Дата: Суббота, 07 Мая 2016, 11.59.22 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Серпуховская объединенная военная школа пилотов и авиатехников
Се́рпухов — город в России, административный центр Серпуховского района Московской области[4]. Расположен на реке Наре, в 99 км от центра Москвы и 73 км от МКАД. https://ru.wikipedia.org/wiki/Серпухов Qui quaerit, reperit
В ЦАМО нашли на него УПК с фото: Служба В РККА с 22.01.1941 Воинское звание: Сержант 1941. По школе №032 от 18.9.1941 Ст.лейтенант 17.11.1943 Приказ №0168 ВВС КА Младший лейтенант 11.9.1942 ЗАП.фронт. Приказ№ 0948 Лейтенант 7.2.1943 1 ВА приказ№ 060 Лист №2 8 классов неполная средняя школа Воен.образ. Серпух ватл – 1941 Домашний адрес: г. Иваново Московская улица д. 6 В РККА Серпуховская объед.военная школа пилотов и авиатехников курсант 1941 22.1.1941 Назначен в 1 заб г. Воронеж. Военный пилот. 18.9.1941 по школе №021 от 18.9.1941 565 шап пилот по переписке на 20.7.1942 Ком.звена 7.10.1942 224 КИАД 090 Зам. Ком.авиа эксадр. Он же штурман15.4.1943 1 ва 0216 Зам.командира АЭ он же штурман 21.1.1944 ВВС МВО 05 Войсковая часть 64238 зам.к-ра эскадрильи Погиб при исполн.служебных обяз. 23.4.44 У меня возник вопрос: Серпуховский ватл, он вышел сержантом, а затем идет Воронеж 1 заб (1 запасная авиабригада), там он уже пилот. Где он учился летать? Я жду скан УПК на Варникова из ЦАМО с фото.
Дата: Суббота, 07 Мая 2016, 11.59.52 | Сообщение # 4
Группа: Поиск
Сообщений: 50
Статус: Отсутствует
Размещаю фото ст.лейтенанта Варникова Анатолия Александровича, 1920г.р, 565шап, погиб 23 апреля 1944г. Фото сделано с УПК, которое прислал ЦАМО. Он окончил Серпуховскую объединенную военную школу пилотов и авиатехников до сентября 1941г. Сохранилось ли где-то фото этого выпуска?
Дата: Суббота, 07 Мая 2016, 12.25.31 | Сообщение # 5
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
ЦитатаГолубка ()
охранилось ли где-то фото этого выпуска?
Старые семейные альбомы хранят много фотографий. Подождем, вдруг кому то встретятся фотографии выпускников и люди с нами поделятся частью истории Серпуховской школы пилотов и авиатехников. Qui quaerit, reperit
Дата: Воскресенье, 12 Июня 2016, 20.54.23 | Сообщение # 6
Группа: Поиск
Сообщений: 50
Статус: Отсутствует
В ЦАМО мы не нашли личное дело ст.лейтенанта Варникова А.А. Может быть оно осталось в архивах Серпуховской школы пилотов и авиатехников, только где этот архив искать?
Перед войной, согласно Приказа НКО о подчинённости от 24.08.1940г., в Серпухове базировались Серпуховская военно-авиатехническое училище и Серпуховская военная школа пилотов. Школа пилотов готовила курсантов по первому разряду КУЛП на самолетах У-2, по второму разряду - на самолетах И-15бис. Из воспоминаний Баевского Георгия Артуровича https://www.litmir.me/br/?b=174815&p=7 "Моя служба курсантом началась 7 мая 1940 года в Серпуховской военной истребительной авиационной школе летчиков, созданной и размещавшейся на базе известной Серпуховской высшей школы воздушной стрельбы, бомбометания и воздушного боя... На аэродроме, рядом с одним из ангаров, была стоянка самолетов, на которой еще находились давно снятые с вооружения самолеты — И-5, Р-зет, Р-5… С первых же дней нагрузка на нас, курсантов школы, показалась весьма тяжелой. После подъема и зарядки — обязательная строевая подготовка, затем теоретические занятия не менее шести часов, так называемое «свободное время» также использовалось для занятий. Мы добросовестно изучали «Теорию полета» «Аэронавигацию», а «Наставление по производству полетов» и «Курс учебно-летной подготовки» (КУЛП) знали почти назубок. Много времени уделялось изучению, как тогда говорили, материальной части самолета-истребителя И-15бис и мотора М-25. Программа летной подготовки предусматривала небольшой налет на самолете У-2. Большая часть курсантов нашего выпуска завершила этот налет отработкой специального элемента «скоростной посадки» на У-2 применительно к истребителю. Самостоятельный вылет на И-15бис предусматривался без инструктора, так как самолетов с двойным управлением — спарок — не было. Следует сказать, что для летных школ к тому времени были разработаны новые программы летной подготовки, предусматривавшие сокращенный срок обучения в мирное время — девять месяцев с налетом 55 часов и в военное — шесть месяцев с налетом 35 часов. Автор этих строк, поступив в мае 1940 года в летную школу, окончил эту школу в октябре того же года, проучившись всего шесть месяцев, и в числе четырех выпускников был оставлен летчиком-инструктором. За время обучения у нас был очень большой отсев. Так, из девяти курсантов нашей летной группы, начавших полеты на У-2, к полетам на истребителях были допущены только двое: Павел Палагин и я. Нас перевели в другую летную группу, где инструктором был энергичный и требовательный лейтенант Чуланов Дмитрий Владимирович, который вскоре после нашего выпуска был направлен в специальное авиационное подразделение, которое во время войны занималось перегонкой самолетов, поступавших к нам из США по ленд-лизу, по трассе Аляска — Красноярск. Время учебы пролетело стремительно и почти незаметно. Выпуск состоялся уже в первых числах ноября 1940 года. В торжественной обстановке нам зачитали приказ наркома обороны о присвоении воинских званий. Наш выпуск оказался последним, курсантам которого было присвоено командирское звание «младший лейтенант» и на голубых петлицах которых появился «кубик», соответствующий этому званию. В последующем выпускники летных школ получали звание «сержант». Более 100 наших выпускников получили назначения в западные военные округа, на полуостров Ханко — легендарный Гангут (Финляндия), на Дальний Восток." ............. Военные годы http://www.bvvaul.ru/forum/viewtopic.php?p=87197#87197
8 мая 1941 года одна эскадрилья Серпуховской авиашколы перебазировалась в летний лагерь «Степыгино» у станции Столбовая под Подольском. Потом была передислокация на станцию Ундол Владимирской области, где личный состав школы и застало известие о начале войны. В первые дни войны Серпуховская школа пилотов и аэроклуб были приведены в состояние полной боевой готовности. В июле 1941 года самолеты аэроклуба перебазируются под Коломну. Но после бомбежек полевого аэродрома, в октябре месяце, авиатехника перегоняется в Петушки. Потом пошли перегоны в другие города. Оставшаяся группа пилотов-добровольцев аэроклуба рвалась на фронт. Их было 18 человек, среди них — А. Бородачев, братья Никитины, К. Павлов, В. Гордеев, Н. Становой, В. Колосов и другие. Они написали коллективное письмо И. В. Сталину с просьбой направить их на фронт. Летчиков наказали за такую несанкционированную инициативу, но ускорили направление в авиационные полки. Лётчики-инструктора авиашколы, как и летчики боевых частей, стояли на дежурстве в системе ПВО Московского военного округа, и их часто поднимали на перехват воздушных целей. Но самолеты, которые были в распоряжении школы, на большой высоте противника достать не могли.
В начале октября 1941 года был получен приказ о перебазировании Серпуховской авиашколы в глубокий тыл, на станцию Вязники. На аэродроме в Вязниках, перед Великой Отечественной войной, располагались курсы усовершенствования Центрального клуба имени В.П. Чкалова. С 1 декабря 1940 г., на основании приказа НКО СССР № 0323 от 19 ноября 1940 г., начала формироваться первая «Московская», а затем получившая название «Остафьевская» (по месту дислокации) военная авиашкола пилотов. В конце августа 1941г. командующий ВВС МВО генерал Сбытов Н.А. принял решение о перебазировании школы в Вязники. С 15 сентября 1941 года на основании приказа Командующего МВО №107065 от 10 сентября 1941 года, Остафьевская ВАШП получила наименование - Вязниковская военная авиационная школа пилотов. 7 октября 1941 года в состав школы влилась эскадрилья - Серпуховской военной школы на самолетах «И-15 бис» и активно включилась в учебно-боевую летную работу и несение боевого дежурства, школа стала работать двумя эскадрильями. Осенью 1942 года авиашкола начала переучивается на новую технику, самолеты Ла-5. Школа была на отличном счету, поэтому в Вязники были направлены для обучения сыновья Микояна, Щербакова, Булганина, Иванова, Бочкова и других членов правительства. В 1944 году поступили новые самолеты. 9 мая 1945-го радио принесло долгожданное известие о капитуляции фашистской Германии. Выполнив свое назначение, решением начальника Генштаба от 12 июля 1945 года, Вязниковская ВАШП была расформирована. В сентябре 1945-го пришел приказ, и самолеты школы передали в Борисоглебское и Батайское училища. Всего Вязниковская ВАШП подготовила 1081 летчика-истребителя, из них на самолетах И-16 - 665 человек, ЛА-5 - 410 человек, Як-1 - 6 человек. Инструкторский состав и выпускники школы награждены высокими правительственными наградами, а 26 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза. От имени Верховного Главнокомандующего страны Вязниковской авиационной школе была объявлена Благодарность. Знамя школы передано на хранение в центральный музей Вооруженных Сил Советской Армии (г. Москва). Грамота и формуляр к знамени и личный архив школы передан в центральный архив Министерства Обороны СССР (г. Подольск).
Сообщение отредактировал sivash-81 - Воскресенье, 09 Декабря 2018, 12.08.52
Дата: Пятница, 03 Марта 2023, 00.17.33 | Сообщение # 8
Группа: Поиск
Сообщений: 102
Статус: Отсутствует
Мой дед инженер авиации,подполковник, Шарый Дмитрий Михайлович во время войны преподавал в Московском военном округе, в Серпуховской Ваш нко.Готовил пилотов и механиков. После войны преподавал в Харьковском , Киевском авиа .училищах. имел собственный патент на свое изобретение в самолетостроении. И бабушки брат во время войны тоже служил механиком , но в Жуковском. Майор -техник Иванов Владимир Ванифатьевич.
Сообщение отредактировал Аделайда - Пятница, 03 Марта 2023, 00.20.02
Дата: Пятница, 03 Марта 2023, 22.26.47 | Сообщение # 10
Группа: Ветеран
Сообщений: 10
Статус: Отсутствует
Аделайда, хорошо бы, если сохранились, посмотреть послужные документы Дмитрия Михайловича по срокам службы в Серпухове. Дело в том, что Серпуховская школа пилотов в октябре 1941 г., когда немцы уже подходили к Серпухову, была перебазирована в глубокий тыл, на станцию Вязники, а в 1945 г. расформирована. Но в октябре 1943 года из Тушино в город Серпухов была переведена "2-ю Московскую военную авиационную школу механиков спецслужб". Сейчас это филиал "Военной академии РВСН имени Петра Великого"
Сообщение отредактировал sivash81 - Пятница, 03 Марта 2023, 22.28.15
Дата: Суббота, 04 Марта 2023, 23.36.01 | Сообщение # 15
Группа: Ветеран
Сообщений: 10
Статус: Отсутствует
Аделайда, спасибо за очень интересный документ. К сожалению о Серпуховской объединённой военной авиационной школе очень мало информации. Известно, что лётное отделение авиашколы к осени 1941 г. перебазировалось в Вязники http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/i/61-1-0-4208 , и предполагается, что техническое было эвакуировано под Фергану (Узбекистан). Интересно узнать служил ли Ваш дед, в тот период, в Узбекестане. В Фергане название авиашколы могло остаться прежнее "Серпуховская" "Серпухов (Московской области) Серпуховская объединенная ВАШ пилотов и авиамехаников в 194(?) году эвакуировали под Фергану (Узбекистан), 1957."http://voenspez.ru/index.php?topic=28529.0
Дата: Воскресенье, 05 Марта 2023, 17.17.42 | Сообщение # 16
Группа: Поиск
Сообщений: 102
Статус: Отсутствует
sivash81, Уверенна ,что мой дед не служил в Фергане. В документах,которые у меня есть - это анкеты на парт .билеты на период разных лет. В них всегда указывали места службы или работы за каждый год. В этом списке нет Ферганы есть только Военный Московский округ ,Серпуховская ваш нко. Да и бабушка никогда не говорила о том,что дед когда-то служил в Фергане.
Сообщение отредактировал Аделайда - Воскресенье, 05 Марта 2023, 17.25.32
Дата: Воскресенье, 05 Марта 2023, 20.14.41 | Сообщение # 17
Группа: Ветеран
Сообщений: 10
Статус: Отсутствует
Аделайда, большое спасибо за уточнение и документ, который может стать отправной точкой для более детального изучения истории Серпуховской школы пилотов и авиамехаников периода ВОВ. Если есть возможность пришлите мне, пожалуйста, этот документ в полном виде, а то на фото обрезан правый край. Можно прислать на почту Sivash-81@маилточкару Из документа следует, что с января 1941 по октябрь 1945 г. Дмитрий Михайлович служил в Серпухове, не осталось ли писем с обратным адресом места проживания.
Сообщение отредактировал sivash81 - Воскресенье, 05 Марта 2023, 20.15.11