19.41.31
«ПРИИШИМСКИЙ» №7 ДЕТСТВО

Иногда, в поездки в Казахстан по служебным делам отец брал меня. Водитель «Эмки», дядя Петя, как мог, опекал меня, подкармливал, показывал с\х машины в мастерских тех поселков, где у отца были дела.

Однажды водитель отлучился, и меня позвали к себе дядьки- рабочие. Дали конфету и предложили сесть, указав на площадку крюка- прицепа комбайна. Не подозревая подвоха, я взобрался на рядом стоящий ящик и в своих коротеньких, с одной лямкой через плечо, штанишках, плюхнулся на "железяку" и с воплем скатился на землю. Деталь оказалась очень горячей после ремонта в кузне, или после сварки. Все потешались, сильного ожога я не получил, успокоили, всё обошлось.
В одну из таких поездок оказались в овцесовхозе Приишимском, где жила мать водителя, дяди Пети, тётя Аня Перепечина. По обоюдному решению родителей, или только отца, он оставил меня «погостить» у неё. У матери нас было четверо, ей тяжело было управляться с нами, часто болела. И вот я, самый младший, стал жить, быть на попечении чужой тетки. Продлилось это не мало, не много, а почти два года.

Я точно не помню, в Приишимском ли, но наша семья жила какое-то время в совхозе. Я этого не помню, только по рассказам братьев, как они ходили там, в школу, занимались там вместе с «казачатами», украинцами и немцами- переселенцами. Детей было мало, в каждой комнатке сидели по два класса: первый и третий, второй и четвертый. Так тогда было принято. В речи детей употреблялись слова из других языков, чаще- казахского. Мои братья до сих пор помнят многое, а отец до конца дней своих почти свободно общался с казахами.
Жили в комнатке, в доме, не в землянке, как многие другие. Тетка работала в конторе, убирала там - поддерживала чистоту и порядок. Как и чем я был занят в её отсутствие, почти не помню.

Ходил в гости к детям казахов, к ним в юрты. Побогаче семья- юрта покрыта чистым, белым войлоком, победнее - серым. Внутри куча перин- тюфяков, подушек, ковров, циновка отделяет женскую половину. Посередине низенький (см. 30), круглый столик. Табуреток, скамеек - никаких. Сидят на полу, ноги калачиком. За ним едят, за ним готовят уроки.

Чай, горячий, помню, пили густой, кирпичный с овечьим молоком (почти сливками), соленый, и заедали овечьей же брынзой. Каменный сахар головками ( песка и рафинада тогда не было), конфеты, были редкостью. Да и любили они его такой подсоленный.
Зато, впервые попробовал зброженное кобылье молоко (кумыс), которое наливали в чашки- пиалы из бурдюка (вывернутой наизнанку бараньей шкуры), вынимая пробку в одной из ножек этого бурдюка. Чем старее бурдюк, тем качественнее получался кумыс. На стенках образовывалась качественная и в нужном количестве бактериальная (дрожжевая) среда.

Тогда, также в первый раз, я увидел верблюдов. Интересное животное, вид пренебрежительно- гордый, независимый.
Но и плюются же они, если раздразнишь. Кроме многих отар овец, казахи имели табуны лошадей.


Мы, мальчишки, часто гоняли коней на водопой, на одно из степных озер. Подсаживали нас на более спокойных лошадей, давали в руку бечевку, надетую петлей на шею животного(вместо уздечки) и айда вперед. Схватившись за гриву, мчались со всем табуном с криками, гиканьем. Взмыленные лошади входили в воду. Долго и шумно пили.
. Мы же купались, в чем были, потом давали отдохнуть лошадям, попастись у прохладной воды, и гнали назад коней в загоны.

Несколько раз, со старшими ребятами, мы расставляли «силки»- мешки, подпёртые двумя палочками, по степи, на пути бегущего табуна. Поднятые гулом топота лавины животных, выскакивали из нор щенки корсаков (лисичек) и попадали в расставленные мешки. Во многих семьях дети забавлялись такими щенками. Когда подрастали, их отпускали в степь или натаскивали на них гончих охотничьих собак, или своих ручных орлов- беркутов (или соколов).
Хорошие из них получались шапки- малахаи и зимние тёплые рукавицы.

В то время я ещё не умел читать, игрушек было мало ( в основном самодельные), и чтоб меня чем-то занять тётя Нюра (Аня) принесла с работы книжку. Это был какой- то справочник по животноводству. На широких полях страниц располагались рисунки- иллюстрации. Я часами разглядывал картинки, мне нравилось раскрашивать их цветными карандашами. Разные животные, трактора, машины, загоны, фермы и т.п. Это была первая моя книга, моя, мне подаренная.

Прошло много лет, Перепечины переселились в наш городок (село стало городом Петуховым). Я по приезду в отпуска навещал их, выказывая им признание и делясь своими успехами. Сейчас прах тёти Нюры покоится рядом с могилками моих матери и отца.

Вечная им память, царствие им небесное!!!!!.............[color=blue]

Категория: Истории от Петровича | Просмотров: 1839 | Добавил: ПЕТРОВИЧ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]