Дата: Среда, 30 Ноября 2011, 08.15.42 | Сообщение # 1
Группа: Прохожий
Сообщений: 52
Думаю, что Вам будет интересно.
Минобороны окончательно отказалось от экранопланов
Последние образцы судов на динамической воздушной подушке будут утилизированы
Российское военное ведомство окончательно отказалось от идеи разработки и строительства «Каспийских монстров», которые 25 лет назад вызывали шок у натовских военных. Как выяснили «Известия», последние образцы «летающих кораблей» будут утилизированы.
— В гособоронзаказе на 2011–2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие, — сказал «Известиям» высокопоставленный представитель Минобороны.
В Главном штабе ВМФ сообщили, что экранопланы, которые три года назад были исключены из состава Каспийской флотилии, будут утилизированы в ближайшие месяцы.
— Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьезных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий, — сказал представитель Главкомата ВМФ.
Первые экранопланы разрабатывались в средине прошлого века в Нижегородском ЦКБ Ростислава Алексеева. Летающие корабли использовали эффект аэродинамического экрана (воздушной подушки, отделяющей корабль от воды) и могли скользить над поверхностью, оставаясь недоступными для радаров противника.
Машина, сделанная из алюминиево-магниевого сплава, могла за несколько минут покрыть огромное расстояние, имея на борту несколько сотен десантников с тяжелым вооружением, с ходу освободить плацдарм для их высадки управляемыми ракетами.
При этом низколетящие советские экранопланы были недоступны для ракет противника, которые не могут засечь цель, которая не касается воды, но не поднимается выше 100 м над водой.
В штабе Каспийской флотилии сообщили, что в составе объединения экранопланов больше не числится. Представитель флотилии рассказал «Известиям», что в 1980-х годах в составе объединения имелся 236-й дивизион кораблей экранопланов (войсковая часть 30960). Он базировался в Каспийске и в его составе было три транспортно-десантных «Орленка» проекта 904, а также один ракетный экраноплан «Лунь» проекта 903.
Созданный в единственном экземпляре экспериментальный 544-тонный КМ-6 (корабль-макет), аббревиатуру которого в НАТО расшифровали как «Каспийский монстр», в 1985 году совершил первый полет на Каспийском море.
«Орленку» были не страшен шторм в 2–3 балла, он устойчиво летал на высоте от 1 до 10 м, но при испытаниях поднимался и на 100 м. Такие машины предназначались для быстрой переброски войск и техники, которая загружалась через откидывающийся «нос» самолета-корабля.
Первый экземпляр «Орленка» — С-21 — разбился в августе 1992 года, погиб бортмеханик в чине прапорщика. Второй образец — С-25 — порезали на металлолом в 2000 году, третий — С-26 — стоит на Химкинском водохранилище. Последний полет с боевыми стрельбами экраноплан «Орленок» выполнил летом 1989 года.
Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» — заводской бортовой номер С-31 — водоизмещением 350 т и скоростью до 250 узлов (463 км/ч) был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами «Москит». До 2008 года базировался в Каспийске. «Лунь» был законсервирован в сухом доке филиала судостроительного завода, который размещается на территории завода «Дагдизель», вся его секретная электроника сдана на склады.
Воинские звания у членов экипажа, согласно штатному расписанию, были морские, при этом летчиков звали водителями и они носили танковые шлемофоны.
Дата: Воскресенье, 22 Апреля 2012, 15.11.20 | Сообщение # 2
Группа: Старейшина
Сообщений: 1901
Статус: Отсутствует
Quote
Российское военное ведомство окончательно отказалось от идеи разработки и строительства «Каспийских монстров», которые 25 лет назад вызывали шок у натовских военных. Как выяснили «Известия», последние образцы «летающих кораблей» будут утилизированы.
Ну и слава богу эта афера закончилась. Но такое бабло "попилили" эти аферюги еще при совке! Дмитрий Шмаков
Дата: Среда, 05 Сентября 2012, 08.24.40 | Сообщение # 4
Группа: Старейшина
Сообщений: 1901
Статус: Отсутствует
Quote
Россия возвращается к созданию экранопланов
.
Ага... Еще 6 авианосцев к 2020 году построит вместе с группировками прикрытия и обеспечения! И базу на Луне.
Тов. Рогозин любит фантазировать...
Военные ни в жисть это "чудо" не купят, гражданские тем более. 8 млрд - копейки. Лодку-казанку на них можно создать. Или по карманам рассовать. Современную систему вооружения разработать - стоит на порядок дороже. Экраноплан как оружие в принципе существовать не может, из - за самого принципа движения. Так же как и судостроители создать нормальный летательный аппарат. Бартини эксперименты гораздо более результативны были. Не сравнимо просто с Алексеевскими "пароходами". Экранолет - возможно и нужен кому то. Только вот готовый проект "Пеликана" инициативная разработка от Боинга так никого и не заинтересовал. А там аппарат реальный, не "цирковой", а вполне достаточная система вооружения. Но 30 лет лежит на полке. Потому как все его задачи решаются обычными ла и судами гораздо дешевле со сравнимой эффективностью. Дмитрий Шмаков
Дата: Понедельник, 12 Ноября 2012, 19.41.21 | Сообщение # 5
Группа: Модератор
Сообщений: 3047
Статус: Отсутствует
сейчас по ящику идет "военная тайна" нахваливают американский прототип "Клипера" который у нас должен был летать еще два года назад. Ребята у нас "Клипер " тоже заглох?? Виктор Ефимов. Шпротава 1980-1981 гг.
Дата: Понедельник, 12 Ноября 2012, 20.17.36 | Сообщение # 6
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Виктор, Наш "Русь" по плану должен быть создан в 2018 году.Пока деньги идут на полет к Марсу.Как эти своруют и от Марса откажутся, возьмутся за клипер "Русь",там тоже лет на пять воровства,обварятся даже те,кто еще не родился у воров! Qui quaerit, reperit
Дата: Пятница, 24 Октября 2014, 19.46.46 | Сообщение # 7
Группа: Модератор
Сообщений: 18778
Статус: Отсутствует
Секретное оружие СССР пытаются вернуть к жизни
11 сентября, 04:44 | Максим ЛЕГУЕНКО
Отправляясь на IX Международную выставку "Гидроавиасалон-2012", мы преследовали сразу несколько целей. Главная из них состояла в том, чтобы подтвердить или опровергнуть расхожее мнение, будто российская промышленность утратила способность создавать уникальные образцы современной военной и гражданской техники. Проходящий раз в два года в Геленджике "Гидроавиасалон" выбран был не случайно, так как гидроавиация всегда считалась областью, где сложно найти равных отечественным инженерам.
Основными объектами нашего внимания стали хорошо всем известный российский гидросамолет Бе-200 и гораздо менее известное широкой публике чудо техники под названием экраноплан.
Из жизни водоплавающих
Бе-200 – не имеющая аналогов в мире амфибия, созданная российскими и украинскими специалистами. Предназначена для осуществления пассажирских и транспортных перевозок, тушения пожаров, поисково-спасательных и патрульных работ, а также экологического мониторинга. Возможности Бе-200 позволяют ей брать на борт порядка 12 т воды, причем забор может осуществляться в процессе глиссирования по поверхности водоема, на что уходит 12 – 18 секунд. Это крайне важно при тушении крупных и опасных пожаров, так как исключает потерю времени на регулярные посадки для заправки водяных танков. При всей своей специализированности, по летным качествам Бе-200 практически не уступает обыкновенным "сухопутным" самолетам.
Каспийский монстр
Экраноплан – машина, не имеющая в мире действующих аналогов. По сути, это гибрид самолета и корабля, использующий для движения так называемый экранный эффект. Это позволяет машине без особого труда двигаться на небольшой высоте над поверхностью воды, легко преодолевая такие препятствия, как мели и небольшие островки.
Пионерами в реализации этой технологии было нижегородское ЦКБ СПК, носящее сегодня имя гениального инженера Ростислава Алексеева. Именно на его базе были созданы знаменитые суда на подводных крыльях "Ракета" и "Метеор". Однако ими конструкторский гений Алексеева ограничиваться не собирался. В результате, в 1960 – 1970 гг. на свет появились боевые экранопланы. На протяжении многих лет их испытания проводились на Каспийском море.
Довольно скоро об экранопланах стало известно на Западе. В одном из выпусков популярного английского издания, посвященного военной технике разных стран, экраноплан получил название "Каспийский монстр". "Гигантская советская экспериментальная крылатая машина, использующая влияние близости земли, с размахом крыльев 40 метров, длиной более 90 метров, проходит испытания на Каспийском море. Они начались в 1965 году. Аппарат, для которого оптимальная высота движения от 4 до 14 метров над поверхностью, имеет потенциальную скорость 560 километров а час", – сообщало издание.
В ходе одного из испытаний "Каспийский монстр" потерпел аварию и погиб. Это не помешало создать по его образу и подобию две боевые разработки: проект 904 "Орленок" (транспортно-десантный) и проект 903 "Лунь" (ударный экраноплан, вооруженный тремя спаренными пусковыми установками противокорабельных ракет 3М80 "Москит"). Как пояснили нам те, кто принимал участие в создании этих боевых машин, главной задачей "Луня" было нанесение удара по вражеским авианесущим кораблям, в связи с чем он даже был прозван убийцей авианосцев. Концепция использования экранопланов в борьбе с авианосцами строилась на том, что благодаря скольжению над самой поверхностью воды машина становилась незаметной для радаров и могла сравнительно беспрепятственно подойти к авианосцу на расстояние точного пуска ракеты. Высокая скорость экраноплана делала его практически неуязвимым для противокорабельных ракет, выпускаемых кораблями боевого охранения.
Впрочем, проверить все это в условиях реального боя или даже масштабных учений не удалось. Со смертью Алексеева разработки были прекращены. Часть построенных боевых монстров сегодня ржавеет в окрестностях Каспийска, один – в Москве и еще один остается на балансе Вооруженных сил, находясь в доке на консервации.
Бе-200, начало пути
Путешествие группы столичных журналистов в мир гидроавиации началось на амфибии Бе-200, любезно предоставленной МЧС РФ. Ранний вылет из подмосковного Жуковского, два с половиной часа сравнительно комфортного перелета и... посадка на воду в Геленджикской бухте. Для большинства пассажиров предупреждение о том, что посадка будет жесткой, и раздача спасательных жилетов (обязательное требование при взлете/посадке на воду) звучали отнюдь не успокаивающе. Впрочем, на деле все оказалось не столь страшным. По ощущениям посадка гидросамолета на воду при невысокой волне мало отличается от посадки обычного самолета на грунтовую полосу. Далее находящихся на борту ждет ни с чем не сравнимое ощущение, когда самолет, урча двигателями и слегка покачиваясь на волнах, пересекает бухту, выпускает в воду шасси и выкатывается на берег по специально оборудованному гидроспуску.
Гидроавиасалон-2012
Гидроавиасалон организуется Минпромторгом по распоряжению правительства РФ. Выставку устраивает ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева при поддержке Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Это единственное в мире авиашоу, где амфибийная авиатехника может демонстрироваться в действии на земле, в воздухе и на воде. На этот раз в летной программе салона приняли участие две Бе-200ЧС, гидросамолеты Бе-103, "Орион", L-42M, самолет-лаборатория Ил-114, вертолеты Ми-26, Ми-8 и другие. Как и положено, не обошлось без выступления пилотажных групп "Стрижи" (МиГ-29) и "Русские витязи" (Су-27).
Стоит заметить, что в нынешнем году Минпромторг сделал все, чтобы поднять статус салона на новый уровень. И, похоже, сделать это удалось. По словам постоянных участников и гостей выставки, салон превзошел по масштабам и деловой эффективности все предыдущие мероприятия.
Не обошлось и без сенсаций. Так, президент запорожского двигателестроительного предприятия "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев заявил о готовности вхождения предприятия в российскую ОАК. "Я готов, скушайте меня", – сказал он, отвечая на вопрос одного из журналистов. Правда, тут же добавил, что предложений о присоединении со стороны ОАК пока не поступало: "возможность есть, но предложений пока нет". А вообще запорожские моторостроители давно и успешно сотрудничают с российскими авиационными предприятиями, причем в той части, где бизнес развивается наиболее успешно, – гидроавиастроении и вертолетостроении. В этой ситуации заход украинской компании на российский рынок в составе ОАК видится вполне разумным шагом.
И снова Бе-200
Несмотря на огромное число представленных изделий, компаний и разработок, можно сказать, что "Гидроавиасалон-2012" прошел под знаком Бе-200. О том, что знаменитая машина будет востребована, эксперты говорят давно, и салон полностью подтвердил эти предположения.
В Геленджике Бе-200ЧС установил 26 мировых рекордов в своем классе. "Мы выполнили два полета на самолете Бе-200ЧС, принадлежащим ТАНТК им. Бериева, и установили 26 мировых рекордов: 13 в первом полете и 13 во втором, – сообщил директор управления по полетам авиасалона Ким Никитенко на закрытии выставки. – Гидросамолет сумел за рекордное время набрать высоты 3, 6 и 9 тысяч метров без груза и с коммерческой нагрузкой 1, 2 и 5 тысяч килограммов, а также установить рекорд на максимальную высоту горизонтального полета".
Интересно, что в ходе авиасалона Бе-200ЧС представилась возможность продемонстрировать свои возможности не "понарошку", осуществив тушение настоящего пожара, охватившего лес на склоне нависающей над Геленджиком горы. За чем с интересом наблюдал едва ли не весь город.
ТАНТК им. Бериева планирует нарастить производство Бе-200 до 12 в год, о чем сообщил журналистам генеральный директор предприятия Виктор Кобзев. "Мы будем наращивать производство самолетов, и будем выпускать их не по три, не по четыре, не по шесть. Я больше, чем уверен, мы будем выпускать от 8 до 12 самолетов в год. Это нам под силу", – заявил Кобзев на закрытии выставки. Пока в 2014 г. предприятие планирует завершить выполнение контракта на поставку восьми Бе-200 для нужд МЧС России.
Также, по словам участвовавшего в авиасалоне руководителя Минпромторга Дениса Мантурова, ТАНТК готов поставить 8 самолетов-амфибий для Минобороны. Правда, если удастся договориться по цене. По информации ОАК, контракт может быть подписан до конца года. Поставку самолетов планируется осуществить в период с 2014 по 2016 годы.
Монстры не умирают
Как уже отмечалось выше, IX Гидроавиасалон может стать переломным моментом в безрадостной судьбе экранопланов. Речь идет, правда, не об "убийцах авианосцев", а о гражданской технике. Как заявили автору этих строк в кулуарах авиасалона, военное ведомство не желает слышать об экранопланах, по крайней мере, до 2020 года.
На выставке были представлены два небольших гражданских экраноплана – "Иволга" и "Акваглайд-5". Однако на сей раз в виду имеются именно тяжелые машины. "Я считаю, что будут развиваться тяжелые экранопланы для перевозок больших грузов на большие расстояния", – заявил Денис Мантуров.
Это уже не первое высокое заявление в пользу потомков "Каспийского монстра". Зимой о возможности возвращения к производству экранопланов говорил Дмитрий Рогозин. "Для нашей страны, которая имеет большие водные глади, вполне возможно найти область применения для экранопланов", – заметил вице-премьер. В рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на период 2009 – 2016 гг." предусмотрено финансирование разработки экранопланов в объеме о 8,5 млрд рублей.
Поднять эту тему готовы НПО "Радар ММС" (разработчики военной радиоэлектроники) и то самое ЦКБ СПК им. Р.Е. Алексеева. В настоящее время прорабатывается возможность разработки экранопланов грузоподъемностью от 50 до 600 т, а впоследствии и 2 – 3 тыс. тонн.
Под несколько иным углом смотрят на эту идею в ТАНТК им. Бериева. По мнению Виктора Кобзева, целесообразно сделать ставку не столько на экранопланы, сколько на экранолеты. И те и другие машины работают по схожим принципам, но относятся к разным регистрам – морскому и авиационному. По словам Кобзева, основные перспективы видятся за достаточно тяжелыми транспортными машинами, выполненным по схеме "летающее крыло". В проработке находятся экранолеты Бе-1000 с взлетным весом 1200 тонн и полезной нагрузкой 400 т и сверхтяжелый экранолет Бе-2500 весом 2500 тонн и полезной нагрузкой 1000 тонн.
Итог
Закрытие "Гидроавиасалона-2012" проходило на мажорной ноте. Подогретые контрактами на закупки госструктурами (по крайней мере, Бе-200) производители гидроавиатехники были настроены весьма оптимистично. И это, в общем-то, не удивительно, ибо машина оказалась действительно выше всяких похвал.
Словно улавливая эти мысли, Бе-200 весело несет нас по воде Геленджикской бухты, отрывается от поверхности и ложится на курс в сторону промозглой Москвы.
Что же до экранопланов, экранолетов и прочих надводных монстров, научить летать которых смогли в единственной стране, с их судьбой пока нет никакой ясности. Несмотря на оптимистичные заявления чиновников, не понятно, кто как и по какой схеме будет финансировать их разработку, сертификацию и производство.
Дата: Пятница, 24 Октября 2014, 19.50.46 | Сообщение # 8
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
В России разработан проект создания и использования экранопланов до 2050 года
При использовании экранопланов в Минобороны, ФСБ, МЧС первичным будет вопрос не экономики, а высоких ТТХ, необходимых для решения поставленных перед силовыми ведомствами задач
Поисково-спасательный экраноплан проекта 09037 "Спасатель" на выставке "День инноваций" ЗВО на территории военного аэродрома Левашово
МОСКВА, 24 октября. /Корр. ТАСС Евгений Никитин/. В России разработан проект создания и использования экранопланов до 2050 года. Об этом сообщил на совместном заседании экспертного совета при комитете Госдумы по промышленности (по развитию предприятий ОПК) и специалистов Лиги содействия оборонным предприятиям генеральный директор ассоциации "Космонавтика человечеству" Альберт Никитин.
"Особое значение этот проект имеет для развития Сибири, Дальнего Востока и северных районов страны, - сказал ученый. - В частности, на сибирских реках в прибрежных районах Северного морского пути".
По словам Никитина, выполнение этого проекта имеет целью "сохранение населения восточных регионов России, развития в них промышленной инфраструктуры".
По оценке депутата Владимира Гутенева, председательствовавшего на совещании, во главу угла проекта необходимо поставить экономическую целесообразность не только Минобороны, но и гражданских отраслей, а также организацию региональных перевозок в труднодоступных местах.
"Что касается использования экранопланов в Минобороны, ФСБ, МЧС, то первичным будет вопрос не экономики, а высоких тактико-технических характеристик, необходимых этим ведомствам для решения поставленных перед ними задач", - подчеркнул парламентарий.
Экраноплан, или судно на динамической воздушной подушке - высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. При равных массе и скорости площадь крыла экраноплана намного меньше, чем у самолета. По международной классификации экранопланы относятся к морским судам.
Дата: Воскресенье, 31 Мая 2015, 15.41.00 | Сообщение # 12
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
ВМФ: Россия возвращается к разработке и строительству экранопланов
Россия возвращается к разработке и строительству экранопланов, они включены в программу кораблестроения до 2050 года, заявил в субботу начальник кораблестроения ВМФ РФ капитан 1 ранга Владимир Тряпичников.
Ранее в России велась разработка экранопланов, однако в настоящий момент в составе ВМФ РФ имеется лишь один такой корабль, который законсервирован на Каспийском море.
"В программе кораблестроения мы включили раздел "развитие экранопланов"", — заявил Тряпичников в эфире радио "Эхо Москвы".
Он добавил, что экраноплан представляет собой многоцелевой корабль, который способен выполнять ряд задач и на воде, и в воздухе.
Дата: Суббота, 26 Сентября 2015, 11.43.51 | Сообщение # 13
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
В России создан проект нового морского экраноплана
В России завершена работа по проектированию нового морского экраноплана А-050, который будет укомплектован полностью российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом, разработанным НИИ авиационного оборудования (НИИАО).
Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева уже завершило работы над эскизным проектом. Недавно предприятие заявило о том, что готово начать строительство первого 54-тонного экраноплана новой серии А-050, говорится в сообщении на сайте http://kret.com/ru/news/3998/ КРЭТ. Как сообщил председатель совета директоров ЦКБ Георгий Анцев, «уровень подготовки проекта на сегодняшний день таков, что предприятие готово начинать строительство головного образца». По его словам, «А-050 имеет очень хорошие аэрогидродинамические характеристики, и экраноплан уже успешно прошел испытания в аэродинамической трубе и на гидроканале». Георгий Анцев отметил, что экраноплан А-050 будет оснащен полностью российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом, разработанным совместно с НИИ авиационного оборудования. Он также сообщил, что параллельно ведутся переговоры с потенциальными заказчиками экраноплана. По его словам, экраноплан А-050 идеально подходит для Федеральной пограничной службы, МЧС, Федеральной службы охраны, патрулирования ближней зоны в интересах Военно-морского флота.
Известно, что морской экраноплан А-050 будет иметь взлетную массу 54 тонны. Он рассчитан на перевозку 9 тонн груза или 100 пассажиров на дальность до 5 тыс. км при крейсерской скорости 350–450 километров в час. На экраноплане, возможно, будут установлены стартовые двигатели Р-195, как на штурмовике Су-25, и маршевые ТВ7-117СМ, как на самолете Ил-114.
Согласно международному определению, экраноплан – это многорежимное судно, которое летит с применением «экранного эффекта» над поверхностью, то есть на относительно небольшой высоте до нескольких метров. В воздухе судно поддерживается при помощи аэродинамической подъемной силы, которая генерируется на воздушном крыле или крыльях, корпусе экраноплана или на частях крыла, которые предназначены для применения «экранного эффекта».
Преимуществом экраноплана является тот факт, что они могут свободно эксплуатироваться на самых разных маршрутах. Кроме водной поверхности они способны передвигаться и над землей и снегом, а также базироваться на суше. Таким образом, экраноплан объединяет в себе лучшие качества самолета и корабля. Кстати, согласно международной классификации, экранопланы относятся к морским судам: они рассматриваются не как самолеты, которые могут плавать, а как суда, которые способны летать.
В конце августа Минобороны России поставило http://vz.ru/news/2015/8/26/763332.html перед разработчиками цель – создать платформу для экранопланов грузоподъемностью до 240–300 тонн к 2020 году.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в конце июля в штабе ВМФ заявили, что Россия возобновит производство экранопланов http://vz.ru/society/2015/7/29/758540.html в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года.
Мнения в экспертной среде тотчас разделились: одни назвали экранопланы-ракетоносцы очень перспективным оружием, другие – «экзотикой» и «многотонным чудищем с ракетами».
«Самая главная их проблема была в надежности, что и определило их дальнейшую судьбу», – говорил год назад газете ВЗГЛЯД http://www.vz.ru/society/2014/8/11/699501.html бывший первый замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. Адмирал застал экранопланы, когда командовал Черноморским флотом. По словам Касатонова, при «бумажной-теоретической» красоте проекта на практике экранопланы оказались крайне неэффективными.
Кроме того, год назад первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев призвал возродить производство экранопланов http://vz.ru/society/2014/8/11/699501.html . Как писала газета ВЗГЛЯД, с их помощью он предложил наладить бесперебойное сообщение с Крымом.
Дата: Четверг, 15 Октября 2015, 10.33.13 | Сообщение # 14
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 52
Статус: Отсутствует
Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года, сообщил РИА Новости высокопоставленный представитель командования ВМФ РФ.
Экраноплан — это высокоскоростное транспортное средство, нечто среднее между тяжелым самолетом и легким катером. Аппарат летит в пределах действия аэродинамического экрана, на высоте до нескольких метров от поверхности воды или земли.
Ранее в России разрабатывались две модели экранопланов для вооруженных сил — военно-транспортный «Орленок» и ударный экраноплан «Лунь» с крылатыми ракетами, однако в 90-е годы эти проекты были свернуты из-за нехватки финансирования. В настоящий момент единственный образец экраноплана «Лунь» списан и законсервирован на Каспийском море.
"Тема экранопланов восстанавливаться в ударном исполнении, то есть как «Лунь», носитель крылатых ракет. Строительство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде", — сказал собеседник агентства.
По его словам, Минобороны выдало тактико-техническое задание, в настоящее время идут опытно-конструкторские работы.
Дата: Воскресенье, 18 Декабря 2016, 21.01.38 | Сообщение # 15
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Покорители воды и воздуха: "чудо"-экранопланы Ростислава Алексеева 100 лет назад в городе Новозыбкове (ныне Брянская область) родился человек, которому суждено было создать одни из самых удивительных машин на Земле — экранопланы, объединившие в себе черты самолета и корабля.
Ростислав Евгеньевич Алексеев родился в 1916 году в семье агронома и учительницы. В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький, где Ростислав поступил учиться в Горьковский вечерний рабфак, одновременно подрабатывая чертежником и художником. В те же годы он начал заниматься парусным спортом.
Алексеев заинтересовался идеей повышения скорости на воде еще во время своего обучения на транспортно-машиностроительном факультете Горьковского индустриального (политехнического) института имени Жданова. Ростислав Евгеньевич пришел на завод "Красное Сормово" со своим дипломным проектом. В годы Великой Отечественной войны он начал работу на заводе в ОТК по приемке танков Т-34. Во внерабочее время он испытывает первую модель судна на подводных крыльях. В 1943 году состоялся спуск на воду первого катера на подводных крыльях.
Впоследствии за создание первых отечественных торпедных катеров на подводных крыльях Алексееву и группе его соратников, принимавших непосредственное участие в работах, в 1951 году была присуждена Сталинская премия.
С 1952 года на базе гидродинамической лаборатории и опытного танкового цеха была образована Научно-исследовательская опытовая гидродинамическая лаборатория, которая впоследствии выросла в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях.
С 1960 года ЦКБ ведет разработку проектов экранопланов. В общей сложности разработано порядка 40 проектов этих кораблей, построено более 30 единиц различного назначения. Переход от подводных к воздушным крыльям позволил снять ограничения со скорости движения судов и приблизить ее к авиационной. ЧТО ТАКОЕ ЭКРАНОПЛАН
Экраноплан — это аппарат, использующий так называемый экранный эффект, который заключается в свойстве крыла, двигающегося вблизи поверхности моря или ровной суши, увеличивать подъемную силу и снижать сопротивление. Эффект тем больше, чем меньше расстояние крыла от поверхности. Экранопланы имеют авиационные скорости движения, но не требуют аэродромов, обладают большой грузоподъемностью, могут эксплуатироваться над любой относительно ровной поверхностью. По мореходности ограничения для экранопланов существуют только при взлете и посадке. Крыло экраноплана (в отличие от самолета) имеет специальный профиль и форму, максимально приспособленные для эффективного использования набегающего потока, сжимаемого между крылом и поверхностью ("экраном"). Крупные экранопланы, снабженные поддувом реактивных струй двигателей под крыло, обладают мореходностью на взлете и посадке до 5 баллов, а в полете их мореходность практически не ограничена. Это обеспечивает высокую регулярность движения экраноплана. Морской экраноплан обладает значительно большей безопасностью в полете, чем самолеты, так как аэродром всегда под ним, и даже одновременный отказ всех двигателей позволяет ему выполнить безопасную посадку на воду. Экраноплан может лететь над мелководьем, что недоступно скоростным судам. Скорость и управляемость экраноплана, а также возможность быстрого увеличения высоты полета позволяют безопасно расходиться с судами и другими препятствиями.
ЗНАМЕНИТЫЕ "ЛУНЬ" И "ОРЛЕНОК"
В 1966 году был создан первый экспериментальный полномасштабный морской корабль-экраноплан "Корабль-макет" (КМ) с десятью авиационными турбореактивными двигателями.
Строившийся на заводе "Волга" опытный морской транспортно-десантный экраноплан "Орленок" (С-21, заложен в 1970 году) в 1973 году совершил первый пробный выход в технологической конфигурации на реке Волга.
В 1982-м группа в составе двух морских транспортно-десантных экранопланов "Орленок" в ходе учений на Каспийском море продемонстрировала беспрецедентную оперативность и скрытность, доставив десант морской пехоты из Баку в Красноводск и вернувшись обратно всего за три часа. Дивизион этих экранопланов входил в состав Краснознаменной Каспийской флотилии.
В 1989 году после проведения стрельб был сдан с высокой оценкой первый в истории мировой техники опытный ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь".
В 1992-м был создан и утвержден проект опытного поисково-спасательного экраноплана "Спасатель" на базе материальной части второго строившегося образца экраноплана "Лунь".
Экраноплан "Лунь"
Взлетная масса — до 400 тонн, скорость полета — до 550 км/ч, вместимость — 150–500 человек, госпитально-медицинский комплекс по своим масштабам — беспрецедентный для летательных аппаратов.
Аналогов ранее созданным экранопланам со схожими характеристиками взлетной массы, скоростными показателями и мореходностью не существует.
Сегодня ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева ведет разработки ряда проектов экранопланов для различных зон применения, с различными взлетной массой и диапазоном скоростных характеристик. Проекты экранопланов могут использоваться для перевозки пассажиров, срочной доставки грузов, а также для решения задач МЧС.
Экраноплан в отличие от самолета не предполагает изменения давления, связанного с изменением высоты, а также "воздушных ям" и "болтанки".
Конструкции экранопланов технологичнее самолетов, что дает несколько меньшую себестоимость. Инфраструктура для обслуживания и обеспечения безопасности экранопланов требует меньших затрат. Экранопланы могут взлетать с воды на значительном расстоянии от берега, а значит, производить меньше шума в городе, чем самолеты, и двигаться из порта на режиме "малого газа". Параметры выхлопных газов двигателей соответствуют требованиям международных стандартов и по сравнению с самолетами быстрее нейтрализуются поверхностью моря.
Эксплуатация экранопланов возможна во всех климатических зонах. Наиболее выигрышно их использование на юге. Экранопланы обладают особой эффективностью, начиная от 600–800 тонн грузоподъемности. В зависимости от постановки задач экраноплан может иметь минимальную численность экипажа. Десантный экраноплан может транспортировать до 50% от взлетной массы.
Дальность полета экраноплана соизмерима с показателями авиационной техники. Для экраноплана, базирующегося на воде, необходим понтонный причал, остальное оборудование требуется такое же, как и для авиационной техники. Для подготовки пилотов накоплена необходимая база. Обучиться управлению экранопланами будет проще пилотам с опытом управления гидросамолетами.
ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЕКТЫ
В данный момент специалисты ведут работы по созданию проектов высокоскоростных катеров нового поколения "Сагарис", "Турмалин", "Голдфингер". Экстерьер этих судов отличается футуристичным дизайном, утверждают в ЦКБ.
ЦКБ по СПК на территории собственного научно-производственного комплекса ведет строительство опытного образца судна на подводных крыльях (СПК) "Валдай 45Р". Прототипами данного судна являются СПК "Беларусь" и "Полесье".
На заводе "Вымпел" ведется строительство головного судна на подводных крыльях "Комета 120М". Наработан большой опыт создания кораблей и катеров с воздушной каверной на днище водоизмещением от 100 до 400 тонн и скоростями движения от 30 до 60 узлов: быстроходный катер "Серна", десантный катер "Дюгонь", патрульные катера "Меркурий" и "Сокжой", пассажирское судно "Линда".
Одна из новых разработок — быстроходное экспедиционное судно "КВК 1200". Корабль способен решить целый круг задач: выполнение научно-исследовательских работ, геологоразведки, экологического мониторинга; транспортное обеспечение ТЭК; осуществление грузовых транспортных перевозок; участие в спасательных операциях. На базе платформы "КВК 1200" реализована концепция "интеллектуального корабля", обеспечивающая высокий уровень эффективности управления. Командный комплекс сосредоточен в одном месте и позволяет осуществлять постоянный контроль за всеми системами жизнеобеспечения корабля и состоянием экипажа.
Конструкторские идеи Ростислава Алексеева опередили время на десятки лет. Можно сказать, что с легкой руки гениального конструктора сошло и слово "экраноплан", которое во всем мире принято произносить по-русски.
Именно под руководством Алексеева корабли для перевозки грузов и пассажиров по рекам и морям сумели достичь скоростей 200, 300 и даже 500 км/ч. Скоростные суда ЦКБ по СПК признаны классификационными обществами США, Италии, Франции и других судостроительных держав.
Суда, спроектированные при Алексееве, эксплуатировались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт в Италию, Грецию, на Кубу, в Болгарию, ФРГ, Венгрию и другие страны.
Дата: Воскресенье, 17 Декабря 2017, 00.24.41 | Сообщение # 16
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Экраноплан возвращается: Россия построит новую модель самого странного самолета в мире
Россия планирует создать новый экраноплан — весом 600 тонн и вместимостью 500 человек. Летательный аппарат сможет развивать скорость почти 550 км/ч.
И вновь Россия объявляет о скорейшем выпуске новой модели пассажирского экраноплана, на этот раз задуманного для связи между ее обширными арктическими территориями. Новый аппарат будет весить около 600 тонн, его длина составит 100 метров, а размах крыльев — 70 метров, вместимость — 500 пассажиров, а максимальная скорость — почти 550 км/ч. Чтобы подчеркнуть гражданское предназначение аппарата, его окрестили «Спасатель», хотя у него уже появилось прозвище: «Арктический монстр». Зачем же на самом деле Россия создает новую модель этого самого странного в мире самолета? А главное, каким будет этот новый экраноплан?
По сообщению одной из центральных российских газет — «Известия» — первый прототип нового экраноплана поднимется в воздух в 2022-2023 году, а к 2025 году будет полностью введен в эксплуатацию. Цель — связать огромные пространства российской Арктики; пока что речь идет только о транспортных миссиях, хотя снабдить аппарат ракетами тоже не проблема. Разработчиком прототипа является российское Конструкторское бюро им. Р.Е. Алексеева.
В советские времена было разработано большое количество вариантов и спроектировано несколько прототипов этого транспортного средства — наполовину воздушного, наполовину водного, — но ни один из них так и не послужил отечеству. Идея использования «экранного эффекта», возникающего на низких высотах благодаря аэродинамической подъемной силе, возникающей на самолетном крыле, обещает высокие скорости и большие возможности для перевозок, а потому неоднократно привлекала интерес во многих странах. Но практические проблемы помешали тому, чтобы задумка была реализована, за исключением совсем небольших моделей для специфических ситуаций. На этот раз все может быть иначе.
Идея экраноплана продолжает будоражить умы, хотя никак не может воплотиться в реальность. Концепция проста: использовать «экранный эффект», который увеличивает поддержку крыла, когда оно находится невысоко над ровной поверхностью, в силу чего между ними образуется воздушная подушка. При определенной конструкции крыла, отличной от крыла обычного самолета, можно создавать аппараты, способные развивать огромные скорости и/или перевозить внушительные грузы при меньшем расходе топлива, чем обычные самолеты, при условии, что их полет будет происходить на небольшой высоте (на практике это от 3 до 12 метров) над ровной поверхностью, вроде океана.
Таким образом, можно сконструировать аппараты, подобные грузовым самолетам, но с гораздо большей грузоподъемностью, или быстрые военные машины, снабженные ракетами, которые к тому же плохо ловятся радарами в силу малой высоты полета. Все это очень повышает привлекательность экранопланов для военных (быстрые перевозки больших грузов, подводная и наводная штурмовая техника) и для гражданских ведомств (перевозка грузов, поисковые и спасательные операции). По крайней мере, на бумаге.
Явление, лежащее в основе принципа действия экранопланов, было широко известно, но если бы не российско-советский инженер Ростислав Евгеньевич Алексеев, оно никогда бы ни приняло форму реального транспортного средства. Алексеев разрабатывал судна на подводных крыльях, которые поднимали корпус корабля над водой, уменьшая сопротивление воды и увеличивая скорость аппарата. Именно так ему пришла в голову идея, что «экранный эффект» можно использовать напрямую, безо всяких подводных крыльев.
Он понял также, что большие аппараты имеют преимущество, поскольку больший размах крыльев позволяет увеличить высоту полета без потери аэродинамической подъемной силы. А увеличение высоты решает проблему преодоления возможных препятствий, что, теоретически, позволяет экраноплану летать над любой более или менее ровной поверхностью, как земля, водохранилища или ледовые поля. Хотя, конечно, наилучшей поверхностью является морская гладь. Убедив военных чиновников в перспективности идеи и построив с 1961 года несколько прототипов каждый раз большего размера, Алексеев разработал экраноплан КМ, который совершил свой первый полет в 1966 году и поверг в изумление все западные разведки.
Спутник-шпион серии ‘Corona' сделал снимки странного транспортного средства в Каспийском море. Это было нечто похожее на судно почти 100 метров длиной с короткими крыльями (размах 32-40м), способное двигаться над водой со скоростью почти 500 км/ч. Ничто в западных арсеналах не могло даже приблизиться к таким размерам и скоростям на воде. Американские аналитики окрестили его «Каспийским монстром».
Новые данные говорили о том, что вес аппарата равен 540 тоннам: это было как два Boeing 747 Jumbos вместе. На KM стояли 10 турбореактивных двигателей ВД-7, два на хвосте и 8 на двух крыльях по обе стороны кабины, на носу. Эти последние были снабжены ориентируемыми соплами, которые позволяли осуществлять поддув под крылья для большей устойчивости.
С виду этот устрашающий аппарат был похож на гидросамолет, который разгонялся по воде, а затем взлетал и набирал высоту 3 метра (в начальных версиях), а в последующих модификациях удалось достичь «прыжков» на высоту 20 метров — достаточно, чтобы преодолеть даже пятиметровые волны. Несмотря на то, что советские двигатели были совершенно не экономичны, но потребление топлива экранопланом было в три раза ниже, чем у обычных самолетов, дальность полета KM достигала порядка двух тысяч километров. В общем, речь шла о транспортном средстве с устрашающим военным потенциалом в том, что касалось скорости, грузоподъемности и дальности.
Прототип KM потерпел аварию в 1980 году, когда неопытный пилот неправильно среагировал, совершая маневр: на выходе из пике он прибавил скорость, как следовало сделать при управлении обычным самолетом. Экраноплан затонул, попыток по его подъему не осуществлялось. Параллельно разрабатывался другой аппарат той же системы, но меньших размеров — A-90 «Орленок», предназначенный для переброски морских десантов.
A-90 имел 58 метров в длину, 31,5 метр размах крыльев и весил около 140 тонн; на нем были установлены турбовинтовые двигатели Кузнецова НК-12 (на хвосте) и два НК-8 на корме с целью поддува воздуха под крылья во время взлета. Грузоподъемность аппарата составляла 40 тонн, то есть, 150 солдат в боевой экипировке или две легкобронированные машины. «Орленок» развивал скорость до 400 км/ч, а его дальность полета составляла 1500 километров, плюс одна деталь: он мог подняться на высоту до 300 метров, теряя при этом преимущества полета с использованием «экранного эффекта», но получая возможность преодолеть препятствие, а затем снова вернуться на 3-х метровую высоту. Это являло собой важное военное преимущество, поскольку позволяло «перепрыгивать», например, бурные участки моря или посты береговой охраны.
СССР планировал закупить до 120 «Орлят», но к 1985 году было сконструировано всего пять штук. Распад Союза и отсутствие средств у ВМФ привели к полному забвению проекта. Три из уже изготовленных экранопланов стояли на боевой службе до 1993 года, а российская промышленность подумывала о том, чтобы сделать из четвертого гражданское судно, но планы дальше бумаги не пошли.
Еще одна модель экраноплана была сконструирована в 1970-1986 годах, на этот раз с боевой целью: МД-160 «Лунь». Этот аппарат, похожий на КМ, но меньших размеров (74 м в длину, размах крыльев 44 м, вес 400 тонн), имел только четыре турбовинтовых двигателя НK-87, установленных на крыльях на носу. «Лунь» стал самым быстроходным экранопланом, который развивал скорость до 550 км/ч и мог перевозить 40 тонн груза на расстояние до двух тысяч километров.
Кроме того, аппарат был оснащен шестью пусковыми ракетными установками для ракет П-270 «Москит» — страшного оружия дальностью 120 км и скоростью до 5 Махов, способного нести боеголовку с 320 килограмами обычных взрывчатых веществ или ядерную мощностью 120 килотонн. На хвосте видны кожухи радиолокационной антенны, расположенные на возвышении, чтобы увеличить до максимума дальность связи. В качестве платформы для антикорабельных ракетных систем он был бы просто разрушительным: его было чрезвычайно сложно засечь радарами из-за низкой высоты полета, плюс огромная скорость и возможность выпуска колоссального количества залпов практически гиперзвуковых ракет. «Лунь» был неуязвим для береговых кордонов, торпед и мин и мог осуществлять точечные атаки с устрашающей эффективностью. К счастью для западных ВМФ из-за коллапса СССР был произведен только один «Лунь», который до сих пор гниет в сухом доке военно-морской базы Каспийска на Каспийском море. Второй неоконченный экземпляр попытались превратить в гражданское транспортное средство для спасателей. Его даже назвали «Спасатель», но так и не доделали.
С тех пор многие страны экспериментировали с экранопланами, почти всегда гражданскими и небольших размеров, часто по российской технологии или с помощью россиян. Китай построил несколько моделей транспортных средств гражданского назначения среднего размера, то же самое сделали несколько гражданских компаний США. Иран даже принял на боевое дежурство небольшую модель Bavar-2, копию советского прототипа 70-х годов с двухместной кабиной и винтовым двигателем; эти аппараты не оснащены вооружением и, как предполагаются, предназначены исключительно для разведывательных миссий. Эти судна базируются в Бендер-Аббасе и входят в состав быстроходного флота, который, используя тактику «роя», призван помешать заходу судов в порт в случае войны. Проект тяжелого транспортного судна Pelican ULTRA компании Boeing не является, строго говоря, экранопланом, поскольку взлетает с обычных аэродромов и приземляется на них же, хотя и использует «экранный эффект», чтобы уменьшить расход топлива во время дальних полетов.
Только в России сохранилась эта технология в чистом виде, и там время от времени появляются новые прототипы, выставляемые на салонах военной техники. В качестве примера можно привести «Орион-14» и «Орион-20», последний — прототип средних размеров, который потерпел громкое крушение в 2015 году, но теперь вновь участвует в испытаниях с прицелом на возможные продажи. Сейчас Конструкторское бюро имени Р.Е. Алексеева, носящее имя изобретателя экраноплана, делает ставку на возрождение этого транспортного средства. Посмотрим, реализуется ли проект этого монстра (хоть и любопытного) на этот раз. Для разнообразия.
Дата: Четверг, 04 Января 2018, 13.17.46 | Сообщение # 17
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Экранопланы российского производства запустят между Хельсинки и Таллином
Экранопланы производства российской компании RDC Aqualines запустят между Хельсинки и Таллином, что позволит сократить время поездки между двумя столицами до тридцати минут, рассказал в четверг организатор данного проекта, управляющий директор эстонской компании Sea Wolf Express Вилле Хёгман в интервью финскому телеканалу MTV3.
"Компания уже приобрела одно судно, подписан контракт на поставку 15 судов. В ближайшее время начнутся тренировки экипажа в Финском заливе. После этого начнутся пассажирские перевозки", — отметил Хёгман.
Один корабль принимает на борт 12 пассажиров. По расчетам компании, за сутки одно судно будет перевозить 144 человека между двумя столицами, или около одной тысячи людей в месяц. Конкретные сроки запуска в Sea Wolf Express пока не уточняют. "Мы должны быть уверены в готовности проекта, его безопасности и комфорте, поэтому не хотим торопиться", — отметил Хёгман.
Расстояние между Таллином и Хельсинки — 82 километра. Паромное сообщение между столицами Финляндии и Эстонии осуществляют три паромные компании: Tallink, Viking Line и Eckero Line. Время в пути составляет от двух часов и более. Средняя стоимость билета в одну сторону на одного пассажира — около 20 евро.
Экраноплан — судно на воздушной подушке. Производственной площадкой RDC Aqualines является расположенное в Нижнем Новгороде НПО "Аэротехнологии", предприятие объединяет опытно-конструкторское бюро и авиастроительный завод, имеющие лицензию Минпромторга России на разработку авиационной техники и сертификат АР МАК, указано на сайте компании.
Дата: Суббота, 21 Апреля 2018, 11.00.18 | Сообщение # 19
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Каспийский монстр. Советский ракетный корабль
Огромный зверь, прозванный западными разведчиками «Каспийским монстром», экраноплан класса «Лунь» был средством наземного воздействия, гибридом самолета и корабля. Он «летал» на три метра над поверхностью воды. Предназначался для защиты береговой линии СССР. Советский Союз успел построить только один аппарат. В середине 1990 годов производство прекратили.
Лунь нес шесть противокорабельных ракет P-270 Москит в трубах, установленных на фюзеляже. Каждая из ракет может была оснащена обычной либо ядерной боеголовкой.
Лунь мог нести свои ракеты на абсолютно безумных 297 узлах (550 км/ч). Корабль состоял на вооружение на Каспийской военно-морской базе.
Дата: Четверг, 06 Сентября 2018, 07.43.38 | Сообщение # 20
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Россия начала разработку двигателей для перспективных экранопланов
Предприятия Ростеха разрабатывают силовые установки для перспективных экранопланов, сообщил РИА Новости в преддверии "Гидроавиасалона-2018" индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации Анатолий Сердюков.
Ранее вице-премьер Юрий Борисов сообщил журналистам, что опытный образец экраноплана "Орлан", вооруженного ракетами, планируется создать в России в рамках госпрограммы вооружения на период до 2027 года.
"Полученный (в результате прежних разработок по этой теме — ред.) научно-технический задел позволяет вести разработку силовых установок для перспективных экранопланов, и такие работы в настоящий момент ведутся", — сказал Сердюков, отвечая на соответствующий вопрос.
Он пояснил, что предприятия, входящие сегодня в состав ОДК (входит в Ростех), имеют большой опыт в сфере создания силовых установок самолетов-амфибий и экранопланов. "В советское время был разработан двигатель НК-87 для ракетного корабля-экраноплана проекта "Лунь", для проекта А-90 "Орленок" адаптированы двигатели НК-8 и НК-12, для самолета-амфибии А-40 "Альбатрос" — двигатели Д-30 и РД-60", — добавил Сердюков.
Экраноплан – это высокоскоростное транспортное средство, летящее в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда.
Дата: Вторник, 30 Марта 2021, 18.41.22 | Сообщение # 21
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
90-летний конструктор назвал мощнейшее оружие XXI века
Советский ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» остается мощным оружием XXI века, заявил ТАСС главный конструктор данного изделия Владимир Кирилловых.
«Экраноплан "Лунь" еще является оружием XXI века, такого ни у кого нет. Шесть ракет "Москит" в сочетании с его скоростью — это очень мощное оружие», — заявил ученый, которому 30 марта исполнилось 90 лет.
Среди боевых задач, которые способен выполнять «Лунь», специалист отметил, в частности, борьбу «против любых надводных сил предполагаемого противника, в том числе и авианосных соединений», — подчеркнул главный конструктор.
В августе 2020 года американское издание Forbes написало, что вокруг экраноплана проекта 903 «Лунь», оставленного российскими военными и властями прямо в воде недалеко от побережья Каспийского моря в Дербенте, сложилась плохая ситуация.
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» спущен на воду в июле 1986 года. Изделие было способно перемещаться на скорости 500 километров в час на расстояние до 2000 километров. В длину экраноплан достигал 74 метров, а в высоту — 19 метров. Корабль-экраноплан оказался единственным полностью построенным из восьми запланированных.