ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
|
|
Саня | Дата: Пятница, 23 Января 2015, 17.22.07 | Сообщение # 1 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН от 14 января 1993 г N 4292-1
ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.
Раздел I Общие положения
Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества Увековечению подлежит память: погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей при защите Отечества; погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств; умерших от ран, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей; погибших, умерших в плену, в котором оказалось в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине. Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России. Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.
Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются: сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества; занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в книге Памяти; создание мемориальных музеев, организация выставок, вооружение на местах боевых действий памятных знаков; публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам; присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным, организациям, воинским частям, кораблям и судам; установление памятных дат и Всероссийского дня Памяти. По решению органов государственной власти и управления, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Раздел II Захоронения погибших при защите отечества
Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества Захоронение (перезахоронение) погибших при Защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за захоронение, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на местные орган власти и управления и органы военного управления. Захоронения непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуют и проводят местные органы власти и управления. При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств. Перезахоронение останков погибших проводится по решению местных органов власти и управления с обязательным уведомлением родственников погибших. Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.
Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на местные органы власти и управления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, местными органами власти и управления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воински захоронения, проводятся только после согласования с местными органами власти и управления и органами военного управления. Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случа обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в местные органы власти и управления и органы военного управления.
Статья 7. Восстановление воинских захоронений Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению местными органами власти и управления. Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.
Раздел III Поисковая работа
Статья 8. Организация поисковой работы В целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на основе местных программ и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы органами государственной власти и управления. Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самостоятельной инициативы запрещается.
Статья 9. Порядок проведения поисковой работы Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными актами, издаваемыми органами государственной власти и управления. Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обслуживания, учета и регистрации благоустраиваются силами местных органов власти и управления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях. Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи. Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в орган военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещается.
Раздел IV Органу управления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите отечества, и их полномочия
Статья 10. Органы управления, осуществляющие работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на специальный орган при Правительстве Российской Федерации, состоящий из штатных работников министерств и ведомств, занимающихся решением вопросов увековечения памяти погибших. Деятельность указанного органа осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят Министерство обороны Российской Федерации, Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство печати и информации Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, а также местные органы власти и управления.
Статья 11. Полномочия органы управления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества Специальный органы по увековечению памяти погибших при защите Отечества при Правительстве Российской Федерации: руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию; разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе который организуется и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий; организует центральный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территории других государств; осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений; организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы; рассматривает предложения граждан, местных органов власти и управления, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации; осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона. Министерство обороны Российской Федерации: по поручению специального органа по увековечению памяти погибших при защите Отечества при Правительстве Российской Федерации разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы; участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации; ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих; координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств; совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении; участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества; рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников. Органы военного управления: принимает участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества; оказывает практическую помощь местным органам власти и управления, общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений; осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования; участвует в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет; ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести; оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти. Министерство безопасности Российской Федерации: ведет учет погибших из числа своих сотрудников; принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести; участвует в подготовке материалов для книг Памяти. Министерство внутренних дел российской Федерации: обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы; в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы; ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести; определяет порядок издания книг Памяти в системе Министерства. Министерство иностранны дел Российской Федерации: разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений; через свои представительства в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует учет и паспортизацию воинских захоронений на территориях других государств; согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве; регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств; устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) - гражданки других государств. Служба внешней разведки Российской Федерации: ведет учет погибших из числа своих сотрудников; принимает участие в установлении судеб пропавших без вести; участвует в подготовке материалов для книг Памяти. Министерство печати и информации Российской Федерации: обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской, республиканских, краевых, областных и городских (городов Москвы и Санкт-Петербурга) книг Памяти; обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести. Министерство культуры Российской Федерации: организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества; принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании экспозиций и выставок, мартирологов жертв фашизма, в работе по благоустройству мест воинских захоронений, реконструкции надгробий и памятников погибших, классификации и паспортизации воинских захоронений. Местные органы власти и управления: организует планирование и реализацию программ, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества; осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях; проводят паспортизацию и учет воинских захоронений; привлекают общественные объединения для проведения поисковых работ; осуществляют связь и взаимодействие с организациями других государств по сохранению и благоустройству воинских захоронений; создают резерв площадей для новых воинских захоронений; руководит изданием книг Памяти; контролирует исполнение настоящего закона и при обнаружении нарушений принимают меры по их устранению.
Раздел V Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите отечества, ответственность за нарушение настоящего закона
Статья 12. Финансовое и материально-технические обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества Расходы на проведение мероприятий, связанные с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществлять за счет бюджетов национально-государственных и административнотерриториальных образований, внебюджетных фондов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц. Расходы на проведение осуществляемых Правительством Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из республиканского бюджета Российской Федерации. Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений. Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством. Лица, виновные в нарушении настоящего закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
ПРЕЗИДЕНТ Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
http://www.rg.ru/oficial/doc/social/04.htm
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 06 Мая 2015, 08.14.17 | Сообщение # 2 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| «Центр розыска и информации Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» (ЦРИ РКК)
Телефон: +7 (495) 621-71-75
Факс: +7 (495) 623-45-80 (в автоматическом режиме)
E-mail: ticrrcs@mail.ru
Адрес: 107031, Россия, Москва, ул. Кузнецкий Мост, 18/7
Прием заявителей: Пн-Пт: 10:00-16:00 (перерыв 12:00-13:00), Сб-Вс: выходные дни
http://crirkk.ru/
Мы НЕ ПРИНИМАЕМ обращения в следующих случаях: - не от родственников;
Работа по установлению сохранности воинских захоронений проводится на основании официальных документов, подтверждающих дату гибели и место первоначального захоронения (извещения о гибели или справки Центрального архива Министерства обороны России), которые предоставляются заявителем.
После войны останки воинов с мест первоначальных захоронений переносились на специально создаваемые советские воинские кладбища, участки или в братские могилы. К моменту перезахоронения надписи на многих могилах не сохранились, поэтому воины перезахоранивались как неизвестные, без указания фамилии.
По просьбе Центра розыска СР некоторых НО КК и КП через местную администрацию вносят фамилии погибших в списки воинов, перезахороненных на соответствующие кладбища. На основании справок Центра розыска, подтверждающих, что могила сохранилась или фамилия воина внесена в списки захороненных на указанном кладбище, заявителю в посольстве/консульстве выдается виза для выезда за границу на посещение могилы.
Все расходы, связанные с выездом, заявитель оплачивает сам.
По установлению сохранности могил воинов, захороненных на территории РФ, если запрос поступил из-за границы, ЦРИ РОКК обращается в военные комиссариаты страны, где на основании официального документа фамилия воина вносится в списки погибших и захороненных в указанной местности.
Скачать анкету можно здесь: http://crirkk.ru/rozysk-ankety/kriterii-rozyska/
Прямая ссылка на скачивание анкеты: http://crirkk.ru/upload....83a.doc
Ответ высылается на домашний адрес в конверте, поэтому в запросе нужно указать свой домашний адрес и почтовый индекс.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 06 Мая 2015, 08.34.19 | Сообщение # 3 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Пример ответа Красного Креста:
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Среда, 13 Июля 2016, 09.18.36 | Сообщение # 4 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| О внесении фамилий погибших в Великой Отечественной войне в списки захоронений
О персональном учёте безвозвратных потерь во время ВОВ
Приказ 138 наркома обороны Маршала Советского Союза С. Тимошенко с объявлением Положения о персональном учете потерь и погребении личного состава Красной Армии в военное время появился 15 марта 1941 г. Этот приказ вводил медальоны с основными сведениями о владельце, регулировал порядок учёта потерь на разных уровнях. Приказ не был своевременно доведён до всех подразделений; так, войска Южного фронта были ознакомлены с этим приказом лишь в декабре 1941 г.
Приказ о персональном учете безвозвратных потерь на фронтах № 0270 от 12 апреля 1942 г. был призван упорядочить персональный учет безвозвратных потерь на фронтах. Начиная с 1942 года количество пропавших без вести становится значительно меньшим, ведению учёта уделяется большое внимание.
Но, разумеется, не всегда представлялась возможность достоверного учёта потерь. Типичная ситуация возникала при отступлении с боями советских войск.
Так, в первых числах марта 1943 г. наши войска отступали под натиском контратаки фашистских войск западнее Малоархангельска после неудавшейся попытки окружения Орловской группировки противника. Именно в это время в этих местах был сформирован северный фас Курской дуги по линии Малоархангельск-Дмитровск. Погибшие советские воины отступавшей Красной армии оставались в основной своей массе на оккупированной территории, процесс захоронения организовывался немецким командованием. Возможно, немцами где-то сохранялись данные на захороненных бойцов РККА, если таковые оказывались им доступными. Нам о таких случаях неизвестно. Поэтому в лучшем случае сохранялось лишь количество захороненных. Как формировались списки захоронений по окончании войны , можно лишь догадываться, чаще всего это делалось, на наш взгляд, «на глазок». Таким образом, например, больше десятка бойцов 193 сд, погибших в начале марта 1943 г. в д. Кочетовка Дмитровского района Орловской (до 13.07.1944 г. — Курской) области оказались в списках захоронения в д. Кочетовка Ивнянского района Белгородской (до 6.01.1954 г. — также Курской) области, где бойцов 193 сд в это время быть не могло. В донесении о безвозвратных потерях местом выбытия была указана д. Кочетовка Курской области, район указан не был, поэтому, не вдаваясь в детали, занесли в списки в Ивнянском районе.
Приказ о снятии медальонов со снабжения Красной Армии № 376 17 ноября 1942 г. снимал со снабжения Красной Армии медальоны с пергаментными вкладышами, предполагая, что наличие красноармейской книжки, содержащей все необходимые данные о бойце, снимает надобность в дублировании этих сведений в медальоне. Следствием этого приказа стала невозможность идентификации личности солдата, не имевшего при себе медальона: ничем не защищённая бумажная книжка быстро истлевала в земле. Боевые захоронения: как это было
Первоначальное захоронение воинов в различных местах в зависимости от обстановки могло проходить как похоронными командами, так и силами местных жителей (см., например, воспоминания Клавдии Васильевны Богатыревой). Из воспоминаний видно, что местом захоронения служило обычное деревенское кладбище. Однако погибший воин мог быть похоронен и в чистом поле, вне кладбища: не до условностей. Для понимания ситуации — отрывок из воспоминаний Потанина Л. С., директора музея истории народного образования города Мценска:
В августе 1943 года, когда нас уже под Орлом освободила Красная Армия, мы вернулись домой. В Елизаветинку нас не пустили — земля еще была напичкана минами, да и самой деревни не было… Поселились в немецком блиндаже д. Проказинка. Стояла страшная жара. С полей, заросших бурьяном, ветер приносил смрадный запах разлагающихся тел солдат. Всего несколько дней тому назад здесь шли жестокие бои. Большие потери были с обеих сторон…
Председатель колхоза Докукин И. Т. собрал человек 5 подростков и попросил хоронить убитых в бою воинов… Нашли в блиндажах лопаты и пошли на то самое поле. Среди бурьяна еще стояли полусгнившие копны… Перед глазами и сейчас стоит это страшное поле, усеянное телами погибших. Много их было. Хоронили целый день недели полторы. Со счета сбились. Одно я помню хорошо, что подобрали только солдатских документов два вещмешка!
Трупы полуразложились на солнце. Их нельзя было переносить в одно место. Копали могилу рядом с убитыми, опускали тело в могилу и засыпали землей, не ставя памятников и обелисков…
Трупный запах, разлагающееся тело, трупные черви… Несколько дней мы не могли толком есть, ночами снились кошмары… Потом привыкли, работали в противогазах…
Детство, опалённое войной, Потанин Л. С., директор музея истории народного образования г. Мценска, 2000 г.
Послевоенная ситуация с братскими захоронениями
По окончании войны в Советском Союзе (Орловская область — 1957-1958 годы) и на территории Европы прошла большая кампания по укрупнению воинских захоронений: могилы воинов, погибших в ВОВ, объединялись, останки переносились из одиночных и братских могил в большие братские захоронения. Процесс переноса сопровождался, видимо, обычными для такого масштаба мероприятий ошибками, искажениями фамилий. Нужно понимать, что изначально рукописные списки проходили несколько инстанций, каждая из которых могла внести свою долю искажений и т. д. Большинство захоронений получило свой порядковый номер, паспорт; силами военкоматов и местных органов власти были составлены списки, которые примерно соответствовали известному на тот момент положению вещей. Почему примерно — см. выше. На неразбериху с документами могла наслаиваться деятельность хозяйствующих субъектов (см. ситуацию с захоронением в д. Алисово). ОБД Мемориал
Эти списки (карточки) в практически неизменном виде дожили до 90-х годов 20-го века, когда они были уточнены в последний раз. В таком виде они и поступили в ОБД Мемориал, созданный в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. № пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Министерством обороны Российской Федерации.
Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал) содержит информацию о защитниках Отечества, погибших, умерших, пропавших без вести, попавших в плен и т. д. в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. В рамках проекта отсканировано и предоставлено в Интернет-доступ более 13 миллионов листов архивных документов и свыше 30 тыс. паспортов воинских захоронений.
Благодаря тому, что ОБД содержит данные разных источников, появилась возможность путём сопоставления уточнять данные, которые были утеряны, искажены и т. д. Это касается, например, места захоронения воинов.
Частый вопрос, который возникает при поиске: в списке захоронения указано, что неизвестных лежит столько-то, а судя по найденному донесению, их больше. Ответ прост: подсчитывать арифметически разницу между списками донесений и списками захоронений не имеет особого смысла, бессмысленно искать логику там, где её не может быть (см. выше пример с д. Кочетовкой). Более-менее достоверную информацию о местах гибели воинов можно почерпнуть из донесений о безвозвратных потерях, госпитальных книг учёта умерших, карточек военнопленных, т. е. первичных учётных документов военного времени. Часто встречающиеся ситуации следует разбить для простоты таким образом:
Воин ВОВ пропал без вести, упоминаний в ОБД о месте захоронения нет; Воин ВОВ погиб (его фамилия есть в Донесении о безвозвратных потерях), упоминаний в ОБД о месте захоронения нет.
В первом случае, вероятно, имеет смысл подождать добавления новых документов: работа с ними в ОБД ведётся.
Во втором случае после уточнения места захоронения путём сверки различных данных можно вносить его имя в список братского захоронения. Ниже будет дана стандартная процедура для осуществления этого действия, а сейчас лирическое отступление.
Какова вероятность, что мой родственник лежит именно в этом захоронении?
50/50. Либо лежит, либо нет. Если Вам удалось достаточно достоверно определить место захоронения (например, деревня Удерево), а фамилии нет в списке, то всё-таки скорее всего он здесь (вспомните о переносе останков конца 50-х). Наверное, можно уточнять это вечность. Однако давайте посмотрим на это с другой стороны. То, что Вы его помните, то что Вы в результате поисков, которые зачастую напоминают детектив, столкнулись с давней уже войной лицом к лицу, то, что Вы посмотрели на карту и представили себе, КАК это всё происходило — это вот самое важное. Память не в буквах на обелиске, память в нас.
Приезжайте на место гибели своего родственника, своими глазами посмотрите на поле, где когда-то была война, а теперь — пшеница, на минутку представьте, что вот оттуда, из-за зелёного холма сейчас появятся немцы, а нет, не из-за того, там были наши позиции. Разверните карту, сверьтесь ещё раз. И выпейте потом, и помяните: да, где-то здесь. Надо же, как далеко прошли.
Это моё личное мнение, оно может быть неверным, но я так чувствую. Dixi. Александр.
Как внести фамилию воина Великой Отечественной в список захоронения?
На территории Орловской области действует закон от 17.03.2009 N 880-ОЗ «Об увековечении памяти погибших при защите отечества и о проведении поисковых работ на территории Орловской области».
Если фамилии Вашего близкого нет в списках захоронения и у Вас имеется первичный документ (донесение, книга учета, карточка военнопленного, извещение о смерти и т. д.), подтверждающий, что этот человек был захоронен в период ВОВ в этом захоронении либо в захоронении, из которого производилось перезахоронение в данную братскую могилу, то:
Свяжитесь с областным военкоматом. В Орле это Орловский областной военкомат:
Телефон: +7 (4862) 55-34-28, +7 (4862) 45-56-62 (т.); Адрес: город Орел, Октябрьская улица, 49А.
Для поиска телефонов военкоматов других областей используйте Интернет.
Проверьте вместе с сотрудниками военкомата наличие уточнённых списков фамилий по нужному захоронению. Возможно, положение вещей изменилось, данные в ОБД вносятся с задержкой. Если фамилии нет, уточните порядок дальнейших действий, он может отличаться в зависимости от области. Сотрудники военкомата при необходимости свяжут с местной администрацией, на территории которого находится захоронение.
Для того чтобы запись появилась в ОБД Мемориал (в списках захоронения), нужно на основании имеющихся (в том числе в ОБД Мемориал) данных внести в списки захоронения на месте этого захоронения: сельской администрации или райвоенкомате. По правилам райвоенкомат должен контролировать содержание захоронений администрациями, администрации занимаются содержанием захоронений в порядке. Требуйте (письменно) внесения в списки самого захоронения (реального, которое на земле), если не хотите ждать — делайте сами. После внесения в списки (бумажные) на месте Вам нужно будет добиться (проследить), чтобы дополнение в списки было направлено в Управление по увековечиванию памяти защитников Отечества. Только после этого эти дополнительные данные корпорацией ЭЛАР должны быть занесены в ОБД Мемориал.
Часто встречается такая ситуация: по списку безвозвратных потерь рядом с «вашей» фамилией встречается некоторое количество фамилий солдат, которые погибли в тот же день и так же не попали ни в один список захоронений. Так как судьба у погибших в один день была одной, и память о них пусть будет в одном месте: внесите их фамилии в то же захоронение.
Если есть возможность, расскажите потом, как всё прошло.
Обратите внимание, что предложенный порядок действий относится к случаю, когда судьба солдата может быть подтверждена документально первичными документами военного времени. А вот если нет прямых доказательств места захоронения, останавливать поиск рано. Нужно думать и искать. Но это уже другая тема.
http://maloarhangelsk.ru/lists-of-names-of-burials/
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Бабуля | Дата: Пятница, 29 Июля 2016, 10.18.56 | Сообщение # 5 |
Группа: Поиск
Сообщений: 4
Статус: Отсутствует
| Доброго дня! По поводу увековечивания памяти погибших в годы Великой Отечественной войны в печатных и электронных Книгах Памяти. Работая над созданием Книги Памяти родного села в первую очередь перепроверили ранее изданные Книги Памяти и ранее опубликованную информацию. В связи с тем, что сейчас стали общедоступны сведения по участникам войны и открыты многие архивные документы в большинстве случаев были дополнены или изменены сведения о погибших и пропавших без вести воинах, а также вписаны новые имена. Основной ресурс, конечно ОБД Мемориал, обратились и к электронной Книге Памяти Ставропольского края, изданной в прошлом году. Издатели всеми средствами протрубили о титанической работе и трудовом подвиге по увековечиванию имён участников Великой Отечественной войны. Но, когда я обратилась к этому источнику оказалось, что это всего лишь перепечатка старых сведений, собранных по всему краю и размещённых на одном ресурсе...со всеми ошибками и недостоверной информацией, один человек может встречаться в разных томах, просто потому, что недосуг было проверять (отсюда большая объемность). Можно было бы закрыть на это глаза, но ведь этот источник берётся сейчас за основу для издания Книг Памяти в населённых пунктах Ставропольского края.... Подскажите куда можно обратиться выше руководства края и краевого министерства культуры, которое курировало издание вышеупомянутой Книги Памяти. Есть ли структура контролирующая выпуск Книг Памяти или можно издавать всё, что угодно не неся никакой ответственности за достоверность информации??? Извиняюсь, если вопрос задан не по теме этого раздела.
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 29 Июля 2016, 16.14.09 | Сообщение # 6 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Бабуля, Книги Памяти, это народное творчество. Народное творчество не может иметь статус официального.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Бабуля | Дата: Пятница, 29 Июля 2016, 18.00.05 | Сообщение # 7 |
Группа: Поиск
Сообщений: 4
Статус: Отсутствует
| Я бы согласилась с этим, если бы за это народное творчество официальные лица не получали награды и поощрения от государства. Наши сказочники получили.
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 29 Июля 2016, 18.27.07 | Сообщение # 8 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Бабуля, В свое время Книги Памяти были единственными произведениями, в которых можно было увековечить имена павших из-за отсутствия доступа к официальным данным по погибшим. Безусловно, что рассекречивание документов ЦАМО и создание электронной базы данных выявило все недочеты и огрехи Книг Памяти. Но, ведь и время было другое при создании КП и возможности минимальные.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Бабуля | Дата: Воскресенье, 31 Июля 2016, 12.04.08 | Сообщение # 9 |
Группа: Поиск
Сообщений: 4
Статус: Отсутствует
| Полностью с Вами согласна и великая благодарность тем, кто создавал Книги Памяти ранее не имея больших возможностей. Речь о тех кто "создаёт" их сейчас, причём совсем не бесплатно и не утруждает себя доработкой материала, а просто перепечатывает ранее изданное. Не знаю как к этому относятся другие... лично меня это возмущает.
|
|
| |
Саня | Дата: Четверг, 15 Апреля 2021, 23.59.37 | Сообщение # 10 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Представительство Министерства обороны Российской Федерации (по организации и ведению военно-мемориальной работы за рубежом) в Венгрии
Контакты
Врио руководителя Представительства:
Мамасолиев Шерали Йигиталиевич
Адрес:1062 Будапешт, ул. Байза, д.35
Телефон: (+36) 1 400-82-54
Электронный адрес: uppzo_hung@mil.ru
https://hungary.mid.ru/ru...._memori
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 16 Апреля 2021, 07.51.48 | Сообщение # 11 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Представительство Министерства обороны Российской Федерации по организации и ведению военно-мемориальной работы в Республике Польша
Адрес 00-761, Варшава, ул. Бельведерска, 25 Телефон
+48 (22) 849-51-01
Факс +48 (22) 849-52-86 E-mail uppzo_pol@mil.ru Иорданов Сергей Александрович Советник Посольства Российской Федерации в Республике Польша, руководитель представительства
http://mil.ru/commemoration/foreign/poland.htm
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 16 Апреля 2021, 08.03.28 | Сообщение # 12 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Представительство Минобороны России по организации и ведению военно-мемориальной работы в Федеративной Республике Германия Адрес Унтер ден Линден, 63-6510117, Берлин Контакты Телефон
+49 (0) 30 224-87-580
Факс +49 (0) 30 229-93-97 E-mail uppzo_germ@mil.ru Титкова Ольга Ивановна Советник Посольства Российской Федерации в ФРГ, руководитель представительства
http://mil.ru/commemoration/foreign/germany.htm
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 16 Апреля 2021, 08.06.48 | Сообщение # 13 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Представительство Министерства обороны Российской Федерации по организации и ведению военно-мемориальной работы в Румынии
Адрес Шоссе Киселева, д. 6, сектор 1, г. Бухарест, 011346 Контакты Телефон
+40 76 229-39-95
E-mail uppzo_rom@mil.ru Агатий Иван Иванович Советник Посольства Российской Федерации в Румынии, руководитель представительства
http://mil.ru/commemoration/foreign/romania.htm
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 16 Апреля 2021, 08.08.42 | Сообщение # 14 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Представительство Министерства обороны Российской Федерации по организации и ведению военно-мемориальной работы в Словацкой Республике
Адрес ул. Годрова, д. 4, 811 06, г. Братислава Контакты Телефон
+421 (2) 455 29 677
E-mail uppzo_slovak@mil.ru Вершинина Мария Алексеевна третий секретарь Посольства Российской Федерации в Словацкой Республике, врио руководителя представительства
http://mil.ru/commemoration/foreign/slovakia.htm
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 16 Апреля 2021, 08.09.47 | Сообщение # 15 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Представительство Министерства обороны Российской Федерации по организации и ведению военно-мемориальной работы в Чешской Республике
Контакты Адрес пл. Под Каштаны 1, 160 00, г. Прага Телефон
+420-233-320-501
E-mail uppzo_chesh@mil.ru Трякин Алексей Николаевич Первый секретарь Посольства Российской Федерации в Чешской Республике, руководитель представительства http://mil.ru/commemoration/foreign/czech.htm
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 16 Апреля 2021, 08.10.46 | Сообщение # 16 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Представительство Министерства обороны Российской Федерации по организации и ведению военно-мемориальной работы в Китайской Народной Республике
Контакты Адрес 100600, г. Пекин, Дунчжимэнь Бэйчжунцзе, 4 Телефон
+6532-1381
Факс +86-6532-4851 E-mail uppzo_chin@mil.ru Алексеев Максим Николаевич Советник Посольства Российской Федерации в Китае, руководитель представительства
http://mil.ru/commemoration/foreign/china.htm
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 16 Апреля 2021, 08.11.54 | Сообщение # 17 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Представительство Министерства обороны Российской Федерации по организации и ведению военно-мемориальной работы в США
Контакты Адрес 2650 Висконсин Авеню, С-З, Вашингтон, округ Колумбия, 20007 Телефон
+1 (202) 298-5751
Факс +1 (202) 298-5735 E-mail uppzo_us@mil.ru Коваленко Игорь Николаевич третий секретарь Посольства Российской Федерации в Соединенных Штатах Америки, врио руководителя представительства
http://mil.ru/commemoration/foreign/usa.htm
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Бабуля | Дата: Пятница, 16 Апреля 2021, 11.05.03 | Сообщение # 18 |
Группа: Поиск
Сообщений: 4
Статус: Отсутствует
| Саня, Спасибо за информацию по представительствам Мин.Обороны за рубежом.
|
|
| |
Саня | Дата: Вторник, 04 Мая 2021, 12.36.57 | Сообщение # 19 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Регионам хотят дать возможность поддерживать поисковиков
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается наделить полномочиями в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества. Такой законопроект (№86624-7) планируется рассмотреть на ближайших пленарных заседаниях Госдумы во втором чтении.
Сегодня основная часть работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества фактически проводится на территории регионов, однако компетенции регионов в этой сфере не определены.
В законодательстве предлагается установить, что работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. А в части захоронения и содержания мест захоронения — органы местного самоуправления. Также предлагается установить право органов власти субъектов разрабатывать и реализовывать программы для осуществления деятельности по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и содействовать деятельности поисковых объединений и на территории субъекта.
Сегодня из-за отсутствия в законе чётко определенных полномочий органов государственной власти субъектов в этой сфере возникают трудности при подготовке, принятии и реализации соответствующих региональных программ с определённым целевым финансированием, отмечают авторы законопроекта.
«Сложившаяся ситуация особенно негативно влияет на деятельность общественных объединений, задачами которых является поисковая работа по выявлению неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти», — говорится в пояснительной записке к документу.
https://www.pnp.ru/social....ov.html
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Саня | Дата: Пятница, 22 Октября 2021, 07.37.34 | Сообщение # 20 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Обернихин Евгений Анатольевич УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ О СОВЕТСКИХ ВОИНАХ, ПОГИБШИХ ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН ОТ НАЦИЗМА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1944―1991гг.)
https://www.chuvsu.ru/wp-cont....ser.pdf
Qui quaerit, reperit
|
|
| |