Дата: Понедельник, 11 Января 2010, 16.36.36 | Сообщение # 1
Группа: Старейшина
Сообщений: 3237
Статус: Отсутствует
.
По поводу потери полком в Шпротаве самолета СУ-17 весной 1976г. остались у меня следующие воспоминания: Полк летал во второй половине дня, на полетах присутствовал ком.див Воронцов и с Легницы полковник из ИАС ША. Я служил в ТЭЧ АП и в тот день, как обычно мы выполняли по плану регламентные работы. Где-то в 15-00 сыграли тревогу для поисковой группы в сооставе которой был и я. Предварительно сообщили, что в районе дальнего привода(5-7км от ВПП) при заходе на посадку при Н=150-200м упал борт, летчик катапультировался и остался жив, его подобрали ребята несшие службу на приводе. Загрузилась в авто наша команда тревожными ящиками (они находились в инструменталке ТЭЧ)и отправились на КП.Только мы подъехали к КП, здесь-же сел вертолет и из него вышло человек пять среди них был и катапультировавшийся летчик он сильно хромал но передвигался сам, на лице были ссадины.(помню точно звание - м-р, классность - снайпер и если не изменяет память фамилия Белов, говорили - это третье его катапультирование, кстати на день авиации 17 августа того-же года его наградили "Орденом Красной Звезды").Тут же весь кортедж: 3 авто -поисковой группы,ком.див с челядью, пожарный расчет, оцепление роты охраны выдвинулись к месту падения с-та.Место падения было на окраине деревни на ее лугах и огородах( уже взошла картошка, было скошено и сложено в стожки сено, и все это было перелито керосином и соответственно перепахано обломками с-та на протяжении 1000м замеряли от киля и до передней стойки шасси) Из узнаваемых деталей были киль, двигатель, левая и правая плоскости, все остальное -фрагменты. Местами горели стожки сена и пожарники начали разворачиваться для тушения очагов, но воды как не странно в цестернах не оказалось и тут комдив высказал свое мнение(картину описать невозможно, ее можно только представить).Территория падения была оцеплена бойцами роты охраны, полковник АИС ША в первую очередь изъял с киля черный ящик, послали в деревню гонцов раведать нет ли пострадавщих,их к счастью не оказалось. Перед поисковой группой первоочередной была поставлена задача собрать боекомплект снарядов 160 шт.доединого.Собрали как не странно. Прибыло подкрепление - личный состав эскадрилий, грузовики и автокран. Погрузили сначала крупные уламки,затем мелочь и свезли в большой ангар кажись 2АЭ (не могу свпомнить кажись это был их борт и номер его ну не вспомню , чего-то кажется 47, может найдется кто и подправит)где их разложили согласно схемы с-та на полу ангара.В то время мы уже предварительно знали причину падения - упала тяга двигателя, а борт буквально 3 дня назад вышел у нас из ТЭЧи после очередных р/р.Я выполнял р/р по двигателю и собирая эти самые уламки ,приходила нехорошая мысль- неужели в этом есть наша вина.Но в последствии оказалоси по результатам работы комиссии, что это недоработка завода изготовителя (не сработали целиндры выполняющие поворот лопаток турбины). Их я потом с представителями завода и техниками с-тов менял во всех АЭ АП. И еще один момент - т.к. поисковая группа прибыла на место первая и убыла последняя уже после полуночи, соответственно на ужин мы не попали, почему не воспользовались сухим пайком из своих аварийных ящиков,а потому,что их там не оказалось. И наш люмый старшина пр-к Анцутас привез нам сухой паек (хеб,сало,соленые огкрцы,лук и чай)в немерянном количестве и мы с голодухи (больше года не пробовавшие сало) все это умяли, после чего три дня сильно страдали. Вот так в деталях вспомнил я те события 32-х летней давности.
Дата: Понедельник, 11 Января 2010, 19.04.51 | Сообщение # 2
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 9268
Статус: Отсутствует
Рядовой, самолёт был Су-17М:
Вот наш Паша-Слон пишет:
20 борт с 1 АЭ - катастрофа 25 декабря 1977 года, погиб бывший командир полка, замкомдива п-к Банкин
Насчет гибели Банкина. В тот день он летал у нас в полку. Потом Что-то ему помешало сделать запланированный полет. А тут конец года , класс нужно подтвердить. Под конец смены он решил слетать. Но все борта были в воздухе. На старте стоял только один самолет с 1АЭ борт 20,на котором уже начали делать послеполетную подготовку. Тут дают команду готовить борт 20 к вылету. Все начали говорить , что так делать нельзя, да и примета плохая. Но это все проигнорировали , заставили техника сделать предполетную по быстрому, а то смена уже заканчивалась и быстро темнело. И Банкин полетел. Смена закончилась, красной ракеты нет.20-го борта тоже нет. Смотрим , вертушки начали к нам садиться. Картина, как сейчас помню, жутковатая была .Небо черное, вертушки с мигалками, прожектора вверх. Ребята сказали ,Банкин не вернулся. За ночь найти его не удалось. Нашли его уже на следующий день, в лесу. По работе техники претензий не было. Списали на птичку,сначала .Но врач делавший предполетный осмотр—пострадал .В останках тела ,в крови, алкоголь вроде нашли .Оказалось потом, он вечером перед полетами, был на банкете и там немножко выпил. Как бы там не было, а командира полка моего первого ,не стало. Хороший мужик был, справедливый. Земля ему пухом и вечная память. ПРОШЕЛ ГОД. В ТЭЧ лежали обломки борта 20 в закрытом ангаре. Дали команду их погрузить и отправить. Начали грузить, и когда грузили большой обломок центроплана, то нашли ногу Банкина, вернее ступню в ботинке. Ребята взяли ее, отнесли за газовочную площадку ТЭЧ и в обваловке ее захоронили, с почестями. Так частица нашего командира навечно осталась на авиабазе родного полка. Вот так было.
Дата: Среда, 13 Января 2010, 17.06.20 | Сообщение # 4
Группа: Прохожий
Все это вспоминать печально ,во всех случаях 1987 года пришлось принимать самое непосредственное участие ,как члена коммиссии по расследованию этих катастроф .25 марта направили прямо с КП ВА во время работы ГИМО на место катастрофы бортом Ком.ВА , мед.составом ближайших ОБАТО выполняли свои обязанности по опознанию и другими медицинскими мероприятиями в данных случаях .Ком .полка Валерий Колбаско был моим приятелем по Черняховску ,где я служил до СГВ и уже в Союзе узнал о его гибели .Штурман Ламм А.В. подробно описал последствия этой катастрофы ,а я не могу забыть эти длинные просеки, от ГШ практически ничего не осталось ,разнос был огромный ,я по долгу службы много видел последствия таких случаев ,но этот запомнился особо .
Дата: Четверг, 14 Января 2010, 11.26.01 | Сообщение # 5
Группа: Старейшина
Сообщений: 3237
Статус: Отсутствует
Радо, катастрофа поизошла накануне моего появления в полку. Товариши из поисково-спасательной службы расказывали о том событии много, но т.к. я не был их свидетелем, то в памяти осталось мало. Говорили, что это было на второй день после празднования с польскими товарищами годовщины Октябрьской революции. Самолет начал терять высоту, затем пошел на подъем, а затем вновь вниз и зацепив верхушки деревьев леса упал. Зрелище говорили было не для слабонервных. А где то на форуме выпускников Шпротавской школы я встречал воспоминания ребят о том случае и там уже с фамилиями. Александр Тур Шпротава в/ч 42014
Дата: Четверг, 14 Января 2010, 12.56.55 | Сообщение # 7
Группа: Ветеран
Сообщений: 20
Статус: Отсутствует
В 1987 (могу ошибаться) у нас в Шпротаве работала ГИМО... все естественно на нервах... шли полеты..всех подробностей не помню ,да и не мог знать.. вкратце-в сложных метеоусловиях разбились два борта. Командира вроде сняли потом,были слухи о переводе куда то в Одесский округ. Думаю есть люди которые более подробно помнят эту трагедию. Олег Еськов
Сообщение отредактировал Сверчок - Понедельник, 28 Декабря 2009, 18.37.30
Дата: Четверг, 14 Января 2010, 12.57.15 | Сообщение # 9
Группа: Старейшина
Сообщений: 43
Статус: Отсутствует
Да вроде начале 1987 г был такой случай в Шпротаве. Я в тот день стоял в карауле на ГСМ. Все топливозаправщики срочно загоняли на склад и брали пробы горючего. Версия сначала была из за некачественного топлива. Михаил Леонтьев
Дата: Четверг, 14 Января 2010, 12.57.25 | Сообщение # 10
Группа: Старейшина
Сообщений: 233
Статус: Отсутствует
Самолеты были Жаганьского полка. Было ЛТУ с посадкой в Шпротаве, после взлета парой вошли в облачность и самолет ведомого столкнулся с самолетом ведущего. Трое погибли, один жив, успел катапультироваться. Обломки самолетов долго лежали у кочегарки в Жагани. Вечная память пилотам. Сергей Аверин Жагань 86-92
Дата: Четверг, 14 Января 2010, 12.57.45 | Сообщение # 11
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Quote
25 июня 1987 г. Су-24м, 42 гв. БАП (жАГАНЬ), дпму. Первый залет на полигон "Пшемкув-южный" в составе звена. Посадка на оперативном аэродроме Шпротава.Взлет с интервалом 30 сек., сбор на догоне. Там и парами взлетали, полоса 2500х60, но молодых не выпускали так. На петле по курсу взлета там не соберешься, 7 км и разворот , артиллерийский полигон Жагань мешал. Ведущий комАЭ п/п-к Кравчеко, замполит м-р Логинов, ведомый л-ты Брицин ЕВВАУЛ-85 и Зайцев ЧВВАКУШ-1985. На обратно-посадочным ведомый запрашивает- "Наблюдаю, пристроиться справа" Ведущий- "Разрешил справа" Ведомый- "Справа на месте". Ведущий на дальности 20 доворачивает вправо на Глогув, ИПМ. Ведомого на Су-24 практически не видно, штурману разве. Ведомый ,несмотря на доклад, пристраивание не закончил, а на скорости 800, против 600 у ведущего, бьет его сверху между килем и фюзеляжем. Экипаж ведомого погиб при ударе, там, по-моему и кресла сдетонировали. У ведущего загорелись пожар левого, пожар правого, самолет начал опускать нос. Кравченко пытался ручку на себя потянуть, но увидел, что Логинов поймал держки и взял в руки. Тогда он дернул свои.Самолеты упали в поле, метров 200 от дороги на Глогув, километров за 10 до него. Кравченко Сергей Владимирович сказал, что с него хватит и списался. Логинов продолжал служить. Вот такие дела. Ошибка ведомого, конечно, но виноватые были найдены, Комдив, п-к Зубарев Сан Саныч был снят и куда-то послан. А хороший мужик, в Хурбе до этого ком. полка был. В акадамию Генштаба собирался, а тут такая хрень. С интеервалом ровно в 3 месяца. Продолжали много и интересно летать, на воду не дули. Вверх сильно не лезли, на войне сожрут там. Просто цена ошибки в нашем деле очень высока.
На фотографии присланной Сергеем Егоровым- из 89 бап ,справа стоит Игорь Зайцев,погибший в этой катастрофе...
Стоят слева направо Гена Ширяев,Саня Новоженов,Сергей Ветлугин,Гена Атюнькин,Игорь Зайцев
Фотография сделана в Легнице в 1986 году.Молодые лейтенанты выпускники училищ приехали к первому месту службы!
Дата: Четверг, 03 Марта 2011, 15.52.50 | Сообщение # 14
Группа: Старейшина
Сообщений: 3237
Статус: Отсутствует
Quote (Саня)
А фамилии и причину не вспомнишь?
Саня, я прибыл в полк через в ноябре 1975г. уже после этой катастрофы и не являюсь ее свидетелем, а вот Шевченко Виктор Николаевич - подполковник запаса, проходивший службу в полку в 1974 - 1977 г. на одном из форумов описывает это так: " В июле 1975года в полку поозошла катастрофа самолета Су-7У бортовой 10 красный 1аэ с экипажем командира полка подполковника Никишина и замполита полка подполковника Мочалова. Экипаж выполнял полет зону на пилотаж. При выполнении экипажем нисходящей спирали самолет столкнулся с землей экипаж погиб. По заключению комиссии катастрофа произошла в результате потери сознания экипаже в следствии усталости. На момент катастрофы у обоих членов экипажа был налет более 100 часов. После этого приказом МО? было ограничено количество летных смен в неделю тремя."
Дата: Четверг, 03 Марта 2011, 18.07.03 | Сообщение # 15
Группа: Старейшина
Сообщений: 504
Статус: Отсутствует
Quote (Сверчок)
В 1987 (могу ошибаться) у нас в Шпротаве работала ГИМО... все естественно на нервах... шли полеты..всех подробностей не помню ,да и не мог знать.. вкратце-в сложных метеоусловиях разбились два борта. Командира вроде сняли потом,были слухи о переводе куда то в Одесский округ. Думаю есть люди которые более подробно помнят эту трагедию.
Помню.Наши выезжали на место катастрофы,на Р-140. Я с ними связь качал,правда в ЗАС режиме а оконечная была на ЗКП , у меня от станции туда кабель был. Так что у меня в динамике только булькало. Потом расказывали когда вернулись,что по самую кабину самолёт зарылся.
Дата: Четверг, 02 Июня 2011, 20.36.43 | Сообщение # 17
Группа: Старейшина
Сообщений: 1077
Статус: Отсутствует
В 1979 разбился СУ-17 Прощание и гроб были в ГДО. Я как самый молодой стоял в почетном карауле, после прощания на самолете гроб отправили в Союз. Позже в самолет руливший со стоянки , когда проезжал мимо другого у стоявшего на стоянке замкнула эл. проводка , сошла ракета и попала в него .Самолет загорелся, РП дал команду катапультироваться.Летчик вывалился из кабины и убежал.У горевшего СУ-17 начали сходить эресы по моему 3 штуки.Один упал в районе между БПРМ и ДПРМ, другой в лесу ,третий попал поляку в сарай и разнес его. Пострадавших не было.Поляку взамен старого сарая построили за несколько дней другой- краше прежнего. Техника самолета перевели в ОБС И РТО комсомольцем , сам он не признавался,потом обратно в полк.Сгоревший самолет утащили в сторону тира и бросили.Сгорел почти весь а звезды на крыльях сохранились. Еще в самоль летящий в СМУ по большому маршруту попала молния,отказала вся аппаратура, за искл. р связи.Посадили нормально. Лопнула и завернулась обшивка, согнуло ПВД.Нач. связи полка м-р Старцев делал фото для отчета. Пару раз СУ-17 выкатывались за пределы полосы,птички залетали в движок, турбина на взлете рассыпалась- якобы кусочек отвертки обломился и его не нашли.Вовремя взлета отвалился пневматик.И один раз бомба не сошла ,садили с ней. виктор леонтьев Шпротава 1979-1984
Дата: Вторник, 16 Августа 2011, 13.35.03 | Сообщение # 18
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 5
Статус: Отсутствует
Поправлю в деталях. До 1986 года на аэродроме Шпротава не было 8 лет даже Аварий.!!! В 1986 году в ходе ЛТУ полка при проверке ГИМО за один вылет было потеряно три самолета и два экипажа (три летчика). При пилотировании в ручном режиме на предельно малой высоте один самолет задел деревья, штурман катапультировался (по моему его фамилия Курочкин) в крене и побился о деревья...а летчик только выровнял самолет и тоже катапультировался...остался цел отделался перломом руки (креслом сломало). После приземления летчик нашел штурмана с помощью поляка-лесника снял с дерева и вывез на полянку где их подобрал вертолет ПСС. В вертолете штурман скончался.... Второй экипаж не прекратил снижения при отказе МВК и вошли в землю с вертикальной скоростью 150м\сек и горизонтальной 1000 км\час. Третий экипаж на пробеге "забыл" выпустить тормозной парашют и выкатился за полосу...самолет поломали (в том числе с помощью тягача около АТУ) а сами целы. Через полгода в ходе ЛТУ Жаганского полка при взлете с аэр.Шпротава пара в наборе высоты после взлета (парой взлетали только Жаганцы) столкнулась ...один экипаж погиб а второй катапультировался...столкновение произошло над городом но обломки пролетели дальше за город и на земле никто не пострадал. В первом случае сняли командира полка и отправили в Союз (в дальнейшем он тоже погиб при авиакатастрофе в Забайкалье) а во втором ком дивизии. В 1989 году в июне самолет Шпротавского полка столкнулся с планером около города Глогув. Предположительно в облаках планерист поднялся выше заданной высоты и столкнулся с заходящим на боевой курс на полигон Пшенкув Южный самолетом.....с каким конкретно из трех находившихся в зоне не установили...на локаторах планер не было видно и они (планеры) часто нарушали режим полетов и входили в запретные для них зоны. Наказали назначенный экипаж...а паны неделю байкотировали воинские грузы и контейнеры заменьщиков. Борис Сторчак
Сообщение отредактировал Navigatorov - Среда, 17 Августа 2011, 09.34.22
Дата: Вторник, 16 Августа 2011, 15.08.16 | Сообщение # 20
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 5
Статус: Отсутствует
Поправь ради истины. Поскольку тема поста деликатная и связана с памятью о наших товарищах...или откажись от своих замечаний или поправь в чем считаешь неправда!!!!!!!! Борис Сторчак
Сообщение отредактировал Navigatorov - Вторник, 16 Августа 2011, 15.25.51
Дата: Среда, 17 Августа 2011, 09.27.54 | Сообщение # 22
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 5
Статус: Отсутствует
Документов не видел, только читал в квартальном обзоре по летным проишествиям и был " свидетелем" этих событий поскольку служил там в это время, правда должность не позволяла знать все до мелочей...но общался на эту тему с обьективщиками и Вербистами....если считаете неправдой то убираю подробности и оставляю только бесспорные вещи. Борис Сторчак
Дата: Среда, 17 Августа 2011, 11.06.34 | Сообщение # 23
Группа: Модератор
Сообщений: 3749
Статус: Отсутствует
Navigatorov, Да дело здесь не в каких то обидах, но это же не мелочи, когда КЗ, к-н Мысниченко И.В. и штурман полка, м-р Малков Н.Г., оба 1 класс, при полете на боевое применение, при снижении на БК в районе Глогува, в зоне полетов планеров, столкнулись с планером, пилотируемым пилотом РП. Планер разрушился в воздухе, пилот планера погиб. Экипаж самолета Су-24, произвел нормальную посадку на своем аэродроме. НЕ в Шпротаве это было (как Вы свидетель, пусть даже по "красной тетради", могли попутать"?) Это авиационное происшествие, было в 3 БАП (Кшива), самолет по моему № 26, 2 аэ. Причинами явились (основное)- невыдерживание высоты полета в зоне полета планеров, пилотом РП (ограничение полетов у них было 1500м) и раннее снижение экипажа Су-24 на БК ( по МОК- минус 40м от заданной, кстати оценка по КБП на Нср- хорошо!) . Но судьба свела в воздухе бывших братьев по оружию. Были и виновники, были и последствия- оргвыводы. Ну и по Шпротавским катострофам есть неточности, собственно и по Жаганьской катострофе. Наоборот, спасибо Вам, что вспоминаете, а если что мы поправим совместными усилиями, но тяжело все это... Ты в какой аэ служил? У Бадло?, Терскова?, третьего уже запамятовал. Может Чекрыгин?
Сообщение отредактировал Шайтан - Среда, 17 Августа 2011, 11.23.41
Дата: Четверг, 18 Августа 2011, 13.29.23 | Сообщение # 24
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 5
Статус: Отсутствует
Вы как помните то летали в одну смену обычно Кшива и мы Шпротава...по причине того что с Жаганью мы мешали друг другу на посадочных....в день столкновения с планером полигон использовали оба полка и после прекращения полетов осматривали все самолеты нашего полка которые летали на полигон. (три)..на одном обнаружили вмятины причем внятно никто не смог пояснить когда и от чего они появились...явных следов столкновения не нашли..одна из версий рассматривалась попадание планера в спутный след самолета. Наказали один из трех экипажей которые в то время бомбились на полигоне...критерии выбора кого наказать мне неизвестны. Скорее всего детали происшествия и то что столкнулся экипаж Кшивских выяснились позже..я через неделю заменился в Союз. Я на той летной смене был дежурным по связи и РТО полетов , а служил я в ОБС и РТО. А про детали и память...я даже помню что говорили на прощании с погибшими экипажами и то что командир полка (Колбаско по моему) сказал погибшим досвидания...тоже помню (он сам погиб потом)...помню как через неделю после прощания борт с вещами и гробом одного из погибших пилотов опять вернулся в Шпротаву и в Ан-12 загрузили движек с сухаря подвинув гроб и вещи вглубь грузового отсека...и помню несчастную семью и вдову которая уже неделю каталась по аэродромам СГВ с гробом мужа....и "добрая воля" командования выделением борта для отправки на Родину обернулась таким вот отвратительным фарсом.....прошу прощения что помню плохое....но это тоже часть жизни и памяти. Волей судеб я сравнительно недавно приобщился к славному роду пилотов...стал через 30 лет после мальчишеской мечты о небе летать ...к несчастью всего через год нечастой летной практики стал участником авиакатастрофы.....сам пострадал (слава богу жив) ...без анализа причин...к сожалению славная мужская работа-летать имеет обратную сторону -риск и немифическая возможность погибнуть...и когда случается страшное то с семьей и горем остаются только память и поддержка друзей. Я почемуто вспомнил и этот эпизод. Может кто то из форумчан знает судьбу родных погибших товарищей...я запомнил что сыну погибшего штурмана отдали парашут отца...а сын уже мечтал летать!! Борис Сторчак
Сообщение отредактировал Navigatorov - Четверг, 18 Августа 2011, 13.32.59
Дата: Четверг, 17 Ноября 2011, 15.40.55 | Сообщение # 25
Группа: Ветеран
Сообщений: 26
Статус: Отсутствует
То же помню те события.... как провожали... сначала возле школы ,а потом на взлетке.... помню как "Тюльпаны" крыльями помахали.... погода тогда отвратительная была... Вечная память!!!!! Овчинников Денис Александрович г.Томск Аэродром Шпротава СШ №24 СГВ 1986-1990г.г.
Дата: Пятница, 10 Февраля 2012, 22.00.26 | Сообщение # 26
Группа: Старейшина
Сообщений: 4224
Статус: Отсутствует
с весны 87 по 91 помню три происшествия. 1. при выполнении бомбометания не сработал запуск НУР, при развороте над полигоном ракета ушла и попала во двор одного из домов небольшого хуторка. 2. при посадке заблокировалось колесо и самоль сошел с полосы в право, 3. при взлете из сопел СУ-24 было пламя примерно в два раза превышающее длинну самоля, взлет прекратили. Шурпик Владимир ШПРОТАВА 87-89гг