• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Назаров, доброхот  
Братская могила село Украинка (Стурдзены) Каушанский район
БессарабецДата: Понедельник, 29 Декабря 2014, 18.25.29 | Сообщение # 1
Группа: Поиск
Сообщений: 217
Статус: Отсутствует
Украинка (рум. Ucrainca) — село в Каушанском районе Молдавии. Является административным центром коммуны Украинка, включающей также село Звездочка.
До 23 января 1965 года село носило название Стурдзены.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Украинка
Земли села Украинка граничат с землями Тарутинского района Одесской области. В селе Звездочка в 1944 году житель села Анновка Тарутинского района Орлов В.Т. прятал двух членов экипада бомбардировщика, сбитого в апреле 1944 года. Рассказ об этом случаи пойдет ниже.
 
БессарабецДата: Понедельник, 29 Декабря 2014, 18.33.33 | Сообщение # 2
Группа: Поиск
Сообщений: 217
Статус: Отсутствует
ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ «БОСТОНА»

« ВО ИМЯ ТЕХ, КТО ЖИВ
И ТЕХ, КОГО УЖЕ НЕТ,
И ТЕХ, КТО БУДЕТ ПОТОМ…
(М.Шолохов)

Когда речь заходит о Великой Отечественной войне, часто можно услышать от собеседников слова о том, что это была страшная война, которая принесла много горя, много смертей и разрушений. Но это было там далеко, но только не в нашем районе. Мол, на территории района практически то и военных действий не было. А это все от того, что многое утрачено, большинство материалов уничтожено. И сейчас приходится по крупицам собирать, восстанавливать те события, которые происходили семьдесят лет назад…
В просторах Интернета как-то натолкнулся на короткую информацию: в годы Великой Отечественной войны житель села Манзырь (настоящее с. Лесное) Орлов В.Г. (Орлов Василий Гаврилович) укрывал в своем доме до прихода Красной Армии двух советских летчиков, в марте 1944 года спустившихся на парашютах с подбитого самолета. Данная информация не могла не заинтересовать.
Начались поиски… Было установлено, что такой факт действительно имел место. Но только это был не житель с.Лесное, а соседнего села Анновка.
…Это случилось в начале апреля. Весна 1944 года была поздней. Днем солнце светило ярко, но грело мало, весенняя капель едва-едва звякала, но тепло надвигалось с веселой неукротимостью. После дождей снег сошел, и от земли под солнечными лучами поднимались прозрачные струйки пара. Кое-где на пригорках уже зеленела трава… Земля ждала хлебороба.
Ранним утром, когда мутный рассвет, будто бы испаряясь, медленно превращаясь в день, Василий Орлов запряг лошаденку в плуг и начал пахать. Война войной, а сеять надо. Сердце крестьянина радовалось пряному аромату влажной земли и весенним звукам ожившей степи. Он шел за плугом, слабо понукая лошадь, время от времени наклоняясь, что бы размять в горсти пригретый ком земли и глубже вздохнуть ее запах.
Поглощенный своими думами, Василий не сразу заметил, как в жизнь степи вплелись какие-то новые звуки. Они доносились сверху. Он запрокинул голову и прислушался: небо гудело громче. С запада тянулись большие косяки «юнкерсов». Их трудно было поймать глазом в ослепительной вышине весеннего небосвода, но унылый, надрывный вой их моторов судорогой схватывал душу. Василий знал: где то на востоке они развернуться мрачным парадом, и у них из-под брюха посыплются черные точки, и от взрывов бомб ходуном заходит земля… «Ироды, погибели на вас нету, - с лютой злобой подумал. – Ну, погодите, будет и на нашей улице праздник…». Но «юнкерсы» не слышали его проклятий. Довольные, урчащие, как сытые звери, они вскоре таким же стройны косяком возвращались назад. « Ишь, сделали дело сволочи!...»
Не успело схлынуть волнение, охватившее Василия, как над степью с высоким диким свистом пронеслись сухие хищные «Мессершмидты». «Один, два, три... считал он. – Пятеро сволочей, чтоб им…». Но истребители не ушли на восток, они настигли жертву здесь же, над бессарабской степью. Большой самолет с алыми звездами на крыльях, видно из тех, что время от времени летали бомбить аэродром в Лейпциге (п. Серпневое) и железнодорожную станцию в Бессарабке, из последних сил отбивался от мощной звериной стаи. За ним тянулся шлейф густого дыма. Они набрасывались на него со свистящим воем, посыпали дождем пуль, коршунами вились сверху, прижимая его к земле. И самолет не выдержал, врезался в кустарник. «Мессершмидты» скрылись за горизонтом.
Из акта расследования причин летных боевых потерь в частях ВВС КА 860 бомбардировочного авиаполка 244 бомбардировочной авиадивизии 17 воздушной армии, полученного из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации: 8 апреля 1944 года командование полка получило указание о нанесении бомбового удара по железнодорожной станции Бессарабка, где скопилось большое количество вражеских эшелонов с боевой техникой и живой силой. Группа, ведомая командиром полка, в составе 3-х девяток с высоты 2200 метров нанесла бомбовой удар по скоплению техники. В момент отхода от цели группа была атакована 12 вражескими истребителями Ме-109 (Мессершмидт). В результате воздушного боя Ме-109 с третьей атаки зажег левый мотор бомбардировщика А-20 («Бостон») экипажа лейтенанта Абессова С.С. Экипаж продолжал идти со снижением и горящим упал на землю. Дальнейшая судьба экипажа неизвестна».
…Василий Орлов, высокий кряжистый молодой мужик, отвел душу бранью и торопливо распряг лошадь. Вскочив на нее, он направился в сторону холма, над вершиной которого произошел бой. Поблизости никого не было. Василий внимательно осмотрел все вокруг и хотел было уже возвращаться, как вдруг заметил, что кустарник, мимо которого он проехал, вздрогнул. Обернулся и увидел дула двух пистолетов, направленных в него. Раздался окрик: - Стой, стрелять будем! – Что вы, братцы, я же русский, свой, за вами прискакал… На Василия недоверчиво смотрели две пары глаз, одни серые, широко распахнутые, другие темные, узкие. «Татарин, что ли», - успел подумать Орлов, соскакивая с кобылки, и подошел к летчикам. Оба молодые. - Орлов моя фамилия, - сказал. – Тут, в селе живу. Спрятаться вам надо, до темна подождать. Сейчас ничего не сделаешь, фрицев полно кругом, а как стемнеет – приду за вами. Да вы не бойтесь, худо не будет. Схороним так, что никакой фашистюга не найдет. А пока поешьте, вот с собой на поле брал, - и протянул советским летчикам пару картофелин и кусок жесткого хлеба. – Не обессудьте, туговато у нас… Звать-то вас как?
- Василий, ответил тот, что был светловолосый и широкоплечий.
- Семен, - отозвался худощавый, черноглазый. – Ну, вот и знакомы. Ну, пока, ребята, я пошел, а вы ждите. В сумерки буду.
В селе - полно немцев. С тех пор, как фронт резко повернул на запад, здесь, в тылу, осело много солдат: сюда привозили раненных, здесь набирались сил те, кому предстояло идти в сражения, и те, кто приходил после очередного разгрома.. Через село конвоировали пленных, появились черные мундиры эсесовцев и люди в невиданной форме ядовито-змеинного цвета с треугольными нашивками на рукаве «РОА» - представители так называемой «русской освободительной армии». Эти, выслуживались перед гестапо, лютовали пуще фашистов.
Из архивных материалов: в селе Анновка Бородинского района Измаильской области весной-летом 1944 года размещалась немецкая воинская часть 306 немецкой пехотной дивизии, командиром которой был генерал Келлер. «РОА», или как они себя называли «добровольцами», заведовали лошадьми и повозками. В костеле у них был дом отдыха. Туда приезжали такие же «добровольцы» из других мест на две-три недели. Потом их сменяли новые отдыхающие. В костеле показывали кино, давали концерты. Это был фильтрационный пункт для бывших советских военнопленных, завербованных во влассовскую армию. Старостой в селе был Яков Золотарев – старообрядец. Немцы добровольных помощников называли «хиви».
…Во дворе у Василия Орлова стояло семь немецких подвод, здесь же расположились солдаты. Как спрятать советских летчиков? Где? Помогла жена, Катя (Орлова Екатерина Федоровна). – В подпол надо, больше девать некуда».
Засветло переговорил с братом Петром и другом Юрием, а когда сгустились сумерки, все трое, прихватив старые крестьянские армяки, отправились в степь. Степь встретила молчанием.
- Ребята, - тихо позвал Орлов, останавливаясь возле терновника. – Сеня, Вася!... То ж я, Орлов… Отзывайтесь, да пошли. Вот, одежду Вам принесли… Степь молчала. Ни звука, ни шороха.
- Слышь, Василий, а ты не сбрехнул? Может, никаких летчиков не было? – То есть как - не было!- возмутился Орлов. – Осторожничают ребята. Да и то подумать: черт вас разберет в темноте, свои вы или может, эти – «РОА»… Только честно говорю, - он снова обратился к терновнику, - други мы вам. – Хватит хорониться.
В ответ слегка зашелестел кустарник, и две темные тени выступили вперед.
- Предупреждаем: у нас оружие. Кто вы? – Черта мне с твоего оружия. Говорю – Орлов, а это – друзья мои. Скидывайте свою форму, да вот одягайте наше крестьянское. Иначе – не можно…
В село шли гуськом. Крестьяне впереди, за ними переодетые летчики, наготове держа пистолеты. К усадьбе прошли задами. Во дворе немцы, побросав автоматы, пели песни. Были изрядно пьяными. Об этом позаботилась хозяйка.
Увидев разбросанное оружие и пьяные физиономии врагов, Василий Юстратов затрясся от гнева: - Перестреляю гадов!.. – Ты что, сказился? – бросился к нему Орлов, - хочешь, что бы из-за твоей дурости всех на виселице вздернули? Их тут – тьма. Полное село…
Вокруг летчиков тотчас захлопотала Катя.
- Сюда, братики, проходите. Днем придется в погребе. Я там соломку постелила. А ночью… ночью можно и погулять.
 
БессарабецДата: Понедельник, 29 Декабря 2014, 18.36.36 | Сообщение # 3
Группа: Поиск
Сообщений: 217
Статус: Отсутствует
Продолжение.....

Так началось для Василия Юстратова и Самуила Абессова время, полное тревог. Днем над их головами топали кованые сапоги и лязгала чужая металлическая речь, а по ночам, когда село засыпало, они выходили подышать свежим воздухом. Однако хранить в тайне пребывание в доме советских офицеров не удалось. Первым узнал сосед Золотарев. Его приходилось остерегаться: сельский староста доводился ему родственником. В доме старосты жил комендант. Немцы и раньше не доверяли местному населению, а к лету 1944 года, особенно остро почувствовав возросшее противодействие крестьян оккупационным властям, усилили репрессии.
Однажды Абессов и Юстратов, воспользовавшись тем, что немцы на время покинули двор, поднялись из подвала. Сидели, разговаривали. Вдруг в дверь дробно застучали приклады автоматов. Катя всполошилась: - Быстрее, быстрее!... Парни попрыгали в погреб, а она, надвинув на крышку подвала ящик и бросив на него охапку тряпья, схватила ребенка и только тогда открыла дверь. В комнату ворвался комендант в сопровождении солдат.
- Кто есть в дом? Партизан? Совьет официре?
- Да господь с вами! Никого нет, мы с дитем, - ответила женщина и присела на ящик, расстегнула блузку, что бы накормить ребенка. Начался обыск. Все перевернули, всюду заглянули, но так и ушли, никого не обнаружив. Однако с тех пор дом оставался под подозрением. Чтобы лишний раз не рисковать, Василий Орлов ночью отвез своих гостей в молдавское село Звездочку ( ныне Каушанский район Молдова) к брату. Потом еще не раз советские летчики совершали путешествие под копной сена, возвращаясь к Василию. Время шло. Настал август. Бои подступали к Днестру. Фронт приближался. В одну из ночей Василий помог советским летчикам выбраться из села и перебраться через линию фронта к своим.
Утром 22 августа тишину прорезал одинокий выстрел тяжелого орудия. Снаряд проскрежетал наверху и разорвался где-то впереди. И потом сразу за первым выстрелом точно ураган налетел на землю. Грохот взрывов, орудийные выстрелы, звенящий свист, вой пролетающих снарядов наполнили воздух. Село немедленно опустело. Оккупанты торопливо покидали насиженное место. Спешили на запад, на запад…
Бессарабия снова стала советской. Провожая глазами части Красной Армии, наступающей по пятам разрозненных гитлеровских войск, Василий Орлов облегченно вздохнул: - Вот и на нашей улице праздник!...
Вскоре Орлов получил письмо за подписью командира 861 бомбардировочного авиационного полка 244 бомбардировочной авиадивизии 17 воздушной армии майора Еркина. « Командование благодарит вас за мужественный самоотверженный поступок…»
Подробности того боя мы узнали после многочисленных запросов в архивы, просмотров гор литературы…
В тот день 8 апреля 1944 года в небе над железнодорожной станцией Бессарабка фашистский истребитель несколькими очередями своих пулеметов зажег левый мотор самолета и смертельно ранил штурмана экипажа младшего лейтенанта Никитина Павла Васильевича. Но воздушный стрелок старший сержант Юстратов Василий Петрович успел послать в его туловище, изрыгающее огонь и смерть несколько длинных очередей из своего пулемета и истребитель, охваченный пламенем рухнул на землю. Летчик лейтенант Абессов Самуил Сафиуллович до последнего мига управлял самолетом и смог его горящего посадить на землю. В октябре 1944 года Абессов С.С. и Юстратов В.П. были награждены орденами за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-румынскими захватчиками.
По окончанию войны Абессов С.С. и Юстратов В.П. неоднократно приезжали к своему спасителю Орлову В.Г. , который в то время работал председателем Старосельского сельского совета (ныне Саратский район Одесская область) и его семье.
 
БессарабецДата: Понедельник, 29 Декабря 2014, 19.10.46 | Сообщение # 4
Группа: Поиск
Сообщений: 217
Статус: Отсутствует
С помощью поисковиков удалось получить обширные материалы по результатам расследования гибели данного бомбардировщика и фото Никитина П.В.

Поисковики отряда "Август" Молдова помогли установить место захоронения и фотграфии братской могилы, где высечено имя Никитина П.В.



Прикрепления: 2055089.jpg (31.5 Kb) · 6000176.jpg (92.2 Kb) · 5606679.jpg (48.7 Kb) · 6668110.jpg (93.3 Kb)
 
СаняДата: Понедельник, 29 Декабря 2014, 20.04.32 | Сообщение # 5
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Бессарабец,
Спасибо!Отличный материал!


Qui quaerit, reperit
 
БессарабецДата: Вторник, 30 Декабря 2014, 07.52.36 | Сообщение # 6
Группа: Поиск
Сообщений: 217
Статус: Отсутствует
На одной из плит памятника на молдавском языке имеется надпись:
"Вечная память экипажу самолёта погибшему при освобождении села"
- Демченко Е.И.
- Дидус П.Н.
- Коршунов В.С.
- Никитин П.В.
- Телеманов П.М."

Однако она соответствует действительности лишь частично. При освобождении села действительно погиб экипаж штурмовика Ил-2 672 ШАП 9 САК 17 ВА:
летчик, мл. лейтенант Дядус Петр Николаевич, 1923 г.р.
воздушный стрелок рядовая Демченко Евдокия Ивановна, 1925 г.р.

Информация из донесения о безвозвратных потерях

Фамилия Дядус
Имя Петр
Отчество Николаевич
Дата рождения/Возраст __.__.1923
Место рождения Харьковская обл., г. Изюм, ул. Червонный Шляхт, 40
Дата и место призыва Славянский РВК, Украинская ССР, Сталинская обл., Славянский р-н
Последнее место службы 9 смеш. ав. корп. 672 ШАП
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 21.08.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 405
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=5014970

Информация из донесения о безвозвратных потерях

Фамилия Демченко
Имя Евдокия
Отчество Ивановна
Дата рождения/Возраст __.__.1925
Место рождения Харьковская обл., Двуречанский р-н, с. Винница
Дата и место призыва Двуречанский РВК, Украинская ССР, Харьковская обл., Двуречанский р-н
Последнее место службы 3 Украинский фр. 17 ВА 9 смеш. Ав. К
Воинское звание рядовая
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 21.08.1944
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18002
Номер дела источника информации 921
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=54186085

Их имена так же выбиты на плитах памятника. Поиск родных Никитина П.В., Дядус П.Н., Демченко Е.И. продолжается
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: