, в том числе польской медалью «За Одер, Ниссу и Балтику».


С уважением, Владимир Скрыпнюк
Легница 1946-48 Гарнизон 8 ИАБКК
 
Поиск: