Sammellager Rollbahn in Minsk
|
|
Саня | Дата: Пятница, 22 Марта 2013, 00.19.16 | Сообщение # 31 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Nestor, Цитата (Nestor) Если он был 12 июля в Минске, то 30 октября там же никак не мог быть.
И куда Вы его определите 30 октября?
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 22 Марта 2013, 00.44.17 | Сообщение # 32 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Район Можайска. Несколько месяцев назад я случайно встретился и разговорился с одним старичком из Истринского района. В 41 году ему было 9 лет. Жил он тогда в деревне, название которой я не записал и не запомнил. Возможно, вспомнится, но вряд ли (Пречистое?). Деревня была в оккупации сравнительно недолго, то ли месяц, то ли два. Сначала наши военные реквизировали их личную корову, затем дом, где жила его семья, сожгли, по его словам, советские диверсанты. После освобождения пытались добиться компенсации, не вышло. Потом немцы согнали всех жителей деревни в сарай в другой деревне, продержали там 6 дней, хотели угнать в Германию, не вышло, освободили наши. Старичок теперь добивается доказать, что был малолетним узником (это добавка к пенсии 2 тыс. руб.). По факту так оно и было. В соседней деревне его ровесники, которых вместе с ним угоняли, лет 10 назад добились. Я ему говорю: "так поди расспроси их и сделай все в точности так же, что они". "Они,- отвечает, - уже умерли, не у кого спрашивать". "А какая команда была, что угоняла?" - спрашиваю. Отвечает: "Ничего не знаю. Знаю только, что называлось сборный лагерь, хотя это был обычный сарай". "Форма какого цвета?" "Мышиного". Спрашиваю: "А номер-то, номер-то какой у лагеря?" Отвечает: "Понятия не имею, сборный лагерь, и все"... И сколько там было таких лагерей по трассе Москва - Минск (Sammellager Rollbahn), никто до сих пор не знает и никогда даже и не собирался выяснять.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 22 Марта 2013, 03.40.16 |
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 22 Марта 2013, 02.03.35 | Сообщение # 33 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Кстати, к разговору о хиви, туркестанском легионе и лагерных полицейских. Интересуясь предвоенной историей Вяземлага, который строил шоссе Москва - Минск, я обратил внимание на то, что в нем содержалось много узбеков. В мемуарах местных жителей, свидетелей строительства, они упоминаются постоянно. Между тем известно, что эвакуация лагпунктов Вяземлага в районе Борисова - Приямино прошла неудачно. Позднее, по свидетельствам находившихся в оккупации в тех местах, узбеки (поляки тоже) образовали охрану гетто и лагерей гражданских пленных. Также они охраняли и некоторые шталаги Белоруссии. Не думаю, что они были сами из пленных. Больше похоже на то, что бывшие заключенные. Вспомним еще, что борьба с басмачеством продолжалась до конца 30-х гг. Сейчас уже трудно разбираться, какие узбеки были в Вяземлаге - боевики или действительные или мнимые сочувствующие. Так или иначе, но в Вяземлаг их отправили, вероятнее всего как басмачей или их пособников. Так вот. Если бы узбеки, ставшие охранниками у немцев, были из пленных, для поступления на службу им требовалось бы отказываться от советской военной присяги. А с бывшими заключенными Вяземлага было проще, отсутствовало это, какое-никакое, препятствие...
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 22 Марта 2013, 02.04.55 |
|
| |
Nestor | Дата: Понедельник, 01 Апреля 2013, 20.07.31 | Сообщение # 34 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| http://www.kpnemo.ws/ebook....oprosov
Страница 101 (лист дела 70)
Документ от 22 июля 1941 г.
Die Vernehmung der sowjetrussischen Kriegsgefangenen im Sammellager Rollbahn und Dulag, beide in Minsk, brachte folgendes Ergebnis (допрос советских военнопленных в сборном лагере Ролльбан и в дулаге, оба в Минске, дал следующие результаты):
1) командование советских частей и имена командиров... и т. д.
Тут я выделил в тексте: заммельлагерь - именно Ролльбан, дулаг от него на 22 июля был отдельно!
Впрочем, это тот же документ, который здесь приводил из ОБД Геннадий.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Понедельник, 01 Апреля 2013, 21.05.20 |
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 19 Июля 2013, 19.15.06 | Сообщение # 35 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Логика здесь такая. Лагерь Ролльбан - это сборный лагерь, дулаг. В него собирали вновь плененных из минского котла (в основном из западной его части). Т. е. то должен был быть, по логике ситуации, вновь учрежденный (изначально стационарный) дулаг. На его базе и развился 352. А дулаг, получивший вскоре затем номер 126, был маршрутным, находившимся в движении. Тут два варианта. Или он существовал еще до учреждения 352, возможно, под каким-то другим номером (еще один вариант: 126 возник на самом деле еще ранее, просто о том мы не имеем данных), или был изначально учрежден в видах деятельности восточнее Минска.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 19 Июля 2013, 19.17.08 |
|
| |
Nestor | Дата: Суббота, 20 Июля 2013, 19.31.51 | Сообщение # 36 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Ага. Тогда значит, заммельлагерь (сборный лагерь) был не лагерем первичного сбора пленных, а смешанным лагерем, где вместе с пленными содержались гражданские (может быть, даже в большинстве). Заммель в смысле смешанный, сводный, а не сборный. Такой перевод может быть.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Суббота, 20 Июля 2013, 19.35.50 |
|
| |
Nestor | Дата: Суббота, 03 Августа 2013, 17.51.40 | Сообщение # 37 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Сюда (к Минску) еще относятся, по крайней мере, Мачулищи и Дрозды.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Суббота, 03 Августа 2013, 17.52.03 |
|
| |
Nestor | Дата: Воскресенье, 04 Августа 2013, 12.05.27 | Сообщение # 38 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Лагерь СС - это лагерь СС, совершенно отдельная категория. Концентрационный лагерь. К системе лагерей пленных отношения не имел. Потому его и нет в рассмотренной нами документации по 352. Только с ним неясно. В архиве гестапо во Фрайбурге есть список концлагерей, имевшихся на территории оккупированного СССР. Там числятся Львов, Саласпилс, еще немного лагерей в Прибалтике. А Минск там не указан. Не знаю, почему.
Кстати, пришло в голову. Возможно, Ролльбан - это отделение шталага (фактический офлаг), а заммельлагер Ролльбан - лагерь СС.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Воскресенье, 04 Августа 2013, 12.14.41 |
|
| |
Nestor | Дата: Воскресенье, 04 Августа 2013, 18.40.53 | Сообщение # 39 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Понятно. Просто слово написано с ошибкой. Правильно в середине два l. Значение ВПП тоже имеется, но по контексту оно не подходит. Потому что ВПП - объект внутри аэродрома. Аэродромов в Минске было минимум 2. В доступной документации по пленным так и пишется - аэродром или (лагерь) люфтваффе. А ВПП - это уже излишняя подробность. Короче, ролльбан в нашем случае - шоссе, тракт. Лагерь, расположенный на шоссе и/или содержащий контингент, занятый дорожными работами.
Будьте здоровы!
|
|
| |
Nestor | Дата: Понедельник, 05 Августа 2013, 20.57.02 | Сообщение # 40 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Ролльбан - это только авто(вообще проезжая)дорога, больше всего соответствует русскому слову тракт. Она может быть и узкой, в распутицу непроезжей, но обязательно имеет коммуникационно-транспортное значение. Соединяет собой города, что-то в таком роде. Автобан есть, как минимум, дорога, по которой на приличной скорости по разным (минимум двум) полосам ездят автомобили.
Будьте здоровы!
|
|
| |
Nestor | Дата: Среда, 07 Августа 2013, 01.17.39 | Сообщение # 41 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Тут нужно сказать следующее. Немецкие автобаны, построенные перед войной, были, как минимум, четырехполосными и асфальтированными. Шоссе Минск - Москва было двухполосным и покрыто асфальтом фрагментарно. В основном только щебенкой. Но отрезок на 200 км от Минска в сторону Москвы был покрыт асфальтом. Во время военных действий в первые недели полотно были сильно разрушено воздушными бомбардировками, но до конца 1941 г. твердое покрытие до Орши (или даже Смоленска?) восстановили силами главным образом военнопленных. Кроме того, частично отремонтировали и улучшили ответвления от этой дороги в сторону Витебска и еще в двух-трех направлениях. В дорожных работах на отрезке от Красного (поселок в 60 км западнее Минска) до Вязьмы широко (и, может быть, большей частью) использовались тодтовцы, поляки (те самые пленные 1939 г., которых якобы русские расстреляли под Смоленском в 1940 г.). Также и пленные. По приказу от 10 июля лагерь Ролльбан учреждался центральным для выполнения этих работ. Тут надо разводить лагеря пленных с лагерями тодта. Еще одна серьезнейшая заковыка. Потому что пленные направлялись на работы в распоряжение администрации лагерей тодта, явно не лишаясь статуса пленных. Такая форма их трудоиспользования вписывается в обычную практику деятельности рабочих команд. Но, блин, конкретной фактуры для заключений меньше, чем кот наплакал. Слова "рабочие команды" в сочетании с ролльбан нигде нет.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Среда, 07 Августа 2013, 18.54.50 |
|
| |
Мікалаевіч | Дата: Среда, 07 Августа 2013, 15.23.36 | Сообщение # 42 |
Группа: Поиск
Сообщений: 1300
Статус: Отсутствует
| название лагеря "Выставка", насколько я понимаю, было введено в обиход не немцами, а советскими историками.
...
|
|
| |
Nestor | Дата: Суббота, 10 Августа 2013, 14.57.57 | Сообщение # 43 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Однозначно ролльбан связан с трактом (шоссе). Без вариантов. Т. е. лагерь находился либо в непосредственной близости от шоссе, либо на некотором отдалении, но при любом расположении содержавшиеся в нем занимались на дорожных работах.
Будьте здоровы!
|
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 04 Октября 2013, 12.15.42 | Сообщение # 44 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Трамвай в городе на фото времен оккупации я видел. В мемуарах говорится, что из якобы "шталага" в город на платформах везли. На немецком городском плане пути на юг из города есть. В том направлении не должны были быть широкими и не должны были далеко вести (обеспечивали сообщение между аэродромом и городом; а со шталагом оно было не нужно). Сводим разрозненные пазлики в логически связную картинку. Хорошо бы разыскать фото трамвая с пленными по новой и рассмотреть форму охранников. Если люфтваффе (не обычная вермахтовская), значит, так оно и было на самом деле. А насчет типа тяги не знаю. Может быть, был дизелек.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 04 Октября 2013, 12.21.06 |
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 04 Октября 2013, 12.57.56 | Сообщение # 45 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| По лексикону вермахта:
Landesschützen-Bataillon 974 Sicherungs-Bataillon 974
Feldpostnummern ab 1940/41: 1941/42 wurde das Bataillon auf 4 Kompanien verkleinert. 1942 wurde die Einheit in der Feldpostübersicht in Sicherungs-Bataillon 974 umbenannt. Am 13. November 1944 wurden die Nummern der Kompanien gestrichen. Zeitgleich wurde der Stab zum kompletten II. Bataillon vom Sicherungs-Regiment 122 umbenannt. Einheit Feldpostnummer Stab 34065
1. Kompanie
34363
2. Kompanie 35002
3. Kompanie 36551
4. Kompanie 37272
5. Kompanie 38488 gestr. 41/42
Das Landesschützen-Bataillon 974 wurde am 1. Januar 1941 im Generalgouvernement aufgestellt. Das Bataillon wurde durch Umbenennung des Wach-Bataillon 661 zu 5 Kompanien aufgestellt. Das Bataillon wurde nach der Aufstellung weiter im Generalgouvernement eingesetzt. Mitte Juni 1941 gliederte sich das Bataillon nur noch in 4 Kompanien. Die 3. bis 5. Kompanie vom Bataillon bildeten das II. Bataillon vom Wach-Regiment Warschau, welches später das Landesschützen-Bataillon 997 bildete. Ab dem 19. Juni 1941 wurde das Bataillon nach Osten verlegt. Dort wurde das Bataillon der Heeresgruppe Mitte unterstellt. Von dieser wurde das Bataillon bei der 286. Sicherungs-Division eingesetzt. Im November 1941 war das Bataillon bei Kaluga im Einsatz. Ende 1941 gliederte sich das Bataillon nur noch in 4 Kompanien. Ab dem 13. April 1942 wurde das Bataillon, immer noch unter der Heeresgruppe Mitte, bei der 221. Sicherungs-Division eingesetzt. Im Mai 1942 war das Bataillon im Raum Borodino im Einsatz. Am 1. Juni 1942 wurde das Bataillon in Sicherungs-Bataillon 974 umbenannt. Ab dem 21. Februar 1943 wurde das Bataillon der 9. Armee unterstellt. Im Sommer 1944 bildete das Bataillon in Mittelrussland das II. Bataillon vom Sicherungs-Regiment 122. Im Juli 1944 war das Bataillon im Raum Minsk im Einsatz. Dort wurde das Bataillon in diesem Monat auch zum großen Teil vernichtet.
Für die Ersatzgestellung des Bataillons war das Landesschützen-Ersatz-Bataillon 6 zuständig.
http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Glieder....ung.htm
Наш документий от 3 июля 1942 г. А с 1 июня 1942 г., согласно приведенной справке, Landesschützen-Bataillon был преобразован в Sicherungs-Bataillon.
Суть здесь в следующем. В вермахте существовала регулярная армия, куда мобилизовывались призывники в возрасте до 35 лет. В данном случае это Sicherungs-Bataillon (охранный батальон). Далее ополчение 1-го разряда, т. е. тоже подлежавшие призыву, но во вторую очередь, возраст 36-45 лет, которое называлось ландвер (Landwehr). Затем ополчение 2-го разряда (призывники старше 45 лет) - ландштурм (Landsturm). В совокупности части ландвера и ландштурма (были объединенные) назывались ландесшютцами (просто ополчением, без уточнения, какого именно разряда из двух, так как в них обычно разряды объединялись).
Как видим, никакого ландверного батальона 974 в Минске никогда не было, тем более, в июле 1942 г. Тут надо смотреть, как точно записано в документе, скорее всего сокращение LW, которое обычное раскрывается как люфтваффе, а не ландвер.
Далее
Landesschützen-Bataillon II/III Landesschützen-Bataillon 302 Sicherungs-Bataillon 302
Feldpostnummern: Einheit Feldpostnummer Stab 17130 bis 1942
ab 1942 17130 A 1. Kompanie 19714 gestr. 1942
ab 1942 17130 B 2. Kompanie 20027 gestr. 1942
ab 1942 17130 C 3. Kompanie 21150 gestr. 1942
ab 1942 17130 D 4. Kompanie 22093 gestr. 1942
ab 1942 17130 E
Das Landesschützen-Bataillon II/III wurde bei der Mobilmachung am 26. August 1939 in Frankfurt an der Oder, im Wehrkreis III, aufgestellt. Das Bataillon wurde durch das Infanterie-Ersatz-Bataillon 337 aufgestellt. Am 8. September 1939 wurde das Bataillon nach Polen verlegt. Dort wurde es zuerst bei der Gruppe Metz eingesetzt. Ab dem 14. Oktober 1939 wurde es der Gruppe Schellbach, Korück 582, unterstellt. Ab dem 21. Dezember 1939 wurde das Bataillon im Westen unter der Oberfeldkommandantur 591 eingesetzt. Am 1. April 1940 wurde das Bataillon in Landesschützen-Bataillon 302 umbenannt. Ab dem 17. Juli 1940 wurde das Bataillon dem Militärverwaltungsbezirk A in Frankreich unterstellt. Ab dem 11. April 1941 wurde das Bataillon der 221. Sicherungs-Division unterstellt und unter dieser dann auch im Osten eingesetzt. Am 1. Juni 1942 wurde das Bataillon in Sicherungs-Bataillon 302 umbenannt. Am 15. Oktober 1942 bildete das Bataillon das I. Bataillon vom Sicherungs-Regiment 45.
Für die Ersatzgestellung des Bataillons war das Landesschützen-Ersatz-Bataillon 3 zuständig.
С этим батальоном ополчения точно аналогично, как с предыдущим.
И наконец, 12-х взводов в батальонах ополчения не существовало и не могло существовать. А 12-й охранный отряд люфтваффе существовал абсолютно точно. Я только очень долгое время никак не мог выяснить, чем он конкретно занимался в Минске. Теперь понятно.
Будьте здоровы!
|
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 04 Октября 2013, 16.06.36 | Сообщение # 46 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Трамваи могли не ходить. А дизелечки запросто, были бы только рельсы. Впрочем, свидетельства о переездах по рельсам из одного лагеря в другой относятся ко времени не ранее лета 1943 г.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 04 Октября 2013, 16.08.27 |
|
| |
galina | Дата: Пятница, 04 Октября 2013, 16.58.35 | Сообщение # 47 |
Группа: Модератор
Сообщений: 4317
Статус: Отсутствует
| На «Выставке» в 1930 году было построено разворотное кольцо. Возможно тогда нем.Rollbahn - это и есть в переводе Разворотное кольцо, что равнозначно довоенному названию остановки трамвая Выставка?
С уважением, Галина
|
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 04 Октября 2013, 17.59.28 | Сообщение # 48 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата (galina) Rollbahn - это и есть в переводе Разворотное кольцо Исключено на 100. Дорога Bahn, кольцо Ring. Без всяких других вариантов.
Будьте здоровы!
|
|
| |
galina | Дата: Пятница, 04 Октября 2013, 18.48.30 | Сообщение # 49 |
Группа: Модератор
Сообщений: 4317
Статус: Отсутствует
| Цитата (Nestor) Исключено на 100. Дорога Bahn, кольцо Ring. Без всяких других вариантов.
тем не менее, на этот вариант наводит: "...Во второй половине июня 1944 года состоялось открытие второй очереди трамвая, продленный маршрут которого связывал Выставку (район нынешней пл. Калинина) и Товарную станцию. На линии работало четыре вагона.
В оккупационной газете Minsker Zeitung за 22 июня 1944 об этом событии есть статья. Приводим ее перевод: "Если раньше трамвай ездил до сих пор только по маршруту Rollbahn-Helmholtzstrasse, отныне он ездит до товарной станции. На углу Хельмхольцштрассе, прежней конечной станции трамвая, представители немецкой и белорусской администрации собрались для первой поездки по новому маршруту. .... Читать полностью: http://news.tut.by/society/314650.html
С уважением, Галина
|
|
| |
galina | Дата: Пятница, 04 Октября 2013, 19.31.30 | Сообщение # 50 |
Группа: Модератор
Сообщений: 4317
Статус: Отсутствует
| Первая очередь - возможно, от Комаровского парка к улице Володарского??? "... Оккупационные власти восстановили трамвайное движение в 1943 году на Пасху. Об этом сообщалось в газетах. "С субботы вновь стал ходить минский трамвай! Сейчас ходит он по линии бывшего маршрута №1 от Комаровского парка и пока только до Липовой улицы (быв. Володарского), постепенно осваивая дальние участки в направлении к пассажирскому вокзалу. На всей линии установлено 10 остановок". (ARCHE 2(3)-99. Абвесткі. 1941-1944)" Читать полностью: http://news.tut.by/society/314650.html
С уважением, Галина
|
|
| |
Nestor | Дата: Пятница, 04 Октября 2013, 20.55.26 | Сообщение # 51 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| На самом деле еще запутаннее. Дело в том, что вся программа строительства и ремонта автодорог тодта, на всем восточном фронте, называлась Ролльбан. Соответственно, его лагеря, занятые в этой акции, так и назывались. А топографически в Минске такой лагерь мог находиться решительно где угодно, название тут только с толку сводит, запутывает в определении места.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Пятница, 04 Октября 2013, 20.56.55 |
|
| |
Nestor | Дата: Суббота, 05 Октября 2013, 05.02.25 | Сообщение # 52 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Вообще-то говоря, перед войной все аэродромы областных городов связывались с ж. д. терминалами узкоколейками. Или, по самой крайней мере, автодорогами с твердым покрытием, как, например, было в Борисове. То не был облцентр, но около него находился ряд важных военных аэродромов, к каждому из которых была проведена хорошая дорога, что сыграло важную роль в обороне. Была интересная история. Происходила эвакуация через Борисов из Минска, Полоцка и Могилева на Смоленск. Использовалась масса гужевого транспорта, т. е. телеги. Военные лошадей изъяли, телег без лошадей в районе Борисова скопилось сплошная куча километров на 15. Минское шоссе бомбили и разведывали не только при свете дня, но и в предсумеречное время. Ну, и какой-то немецкий авиаразведчик лопух принял в условиях плохой вечерней видимости телеги за танки и другую автотехнику. Срочно выписали под бомбежку страшный запас бомб и в течение полутора суток скидывали их на брошенные телеги, т. е. истратили бомбы фактически впустую. Это позволило замедлить немецкое наступление на срок около суток.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Суббота, 05 Октября 2013, 05.22.35 |
|
| |
Nestor | Дата: Воскресенье, 06 Октября 2013, 10.40.33 | Сообщение # 53 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Если уже совсем начистоту, то в непосредственной близости от автотрасс у нас прокладывали в лесных массивах рокадные дороги специально для скрытного перемещения техники. Они нас очень сильно выручили в разные периоды войны. Если почитать воспоминания разных лиц об эвакуации, то большинство пишет о том, что по трассам ехать было невозможно, так как они постоянно бомбились с воздуха, и потому двигались на восток в основном по тем самым рокадным. Притом обращает на себя внимание то, что навстречу беженцам ничто не двигалось. Т. е. у каждой трассы было по минимум паре скрытых рокад, каждая с односторонним движением. Немецкая разведка перед войной работала образцово. С нашими аэродромами на западной границе в начале войны расправились максимум за 4 дня. А с дублирующими дорогами немцы освоились, похоже, в основном уже после их оккупации, причем, похоже, при отступлении нам удалось эти дороги успешно разрушить. А потому возник соответственно огромный объем работ. У нас ситуация была в известной мере зеркальной. Дело в том, что, как известно, перед войной дороги стратегического значения строились у нас заключенными. Механизации почти никакой, почти исключительно ручной труд, отсюда использование массы рабочей силы зэков, сроки строительства длительные. В военных условиях такая организация работы годилась для применения разве только в достаточно дальнем тылу, а вблизи фронтов никак себя не оправдывала. Поэтому в ноябре 1941 г. были созданы в структуре войск охраны тыла специальные автодорожностроительные войска (которых до того вообще не существовало). К концу войны их численность, квалификация, техническая оснащенность и пр. выросли на порядки. А немцы, сумевшие в 30-е гг. построить автобаны, используя принудительный труд безработных, создать у себя аналог советским автодорожным войскам не смогли. Вы должны помнить приказ по группе армий Центр от 10 июля, которым, собственно, был учрежден проект Ролльбан. Приказ предписывал использовать на дорожном строительстве военнопленных, поскольку, как разъяснялось в приказе, для дорожного строительства гражданские были слишком недисциплинированны мало пригодны для выполнения таких работ. Опыт показал скоро, что советские пленные для этого тоже не вполне подходят. Тогда на строительство дорог на Западном фронте начали привозить военнопленных с запада, в основном поляков. Их использовали и как непосредственно работников, и как бригадиров над русскими пленными. Т. е., поскольку в общей массе занятых они составляли значительное меньшинство, они выступали как своего рода гвардия, заводная сила, костяк, на который можно было более или менее положиться.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Воскресенье, 06 Октября 2013, 10.45.11 |
|
| |
Nestor | Дата: Вторник, 08 Октября 2013, 09.54.56 | Сообщение # 54 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| В документации 352 встречались упоминания о рентгеноскопии. Если лазарет Ролльбан находился рядом с амбулаторией ГЖД, тогда, возможно, снимки там и делались, тем самым врачом.
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Вторник, 08 Октября 2013, 10.04.26 |
|
| |
Adv1seR | Дата: Суббота, 14 Марта 2015, 23.16.33 | Сообщение # 55 |
Группа: Поиск
Сообщений: 40
Статус: Отсутствует
| Уважаемые коллеги, доброго времени суток. По данному лагерю (как в прочем и по всему 352-му) в НА РБ огромнейший массив информации. В поисках других (брестских) лагерей так или иначе постоянно попадается Минск. Если необходима какая-то информация - сформулируйте кратко (тезисно) суть вопроса, "будем посмотреть" пока дела не сдал и не переключился на другие. В частности попался на глаза такой приказ:
Комендатура. Stalag 352. Waldlager Minsk. 28.1.1942 Приказ №48. "Обозначение "Небенлагерь" или "Цвайглагерь" заменяется с этих пор на "Лагерь офицеров Рольбан".
А в документах от ноября 1942г. про то же подразделение уже указано - с 7.11.1942 использовать наименование "Шталаг 352 городской лагерь". /все документы даны в копиях в переводе с немецкого/.
В целом попадались данные: о поступлении и переводах в/п; о наказании в/п; об условиях содержания, питании в/п и т.д.; о побегах в/п; рапорты охранных частей; док-ты о наказании немцев и коллаборационистов из числа охраны за различные нарушения; док-ты комендатуры лагеря по всевозможным оргвопросам; и т.д.
|
|
| |
Nestor | Дата: Воскресенье, 15 Марта 2015, 00.29.23 | Сообщение # 56 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Цитата рапорты охранных частей 1. Наверно, это самое интересное. Вермахт, СД, коллаборационисты? Какие конкретно части? Как ротировались? 2. Есть ли что (какие-либо упоминания) по Смоленску, Смоленской обл.? Какие объекты вообще обслуживали заключенные Рольбана? 3. Встречаются ли слова "предприятие Верлин", "организация ТОДТ", "Люфтваффе"?
Очень желательны ссылки на источники (фонд, опись, дело, том, лист дела).
Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Воскресенье, 15 Марта 2015, 00.30.16 |
|
| |
Adv1seR | Дата: Воскресенье, 15 Марта 2015, 00.46.17 | Сообщение # 57 |
Группа: Поиск
Сообщений: 40
Статус: Отсутствует
| Цитата Nestor () 1. Наверно, это самое интересное. Вермахт, СД, коллаборационисты? Какие конкретно части? Как ротировались? 2. Есть ли что (какие-либо упоминания) по Смоленску, Смоленской обл.? Какие объекты вообще обслуживали заключенные Рольбана? 3. Встречаются ли слова "предприятие Верлин", "организация ТОДТ", "Люфтваффе"?
Очень желательны ссылки на источники (фонд, опись, дело, том, лист дела).
Уважаемый коллега, тогда эти пункты пока примем как приоритетные для ближайшего захода в архив ) В первую очередь буду смотреть док-ты по охране. Смоленск и обл. (по памяти) в текстах не попадался. Объекты на которых работали - уточню, что-то было. Верлин однозначно упоминалось, и не один раз. ТОДТ по-моему нет, по "люфтам" - не помню. Конкретные ответы с указанием источника постараюсь дать в течение след. рабочей недели.
|
|
| |
Nestor | Дата: Воскресенье, 15 Марта 2015, 01.23.43 | Сообщение # 58 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Еще хотелось бы узнать любые данные по контингенту узников (численность, любой соцдем и т. д.).
Будьте здоровы!
|
|
| |
Adv1seR | Дата: Воскресенье, 22 Марта 2015, 07.42.47 | Сообщение # 59 |
Группа: Поиск
Сообщений: 40
Статус: Отсутствует
| По результатам. Успел отработать приличную часть имеющихся документов, правда в экспресс-режиме. Выписаны номера приказов комендатуры, их "краткое содержание" и некоторые другие полезные сведения. Результаты буду публиковать в основной теме по шталагу 352.
|
|
| |
doc_by | Дата: Среда, 16 Июня 2021, 19.40.18 | Сообщение # 60 |
Группа: Администратор
Сообщений: 5798
Статус: Отсутствует
| Цитата doc_by ( ) с 2013 года клубом экспертов решался вопрос об этом лагере. Sammellager Rollbahn in Minsk https://www.sgvavia.ru/forum/152-3140-1И несмотря на серьезный состав членов клуба выводы не сделаны до сих пор. И нет ответов на вопросы 1. что это был за лагерь?, 2. где он находился? 3. где находился лазарет этого лагеря? Столько документов по Шталагу 352 в Интернет выложено, а в них ответы найти невозможно. И в статье О.И.Усачева "Лагерь военнопленных офицеров Rollbahn с лазаретом на Переспе" выводы ошибочные сделаны. https://minsk-old-new.com/life....perespeА ответы то имеются. В ГА РФ, в фонде ЧГК. И в Минском областном архиве, где электронные копии этого фонда из ГА РФ хранятся. Документы видел, ответ есть.
Цитата AgniWater71 ( ) Док,
Ждём с нетерпением!
Расскажу ...
|
|
| |