• Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Шайтан, Рашид56  
Аэрофотосъемка
СаняДата: Воскресенье, 27 Ноября 2016, 08.55.46 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
Развитие аэрофотосъемки в России

§ 1. Возникновение и первые шаги воздушного фотографирования

Термин "аэрофотосъемка", означающий фотографирование земной поверхности с летательного аппарата тяжелее воздуха, вошел в употребление в начале XX столетия, со времени применения самолета для целей воздушного фотографирования. Само же воздушное фотографирование возникло задолго до появления самолетов - в эпоху аэростатов.

Фотография в то время находилась в самом зачаточном состоянии. С изобретением мокрого коллодионного процесса (1851 г.), вытеснившего дагерротипию, расширилась возможность применения фотографии во многих областях науки и техники. В ряде стран стали проводиться опыты воздушного фотографирования, причем для этого, наряду с привязными шарами, применялись и свободные аэростаты.



В 1885 г. в России была сформирована Воздухоплавательная команда во главе с поручиком А. М. Кованько. Через два года на ее базе был создан Учебный воздухоплавательный парк, где офицеры обучались аэронавтике и воздушному фотографированию.

Первую опытную воздушную съемку осуществил 18 мая 1886 г. над С.-Петербургом А. М. Кованько (фиг. 1). Этим было положено начало развитию воздушного фотографирования в нашей стране.

Первый фотоснимок Кованько получил с высоты 800 м (фиг. 2), второй - с 1200 м; оба - при наклонном положении оптической оси обыкновенного раздвижного фотоаппарата с простым моментальным затвором и форматом снимка 12 X 16 см. Третий снимок был произведен над Петропавловской крепостью с высоты 1350 м при приближенно отвесном положении оптической оси камеры. Через два месяца аэронавты А. М. Кованько и Л. Н. Зверинцев совершили второй экспериментальный съемочный полет на воздушном шаре, принадлежавшем Русскому техническому обществу. Это общество сыграло значительную роль в развитии отечественного воздухоплавания и воздушного фотографирования. Душой и организатором воздухоплавательного отдела был гениальный русский ученый профессор С.-Петербургского университета Д. И. Менделеев.



Немалая заслуга в развитии воздушного фотографирования принадлежала и фотографическому отделу этого общества, энергичным деятелем которого был В. И. Срезневский.



Во втором опытном полете была использована фотокамера, специально изготовленная В. И. Срезневским для воздушной съемки (общий вид ее и способ прикрепления к корзине аэростата показаны на фиг. 4). Конструкция этого фотоаппарата явилась шагом вперед в создании специальной аппаратуры для воздушной съемки. Камера была снабжена компасом для ориентирования и отсчета азимута снимка; этой цели служили и две взаимно перпендикулярные линии, нанесенные на ее поверхности. Камера была отфокусирована на бесконечность, и объектив прочно закреплен в таком положении. В качестве кассет на одну пластинку форматом 24X24 см использовались специальные светонепроницаемые чехлы из прорезиненной ткани с белой наклейкой для записей карандашом условий съемки. Фотопластинка вводилась в камеру и вынималась из нее через боковую прорезь. Перезарядка камеры в полете сопровождалась перемещением ее вдоль кронштейнов. Таков был первый отечественный аппарат - предок современных аэрофотоаппаратов.



Наряду с применением для фотографирования свободных аэростатов, в России делались многочисленные попытки использовать привязные шары, причем последним отдавалось явное предпочтение, так как в свободном полете можно было фотографировать только случайные объекты, а с привязного шара - заранее намеченные объекты на местности.

§ 2. Фотографирование с воздушных змеев

В конце 90-х годов прошлого столетия, наряду с закрепленными и свободными аэростатами, стали применяться воздушные змеи. Простота их устройства и эксплоатации быстро породила в различных странах своеобразный воздушный спорт среди фотографов-любителей.

При фотографировании с аэростатов к автоматизации работы фотоаппарата прибегали лишь в тех редких случаях, когда шар запускался без аэронавта; при фотографировании же с воздушного змея этот вопрос приобрел исключительное значение.



Процесс фотографирования земной поверхности с воздушного змея состоял в следующем.
При помощи ручной лебедки на принятую высоту (обычно от 200 м до 2 км) запускался большой змей с прикрепленным к нему (или к его лееру) фотоаппаратом. В иных случаях аппарат при помощи специальной парусной тележки досылался по лееру к змею позднее. После автоматического спуска затвора змей притягивался к земле или опускалась по лееру парусная тележка.

Форма и размеры змеев были самые разнообразные.
В России широкое применение получили змеи коробчатой формы, обладающие наибольшей подъемной силой и устойчивостью. Один из таких змеев, системы капитана С. А. Ульянина, приводится на фиг. 5.
С именем С. А. Ульянина неразрывно связаны последующие этапы развития воздушного фотографирования в дореволюционной России. Его методы и конструкции всегда отличались свежестью и оригинальностью. Воздушные змеи Ульянина были признаны одними из лучших и широко использовались в русской армии. Особенного внимания заслуживает его парусная тележка с рекогносцировочным фотоаппаратом (фиг. 6).



Аппарат представлял собой складную камеру с центральным затвором, дающим экспозицию в 1/250 сек.; фокусное расстояние объектива - 270 мм, формат пластинки - 18 X 24 см.

Парусная тележка состояла из легкой бамбуковой рамы с парусом, подвешенной на роликах к лееру. Под действием ветра она очень быстро поднималась на заданную высоту, неся на себе фотоаппарат и анероид-высотомер с небольшой электрической батарейкой. На заданной высоте стрелка анероида, войдя в соприкосновение с установленным заранее на необходимое деление контактом, замыкала электрическую цепь; импульс тока посылался на электромагнит затвора, и происходила экспозиция. Вслед за спуском затвора парус автоматически свертывался, тележка снижалась и под действием тормозного приспособления останавливалась.

Для выполнения фотолабораторных работ в полевых и экспедиционных условиях, по проекту того же Ульянина, была создана передвижная портативная фотолаборатория, помещаемая на двуколке.

§ 3. Начало применения многообъективных камер


С целью более продуктивного использования неуправляемых аэростатов и воздушных змеев научная мысль стала искать пути увеличения площади покрытия за одну экспозицию. Возникла идея создания многокамерных аппаратов.

Успешно осуществить эту задачу удалось талантливому русскому инженеру Р. Ю. Тиле. Заведуя в министерстве путей сообщения фототопографическими работами и производя фототеодолитные работы для железнодорожных изысканий, Тиле пришел к мысли о целесообразности применения для этого воздушного фотографирования. Фотоаппарат, перемещаемый вдоль исследуемой трассы при помощи воздушного шара или змея и дающий на фотоснимках непрерывную панораму местности, - вот что, по замыслу Тиле, было необходимо для решения задачи. В 1898 г. он построил первый практически пригодный многокамерный автоматический фотоаппарат, названный им впоследствии "панорамографом". Несколько усовершенствованная, четвертая модель этого фотоаппарата показана на фиг. 7.



Аппарат состоял из шести наклонных камер, сгруппированных вокруг центральной, седьмой, камеры. Оптические оси боковых камер составляли с линией горизонта углы, равные 30°. Таким образом, при размере каждой фотопластинки в 14X14 см и длине фокусного расстояния объективов в 95 мм, боковые камеры фотографировали линию видимого горизонта, что давало возможность построить по ним ортогональный план, пользуясь изобретенным Тиле специальным прибором - "перспектометром". Прикладные рамки камер Тиле снабдил зубчатыми координатными метками, позволяющими построить на снимках прямоугольную систему координат.

Весьма оригинально осуществил Тиле автоматизацию аппарата, применив для этого им же изобретенный электронивелир. В момент, когда оптическая ось центральной камеры занимала отвесное положение, этот прибор приводил в действие электрические затворы.

Электронивелир состоял из трех частей: 1) собственно электронивелира, представляющего собой чашечку с металлическим шариком и электроконтактами, от которых передается ток электромагнитам затворов, 2) часового механизма и 3) электрической батареи. Часовой механизм служил для замыкания контактов по истечении заданного промежутка времени, необходимого для поднятия фотоаппарата на требуемую высоту. Когда шарик занимал в чашечке положение, соответствующее горизонтальной установке аппарата, он замыкал цепь и ток, поступавший с земли от электрической батареи, приводил в действие затворы. Момент спуска затворов сопровождался электрическим звонком.

Чтобы устранить вращение аппарата, подвешиваемого к воздушному шару или лееру змея, Тиле использовал флюгер. По своему замыслу и конструктивному оформлению "панорамограф" Тиле являлся в свое время самым совершенным в мире фотоаппаратом.

После появления русского "панорамографа" многообъективные фотоаппараты появились и в западноевропейских странах; в частности, французский физик Канете построил девятикамерный аппарат с трехъярусным расположением камер, а Шеймпфлуг (Австрия) создал семикамерный фотографический аппарат, по внешнему виду сходный с "панорамографом" Тиле, однако оптические оси боковых камер этого аппарата были расположены конвергентно, под углом в 45° к горизонту, и следовательно, наклонными камерами горизонт не захватывался.

§ 4. Попытки использования воздушного фотографирования в военных целях

Вскоре после первых опытов воздушного фотографирования оно стало применяться в военных целях. Во время войны России с Японией (1904 - 1905 гг.) воздушная съемка применялась сравнительно слабо. Объяснялось это трудностью ее организации и съемки с воздушных шаров и змеев и несовершенством последующей обработки перспективных снимков. Имея в России такие прекрасные для того времени фотоаппараты, как "панорамограф" Тиле, военно-инженерное ведомство приобрело их для нужд действующей армии лишь летом 1905 г. Слабо использовались на войне и фотоаппараты капитана Ульянина.

Кроме известного нам рекогносцировочного аппарата с парусной тележкой, Ульянин создал замечательный телеаппарат с небывалым по тем временам метровым фокусом и форматом снимка 24 X 30 см (фиг. 8). Для получения элементов внешнего ориентирования в полете Ульянин применил в своем телеаппарате анероид-высотомер и круглый уровень со шкалой для отсчета углов наклона снимка, показания которых фотографировались на каждом снимке. Для фотографирования линии горизонта он ввел в конструкцию основной камеры дополнительную, откидную камеру. Благодаря своим неоспоримым достоинствам телеаппарат долгое время находился на вооружении русской армии.



Воздушное фотографирование во время русско-японской войны выполнялось тремя воздухоплавательными батальонами, главным образом с привязных аэростатов. Командовал батальонами инженер - полковник В. Ф. Найденов (впоследствии профессор Военно-инженерной академии). С его именем связаны успехи развития воздушного фотографирования в дореволюционной России и в советское время. Профессору Найденову принадлежит несколько печатных трудов по воздушному фотографированию, авиации и фотограмметрии, а также ряд изобретений и предложений, в частности, конструкция универсального уклономера для камеры, исследование причин, нарушающих резкость снимков при съемках с воздушных шаров, и т. д.

§ 5. Появление аэрофотосъемки. Аэрофотосъемка в период первой мировой войны (1914 - 1918 гг.)

Быстрое развитие авиации в конце десятых годов нынешнего столетия поставило вопрос об ее использовании для воздушного фотографирования. В связи с этим интерес к фотографированию с аэростатов и воздушных змеев резко упал, а сам процесс фотографирования земной поверхности с самолета стал называться "аэрофотосъемкой".

В период 1908-1914 гг. в ряде стран стали проводиться первые опытные аэрофотосъемочные полеты и разрабатываться методика аэрофотосъемки. Появилась новая специальная аппаратура - аэрофотоаппараты.

Воздушное фотографирование в течение целого полустолетия по существу не выходило из стадии опытов, а аэрофотосъемка прошла этот путь менее чем за одно десятилетие и была широко использована в первой мировой войне.

На первом своем этапе война носила маневренный характер и воздушная разведка выполнялась преимущественно визуальным путем, но после перехода к позиционной войне штабы армии стали остро нуждаться в документальной воздушной разведке. В армиях была введена аэрофоторазведывательная служба, в функции которой вошло получение фотографическим путем (преимущественно с самолета) сведений о живой силе и боевой технике противника, его оборонительных сооружениях, коммуникациях и тылах. Это помогало выявлению тактических и оперативных замыслов врага. Помимо этого, аэрофоторазведывательная служба использовалась в картографических целях для исправления и дополнения имеющихся топографических карт или создания новых планов и карт военного назначения.

Возрастанию роли аэрофоторазведки немало способствовало усиление наземной обороны против авиации противника. Визуальная разведка с малой высоты становилась все более опасной, наблюдение с больших высот не давало полноценных результатов. Достоверность и полнота разведывательных данных, их объективность и документальность могли быть обеспечены только "фотоглазом", т. е. аэрофотокамерой с большим фокусным расстоянием объектива.

На фиг. 9 показан самолет, с которого производились в России первые аэрофотосъемочные полеты.



В августе 1916 г. в русской армии были введены фотограмметрические отделения и части при разведывательных отделах штабов армий и фронтов. Для обсуждения организационных вопросов аэрофоторазведывательной службы и усиления ее связи с авиацией в декабре 1916 г. был созван 1-й съезд представителей авиационных частей (аэрофотографический парк). Аэрофотографический парк явился центральным органом, объединяющим вопросы воздушного фотографирования.

После съезда, в 1917 г., фотограмметрическая служба была передана в авиацию и в авиационных подразделениях созданы фотограмметрические части. В Киеве была организована Высшая офицерская аэрофотограмметрическая школа. Боевое значение отечественной аэросъемки в первой мировой войне быстро возрастало, и на последних этапах ее почти ни одна операция не выполнялась без предварительной аэрофоторазведки. Достаточно сослаться на замечательную операцию по прорыву Юго-Западного фронта в 1916 г., осуществленную генералом А. А. Брусиловым. Эта историческая операция была предпринята после тщательного изучения мощных укрепленных позиций противника, выявленных хорошо поставленной аэрофоторазведкой. Всего за время войны военно-воздушные силы русской армии произвели около 1,5 миллиона аэронегативов.

Стараниями талантливых деятелей аэрофотосъемки наша разведывательная авиация была оснащена первоклассными для того времени аэрофотоаппаратами, в первую очередь аппаратами конструкции русского полковника В. Потте, разработанной им еще в 1913 г. Полковник В. Потте был страстным патриотом своей родины. Ему чуждо было преклонение перед западной техникой. "Мы не можем быть в вечной зависимости от иностранной индустрии, - писал он, - и русское золото не всегда может литься рекой в карманы смелых заграничных предпринимателей".

Созданный им аэрофотоаппарат (фиг. 10) являлся предметом зависти за границей. Это был первый в мире пленочный полуавтоматический аппарат, предназначенный для плановой маршрутной и площадной съемки.



Благодаря своим неоспоримым достоинствам аэрофотоаппарат системы Потте во время первой мировой войны был самым распространенным в России и находился на вооружении войсковой авиации вплоть до 1930 г. Им же производились в СССР первые опытные и производственные съемки для картографирования территории.

Для перспективного фотографирования применялся аэрофотоаппарат с центральным междулинзовым затвором системы С. А. Ульянина. Это - первый в России фотоаппарат, сконструированный специально для съемки с самолета (фиг. 11). Он был снабжен анероидом-высотомером и часами, показания которых фиксировались на пластинке одновременно с изображением местности. Используемая площадь снимка составляла 13X13 см. Магазинные кассеты заряжались либо шестью стеклянными пластинками, либо двенадцатью плоскими пленками. Съемка выполнялась вручную с борта самолета.



Кроме камер Потте и Ульянина, применялись и другие типы камер, в том числе длиннофокусные (до 1200 мм), в частности, несколько видоизмененная камера Ульянина (с фокусом в 430 мм) со шторно-щелевым затвором.

Шторно-щелевой затвор, широко применяемый даже в современных камерах, был изобретен еще в 1883 г. русским фотографом С. А. Юровским. Его изобретением не замедлила воспользоваться немецкая фирма Герц-Аншютц. Обыкновенные фотографические камеры, а позже и аэрофотоаппараты, снабженные шторно-щелевым затвором, получили очень широкое распространение во всех странах мира, в том числе и в России. Таким затвором было оснащено большинство аэрофотоаппаратов, применявшихся в Германии в первой мировой войне.

Это русское изобретение проникло и в США. В 1918 г. фирма "Кодак" выпустила первый полностью автоматизированный аэрофотоаппарат типа "К-1", снабженный шторно-щелевым затвором. В послевоенный период он широко использовался в СССР для картографирования территории.

В то время как в русской армии применялись совершенные пленочные полуавтоматические аэрофотоаппараты, за границей использовались неавтоматические аппараты. Например, разведывательная авиация австро-германской армии в начале первой мировой войны применяла неавтоматические аэрофотоаппараты револьверного типа (ручной револьверного типа фотоаппарат, работающий на негативной бумаге, был изобретен в России еще в 1889 г. фотографом Варшавского университета К. Бранделем), предназначенные для перспективного фотографирования с борта самолета вручную, а также обычные фотографические аппараты, которыми раньше пользовались при воздушной съемке с аэростатов.

Позже многие страны заимствовали у России идею создания пленочного полуавтоматического аэрофотоаппарата, в том числе и Германия, начавшая выпускать пленочный аэрофотоаппараты, где автоматизация работы механизма достигалась с помощью специальной бортовой самолетной ветрянки или электромотора. Тогда же был введен и электрообогрев камеры.

К концу 1917 г. на вооружение фоторазведывательной авиации поступили новые типы аппаратов: длиннофокусный, с фокусным расстоянием, достигающим 1200 мм, и опытный образец аппарата, покрывающего при длине фокуса в 500 мм снимок форматом 24X30 см.

В области аэрофотоаппаратуры Франция отставала не только от России, но и от Германии, хотя организация аэрофотораз-ведывательной службы во французской армии стояла довольно высоко. Лишь на третьем году войны французы предприняли попытку сконструировать полуавтоматический пленочный аэрофотоаппарат (по типу русского аппарата, созданного полковником В. Потте), рассчитанный на 60 снимков форматом 18X24 см.

Почти так же обстояло дело в Англии. В начале войны в английской армии применялись аппараты системы "Торнтон-Пикард" с фокусным расстоянием около 200 мм, и лишь к концу войны появились автоматические аппараты со шторнощелевыми затворами и громоздкие длиннофокусные аэрофотоаппараты с фокусным расстоянием 500 и 1200 мм при размере снимка 18X24 см. Такими аппаратами производилась преимущественно перспективная съемка.

§ 6. Зарождение гражданской аэрофотосъемки в СССР


В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в России были созданы самые благоприятные условия для воздушного фотографирования. Еще в марте 1919 г. председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ленин подписал декрет об учреждении Высшего геодезического управления "для изучения территории РСФСР в топографическом отношении, в целях поднятия и развития производительных сил страны ...". Однако гражданская война задержала применение аэросъемки для картографирования территории Республики.

Но Военно-топографическая служба молодой Советской Армии в это время (1918 - 1923 гг.) проводила очень ценные по накоплению опыта аэрофотосъемочные работы, а Высшая аэрофотограмметрическая школа ВВС, под руководством проф. Н. Е. Жуковского, В. Ф. Найденова и др., в течение трех лет (1918-1920 гг.) готовила первые кадры советских специалистов аэросъемки и фотограмметрии: из этой школы вышли проф. В. С. Цвет-Колядинский, проф. Н. М. Алексапольский и многие другие.

Первые опыты применения аэрофотосъемки для народнохозяйственных целей стали проводиться с 1922 г. лесным ведомством, для которого даже простые аэроснимки представляли значительный интерес.

В 1923 г. организовалось Всесоюзное общество добровольного воздушного флота ("Добролет"). В 1924 г. е его системе был создан аэрофотосъемочный отдел во главе с М. Д. Бонч-Бруевичем, который заслуженно считается основателем гражданской аэросъемки в СССР. Этот отдел первоначально состоял из.четырех секторов: летносъемочного, фотолабораторного, фотограмметрического и аэрофотогеодезического.

Во главе летносъемочного сектора стоял проф. В. С. Цвет-Колядинский (фиг. 12). Своей плодотворной научно-педагогической и инженерно-производственной деятельностью он заслужил право считаться одним из основоположников гражданской аэрофотосъемки. С именем Цвет-Колядинского связано совершенствование методики и техники аэросъемочного самолетовождения и создание принципиально новых своеобразных приборов для этого.



Фотолабораторным сектором руководил проф. Д. А. Сольский, автор печатных трудов по аэрофотографии, значительно содействовавший своей научной и производственной деятельностью развитию этой новой области науки и техники.

Фотограмметрический сектор возглавлял известный ученый в области авиации и фотограмметрии, ученик Н. Е. Жуковского, проф. П. П. Соколов. Первые советские фототрансформаторы его оригинальной конструкции до сего времени успешно применяются на производстве, а его книга "Материалы к курсам проективной геометрии и контурной аэросъемки" (1931 г.) и капитальный труд заслуженного деятеля науки и техники проф. Н. М. Алексапольского "Фототопография" (1930 г.) были первыми и долгое время единственными пособиями для молодых кадров аэрофотогеодезистов.

Проф. Алексапольский, руководивший в первые годы геодезическим сектором аэрофотосъемочного отдела "Добролета", заслуженно считается основоположником метода контурно-комбинированной аэросъемки.

Вокруг этого основного ядра группировались кадры советской аэрофотосъемки, подготавливаемые в основном Московским геодезическим институтом на созданной в 1924 г. аэрофотогеодезической специализации, преобразованной в дальнейшем в факультет.

Первая опытно-производственная работа "Добролета" по аэрофотосъемке была осуществлена в 1925 г. в районе Можайска на площади в 400 га. В поисках наилучших путей и возможностей составления планов по аэроснимкам и для выявления методики фотограмметрической обработки снимков отдельные участки площади подвергались фотографированию в разных масштабах (от 1 : 2000 до 1 : 17 000).

Почти одновременно с "Добролетом" на Украине возникло акционерное общество "Укрвоздухпуть", взявшее на себя с 1925 г., помимо основных воздушно-транспортных операций, выполнение аэрофотосъемки для нужд землеустройства.

Первые аэрофотосъемочные работы этих организаций ограничивались, в конечном итоге, составлением фотосхем главным образом для лесного ведомства. Промышленность же и сельское хозяйство нуждались не в фотосхемах, а в полноценных фотопланах, не уступающих по точности топографическим планам. Идя по пути настойчивых исканий, советская аэрофотосъемка уже в ближайшие за тем годы сделала значительные успехи.

Фотопланами были обеспечены крупнейшие социалистические стройки СССР (Днепрострой и др.). Аэрофотосъемка охватила сельскохозяйственные районы Европейской части СССР и хлопковые районы Средней Азии. Она использовалась для железнодорожных изысканий и планировки городов.

Кроме гражданских организаций "Добролета" и "Укрвоздухпути", летносъемочными работами в это (Время интенсивно занималось Военно-топографическое управление (ВТУ). В условиях мирного времени оно выполняло съемку главным образом в пограничных районах страны для составления новых карт (преимущественно в средних масштабах) и для исправления устаревших с целью повышения их тактической ценности. Много трудностей пришлось преодолеть, чтобы вывести отечественную аэрофотосъемку из стадии опытов на путь широкого развития.

§ 7. Развитие гражданской аэрофотосъемки в СССР


С началом реконструкции всех отраслей народного хозяйства на основе новой, современной техники в соответствии с первым пятилетним планом социалистического строительства перед советской аэрофотосъемкой стала новая задача - ускоренными темпами выполнить аэрофотосъемочные работы на больших площадях. Это создало перелом в ее развитии.

В начале 1929 г. Государственный институт геодезии и картографии организовал в Ленинграде отделение для научной работы в области аэрофотосъемки во главе с академиком А. Е. Ферсманом. В том же году состоялось первое всесоюзное совещание, которое подвело итоги пятилетнего существования советской аэрофотосъемки и приняло первый пятилетний план научно-исследовательских работ.

В начале 1930 г. аэрофотосъемочные отделы "Добролета" и "Укрвоздухпути" слились в единое Государственное аэрофотосъемочное предприятие всесоюзного значения под названием "Госаэрофотосъемка", переданное затем в ведение Главного геодезического комитета, вскоре преобразованного в Главное геодезическое управление (ГГУ). На Украине и в Средней Азии были оставлены филиалы "Госаэрофотосъемки".

Только за один 1930 г. "Госаэрофотосъемка" выполнила почти столько же летносъемочных работ, что и за первые пять лет своего существования (1925-1929 гг.) и в 20 раз больше, чем в 1926 г., когда по существу только началась производственная съемка. Уже в 1931 г. Советский Союз по размеру площади, покрытой аэрофотосъемкой, перегнал капиталистическую Европу.

В 1932 г. начало свою работу Центральное аэросъемочное производственное предприятие, превратившееся потом в мощную организацию с филиалами в Ленинграде и Свердловске. Аэрофотосъемка стала продвигаться все дальше в северные и восточные районы страны. Объем ее работ возрастал с каждым годом. Росла и потребность в них всех отраслей народного хозяйства, повышались и качественные требования к этим работам.

В этот период (1930-1935 гг.) выросла и укрепилась материально-техническая база аэрофотосъемки. Наладилось отечественное производство высокочувствительной ортохроматической и изопанхроматической авиапленки и фотобумаги. Фотохимическая промышленность освоила и начала выпускать всевозможные химикалии, в том числе такие тонкие и сложные, как сенсибилизаторы и десенсибилизаторы. Все это позволило расширить применение аэрофотосъемки.

Во второе пятилетие своего существования советская аэрофотосъемка обслуживала самые разнообразные нужды многочисленных ведомств.

До 1932 г. летносъемочные работы выполнялись в крупных масштабах до 1:10 000 и лишь частично - в масштабах 1:15 000 - 1 : 20 000 для получения планов в масштабе 1 : 25 000. Аппараты для этой съемки применялись с фокусным расстоянием, близким к 200 мм. При этом съемка проводилась почти исключительно в обжитых районах страны, потому что выполнение мелкомасштабных съемок в малообжитых районах такими аэрофотоаппаратами было нецелесообразным, ввиду недостаточной ширины снимаемого маршрута.

Отсутствие в то время широкоугольных ортоскопических объективов привело к возрождению идеи Тиле, заложенной в его знаменитом "панорамографе". Талантливый советский изобретатель Ф. В. Дробышев создал в 1932 г. девятиобъективный аэрофотоаппарат "АД-1" и "АД-2" (фиг. 13).



Оптические оси восьми боковых камер этогоаппарата составляли с оптической осью центральной камеры углы в 45°. Объективы были применены отечественные, с фокусным расстоянием 135 мм, при формате снимков 12X12 см. Таким образом, общий угол захвата агрегатом по длине и по ширине маршрута достигал 140°. Расстояние между аэросъемочными маршрутами при 40% перекрытия стало превышать двойную высоту полета. После развертывания перспективных снимков в проекцию планового общий снимок одной экспозиции приобретал форму восьмиугольника со сторонами вписанного в него квадрата, равными 50 см (фиг. 14 и 14а). Аппарат заряжался авиапленкой на 150 экспозиций. Ее перемотка и приведение в действие центральных затворов совершались вручную, посредством двух штурвалов. Общий вес аппарата составлял около 55 кг.



Аэрофотоаппарат Ф. В. Дробышева применялся главным образом при съемке в малообжитых и лесных районах для составления контурных планов в мелких масштабах.

В том же году Ленинградский научно-исследовательский институт аэросъемки разработал оригинальное оптико-механическое приспособление к однообъективному аэрофотоаппарату, дающее возможность производить планово-перспективное фотографирование при неизменном положении оптической оси камеры. Это приспособление, названное его автором Ю. К. Юцевичем "широкополосной насадкой", помещалось перед объективом обычного аэрофотоаппарата и доводило угол захвата поперек маршрута до 122°. Подобная широкополосная насадка к аэрофотоаппарату RMK С-3 и принцип ее работы показаны на фиг. 15 и 16. Она представляла собой отражательную призму и, механизм, приводящий в линейное и вращательное движение эту призму. Механизм, в свою очередь, приводился в действие основным механизмом камеры. Полный цикл работы аппарата с широкополосной насадкой давал последовательно, при соответствующем положении призмы, то правый, то левый перспективные снимки, а в интервалах между ними, когда призма отводилась в сторону от объектива, - плановый снимок. Таким образом, аэросъемочный маршрут покрывался одним рядом плановых снимков, взаимно перекрывающихся на 60%, и двумя рядами перспективных снимков, лежащих справа и слева от плановых. Перспективные снимки получались при угле отклонения призмой оптической оси камеры от вертикали на 38°.

Широкополосная насадка нашла применение и в других типах аэрофотоаппаратов, в частности, в модернизированном аппарате "К-1". Ее создание явилось в то время крупным техническим достижением и значительно повысило производительность летносъемочных работ. Широкополосная насадка применялась до 1935 г. на съемке малообжитых и лесных районов Севера и Дальнего Востока.



Как бы ни были велики успехи в повышении производительности летносъемочных работ, достигнутые применением перспективной или планово-перспективной аэрофотосъемки, практика все сильнее выявляла недостатки этих способов и необходимость создания широкоугольных аэрофотообъективов.

Эта трудная задача была осуществлена под руководством М. М. Русинова (ныне лауреата Сталинской премии). В 1933 г. появился первый широкоугольный аэросъемочный объектив под названием "Лиар-6", с фокусом 100 мм и относительным отверстием 1 : 5,4. Он был рассчитан Ленинградским научно-исследовательским институтом аэросъемки и ознаменовал собой первую крупную победу советских оптиков. Советские ученые приобрели этим приоритет в создании широкоугольного объектива. "Лиар-6" покрывал снимок форматом 18X18 см, что соответствовало углу зрения в 104°, при этом удовлетворительное качество аэроснимка в отношении освещенности получалось по полю в 90°.

Вслед за объективом "Лиар-6" появился и в Германии широкоугольный объектив "Топогон", с таким же фокусным расстоянием и углом зрения, но меньшей светосилой (1 : 6,3). Из-за значительной величины остаточной дисторсии "Топогон" не пригоден для составления планов и карт дифференцированным методом.



Новый, более совершенный широкоугольный объектив "Руссар-1" (того же автора), с фокусным расстоянием и углом зрения, как и у "Лиар-6", но с относительным отверстием 1 : 5,7, значительно исправлен в отношении дисторсии и распределения освещенности по всему полю аэроснимка. Модернизированные под указанный объектив аэрофотоаппараты с большим успехом применялись до последнего времени при съемках, выполняемых для создания планов и карт в масштабах 1 : 50 000 и 1 : 100 000.

Проф. В. Н. Чуриловский нашел другой путь увеличения производительности однообъективного аэрофотоаппарата. Под его руководством Ленинградский научно-исследовательский институт аэросъемки в 1933 г. построил и испытал образец широкоугольной камеры с дисторсирующей оптикой, т. е. с такой оптикой, при расчете которой преднамеренно допускается значительная дисторсия. Опытный образец ее под названием "ШК" имел фокусное расстояние вместе с дистортером, равное 37,5 мм, относительное отверстие 1 : 5,7 и расчетный угол зрения 127°. Камера давала аэроснимок в форме окружности диаметром в 24 см. Для развертки аэроснимков был создан проектирующий прибор, так называемый ортотрансформатор, с антидистортером, имеющим дисторсию, равную по величине, но обратную по знаку дисторсии камеры.

Эта идея была оригинальной и лишний раз подчеркивает свежесть и самобытность русской мысли; позже ею воспользовались за границей: в 1941 г. немецкая фирма "Цейсс-Аэротопограф" выпустила объектив "Плеон" с фокусом 71 мм, относительным отверстием 1 : 8 и углом зрения 148°, а затем и дисторсирующий аэрофотоаппарат, снабженный указанным объективом.

фрагмент из книги "Аэрофотосъемка. Летносъемочный процесс",
А. И. Шершень, М., 1949


http://www.photohistory.ru/1207248190481659.html


Qui quaerit, reperit
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

дед мороз