Дата: Воскресенье, 01 Сентября 2019, 14.56.50 | Сообщение # 62
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Фамилия Федоров Имя Александр Дата рождения/Возраст 24.08.1904 Место рождения Ленинградская обл. Дата пленения 12.01.1942 Лагерь дулаг 100 Судьба погиб в плену Воинское звание рядовой Первичное место захоронения Псковская обл., Порхов Название источника донесения Архив ФСБ - г. Псков Номер дела источника информации 4900_04 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=915447327
Дата: Воскресенье, 01 Сентября 2019, 14.58.53 | Сообщение # 63
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Фамилия Шершаков Имя Степан Дата рождения/Возраст __.__.1909 Место рождения Московская обл., Тушино Лагерь дулаг 100 Судьба погиб в плену Воинское звание рядовой Дата смерти 10.10.1941 Первичное место захоронения Порхов, Восточные казармы, русское кладбище Название источника донесения РГВА Номер фонда источника информации 517 Номер описи источника информации 1 Номер дела источника информации 47025_2 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1978047249
Дата: Воскресенье, 14 Июня 2020, 17.41.02 | Сообщение # 64
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Фамилия Семушкин Имя Николай Дата рождения/Возраст __.__.1912 Место рождения Орловская обл., Спасское Судьба Погиб в плену Воинское звание красноармеец|рядовой Дата смерти 18.09.1941 Первичное место захоронения Порхов, казарма восток (русское кладбище) Название источника донесения ЦАМО Номер фонда источника информации 58 Номер описи источника информации 977527 Номер дела источника информации 105 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=301069106 Qui quaerit, reperit
Дата: Четверг, 13 Апреля 2023, 06.31.31 | Сообщение # 67
Группа: Администратор
Сообщений: 15765
Статус: Отсутствует
Прошёл дулаг 100 (Порхов) и оставил записки-воспоминания
Щедринский, М. Б. Записки из фашистского плена [Текст] / М. Б. Щедринский. – 2-е изд. – Екатеринбург : ООО «Издательский дом „Ажур“», 2016. – 92 с. https://cbsasb.ru/uploads....%B0.pdf
Щедринский Михаил Борисович Дата рождения __.__.1913 Место рождения Челябинская обл., г. Челябинск Дата призыва __.__.1941 Воинское звание капитан ; политрук Воинская часть 397 стрелковая дивизия https://pamyat-naroda.ru/heroes....1402492
С. 23 "НЕ СДАЛИСЬ, А ПОПАЛИ В ПЛЕН"
С. 28 "Прочитав это воспоминание, друзья по борьбе и мукам в плену, адреса которых я не знаю, возможно вспомнят безногого капитана Щедрина, известного ещё под именем «Танкетка» – так как я ползал на четвереньках."
С. 25 "Мне пришлось участвовать в боях на Северо-западном фронте в составе 397 стрелковой дивизии Первой ударной армии1 в районе города Старая Русса. Здесь на участке Порхов – Дно – Демянск находилась в окружении 16 немецкая армия под командованием барона фон Буша. Окруженные упорно сопротивлялись, получая подкрепление по воздуху, и периодически делали попытки прорваться. В сентябре 1942 г. части дивизии вели бои в районе деревни Козлово Залугского района Ленинградской области, где противник пытался прорваться из окружения..."
С. 26 "При наступлении левый фланг, где я находился, выдался несколько вперёд и оказался в хорошо простреливаемой врагом зоне. Выравнивая позицию, левый фланг начал медленно и незаметно отходить. Последними отходили бойцы Рыжов и Ковалёв, а также я как командир. Было тихо и мы, пригнувшись, пробежали уже половину пути, как вдруг раздалась одиночная автоматная очередь, и что-то сильно кольнуло меня. Мне показалось, что выстрелили в центры ступней обеих ног, и я упал. Ноги свело как судорогой, затем сильным рывком выбросило вперёд, из ран хлынула кровь."
С. 28 "На четвёртые сутки, когда, видимо, решили, что я погиб, попытки моего спасения прекратились. По крайней мере, я этих попыток не чувствовал. Дома была получена «похоронка», где извещалось, что «Щедринский Михаил Борисович, урожененец города Челябинска, ул. Пушкинская, 36, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит в бою с немецкими оккупантами 29 сентября 1942 года. Похоронен – лес Андрюшин угол между деревней Козлово и Великим селом Залугского района Ленинградской области». Кроме официального извещения мои боевые друзья – бойцы Яков Храбрый, Эдуард Гнетецкий и другие, подробно описали наш последний бой и мою смерть. Финчасть выслала остатки денег по аттестату, семье назначили пенсию за погибшего офицера, а я продолжал жить и по силе возможности бороться в лагерях фашистской Германии под разными фамилиями, в основном – Щедрин. "
С. 35 - 36 "Поезд шёл медленно. В вагоне лежали немецкие раненые. Мингалеев был в другом вагоне. Я лежал на верхней полке, а внизу лежал немецкий ефрейтор... На небольшом полустанке немецких раненых унесли, а нас с Мингалеевым положили на землю."
С. 36 "К вечеру поезд прибыл на станцию Тулебля в районе г. Старая Русса. Пленных занесли в подъезд двухэтажного стандартного дома, положили на пол в коридоре и поставили у входа часового."
С. 37 "Рано утром поезд подошёл к Порхову. «За пленными приехали»,– услышали мы голос с платформы."
Глава "Лагерь в городе Порхов" - с. 43 - 58
С. 43 "Лагерь военнопленных расположен на окраине города Порхов. Густой колючей проволокой обнесено несколько каменных и деревянных зданий, по углам ограды стоят вышки для часовых. Над большими широкими воротами висит фашистский герб – орёл со зловещей свастикой в лапах."
С. 43 - 44 "Пленных разделили. Мингалеева куда-то унесли, а меня поместили в сырую холодную комнату, бросив на цементный пол, где пахло плесенью. Щёлкнул снаружи замок и вдали затихли шаги конвоя. В маленькой комнате с серыми стенами было пусто. Слабо проникал свет в небольшое окошко, находящееся почти у самого потолка. Кругом была гнетущая тишина. Но вот раздался слабый писк, и вскоре откуда-то из углов полезли крысы. Вначале они робко приближались, затем осмелели и бегали почти у самого лица, так что от них приходилось отбиваться. Так в борьбе с крысами прошла всего одна ночь... Утром в камеру вошёл немецкий офицер в сопровождении переводчика. Вежливо поздоровавшись, он издевательски спросил: – Как господин офицер провёл ночь? Не нуждаетесь ли в чём? Ответом было гробовое молчание. – Немецкое командование, – продолжал офицер через переводчика, – очень заботится о русских пленных, и особенно, о господах офицерах. Но не всегда бывает возможным сразу создать им необходимый комфорт. Мы с вами культурные люди и найдём общий язык. Вам следует записаться добровольцем (перебежчиком) и сотрудничать с нами в освобождении России от жидов и коммунистов. Пленный продолжал молчать. – Ответьте ему что-нибудь, – спокойно сказал переводчик. Офицер вопросительно посмотрел на переводчика. – Я пленный, а не перебежчик, и ни с кем сотрудничать не собираюсь. Не успел переводчик замолчать, как град сильных ударов обрушился на меня. Офицер с ожесточением бил лежащего ногой, а я только корчился и закрывал лицо руками. Запыхавшись, офицер остановился, плюнул, и, выругавшись, вышел вместе с переводчиком."
С. 44 "Пришли два пленных, назвавшись санитарами, и понесли меня, как они выразились, в европейскую баню для санобработки. В холодном каменном помещении, где гулял ветер, стояли голые люди, похожие на скелетов... сняли с меня одежду и отдали в жарилку (вошебойку) и помогли доползти до парикмахера, который испорченной машинкой безжалостно рвал волосы. Кое-как обмывшись под душем ледяной водой, я пополз за одеждой, где по пути всех осматривали, ища евреев, и мазали кляпом волосяной покров какой-то вонючей жидкостью. Из жарилки не вернули брюки, а на вопрос «где они?», я получил удар палкой. Так без брюк я был доставлен в ревир, где встретил Мингалеева, как родного брата."
С. 45 "Ревир представлял из себя большую мрачную и сырую комнату, больше похожую на карцер, чем на лазарет. В помещении стояли двухэтажные деревянные нары, на некоторых из них были бумажные матрасы, набитые деревянной стружкой. Подушек и одеял не было. На нарах в тесноте лежали истощённые больные и тяжелораненые с открытыми ранами. Зловонье от гниющих ран и испражнений било в нос. Здесь же, но несколько в стороне, лежали больные сыпным тифом. За больными ухаживали военнопленные врачи и фельдшера, а так же санитары из числа наиболее здоровых пленных. Новичков положили на нижние нары, прямо на доски, и мы ещё не успели опомниться, как явился писарь и стал заполнять карточки. Фамилия, имя, отчество. Национальность и вероисповедание. Год, число и месяц рождения. Месторождение и место призыва. Образование и место работы. Где и когда попал в плен. Особые приметы: цвет волос, кожи и глаз, рост, черты лица (склад, форма носа и ушей), наличие родимых пятен, бородавок и т. д. На большинство вопросов мы давали ложные ответы, но старались их запомнить, чтобы потом не ошибаться. После этой процедуры нам вручили деревяшки, на которых по-немецки написаны фамилии и поставлены номера. – Ну, вот и все, – сказал писарь, – теперь ты не советский офицер, а человек №2409. Так с этим номером я и прожил весь плен."
Информация о военнопленном ID 73112949 Фамилия Щедрин Имя Михаил Дата рождения/Возраст 22.10.1913 Лагерь шталаг 367 Лагерный номер 2409 Судьба попал в плен Название источника донесения ЦАМО Номер фонда источника информации 58 Номер описи источника информации 18003 Номер дела источника информации 1568 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73112949
Судя по документам и воспоминаниям, будучи военнопленным-инвалидом, прошёл (как минимум): дулаг 100 Порхов, шталаг 342/Z Глубокое, лагерь в Бяла-Подляске, шталаг 367 Ченстохова, шталаг VI B/Z Wesuwe.
С. 48
"Передвигающиеся пленные представляли собой страшное зрелище. Тощие и обросшие с лихорадочно блестящими глазами, в лохмотьях и с привязанными сбоку торбами и парашами, они гулко стучали колодками по полу. Вторую группу пленных составляли работяги. Это были тоже слабые, но более крепкие люди. Их гоняли в город на работу, поэтому они имели возможность кое-что достать из обмундирования, пищу и табак. Для них немецкие коммерсанты продавали особую махорку с надписью «Только для русских военнопленных» – это были грубо нарубленные ветки. Третья группа: лагерная «аристократия» – блоковые, баландёры, кухонные и складские рабочие, банщики и писари. Они получали дополнительное питание за счёт общего котла. Особо содержались полицаи, русские помощники коменданта и переводчики-толмачи, которые жили и питались отдельно и щеголяли в новом обмундировании. Медперсонал являлся промежуточной прослойкой. В лагере существовал террор. Полицаи ходили с палками и били каждого без всякого повода. В углу лагеря стояла большая бочка, в которой мокли розги. Этими розгами секли «провинившихся». Жизнь в лагере шла по строгому расписанию. В 7 часов утра – подъём. Изнурённые люди выстраивались на проверку и часами мёрзли на улице, еле держась на ногах. Людей умышленно перестраивали по 5–7 раз, чтобы затянуть время издевательства, при этом сыпались удары налево и направо тем, кто не мог стоять навытяжку, или не строго по команде снял и надел шапку, а то и просто так. Умершие за сутки подсчитывались отдельно, а умирало в день 15–25 человек. Аналогичная проверка проводилась вечером, а иногда и днём. Кормили пленных три раза в день. Утром пол-литра кофе – грязной тёплой бурды. Днём пол-литра жидкой баланды из картофельной ботвы или из гнилой картошки и 200 грамм хлеба, с довольно крупными опилками. Вечером опять пол-литра знаменитого «кофе»."
С. 49 "Большинство пленных сменили фамилии и звания, крайне осторожно относились друг к другу, так как в общей массе были предатели. В ревире почти не было медикаментов, кроме реваноля и ограниченного количества бумажных бинтов. В таком положении даже опытный врач оказывался бессильным."
С. 55 "В конце концов группу офицеров, партизан и вообще подозреваемых, подготовили на этап. В группу отправляемых подсунули провокаторов."
С. 56 "Утром вместе с Мингалеевым и Колтышевым мы ползли к вагону. Я держал в зубах котелок, в кулаке зажал оставшиеся документы и фотографии и думал: «Не дай Бог, чтобы мир увидел меня в таком положении». В телячьем вагоне нас было человек 60 – духота, вонь от гниющих тел, испражнений, есть и пить не дают. Состав в вагоне был «разношерстным» и по национальности, и по возрасту, и по взглядам."
С. 58 "На шестые сутки в вагоне уже лежало более десяти трупов. Народ изнемогал, но на все просьбы раненых конвой не обращал внимания – поезд шёл медленно. Ночью поезд встал на какой-то станции. Утром открыли вагон, свежий воздух и свет опьянили измождённых узников." С. 61 "Поезд стоял на станции «Глубокое» в Западной Белоруссии." Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Пятница, 26 Мая 2023, 17.57.47 | Сообщение # 68
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Фамилия Сериков Имя Андрей Дата рождения/Возраст __.__.1914 Место рождения Московская обл. Судьба Погиб в плену Воинское звание красноармеец|рядовой Дата смерти 10.12.1941 Первичное место захоронения Порхов, казарма восток (русское кладбище) Название источника донесения ЦАМО Номер фонда источника информации 58 Номер описи источника информации 977526 Номер дела источника информации 181 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=301024350
Дата: Суббота, 27 Мая 2023, 00.22.51 | Сообщение # 69
Группа: Администратор
Сообщений: 15765
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Фамилия Сериков Имя Андрей Дата рождения/Возраст __.__.1914 Место рождения Московская обл. Судьба Погиб в плену Воинское звание красноармеец|рядовой Дата смерти 10.12.1941 Первичное место захоронения Порхов, казарма восток (русское кладбище) Название источника донесения ЦАМО Номер фонда источника информации 58 Номер описи источника информации 977526 Номер дела источника информации 181 https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=301024350
Лазаретная карта формы V 2 выписана в ВАСте (в Берлине) на основании донесения из дулага 100 Порхов. Запись зелёным карандашом R 919/42 говорит о том, что под этим номером (919 в 1942 году) приняты ВАСтом на хранение какие-то личные вещи (вещь) пленного (это могли быть, например, личные документы, фото и т.п.). Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)
Дата: Суббота, 27 Мая 2023, 16.07.44 | Сообщение # 71
Группа: Администратор
Сообщений: 15765
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
документ из трофейного фонда ВАСт
Лазаретные карты Formblatt 5a, которые заполняли в лазаретах рейха (и отсылали в ВАСт), тоже попали в ЦАМО из трофейного фонда ВАСт. Разница заключается только в месте заполнения. Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)