Человек покоритель космоса.
|
|
Sokol | Дата: Среда, 12 Апреля 2023, 11.02.21 | Сообщение # 181 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| 12 апреля 1961 г. Первый в мире полёт человека в космос, осуществлённый Юрием Гагариным на советском космическом корабле «Восток»
Юрий Алексеевич Гагарин — советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.
На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать.
В конце полёта тормозная двигательная установка конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека.
Спуск происходил по баллистической траектории, то есть с 8—10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3—5 тысяч °C), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. По непонятным причинам вместе с основным парашютом вышел и запасной парашют, что могло привести к взаимному скручиванию строп.
Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашютах в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашюты от реки и приземлился в 1,5—2 километрах от берега.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 14 Апреля 2023, 01.46.16 | Сообщение # 182 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| 14 апреля 1961 г. 62 года назад В Советском Союзе учреждено звание «Летчик-космонавт СССР»
14 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было учреждено почетное звание «Летчик-космонавт СССР» в ознаменование первого в мире космического полета человека на корабле-спутнике «Восток», стартовавшем 12 апреля 1961 года.
Впервые этого звания был удостоен, конечно, Юрий Гагарин. В дальнейшем это почетное звание было присвоено всем советским космонавтам.
Удостоенным почетного звания «Летчик-космонавт СССР» вручался серебряный нагрудный знак
Удостоенным почетного звания космонавтам также вручалась грамота Президиума Верховного Совета СССР и серебряный нагрудный знак «Летчик-космонавт СССР», номер которого, как правило, совпадал с порядковым номером космонавта. Нагрудный знак «Летчик-космонавт СССР» предписывалось носить на правой стороне груди. Если человек, удостоенный этого звания, уже был награжден орденами СССР, то нагрудный знак размещался над ними.
Всего до конца 1991 года в космос слетало 72 гражданина Советского Союза, и все они получили это почетное звание. Последним «Летчиком– космонавтом СССР» (знак №72) в 1991 году стал Токтар Аубакиров, за осуществление космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир».
20 марта 1992 года Законом РФ было установлено звание «Летчик-космонавт Российской Федерации». Новый нагрудный знак отличался от прежней награды только российской символикой. В частности, вместо надписи «СССР» появилась надпись «Россия», а вместо красного силуэта территории Советского Союза – синий силуэт территории Российской Федерации. Красный цвет ленточки на колодке сменился триколором, соответствующим государственному флагу.
Нумеровать российских космонавтов стали заново. Почетный знак № 1 получил возвратившийся из первого космического полета Александр Калери 10 августа 1992 года.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 16 Июня 2023, 10.29.12 | Сообщение # 183 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| 16 июня 1963 г. Полёт в космос первой женщины-космонавта
Валентина Владимировна Терешкова — советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда ЧССР, Герой Социалистического Труда НРБ, Герой Труда Вьетнама, Герой Труда МНР, генерал-майор, кандидат технических наук, профессор. Лётчик-космонавт СССР № 6, 10-й космонавт мира.
Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.
Свой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Старт произошёл на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.
В день своего полёта в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов, о полёте они узнали из новостей по радио.
Позывной Терешковой на время полёта — «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо! Сними шляпу!».
Позже выяснилось, что выдаваемые пилотом команды были инвертированы направлению движения управления в ручном режиме. По утверждению Терешковой проблема была в неправильном монтаже проводов управления: давались команды не на снижение, а на подъём орбиты корабля. В автоматическом же режиме полярность была правильная, что дало возможность штатно сориентировать и посадить корабль. С Земли Валентина получила новые данные и заложила их в компьютер. Об этом случае Терешкова молчала более сорока лет, поскольку С.П. Королёв попросил её никому об этом не рассказывать.
По мнению доктора медицинских наук, профессора В.И. Яздовского, отвечавшего в тот период за медицинское обеспечение советской космической программы, женщины хуже переносят экстремальные нагрузки космического полёта на 14-18-е сутки месячного цикла.
Однако в силу того, что старт носителя, выводившего Терешкову на орбиту, был задержан на сутки, а также, очевидно, из-за сильной психоэмоциональной нагрузки при выведении корабля на орбиту, предусмотренный медиками режим полёта выдержать не удалось.
Также Яздовский отмечает, что «Терешкова, по данным телеметрии и телевизионного контроля, перенесла полёт в основном удовлетворительно. Переговоры с наземными станциями связи велись вяло. Она резко ограничивала свои движения. Сидела почти неподвижно. У неё явно отмечались сдвиги в состоянии здоровья вегетативного характера».
Несмотря на тошноту и физический дискомфорт, Терешкова выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере.
Спускаемый аппарат «Востока-6» благополучно приземлился в Баевском районе Алтайского края.
Через несколько дней Терешковой предъявили протест в связи с нарушением режима в районе места посадки: она раздала местным жителям запасы продуктов из рациона космонавтов, а сама ела местную пищу, после трёх суток голодания.
По свидетельству лётчицы Марины Попович, при ней после полёта Терешковой С.П. Королёв сказал: «Пока я жив, ни одна женщина в космос больше не полетит». Следующий полёт женщины в космос, Светланы Савицкой, состоялся через 19 лет, в августе 1982 года.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 15 Июля 2023, 17.07.49 | Сообщение # 184 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Союз - Аполлон (15-21 июля 1975 года)
15-21 июля 1975 года экспериментальный полёт космических кораблей "Союз-19" и "Аполлон".
15 июля 1975 года начался первый в истории космонавтики совместный полет космических кораблей «Союз» - «Аполлон» с космонавтами А.А. Леоновым и В.Н. Кубасовым (СССР) и Т. Стаффордом, В. Брандом и Д. Слейтоном (США). 17 июля 1975 г. была осуществлена стыковка на орбите советского и американского кораблей.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 20 Июля 2023, 10.25.13 | Сообщение # 185 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| 20 июля 1969 г. Американский космический аппарат «Аполлон-11» совершил посадку на Луну
20 июля Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в лунный модуль, активировали и проверили все его системы, привели сложенные опоры посадочной ступени в рабочее положение. Майкл Коллинз в бортовой телескоп командного модуля на 12-м витке провёл наблюдение ориентиров на подлёте к основному району прилунения для уточнения данных в системе навигации и времени начала управляемого снижения лунного модуля. После этого «Аполлон-11» получил «добро» на расстыковку командно-служебного и лунного модулей. В начале 13-го витка, когда «Аполлон-11» находился над обратной стороной Луны, «Колумбия» и «Орёл» расстыковались.
20 июля 1969 года, в 20:17:39 командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите.
В течение первых двух часов пребывания на Луне Нил Армстронг и Эдвин Олдрин были заняты имитацией предстартовой подготовки, на случай, если по каким-либо причинам возникла бы необходимость досрочно прервать пребывание на Луне. После посадки следующая возможность для взлёта и встречи с «Колумбией» предоставлялась на следующем витке, через 1 час 58 минут. Имитация предстартовой подготовки была включена в полётный план по предложению Олдрина. Для первой посадки это казалось совсем не лишним, но ни один последующий экипаж ничего подобного больше не делал.
Во время небольших пауз астронавты смотрели в иллюминаторы и рассказывали Хьюстону о своих первых впечатлениях. Олдрин рассказал, что цвет поверхности сильно зависит от того, под каким углом на неё смотришь относительно Солнца. По его словам, общего, основного цвета вообще не было. По мнению Армстронга, цвет поверхности в месте посадки был таким же, каким он воспринимался с орбиты при данном угле возвышения Солнца. Он в основном серый, бледно-серый и слегка коричневатый, если смотреть в противоположном от Солнца направлении, и с более тёмными оттенками серого, если смотреть под углом 90° к Солнцу.
Местность вокруг была относительно ровной с большим количеством кратеров диаметром от 1,5 до 15 м и буквально тысячами совсем мелких кратеров диаметром 0,3—0,6 м. Вдали впереди, на расстоянии 1—2 км, был виден холм, хотя расстояние до него было трудно определить. Армстронг сообщил, что звёзд с поверхности не видно совсем, но в стыковочный иллюминатор, расположенный у него над головой, отлично видно большую и яркую Землю. После имитации предстартовой подготовки Армстронг запросил разрешение Хьюстона, вместо отдыха, который стоял следующим пунктом в полётном плане, примерно через три часа начать выход на поверхность. Разрешение было дано меньше чем через полминуты, всем было понятно, что эмоциональное состояние астронавтов всё равно не даст им заснуть. Кроме того, главное событие миссии передвигалось с глубокой ночи по времени восточного побережья США на лучшее эфирное время.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
|
Sokol | Дата: Пятница, 03 Ноября 2023, 16.14.58 | Сообщение # 187 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| 3 ноября 1957 г. 66 лет назад В СССР совершен запуск космического аппарата «Спутник-2» с собакой Лайкой на борту
«Первый великий шаг человечества состоит в том, чтобы вылететь за атмосферу и сделаться спутником Земли. Остальное сравнительно легко, вплоть до удаления от нашей Солнечной системы», — писал Константин Эдуардович Циолковский.
Это действительно был великий шаг — чтобы его совершить, нужно было преодолеть множество «препон и рогаток» разного свойства, решить массу разнообразных проблем, многие из которых в истории развития науки и техники возникли впервые.
Но первый, самый главный вопрос, который следовало разрешить, — сможет ли человек существовать в космосе? Как он перенесет воздействие факторов космического полета (невесомость, перегрузки, шумы, вибрации, ограничение подвижности, изоляция, существование в замкнутом ограниченном пространстве и пр.). Как узнать об этом, не отправляя человека в космос?
В конце 1948 года в СССР по инициативе Сергея Павловича Королева началась работа по определению реакций высокоорганизованного живого существа на воздействие условий ракетного полета. После долгих обсуждений решили, что «биологическим объектом» исследований будет собака.
Была создана Государственная комиссия по организации и проведению полетов животных на ракетах, председателем которой по рекомендации президента АН СССР Сергея Ивановича Вавилова стал академик Анатолий Аркадьевич Благонравов.
Исследования проводились на полигоне Капустин Яр при пусках так называемых «геофизических» или «академических» ракет («научные» модификации первых советских баллистических ракет). Первые полеты с собаками были выполнены на ракете Р-1А («Аннушке», как её называли на полигоне). В головную часть ракеты, которая отделялась и опускалась на парашюте, помещали контейнер с животными и научными приборами. Впоследствии использовались модификации ракет Р-2 и Р-5, максимальная высота подъема составила 470 км.
3 ноября 1957 года на околоземную орбиту вышел «Спутник-2». Вместе с ним за границами земной атмосферы оказалось и первое теплокровное — собака Лайка, начавшая эру космических путешествий с экипажем на борту. Цель этого запуска была «определить саму возможность пребывания живых существ на высотах до 100–110 км после заброса их туда с помощью ракет, последующего катапультирования и спуска на парашюте».
Несмотря на то, что собака прожила на орбите всего несколько часов (она умерла от перегрева и повышенного стресса), пребывание ее в космосе подтвердило, что живые организмы способны переносить условия невесомости. «Спутник-2» совершил 2 570 оборотов вокруг Земли и сгорел в атмосфере 14 апреля 1958 года.
Английское общество защиты животных направило Хрущеву протест против жестокого обращения с животными. Особенно тяжело было тем людям, которые готовили Лайку к полету, кормили, играли и гуляли с ней… Оставалось утешаться тем, что полученные медико-биологические данные дали бесценный материал для подготовки организма человека к космическому полету.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 26 Ноября 2023, 12.41.57 | Сообщение # 188 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Егоров Борис Борисович • 26 ноября 1937 - 12 сентября 1994 • (56 лет)
26 ноября 1937 года родился Борис Борисович Егоров - летчик-космонавт СССР, первый в мире врач-космонавт, участник первого группового космического полета (с В.М. Комаровым и К.П. Феоктистовым, 12 - 13 октября 1964 г.), Герой Советского Союза.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Среда, 10 Января 2024, 12.06.37 | Сообщение # 189 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Глушко Валентин Петрович • 2 сентября (20 августа) 1908 - 10 января 1989 • (80 лет)
День памяти Валентина Глушко...
10 января 1989 года скончался Валентин Петрович Глушко, выдающийся ученый в области ракетно-космической техники. Основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961).
10 января 1989 года скончался Валентин Петрович Глушко, выдающийся ученый в области ракетно-космической техники.
Основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961).
Начиная с 1947 г. в ОКБ-456 (в подмосковном городе Химки), руководимым В.П.Глушко, была создана серия ракетных двигателей оригинальной конструкции. Двигатели РД-107 и РД-108, созданные в КБ В.П.Глушко, были установлены на первой межконтинентальной ракете Р-7 (1957 г.), на ракетах-носителях, осуществивших выведение на орбиты искусственных спутников Земли и Луны, запуски автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, запуск пилотируемых кораблей "Восток", "Восход" и "Союз". Двигатели РД-107 и РД-108, созданные в КБ В.П.Глушко, устанавливались на первой и второй ступенях этих ракет-носителей. Они обеспечили прорыв человечества в космос и сегодня продолжают способствовать выполнению российской космической программы.
Двигатели нового типа РД-253 конструкции В.П.Глушко были установлены на первой ступени ракеты-носителя "Протон", которая обладает втрое большей грузоподъемностью, чем ракета "Союз". С помощью ракеты "Протон" во второй половине 60-х годов и в 70-х годах осуществлялись запуски тяжелых исследовательских спутников Земли и автоматических станций для исследования Луны, Венеры и Марса, в том числе облет Луны с возвращением космического аппарата на Землю, доставка с Луны образцов лунного грунта и доставка на Луну первых луноходов.
В 1974 г. В.П.Глушко был назначен генеральным конструктором Научно-производственного объединения "Энергия", соединившем ОКБ, основанное В.П.Глушко, и КБ, руководимое ранее С.П.Королевым. Наряду с проводимыми под руководством В.П.Глушко текущими запусками орбитальных станций и космических кораблей, в НПО "Энергия" по его инициативе началась разработка новой ракетно-космической системы "Энергия" с грузоподъемностью более 100 т. Среди других задач, сверхтяжелый носитель "Энергия" по замыслу В.П.Глушко предназначался для обеспечения пилотируемых полетов на Луну и создания долговременной обитаемой базы на лунной поверхности.
Для новой ракеты-носителя был создан самый мощный в мире ЖРД РД-170. Первый запуск ракеты "Энергия" состоялся 15 мая 1987 г. В ноябре 1988 г. состоялся запуск ракетно-космической системы "Энергия-Буран" с возвращением и посадкой орбитального корабля "Буран" в автоматическом режиме.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 11 Января 2024, 16.01.04 | Сообщение # 190 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| 11 января 1957 г. 67 лет назад Руководством СССР принято решение о создании космодрома «Плесецк»
Свой День рождения российский космодром «Плесецк» отмечает ежегодно 15 июля, начиная с 1957 года. Но не многие знают, что в этот день было начато уже собственно формирование войсковой части, получившей кодовое имя «Ангара».
Решение же о создании этого секретного военного объекта, впоследствии ставшего известным космодромом «Плесецк», было принято за полгода до этого: 11 января 1957 года.
Об уровне секретности и особой важности создаваемого объекта говорит тот факт, что решение о его создании принималось на высшем партийном и правительственном уровне СССР. И не просто так. Объект «Ангара» должен был стать первой площадкой для пусков межконтинентальных баллистических ракет. Именно отсюда советский ракетный меч был способен «достать» до территории потенциального противника – США, разразись война во время Карибского кризиса.
В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века территория будущего космодрома росла, увеличилось число стартовых площадок, были возведены площадки для запуска космических объектов.
В первой половине 1960-х годов военное, правительственное и партийное руководство приняло решение об использовании структуры и возможностей полигона для запуска космических объектов. С той поры полигон используется как для исследования и запусков космических объектов, так и для работы по исследованию и испытаниям ракет.
В качестве космодрома «Плесецк» дебютировал в 1966 году, когда с него стартовал ракетоноситель «Восток-2». В том же году началась работа полигона по испытаниям отечественных стратегических ракетных комплексов.
С 1968 года «Плесецк» включился в реализацию космических программ международного масштаба. На протяжении 1970-1980-х годов космодром сохранял мировую пальму первенства по количеству запусков ракет в космос, занимая первое место и по отношению к не менее именитому брату «Байконуру».
После распада Советского Союза в 1991 году «Плесецк» стал единственным российским космодромом, а в трудные 1990-е уступил первое место по запускам «Байконуру».
Неоднократно менявший за свою историю название, ныне «Плесецк» – 1-ый Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации. Он занимает обширную площадь – примерно 1800 квадратных километров, находится на территории Архангельской области, а его географические координаты обеспечивают ему право считаться самым северным космодромом в мире.
По данным Роскосмоса, с 17 марта 1966 года по 27 декабря 2023 года с космодрома «Плесецк» выполнены 1 664 орбитальных пуска ракет-носителей, на околоземные орбиты выведены 2 146 космических аппаратов различного назначения, испытано и принято в эксплуатацию 10 типов ракет-носителей, 11 космических ракетных комплексов, 60 типов космических аппаратов, проведено около 500 пусков межконтинентальных баллистических ракет, испытано 13 ракетных комплексов.
«Плесецк» – это не просто большое количество стартовых площадок и центров по управлению полётами, а сложный современный научно-технический комплекс. На территории космодрома раскинулась одна из самых протяжённых железных дорог ведомственного подчинения, имеется развитая автодорожная сеть, аэродром. С административной точки зрения – это закрытое административно-территориальное образование, куда проезд осуществляется по специальным пропускам. Обслуживающий персонал с семьями проживает на территории города Мирный, который является административным и жилым центром космодрома.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 09 Марта 2024, 08.29.25 | Сообщение # 191 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Юрий Гагарин советский летчик-космонавт, первый космонавт Земли, Герой Советского Союза
9 марта 1934 90 лет назад — 27 марта 1968 56 лет назад
Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. На космическом корабле «Восток» он впервые в мировой истории совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полётов.
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Западной области (сегодня — в Смоленской области). Пошел в школу в 1941 году, но из-за немецкой оккупации лишь в 1943 году продолжил обучение. После переезда в город Гжатск закончил шестой класс и поступил в ремесленное училище.
В 1951 году Юрий поступил в индустриальный техникум Саратова. Он стал посещать аэроклуб, а уже через год совершил свой первый полет на самолете Як-18. В 1957 году он окончил Оренбургское училище летчиков. Пройдя медицинскую комиссию, в марте 1960 года стал одним из кандидатов в космонавты. После того, как выбор пал именно на него, в жизни Юрия Гагарина произошло величайшее событие.
12 апреля 1961 года корабль «Восток» с Гагариным на борту вышел в космос, сделав оборот вокруг Земли.
Благодаря Хрущеву, сразу после полета звание Гагарина было повышено со старшего лейтенанта до майора. Ему организовали пышную встречу в Москве. Затем Гагарин совершил несколько поездок по разным странам (Чехословакия, Болгария, Финляндия, Англия).
Впоследствии он был назначен старшим инструктором-космонавтом, а затем - командиром отряда космонавтов. С 1963 года был заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке и начальником отдела летно-космической подготовки, а также дублером космонавта корабля «Союз-1» – Владимира Комарова.
Также Гагарин активно участвовал и в общественно-политической жизни страны, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, членом ЦК ВЛКСМ, президентом Общества советско-кубинской дружбы, почётным членом Общества «Финляндия - Советский Союз».
Юрий Гагарин был необычайно популярной личностью не только в СССР, но и в мире. И сегодня люди помнят его обаятельную улыбку. Фактически он стал визитной карточкой страны и послом мира. Но он мечтал о небе. И полеты были возобновлены. Он стремился восстановить свою квалификацию летчика-истребителя.
Герой Советского Союза, Заслуженный мастер спорта СССР Юрий Алексеевич был награжден орденом Ленина, медалями и другими наградами, в том числе и иностранными.
27 марта 1968 года первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, совершая очередной плановый полет на самолете УТИ МиГ-15, на борту которого также был полковник Владимир Серегин, разбился вблизи деревни Новоселово Владимирской области. Оба летчика погибли. Урны с прахом Гагарина и Серегина были захоронены в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Город Гжатск и Гжатский район были переименованы в город Гагарин и Гагаринский район, именем космонавта названы улицы и проспекты во многих городах России, а также установлены памятники.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 18 Марта 2024, 18.53.15 | Сообщение # 192 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Мы были первыми! 18 марта 1965 года космонавт СССР Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Сообщение ТАСС от 18 марта 1965 года:
"Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо."
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 05 Апреля 2024, 17.54.59 | Сообщение # 193 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Севастьянов Виталий Иванович
• 8 июля 1935 - 5 апреля 2010 • (74 года)
День памяти Виталия Севастьянова...
5 апреля 2010 года скончался Виталий Иванович Севастьянов, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, депутат Государственной Думы первого — четвёртого (1993—2007) созывов, член фракции КПРФ.
Много лет подряд В. И. Севастьянов вёл на Центральном телевидении передачу «Человек. Земля. Вселенная». Он автор шести изобретений и одного открытия, избран академиком ряда зарубежных академий, в том числе Международной академии астронавтики.
Марка СССР «Полёт космического корабля „Союз-9“» (1970,
Почтовая марка СССР, «Полёт космонавтов П. И. Климука и В. И. Севастьянова на космическом корабле „Союз-18“», 1975,
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Пятница, 12 Апреля 2024, 06.57.43 | Сообщение # 194 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Волк Игорь Петрович
• 12 апреля 1937 - 3 января 2017 •
(79 лет)
12 апреля 1937 года родился Игорь Петрович Волк, летчик-космонавт, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза. Прославленный летчик Михаил Громов, говоря о летном мастерстве Волка, приводил такое сравнение:
«Насколько я летал лучше Нестерова, настолько Волк летает лучше меня!»
В космический отряд Волк был принят специально для подготовки космонавтов по программе «Буран», которая, к сожалению, так и не была реализована.
Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая и Игорь Волк на марке почты СССР, 1985 год
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
|
|
Sokol | Дата: Пятница, 26 Июля 2024, 19.02.29 | Сообщение # 197 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| 1925 - Первый пассажирский
26 июля 1925 года в Киеве состоялся первый полёт самолёт «К-1» конструкции Константина Алексеевича Калинина - первого отечественного пассажирского самолёта, рекомендованного к серийному выпуску. Эта машина дала начало развитию воздушного пассажирского флота в нашей стране.
После получения заказа на производство пяти серийных самолетов К-1 Калинин принял решение запустить производство с одновременной модернизацией самолета. Первые самолеты по новым проектам получили название К-2,К-3, К-4, и К-5.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 03 Августа 2024, 21.16.13 | Сообщение # 198 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Шонин Георгий Степанович
• 3 августа 1935 - 6 апреля 1997 • (61 год)
3 августа 1935 года родился Георгий Степанович Шонин - летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, участник первого группового полета трех пилотируемых кораблей ("Союз 6/7/8", октябрь 1969 г.), в ходе которого впервые в мире были осуществлены сварка в космосе и эксперимент "Факел" по обнаружению запусков баллистических ракет.
Шонин и Кубасов на почтовой марке СССР
11 октября — 16 октября 1969 участвовал в космическом полёте в качестве командира корабля «Союз-6» (бортинженер — Валерий Кубасов).
Продолжительность полёта составила 4 суток 22 часа 42 минуты 47 секунд. Полёт проходил одновременно с полётом космических кораблей «Союз-7» и «Союз-8».
Во время полёта впервые в мире были осуществлены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе на аппаратуре, разработанной в киевском Институте электросварки имени Е. О. Патона. Также был проведён эксперимент «Факел» по обнаружению запусков баллистических ракет.
Умер 6 апреля 1997 года от сердечной недостаточности.
Похоронен на кладбище села Леониха Щёлковского района Московской области
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
|
Sokol | Дата: Понедельник, 02 Сентября 2024, 09.19.54 | Сообщение # 200 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Глушко Валентин Петрович
• 2 сентября (20 августа) 1908 - 10 января 1989 • (80 лет)
2 сентября (20 августа) 1908 года родился Валентин Петрович Глушко - советский ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР. Генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран».
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 10 Сентября 2024, 22.47.19 | Сообщение # 201 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Евгений Хрунов советский летчик-космонавт, Герой Советского Союза
10 сентября 1933 91 год назад — 19 мая 2000 24 года назад
Евгений Хрунов вторым из космонавтов Советского Союза совершил выход в открытый космос. Среди коллег и друзей его в шутку называли космическим почтальоном, ведь осуществив уникальный переход с корабля на корабль, Хрунов передал командиру «Союза-4» Владимиру Шаталову, корреспонденцию, доставленную с Земли.
Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды район Тульской области, в большой крестьянской семье, где помимо Жени было еще пятеро сыновей и две дочки. С раннего детства, когда Евгений, как и многие его сверстники, наблюдали жестокие воздушные бои между советскими летчиками и фашистами в годы Великой Отечественной войны, в нем зародилась мечта о небе. С годами желание летать лишь окрепло.
В 1959 году Хрунов и Горбатко, успешно прошедшие врачебную комиссию, были зачислены в состав войсковой части 26266. В будущем на ее базе будет создан Центр подготовки космонавтов.
Первую и единственную экспедицию в космос Евгений Хрунов совершил в январе 1969 года. В качестве инженера-исследователя он стартовал на корабле «Союз-5», в котором вместе с ним находились Борис Волынов и Алексей Елисеев. Во время этого полета советские космонавты первыми в мире не только осуществили стыковку пилотируемых кораблей, но и перешли из «Союза-5» в «Союз-4», которым в тот момент управлял Владимир Шаталов. На этом корабле Елисеев и Хрунов и вернулись на Землю. Продолжительность космического полета составила без пятнадцати минут двое суток.
Через несколько дней после успешного завершения полета космонавт был награжден Медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и удостоен ордена Ленина.
Скончался Евгений Васильевич Хрунов 19 мая 2000 года в Москве, его похоронили на столичном Останкинском кладбище.
Память космонавта увековечена в райцентре Волово Тульской области и в донбасском городе Снежное, где в честь Евгения Хрунова были названы улицы. В родной школе покорителя космоса был открыт музей.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Вторник, 17 Сентября 2024, 11.10.16 | Сообщение # 202 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Циолковский Константин Эдуардович • 17 (5) сентября 1857 - 19 сентября 1935 • (78 лет)
17 (5) сентября 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории воздухоплавания, основоположник современной космонавтики.
Хотя Константин Эдуардович Циолковский и родился в России – ещё дореволюционной, Циолковским он стал лишь в СССР. Царской России, как и современной олигархической Россиянии никакой Космос был не нужен и даже вреден. Шанс для развития идей Циолковского дала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Захлестывающий Страну Советов энтузиазм строительства Нового Общества был неразделим для русского человека с мечтой о других мирах.
***
Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве.
Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки КА (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы ДУ); оптимальные траектории спуска КА при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих для ЖРД; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др.
Накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 12 Октября 2024, 12.44.14 | Сообщение # 203 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Все ждали поздравления Хрущева, но его не последовало...
12 октября 1964 года в СССР был осуществлен запуск первого в мире многоместного пилотируемого космического корабля "Восход-1" с экипажем в составе: В.М. Комаров, К.П. Феоктистов, Б.Б. Егоров.
Экипаж корабля "Восход-1" установил два абсолютных мировых рекорда: максимальной высоты космического полёта (408 километров) и максимальной массы (5320 килограммов), поднятой на такую высоту, и два мировых рекорда: дальность полёта (669784,027 километра) и продолжительность полёта (24 часа 17 минут 03 секунды) в категории многоместных космических кораблей.
В результате полёта "Восхода-1" был испытан новый многоместный пилотируемый космический корабль, проверены работоспособность и взаимодействие в полёте космонавтов-специалистов в различных областях науки и технике, проведены научные физико-технические исследования в условиях космического полёта, продолжено изучение влияния различных факторов космического полёта на человеческий организм и выполнены расширенные медико-биологические исследования в условиях суточного полёта. Этот полёт положил начало новому этапу в развитии космической техники, в космических исследованиях, поскольку на многоместных кораблях появилась возможность проводить комплексные научно-технические и медико-биологические исследования.
Полет многоместного советского космического корабля вызвал огромный резонанс во всем мире. В то же время из-за секретности не был опубликован даже внешний вид ни ракеты, ни нового корабля, что вызвало самые невероятные домыслы. Известный американский сенатор-«ястреб» Барри Голдуотер даже назвал «Восход» прототипом советского «космического линкора».
13 октября в восемь утра Королев решил доложить Хрущеву о завершении полета... Это был последний разговор С.П. Королева с Н.С. Хрущевым, которого бывшие «соратники» отстранили от управления страной через несколько часов.
Все ждали поздравления Первого секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Н.С.Хрущева, но его не последовало. 14 октября стало известно о смещении Н.С. Хрущева. Госкомиссия улетела в Москву, а космонавты остались на полигоне ждать особого приглашения. Только на пятый день состоялась их торжественная встреча в Москве.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Воскресенье, 03 Ноября 2024, 07.07.20 | Сообщение # 204 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| 1957 - 3 ноября 1957 года в СССР совершен запуск космического аппарата «Спутник-2» с собакой Лайкой на борту - первым земным существом в космическом пространстве.
Цель этого запуска состояла в том, чтобы «определить саму возможность пребывания живых существ на высотах до 100–110 км после заброса их туда с помощью ракет, последующего катапультирования и спуска на парашюте».
Несмотря на то, что собака прожила на орбите всего несколько часов (она умерла от перегрева и повышенного стресса), пребывание ее в космосе подтвердило, что живые организмы способны переносить условия невесомости. «Спутник-2» совершил 2 570 оборотов вокруг Земли и сгорел в атмосфере 14 апреля 1958 года.
Английское общество защиты животных направило Хрущеву протест против жестокого обращения с животными. Особенно тяжело было тем людям, которые готовили Лайку к полету, кормили, играли и гуляли с ней… Оставалось утешаться тем, что полученные медико-биологические данные дали бесценный материал для подготовки организма человека к космическому полету.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Четверг, 21 Ноября 2024, 10.25.11 | Сообщение # 205 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| 1935 - Мировой рекорд наш! 21 ноября 1935 года советский летчик В.К. Коккинаки достиг высоты 14 575 метров и побил мировой рекорд высотного полета на самолете с открытой кабиной.
21 ноября 1935 года советский лётчик Владимир Константинович Коккинаки на истребителе И-15 установил абсолютный мировой рекорд высоты полёта — 14 575 метров над уровнем моря.
Этот полёт потребовал специальной подготовки лётчика и самолёта, а также максимального облегчения конструкции с установкой высотного двигателя.
Рекорд остался неофициальным, поскольку на тот момент СССР не входил в Международную авиационную федерацию (FAI).
Дальнейшим развитием И-15 стали И-15 бис и И-153 «Чайка»
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Sokol | Дата: Суббота, 23 Ноября 2024, 20.50.11 | Сообщение # 206 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25286
Статус: Отсутствует
| Владислав Волков советский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза
23 ноября 1935 89 лет назад — 30 июня 1971 53 года назад
Путь по жизни был прям и ясен: Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе, одновременно с учебой в институте — аэроклуб, после которого он получил удостоверение спортсмена–авиатора.
После института Волков поступил на работу в КБ Королева. Участвовал в создании многих образцов космической техники, в том числе космических кораблей Восток и Восход.
В 1966 году он был зачислен в отряд космонавтов. Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Союз.
12–17 октября 1969 года Волков совершил свой первый космический полет как бортинженер корабля Союз-7. По возвращению продолжил подготовку в отряде космонавтов. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года).
В июне 1971 года совершил свой второй космический полет в качестве бортинженера космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. В экипаж корабля входили три космонавта: Волков, Добровольский и Пацаев. При возвращении на Землю 30 июня 1971 года экипаж погиб в результате нарушения герметичности спускаемого аппарата.
Урны с прахом героически погибших космонавтов замурованы в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |