22.14.31 Асы VIETNAMа - 5 Рассказ №50 |
VIETNAM - 5 Аэр. NOI-BAI, 921 ИАП ("SAO DAO" - "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА") История о боевом друге вьетнамском летчике НГУЕН ВАН КОКЕ.. Воинские звания и должности: 1966 - 67 - летчик. 1970 — капитан, командир эскадрильи 1972 — слушатель Командно-штабной академии имени Гагарина (майор в 1974) 1978 — командир авиаполка 1981 — полковник, командир авиадивизии 1988 — замначштаба ВВС 1990 — генерал-майор, зам. командующего ВВС 1996 — врио командующего ВВС 1999 — генерал-лейтенант, начальник Ревкомиссии МНО СРВ Нгуен Ван Кок. Родился в 1940 году. Летчик ВВС Вьетнамской народной армии. Служил на самолете МиГ-21 в 921-м истребительном авиаполку «Красная Звезда» (Sao Dao). Первый боевой вылет совершил в декабре 1966 года. Первая победа в воздушном бою — 30 апреля 1967 года. Сбив 9 воздушных целей (7 самолетов и 2 БЛА) стал лучшим асом ВВС Вьетнама. Последняя победа — 20 декабря 1969 года. Во время проведения в 1979 году во Вьетнаме отборе кандидатов для подготовки к советско-вьетнамскому космическому полету по программе «Интеркосмос» был одним из трех финалистов, направленных в Москву. Нгуен Ван Кок был одним из 13 вьетнамских летчиков МиГ-17, которых отобрали для переобучения на МиГ-21. Группа прибыла в СССР в июне 1966 года. Однако летчиков было мало и они участвовали во всех воздушных боях и отличится всегда был шанс. 30 апреля 1967 года он вылетев по наводке с земли смог сбит свой первый F-105F (экипаж в составе Leonard K. Thorness и Harold E. Johnson попал в плен). 4 мая 1967 года в бою (16 F105 и 4 F4) был сбит (с-т №35, благополучно катапультировался Н -150 м, скор.249 км/ч). Заметка в моей рабочей тетради (того времени): - Борт №35 Собран, облетан и передан ВВС ВНА 9.01.67г. - 30.04.67г. смена правого элерона и др. (боевое повреждение) - 4.05.67г.-сбит. См. 10-ю строчку сверху) : Один бой вьетнамского аса ( Дата возд. боя -23 08.1967 года). Нгуен Ван Кок (№3 (14), август 2009, Интервью, с сокр.): 22.11.2009 23 августа 1967 года на Ханой вылетели 40 американских самолетов. На перехват поднялись четыре МиГ-17 (из состава 923-го ИАП) и пара МиГ-21ПФ (921-й ИАП, Нгуен Нхат Чиэй - ведущий и Нгуен Ван Кок - ведомый. Вьетнамцы приготовились к классическому для той войны воздушному бою, координированной атаке МиГ-17 и МиГ-21-х. Удачная атака ведущего МиГ-21 стоила американцам сбитого F-4D эскорта. Не замедлил с вступлением в бой и Нгуен - его Р-3С сбила другой самолет (пилот катапультировался и через несколько минут попал в плен, а штурман - погиб). Вскоре и пилоты МиГ-17-х сбили два F-105 и еще один F-4. Счет аса быстро рос и уже 19 декабря он сбил свой шестой самолет противника (снова F-105). А всего за войну на его счет было записано 7 сбитых самолетов, что сделало его одним из лучших вьетнамских асов. "Записки" в моем блокноте и раб.тетради: Попал в осколки ам.с-та и ракеты (близкая дистанция), но сумел сесть. У меня записано: " 23.8.67. Я на полетах. - Наши сбили (пара 21-х) 3 F-4 ( 2 налета по 30 шт.) - Один с-т с д/зв. получил от своей Р-3С повреждение. Н-3000м. V-1300/ л-к КОК, c-т №36". ( Влетел в осколки и"волну" взрыва. Поврежден двигатель, правое крыло и киль). Самолет быстро был введен в строй заменой двигателя, крыла и Ф-2 ( с поврежденных с-в). Ранее ( 23. 04 67г.) с-т №36 , дежуривший на аэр. ЗАЛЯМ, получил повреждения компрессора двигателя "дробью" шариковой бомбы. Вызвали меня туда и после моей пробы двигателя, я дал "добро" на перегонку в НОЙ-БАЙ ( под свою ответственность). Благополучно перегнан, где мы и заменили двигатель. 23 августа 1967 года. ( Из интервью) (14:54 вражеские самолеты пересекли вьетнамо-лаосскую границу и начали подавать помехи. 14:58 Нгуен Ньят Тьеу (ведущий) и Нгуен Ван Кок (ведомый) поднялись в небо. Как только пара набрала высоту, летчикам дали курс 250 градусов, потом 360, 20, 30 градусов поочередно. Опытный Тьеу угадал, что противник почти долетел до места назначения, т. е. района Тхань Шон. 15:08 Нгуен Ньят Тьеу доложил на КП, что противник обнаружен. С 5000-метровой высоты паре удалось наблюдать примерно 20 вражеских самолетов, плотно идущих ровным строем на 4000-метровой высоте». Сделав резкий поворот, Тьеу приготовился к атаке. В этот момент, взяв левый крен для просмотра задней полусферы, я обнаружил ещё группу «фантомов» и срочно сообщил: «705! Внимание! Сзади ещё много, А (противник)». После вывода из крена, Тьеу мог визуально наблюдать примерно 20 вражеских самолетов, летящих позади нас. Убедившись, что противник нас не обнаружил, Тьеу решил, что теперь целью для нашей атаки будет звено замыкающего боевой порядок противника. Наземный КП дал на это добро. Как только последние вражеские самолеты пролетели, я услышал команду ведущего на сброс подвесных баков и включение форсажа. Скоро мы сумели занять тактически выгодное для атаки положение: сзади противника. Взглянув на приборную доску, я отметил, что мы находимся на высоте 4000 м (как и самолеты противника), скорость нашего самолета − 1200 км/ч, их скорость − 800–850 км/ч. Расстояние между нашими и вражескими самолетами — примерно 1200–1500 м. Мы шли ровно в паре с интервалом 200 м, каждый выбрал себе цель из последнего ряда противника. Приближаясь к цели и прицеливаясь по ПКИ (коллиматорный прицел), мы приготовились к пуску ракет. Позже полковник Нгуен Ньят Тьеу напишет в своих воспоминаниях (цитирую из книги «Пятидесятая годовщина ВВС». Мемуары, 1-ый том. Издательство ВНА, 2005 г., сс. 236–242): «Через мгновение мы уже заняли позицию, удобную для атаки. В этот момент я вспомнил указание генерала Во Нгуен Зап: „Стремительно брать инициативу, наступать скрытно и внезапно. Но начинать бой, только когда уверен в успехе“. „Фантомы“ продолжали идти ровным строем, не ожидая опасности с тыла. Посмотрев направо, я убедился, что „второй номер“ уже был готов к стрельбе. Я приказал: „708! Атакуем одновременно. Жди команды!“ Кок ответил: „Ясно“. Цель находилась в зоне пуска, я произвел пуск ракеты. Левое крыло моего самолета поднялось. В один МиГ „Фантом“ загорелся». Секунды до момента пуска… На моем борту раздался сигнал захвата. Посмотрев налево, я увидел, что Тьеу кивнул головой в момент подачи команды «Пуск». Его ракета тут же очертила синюю линию, связавшую два самолета. Я также нажал кнопку пуска и увидел полет моей ракеты, которая ударила по второму «фантому», летящему впереди. Цель тут же взорвалась. Почти одновременно я почувствовал сильную волну, ударившую в борт моего самолета. Только позже я понял, что, поскольку дальность стрельбы была примерно 1000 м, мой самолет попал в зону взрывной волны сбитого мною противника. Потянув ручку управления на себя, я сделал боевой маневр с набором высоты для вывода самолета из боя. Выровняв машину, с высоты я увидел три горящих точки. Две из них уже уменьшились, приблизившись к земле. Третья точка, находившаяся в двух километрах от меня, подсказала мне, что командир сумел уничтожить ещё одного противника. Не выдержав, я крикнул: «Ура, загорелись! Вражеские самолеты загорелись!» Что касается моего самолета, то механизм управления продолжал работать нормально, но набрать скорость мне было трудно. Доложив о состоянии самолета, я заметил «фантом», виляющий внизу, и спросил разрешения атаковать. Спокойный голос командира полка с южным акцентом зазвучал в наушниках: «708, спокойно! Немедленно выйти из атаки!» Меня вызвали на базу, так как КП посчитал, что мой корабль уже не годен к боевым действиям. Товарищ Чан Дык Ту информировал, что противник находится в Тамдао, в двадцати километрах от аэродрома Ной Бай. Я получил инструкцию выходить на север, затем взять курс на базу. Будучи над Винь Иен, я услышал голос Нгуен Ньят Тьеу, передающего свои координаты и команду пристроиться. Снижаясь, я видел его белый МиГ на зеленом фоне джунглей ). |
Категория: Истории от Петровича | Просмотров: 2459 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |