Дата: Четверг, 07 Мая 2015, 20.56.46 | Сообщение # 1
Группа: Поиск
Сообщений: 17
Статус: Отсутствует
Здравствуйте дорогие друзья, я не могу отыскать нигде какие отряды,(номера, дивизии ) стрелковые полк, освобождали город Жешув в месяце 7 / 8 1944 г .як была бы тактическая карта, я я передаю привет и я благодарю Ян.
Дата: Четверг, 07 Мая 2015, 23.52.57 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
cymjan, Жешув брали с трех направлений,поэтому частей должно быть много.
Общая информация:
02.08.1944 Бои за Жешув
После того, как немцы потеряли Перемышль, самым важным в сильным опорным пунктом в их обороне на участи фронта западнее Ярославля стал город Жешув. Важность его определялась, прежде всего, тем, что он расположен на отличном шоссе и на самых коротких железнодорожных путях, ведущих на Краков. С востока и юго-востока Жешув надежно прикрыт довольно серьезной водной преградой — рекой Вислок. На ближних подступах к нему немцы имели заранее подготовленную и хорошо развитую систему фортификационных сооружений. Кроме того, они располагали крупным гарнизоном с артиллерией и танками. В самые последние дни немецкое командование перебросило сюда с других участков фронта еще две дивизии: одну танковую и одну пехотную. Таким образом, у противника имелось все для того, чтобы оказать нашим наступающим войскам в районе Жешува самое упорное сопротивление. Действительно, с самого начала бои за этот город приняло весьма напряженный характер. Немцы всё время вели сильный артиллерийский и минометный огонь по нашим боевым порядкам, часто предпринимали контратаки. От наступающих войск требовалось высокое боевое мастерство, чтобы в этих трудных, условиях неуклонно двигаться вперед, не имея при этом больших потерь.
Успех боев за Жешув всецело зависел от маневра, от четкости взаимодействия сил и средств, брошенных на подступы к городу. Наступающие наносили удар одновременно с трех направлений. Часть наших сил форсировала Вислок севернее Жешува и обошла город с северо-запада. Другое соединение преодолело реку рачительно южнее и стало теснить неприятельский гарнизон с юго-запада. Тотчас же был нанесен удар с востока, в результате чего наши войска ворвались в город и завязали уличные бои. Как и следовало ожидать, наиболее ожесточенные схватки с противником разгорелись северо-западнее Жешува. Немцы понимали, что именно отсюда ваши части могут выйти на коммуникации, связывающие город с тылом. Стремясь отстоять коммуникации, немецкое командование перегруппировало основные свои силы, оборонявшие Жешув, и с хода стало бросать их в контратаки. Бои достигли здесь особого напряжения к исходу вчерашнего дня.
Контратаки противника следовали одна за другой, причем в каждой из них одновременно участвовало от одного до двух полков пехоты и от 30 до 60 танков. Ни одна из этих контратак не дала немцам желаемого результата. Врагу нигде не удалось потеснить наши части. Наоборот, он там был оттеснен дальше, и все дороги из Жешув на запад оказались под воздействием нашей артиллерии и минометов. Так же успешно для нас развивались события в черте города. Сначала противник был выбит из наиболее укрепленной восточной части, потом из южной и, наконец, из центра. Сегодня к утру в руках жешувского гарнизона немцев, сильно потрепанного, осталась лишь северо-западная окраина города. Немецкие солдаты и офицеры начали группами пробираться по хорошо пристрелянному нашей артиллерией шоссе на Сендзишув. Тогда последовал еще один сильный удар наступающих, и Жешув был полностью освобожден от немцев.
60-я армия состав: 107,121,161,167,195,232,237,246,303,322 Стрелковые Дивизии. Николай Викторович в/ч 69711 1974-1976 осень У России только два союзника - это Армия и Флот
Дата: Вторник, 05 Января 2016, 19.08.58 | Сообщение # 6
Группа: Модератор
Сообщений: 1514
Статус: Отсутствует
ЦитатаНазаров ()
60-я армия
Непосредственно г. Жешув освобождал 23-й Стрелковый Корпус (в составе: 99 СД, 359 СД и 68 Гв. СД) при поддержке 12-ой и 14-ой Танковой Бригады 4-го Гвардейского Танкового Корпуса.
В декабре 1944 года мы стояли на аэродроме севернее польского города Жешув. Война переходила в завершающую стадию. Инициатива и господство в воздухе и на земле полностью находились в наших руках.
Командование 1-го Украинского фронта готовило удар, в результате которого война должна была перенестись на территорию Германии. Чтобы осуществить эту операцию с большим эффектом и наименьшими потерями, проводились учений всех видов войск. Мы, в частности, ходили на полигон с боевыми комплектами, выполняли упражнения, тренировали молодых летчиков. Одновременно авиация вела повседневную активную разведку и фотографирование объектов противника, отдельные летчики вылетали "на свободную охоту": им давалась не отдельная цель-объект, а район действия, цели же выбирали они сами.
Немецкое командование так же послало на свободную "охоту" четыре "Мессершмитта-109". Плохо зная нашу аэродромную сеть, они после выполнения задания оказались над аэродромным узлом советской авиации в районе Жешува, где стояли истребители "Лавочкин-5", летавшие тогда на полигон. В воздухе оказался самолет-разведчик "Пешка" - как его называли. Фашисты решили его атаковать. Все это происходило над аэродромом, с которого взлетела четверка Ла-5. Руководитель полетов, увидев, что "мессеры" атакуют беззащитную "Пешку", отрадировал ведущему "Лавочкиных":
- Иванов! Безобразие какое! На наших глазах "мессеры" атакуют "Пешку"! Развернись влево, видишь? Вступай в бой!
Немецкие самолеты, у которых кончались горючее И боеприпасы, не решились вступить в бой с нашими истребителями, оставили в покое "Пешку", развернулись и начали удирать. "Лавочкины" зажали один "мессер", блокировав со всех сторон, и заставили фашиста приземлиться. Немецкий летчик, выскочив из кабины, сжимая карту-планшет и компас, нажал -кнопку и, когда отбежал метров пятьдесят, самолет взорвался. Он пытался отстреливаться от окруживших его солдат, но вскоре понял бесполезность этого и поднял руки.
В штабе нашей дивизии он охотно ответил на вопро сы, касающиеся его лично, но отказался сообщить дан ные о том, откуда взлетел, сколько на их аэродроме самолетов, твердя:
- Нам это недозволено.
Собственно, в этих сведениях мы и не нуждались: об этих объектах мы знали достаточно, они были сфотографированы. Пленного отправили в штаб корпуса, затем в штаб армии и там он написал показания на пятнадцати страницах. Нам, летчикам, потом их читали. Любопытными были его некоторые ответы.
- На что рассчитывают германские ВВС?
- На новые виды оружия: реактивные самолеты и летающие снаряды ФАУ-2.
- Как немецкие ВВС снабжаются материальной частью, самолетами и моторами?
- Самолеты и моторы поступают регулярно, перебоев не ощущаем.
- Как немецкие ВВС обеспечиваются личным составом, имеется в виду летным составом?
- Летный состав поступает в достаточном' количестве, но сырой, плохо обученный.
- Какие разрушения произвела английская и американская авиация при бомбежке немецких городов?
- Разрушения значительные, но это не сильно действует на местное население. Оно продолжает жить
обычной для него жизнью.
- Как реагирует население Германии на приближение советских войск?
3 апреля полк перебазировался на территорию Польши - аэродром Ясенки (Жешув) со взлетной бетонной полосой. Основной целью полка, по которой приходилось наносить бомбардировочные удары в заключительный месяц войны, была окруженная группировка противника в городе Бреслау (Вроцлав), который наши войска обошли и вышли на подступы к Берлину.
Последний боевой вылет полк совершил 28 апреля 1945 года на Бреслау, цель – склады вооружения.
Приказ об окончании войны полк застал на аэродроме Ясенки, где задержался на целый год.
После окончания войны полк состоял из трех эскадрилий Ли-2 и звена связи (По-2). Состав управления полка был таким: командир полка – Филин Василий Петрович, заместитель командира по политической части; Морозов Павел Николаевич, заместитель командира полка; Орлов Григорий Илларионович, начальник штаба полка; Козенко Дмитрий Александрович, старший штурман полка – Чистяков Василий Михайлович, старший инженер полка Мамошин Петр Нилович, командиры эскадрилий – Скотников Виктор Константинович, Лановенко Марк Трофимович, Москаленко Николай Фёдорович.
Выпущенных Пе-8 не хватало на вооружение даже одной дивизии, попытки получить подобную технику от союзников не удавались. Решили собирать и восстанавливать брошенные В-17 и В-24, а затем доукомплектовать ими полки 45-й авиадивизии дальнего действия, тогда единственного в нашей стране соединения четырехмоторных бомбардировщиков. Бомбардировщик B-17G (№ 43-38902) 13 апреля совершил вынужденную посадку в Польше, севернее Жешува, близ аэродрома 341-го полка. 22 апреля после ремонта его перегнали в Полтаву. Это была первая "Крепость", поступившая в 45-ю дивизию. К середине мая по донесениям с мест в различных районах Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии и Югославии выявили 73 В-17 разных модификаций. Аппарат американского военного атташе в Москве знал о том, что наши собирают брошенную технику, но получил указание не вмешиваться. Интересно, что по оценкам американцев количество восстановленных советскими ВВС самолетов было более чем вдвое меньше, чем на самом деле. Один практически исправный B-17G, севший в Ясенках (Польша), вернули американцам. Четыре "Крепости" на указанных местах обнаружить не удалось. Остальные имели повреждения различной тяжести. Самолеты бились при посадке, секретное оборудование подрывалось по инструкции экипажами, кое-что расхищалось местным населением и солдатами. Большинство В-17 находилось на территории Польши, где действовали отряды "Армии Крайовой", нападавшие на советские войска.
В первых числах марта 1945 года нам объявили о нашем перелете на новое место базирования в Польшу на аэродром Ясеньки, что в 12 километрах от города Жешува. Такое сообщение для состава полка оказалось весьма заманчивым и любопытным. С Львовского аэродрома мы летали на бомбометание военных объектов противника в самой Германии через всю Польшу. Но все это происходило ночами на большой высоте, и не видно было, что там внизу. Теперь летим над польской территорией днем и на высоте 500-600 метров. Населенные пункты внизу, большие и малые города, леса, поля, реки. Все это было похоже на ландшафт Западной Украины. По дорогам двигались, как муравьи, машины, эшелоны и другой транспорт. Прилетели на базу Ясеньки в середине дня, сели на отлично бетонированную полосу. Аэродром в Ясеньках был построен фашистской Германией за полгода перед вероломным нападением на Советский Союз. Он был расположен ближе всех остальных аэродромов к нашим стратегическим объектам. Именно с этого аэродрома фашистские стервятники 22 июня 1941 года взлетали бомбить наши войсковые части, города и другие военные объекты. Теперь здесь оказались мы, советские летчики, ближе к Германии для бомбардировки ее стратегических объектов. По правой стороне от аэродрома расположен населенный пункт Ясеньки, а в восточной его части на фоне деревянных домиков стоял огромный монолит-замок. Весь наш полк разместился в этом замке, принадлежавшем до оккупации фашистами известному на всю Польшу графу Потоцкому. С этого аэродрома мы продолжали летать на военные объекты противника, но теперь они оказались значительно ближе - в радиусе полетов. В тот период войны угрозы нападения со стороны фашистской авиации не было, наша база находилась на значительном расстоянии от линии фронта. Но вместе с тем для безопасности вокруг базы были расположены дивизионы зенитной артиллерии. Командование авиацией дальнего действия поставило перед нашей частью, наряду с бомбардировкой других стратегических объектов на территории Германии, задачу по уничтожению окруженного в Бреслау гарнизона гитлеровских войск. Среди них оказался основной костяк власовской армии - предателей Родины, которые оказывали нашим войскам фанатичное сопротивление, несмотря на обреченность. Бреслау был окружен в 20-х числах января 1945 года, но сдался только 7 мая, т.е. за день до окончания Великой Отечественной войны. Полеты на бомбометание окруженной группировки не назовешь прогулочными. При подходе к цели на наши самолеты обрушивался шквал зенитного огня всех калибров, а ночное небо над городом пронизывали прожектора. Рвались снаряды то ниже, то выше, то спереди, то сзади. До конца войны оставались считанные дни, все хотели дожить до победы. Но война есть война, и при боевых вылетах на Бреслау, ставшим после разгрома фашизма польским городом Вроцлав, полк потерял три тяжелых бомбардировщика с экипажем. Только наш полк за освобождение Польши потерял 18 человек, погибших в последние дни войны. Среди них были три летчика, принимавшие участие в войне с первых дней ее начала. При освобождении Польши Советские войска понесли большие потери. Вся огромная территория Польши была покрыта братскими кладбищами погибших воинов. После окончания войны мы стали общаться с жителями деревни Ясеньки, которые в основном занимались сельским хозяйством. Простой народ относился к нам весьма доверчиво и дружелюбно, смотрел как на своих освободителей. Приходили к нам на танцплощадку, на концерты самодеятельности, смотреть кино и т.д. В отличие от простого народа, интеллигентствующие поляки Ясеньки и города Жешува смотрели на нас иными глазами, если не как на оккупантов, то как на недоброжелателей. Психологический настрой выдавал их внутреннее неуважение к нам. В разговорах о политике они ориентировались на идеи так называемого "польского правительства в изгнании" Николайчика, которое нашло убежище во время войны в Лондоне. Внутриполитическое положение в Польше в первые месяцы после войны было исключительно сложным и бурным. Дело иногда доходило до военных стычек с подпольными войсками так называемой "армии Крайовы", части которой обитали в лесах вокруг аэродрома, совершая диверсионные акты против частей Советской Армии. По крайней мере наш полк стал объектом трех таких нападений в июне 1945 года. На ясеньском аэродроме мы оставались до конца лета 1945 года. Но за это время внутриполитическая борьба стала постепенно спадать, но неприязненное отношение к нам сохранилось. И все это несмотря на самое доброжелательное отношение к ним со стороны советских военных. Словом, Польша нас еще тогда не воспринимала открытой душой, слишком сохранились в памяти негативные отношения прошлого. Прошли годы, десятилетия, в следующем году будем отмечать юбилей 65-летия Победы над фашистской Германией. Это Великая Победа добра над злом, победа гуманизма над коричневой чумой. Она дорого обошлась человечеству и прежде всего советскому народу с его самыми большими потерями, из которых более 200 тыс. воинов Красной Армии отдали свою жизнь за освобождение Польши. Благодаря Советскому Союзу Польша расширила свои границы за счет Германии, ей помогли восстановить разваленное фашистами народное хозяйство. Но почему-то нынешние руководители Польши забывают об этих фактах, о наших огромных жертвах. Мы понимаем, что история польско-русских отношений дает нам много негативных примеров традиционной конфликтности отношений между Польшей и Россией, но, на наш взгляд, кощунственно звучат слова руководителей современной Польши, когда они нас, освободителей их от фашизма, ставят в один ряд с оккупантами. Как один из участников освобождения Польши, от души советовал бы руководителям этой страны отказаться от духа враждебности в отношении России, от муссирования надуманных фактов из прошлого. Конструктивнее и надежнее построить свои отношения на основе дружбы, мира и добрососедства в общих интересах народов России и Польши.
1944 год - аэродром Симферополь (находился до освобож-дения Крыма). В Крыму командование принял командир 8-й воздушной армией Жданов. Лето 1944 год. Из Крыма полк перебазировали в Западную Украину на аэродромы: Раворусское (Львов), Станислав, Дро-гобыч (отдан Польше после войны), Закарпатье (Мукачево). Зима 1944 года. Аэродром Жешув (Польша). Зима 1945 года. Аэродром Краков. Весна 1945 года. Глейвиц (Германия). Весна 1945 года. Моравская Острава (Чехословакия).