Дата: Пятница, 19 Апреля 2013, 23.55.44 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Шифр УДК - 94(481).083-054.65(045)
Паникар Марина Михайловна, аспирантка кафедры отечественной истории ПГУ им. М.В. Ломоносова
164500 г.Северодвинск, пр. Победы 50-46.
«Организация Тодта»: структура и деятельность в Норвегии в годы Второй мировой войны.
«Вторая мировая война, Норвегия, использование труда военнопленных, остарбайтеры, «Организация Тодта», структура, строительство объектов, комиссия по установлению объема работ.
«Организация Тодта»: возникновение и назначение.
Любая война – это война ресурсов: сырьевых, технологических, людских. Обе мировые войны 20 века – войны тотальные, войны на истребление. Сознавая это, их участники стремились заранее обеспечить восполнение ресурсов и, в первую очередь, людских. В Советском Союзе на эти цели в преддверии Второй мировой войны были направлены кампании «Женщины – на производство», увеличение трудовой недели, создание фабрично-заводских и ремесленных училищ. Впрочем, и система ГУЛАГа была призвана обеспечить дешевой рабочей силой прежде всего стройки «оборонного комплекса».
В Германии для подобного воспроизводства в 1938 г. была создана специализированная полувоенная «Организация Тодта» (далее «Организация»), названная так в честь первого ее руководителя нацистского инженера Фрица Тодта и находившаяся в подчинении министра вооружения и военного имущества. До поражения нацистов под Москвой «Организация» вполне справлялась с обеспечением рабсилой военного производства Рейха. Срыв «блицкрига», поставивший нацистское руководство перед угрозой затяжной войны, колоссальные потери фашистов на Восточном фронте вызвали необходимость скорейшего изыскания новых путей восполнения трудовых ресурсов империи.
Идея массового использования труда военнопленных и захваченных в плен гражданских лиц оформилась к началу 1942 года. 18 февраля ее озвучил руководитель Группы по работам в соответствии с четырехлетним планом Мансфельд, призвав вместо уничтожения использовать труд русских военнопленных во благо Рейха. На заседании в Рейхстаге он выступил с официальным заявлением о том, что «нынешние трудности с рабочей силой не возникли бы при своевременном принятии решения о широком использовании русских военнопленных»1. Уже в октябре 1942 года фюрер выдвинул новую неотложную программу вооружения, которая предполагала «введение в дело дополнительно двух миллионов иностранных рабочих».2 Так становился очевидным факт нехватки рабочей силы и необходимости ее постоянного наращивания за счет военнопленных и гражданских лиц.
С началом Второй мировой войны «Организация Тодта» заняла особое место в экономике Германии. Не случайно ее окрестили «Второй немецкой армией». В 1940 году генерал – майора Ф.Тодта возвели в ранг министра вооружения и военного имущества. Но, при загадочных обстоятельствах в начале 1942 года он погиб в авиакатастрофе. «Организацию» возглавил любимец Гитлера, архитектор Альберт Шпеер, сохранивший в названии «Организации» имя ее основателя.
«Организация Тодта» по-прежнему находилась в прямом подчинении Министерства вооружения и военного имущества. Здесь же в Министерстве располагался и ее Главный офис (Hauptzentrale). «Организация» имела полувоенный характер: являясь вспомогательной военной организацией, ее члены были военнослужащими частей легкой пехоты, но не принимали участия в сражениях и не имели специальной военной подготовки. Иногда они выполняли функцию охраны на занятых нацистами территориях. В ее состав входили и отдельные части СС. В разных странах на оккупированных территориях «Организация» создавала свои филиалы, так называемые «строительные предприятия».
До начала Второй мировой войны «Организация» использовала труд исключительно немецких рабочих. Они проходили службу в течение одного года и на добровольных началах. Но с началом войны большинство немцев были призваны в ряды Вермахта, и руководство Германии пришло к выводу, что использование труда иностранных граждан должно стать неотъемлемой частью немецкой военной машины. Военнопленные, гражданские лица оккупированных территорий, равно как и население стран – саттелитов нацистской Германии стали основным источником рабочей силы. К августу 1941 года немецкие рабочие составляли лишь пятую часть от общего числа и, как правило, занимали должности бригадиров.3 Они носили специальную униформу, которая позволяла отличать их от иностранных рабочих. Свастика на левом рукаве и узкая черная повязка с надписью «Оrg.Тodt» говорили о немецкой принадлежности владельца. Иностранные рабочие носили гражданскую одежду и серую повязку на рукаве с номером группы или подразделения, к которым они относились. Рабочие, как правило, содержались в специальных лагерях, находившихся за линией фронта, и делились на группы по 25-30 человек, каждую из которых возглавлял бригадир. Для доставки рабочих в разные уголки Европы и обеспечения перевозок «Организация» пользовалась услугами двух крупнейших транспортных компаний: автокорпуса «Националсозиалистишез Крафтфаркорпс» («Nationalsozialistisches Kraftfahrkorps» N.S.K.K.) и морской транспортной компании «Транспортфлоттэ Шпеер» («Transportflotte Speer») –, занимавшихся доставкой рабочих и строительных материалов для «Организации Тодта».4
В компании «Транспортфлоттэ Шпеер» работало до десяти тысяч человек, в основном, норвежских моряков, обучавшихся в Саннефьерде в специальной «Шпеер - шкуле» («Speer-Schule»). Помимо норвежцев на работы в компанию привлекались советские военнопленные и добровольцы из числа пленных других национальностей. Вместе они образовывали специальную группу «Легион Шпеера»(«Legion Speer»).5
В 1940-1942 годах деятельность «Организации» была направлена на строительство береговых укреплений, бункеров для подводных лодок и аэродромов на территории Западной Европы. В оккупированных странах были созданы подгруппы (Einsatzgruppen – EG) «Организации», которые находились под управлением Главного офиса в Берлине (Hauptzentrale). В 1942 году «Организация» насчитывала семь таких подгрупп: четыре – на Восточном фронте, остальные соответственно – в Скандинавии, Западной Европе и на Балканах. К 1944 году их количество увеличилось до двенадцати.6
Деятельность «Организации Тодта» в Норвегии.
Норвегия, богатая природными ресурсами и занимавшая выгодное военно-стратегическое положение, стала объектом пристального внимания нацистов с самого начала Второй мировой войны. Уже в 1940 года в результате операции «Везерюбунг» Дания и Норвегия были оккупированы немецкими войсками. Сразу после захвата в Норвегию для восстановления мостов, железных дорог и транспортных артерий были направлены рабочие батальоны. Тогда же в Норвегию прибыли первые специалисты «Организации Тодта», которые определили основные направления работ «Второй немецкой армии». Исходя из этого было выделено 30 тысяч иностранцев и 6 тысяч немцев. Им предстояло продолжить восстановление и строительство новых мостов, дорог и железнодорожных магистралей, и построить линию укреплений на стратегически важных направлениях боевых действий.
Изначально «Организация Тодта» в Норвегии была представлена всего лишь одним штабом, расположенным на окраине Осло. Но уже в августе 1942 года была проведена реорганизация. Решением Главного офиса в Берлине была образована так называемая «Оперативная группа «Викинг» (Einzatzgruppe Wiking), включавшая в сферу своей деятельности территорию Норвегии и Дании. Командующим группы был назначен Вили Хенне, его заместителями – главный инженер Фичтингер и старший инспектор Янсен.7
«Викинг» состоял из 8-9 отделов (Hauptreferate), отвечавших за разные направления деятельности «Организации».8 Один из отделов (Arbeitereinsats) занимался охраной норвежских и других иностранных рабочих на территории Норвегии и Дании. Его возглавляли гаупттрупфюрер (Haupttruppfuhrer) Краузэ и трупфюрер (Truppfuhrer) Лафонтейн. Другой отдел «Организации Тодта» в Норвегии отвечал за пропагандистскую деятельность. Основной его задачей являлся контроль над периодическими печатными изданиями, радиоэфиром и фильмами для иностранных и немецких рабочих. Отдел пропаганды возглавляли обертрупфюреры (Obertruppfuhrer) Гентер и Хартэнг. Один из отделов отвечал за связь с Вермахтом и находился в постоянном контакте с Главным управлением фронтом (Hauptfrontfuhrung) в Берлине. Начальником отдела был назначен генерал Реден. В состав этого отдела входила так называемая «Группа защиты» (Schutzkommando) под командованием оберштурмфюрера (Obersturmfuhrer) Мейера. Она обеспечивала охрану складов и депо, принадлежавших «Организации».
«Организация Тодта» находилась в тесном сотрудничестве с рейхскомиссариатом Норвегии. В результате, весной 1942 года сотрудники «Организации» возглавили Главный отдел техники и транспорта комиссариата (Hauptabteilung Technik und Verkehr), основными задачами которого являлись строительство береговых укреплений, дорог и мостов. При этом отдел стремился подчинить себе и норвежские ведомства, отвечавшие за эту деятельность, в частности, Администрацию норвежских дорог (Veivesen). В свою очередь норвежская администрация не желала сотрудничать с нацистами и по возможности уходила от контактов с ними.
Главный офис «Организации» имел представительства практически в каждой норвежской провинции. На территории Норвегии группа «Викинг» была представлена тремя боевыми частями (Einsatze): «Полярдэрих» («Polardereich») на Крайнем Севере с центром в Лаксельве, «Норд-Норвеген» («Nord-Norwegen») в северной части Норвегии с центром в Нарвике и «Миттель-Норвеген» («Mittel-Norwegen») в средней Норвегии с центром в Трондхейме. В свою очередь, каждая из боевых частей делилась на главные строительные участки (Oberbauleitungen – O.B.L.) во главе со строительным управлением (Вauleitungen). Существовали отдельные строительные участки, которые не были включены ни в одну из боевых частей: в Фауске, Бергене, Тенсберге и Кристиансанде. Нередко «Организация» сотрудничала с датскими и норвежскими строительными фирмами. В отчетах наиболее часто упоминаются «Вэйес унд Фрейтаг» («Wayes&Freytag»), «А/С Конструкшн» («A/S Konstruktion») и более известная и одна из крупнейших фирм «А/С Циклоп» («A/S Cyklop»), поглотившая многие французские, польские, чешские и бельгийские фирмы. «А/С Циклоп» находилась в тесном контакте с Главным офисом в Берлине и получала от нее оборудование и специалистов.9
Таким образом, «Организация Тодта» в Норвегии имела следующую структуру10:
Дата: Пятница, 19 Апреля 2013, 23.55.54 | Сообщение # 2
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
После визита в 1942 году в Норвегию генерала Листа были разработаны «Приказы» («Weisungen»), вобравшие в себе все основные директивы для немецкого Верховного командования в этой стране. В них особо подчеркивалось значение железной дороги «Нордландсбанен» (Nordlandsbanen), необходимость укрепления береговой линии и строительства «государственной» дороги от Порсангер-фьорда до Карашока.11
По сообщениям Норвежского информбюро в июле 1942 года «Организация» развернула бурную деятельность, активно привлекая на работу местное население, военнопленных и остарбайтеров из разных стран.12 Количество рабочих, занятых на строительстве немецких укреплений, железных дорог, аэродромов составляло около ста тысяч человек. Однако отчеты «Организации» свидетельствуют о том, что число рабочих и служащих было гораздо меньше, около тридцати тысяч человек, включая иностранцев. Возможно, что «Организация» неофициально привлекала на работы местное население в связи с крайней нехваткой рабочих рук. Сообщалось, что правительство Квислинга было готово создать искусственные условия безработицы в стране, чтобы удовлетворить требования нацистов в получении рабочей силы. В сообщении также было сказано о привлечении на работы военнопленных Рейха, большую часть которых составляли советские и польские военнопленные.13
В своих отчетах «Группа Викинг» ежеквартально проводила обзор количества служащих и рабочих на предприятиях в Норвегии. Так, по состоянию на 23 июня 1944 года в «Организации» работало 27 937 человек, в том числе 13 846 военнопленных, 883 немца, остальные – гражданские рабочие из Норвегии и Дании.14 Наибольшее число рабочих было занято на строительстве железных дорог (23 743 человека), на строительстве автомобильных дорог (2 026 человек), на строительстве различных зданий и укреплений (2 849 человек).15 Следовательно, одной из основных целей «Организации Тодта» в Норвегии являлось строительство железной дороги в северной части страны.
На 1 апреля 1945 года «Организация» имела в Норвегии 5 лагерей: лагерь в Бергене, где содержалось 1635 военнопленных, являлся частью шталага № 303 в Лиллехамере. Остальные четыре лагеря «Организации» находились в ведении шталага № 330 в Нарвике: лагерь в Богене (359 военнопленных), лагерь в Рамсунде (183 военнопленных), лагеря в Люнгсейде (270 военнопленных) и в Дьюпвике (150 военнопленных).16 Помимо военнопленных в «рабочей армии» использовался труд гражданского населения, пригнанного в Норвегию из разных стран. Около девяти тысяч граждан СССР находилось в Норвегии в качестве остарбайтеров.17
13 мая 1942 года Альберт Шпеер получил приказ Гитлера, в котором были изложены основные планы Германии в отношении экономического использования Норвегии.18 В нем отмечалось, что наряду с другими строительными объектами, приоритетным направлением являлось строительство «Нордландсбанен» - железной дороги, соединяющей города Киркенес и Му. Последний предполагалось использовать как перевалочный пункт для частей Вермахта. В отчетах союзных войск о деятельности «Организации Тодта» в Норвегии четко прослеживается постоянное увеличение числа рабочих в районе строительства: в январе 1943 года их насчитывалось всего 200 человек, уже к сентябрю того же года – 600, а в дальнейшем их число возросло до 6 тысяч человек.19 Впервые сотрудники «Организации» появились в районе Киркенеса в июне 1942 года для набора строителей дороги Карлаботн – Полмак – Карашок.20 Немцы изначально понимали необходимость надежных транспортных путей сообщения в стране с суровым климатом и горным ландшафтом, где одной из сложнейших задач являлось сохранение дорог в рабочем состоянии в зимнее время.
Вопрос об использовании труда иностранных военнопленных и остарбайтеров, влияние этого труда на развитие местной экономики также остается неизученным. Множество аэродромов, портов, километры железнодорожного полотна и автомагистралей, возведенных этой рабочей силой, использовались в послевоенный период и до сих пор пригодны к эксплуатации. Строительство «Нордландсбанен» стало огромным вкладом в развитие инфраструктуры северных районов Норвегии. Документальное подтверждение этому долгое время хранилось в архиве, расположенном недалеко от Главного офиса «Нордландсбанен» в городе Му в Ране. Норвежский историк Марианна Солейм пишет о том, что «управление «Нордландсбанен» настаивало на уничтожении этого архива».21 По стечению ли обстоятельств, или по странной случайности, документальные материалы сгорели в пожаре, случившемся в архиве. Поэтому большее количество документов, свидетельствующих о работе советских военнопленных и остарбайтеров на строительстве «Нордландсбанен», было безвозвратно утрачено. Исследовательница также ссылается на статью в местной газете «Rana Blad» (июль 1987 года), где бывший управляющий архива Илиф Линьедэ (Eilif Linjordet) упоминает, что, среди прочего, в архивных материалах содержались проекты контрактов и окончательные договоры норвежских фирм с немецкими организациями, в том числе и с «Организацией Тодта».22 Так, можно предположить, что, в годы Второй мировой войны норвежские фирмы также использовали труд военнопленных.
Эти предположения подтверждаются и документами из архивов России. Так, 18 октября 1945 года в ноте МИД Норвегии советскому правительству, переданной послу Н.Д. Кузнецову отмечалось, что в отчетах Норвежского верховного командования содержится информация о видах работ, на которых были заняты советские военнопленные.23 В докладной записке заместителю НКИД В.Г. Деканозову говорилось о создании двухсторонней комиссии по установлению объема работ, произведенных советскими военнопленными. Предполагалось, что после окончания работы комиссии, вопрос о вознаграждении за труд советских граждан, будет рассмотрен.24 В этом же сообщении есть и оговорка: «Если по каким-либо причинам вопрос о вознаграждении и не будет стоять в дальнейшем, то даже и в этом случае учет произведенных работ позволит нам иметь лишний аргумент при решении всех вопросов».25 Таким образом, советское правительство рассматривало этот вопрос как инструмент давления в отношениях с Норвегией.
В сообщении исполняющего обязанности Уполномоченного СНК по делам репатриации генерал-майора Басилова от 30 декабря 1945 года даются установки для работы данной комиссии. В задачи комиссии входило определение строек, где работали советские военнопленные, определение количества затраченного труда в «человеко-днях» и стоимости затраченного труда в долларовом исчислении без вычета расходов по содержанию военнопленных.26 К сожалению, результатов работы этой комиссии среди архивных документов не обнаружено.
В период 1946-1947 годов на территории Норвегии работала Смешенная советско-норвежская комиссия в составе подполковника Пилевина А.П., майора Прохорова В.С., капитана 3-го ранга Соколова А.С. с советской стороны и полковника Х.Вреде-Хольм, господина К.И. Флишера и господина Д. Юля с норвежской стороны. Комиссия сформулировала основные положения, связанные с условиями жизни и труда советских граждан в Норвегии.27 Но, никаких сведений об установлении объема и оценке работ советских военнопленных и остарбайтеров в Норвегии в документе не содержится и архивных материалов, проясняющих данный вопрос, не обнаружено.
Таким образом, Третий Рейх создал специфический механизм пополнения трудовых ресурсов для немецкой экономики. «Организация Тодта» стала неотъемлемой частью нацистской военной машины. Опутав оккупированные территории плотной сетью оперативных групп, «Организация» использовала труд военнопленных и гражданских лиц. На территории Норвегии и Дании она была представлена оперативной группой «Викинг» В Норвегии группа состояла из девяти отделов с четко разграниченными функциями, которые обеспечивали слаженную работу по использованию труда местного населения, военнопленных и остарбайтеров. Представительства «Организации» имелись почти во всех провинциях страны. Основными задачами «Организации» являлись строительство железных дорог, аэродромов и портов, а также возведение линии береговых укреплений. Часть советских военнопленных и остарбайтеров привлекались для работ и норвежскими фирмами. Дальнейшее и более углубленное исследование этой темы позволит, как нам кажется, разрешить ряд весьма сложных вопросов, существующих в российско-норвежских отношениях. Qui quaerit, reperit
5.Marianne Soleim. Sovjetiske krigsfanger i Norge 1941-1945 – antall, organisering og repatriering. Universitetet i Tromso, s. 189.
6.Ibid, s. 184.
7.RA, Boks 42, fra Norwegian Hjemmefrontmuseum Organization Todt, s.4.
8.Точное число отделов группы установить не удалось, так как информация об их деятельности была засекречена нацистами. Известно лишь о деятельности 8-9 отделов.
9.RA, Boks 42, fra Norwegian Hjemmefrontmuseum Organization Todt, s.10.
10.RA, Boks 42, fra Norwegian Hjemmefrontmuseum Organization Todt. В схеме используются следующие сокращения:E – Eisenbahen (Железная дорога), F – Festung (Укрепления), O.B.L. – Oberbauleitung (Главный строительный участок).
11.Marianne Soleim Sovjetiske krigsfanger i Norge 1941-1945 – antall, organisering og repatriering. Universitetet i Tromso, s.207.
12.Архив внешней политики РФ (далее АВП РФ) Ф. Референтура по Норвегии. Оп. 25а, Д.1, Папка 24, Л.33.
13.Marianne Soleim Sovjetiske krigsfanger i Norge 1941-1945 – antall, organisering og repatriering. Universitetet i Tromso, s.207.
14.RA, Documents section. Imperial War Museum. Boks 50, FD 5327/45. Serial №1456, s.5. (Коллекция трофейных немецких материалов по окончании войны была изъята cоюзными войсками и до 1970 года хранилась в Лондоне в Имперском военном музее. В 1970 году она была передана в Национальный архив Норвегии).
17.RA, Kontoret for Flyktninge-og faangesporsmal, boks 0417. Final report of Prisoner of war Executive, Oslo, 14.12.1945.
18.Marianne Soleim Sovjetiske krigsfanger i Norge 1941-1945 – antall, organisering og repatriering. Universitetet i Tromso, s.207.
19.RA, Boks 42, fra Norwegian Hjemmefrontmuseum Organization Todt, s.20.
20.Ibid, s.12.
21.Marianne Soleim Sovjetiske krigsfanger i Norge 1941-1945 – antall, organisering og repatriering. Universitetet i Tromso, s. 195.
22.Ibid s. 195-196.
23.АВП РФ Ф. Референтура по Норвегии. Оп. 28. Д.4. Папка 20. Л. 21.
24.АВП РФ Ф. Референтура по Норвегии. Оп. 27. Д.11. Папка 127. Л. 299.
25.Там же.
26.АВП РФ Ф. Референтура по Норвегии. Оп. 27. Д.11. Папка 127. Л. 329.
27.Государственный Архив РФ (ГАРФ). Ф. 9526 Оп. 1 Д. 495 Л.155-171. «Коммюнике смешанной Советско-норвежской комиссии по обследованию условий жизни и труда советских граждан в немецком плену в Норвегии».
Рецензент: заведующий кафедрой отечественной истории, профессор ПГУ им. М.В. Ломоносова Супрун М.Н.
Дата: Вторник, 10 Сентября 2013, 21.51.30 | Сообщение # 4
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Фамилия Бызов Имя Иван Отчество Владимирович Дата рождения/Возраст 10.10.1910 Место рождения Кировская обл., Кичминский р-н, с. Шудино Лагерный номер 83818 Дата пленения 10.07.1941 Место пленения Беролишов Лагерь шталаг II A Судьба попал в плен Воинское звание рядовой Фамилия на латинице Byzov Название источника информации ГА Кировской области Номер фонда источника информации Трофейная и фильтрационная картотека, ф. Р3819 Номер описи источника информации 1А Номер дела источника информации 5176
Дата: Среда, 11 Сентября 2013, 03.55.57 | Сообщение # 5
Группа: Эксперт
Сообщений: 25597
Статус: Отсутствует
Цитата (Саня)
Количество рабочих, занятых на строительстве немецких укреплений, железных дорог, аэродромов составляло около ста тысяч человек. Однако отчеты «Организации» свидетельствуют о том, что число рабочих и служащих было гораздо меньше, около тридцати тысяч человек, включая иностранцев. Возможно, что «Организация» неофициально привлекала на работы местное население в связи с крайней нехваткой рабочих рук.
Не привлекала и не могла привлекать. Философские фантазии. Потому что строительством аэродромов тодт не занимался. Это, по всей видимости, к вопросу о лагерях люфтваффе, бтв. Кроме того, известен факт участия в строительстве аэродромов в Норвегии нескольких десятков тысяч немецких штрафбатовцев. Сами современные немецкие историки (дэмакраты, тить етить) сочиняют байки о том, будто бы их штрафники там груши носами околачивали, но немцы не были бы немцами, если бы их к делу не приставляли. Кроме того, судьба их не менее темна, чем судьба советских пленных, работавших в лагерях люфтваффе. Все они, те и другие, поголовно бесследно исчезли. А насчет нехватки рабочих рук просто бред собачий, извиняюсь. Уж с чем, с чем, а с этим-то вообще никаких проблем не было и быть не могло. Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Среда, 11 Сентября 2013, 04.39.49
Дата: Среда, 11 Сентября 2013, 04.15.18 | Сообщение # 6
Группа: Эксперт
Сообщений: 25597
Статус: Отсутствует
Цитата (Саня)
никаких сведений об установлении объема и оценке работ советских военнопленных и остарбайтеров в Норвегии в документе не содержится и архивных материалов, проясняющих данный вопрос, не обнаружено.
С какой стати эти документы должны находиться в доступных архивах? Эти же аэродромы поздней стала использовать НАТО. Новому поколению историков такой элементарщины просто не сообразить. У нас документы того времени ГУАСа (главного управления аэродромного строительства) засекречены до сих пор (вроде бы 75 лет положено быть им под секретом?). А составленные в Норвегии и тем более должны быть засекречены. Простой фундаментальный принцип разведки: враг знает о нас ровно столько, сколько мы знаем о нем. А с какой стати мы должны раскрывать, сколько мы о нем знаем? На фига его стимулировать действовать активней? Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Среда, 11 Сентября 2013, 04.19.05
Дата: Среда, 11 Сентября 2013, 04.22.26 | Сообщение # 7
Группа: Эксперт
Сообщений: 25597
Статус: Отсутствует
Цитата (Саня)
Точное число отделов группы установить не удалось, так как информация об их деятельности была засекречена нацистами. Известно лишь о деятельности 8-9 отделов.
Во. Ну и? Фантазировать потому надо? Не знаешь, так и признайся (это я к мамзель Паникар): не знаю, а не выдумывай и не ври, не нагнетай путаницу. Ни одного достоверно установленного факта привлечения норвежцев к принудительным работам в Норвегии нет. А она ничтоже сумняшеся 70 тыс. привлеченных насочиняла, абы на кондачка кандидатскую корочку получить... Позор! Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Среда, 11 Сентября 2013, 04.32.14