• Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Модератор форума: doc_by, Назаров, Геннадий  
Stalag 334 Belaja Zjerkow
СаняДата: Суббота, 02 Октября 2021, 13.27.23 | Сообщение # 91
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
https://memory-book.ua/gallery/albums/25559?image=95



Qui quaerit, reperit
 
СаняДата: Суббота, 02 Октября 2021, 13.28.34 | Сообщение # 92
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Присутствует
https://memory-book.ua/gallery/albums/25559?image=96



Copyright: ГАКО ф. Р-2225, оп. 4, д. 2


Qui quaerit, reperit
 
Елена7658Дата: Суббота, 16 Июля 2022, 00.09.46 | Сообщение # 93
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует
Саня, Здравствуйте! Помогите пожалуйста найти данные на моего прадеда - Жерештиева Хамида Умаровича. Он пропал без вести, но сослуживцы говорили, что видели его в шталаге 334 "Белая Церковь", но никаких данных ни в выбывших, ни в списке военнопленных, не в списке госпитализированных я не могу его найти.
Может вы подскажите где ещё можно посмотреть данные?
С уважением, Елена!
 
AgniWater71Дата: Суббота, 16 Июля 2022, 20.17.00 | Сообщение # 94
Группа: Администратор
Сообщений: 15150
Статус: Присутствует
Цитата Елена7658 ()
данные

https://pamyat-naroda.ru/heroes....2969442

Здравствуйте, Елена7658!
Ваш случай особенно сложный из-за потенциально вероятных искажений фамилии.
Даже в советских документах военного времени (полагаю, он же):

Тераштиев Хамиц
https://pamyat-naroda.ru/heroes....ns%3D1&

Териштиев Хамид
https://pamyat-naroda.ru/heroes....ns%3D1&
https://pamyat-naroda.ru/heroes....ns%3D1&

В том числе по этим вариантам, как и по иным возможным искажениям, ничего не нахожу, в том числе и на немецком сайте Архивы Арользена (если бы пленный попал в Германию, там могла бы быть информация).
В выборке военнопленных по имени Хамид/т и году рождения (1897), по месту рождения (Шалушка) - тоже никого подходящего, к сожалению.

Сохранность документов по лагерям на оккупированной территории СССР - увы, фрагментарная.


Ольга, Новокузнецк
Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
 
Ariana4243Дата: Пятница, 16 Февраля 2024, 17.40.08 | Сообщение # 95
Группа: Поиск
Сообщений: 1441
Статус: Отсутствует
Район:
Украина, Киевская область, независимый город Белая Церковь (Белая Церковь).
Находится примерно в 80 км к югу от Киева на Рось, с населением 206 120 жителей (2006 г.).

ближайшие населенные пункты:
Предместье Заречье (2 км) Предместье Сухоярка (3 км) Предместье Роток (4 км) Шкаровка (5 км) Чмиревка (8 км) Фурсы (9 км) Пилипча (9 км) ) Малая Ольшанка (10 км) Быкова Гребля (11 км) Храпачи (12 км)

Во время немецкой оккупации города во время Великой Отечественной войны здесь было расстреляно 90 еврейских детей в возрасте от 1 до 7 лет.

Во время немецкой оккупации здесь располагался лагерь для военнопленных/шталаг 334.

22 августа 1941 г.
Убийство 90 детей.

В середине августа 1941 года подразделение зондеркоманды 4а прибыло в Белую Церковь, небольшой городок примерно в 80 километрах к юго-западу от Киева с населением от 15 до 20 тысяч человек. Местное командование Вермахта ранее призвало еврейских жителей прийти и зарегистрироваться. Местная группа тайной полевой полиции собрала пострадавших и передала зондеркоманде 4а около 70 взрослых мужчин и женщин. Взвод Ваффен СС, принадлежавший этому командованию, расстреливал людей. В следующие несколько недель почти все еврейские жители, которые еще проживали в Белой Зеркове в 1941 году, были убиты.

Однако еврейские дети на время остались. Их содержали в невыносимых условиях и охраняли украинские милиционеры. Солдаты обнаружили детей и сообщили об этом двум военным капелланам, которые, в свою очередь, доложили об этом своему начальству. Весть о интернированных детях и подготовке к их расстрелу наконец дошла до 1-го офицера генерального штаба 295-й пехотной дивизии подполковника Гельмута Гроскурта. 20 августа Гроскурт подошел к зданию, где были заперты около 90 детей, и спросил сначала местную комендатуру, а затем полевого командира полковника Йозефа Ридля. Он заявил, что дело касается СС и происходит по приказу оберштурмфюрера СС Августа Хефнера. Гроскурт спросил, считает ли Ридль, что Хефнер получил приказ от высших властей расстреливать детей? Ридль ответил, что, по его мнению, все правильно. Затем Гроскурт изменил свой аргумент, сославшись на угрозу моральному духу солдат и потребовав, чтобы детей увезли и расстреляли незаметно. Возможно, Гроскурт хотел выиграть время. Он немедленно обратился в Главное командование армии (АОК) 6, которое вечером 20 августа дало указание отложить расстрел детей.

На следующий день полковник Йозеф Ридль, руководитель зондеркоманды 4а, штандартенфюрер СС Пауль Блобель, руководитель субкоммандос Август Хефнер, капитан Фридрих Лулей из генерального штаба АОК 6 и подполковник Гельмут Гроскурт встретились в полевом штабе в Белае. Зерков. Блобель обвинил Вермахт в том, что он вмешивается в дела, которые его не касаются. Ридль подчеркнул, что считает уничтожение евреев, в том числе женщин и детей, срочно необходимым, и раскритиковал лишь произошедшую длительную задержку. Согласно отчету Гроскурта, Ридль несколько раз заявлял, что этот выводок необходимо истребить. Блобель подчеркнул, что главнокомандующий 6-й армией генерал Вальтер фон Райхенау признал необходимость расстрела детей.
Затем мужчины определились с подробностями убийства — за исключением Гроскурта, который больше не принимал участия в этой дискуссии. Аргумент Гроскурта о том, что расстрел детей подорвет боевой дух солдат, имел такой эффект, что для убийства детей была задействована украинская милиция. Однако солдаты Вермахта выкопали ямы и отвезли детей к месту расстрела. Днем 22 августа 90 детей были расстреляны.

26 августа главнокомандующий 6-й армией генерал фон Райхенау впоследствии заявил в заявлении, что после консультации с Блобелем он принял принципиальное решение провести акцию, как только она начнется, целесообразным образом.

Отчет Гроскурта от 21 августа 1941 г.
Начальнику Генерального штаба группы армий «Юг» генералу фон Зоденштерну о событиях в Белой Зеркове 20 августа 1941 года.

20 августа 1941 года, около 16:00, капелланы двух дивизий связались со мной и сообщили, что в одном из домов города находится около 90 еврейских детей, которые были заперты примерно на 24 часа без еды и воды. Они рассмотрели условия на основе отчетов священников военного госпиталя. Они невыносимы; Попытка добиться вмешательства местного командира не увенчалась успехом. Пасторы сообщили, что условия необходимо срочно исправить, поскольку дом посещало множество солдат, а санитарные условия были угрожающими, что также подтвердил старший врач военного госпиталя.
Основываясь на этом отчете, я пошел в 16:30 с дежурным офицером, старшим лейтенантом Сперхейзом, див. Пастор, доктор. Ройсс и переводчик, спецруководитель Тищук, вошли в дом, который находился в переулке города примерно в 50 м от улицы. Дом был виден с улицы и слышен детский хныканье. Во дворе находилось около 20 унтер-офицеров и солдат. Перед домом не было охраны. Во дворе стояли вооруженные украинцы. Дети лежали на подоконниках, окна были закрыты. Украинский охранник стоял в коридоре на первом этаже и сразу же открыл дверь в комнаты, где находились дети. В трех смежных комнатах находился еще один украинский охранник с винтовкой. В комнатах находилось около 90 детей и несколько женщин. Женщина убиралась в задней комнате, почти исключительно занятой младенцами. Остальные комнаты были неописуемо грязны, повсюду валялись тряпки, пеленки и мусор. Бесчисленные мухи покрывали полуобнаженных детей. Почти все дети плакали или хныкали. Запах был невыносимым. Немецкоязычная женщина заявила, что она совершенно невиновна, никогда не интересовалась политикой и не была еврейкой. Тем временем вошел обершарфюрер СД, и я спросил его, что делать с этими детьми. Он заявил, что родственники детей были расстреляны и что от детей тоже следует избавиться.
Я без каких-либо заявлений пошёл в местный штаб и потребовал разъяснений от командующего. Он заявил, что не несет ответственности, что он не имеет никакого влияния на меры СД, о которых ему было известно, и предложил обсудить этот вопрос с полевым командиром подполковником Ридлем. Я отправился в это место в сопровождении местного командира и 01. Полевой командир заявил, что руководитель зондеркоманды был с ним, сообщил ему о своей задаче и выполнял ее с ведома полевого командира. Он не имел никакого влияния на приказы оберштурмфюрера. Я спросил полевого командира, верит ли он, что оберштурмфюрер имел приказ от высшего начальства избавиться и от детей, я ничего об этом не знал. Полевой командир ответил, что убежден в правильности и необходимости этого приказа. Тогда я потребовал оцепить территорию вокруг дома таким образом, чтобы у войск не было возможности наблюдать за этими событиями, что уже вызвало значительную критику в войсках, поскольку солдаты, расквартированные поблизости, всю ночь слышали, как плачут дети. слышал. Далее я потребовал, чтобы транспортировка на съемки осуществлялась незаметно. Я согласился выделить в дивизию войска, если охраны полевого командования окажется недостаточно. Далее я пояснил, что немедленно сообщу группе армий, чтобы они приняли решение о том, следует ли продолжать расстрел детей. (По словам полевого командира, несколько детей накануне уже были уничтожены украинской милицией по приказу СД). Полевой командир согласился с такой договоренностью и подчеркнул, что командир дивизии является старшим на участке и может отдавать все необходимые распоряжения. Он хотел приостановить реализацию дальнейших мер до принятия решения группой армий, но срочно потребовал письменного приказа. Меня беспокоило прерывание мероприятий, поскольку я предполагал, что детей вывезут не раньше вечера и к тому времени будет готово решение группы армий. Мне было ясно, что продолжение мер приведет к дальнейшим спорам с политическими властями, и я хотел избежать этого, насколько это возможно. Однако полевой командир пояснил, что транспортировка состоится в ближайшее время. Тогда я приказал полевому командиру сообщить руководителю зондеркоманды, что он должен отложить эвакуацию до принятия решения группой армий. Сам к руководителю зондеркоманды я не пошел, чтобы как можно быстрее установить связь с группой армий. Я придерживался мнения что группу армий следует немедленно проинформировать о принципиальной важности этого вопроса и что дивизия в одиночку не может принять решение. Иа группы армий, с которым я сразу же связался, пояснил, что этим вопросом должна заниматься 6-я АОК. Я туда долго не мог добраться. Добиться принятия решения от главнокомандующего ему удалось только в вечерние часы. Тем временем ко мне пришел оберштурмфюрер Хефнер, руководитель зондеркоманды, и потребовал подтверждения переданного ему дивизионного приказа. Он попросил письменный приказ. Я это отверг, отметив, что окончательного решения можно ожидать в кратчайшие сроки. Несколько военным тоном он объяснил, что должен доложить об этом приказе начальству. У него есть четкие указания по осуществлению мер. Тогда я объяснил, что должен настоять на своем приказе и при необходимости заставлю его выполнить. Я еще раз прямо заявил, что мне известны указания политуправления, но в интересах поддержания дисциплины в войсках я должен требовать проведения мероприятий в соответствующей форме. Необходимо дождаться решения армии.
В 19 часов я доложил командиру дивизии о происшествиях и принятых мерах, что получило его одобрение.
Около 8 часов вечера армия решила, что дальнейшую реализацию следует отложить. Тем временем ближе к вечеру перед домом уже стоял грузовик с детьми.

01 немедленно доложил полевому командиру, 01 доставил оберштурмфюрера в штаб дивизии, где я передал ему инструкции армии. Офицер штаба дивизии проверил выполнение приказа полевого командира и оцепление. К этому заграждению перебросили несколько украинцев с винтовками без документов. Этот барьер украинцев против немецких солдат был остановлен. Полевой командир уже обеспечил детей водой и хлебом.
21 августа Около 11 часов утра капитан Лулей (Abw.Offz. AOK 6) явился со штандартенфюрером Блобелем и оберштурмфюрером Хефнером на назначенное армией совещание. Это произошло с полевым командиром. Капитан Лулей перед прибытием в дивизию осмотрел местность, но не заходил в дом и детское помещение. Я изложил требования дивизии и подчеркнул, что вмешательство дивизии было вызвано исключительно тем, как оно осуществлялось. Штандартенфюрер и оберштурмфюрер признали технические недостатки и пояснили, что, учитывая сложившуюся ситуацию, важно найти способ быстро все сделать. Теперь он фактически был бы не в состоянии произвести запланированную стрельбу. Полевой командир заметил, что первый доклад об условиях был сделан капелланами дивизии. Капитан Лулей тогда заметил, что он христианин-протестант, но подумал, что было бы лучше, если бы пастырское попечение солдат взяли на себя пасторы. По форме и характеру заявлений полевого командира и капитана Лулея было ясно, что, во-первых, они ставили под сомнение достоверность капелланов дивизии и, во-вторых, что они трактовали дело как вылазку с целью что-то найти. Они сочли это сообщение преувеличением и любопытным вмешательством капелланов дивизии. Штандартенфюрер это не прокомментировал. Вместе с 01 я отверг эти возмутительные подозрения, поскольку капелланы дивизии сначала должны были прийти к выводу, что ситуация возникла из-за своеволия украинцев, которые уже вынудили дивизию вторгнуться в Злочув. В ходе встречи полевой командир попытался перевести дело в идеологическую плоскость и вызвать дискуссию по принципиальным вопросам. Он заявил, что считает истребление еврейских женщин и детей неотложным, независимо от того, в какой форме это происходило. Он несколько раз подчеркивал, что меры подразделения неоправданно задержали вывоз детей на 24 часа. Штандартенфюрер согласился с этим мнением и добавил, что лучше всего, чтобы шпионивший отряд сам производил расстрелы и чтобы командование этим отрядом взяли на себя командиры, которые сами прекратят мероприятия. Я спокойно отклонил эту просьбу, не комментируя ее, так как хотел избежать какой-либо личной обиды. Обсуждая дальнейшие меры, которые необходимо предпринять, штандартенфюрер пояснил, что главнокомандующий признал необходимость уничтожения детей и хотел, чтобы они были осуществлены, как только эти меры будут инициированы в данном случае. Правильность этого заявления Главнокомандующего мне уже подтвердил командир 6-й АОК.
Затем были определены детали того, как будут проводиться расстрелы. Они должны состояться к вечеру 22 августа 1941 года.

В деталях этой встречи я уже не принимал участия. Меры, о которых я просил, чтобы не допустить присутствия войск, реализуются. Затем капитан Лулей выступил с докладом командиру дивизии по итогам совещания. Заключительное заявление:
1.
Их командиры обучают войска чистому, солдатскому отношению, чтобы избегать насилия и жестокости по отношению к беззащитному населению. Она прекрасно понимает необходимость ужесточения мер против откровенных шин. Однако в данном случае против женщин и детей приняты меры, ничем не отличающиеся от зверств врага, о которых постоянно возвещают войскам. Нельзя предотвратить, что об этих условиях будут сообщать дома и сравнивать их там со зверствами в Лемберге. Силы ожидают вмешательства своих офицеров. Особенно это актуально для пожилых женатых людей. Поэтому офицер вынужден вмешиваться из уважения к своим войскам, когда такие события происходят публично. Для поддержания мужской дисциплины необходимо, чтобы все подобные мероприятия проводились вдали от войск.
2.
Расстрелы могли бы пройти без всякого внимания, если бы полевое командование и местное командование приняли необходимые меры по сдерживанию войск. Причиной инцидентов стал полный провал действий двух командиров. В ходе переговоров сложилось впечатление, что все казни были результатом просьбы полевого командира. Расстрел всей еврейской общины города неизбежно привел к необходимости уничтожения еврейских детей, особенно младенцев. Это нужно было сделать сразу же после того, как родителей забрали, чтобы предотвратить эту бесчеловечную пытку. Полевой командир и оберштурмфюрер заявили о невозможности размещения детей в другом месте, при этом полевой командир несколько раз заявлял, что этот выводок необходимо истребить.

Гроскурт

http://www.tenhumbergreinhard.de/taeter-....ow.html


За неимением возможности жить вечно мы имеем возможность жить ярко
 
AgniWater71Дата: Пятница, 16 Февраля 2024, 17.50.28 | Сообщение # 96
Группа: Администратор
Сообщений: 15150
Статус: Присутствует
Ariana4243,

расправы над гражданскими (в том числе детьми и евреями) не относятся к теме лагерей военнопленных

Например, в разделе "ВОЙНА И ПАМЯТЬ" есть тема "Гримасы и ужасы войны"
https://www.sgvavia.ru/forum/209-2981-1


Ольга, Новокузнецк
Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
 
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск: