Модератор форума: Sokol, Рашид56  
Географические открытия в филателии
SokolДата: Воскресенье, 04 Июля 2021, 08.47.53 | Сообщение # 301
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
4 июля 1819 г.
Из Кронштадта в кругосветное плавание отправились шлюпы «Восток» и «Мирный»

Первая русская антарктическая экспедиция — морское плавание Беллинсгаузена и Лазарева в воды Южного океана с целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды.


Для экспедиции снаряжалось два корабля — шлюп Мирный и шлюп Восток. «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым для предстоящей экспедиции, показал свои блестящие качества.

Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Корпус «Востока» оказался слабым для плавания в полярных льдах, и его приходилось неоднократно укреплять и ремонтировать в ходе экспедиции. К концу экспедиции состояние шлюпа оказалось настолько плачевным, что побудило Беллинсгаузена прекратить экспедицию на месяц раньше и принять решение о возвращении.

















Выйдя 4 июля 1819 из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг, обогнув юго-западный берег острова Южная Георгия, открытого Куком. От острова Южная Георгия экспедиция пошла на восток к так называемой Земле Сандвича. Обошли её с восточной стороны и установили, что это архипелаг, поэтому решили переименовать «землю» в Южные Сандвичевы острова. В группе этих островов были открыты остров Лескова, названный в честь участника экспедиции лейтенанта Лескова, остров Завадовского, названный в честь капитан-лейтенанта Завадовского и остров Торсона. Группа из трёх вновь открытых островов была названа в честь тогдашнего морского министра островами Маркиза де Траверсе. Затем суда повернули на восток.

16 (27) января 1820 г. экспедиция открыла Антарктиду, приблизившись к ней в точке 69° 21’ 28" ю.ш. и 2° 14’ 50" з.д. 21 января (2 февраля) участники вторично видели берег, а 5 и 6 февраля экспедиция подошла почти вплотную к береговым обрывам ледового материка. Затем, на время антарктической зимы, когда ледовая обстановка осложнилась, суда отправились в плавание по Тихому океану, где было открыто несколько новых островов.

С наступлением антарктического лета экспедиция вернулась в полярные широты. В январе 1821 г. обходя антарктический материк со стороны западного полушария, сделали еще ряд географических открытий. Был открыт остров Петра I, названный в честь основателя российского военного флота, но подойти к нему близко мешали льды, поэтому высадка на остров не состоялась. Экспедиция увидела протяженный гористый берег, частично не покрытый льдом. Он получил название Земля Александра I. Затем достигли Южных Шетландских островов и нанесли их на карту. Продвигаясь к северо-востоку, открыли три островка, названные острова Три Брата, остров Рожнова, остров Михайлова, остров Мордвинова, остров Шишкова.

От Южных Шетландских островов взяли курс на Рио-де-Жанейро, а оттуда — через Атлантический океан в Европу. «Восток» и «Мирный» вернулись в Кронштадт 24 июля 1821 года, пробыв в плавании 751 день. Для торжественной встречи экспедиции в Кронштадт прибыл император Александр I. Участники плавания были отмечены орденами, повышениями в званиях и иными поощрениями.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 02 Августа 2021, 13.28.21 | Сообщение # 302
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
2 августа 2007 г.
Спуск российских учёных на дно Ледовитого океана в районе Северного полюса


Арктика-2007 — российская научно-исследовательская экспедиция к Северному полюсу 2007 года, в ходе которой впервые в истории люди достигли дна в точке географического северного полюса. Её целью было в том числе доказать, что хребет Ломоносова является продолжением Сибирской континентальной платформы, что в соответствии с международным морским правом позволит России включить его в состав своего континентального шельфа и получить эксклюзивное право разрабатывать находящиеся на его территории полезные ископаемые. Соответствующий запрос был направлен в ООН 10 декабря 2001 года. Также Россия претендует на хребет Менделеева, обследованный в ходе экспедиции «Арктика-2005».

Согласно объявленным в августе-сентябре 2007 года предварительным результатам исследований, доказательства принадлежности хребта Ломоносова российскому шельфу были получены.

2 августа в точке Северного полюса были совершены погружения в двух аппаратах «Мир».







Экипаж аппарата «Мир-1»:

пилот — доктор технических наук Анатолий Сагалевич;
доктор географических наук, заслуженный полярник, президент Российской ассоциации полярников, Герой Советского Союза Артур Чилингаров
депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук, Владимир Груздев;
Экипаж аппарата «Мир-2»:

пилот — Евгений Черняев,
гражданин Швеции, почётный полярник России Фредерик Паулсен,
гражданин Австралии, владелец туристической компании «Deep Ocean Expeditions» Майк МакДауэлл.
«Мир-1» начал погружение в 9:28 по московскому времени и в 12:08 достиг дна океана на глубине 4 261 м. «Мир-2» начал погружение в 9:47 и в 12:35 достиг дна на глубине 4 302 м на расстоянии 500 м от Мира-1. Давление на дне 430 атмосфер. Аппараты отобрали пробы грунта и воды. В 13:46 оба аппарата начали всплытие, в 18:08 поверхности достиг «Мир-1», в 19:15 — «Мир-2».

«Мир-1» установил на дне флаг России, выполненный из титанового сплава в ОКБ «Факел», а также оставил капсулу с посланием потомкам и флагом партии «Единая Россия».


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 03 Августа 2021, 15.32.33 | Сообщение # 303
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
3 августа 1958 г. 63 года назад
Впервые в истории подводная лодка достигла Северного полюса


Американская подлодка «Наутилус» (USS Nautilus (SSN-571)) стала первой подводной лодкой, достигшей Северного полюса. К тому же «Наутилус» — и первая в мире атомная подводная лодка.

Не считая абсолютно новой энергетической установки, она имела обычную конструкцию. На испытаниях были установлены многие рекорды, включая переход под водой на 1400 миль (2250 км) за 90 часов при скорости 20 узлов.

23 июля 1958 года с секретным заданием под кодовым названием «Операция Солнечный свет» подлодка вышла из гавани Перл-Харбор.





3 августа 1958 года «Наутилус» впервые достиг Северного полюса под водой. Задача была выполнена в 11 часов 15 минут вечера, когда командир лодки Уильям Андерсон объявил 116 членам экипажа, что они находятся на полюсе Земли.

В мае 1959 года «Наутилус» прибыл на военно-морскую верфь Портсмут для первой реконструкции, а также для перезагрузки ядерного топлива. После завершения ремонта в августе 1960 года он был приписан к Шестому американскому флоту и стал первой атомной лодкой на Средиземном море.

В последующие годы «Наутилус» принимал участие в различных военно-морских учениях и испытательных программах. Ее последний поход завершился 26 мая 1979 года, а в марте 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота. Сейчас подлодка стоит в американском порту Гротон у мемориального причала.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 18 Августа 2021, 12.07.17 | Сообщение # 304
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
День географа в России

18 августа 2019 года впервые в России официально был отмечен День географа – новый профессиональный праздник. Он был учреждён благодаря инициативе Русского Географического Общества, поддержанной Президентом страны Владимиром Путиным.


В качестве даты празднования был выбран день учреждения Русского географического общества: (6) 18 августа 1845 года император Николай I утвердил временный Устав этой организации.

Россия дала миру имена таких выдающихся учёных, путешественников и исследователей, как: И.Ф. Крузенштерн, Ф.П. Литке, В.Я. Струве, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, В.И. Даль, Ф.П. Врангель, М.Н. Муравьёв, Г.П. Гельмерсен, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Г.И. Невельской, П.А. Кропоткин, В.А. Обручев и многих других.































Именно эта дата – 18 августа, и стала, начиная с 2019 года, официальным Днём географа в России после подписания соответствующего Приказа министром экономического развития.

С тех пор профессиональный праздник отмечают люди многих профессий и специальностей. Не только учёные-географы, но и люди многих смежных по своей специфике с географией профессий: научные работники, преподавательский состав школ и ВУЗов, работники министерств и ведомств, рабочие и служащие, исследователи-полярники и многие другие.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
Sergey_KДата: Среда, 18 Августа 2021, 17.44.24 | Сообщение # 305
Группа: Старейшина
Сообщений: 1588
Статус: Отсутствует


Сергей Коробов
Бжег : в/ч 36619 1985-1989
Жагань: в/ч 95991 1989-1990
 
SokolДата: Четверг, 26 Августа 2021, 18.04.45 | Сообщение # 306
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
26 августа 1451 570 лет назад родился
Христофор КОЛУМБ
/Cristoforo COLOMBO, Cristobal COLON, Christophorus COLUMBUS/
(1451 — 21.5.1506),
мореплаватель.


Колумб (Христофоро Коломбо) родился в Генуе в семье ткача-шерстянщика, который одновременно торговал сыром и вином. О материальном положении семьи и о не совсем честном характере отца мореплавателя Доменико Коломбо говорит конфуз, случившийся на свадьбе сестры Христофоро Бьянкинетты. Зять, торговец сыром, обвинил Доменико в том, что тот не отдает приданое, обещанное за дочерью. Нотариальные акты того времени подтверждают, что положение семьи действительно было удручающим. Особенно крупные разногласия с кредиторами возникли из-за дома, где они поселились через четыре года после рождения Христофоро.





Хотя Христофоро провел детство за отцовским ткацким станком, интересы мальчика были направлены в другую сторону. Наибольшее впечатление на ребенка производила гавань, где толкались и перекликались люди с разным цветом кожи, в бурнусах, кафтанах, европейском платье. Христофоро недолго оставался сторонним наблюдателем. Уже в 14 лет он плавал юнгой в Портофино, а позже и на Корсику. В то время на лигурийском побережье распространенной формой торговли был натуральный обмен. Доменико Коломбо тоже участвовал в нем, а сын помогал: сопровождал маленькое с латинской оснасткой судно, груженное тканями, в лежащие рядом торговые центры, а оттуда доставлял сыр и вино.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 30 Августа 2021, 17.52.18 | Сообщение # 307
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
30 августа 1873 г.
Открыт необитаемый арктический архипелаг, который был назван Землей Франца-Иосифа


В 1872 году австрийская экспедиция под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровом судне «Тегетгофф» отправилась на поиски Северо-восточного прохода – кратчайшего морского пути между Европейской частью России и Дальним Востоком.

Однако корабль был затёрт льдами к северо-западу от Новой Земли, а 30 августа 1873 года причалил к берегам неизвестной земли, которая оказалась обширным архипелагом. Ученые дали новооткрытой земле имя австрийского императора Франца Иосифа I.





В 1936 году на острове Рудольфа была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс, а на острове стала действовать полярная станция. Ныне земля Франца Иосифа, состоящая из 191 острова общей площадью шестнадцать тысяч квадратных километров и на девяносто процентов покрытая вечными льдами, входит в состав Архангельской области России.

В 2008 году в ходе экспедиции на атомном ледоколе «Ямал» был открыт новый остров в юго-западной части архипелага – Нортбрук. Новый географический объект назвали Юрий Кучиев, в честь арктического мореплавателя.





Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 04 Сентября 2021, 17.33.00 | Сообщение # 308
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛЕДОКОЛАХ «ТАЙМЫР» И «ВАЙГАЧ» ОТКРЫЛА СЕВЕРНУЮ ЗЕМЛЮ
4 сентября 1913


22 августа (4 сентября) 1913 г. экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла Землю Николая II (Северная Земля) и остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр).











Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) была сформирована во Владивостоке в августе 1910 г. В её состав были включены специально построенные для этих целей на Невском заводе в Петербурге в 1909 г. два транспорта ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач» — водоизмещением 1,5 тыс. т каждый и мощностью машин в 1,2 тыс. л.с. Начальником экспедиции был назначен опытный гидрограф Иван Семёнович Сергеев.

Основная цель экспедиции: разведать Северный морской путь и пройти по нему через шесть арктических морей с востока на запад — из Владивостока в Архангельск, чего прежде еще никому не удавалось сделать. Вместе с тем экспедиция преследовала и другие цели: проведение гидрографических и гидрометеорологических работ, исследование и нанесение на карту арктического побережья Российской империи.

В октябре 1909 г. корабли вышли в поход и в июле следующего года прибыли во Владивосток. Сразу же начались исследовательские работы. Первый поход «Таймыр» и «Вайгач» совершили летом — осенью 1910 г. в районе мыса Дежнёва. Сильные снегопады помешали проведению работ, и экспедиция возвратилась во Владивосток.

В 1911 и 1912 гг. экспедиция изучала Восточно-Сибирское и Чукотские моря. В 1912 г. «Таймыр» и «Вайгач» прошли на запад до бухты Тикси. Были описаны Медвежьи и Новосибирские остров, часть материкового побережья.

Во время похода 1913 г. тяжело заболел И. С. Сергеев. Экспедицию возглавил старший лейтенант Б. А. Вилькицкий, командир «Таймыра».

Ранним утром 21 августа (3 сентября) 1913 г. на 78°24' северной широты, 106°22' восточной долготы вахтенные офицеры на двух судах почти одновременно внесли в судовые журналы одинаковую запись: «По носу на горизонте виднеется земля». Ледоколы, сколько позволял лёд, прошли вдоль берега земли, видимая её часть была нанесена на карту.

22 августа (4 сентября) 1913 г. на мысе Берга (80°с.ш.) был зачитан приказ начальника экспедиции об открытии новых земель и присоединении их к России и под оружейные залпы на берегу был поднят русский флаг — открытая земля официально была присоединена к России.

17 (30) ноября 1913 г. во владивостокской газете «Далёкая окраина» была помещена фотография личного состава экспедиции с текстом, в котором значилось, что сами участники экспедиции определили открытую ими сушу как большой остров и собирались назвать его Тайвай в честь кораблей «Таймыр» и «Вайгач». Но «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: присвоить земле, расположенной к северу от мыса Челюскин наименование: "Земля Императора Николая II"; острову, лежащему к северу от того же мыса, — "Остров Цесаревича Алексея" и островку к юго-востоку от острова Беннета — "Остров Генерала Вилькицкого"».

Эти названия существовали на картах страны более десяти лет и лишь 11 сентября 1926 г., Президиум ЦИК СССP переименовал Землю Императора Николая Второго в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея — в Малый Таймыр.



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 13 Сентября 2021, 15.02.45 | Сообщение # 309
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
13 сентября 1881 г. 140 лет назад родился
Рудольф (Рувим) Лазаревич САМОЙЛОВИЧ
(1881, Азов — 4.3.1939, Москва),
полярный исследователь, участник 21 арктической экспедиции, директор Всесоюзного Арктического института, начальник экспедиции на ледоколе «Красин» по спасению экипажа потерпевшего бедствие дирижабля «Италия», совершавшего под командой Умберто НОБИЛЕ полет к Северному полюсу. После ставшей последней полярной экспедиции дважды орденоносец был отправлен в черноморский санаторий на Кавказе, уже там арестован и после этого бесследно исчез. Только в 1957 году ученый был полностью реабилитирован, его имя вернулось на карты.












Исследования, проведённые под руководством Самойловича позволили открыть для СССР новые , арктические территории (один из островов архипелага Северная Земля (Земля Николая II) был назван островом Самойловича). На Шпицбергене до сих пор ведётся добыча полезных ископаемых, найденных и закреплённых за Советским Союзом экспедициями Самойловича.

Труды Рудольфа Лазаревича окончательно закрепили за Россией Землю Франц-Иосифа и Новую Землю. Но Советская родина ответила стандартной для тех времён благодарностью: враг народа, немецкий, французский и польский (!!!!) шпион. Прилетела таки ответка за учёбу в Германии, полёты на немецком дирижабле и спасение немецкого парохода. До сих пор не известно, когда Самойлович погиб: то ли в 1938 (у жены перестали принимать передачи), то ли в 1940… На долго его имя было вычеркнуто из истории.

В 1957 году учёный был полностью реабилитирован. В 1965 на географических картах снова появился остров Самойловича, а позже в память об этом «страшном враге Советской власти» были названы пролив и ледник на Земле Франца-Иосифа, и полуостров в Антарктиде. Такие вот дела…


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 20 Сентября 2021, 12.31.29 | Сообщение # 310
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
20 сентября 1519 г. 502 года назад
Фердинанд Магеллан отправился в кругосветное путешествие


20 сентября 1519 года мореплаватель Фернан Магеллан отбыл из порта Санлукар-де-Баррамеда (Испания) во главе флотилии из пяти судов («Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория») по направлению к Рио-де-Жанейро. Он, как и Колумб, был сторонником идеи, что Земля круглая, следовательно, путешествие на запад приведет на восток.

Продвигаясь к югу, Магеллан открыл все атлантическое побережье Южной Америки. При пересечении Атлантики мореплаватель впервые использовал свою систему сигнализации, и корабли его флотилии ни разу не потеряли друг друга из виду. К тому времени в экспедиции остались только 3 корабля, на которых Магеллан обогнул Америку с юга по открытому им проливу, и вышел в океан, который потом назвал Тихим, поскольку за все 4 месяца плавания в его водах не случилось ни одного шторма.

Путешествие становилось все более трудным, на кораблях начались голод и цинга, многие умирали. Пересекая океан, они прошли более 17 000 км. Магеллан ежедневно вел наблюдения и составлял карту.





Вскоре Магеллан достиг ранее не известных Филиппинских островов (1521), где вмешался в распри местных племен и погиб в одной из стычек с туземцами. Оставшиеся в живых члены экипажа сбежали на свои корабли и продолжили движение на запад. В Испанию вернулись только два судна. В сентябре 1522 года «Виктория» завершила кругосветное путешествие, чуть позже вернулся «Тринидад». На нем привезли столько пряностей, что их продажа компенсировала потерю остальных кораблей.

Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий 16 века: отправившиеся на запад экспедиции, вернулись обратно с востока и доказали таким образом, что Земля имеет форму шара; впервые европейцы пересекли самый большой из океанов – Тихий, открыв проход из Атлантики. Кроме того, экспедиция выяснила, что большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и пролив.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
Sergey_KДата: Понедельник, 20 Сентября 2021, 17.11.05 | Сообщение # 311
Группа: Старейшина
Сообщений: 1588
Статус: Отсутствует
За 1080 суток первого в истории кругосветного путешествия было пройдено 42 280 морских миль, или 85 700 километров. Интересно, что даже тех немногих товаров, что удалось сохранить в трюмах самого маленького из кораблей Магеллана, хватило, чтобы окупить всю экспедицию и даже получить прибыль в четыре процента. 6 сентября 1522 года командир «Виктории» Тидоре Эльконо написал в своем отчете королю Испании: "Довожу до сведения Вашего Величества, что мы нашли камфору, корицу и жемчуг. Покорнейше просим оценить по заслугам тот факт, что мы совершили кругосветное плавание. Отплыв на запад, мы возвратились с востока..."




Сергей Коробов
Бжег : в/ч 36619 1985-1989
Жагань: в/ч 95991 1989-1990
 
SokolДата: Вторник, 21 Сентября 2021, 08.48.31 | Сообщение # 312
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
20 сентября 1778 г. родился
Фаддей Фаддеевич БЕЛЛИНСГАУЗЕН
(1778 — 25.1.1852),
мореплаватель, участник первого русского кругосветного плавания (1803—1806), руководитель 1-й антарктической экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», во время которой был открыт Белый континент (1820).


Его отец Фабиан в Семилетнюю войну сражался на русской стороне против пруссаков. Празднуя окончание войны, он познакомился в Риге с дочерью эскадронного командира, полюбил ее и увез в свою мызу на остров Эзель (ныне Сааремаа). У них родились два сына, которых, когда подросли, отправили к брату в Аренсбург (Курессааре), где была единственная на весь остров школа. Новая беременность оказалась неожиданной, дав жизнь третьему сыну, жена Фабиана скончалась. Сыну досталось отцовское имя вкупе со вторым — Готлиб, то есть «Богом любимый». Мальчишке не было и 10 лет, когда не стало отца. Сначала приютил дядя, а в 11 он был принят в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Не зря ведь Беллинсгаузен как–то сказал про себя: «Я родился среди моря, и я не могу жить без моря, как рыба не может жить без воды».





Когда Россия задумала совершить походы в Арктику и к Южному полюсу, во главе второй экспедиции собирались поставить опытного мореплавателя Макара РАТМАНОВА, но он тогда сильно болел. Другой кандидат, Василий ГОЛОВНИН, находился в плавании. Назначение Беллинсгаузена прошло всего за два месяца до отправки экспедиции, потому вся тяжесть ее подготовки легла на плечи Михаила ЛАЗАРЕВА. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» — Лазарев. На самом деле это были суда разных классов, «Мирный» был переделан из тихоходного транспорта «Ладога». Да и к плаванию в суровых водах оба были плохо приспособлены, хотя их днища для прочности обшили медными листами. Беллинсгаузен сразу учел опыт первой кругосветки, когда амбиции командиров едва не стоили успеха экспедиции. Главным требованием стало ни за что не разлучаться друг с другом, так как в неизбежные туманы и непогоды иначе никак не оказать помощи друг другу и не одолеть стихию. Капитан также приказал не брать в плавание линьки — короткие веревки с узлом на конце, которыми наказывали провинившихся матросов. Это была мера доверия, чтобы работали на совесть, а не из принуждения.

Первые виденные русскими моряками айсберги, первые пингвины (вот такая смешная запись в дневнике одного из участников экспедиции: «Эти твари нас за людей не считали, не уступали дороги, дрались ластами, хлеща как плетью. Особенно злобствовали меньшие»), и, главное, открытие Белого континента — Антарктиды. Случилось это 28 января 1820 года. За время плавания экспедиция не потеряла ни одного человека и не имела больных. Имена ее участников навсегда вписаны в историю человечества, а у побережья Антарктиды есть море Беллинсгаузена.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 22 Сентября 2021, 11.46.47 | Сообщение # 313
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
22 сентября 1784 г.
Григорий Шелихов основал на острове Кадьяк первое постоянное поселение русских в Америке


В середине августа 1783 года Шелихов вошел в компаньонство с братьями Голиковыми, с которыми отправился к берегам Аляски на трех кораблях, численность команды которых составляла 192 человека. Спустя месяц, пройдя Берингов остров, прибыли в Новый Свет, потеряв один из кораблей, сделали остановку на острове Уналашка.





22 июля 1784 года экспедиция пристала к острову Кадьяк в гавани, которую Шелехов назвал Трехсвятительской. Здесь он основал первое поселение. Русские пушные промышленники, которые уже посещали эти места, отговаривали Шелихова от основания здесь поселений, так как незадолго до этого местные жители убили целую группу русских охотников. Однако Шелихов не послушался их и основал первое поселение на острове Кадьяк. Колонизация материка по соображениям безопасности откладывалась.

Григорий вместе со своими людьми устроил массовую резню местного населения, убив от 500 до 2500 эскимосов, в ответ на оказывавшееся ранее прибывшим русским вооружённое сопротивление. После резни Шелихов захватил в плен более тысячи человек.

Шелихов контролировал строительство с 1790 года. В 1791 году Шелихов основал «Северо-Восточную компанию», которая в 1799 году была преобразована в Русско-Американскую торговую компанию. В 1788 году был награждён золотой медалью и серебряной шпагой «за открытие островов в Восточном океане».


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
Sergey_KДата: Среда, 22 Сентября 2021, 18.25.04 | Сообщение # 314
Группа: Старейшина
Сообщений: 1588
Статус: Отсутствует
Музей Г.И. Шелехова в г. Шелехов Иркутской области на ХМК+СПШ 2003 г.



Сергей Коробов
Бжег : в/ч 36619 1985-1989
Жагань: в/ч 95991 1989-1990
 
SokolДата: Вторник, 28 Сентября 2021, 19.09.23 | Сообщение # 315
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
28 сентября 1797 г. родился
Федор Петрович ЛИТКЕ
(1797 — 20.8.1882),
граф, мореплаватель — исследователь Арктики, президент Российской академии наук.










Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 10 Октября 2021, 08.48.10 | Сообщение # 316
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
Владимир Обручев
русский и советский геолог, географ, писатель

10 октября 1863
158 лет назад

19 июня 1956
65 лет назад


Владимир Афанасьевич Обручев родился (28 сентября) 10 октября 1863 года в селе Клепенино Тверской губернии. Отец его был пехотным офицером, принимал участие в Крымской кампании и в войне на Кавказе. Мать – дочерью немецкого пастора из Ревеля. Так что сын перенял от родителей не только исконно русские, но и немецкие качества. Характер получился интересным: упорство и усидчивость, энергия и обстоятельность соединились в нем самым оптимальным образом.

Страсть к путешествиям, привитая книгами Жюля Верна и Фенимора Купера, привела его к поступлению в горный институт, а там – к выбору профессии геолога. В то время в России геология не представлялась перспективной областью, на всю страну было всего семь (!) штатных геологов, которые составляли так называемый русский Геологический комитет. Упрямый Владимир Обручев твердо решает променять тишь заводской конторы и уют небольшой квартиры на пыльную одежду, грязь, бездорожье и романтику путешествий нехоженых троп и горных кряжей. И добивается своего. Его направляют в 1886 году в первую экспедицию в Каракумы.





В 1888 году он едет работать в Сибирь – в Иркутске открылась штатная должность геолога при Горном управлении и ему представилась возможность ее занять. После первых экспедиций по окрестностям Обручев начинает работу, которую вел всю жизнь и завершил, будучи академиком. Его пятитомная «История геологического исследования Сибири» была издана в 1949 году и была отмечена Государственной премией СССР.

После опубликования серии статей об исследованиях Закаспийской области, он получает несколько наград и избирается действительным членом Русского географического общества. А после большого двухгодичного путешествия (1892 – 1894) в качестве геолога в Китай и Южный Тибет в составе большой научной экспедиции, где было пройдено в общей сложности 13 625 километров, Обручев уже становится довольно известным в научном мире России.

К началу 20 века Обручев подошел, имея в своем багаже десяток опубликованных работ, место преподавателя геологии в Томском технологическом институте, репутацию известного путешественника и исследователя Сибири, Средней Азии и Китая. В дальнейшем ему были присвоены множество званий, премий и наград.

В 1914 году Обручев в журнале «Природа» начинает публиковать научно-популярные статьи по геологии, рассчитанные на массового читателя. С помощью этих эссе он хочет привлечь молодых людей к романтике его горячо любимой профессии. Тогда же он начинает писать два своих научно-фантастических романа «Земля Санникова» и «Плутония», которые были опубликованы десятилетие спустя. Его творчество не осталось незамеченным, и сегодня как писателя его знают именно по «Земле Санникова».

Владимир Афанасьевич Обручев прожил достойную жизнь и скончался в возрасте 92 лет 19 июня 1956 года в Москве.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 12 Октября 2021, 05.46.20 | Сообщение # 317
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
12 октября 1492 г. 529 лет назад
Экспедиция Христофора Колумба достигла острова Сан-Сальвадор (официальная дата открытия Америки)


Опираясь на античное учение о шарообразности Земли и неверные расчеты ученых 15 века, Христофор Колумб составил проект западного, по его мнению, кратчайшего морского пути из Европы в Индию.

В 1485 году, после того как португальский король отверг его проект, Колумб перебрался в Кастилию, где при поддержке главным образом андалусских купцов и банкиров добился организации под своим руководством правительственной океанской экспедиции.

Картина Д.Пуэбло «Высадка Колумба в Америке» (1862)


Эта экспедиция (1492-1493) в составе 90 человек на судах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья» вышла из Палоса 3 августа 1492 года, от Канарских островов повернула на Запад, пересекла Атлантический океан в субтропическом поясе и достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, где высадилась 12 октября 1492 года (официальная дата открытия Америки).



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
Sergey_KДата: Среда, 13 Октября 2021, 00.55.44 | Сообщение # 318
Группа: Старейшина
Сообщений: 1588
Статус: Отсутствует
12 октября Испания отмечает свой национальный праздник – Dia de Hispanidad (День испанского народа) — день испаноязычного мира (в это обширное сообщество входят 23 нации и около 472 млн. людей, проживающих в Америке, Африке, Азии, Европе и Океании.).


В этот день, 12 октября 1492 года, Христофор Колумб, отправившийся искать «другой путь в Индию», высадился вместе со своей командой на острове Гуанахани, входящем в архипелаг, который сегодня известен под названием Лукайя (Багамские острова). Испанский мореплаватель назвал эту землю островом Сан-Сальвадор – именно данный акт в Испании «считается моментом установления культурных связей пиренейского королевства с народами Америки»…


И ещё деталь… В 1723 году Папа Римский Иннокентий XIII распорядился чествовать 12 октября во всех испанских церквях Богоматерь Со Столба, объявленную покровительницей Испании. Согласно церковным преданиям в начале новой эры на высоком столбе в Сарагосе неожиданно возникла Пречистая Дева Мария, призвав построить христианский храм и обещав за это всевозможные чудеса. Это явление Богоматери получило название «Nuestra Señora del Pilar», а испанское слово «pilar» - столб, колонна – со временем превратилось в одно из самых распространенных женских имен в испаноязычном мире (Мария дель Пилар).


Сергей Коробов
Бжег : в/ч 36619 1985-1989
Жагань: в/ч 95991 1989-1990


Сообщение отредактировал Sergey_K - Среда, 13 Октября 2021, 00.57.04
 
SokolДата: Воскресенье, 17 Октября 2021, 13.50.22 | Сообщение # 319
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
17 октября 1740 г. 281 год назад
Участниками экспедиции Витуса Беринга основан Петропавловск-Камчатский


Первая Камчатская экспедиция Беринга, завершившаяся в 1730 году, была первой в России морской научной экспедицией. В ходе экспедиции была произведена инструментальная съёмка западного побережья моря (которому впоследствии будет присвоено имя Беринга) на протяжении более чем 3500 км. Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, как отмечают специалисты, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.

















В 1733 году Берингу было поручено возглавить вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик.

Лишь осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, где (6) 17 октября 1740 года и было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки – город Петропавловск-Камчатский.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Понедельник, 29 Ноября 2021, 10.30.43 | Сообщение # 320
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
29 ноября 1870 г. 151 год назад
Началось первое путешествие Николая Пржевальского по Центральной Азии


Путешествия Николая Пржевальского начались с командировки в Восточную Сибирь в 1867 году. За два года он провёл топографическую съёмку местности реки Уссури, сделал метеорологические наблюдения, составил полное описание Уссурийского края, внес существенные поправки в географическую карту и приобрел ценный экспедиционный опыт.

29 ноября 1870 года Пржевальский отправился в первое путешествие по Центральной Азии, в её малоизвестные области. Он совершил путешествия в Монголию и Северный Тибет, о чём мечтал.

Первым из европейцев Пржевальский достиг озера Лобнор, открыл неизвестный ранее хребет Алтындаг и определил точную границу Тибетского нагорья, установив, что его начало на 300 км севернее, чем считалось ранее. Но проникнуть вглубь этой загадочной для европейцев страны ему не удалось.









Зато русский землепроходец достиг заветного нагорья. Это было самое плодотворное его путешествие, увенчавшееся многими открытиями – был детально изучен водораздел между Хуанхэ и крупнейшей в Китае рекой Янцзы.

На карту Пржевальский нанес неизвестные ранее хребет Колумба, хребет Московский, хребет Русский, одну из вершин последнего он назвал Кремль. Впоследствии в этой горной системе появился хребет, увековечивший имя самого Пржевальского.

В ходе всех экспедиций Пржевальский сделал открытия, которые могли бы принести славу любому зоологу или ботанику. Он описал дикую лошадь (лошадь Пржевальского), дикого верблюда и тибетского медведя, несколько новых видов птиц, рыб и пресмыкающихся, сотни видов растений...

В 1888 году исследователь вновь отправляется в Тибет, чтобы достигнуть своей цели – проникнуть в Лхасу. Но завершить экспедицию ему не удалось. 1 ноября Николай Михайлович Пржевальский скончался от брюшного тифа на берегу озера Иссык-Куль.

Перед смертью он завещал похоронить его здесь же, на берегу озера, в походной форме. Друзья выполнили последнюю волю выдающегося ученого и путешественника. К могиле Пржевальского ведут десять вырубленных в скале ступеней, по числу совершенных им путешествий.

На могиле Пржевальского в Караколе воздвигнут памятник, а другой поставлен Географическим обществом в Александровском саду в Санкт-Петербурге.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Воскресенье, 16 Января 2022, 18.21.57 | Сообщение # 321
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
16 января 1820 г.
Корабли Фаддея Беллинсгаузена подошли к неизвестному «льдинному материку»


В 1819—1821 годах был начальником кругосветной антарктической экспедиции, отправленной в южнополярные моря. Она состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный», последним командовал Михаил Лазарев.

Выйдя 4 июня 1819 года из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг и, обогнув юго-западный берег острова Южная Георгия, открытого Куком, около 56° ю. ш. открыл три острова маркиза де Траверсе, осмотрел Южные Сандвичевы острова, пошёл к востоку по 59° ю. ш. и два раза отправлялся далее на юг, насколько позволяли льды. Достигнув 69° ю. ш., 16 (28) января 1820 экспедиция открыла Антарктиду; приблизившись к ней в точке 69° 21’ 28" ю. ш. и 2° 14’ 50" з. д. (район современного шельфового ледника), 21 января (2 февраля) участники вторично видели берег, 5 и 6 (17 и 18) февраля экспедиция подошла почти к берегу.

Затем в феврале и марте 1820 года шлюпы разделились и пошли в Австралию по пространству Индийского и Южного океанов, ещё никем до того не посещённым. Из Австралии экспедиция отправилась в Тихий океан, открыла несколько островов и атоллов, посетила другие и вернулась в Порт-Джексон.













В ноябре 1820 года экспедиция опять отправилась в южнополярные моря, посетив остров Маккуори под 54° ю. ш., к югу от Новой Зеландии. От него шлюпы отправились прямо на юг, затем к востоку и 3 раза пересекали Полярный круг. 10 января 1821 под 70° ю. ш. и 75° з. д. Беллинсгаузен встретил сплошной лёд и должен был пойти на север. В январе 1821 открыл между 68° и 69° ю. ш. остров Петра I и берег Александра I, затем подошёл к Южным Шетландским островам, обогнул их и открыл многие вновь. От Южных Шетландских островов взяли курс на Рио-де-Жанейро, а оттуда — через Атлантический океан в Европу. 24 июля (5 августа) 1821 года после 751-дневного похода экспедиция вернулась в Кронштадт.















Поход экспедиции Беллинсгаузена по справедливости считается одним из самых важных и трудных, когда-либо совершённых. Знаменитый Кук в 70-х годах XVIII века первый достиг южнополярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лёд, объявил, что далее его невозможно проникнуть на юг. Ему поверили, и 45 лет не было южнополярных экспедиций.

Беллинсгаузен доказал неверность этого мнения и сделал чрезвычайно много для исследования южнополярных стран посреди постоянных трудов и опасностей, на двух небольших парусных судах, не приспособленных для плавания во льдах. В ходе экспедиции были открыты материк Антарктида и 29 островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, которые хранятся в Казанском университете, сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Беллинсгаузен попытался выяснить вопрос о возможности прохода в реку Амур морских судов. Попытка оказалась неудачной. Ему не удалось найти фарватер в Амурском лимане. Также ему не удалось из-за погодных условий развеять заблуждения Лаперуза о том, что Сахалин является полуостровом.

По возвращении из плавания Беллинсгаузен был произведён в чин капитана 1-го ранга, через два месяца в чин капитан-командора и награждён «за беспорочную выслугу, в офицерских чинах, 18-ти шестимесячных морских кампаний» орденом Св. Георгия IV степени. В 1822—1825 годах командовал 15-м флотским экипажем, а затем был назначен генерал-цейхмейстером морской артиллерии и дежурным генералом Морского министерства. В 1825 году награждён орденом Св. Владимира II степени. После восшествия на престол императора Николая I Беллингсгаузен был назначен членом комитета для образования флота и в 1826 году произведён в чин контр-адмирала.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 19 Февраля 2022, 10.21.30 | Сообщение # 322
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
19 февраля 1938 г. 84 года назад
Закончила работу первая в мире дрейфующая научная станция «Северный полюс-1»


Первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая научная станция «Северный полюс-1» начала работу 21 мая 1937 года. Пять самолетов полярной воздушной экспедиции Академии наук СССР доставили ученых на льдину. Официальное открытие «СП-1» состоялось 6 июня 1937 года. Над Северным полюсом был поднят флаг СССР.

Сотрудники станции — гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель, во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным — жили и работали в палатке, изучая Северный полюс.











Размер льдины, на которой располагалась станция, был 3x5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе. Каждый день был полон новых открытий. Дрейф льдины давал возможность странствовать в районе Северного полюса. Созданная в районе Северного полюса, станция «СП-1» через 9 месяцев дрейфа на юг была вынесена в Гренландское море. Льдина проплыла более 2000 км.

Через 274 дня от льдины остался обломок шириной около 30 метров. Экспедицию было решено эвакуировать.











19 февраля 1938 года отважных исследователей сняли с льдины ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман». В марте полярники представили Общему собранию Академии наук СССР в Ленинграде результаты научных исследований, которые были высоко оценены научным сообществом.

Научному составу экспедиции были присвоены учёные степени. Иван Дмитриевич Папанин и Эрнест Теодорович Кренкель получили звания докторов географических наук.

За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки и в деле освоения Арктики, четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам — А.Д. Алексееву, П.Г. Головину, И.П. Мазуруку и М.И. Шевелёву.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 17 Марта 2022, 16.44.29 | Сообщение # 323
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
17 марта 1704 г. родился
Алексей Иванович НАГАЕВ
(1704 — 8.1.1781),
гидрограф и картограф, адмирал.
Составил первые карты Берингова моря и нижнего течения реки Амур, первый атлас и лоцию Балтийского моря, а также карты Ладожского озера, рек Ока и Москва, устья Колымы и Медвежьих островов. Его именем названа бухта на севере Охотского моря.




Нагаев разработал первый морской атлас и лоцию Балтийского моря (1752 год).

Составлял карты Ладожского озера, Каспийского моря, Медвежьих островов и устья реки Колымы.

Автор первых карт Берингова моря (1745 год).

Умер 8 января 1781 года, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Женат не был и детей не имел.

Памятник Нагаеву в деревне Сертякино, Подольский р-н Московская обл.





Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 07 Апреля 2022, 21.19.44 | Сообщение # 324
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
7 апреля 1908
Михаил Михайлович СОМОВ
(1908 — 30.12.1973),
океанолог, полярный исследователь, Герой Советского Союза (1951).


Известный советский учёный-океанолог, полярный исследователь, доктор географических наук, Герой Советского Союза.

Во время войны Михаил Сомов в составе Беломорской флотилии участвовал в ледовых операциях, позже в составе Главсевморпути помогал в проводке судов в Арктике. В 1942 году он участвовал в защите Диксона от крейсера «Адмирал Шеер». В 1944 году он продолжил научную деятельность, на следующий год защитил диссертацию.

В 1950—1951 годах М. М. Сомов руководил полярной станцией «Северный полюс-2», располагавшейся на дрейфующих льдах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 января 1952 года за успешное выполнение заданий правительства и проявленные при этом мужество и отвагу заместителю директора Арктического научно-исследовательского института Сомову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.









Как опытному полярному исследователю, М. М. Сомову доверили в 1955 году возглавить первую Советскую Антарктическую экспедицию. В 1960-х годах Михаил Михайлович возглавлял 8-ю и 9-ю экспедиции.

Михаил Сомов также известен своими научными публикациями.

Скончался 30 декабря 1973 года, похоронен на кладбище в Комарово


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Среда, 13 Апреля 2022, 15.35.39 | Сообщение # 325
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
13 апреля 1934 г. 88 лет назад
Завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике


Летом 1933 года советская научная экспедиция под руководством Отто Шмидта на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска. Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу «Сибиряков», который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.

Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. 13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами и затонул.

Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца.













После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов.

На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли – «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.

Летом 1933 года советская научная экспедиция под руководством Отто Шмидта на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска. Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу «Сибиряков», который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.

Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. 13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами и затонул.

13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошел 7 июня.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Вторник, 19 Апреля 2022, 15.20.31 | Сообщение # 326
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
19 апреля 1776 г. родился
Василий Михайлович ГОЛОВНИН
(1776 — 11.7.1831),
мореплаватель, вице-адмирал. Совершил два кругосветных мореплавания (1807—1809, 1817—1819) на кораблях «Диана» и «Камчатка». В 1811 году во время исследования Курильских островов был захвачен японцами в плен, в котором провел два года.


Василий Михайлович Головнин, мореплаватель, вице-адмирал, член корреспондент Петербургской Академии наук, автор сочинений о кругосветных плаваниях и записок о Японии. На марке воспроизведена карта маршрута экспедиции В.М. Головнина в 1811 году во время исследования Курильских островов. В центре композиции рисунка – изображение экспедиционного шлюпа «Диана». Справа – вид на Петропавловский порт (ныне г. Петропавловск-Камчатский).



Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Пятница, 22 Апреля 2022, 19.07.46 | Сообщение # 327
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
22 апреля 1864 г.
Во льдах Финского залива приступило к работе первое в мире паровое судно ледокольного типа


«Пайлот» — спасательный винтовой буксир, первое в мире паровое судно ледокольного типа. В 1864—1890 годах «Пайлот» использовался для почтово-пассажирского сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом в ледовых условиях, что позволяло удлинить навигацию на несколько недель.

По указанию русского судовладельца Михаила Бритнева в 1864 г. в Кронштадте на принадлежавшем ему небольшом пароходе «Пайлот» была срезана носовая оконечность под углом 20° к линии киля по образцу поморских торосных лодок, в результате чего судно могло наползать на лед и ломать его своей тяжестью.

Впоследствии такую форму носа назвали ледокольной, а сам пароход признали прообразом нового типа судов — ледоколов.



22 апреля 1864 года винтовой пароход «Пайлот» впервые вышел на пробу за гавань и прошел по большому и малому рейдам, однако толщина льда еще не позволяла легкому пароходу значительно удаляться от острова Котлин.

В начале ноября 1866 года, когда Финский залив покрылся наносным льдом, чиновники Морского ведомства провели сравнительные испытания «Пайлота» и ледокольного судна «Опыт» снаряженного гирями для колки льда. «Пайлот» выиграл испытание обойдя застрявший во льдах «Опыт».

Однако, несмотря на успех «Пайлота», перспективной была признана конструкция ледоколов оснащенных различными устройствами для колки или резки льда.

Успех и известность конструкции ледокола Бритнева принесла холодная зима 1870/1871 годов. В тот год замерзла Эльба и акватория Гамбургского порта. Судоходство прекратилось, владельцы судоходных компаний несли убытки. В этой обстановке власти Гамбурга за 300 рублей приобрели у Бритнева чертежи «Пайлота», переделали по его подобию несколько портовых паровых судов и восстановили навигацию. Этому же примеру последовали предприниматели Дании, Швеции и США. В дальнейшем в результате усовершенствования бритневской конструкции в различных странах появились собственные проекты ледоколов — ледоколы с носовым винтом, ледоколы гамбургского типа и т.д.

В 1875 году на заводе Бритнева в помощь «Пайлоту» было построено второе подобное судно — «Бой», а в 1889 году третье — «Буй». В 1880-х годах Ораниенбаумская пароходная компания построила ледоколы «Луна» и «Заря» по типу «Пайлота», но с более мощными двигателями в 250 л.с.

Успех и мировое признание бритневских ледоколов «Пайлот» и «Бой» натолкнули адмирала Макарова на идею строительства мощного арктического ледокола «Ермак».




Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Четверг, 05 Мая 2022, 21.41.58 | Сообщение # 328
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
5 мая 1877 145 лет назад родился
Георгий Яковлевич СЕДОВ
(1877 — 5.3.1914),
исследователь Арктики, мечтавший покорить Северный полюс.


Русский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант. Организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу, во время которой умер, не достигнув заявленной цели, пройдя примерно 200 километров. Выходец из рыбацкой семьи, офицер военно-морского флота, действительный член Русского географического общества, почётный член Русского астрономического общества.





Умер: 20 февраля 1914 г. (36 лет), Остров Рудольфа, Архангельская губерния, Российская империя


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Пятница, 20 Мая 2022, 12.13.18 | Сообщение # 329
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
1742 - Подвиг капитана третьего ранга Семена Челюскина
20 (9) мая 1742 года великий русский полярный исследователь Семен Иванович Челюскин достиг на собачьей упряжке самой северной точки материка Евразия.

Будучи корабельным штурманом капитан третьего ранга Семен Челюскин участвовал в ряди крупных исследовательских экспедиций, в 1733-1743 годах работал в отрядах Василия Прончищева и Харитона Лаптева, занимаясь исследованием Таймырского полуострова.








В начале декабря 1741 года Челюскин на собачьих упряжках с казаками Фофановым и Гороховым вновь отправился на Таймыр, чтобы завершить опись северной части полуострова. Почти три месяца путешественники добирались до устья Хатанги. Стояли суровые морозы – до -50°С, провизии постоянно не хватало.
В апреле 1742 года группа дошла до мыса Св. Фаддея, где на высоком берегу путешественники соорудили маяк. Севернее еще никто не проникал, а штурман с двумя казаками двинулись дальше на север. При этом Челюскин вел журнал наблюдений, который до сих пор хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге. 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин на собачьей упряжке достиг мыса, как впоследствии будет доказано – самой северной точки материка Евразии. Затем штурман направился на юго-запад к устью Нижней Таймыры. На карту были нанесены последние неисследованные километры северного побережья Таймыра, где Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров.


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
SokolДата: Суббота, 21 Мая 2022, 14.29.07 | Сообщение # 330
Группа: Модератор
Сообщений: 25177
Статус: Отсутствует
Первая в мире!
21 мая 1937 года на дрейфующую льдину прибыла экспедиция научной станции «Северный полюс-1» в составе И.Д. Папанина, П.П. Ширшова, Е.К. Федорова, Э.Т. Кренкеля.


Обустройство четверки полярников на громадной льдине площадью около 4 кв. км заняло около 16 дней. 6 июня самолеты покинули экспедицию, станция «Северный полюс – 1» перешла в режим автономного дрейфа, в котором она прошла около 2 тыс. км и спустя почти год прибыла в Гренландское море.

...Предусмотреть надо было все, что только можно. Запас продовольствия рассчитали на полтора года – 400 кило. Ведь льдина со станцией должна была дрейфовать год – и выйти в Гренландское море. Нужна надежная радиосвязь на аккумуляторах – и в снаряжение включили ветровую электростанцию для их зарядки. Тщательно отобрали научную аппаратуру. Продовольственные продукты для экспедиции разрабатывал Институт питания. Работали, как потом будут работать для космонавтов: часть еды сделали готовой и упаковали в герметичную тару – только разогревай. Многое сделали в виде концентрированных таблеток и кубиков: супы, борщи, компоты, каши и даже куриные котлеты....





...Сделали надежную главную – жилую – палатку с надписью «СССР – дрейфующая экспедиция Главсевморпути». Ее подбили гагачьим пухом для теплоизоляции, сделали многослойной. К ней – сработали палатку машинную с основным и запасными моторами внутреннего сгорания по 3 лошадиных силы, палатку гидрологическую с глубинной лебедкой, палатку астрономическо-магнитологическую и еще три палатки-склада. Там – нарты, запас специальной одежды, лодка-клиппербот, резиновые байдарки, шанцевый инструмент, канистры с горючим и т.д. И все, черт возьми, делали сами, стараясь как можно дальше уйти от импортной зависимости!"....

Марки -Товарищи И.Д. Папанин, П.П. Ширшов, Э.Т. Кренкель и Е.К. Федоров на борту ледокола «Ермак».
с фото Я. Халипа



И.В. Сталин:

...Я говорил о науке. Но наука бывает всякая. Та наука, о которой я говорил, называется передовой наукой.

За процветание нашей передовой науки!
За здоровье людей передовой науки!
За здоровье Ленина и ленинизма!
3a здоровье Стаханова и стахановцев!
За здоровье Папанина и папанинцев!

Правда 19 мая 1938 года"







Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.



С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:

«В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».

На спасение четвёрки были направлены: самолёт лётчика Власова, пароход «Мурманец», а затем и «Мурман» с «Таймыром». Последние два и сняли папанинцев с льдины.

«… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу».


Геннадий
Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
 
Поиск: