Дата: Пятница, 01 Марта 2013, 18.37.51 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Курсы пропагандистов в Вульхайде
Курсы пропагандистов в Вульхайде (предместье Берлина) были созданы отделом пропаганды главного командования вермахта в феврале 1942 года. Территориальной базой стал бывший лагерь для французских военнопленных. Основной задачей созданных курсов являлась подготовка из числа советских военнопленных солдат и офицеров (в основном с высшим и техническим образованием) антикоммунистических пропагандистов для работы в прессе и на радио по линии Министерства пропаганды, а также для работы в лагерях советских военнопленных.
За время существования курсы подготовили 4 выпуска.
Первая группа слушателей численностью около 50 человек начала занятия в середине февраля, к концу апреля того же года она была направлена на пропагандистскую работу в лагеря военнопленных [5].
Обучение курсантов второго набора проходило с июня по август 1942 года. Численность набора — около 300 человек. С июля 1942 года помощником начальника курсов по учебной части стал бывший полковник Красной Армии В.Ф. Малышкин.
Состав третьего набора (сентябрь–октябрь 1942) насчитывал тоже около 300 человек. Аналогичным был и четвертый набор, обучение которого проходило с октября по декабрь 1942 года.
Руководил всей учебной работой курсов с начала их возникновения и до конца зондерфюрер (позже — лейтенант) Георг фон дер Ропп. В практической деятельности в Вульхайде он был подчинен зондерфюреру «К» Мосхаку (на правах капитана) — сотруднику ОКВ–ВПр-4 [6]. Немецким комендантом лагеря являлся бывший ротмистр австро-венгерской императорской армии Вейнбекка. Первыми преподавателями курсов стали Г. фон дер Ропп и начальник учебной части лагеря зондерфюрер Ланге, служивший в свое время в российской императорской армии [7]. Основы национал-социализма преподавались по сокращенному переводу популярной немецкой брошюры, сделанному фон дер Роппом. Процесс обучения состоял из диктовки текста специально отобранными для этого военнопленными [8]. Такая «методика» обучения сохранялась до тех пор, пока учебный процесс не возглавили преподаватели из числа военнопленных.
Состав последующих наборов после контрольного собеседования с комиссией курсов под председательством фон дер Роппа разбивался на группы — корпоральства (искаженное «корпорация») численностью около 40–50 человек и зачислялся на курс. Во главе корпоральства стоял так называемый помощник корпоральства. Комиссия выясняла в основном два вопроса: является ли данный слушатель непримиримым врагом коммунистического режима и желает ли он быть по окончании курсов пропагандистом среди военнопленных [9]. Немецкие офицеры гестапо, как правило, в контрольно-отборочную комиссию не входили [10].
В каждую сформированную группу назначался руководитель из числа хорошо окончивших предыдущий курс, который являлся одновременно и преподавателем, он вел группу до окончания занятий.
В разное время групповыми руководителями курсов являлись: полковник Н.С. Бушманов (август 1942 — март 1943), читавший одновременно курс лекций по теме «Основы национал-социализма» [11]; майор Г.А. Пшеничный (август 1942 — март 1943); лейтенант Н.И. Иванов (август 1942 — март 1943); интендант 3-го ранга И. Соболев (август 1942 — март 1943); лейтенант К. Крылов (декабрь 1942 — март 1943); военинженер 3-го ранга Е. Арсеньев (октябрь 1942 — март 1943); военинженер 3-го ранга Ливенцев (октябрь 1942 — март 1943); интендант 2-го ранга Д.Д. Падунов (октябрь 1942 — март 1943) [12], а также старший лейтенант Рожановский, лейтенанты Ахминов, Серостанов, Ромашкин, Харчев и капитан Самыгин [13]. Начиная со второго набора основными руководителями с русской стороны являлись генерал В.Ф. Малышкин, направленный в лагерь в апреле 1942 года, полковник Н.С. Бушманов и капитан Зинов [14].
Программа теоретического курса включала следующие темы:
1. Понятие о расе, определение рас, классификация, происхождение рас — 6 часов.
2. Нация и национальный вопрос в фашистском толковании — 10 часов.
3. Народ — определение народа, признаки его, культура, быт, религия — 12 часов.
4. Социализм в фашистском понятии — 6 часов.
5. Национал-социализм — 10 часов.
6. Пацифизм и война — 16 часов.
7. Критика марксизма — 16 часов.
8. Критика большевизма — 20 часов.
9. Критика советской системы — 6 часов.
10. Государство — понятие о государстве в фашистском изложении — 10 часов.
11. Монархия и республика — 12 часов.
12. Революция и контрреволюция — 12 часов.
Кроме того, преподавался немецкий язык 3 раза в неделю по 2 часа, проводились экскурсии в Берлин и по окрестностям. Цель экскурсий — показ сельского хозяйства, промышленных предприятий, музеев Германии и Берлина. На экскурсии курсантов возили одетыми в гражданское платье [15]. После экскурсии каждый участвовавший в ней был обязан в письменном виде изложить свои впечатления о поездке и сдать их руководителю группы не позднее следующего дня. Эти письменные работы просматривались преподавателем и оценивались по пятибалльной системе [16]. В лагере издавалась газета «Помощник», в которой печатались в основном переводы из немецких газет [17].
В декабре 1942 года, с выходом обращения генерала Власова к русскому народу программа курсов была расширена двумя темами: «Русское освободительное движение» и «Англия — исторический враг России». Прочитывались они всему составу слушателей после завершения курса. Первую тему читал генерал Малышкин, вторую — генерал Благовещенский [18]. Срок обучения на курсах колебался от 1 до 3 месяцев.
Следует отметить, что слушатели курсов оставались военнопленными, содержались за проволокой, охранялись немецким караулом, размещались в бараках и получали паек военнопленных. Кроме немецкой охраны существовала и внутрилагерная русская охрана порядка, подчиненная русскому коменданту курсов (старшине лагеря) полковнику Г.И. Антонову.
По данным полковника В.В. Позднякова, каждый слушатель получал 350 граммов хлеба в день, утром — жидкий суп, днем — густой (зачастую из шпината), вечером — суррогат кофе и небольшие порции сахара, маргарина, сыра и колбасы. Преподавателям давали дополнительную порцию обеденного супа.
Курсанты размещались в деревянных бараках по 15–20 человек в комнате. Спали они на деревянных двухъярусных койках, с матрацами и одеялами, но без постельного белья. Посещение бани и лагерного парикмахера было регулярным. Старшие офицеры и генералы размещались в отдельном бараке, изолированном от бараков курсантов. Слушатели в период обучения имели право отказаться от прохождения курса. В этом случае они направлялись в рабочий лагерь военнопленных, существовавший при курсах Вульхайде. В связи с тем, что лагерь находился в ведении eправления железными дорогами, отказавшиеся от обучения занимались ремонтно-восстановительными работами на железнодорожных путях, получали сносное по сравнению со слушателями курсов питание [19].
Курсы в Вульхайде, вероятно, были также базой для формирования групп специального назначения. Так, по свидетельству полковников Бушманова и Позднякова, в июле (по другим данным — в сентябре–октябре) 1942 года в Вульхайде из лагеря для советских летчиков в г. Лодзь прибыла группа из 11 человек, возглавляемая подполковником авиации Ершовым. Эту группу прозвали «группой полицейских». Занимались прибывшие отдельно от основного состава слушателей под руководством фон дер Роппа. По мнению полковника К. Власова, находившегося в Вульхайде с 10 мая 1942 года по 2 января 1943 года, группа предназначалась для диверсионной деятельности [20]. Однако после окончания курсов из состава данной группы была сформирована разъездная пропагандистская бригада, которая работала главным образом в оккупированных немцами областях Украины.
Есть упоминание еще об одной группе, находившейся весной 1942 года в Вульхайде. Состояла она из подростков оккупированных немцами областей, численностью около 200 человек. Начальником группы был генерал Благовещенский. По предположению полковника Позднякова, группа готовилась для ведения разведывательной и диверсионной работы в советском тылу [21]. Насколько это мнение соответствует действительности, сказать трудно. Однако известно, что в апреле 1942 года Благовещенский был назначен начальником «школы молодежи», проводившей подготовку молодых пропагандистов. Школа просуществовала около двух месяцев, затем ее состав расформировали и отправили на сельскохозяйственные работы. Таким образом, можно сказать следующее: если группы Ершова и Благовещенского готовились для разведывательно-диверсионной деятельности, то в лагере Вульхайде они проходили соответствующую идеологическую подготовку. Отчасти это подтверждается тем, что в различное время в Вульхайде находились многие пленные советские генералы и старшие офицеры, велась их идеологическая обработка в целях привлечения к борьбе против коммунистического режима. Например, здесь были генерал-лейтенанты П.Г. Понеделин, Ф.А. Карбышев, Ф.А. Ершаков, генерал-майоры П.В. Богданов, М.Г. Снегов, Е.С. Зыбин, А.Н. Севостьянов и другие.
Дата: Пятница, 01 Марта 2013, 18.57.39 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Фамилия Евшенко Имя Алексей Отчество Дата рождения/Возраст 22.02.1919 Лагерный номер 25351 Лагерь шталаг 344 Судьба Погиб в плену Воинское звание военный техник Дата смерти 07.02.1943 Место захоронения Вульхайде Фамилия на латинице Jewschenko Название источника информации ЦАМО Номер фонда источника информации 58 Номер описи источника информации 977521 Номер дела источника информации 1199 http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=300929322&page=2 Qui quaerit, reperit
Дата: Воскресенье, 03 Августа 2014, 18.32.11 | Сообщение # 4
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Алдан (Нерянин) Андрей Георгиевич (24.10.1904, Средний Урал - 10.1.1957, Вашингтон, США), деятель «русского освободительного движения». Сын каменщика. В 1919 поступил добровольцем в Красную Армию. В середине 20-х гг. вступил в ВКП(б), в 1932 исключен за левотроцкистский уклон, вскоре восстановлен. Окончил Военную академию им. М.Ф. Фрунзе (1934). Служил начальником оперативного отдела штаба Уральского военного округа. С началом Великой Отечественной войны назначен начальником оперативного отдела штаба 20-й армии. Последнее звание в РККА - полковник. 3.11.1941 в районе Ржева-Вязьмы взят в плен. В 1941-1942 находился в лагере Вульхейде, сотрудничал в пропагандистском антикоминтерновском «Бюро Альбрехта». 17.1.1944 официально освобожден из плена и 11.1.1945 вступил в Русскую освободительную армию (РОА). Занимал пост начальника оперативного отдела штаба вооруженных сил Комитета освобождения народов России. После окончания войны А. удалось избежать репатриации и эмигрировать в США. Принимал активное участие в антисоветской деятельности. В 1949-1957 председатель Союза воинов Освободительного движения; член Центрального бюро Союза борьбы за освобождение народов России.
Использован материал кн.: Залесский К.А. Кто был кто во второй мировой войне. Союзники Германии. Москва, 2003
Дата: Вторник, 19 Сентября 2023, 09.30.56 | Сообщение # 5
Группа: Администратор
Сообщений: 15569
Статус: Отсутствует
Прошëл Schulungslager Wulcheide - Тренировочный лагерь Вульхайде - с 12.09.1942 до 26.09.1942
Фамилия Мазитов Имя Азгад Отчество Юносович Дата рождения/Возраст 23.01.1924 Место рождения Башкирская АССР Дата пленения 30.05.1942 Место пленения Симферополь Лагерь шталаг X B Лагерный номер 134622 Судьба Погиб в плену Воинское звание красноармеец|рядовой Дата смерти 07.07.1944 Название источника донесения ЦАМО https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=300405230&p=2 Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)