Дата: Среда, 04 Мая 2016, 08.54.24 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Ятруполо, Сотер Зарифович Воспоминания о войне
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru Издание: Ятруполо С.З. Воспоминания о войне. @ Военная литература, 2004. Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/yatrupolo_sz/index.html Предоставил: Илья Чибрикин Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru) [1] Так помечены страницы, номер предшествует. Ятруполо С.З. Воспоминания о войне. @ Военная литература (militera.lib.ru), 2004. (Первопубликация) Об авторе: Родился 19 февраля 1911 года в г. Гениченске на Азовском море. Национальность — грек. В армии не служил, военной специальности не имел. С 1934 г. жил и работл в Одессе. С иоля 1941 года — ополченец. С января 1942 года — рядовой пехоницец, стрелок 1905 стрелкового полка. В мае 1942 года попал в окружение и был пленён на Харьковском направлении. С августа 1944 года участвовал в боевых действиях по освобождению Европы в составе 1-го штурмового полка 2-го Украинского фронта. Был дважды ранен, имеет боевые награды. С 1945 года жил в Москве, работал художником-оформителем, занимался живописью. Семья: жена, дочь, сын, внучка. Умер Сотер Зарифович 15 сентября 2002 года.
Дата: Среда, 04 Мая 2016, 08.55.32 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
На второй день некоторые из наших командиров стали уходить, переодевшись в штатское и пряча глаза от солдат. Солдатам же, не имевшим ничего, кроме формы, уходить было некуда — кругом открытая степь — и в отдалении несколько хат, занятых немцами.
Трудно передать те чувства растерянности, унижения, отчаяния, которые охватили меня и моих товарищей...
На третий день немцы окружили и взяли без единого выстрела девяносто тысяч красноармейцев и командиров, лишенных возможности сражаться.
Так прервалась моя солдатская жизнь и почти на три с половиной года оборвалась связь с семьей. Уже после возвращения я узнал, что мои близкие догадывались, где я находился, сопоставляя мои письма со сводками Информбюро (ведь наступление с нашей стороны шло тогда только в одном направлении), и были потрясены, узнав из «Опровержения ТАСС» о пленении большой группы наших войск. Не получая больше писем, считали, что я либо погиб, либо попал в плен, что тоже давало очень мало надежды на мое возвращение.
Потом были концентрационные лагеря в Ковеле, Львове, наконец, Владаве (Польша). Все это были фашистские лагеря смерти, где целью ставилось нравственное унижение, подавление воли людей, стремление убить в них все человеческое, а потом и физическое уничтожение. Я не хочу вспоминать детали и подробности своего существования в этих лагерях, но один образ не могу не передать. Это — траншея, стержень, а может быть, и символ этих мест.
За лагерем во Владаве была траншея, куда закапывали трупы пленных, умерших от голода, холода, болезней. С утра поднимали всех, кто еще мог ходить, и с окриками: «Шнель, шнеллер» охранники гнали копать эту траншею. Тех, кто падал, пристреливали, а живые волокли их дальше. Траншея разделяла людей на тех, кто на ней работал, и тех, кого бросали туда. Грань была очень зыбкая, сегодня ты среди работающих, а завтра, как знать. Я был изможден до последней степени, вес мой был 37 кг (не знаю, зачем, нас регулярно взвешивали).
Но все же, среди всех страданий, в глубине замутненного сознания пробивался слабый луч надежды на избавление, который поддерживала жажда жизни.
Так прошел злосчастный 1942 год.
Не помню, в каком месяце 43-го среди пленных прошел слух, что уроженцев Молдавии и юга Украины будут отправлять в Румынию.
Странное дело эти слухи. В отсутствии газет, радио о многих событиях пленные узнавали из слухов; откуда они шли — не знаю.
Так вот, этот слух оправдался, и где-то, наверное, в начале весны, большую группу пленных, в которую попал и я, отправили в румынские лагеря.
Дело в том, что Гитлер любил одаривать своих верных вассалов, а Антонеску — диктатор Румынии был особо отмечен. Он получил во владение Молдавию и южные области Украины, где создал государство Транснистрию со столицей в Одессе, которое просуществовало едва ли два года. И вот передача пленных, а это была рабская рабочая сила, была очередным подарком Антонеску.
Но каким подарком это оказалось для нас... Мы получили ни много, ни мало — жизнь.
Нас погрузили в вагоны для скота и повезли в Румынию. Qui quaerit, reperit
Дата: Среда, 04 Мая 2016, 12.42.31 | Сообщение # 3
Группа: Модератор
Сообщений: 4317
Статус: Отсутствует
О том, как искажались фамилия, имя и отчество Ятруполо Сотера Зарифовича при регистрации в плену и после, во время проверки, можно почитать здесь: http://www.sgvavia.ru/forum/274-1794-2 С уважением, Галина