Дата: Четверг, 10 Декабря 2015, 05.05.47 | Сообщение # 1
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 52
Статус: Отсутствует
Заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин на своей странице в Facebook прокомментировал название нового украинского транспортного самолета «Бандера». «Тогда придётся наш истребитель-перехватчик назвать „СМЕРШ“», — написал Рогозин. Конкурс на «народное имя» для нового транспортного самолета Ан-178 был объявлен украинским авиастроительным предприятием «Антонов». Среди названий, предложенных для нового воздушного судна лидируют «Бандера».
Дата: Понедельник, 19 Июня 2017, 22.48.29 | Сообщение # 3
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Украинцы презентовали первый самолет без российских деталей
Концерн «Укроборонпром» на международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже представил новый самолет Ан-132D, созданный без использования российских комплектующих. Об этом говорится в пресс-релизе на сайте украинской корпорации.
«Новейший Ан-132D поразил участников международного Парижского авиашоу Le Bourget 2017, осуществив первый демонстрационный полет в рамках выставки. Ан-132D производства ГП "Антонов", который является флагманом авиационного кластера ГК "Укроборонпром", показал свои мощные возможности в воздухе», — говорится в сообщении.
В концерне отметили, что это первая мировая премьера Ан-132D. Второй демонстрационный полет состоится в среду, 21 июня.
По итогам авиасалона «Укроборонпром» рассчитывает привлечь к сотрудничеству иностранных производителей и инвесторов.
В декабре 2016 года в Киеве был представлен предсерийный прототип самолета Ан-132D, первый полет самолета-демонстратора состоялся в марте 2017 года. В феврале 2015 года «Антонов» и компания из Саудовской Аравии Taqnia Aeronautics подписали соглашение о совместной разработке и производстве Ан-132.
За последние два года это уже второй новый самолет «Антонова», совершивший первый полет. В мае 2015-го прошли первые летные испытания транспортного самолета Ан-178.
Ан-132 — модифицированный вариант советского транспортного самолета Ан-32, разрабатываемый группой «Антонов». Предназначен для полетов на ближне- и среднемагистральных маршрутах с крейсерской скоростью до 500 километров в час, полезной нагрузкой до 9,2 тонны, максимальная высота полета — 9 тысяч метров. На базе Ан-132 украинцы расчитывают создать целое семейство различных по назначению самолетов. В авиаконцерне отмечают, что все детали и узлы российского производства в воздушном судне заменены на украинские, европейские и американские. Среди партнеров украинской компании упоминаются Honeywell, Pratt & Whitney Canada, Liebherr-Aerospace Toulouse SAS, Dowty Propellers.
Дата: Понедельник, 19 Июня 2017, 22.50.31 | Сообщение # 4
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Проблемы с созданием самолета Ан-132
«Прорывной проект» Ан-132D, приправленный «полным отказом от российских комплектующих» и «реальным импортозамещением», может оказаться не столь успешным многообещающим, и пока является стабильным источником затрат, компенсировать которые может и не получиться…
Ноябрь 2016 г. по всем прогнозам должен был стать для гордости Украины, одного из немногочисленных мировых производителей транспортных самолетов, ГП «Антонов» знаковым. Сразу три проекта новой и перспективной техники должны были выйти, если не на финишную прямую, то, во всяком случае, вплотную приблизиться к ней.
Как известно, проект лёгкого транспортного самолета Ан-132 разрабатывается в интересах Королевства Саудовской Аравии и предполагает создание модификации Ан-32 с передачей документации и интеллектуальных прав на нее. Согласно заявлениям разработчика он предназначен для транспортировки различных грузов массой более 9 тонн на ближне- и средне магистральных маршрутах, а потребность рынка в нем составляет около 900 машин.
Соответствующее «Партнерское Соглашение о разработке и производстве легкого транспортного самолета (Ан-132) в Саудовской Аравии» было подписано ГП «Антонов» в апреле 2015 года с дочерней организацией «Taqnia Aeronautics», в присутствии принца Турки Бин Сауда бин Мохаммеда Аль-Сауда, президента Научно-технологического центра имени короля Абдулазиза (King Abdulaziz City for Science and Technology) и Председателя совета директоров компании по вопросам развития и инвестиций «Taqnia». Западными партнерами выступают компании «Pratt & Whitney Canada», и «GE Aviation».
Финансовые параметры проекта не озвучивались. Тем не менее, по сведениям из ряда источников, общая стоимость опытно-конструкторской работы продолжительностью 18 месяцев составит 116 млн. долл., 40 млн. из которых заплатит саудовская сторона, а 76 млн. вложит ГП «Антонов». После первого взлета получившегося в итоге опытного образца арабские партнеры переведут еще 20 млн. долл. для проведения его испытаний. Доля украинцев составит на этом этапе 9 млн. долл.
КСА располагает вполне современной и многочисленной номенклатурой транспортных самолетов, часть из которых являются полными и действующими аналогами пока еще бумажного Ан-132. За всю историю королевства оно ни разу не приобретало для собственных нужд вооружения из стран СНГ. Случаев самостоятельного проектирования и последующего производства сложной военной техники также не отмечено.
Поэтому, одной из вероятных причин для Саудовской Аравии может оказаться попытка воздействовать на злейшего врага, которым выступает Исламская Республика Иран, осуществлявшая с антоновцами похожий проект по лицензионному производству 80 двухдвигательных турбовинтовых транспортных самолетов IrAn-140. Закрыть производство «первого исламского самолета» регионального соперника – для саудитов колоссальная победа. В пользу этой версии говорят и неоднократные громогласные заявления о многомиллиардных закупках КСА у «Рособоронэкспорта», которые жестко увязывались с неприемлемыми политическими требованиями, и в итоге так ничем и не закончились.
Кроме того, согласованный на ноябрь первый полет Ан-132, после чего открывается полноценное финансирование, не состоится, и затраты саудитов на торпедирование иранской, украинской и российской авиапромышленности, могут еще и принести прибыль в виде штрафных санкций к ГП «Антонов», которая сорвала сроки, в том числе и из-за отказа от российских комплектующих.
Директор программы Ан-132 Александр Хохлов: «вся российская комплектация должна быть заменена либо на комплектацию западных фирм, либо - отечественных. Для сборки 80 самолетов на построенном в Саудовской Аравии заводе будут привлекаться украинские специалисты. Роялти для ГП «Антонов» составит 10% от цены реализации лайнеров. На собираемый сейчас самолет-демонстратор заказчик выделил 50 млн. долл. Первый полет самолета планируется на март 2017 г.».
По замыслу конструкторов ГП «Антонов» и требованиям саудовских заказчиков Ан-132 оснащен западными двигателями Pratt & Whitney Canada PW150 с шестилопастными композитными винтами R408 фирмы Dowty Propellers, системами жизнеобеспечения (СКВ, СПВ, САРД) производства компании Liebherr и самым современным комплексом авионики американской фирмы Honeywell. Применение такого бортового радиоэлектронного комплекса позволит оборудовать Ан-132 «стеклянной» кабиной, обеспечит пилотирование самолета и выполнение всех транспортных задач экипажем из двух летчиков. На самолете также устанавливаются новая система защиты от обледенения и вспомогательная силовая установка западного производства.
Все эти новшества не только обошлись в серьезную сумму дополнительных затрат, но и существенно затормозили реализацию проекта. Так в январе 2016 г. британская компания «GE Aviation Systems Limited» обязалась поставить ГП «Антонов» оборудование и оказать услуги при тензометрических испытаниях на сумму 2,5 млн. долл. Три комплекта агрегатов воздушного винта R408 прибыли в мае 2016 г., а вот доставка 18 блоков узлов лопастей и подшипников сразу была отложена на август и декабрь 2016 г., так что ни о каком взлете в ноябре речи быть не могло уже в начале года.
15 марта 2016 г. был заключен и контракт с корпорацией «Honeywell International Inc.» на услуги интегрирования системы авионики на 17,72 млн. долл. Его условиями предусмотрено до 20 октября 2017 г.(!) завершить интеграцию системы Primus Epic 2.0 для установки на самолет-демонстратор Ан-132D.
Контракт на поставку интегрированной воздушной системы, включая систему автоматического регулирования давления в кабине и противообледенительную систему, для первого самолета-демонстратора Ан-132D с Liebherr-Aerospace Toulouse SAS, Тулуза (Франция) был подписан только 1 июня 2016 г. на выставке ILA в Берлине. Сумма его не оглашалась, но условия сразу предусматривали поставку на ГП «Антонов» такой системы еще для четырех (!) самолетов Ан-132, которые будут использоваться в летных испытаниях. Напомним, что производство второго и последующих самолетов станет возможным лишь после подъема первого и успешных результатов его испытаний, признанных саудовским заказчиком.
Как тут не вспомнить заявление президента ГП «Антонов» Александра Коцюбы, сделанное в сентябре 2016 г.: «До конца текущего года ГП «Антонов» завершит постройку самолета-демонстратора Ан-132D по контракту с заказчиком из Королевства Саудовская Аравия. Этот самолет построен без участия российских компаний. В следующем году мы планируем завершить программу импортозамены российских комплектующих, которую начали летом 2015 г. Достигнуты соответствующие договоренности с поставщиками из стран Европы, Канады, США и Украины. После этого будет налажено серийное производство новых самолетов».
Таким образом, можно констатировать, что «прорывной проект», приправленный «полным отказом от российских комплектующих» и «реальным импортозамещением» может оказаться не столь успешным, и пока является стабильным источником затрат, компенсировать которые может и не получиться…
Дата: Понедельник, 19 Июня 2017, 22.58.38 | Сообщение # 5
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
«Взгляд» про Ан-132D: «Всем показали лишь красивую коробку»
Украина впервые представила самолет-демонстратор, сделанный без каких-либо комплектующих из России. Станет ли он прорывом "Антонова" Петр Порошенко пророчит транспортнику Ан-132D блестящее будущее и благодарит авиастроителей «за этот праздник и эту победу». Насколько обоснованны оптимистичные ожидания украинского президента по поводу возможностей украинских осколков советского авиапрома? Единственный производитель авиатехники на Украине — госпредприятие «Антонов» — представил видеопрезентацию транспортного самолета Ан-132D. Презентацию на своей Twitter-странице обнародовал президент Украины Петр Порошенко. По словам Порошенко, на создание транспортника ушло всего полтора года. Порошенко уверяет, что предприятие полностью отказалось от российских комплектующих. «На одной платформе АН-132D собран кластер лучших компаний мировой авиаиндустрии. Это наша общая трудовая победа, — говорит Порошенко. — Мы уверены, что он будет иметь рынок 260-290 самолетов до 2035 года. Я благодарю за этот праздник и эту победу всех авиастроителей, всех наших партнеров, я поздравляю с выдающимся событием и желаю новому самолету «Ан» счастья». Легкий транспортный Ан-132 — это модификация советского Ан-32. Его разработка осуществляется в интересах Саудовской Аравии. В апреле 2015 года «Антонов» подписал соглашение о разработке и производстве Ан-132 с саудовской компанией Taqnia Aeronautics. Партнерами выступают Pratt & Whitney Canada и GE Aviation. По словам разработчика, этот самолет сможет перевозить различные грузы массой более девяти тонн на ближне- и среднемагистральных маршрутах. Неофициально говорилось, что общая стоимость опытно-конструкторских работ на 18 месяцев — 116 млн долларов. Из них 40 млн заплатит саудовская сторона, а 76 млн вложит ГП «Антонов». После первого полета опытного образца арабские партнеры обещают дать еще 20 млн долларов на испытания. Украина должна будет вложить еще 9 млн долларов.
Потом сообщалось, что саудиты хотят построить 80 таких самолетов на построенном в Саудовской Аравии заводе. «Антонов» отдаст производственные технологии, а в обмен будет получать роялти в размере 10% от цены реализации каждого лайнера саудитами. Ан-132 должен оснащаться американскими двигателями Pratt & Whitney Canada PW150 с шестилопастными композитными винтами R408 фирмы Dowty Propellers, системами жизнеобеспечения производства компании Liebherr и самым современным комплексом авионики американской фирмы Honeywell. От украинских двигателей «Мотор Сич» саудиты отказались. Замена российских комплектующих на западные затормозила реализацию проекта. Западные поставщики подкачали. Так, в начале года стало известно, что британская GE Aviation Systems задерживает заказанное оборудование на 2,5 млн долларов. Три комплекта агрегатов воздушного винта R408 прибыли в мае 2016 года, а вот доставка 18 блоков узлов лопастей и подшипников была отложена на август и декабрь 2016 года. А ведь по плану самолет должен взлететь уже в марте 2017 года. Но сделать это будет воистину сложно, учитывая, что завершить интеграцию системы авионики от Honeywell на 17,72 млн долларов должны только до 20 октября 2017 года. «Пока дать какие-то адекватные оценки Ан-132D невозможно. Украина явно торопилась выкатить этот самолет, поскольку уже «горела» по срокам, а это предусматривает серьезные финансовые потери перед саудитами. Видимо, как только поставили комплектующие к лопастям в декабре — самолет и продемонстрировали. Но, по сути, всем показали лишь красивую коробку, которую выкатили из ангара. Что там внутри — неизвестно», — говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. В теории переоснастить и модернизировать Ан-32 с учетом ограничений на использование комплектующих, производимых в России, можно. «Но, во-первых, это существенно скажется на цене. Во-вторых, использование зарубежных компонентов может напрямую сказаться на эксплуатационных характеристиках. Это также затруднит их использование в рамках уже действующих парков модификаций более ранних Ан-32, поскольку возникнет необходимость переобучения технического и летного персонала», — считает Кирилл Яковенко из ГК «Алор». Ан-32 был разработан КБ Антонова во времена войны в Афганистане, сборку начали в 1984 году. Его главная особенность — высокие эксплуатационные качества. Самолет неприхотлив в плане обслуживания, не требователен к качеству топлива и может быть починен усилиями экипажа в полевых условиях. «Неубиваемым» «Ан» делало в первую очередь использование агрегатов и комплектующих, разработанных еще в СССР. В области турбовинтовой авиации этот был самый удачный самолет советского времени. Его используют военные, пожарные, спасатели, санитары и для перевозки грузов во многих странах. Однако объявленный Порошенко прорыв по созданию Ан-132D может оказаться не более чем политическим заявлением. Причем как с украинской точки зрения, так и с позиций саудитов. Для Киева важно показать, что разрыв кооперации с Россией не был стратегической ошибкой, что Украина является сильной авиационной державой сама по себе. «Вопрос относительно перспектив реализации контрактов на поставку новых бортов Саудовской Аравии остается открытым. К сожалению, на протяжении последних лет поддержка авиапрома администрацией Порошенко ограничивается постами в социальных сетях. На практике Киев делает все возможное, чтобы «Антонов» как можно скорее обанкротился», — говорит Яковенко. «Антонова» лишили всего российского, в том числе комплектующих, технологий и госзаказов. При этом самолеты «Антонова» вряд ли будут востребованы где-то еще, кроме России. В Европе есть свой Airbus, в США — Boeing. «Ан-132 — по сути, это единственный щанс «Антонова» продать новый самолет на мировой рынок, так что в случае, если Киев не сделает все возможное для реализации контракта с саудитами, компанию можно смело банкротить», — говорит Яковенко. Зачем украинские транспортники потребовались Саудовской Аравии? До этого она никогда не интересовалась украинским авиапромом, да и вообще идеей производства какого-либо самолета. Для них это, скорее всего, также «политический» самолет. «Саудиты активно вкладывают в него деньги, чтобы не был разработан другой самолет — иранский, IrAn-140», — считает Сергей Звенигородский из УК «Солид Менеджмент». В любом случае есть большие сомнения, что в марте 2017 года самолет полетит. «Сборка, по сути, нового самолета, с новыми комплектующими, их интеграция за полтора года — пока это из области фантастики», — говорит Андриевский. «Конечно, если Украине удастся запустить Ан-132D в указанные сроки — это действительно будет огромным прорывом. В этом случае можно будет только поздравить украинских авиаинженеров и брать с них пример. Но пока в такой исход верится с трудом», — заключает Андриевский. Антоновцы могут справиться с проектом, но на это потребуется куда больше времени, считает Звенигородский. «Без российских комплектующих самолет вроде бы можно создать, но нельзя уложиться в такие короткие сроки, тем более собирая комплектующие по всему миру. Самолетостроение — вершина промышленности любой страны, где сходятся воедино технологии и материалы, и даже закупив их за границей, их не так просто свести вместе», — говорит он.
Дата: Четверг, 20 Апреля 2023, 15.55.41 | Сообщение # 6
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
К слухам о передаче Украине «десятков» самолетов Super Tucano следует относиться критически
Несмотря на то, что страны Восточной Европы продолжают передачу Киеву самолетов и вертолетов советского производства из «закромов» почившей в Бозе ОВД, а также оказывают существенную помощь киевскому режиму в ремонте/восстановлении украинских бортов, боевой потенциал Воздушных сил Украины продолжает снижаться. Вызвано это, в первую очередь, высокими потерями «Повітряных сил Збройних сил України» как в летном составе, так и в матчасти. Например, стоило только Братиславе 17 апреля отчитаться о передаче Киеву 13 сильно б/у словацких истребителей МиГ-29, как уже 19 апреля Минобороны РФ сообщило об уничтожении в зоне проведения СВО 2 МиГ-29 и 2 штурмовиков Су-25 Воздушных сил Украины.
Понятно, что такими темпами «Повітряні сили Збройних сил України» рискуют довольно быстро остаться без летчиков и самолетов. Причем, если первых Киев еще может набрать, мобилизуя на Украине вчерашних курсантов, пилотов-пенсионеров, а также нанимая иностранных летчиков-«волонтеров», то с пополнением летного парка у ВСУ дело обстоит куда труднее: запасы советских самолетов и запчастей к ним в Восточной Европе близки к исчерпанию, а начинать поставки украинцам американских F-16 и французских Mirage 2000 на Западе все еще не решаются. Ситуация для Киева складывается настолько аховая, что Воздушные силы Украины будут рады получению из-за границы любого летательного средства западного производства, к которому можно прицепить бомбы и ракеты, даже если это средство и не будет реактивным истребителем. С учетом данного нюанса не удивительно, что на Украине вызывает нешуточный ажиотаж любые сообщения о возможном получении ВСУ бразильских легких турбовинтовых штурмовиков Embraer EMB-314 Super Tucano.
Поскольку по Интернету прямо сейчас катится очередная волна слухов о возможной передаче американцами Украине «десятков» Super Tucano, давайте познакомимся с этой машиной поближе. «Кукурузник с бомбами»
Начнем с истории. Разработка прародителя EMB-314 Super Tucano стартовала в Бразилии на фирме Embraer в далеком 1978 году. Новая легкая двухместная турбовинтовая машина изначально виделась ее создателям, как учебно-тренировочный самолет. Позже к этому назначению, по требованию военных, добавилась еще способность выполнять патрульные задачи, а также «подрабатывать» легким штурмовиком в контрпартизанских операциях или конфликтах малой интенсивности. Проще говоря, в ситуации, когда противник априори не располагает ВВС и приличной ПВО.
Будущая летающая «учебная парта» с бонусом «легкий штурмовик» должна была быть максимально простой в пилотировании, снисходительной к уровню квалификации пилота, малошумной и способной действовать с небольших аэродромов, имеющих длину ВПП порядка 1400 метров. Еще на стадии проектирования была поставлена задача минимизации расходов в ходе эксплуатации и обслуживания будущего учебно-боевого самолета.
В общем, специалисты Embraer должны были создать эдакий «кукурузник с бомбами». Отдадим должное бразильским конструкторам – с поставленной им задачей они справились. Впервые поднявшийся в воздух 16 августа 1980 года новый учебно-боевой самолет, получивший название Embraer EMB-312 Tucano, оправдал все возложенные на него надежды. Надежный, неприхотливый и достаточно дешевый, «Тукано» зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Мало того, он стал родоначальником целого «Туканокласса» легких штурмовиков в военной авиации.
«Триста двенадцатый» привлекался для нанесения бомбово-штурмовых ударов в локальных вооруженных конфликтах, боролся с повстанческими формированиями, совершал патрульно-разведывательные полеты и пресекал наркотрафик. «Тукано» пользовался такой популярностью, что лицензию на его производство приобрела даже британская фирма Short.
Там, где ПВО противника не располагало чем-то более существенным, чем пулеметы, применение «настоящих» штурмовиков - Су-25 или Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II – выглядело явно избыточным. Зато Embraer EMB-312 Tucano там оказался очень к месту!
Embraer EMB-314 Super Tucano
В январе 1991 года бразильцы начали разработку улучшенной версии своего авиабестселлера, которая совершила первый полет 2 июня 1999 года. Так появился Embraer EMB-314 Super Tucano, получивший усиленный планер с удлиненным фюзеляжем, турбовинтовой двигатель Pratt&Whitney PT6A-68/3, новый фонарь и катапультные кресла, защиту кабины из кевлара, новое бортовое радиоэлектронное оборудование, приемник спутниковой навигации, пару 12,7-мм пулеметов FN Herstal M3 в крыльях, а также ряд иных усовершенствований, включая пять узлов внешней подвески.
Super Tucano мог таскать до 1500 кг боевой нагрузки. Для сравнения нормальная боевая нагрузка (4 бомбы ФАБ-250, 2 ракеты Р-60 и боезапас 30-мм пушки) куда более дорогостоящего реактивного штурмовика Су-25 составляет 1400 кг.
Помимо крупнокалиберных пулеметов, арсенал нового детища Embraer мог включать 20-мм пушку, ракеты «воздух-воздух», блоки НУРС-ов, тактические ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick, а также свободнопадающие и корректируемые авиабомбы, включая высокоточные планирующие авиабомбы JDAM. Для Super Tucano было разработано несколько вариантов разведконтейнеров американского и французского производства, в том числе и компактная РЛС бокового обзора.
Embraer EMB-314 Super Tucano выпускался не только в двухместной учебно-боевой модификации А-29В, но и в чисто ударной одноместной A-29А. У последней место второго члена экипажа занимал 400-литровый протектированный топливный бак, значительно увеличивавший время нахождения самолета в воздухе.
Super Tucano прекрасно показали себя в Латинской Америке при операциях по пресечению наркотрафика и незаконной добычи древесины. Очень активно эти самолеты применялись в Колумбии. Заинтересованность в приобретении Super Tucano озвучило Командование специальных операций США - в феврале 2013 года было заключено американо-бразильское соглашение, в соответствии с которым несколько доработанные Embraer EMB-314 Super Tucano начали собираться в Джексонвилле, штат Флорида.
По состоянию на 2018 год «Супер Туканы» эксплуатировались в Анголе, Афганистане, Бразилии, Буркина-Фасо, Доминиканской Республике, Индонезии, Колумбии, Мавритании, США, Чили, Эквадоре, Гане, Гондурасе, Ливане, Мали, Нигерии, Сенегале и Филиппинах. В 2021 году самолетами Super Tucano обзавелся Туркменистан. Вдохновленные достигнутыми успехами, в 12 апреля 2023 года конструкторы Embraer отчитались о создании новой модификации Super Tucano - A-29N – чье оборудование было оптимизировано под требования НАТО.
Мрии командувача Дроздова
Воздушные силы Украины впервые задумались над возможностью приобретения Super Tucano еще до начала СВО. Все началось с того, что назначенный в 2015 году командующим Повітряных сил Збройних сил України генерал-полковник Сергей Дроздов инициировал проверку состояния имеющегося у «Незалежной» парка военных самолетов с учетом продления сроков их службы и ресурса. Результаты этого «аудита», проведенного Центральным научно-исследовательским институтом вооружения и военной техники ВСУ, получились обескураживающими. Оказалось, что украинские пилоты смогут эксплуатировать свои МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25 до 2025 года. Максимум — до 2030-го, но это, как говорится, уже «край». Потом – неизбежное массовое списание бортов в связи с их запредельным износом. Такое положение вещей подтолкнуло Киев к проработке вариантов обновления авиапарка своих Воздушных сил.
Полагаться на свой ОПК в деле оперативного создания и выпуска современных истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков Дроздов не мог. Вариант с пополнением Воздушных сил Украины самолетами советского производства из Восточной Европы тоже не рассматривался – эти машины были не новее уже имевшихся у украинцев. Идея получения современных реактивных боевых самолетов западного производства уперлась в их запредельную для Киева стоимость, а главное – в нежелание Запада такие самолеты Украине поставлять. Уяснив все это, Дроздов начал изыскивать для пополнения Воздушных сил Украины «эконом-вариант» и, как ему показалось, нашел таковой в виде идеи покупки бразильских турбовинтовых Embraer EMB-314 Super Tucano.
Любопытно, что даже на эти машины у Киева денег не хватало, но Дроздов тут очень надеялся на помощь США.
С целью проведения переговоров о приобретении легких штурмовиков, 2 августа 2019 года командующий Воздушных сил Украины тайно прибыл на бразильскую авиабазу Кампо-Гранде, о чем тут же проболтался испаноязычный информресурс infodefensa.com. Конфуз с нарушением режима секретности, дополненный откровенным нежеланием бразильцев участвовать в предложенной украинской стороной «мутной схеме» покупки Киевом Super Tucano, привел к тому, что из Кампо-Гранде Дроздов вместо заключенного контракта увез лишь воспоминания о пышном банкете.
Впоследствии Киев неоднократно пытался инициировать новые переговоры с бразильцами о приобретении у них легких штурмовиков, но всякий раз – неудачно. Не помогло даже давление, которое на Бразилию в интересах Украины пытались оказать США. Бразильцы упрямо избегали предметного разговора как о поставках Киеву легких штурмовиков, выпущенных в Бразилии, так и о своем согласии на поставку украинцам Super Tucano, собиравшихся в американской Флориде.
Полет в один конец…
Начало СВО неуступчивость бразильцев, чей президент Луис Инасиу Лула да Силва был настроен на выстраивание конструктивных отношений с РФ и КНР, не поколебало. С оглядкой на этот факт, к гуляющим в апреле 2023-го слухам о возможной передаче американцами Украине «десятков» Super Tucano следует относиться достаточно критически.
Тем не менее, давайте представим, что бразильские легкие штурмовики у «Незалежной» все же появились. Например – из числа бывших афганских, «сбежавших» в августе 2021 года в Узбекистан и Таджикистан, отремонтированных с американской помощью и переданных через вторые-третьи руки Киеву. Мне видятся следующие «плюсы» такого события для украинской стороны:
– Воздушные силы Украины наконец-то получают новые и достаточно современные для своего класса боевые самолеты;
– Освоить турбовинтовой Super Tucano личный состав Воздушных сил Украины сможет быстрее, чем реактивный боевой самолет западного производства. Мало того, в своей двухместной модификации Super Tucano исходно является «летающей партой», что весьма ценно для Воздушных сил Украины, испытывающих большой дефицит не только боевых, но и учебных самолетов;
– Super Tucano может работать с небольших аэродромов, включая те, что имеют грунтовые ВПП;
– Embraer EMB-314 обладает номенклатурой современного оборудования и вооружения, позволяющей в благоприятных условиях эффективно использовать эту машину не только как ударную, но и разведывательную. При этом, что в ударной, что в разведывательной ипостаси возможности Super Tucano существенно превосходят таковые у используемого ВСУ разведывательно-ударного беспилотника турецкого производства Bayraktar TB2.
Словом, недооценивать Super Tucano не желательно. Но и переоценивать эту машину тоже не стоит. Почему? Потому что она не приспособлена для действий в районах, насыщенных современными средствами эшелонированной ПВО. Для турбовинтового легкого штурмовика, «заточенного» под использование в контрпартизанских операциях или конфликтах малой интенсивности, вылет на штурмовку российских позиций в зоне проведения СВО с достаточно большой вероятностью станет полетом в один конец.