19.10.05
Асы VIETNAMа - 6 Рассказ №51
VIETNAM - 6

Аэр. NOI-BAI, 921 ИАП ("SAO DAO" - "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА")

Еще о Вьетнамском летчике, АСе №1 , Нгуен Ван Коке (с которым я общался в 1966-67г.г.) и эпизодах боевого применения Советской АТ в то время.


Ас № 1!



Почти на всех фотографиях, где мне попадалось изображение этого парня, он улыбается.
Видать, весельчак "по жизни".
Живи он в США, то наверняка стал бы эталоном азиато-американца - весел и удачлив.
"Ноу проблем, бойз!"
Но этот парень в Америке не жил.
Он с США воевал.

В 1965 году, только-только освоив истребитель МиГ-17, лейтенант Нгуен Ван Кок, был в составе группы лётчиков направлен в СССР для освоения истребителя МиГ-21.
Группа завершила свое обучение в Советском Союзе в 1966 году.
Первые боевые вылеты Кока пришлись на декабрь 1966, когда ему было двадцать шесть лет от роду. Новёхонький МиГ-21ПФ радовал лётчика, и хотя побед тогда Кок не имел, но боевой опыт какой-никакой, а приобретался.

А дальше случилось событие, которое вполне могло поставить крест не только на военной карьере тогда уже старшего лейтенанта Кока, а и на самой его жизни.

2 января 1967 года Нгуен Ван Кок в составе восьмёрки истребителей МиГ-21ПФ бросился на перехват группы американских истребителей-бомбардировщиков F-105, идущих стандартным маршрутом на бомбардировку Ханоя. По крайней мере, так вьетнамским лётчикам сообщили с пункта наземного наведения. Американские истребители шли к Ханою, не только используя обычный маршрут, но и открыто разговаривали в эфире используя известные позывные подразделений F-105. Главной проблемой вьетнамцев стало то, что вьетнамские МиГ-21 встретили не ожидаемых "105-х", нагруженных тяжеленными бомбами, а перехватчики F-4C "Фантом", несущих всего-то по паре "сайдвиндеров" под плоскостями. А в кабинах "Фантомов" сидели лётчики из 8-го Тактического истребительного крыла (ТИК "Волчья стая"), специально натасканные на ведение маневренного воздушного боя. За считанные секунды пять МиГ-21, объятых пламенем, начали свое падение на землю ("сайдвиндер" в сопле - причина пожара!).

Одним из этих пятерых и оказался Нгуен Ван Кок. ?? (У меня в тетради сбиты 2.01.67г. летчики До-борт 09, Тхуан- борт 15, Кинь-младший -борт 16, Динь - борт 22, Нью - борт 25. А Кок сбит 4.05.67г. на с-те №35).
Правда, надо сказать, что из всех пяти сбитых лётчиков, живы остались все (на МиГ-21 стояло чертовски надёжное катапультное кресло).


После этого боя Нгуен Ван Кок усвоил раз и навсегда, что летчик-истребитель в любой момент должен быть готов в ступить в бой, вне зависимости от того, обеспечен он радиолокационным прикрытием или нет.
Прошло немного времени и старлею дали новый самолёт.

30 апреля 1967 года у американского пилота-истребителя Роберта А. Эббота день не удался. Его F-105D "Тандерчиф" (один из сорока наносивших удар по ГЭС в Ханое), получил в фюзеляж ракету, выпущенную с вьетнамского МиГ-21, появившегося буквально из ниоткуда.
Удар вьетнамца был сокрушительным - Эбботу пришлось срочно катапультироваться, однако едва коснувшись земли, он был взят вьетнамскими солдатами в плен. Тогда Эббот еще не знал, что на его долю выпало стать первой жертвой будущего "аса номер один" вьетнамской войны - старшего лейтенанта Нгуена Вана Кока.


В описании этого боя, Кок был немногословен: "Я поднялся в воздух будучи ведомым Нгуена Нгока До. На высоте 2500 метров на 30 градусов левее нас я заметил F-105, летящих ниже. Ведущий также. Мы оба увеличили скорость и спикировали на американцев, даже и не подозревавших о нашем присутствии. Нгок До сбил второй самолет из этой четверки. До этого момента я прикрывал его, однако с появлением в поле моего зрения вражеского истребителя я также открыл огонь по американцу, сбив его. Получив приказ возвращаться, мы благополучино вернулись на базу, в то время как оставшиеся F-105 сбрасывали свои бомбы и начинали поиск своих потерпевших фиаско товарищей".
Надо сказать, что тут атаковало американцев четыре вьетнамских истребителя, которые сбили три F-105.

Фотограф запечатлел старшего лейтенанта Нгуена Ван Кока в день его первой победы.
Как обычно старший лейтенант улыбался.






(Его самолет № 36, ремонт которого велся, после этого боя, под моим контролем).)


23 августа 1967 года ВВС США осуществили налет на Ханой, в котором приняли участие около 40 самолетов. "Ответом" вьетнамской стороны были четыре МиГ-17, которых сопровождали два МиГ-21ПФ, пилотируемые Нгуеном Нхатом Чью (ведущий, в предыдущей статье это имя - Нгуен Ньят Тьеу ) и Нгуеном Ваном Коком (ведомый).
В то время излюбленной тактикой вьетнамцев была "двойная атака": классическая скоординированная атака с разных направлений. "17-е" шли впереди, отвлекая сопровождение и выступая в качестве приманки, в то время как "21-е" атаковали с тыла, внезапно поражая истребителей-бомбардировщиков и эскорт.


В тот день вьетнамские летчики мастерски претворили в жизнь эту тактику, сбив не менее, чем три американских реактивных самолета. Кок и здесь был немногословен:
"Я и мой ведущий - Нгуен Нхат Чью проделали долгий обходной путь по кругу, чтобы занять оптимальную позицию для атаки вражеского порядка сзади. Мой напарник сбил один "Тандерчиф" ракетой "воздух-воздух", ну а я в тот момент успешно атаковал "Фантом" с помощью Р-3С.


Между тем мой ведущий начал новую атаку, однако его вторая ракета прошла мимо цели. Он вошел в облачность с набором высоты для того, чтобы через считанные мгновения появиться, ведя огонь из пушки. Я также выпустил ракету в "Фантом", однако так как я оказался на линии огня своего спикировавшего напарника, мой самолет получил повреждения.

Несмотря на это, все элементы управления функционировали нормально и я запросил продолжения схватки. Как бы то ни было, командование приказало возвращаться на базу: из-за полученных повреждений мой МиГ мог развивать скорость, не превышающую 600км/ч."

Этот инцидент стал единственной неприятностью для вьетнамской стороны в тот день: "добычей" Нгуена Вана Кока стал F-4D, пилотируемый майором Чарльзом Р. Тайлером и капитаном Р. Н. Ситтнером (Тайлер попал в плен, а Ситтнер погиб). Чью, в свою очередь, сбил F-105D Эльмо Бэйкера (попал в плен).
3 октября 1967 Нгуен Ван Кок в составе пары, поднялись по тревоге в воздух на своих МиГ-21. Американских самолетов было три: RF-4C и эскорт из двух F-4D, один из которых (как выяснилось позже) уже был поврежден вьетнамской ПВО (вышел из строя один из двигателей). Задача обнаружить американские самолеты была не из легких: пара американских EB-66 (самолётов электронной разведки и борьбы), не входя в зону действия вьетнамской ПВО, устроила настоящую войну в эфире, из-за чего вьетнамские РЛС были в состоянии лишь приблизительно определить местонахождение противника.

Для визуального обнаружения вражеских самолетов Ван Кок набрал высоту в 7500 метров, и примерно через шесть минут после взлета обнаружил их. Он незаметно приблизился к замыкающему F-4 (уже повреждённому) и выпустил ракету P-3С, поразившую цель и вынудившую экипаж катапультироваться (летчику Муру и оператору Гальбрандсену повезло - оба были эвакуированы спасателями).

7 октября 1967 Кок снова одержал верх над F-105F (оба пилота, выпрыгнув с парашютом, попали в плен). Это была четвертая победа вьетнамца.

19 ноября 1967 жертвой Кока стал очередной F-105F (экипаж Оскар Дардо и Эдвард Лейнхофф погибли) - пятая по счету победа.

19 декабря 1967 фотоконтроль истребителя Кока бесстрастно фиксирует попадание ракеты в самолёт врага, и снова в F-105. Американская сторона безвозвратные потери "105-х" (хоть боевые, хоть небоевые) в этот день отрицает. (Что ж, кому-то из американских лётчиков, в лотерее под названием "Война", пофартило вытащить счастливый билетик.)

3 февраля 1968 года Кок уничтожает редкую цель - перехватчик F-102A "Дельта даггер", пилот которого Уоллас Л. Уиггинс погиб при взрыве. (Кстати, ведомым у Кока в этом боевом вылете был Фам Тхань Нган, который за войну сбил 8 американских самолетов).



Слева направо: Тхань Нган, Трань Хан и Ван Кок

В последней четверти 1969 года вьетнамские истребители вели очень тяжёлые и напряженные бои ("Роллинг Тандер", подтверждая своё название, вовсю громыхало над Северным Вьетнамом), но на всех фотографиях этого периода Нгуен Ван Кок улыбается:

Нгуен Ван Кок (9 воздушных побед, справа), Фам Тань Нган (Слева, 8 воздушных побед), Трань Хан - мы произносили ЧАН ХАНЬ, Герой, сбивший первый американский самолет, управляя МИГ-17).

7 мая 1968 Ван Кок, пилотировавший свой МиГ-21 "Красный 4326", поднялся в воздух будучи ведомым Данга Нгока Нгу; их сопровождали два других МиГ-21, пилотируемых Нгуеном Даном Кинем и Нгуеном Ваном Лунгом. Самолеты стартовали с аэродрома Тхо Ксуан (тогда находившегося еще на территории южного Вьетнама). Первичной целью Нгу и Кока был EKA-3B (самолет-заправщик на базе палубного штурмовика A-3), однако оба МиГа были замечены самолетом дальнего обнаружения и электронной борьбы EА-1, и в тот район были отправлены пять F-4B. Нгуен

Ван Кок вспоминал:
"Я и мой ведомый - Данг Нгок Нгу поднялись в воздух с Тхо Ксуан. Вторая пара МиГов, которые пилотировали Нгуен Данг Кинь и Нгуен Ван Лунг, выступала в качестве сопровождения. Из-за плохой координации с местными войсками ПВО нас приняли за американцев и открыли по нам огонь. Это было не единственной ошибкой: поначалу Данг Нгок Нгу принял сопровождающие МиГи за американские самолеты и сбросил ПТБ, готовясь к атаке, однако вскоре он опознал их. Прежде чем нам сообщили о приближении истребителей со стороны моря, мы сделали еще три круга над До Луонг. Вот на этот-то раз это и были американцы. Данг Нгок Нгу заметил два F-4 в пяти километрах справа по борту. Было облачно и он не мог занять позицию для атаки. Я хотел последовать за ним, однако понял, что у меня осталось мало топлива. В то время когда я собирался было вернуться на Тхо Ксуан, в поле моего зрения попал "Фантом", шедший впереди на высоте 2500 метров. Я последовал за ним и выпустил две ракеты с расстояния в 1500 метров - "Фантом" рухнул в море, объятый пламенем." Пилот Кристиансен и оператор Крамер, пилотировавшие F-4B, были вынуждены катапультироваться. И снова американцев выручил вертолёт спасателей.

Этот "Фантом" стал последней жертвой Кока в том году: окончание бомбовой кампании "Роллинг Тандер" 31 октября (в соответствии с приказом действовавшего президента США Линдона Джонсона) означало для него невозможность сбить какой-либо еще боевой самолет противника.

Однако ВВС США продолжали отправлять БПЛА для осуществления разведывательных вылетов - так, два этих беспилотных самолета стали последней "добычей" Ван Кока в декабре 1969 года.

Впрочем, сейчас появилась информация, что 20 декабря 1969 года самолёт OV-10 "Бронко" был сбит МиГом (оба пилота "Бронко" погибли). Учитывая, что боевой вылет в этом районе в этот день имел только Кок, а вьетнамские лётчики-истребители не были знакомы с этим типом самолетов, то не исключено, что Кок перехватил этот OV-10 приняв его за БПЛА "Файрби".

Но даже без учёта этой победы точно известно следующее: с 8 вражескими самолетами и 2 БПЛА в послужном списке, Ван Кок стал асом № 1 во вьетнамской войне. Более того, американские источники подтверждают 7 из 8 сбитых им самолетов - таким образом, Ван Кок - воздушный ас, признанный обеими сторонами, что происходит очень редко.

К тому же, Нгуен Ван Кок до сих пор является самым результативным летчиком-истребителем (по подтвержденным победам) из всех когда-либо сражавшихся на самолетах с максимальной скоростью более 2Мах.

После 1969 года Нгуен Ван Кок не воевал, являясь лётчиком-инструктором Центра боевой подготовки. И если судить по результатам войны,готовил он своих учеников хорошо.



И ещё одна маленькая техническая подробность - принято считать, что во вьетнамской войне вьетнамские лётчики-истребители были обязаны своими победами больше пушкам, чем ракетам. Нгуен Ван Кок полностью опровергает этот тезис - все его противники (даже БПЛА) были сбиты ракетами Р-3С (советской "пиратской" копией американской ракеты AIM-9 "Сайдвиндер").

Петрович
Категория: Истории от Петровича | Просмотров: 2816 | Добавил: ПЕТРОВИЧ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]