Дата: Вторник, 26 Марта 2024, 08.53.53 | Сообщение # 1
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Маршруты репатриации советских военнопленных из Норвегии.
Вторая мировая война стала для населения СССР величайшей трагедией. Десятки тысяч разрушенных городов и сел, свыше 27 миллионов погибших. Миллионы пленных и угнанных в рабство мирных граждан, точная численность которых до сих пор не установлена. Только на территории оккупированной Норвегии в германских лагерях находилось по разным оценкам от 83000 до ста тысяч советских пленных. Около 13 тысяч человек, не сумев перенести жестоких условий плена, погибли и были захоронены в норвежской земле .
Но и по окончании войны с приходом долгожданного освобождения для многих советских граждан возвращение на родину стало весьма суровым испытанием. Репатриация сопровождалась тщательной проверкой, по результатам которой многие из лагерей нацистских попадали в лагеря сталинские. Судьбы тысяч репатриантов до сих пор остаются неизвестными.
В нашей стране нет ни одной работы прямо или косвенно посвященной истории советского плена на территории Норвегии. Исключение составляют лишь несколько статей, посвященных участию советских военнопленных в движении Сопротивления на норвежской земле . К сожалению, проблема репатриации из Норвегии также не получила освещения в отечественной литературе. Поэтому основными источниками, использованными при написании статьи, стали материалы архивов: Государственного архива РФ (ГАРФ), Центрального архива Министерства Обороны (ЦАМО), а также Государственного Архива Норвегии (г. Осло) и Музея Сопротивления (г. Осло).
Проблема репатриации в СССР возникла в конце войны, с выходом советских войск на территорию соседних государств. Как известно, именно на встрече «Большой тройки» в Ялте в феврале 1945 г. были выработаны основные документы, касавшиеся репатриации советских граждан из нацистских лагерей, в том числе и из шталагов, находившихся на норвежской территории. Эти документы и приказы, регламентировавшие деятельность союзников в отношении бывших военнопленных, отложились в специальной папке союзной администрации в Норвегии под общим названием «Административная инструкция №101». В соответствии с данной инструкцией союзным войскам было предписано нести ответственность за советских граждан и бывших военнопленных. Главнокомандующие союзных армий были наделены полномочиями, предоставлявшими им самостоятельность от местных властей в решении проблем репатриантов. Утверждалось положение, по которому все советские пленные сразу после освобождения размещались в лагерях, не принадлежавших нацистам. Властям предписывалось информировать заинтересованные стороны об освобождаемых пленных и предоставить доступ в лагеря представителям сторон, занимавшихся репатриацией. При этом в каждом лагере создавалась новая лагерная администрация, состоявшая из представителей союзных войск. Власти брали на себя обязательство обеспечить бывших пленных одеждой и медицинской помощью, как в лагерях, так и во время транспортировки.
Бывшим военнопленным предписывалось оставаться в своих лагерях, которые продолжали находиться под охраной немцев (это не соответствовало условиям Ялтинских соглашений, но имело место в связи с тем, что для замены лагерной администрации требовалось время), но уже в качестве свободных граждан и под юрисдикцией союзной администрации. Им предоставили лучшие условия содержания, обеспечили нормальной едой и одеждой, разрешили вести переписку, получать печатные издания, пользоваться радиоприемниками, «способными принимать передачи из СССР и Великобритании» .
В начале мая 1945 года союзники обратились к шведскому правительству с просьбой оказать помощь в репатриации бывших военнопленных и перемещенных лиц из Норвегии. В ответ на это, полковник Бернт Балчен был направлен шведским правительством в Норвегию для выяснения ситуации, сложившейся вокруг советских военнопленных. Он прибыл в Осло 6 мая 1945 года. Оценив положение, полковник предложил осуществить репатриацию советских военнопленных из Норвегии в СССР через территорию Швеции. И спустя десять дней, 17 мая, была достигнута официальная договоренность об открытии маршрута перевозки репатриантов через шведскую территорию.
Шведское правительство создало специальную комиссию из пяти человек, усилиями которых были определены пути транспортировки бывших военнопленных. Представитель шведской стороны по вопросам репатриации майор фон Хорн был ответственен за вывоз советских военнопленных из Норвегии в Швецию по железной дороге.
Транспортировка репатриантов по железной дороге.
10 июня 1945 года между представителем СССР и представителем Верховного командования союзных войск было подписано «Соглашение о транзите советских граждан из Норвегии через Швецию», основанного на материалах Крымской конференции. Соглашение состояло из 10 статей и предусматривало разработку плана отправки бывших пленных, освобожденных союзными силами из Норвегии.
По соглашению о транзите советских граждан из Норвегии через Швецию, их транспортировка предполагалась по следующим трем железнодорожным линиям до ближайших шведских портов: Нарвик (Норвегия) – Лулео (Швеция), Трондхейм (Норвегия) – Сундсваль (Швеция), Осло (Норвегия) - Евле (Швеция). При этом шведская сторона обязалась ежедневно до 26 июня 1945 г. отправлять с норвежских станций погрузки по одному эшелону с 800 человек каждый. С 27-го июня - со станции погрузки в Нарвике - два эшелона по 800 человек, из Трондхейма - один эшелон по 800 человек и из Осло - два эшелона по 800 человек каждый. В документе отмечалось, что в случае, если в том или ином направлении, после прекращения подачи эшелонов, снова возникнет необходимость в железнодорожных перевозках, советская сторона имеет право потребовать у шведских властей необходимое число эшелонов, предупредив об этом шведскую сторону за семь дней. Отдельно оговаривался вопрос о транспортировке больных репатриантов. Шведская сторона обязалась предоставить санитарный эшелон на 214 лежачих больных с необходимым количеством медицинского персонала. В приложении «С» указывалась стоимость санитарного поезда, состоящего из 22-х вагонов: плата за двуосный вагон составляла 5 шведских крон с человека, за пустой вагон плата снижалась на половину. Таким образом, общая плата за проезд Нарвик – Лулео составила 8085 шведских крон; Трондхейм – Сундсваль – 8580 крон; Осло – Евле – 9900 крон за один транзит.
Вопрос обеспечения бывших военнопленных продовольствием также был рассмотрен союзным руководством. По шведско-английскому соглашению продовольствие доставлялось шведской стороной на норвежские станции погрузки, но оплачивалось англичанами. Питание во время проезда по железным дорогам состояло из 300 гр. сухарей, такого же количества хлеба, 160 гр. сыра-масла, 75 гр. итальянской колбасы, 40 гр.сахара и 8 гр. чая Питание в портах отправки на шведской территории стоило в день для мужчин 1 крона 90 эре, а для женщин 1крона 60 эре
В статье VII соглашения о транзите советских граждан оговаривались сроки отгрузки репатриируемых: с 15-го июня по 27-е июня 1945 г. из каждого порта отправлялось по 1600 человек каждые 2 суток, с 28-го по 30-е июня 1945 г. из порта Лулео по 1600 человек ежедневно, из порта Сундсваль по 1600 человек каждые 2двое суток, из порта Евле по 1600 человек ежедневно; с 1-го июля 1945 г. до конца перевозок из порта Лулео отправлялось по 1600 человек ежедневно, из порта Евле - по 1600 человек ежедневно.
Оплата расходов по репатриации возлагалась на советскую сторону, которая обязалась оплатить расходы шведской стороне в течение 30 суток после получения счетов. Расходы за железнодорожные перевозки из расчета на одного репатрианта в возрасте старше 12 лет составили 15,1 шведских кроны на направлении Нарвик – Лулео, 17,2 шведских кроны - Трондхейм – Сундсваль, 22,1 кроны - Осло – Евле. Расходы на питание в портах отправки составляли 2 шведских кроны на человека в сутки. Расходы на обеспечение репатриируемых суточным сухим пайком в период следования из портов отправки - 11 шведских крон, за пользование лагерями в портах отправки - 1 крону в сутки. Таким образом, в сумме за железнодорожные перевозки, обеспечение питанием и размещение в лагерях советское правительство было обязано заплатить 1.332.800 шведских крон.
Транспортировка репатриантов морем.
Помимо железнодорожных перевозок, предполагалось использование и морского маршрута репатриации бывших военнопленных из Норвегии.
В соответствии с соглашением от 10 июня 1945 года морской маршрут должен был проходить из портов Мосьен, Мо, Буде и Тромсе в Северной Норвегии в советский порт Мурманск. Для реализации этого соглашения были задействованы пять норвежских судов. В «Административной инструкции № 101» оговаривалась степень участия союзников в репатриации бывших военнопленных. С 19 мая в Норвегии было организовано пять территориальных зон под командованием британских офицеров. В каждой из зон находился базовый лагерь бывших военнопленных, готовившихся к отправке на родину. Транспортировкой бывших пленных морским путем занимались Норвежское пароходство и британская Военная грузовая компания. Помощь оказывалась советскими представителями и переводчиками, которые должны были присутствовать на каждом судне. Все перевозимые были поделены на три категории: бывшие военнопленные, депортированные и лица, работавшие на немецкие власти. Более того, было выделено два критерия, по которым осуществлялась транспортировка. В первую очередь вывозились те лица, которые находились ближе остальных к месту отправки. Вторым критерием служило состояние здоровья бывших пленных. В первую очередь отправляли больных. Тяжело больные вывозились по железной дороге. Вопрос о состоянии здоровья бывших пленных был очень важен: многие из репатриантов были крайне истощены. Командование союзных войск несло ответственность за ежедневный медицинский контроль. Перед репатриацией все личные вещи репатриантов подвергались дезинфекции, все проходили полное медицинское обследование. «Ни у кого не должно быть вшей и инфекционных заболеваний. Одежда должна быть чистой», - отмечал майор Л. Крейберг.
Репатрианты формировались в отряды по 50 человек под начальством британского офицера, который должен был сделать две копии поименного списка своей группы. Одна копия отправлялась командующему союзными войсками в Норвегии, вторая – ответственному за репатриацию. Обе копии подписывались медицинским работником, ответственным за состояние здоровья бывших военнопленных.
Пароходы, предназначенные для перевозки бывших пленных, были разными по величине и вместительности. Среди них «Король Хакон VII», «Ангон», «Король Даг», «Гордиас». На «Короле Хаконе VII» предполагалось разместить 1900 человек, на «Короле Даге» и «Нордкуне» - по 1300, на «Брабанте» - 700 бывших пленных.
Уже к 15 июля из района Мо были вывезены все бывшие военнопленные, что подтверждается словами ответственного за репатриацию с норвежской стороны майора Л. Крейберга: «Все русские лагеря в Мо уже пусты. Остался только госпиталь. Около 100 человек вывезено на судне «Анго». Бывшие пленные остались только в двух госпиталях в Фауске. Несколько больных были отправлены на «Полярной звезде», которая вышла из Бергена 14 июля и прибыла в Квеслис 18 июля, чтобы забрать оставшихся больных. После этого пароход отправился в Мурманск». К 26 июля 1945 года репатриация бывших военнопленных морским маршрутом была завершена.
Итоги репатриации.
Таким образом, репатриация бывших военнопленных из Норвегии в СССР осуществлялась двумя основными маршрутами. Основной, – железнодорожный,- начал функционировать с 13 июня 1945 г. и проходил из норвежских портов Осло, Трондхейма и Нарвика в порты Швеции. Оттуда – через Балтийское море в Финляндию и далее - в СССР. Всего этим маршрутом были репатриированы 64199 человек. При этом были задействованы 8 финских транспортов, каждый из которых совершил по 7 рейсов. Больных перевозили первым классом на пассажирском лайнере «Велламо». Из шведского порта Гевле на нем вывезено 24166 русских, из Лулео – 23212, из Сюннвалля – 16420, из Стокгольма 401 бывшего пленного. Финской стороной было принято 40951 человек в Раумо, 23212 – в Улеаборге, 36 – в Обо.
Второй маршрут проходил по морю из норвежских портов Мосьен, Мо, Буде и Тромсе в советский порт Мурманск. Этим путем было репатриировано 18852 человека. К 15 сентября 1945 года была получена официальная цифра репатриированных в СССР советских граждан. Исполнительный орган по репатриации кратко отметил число советских репатриантов в своем последнем рапорте: «Было репатриировано следующее число советских граждан:
Здоровые. По железной дороге через Швецию – 64070 человек.
Больные. По железной дороге через Швецию – 1429 человек.
Здоровые. Морем в Мурманск – 17270 человек.
Больные. Морем в Мурманск – 1582 человек.
Всего: 84351.
Это были официальные цифры, сообщенные союзникам от имени норвежских властей. После расследования, проведенного советско-норвежской комиссией, советские власти также подтвердили эти данные. Таким образом, в ходе репатриации советских граждан из Норвегии через территорию Швеции по железной дороге и морским путем из норвежских портов в Мурманск было переправлено 84351 человек. Из них 18852 человека было репатриировано морским путем, 74499 человек - поездами через Швецию в Финляндию и далее в СССР.
Дата: Среда, 27 Марта 2024, 08.49.24 | Сообщение # 2
Группа: Администратор
Сообщений: 15562
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Паникар М.М. (Архангельск)
Это выдержки из книги:
Паникар, М.М. Советские военнопленные в Норвегии в годы Второй мировой войны / М.М. Паникар. - Архангельск, 2010. - 152 с : илл. ISBN 978-5-86279-206-5
Полный текст (без корректного отображения таблиц) есть здесь: https://djvu.online/file/xhf3RzKDc9CNK Ольга, Новокузнецк Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь письмена (И. Бунин)