Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 22.01.31 | Сообщение # 2851
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Рождество в Гулаге. «Бог был среди нас»
Празднование Рождества
Но наши рождественские празднества свидетельствовали, что в людях нельзя уничтожить стремление к чему-то поистине небесному. Им нельзя овладеть, возможно, потому, что оно слишком возвышенно, но мы все ощущали его наличие.
Несмотря на то, что в каждом лагере празднования различались, огромная духовная чистота праздника была одинаковой, чего я не испытывала с раннего детства. Такое возвышенное чувство единства, братства и любви! Когда я восстанавливаю в памяти эти картины, мне кажется, что эти празднования были на самом деле самыми духовными, самыми трогательными и самыми близкими к Богу. Мы чувствовали, что Бог был среди нас.
Но примечательно, как шло приготовления к этим празднествам. Каждое празднование требовало много энергии, терпения, смелости и стойкости, и каждый шаг к празднованию был опасен. Приготовления начинались первого октября, когда в Сибирь приходили первые морозы, а вскоре за ними выпадал снег. Поскольку большинство женщин в лагере было из России или Украины, верующих называли «монашками». Они были не монахини, а просто религиозные женщины из деревень, чье преступление состояло в том, что они протестовали против закрытия церквей. Они вступали в спор с теми, кто приходил закрывать церкви, и их арестовывали. Их забирали от своих мужей, детей и внуков, и они были приговорены как «контрреволюционеры», пытавшиеся разрушить будущее процветание советского общества. Эти женщины были инициаторами праздника, и какая же тесная связь была между ними! Они помогали друг другу в самых трудных обстоятельствах – с едой, с получением продовольствия из домашних посылок, и даже с получением одежды из закрытого «гардероба».
За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки, сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. Все это было аккуратно отсортировано и спрятано, как правило, в сугробах во дворе, потому что каждый угол в лагере тщательно обыскивался. Ночью, когда вся охрана отправлялась по домам за пределы лагеря, печь продолжала гореть, потому что был ужасный мороз. Так что по ночам за недели наперед эти женщины готовили на печи в бараке множество всяких угощений. Они готовили кутью из пшеницы, сладкое кушанье из зерен с сахаром или медом и сухофруктами, которое мы обычно используем во время поминальных и праздничных дней. Они делали замечательные пирожки со смородиной. Они приготовляли сушеный картофель так, что он казался восхитительным. Но делали они это с осторожностью и благоразумием, а потом все припрятывали. Если охрана случайно обнаруживала эти свертки, их яростно уничтожали, а ответственную женщину наказывали.
Но к великому дню Рождественского Сочельника все было готово. Конечно, нам также нужна была Рождественская елка. Одна из бригад заключенных работала на лесоповале. В назначенный день каждая женщина из этой бригады прятала маленькую елочку под своей арестантской одеждой. В воротах лагеря их тщательно обыскивали, находили елочки в большом количестве и ломали их. Но был жесточайший холод, и для обыска бригады в конвое было всего три охранника, а женщин больше пятидесяти. Пока одну из них обыскивали, две или три проходили позади нее. Так что в Рождественский Сочельник в каждом бараке была елка. Другая бригада трудилась на обработке слюды, прозрачного как стекло минерала, а частички слюды сверкали и блестели. Так вот, из производственного цеха, где они трудились весь день, эти женщины приносили маленькие кусочки слюды для украшения.
Конечно, столы тоже нужно было чем-то покрыть. Но столы были очень длинные, за каждым умещалось восемьдесят человек, и представить себе скатерти такой длины было просто нереально. Но на протяжении месяцев в разные дни женщины умудрялись раздобыть простыню, которую забирали из запертой кладовой, говоря: «Понимаете, моя наволочка вся разодрана, я не могу спать на голом сене». Ладно, ей выдавали простыню.
Таким образом, в Рождественский Сочельник в каждом бараке, во всю длину стола лежали скатерти из белых простыней. На каждом столе была сверкающая елка, которая сияла частичками слюды и красивой звездой из цельной слюды. Почти каждый день на протяжении осени, столовая недосчитывалась столовых приборов, так что к Рождеству был полный комплект мисок, ложек и кружек к банкету. Вы не представляете, как это было трудно, потому что бараки очень часто обыскивали, и если они находили под подушкой всего лишь одну ложку, она немедленно конфисковалась. Лагерные ложки пересчитывались по мере их возвращения, поэтому раздобыть и спрятать столько ложек, мисок и кружек было большим подвигом. Это устраивали семь или восемь женщин.
Во время ежедневной работы эти женщины часто друг с другом ссорились. Представьте себе, в одном месте собрались русские, украинки, немки. Но в тот вечер, я не могла их узнать. Как ловко некоторым из них удавалось раздобыть еще одно платье из каптерки: «Зачем тебе это платье?» – «Это на 9 октября…» – «Это запрещено…» Но так или иначе, дежурная была тоже из заключенных, и она зависела от остальных, поэтому мало помалу она уступала.
В 10 вечера в Сочельник нас запирали в бараках, и тюремное начальство и охрана уезжали из зоны в свои деревянные дома, которые располагались в двух километрах оттуда. Тюрьма была надежной, поэтому они уезжали без опасений. Конечно, на дворе стоял декабрь, был жуткий холод, и они не хотели приезжать ночью для обысков, поэтому мы знали, что находимся в относительной безопасности. В полночь, женщины, которые осуществляли подготовку стола, похожие в своих платьях на ангелов, по одной подходили к каждому в бараке и очень вежливо приглашали нас к столу: «Будьте добры, присоединяйтесь, присаживайтесь за стол». Приглашали даже коммунистов. Некоторые ворчали: «Это в честь Бога, никакого Бога нет», но все равно приходили, они очень хотели придти, и большинство из них принимало участие в пении.
Есть такая украинская традиция, что в Сочельник за столом должно быть тринадцать перемен блюд, и у нас всегда их было тринадцать. Прекрасные, очень вкусные блюда. Сначала маленькие булочки с изюмом, потом кутья с сухофруктами, затем какое-то вкусное блюдо из вяленой рыбы и потом еще и еще до тринадцати. И все это время елка в центре мерцала частичками слюды.
Надо сказать, что весь этот криминальный мир, эти убийцы и воры, становились такими кроткими и благопристойными. Они сидели друг подле друга на скамьях, и им казалось, что они в раю. Когда наступало время службы, так называемые «монашки», верующие деревенские женщины, которые очень хорошо знали Рождественскую службу, начинали петь. Украинки тоже пели, и пели превосходно! Сначала пели православные, потом немки, поляки, украинские католички, а затем протестантки. Все они пели свои службы. А Евангельское чтение! Я уже упоминала, что почти в каждом бараке, как минимум одна женщина прятала экземпляр Евангелия, которое ей удавалось сохранить после обысков. Каждый год, в каждом бараке было Евангелие, которое читалось в этот день. Я помню одну пожилую немку, которая читала отрывки наизусть, и американку, которая читала по-английски. На каждом языке мы слушали Рождественскую историю. И мы все пели, даже ожесточенные убийцы и воры, все женщины, которые верили во Христа и Рождество.
Было чувство, что ты на небесах. Среди нас было абсолютное духовное единство, как будто все мы из разных групп слились в один голос, величающий Иисуса Христа и величайшее на земле событие. Пели латышки, пели немки свое Stille Nacht , а также полячки, китаянки, эстонки, украинки, армянки, француженки, американки. Все они пели колядки своих стран.
Конечно, в этих ужасных лагерях были очень тяжелые условия, и это никак не способствовало формированию добрых чувств между людьми. Была холодность, раздражительность, несправедливость… естественное влечение к семье, которая была так далеко. Люди зачастую были ожесточены, но в тот момент единственный раз в году мы чувствовали, что на земле воцаряется рай. И мы долгое время потом вспоминали это, говоря друг другу: «А помнишь то-то и то-то… Это было так прекрасно!»
За шесть лет только одна женщина отказалась придти. Она была коммунисткой, копия Троцкого, но одна из женщин принесла ей еду к ее кровати, и она съела. Она говорила: «Эти люди просто невежды. У них нет ни ума, ни культуры… но еда вкусная». Она тоже поучаствовала, но в такой мере, в какой смогла. Впоследствии преступники и многие коммунисты говорили: «Это было так прекрасно. Значит, Бог милостив?» – «Да, да, Бог милостив», – говорили мы. «Он нас простит?» – «Простит, если вы верите правдиво и искренне, и если вы раскаиваетесь, Бог вас простит. Он не такой как начальник тюрьмы. Он совершенно другой».- «Да, – говорили они, – мы это чувствуем».
Все, и молодые, и старые, с разным культурным уровнем и разными профессиями, те, кто обычно казались друг другу чужими, кто часто жестоко ссорился, совершенно переменялись в эту ночь. Мы все знали, что с нами Бог, и в эту ночь эту веру не могла разрушить ни одна земная власть. Мы были счастливы, и даже те, кто имел трудный характер, были рады стать частью одной человеческой семьи, славящей Христа и Его рождение. Это был праздник, который я запомню навсегда, и я знаю, что никакая земная власть не нарушит этого единства.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 22.08.23 | Сообщение # 2852
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Репрессированный провел 18 лет в ГУЛАГе за веру в Бога
Иван Федотов провел 18 лет в лагерях ГУЛАГа, его репрессировали за веру в Бога. Он сидел в лагере вмести с Александром Солжиницыным и другими известными людьми бывшие репрессированные в лагеря ГУЛАГа. Советская власть хотела сломить его веру, его закрывали в карцер на длительное время, но у них не получилось сломить веру в Бога.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 22.29.37 | Сообщение # 2853
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаФадлан ()
Если ты хотел меня "уесть" тем, что я в 1959-м поступил в МГИМО
Вернись на страницу назад и убедись, что это НЕ моя прямая речь! А лишь процитировал автора фразы про твой ВУЗ. С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 22.38.48 | Сообщение # 2854
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Репрессированный провел 18 лет в ГУЛАГе за веру в Бога
Иван Федотов провел 18 лет в лагерях ГУЛАГа, его репрессировали за веру в Бога. Он сидел в лагере вмести с Александром Солжиницыным
Описка, но характерная. С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 22.43.56 | Сообщение # 2855
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Я помню Красную площадь в день победы стран коалиции: люди всех национальностей обнимались – русские, англичане, французы, американцы, даже американские негры, которые были для нас в диковинку. Солдаты и мирное население свободно общались, и поскольку рядом было Американское Посольство, американцы принесли оттуда бочки с вином и все его пили. Они танцевали, обнимались, целовались от радости, что война закончилась. Это было собрание всех наций.
Хотелось бы увидеть на фото эти бочки с американским вином! С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 22.50.11 | Сообщение # 2856
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Вечером, когда мы приходили с работы, нам давали «рыбный суп» – тот же бульон, на поверхности которого плавало несколько крошечных рыбок.
"Крошечные рыбки" при варке за 10 минут развариваются в труху! И после этого верить авторше?! С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 22.55.17 | Сообщение # 2857
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Всю еду приходилось есть ложкой, потому что все острое – ножи, ножницы – было запрещено.
А надо было есть пальцами? С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 23.02.27 | Сообщение # 2858
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Каждый год, в каждом бараке было Евангелие, которое читалось в этот день. Я помню одну пожилую немку, которая читала отрывки наизусть, и американку, которая читала по-английски.
Где же они хранили (и нашли) эти книжонки каждая на своем языке? С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 23.04.14 | Сообщение # 2859
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня;537072
Раз в месяц нам разрешалось получать одну маленькую посылку из дома. Если мы ее получали, там обычно было печенье, немного сахара, мука (пшеничная или ржаная), изюм, иногда немного вяленой рыбы, естественно, никакого мяса или сливочного масла.
Эво-на! Так это рай, а не ГУЛАГ! С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Пятница, 19 Февраля 2016, 23.09.07 | Сообщение # 2860
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Все, и молодые, и старые, с разным культурным уровнем и разными профессиями, те, кто обычно казались друг другу чужими, кто часто жестоко ссорился, совершенно переменялись в эту ночь.
А "китайки и кореянки и даже одна японка"? С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 00.56.38 | Сообщение # 2861
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаФадлан ()
веришь в правильность и обоснованность тех документов 30-х годов
Речь совершенно о другом. Взять совершенно сдвинутого серийного убийцу. Все у него в голове в бардаке, но одно четко: он убивает женщин только в красном. В одежде любого другого цвета не трогает. Это - его логика, не поняв которую, его не поймать. Тут не имеют значения моральные аспекты, множество т. п. факторов. Главное выявить и понять эту логику, суть. В случае же с попами она заключается в следующем. По Вашим ошибочным представлениям, попов репрессировали за то, что они попы. Ничего подобного вообще. Я только что привел документ, предписывающий прямо обратное. Элементарно было тройке поставить к стенке партийного аппаратчика любого уровня по обвинению, ложному или неложному (неважно) в троцкизме. Потому что троцкизм квалифицировался автоматически как участие в контрреволюционном заговоре. Попа обвинить в таком заговоре более, чем смешно. Какой из попа троцкист? А по другому арестовать его, когда он находился на свободе, то четко прописано в приказе, невозможно. Только если при наличии фактов, подтверждающих его участие в контрреволюционной организации. Эту организацию, если ее реально не существовало, оставалось выдумывать. Это канитель. Нужно привлекать кучу народа, выбивать самооговоры, оговоры других и т. п. Да так, чтобы в их показаниях не было противоречий друг другу. А с одиночкой, обвиняемым в троцкизме, ничего этого делать не требовалось. Выявили троцкиста. Настоящего или по навету, совсем неважно. Дальше хватай арестовывай всех, кто у него дома бывал (друзья и пр.), вот тебе и к/р организация. По этой причине овчинка возни с попами выделки не стоила. Поскольку была поставлена задача за кратчайшие сроки представить тройкам обвинения на максимально большое число людей. И кто больше арестовывал, выявляя во главе заговорщицких организаций людей все более высоких рангов, тот быстрей повышался в звании, получал др. т. п. поощрения. Ясное дело, что чем выше деятель, тем круг контактировавших с ним лиц шире, притом самых разных - простых рабочих, крестьян, служащих и достаточно высокопоставленных. Отсюда и организация покрупнее и поопаснее. А что взять с попа? Любви к советской власти от него ожидать не приходится. Круг его общения может быть широким. Но требуется доказать именно активную антисоветскую деятельность и именно по коллективному сговору. С троцкистом, настоящим или мнимым, нет ничего проще. Тут одного такого звания троцкиста выше крыши хватает. А с попом уже совершенно не так. Понятно? Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Суббота, 20 Февраля 2016, 01.27.05
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 01.06.05 | Сообщение # 2862
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
ЦитатаNestor ()
Попа обвинить в таком заговоре более, чем смешно.
Смешно говоришь? Ну,ну...
Расстрелянные за веру
История православной Церкви в Крыму в XX столетии насыщена трагическими событиями. После падения российской монархии на территории полуострова сменилось несколько политических режимов, каждый из которых по-разному выстраивал свои отношения с духовенством и верующими. При этом, несомненно, наибольшей враждебностью к православию характеризовалась политика советских правительств. За время Гражданской войны большевики занимали Крым трижды, и всякий раз установление "рабоче-крестьянской" власти сопровождалось жестокими репрессиями против священнослужителей, грабежами и осквернением храмов.
Важно отметить, что эти преследования не были исключительно местной инициативой. Воинствующее безбожие лежало в основе большевистской идеологии, провозгласившей своей целью осуществление мировой революции и объявившей религию "наследием эксплуататорских классов".
Наглядной иллюстрацией этому служат многочисленные высказывания В.И.Ленина, требовавшего "бороться с религиозным туманом" и призывавшего уничтожить "контрреволюционное духовенство", применив к нему "беспощадный массовый террор".
Первые убийства православных священнослужителей в Крыму произошли уже в декабре 1917 г. Так, в ночь с 19 на 20 декабря 1917 г. в Севастополе был убит настоятель военной Свято-Митрофаниевской церкви на Корабельной стороне протоиерей Афанасий (Чефранов). Священника расстреляли на паперти храма.
В декабре 1917 г. неподалеку от Севастополя революционные матросы казнили архиепископа Иоакима (Левицкого); тогда же в своей квартире был убит другой священнослужитель - отец Исаакий Попов.
Начавшись в Севастополе, большевистский террор вскоре распространился на другие города Крыма. 14 января 1918 г. Симферопольском уезде красногвардейцами был убит настоятель Покровского храма села Саблы протоиерей Иоанн Углянский. Издевательски поинтересовавшись у настоятеля, почему у него на лампаде лента зеленая, а не красная, "вершители революционного правосудия" вывели священника на церковный двор и расстреляли. Собрав сельских жителей, красногвардейцы запретили под страхом смерти предавать тело отца Иоанна земле, сказав: "Пусть его собаки съедят". Рискуя жизнью, сельчане нарушили этот запрет, и перенесли тело убиенного с места казни к дому, где оно, слегка присыпанное землей, пролежало в течение двенадцати дней. Только 28 января останки священнослужителя были перевезены в Симферополь и захоронены по христианскому обычаю. В некрологе, напечатанном в "Таврических епархиальных ведомостях", говорилось, что отец Иоанн стал жертвой "тех темных сил, которые в революционное время обыкновенно направляют свои удары против христианства, Церкви Христовой и ее служителей".
Длившиеся на протяжении нескольких месяцев жестокие убийства, погромы и грабежи, прекратились только весной 1918 г., после занятия полуострова войсками кайзеровской Германии.
* * *
Следующая попытка установления советской власти в Крыму была предпринята в апреле-мае 1919 г.
Краткий период пребывания коммунистов у власти ознаменовался новыми гонениями на Православную Церковь. Одним из своих первых декретов правительство провозглашенной Крымской Советской Социалистической Республики национализировало монастырские земли. Наряду с этим, имели место и убийства священнослужителей.
Так, в апреле 1919 г., за несколько дней до наступления Пасхи, красноармейцами был зверски убит настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Армянске протоиерей Владимир Веселицкий. Священника отвели на пустырь, веревками привязали к столбу и подвергли мучительным пыткам. После многочасовых истязаний его обезображенное тело бросили на городской площади и запретили хоронить. Но православные жители Армянска нарушили этот запрет и на следующий день перед заходом солнца погрузили останки отца Владимира на телегу, укрыли от посторонних глаз травой и соломой и похоронили на городском кладбище.
Оставив полуостров под натиском деникинских войск в июне 1919 г., красные вновь (на этот раз окончательно) заняли его осенью 1920 г. Практически сразу в Крыму развернулась кампания всеобщего истребления, оставившая далеко позади все прежние ужасы.
Тысячи людей были расстреляны, столько же было утоплено, повешено либо погребено в земле заживо. Уничтожались без счета поверившие обещаниям об амнистии и не эвакуировавшиеся за пределы страны солдаты и офицеры армии Врангеля, сестры милосердия, чиновники, учителя и врачи. Не избежали общей участи и многие православные пастыри.
4 декабря 1920 г. в Феодосии постановлением "тройки" Особого отдела ВЧК 13-й армии по обвинению в "активной помощи контрреволюции в ее борьбе за свержение власти пролетариата" к расстрелу были приговорены священники Виктор Толковид и Алексей Родионов; 16 декабря 1920 г. за "произнесение в храме проповедей, направленных на дискредитацию советской власти" феодосийской ЧК был расстрелян священник Екатерининской церкви села Сарыгол протоиерей Андрей Косовский. Аналогичная участь постигла последнего директора алупкинской климатической колонии для учителей церковно-приходских школ протоиерея Константина Аггеева. 2 января 1921 г. священника приговорили к расстрелу. 5 января 1921 г. в Евпатории "за публичное осуждение репрессий" был расстрелян 72-летний священник Владимир Сластовников.
13 февраля 1921 г. в Бахчисарае по обвинению в угрозе физической расправой председателю местного революционного комитета был арестован священник Иван Спано. Арест священнослужителя вызвал многочисленные протесты со стороны населения. Ежедневно в Особый отдел приходили толпы людей и требовали освобождения арестованного. Несмотря на это, 12 марта 1921 г. "тройка" Особого отдела ВЧК 4-й армии вынесла постановление, согласно которому Спано и вступившиеся за него члены церковного совета В.Х. и С.К. Канаки подлежали расстрелу.
Массовые убийства в Крыму продолжались до мая 1921 г., после чего их волна стала понемногу спадать.
* * *
Многочисленные несчастья и беды, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь в годы Гражданской войны, были только началом развернутых властью жестоких гонений. Ужас развязанной большевиками братоубийственной бойни Церкви удалось пережить, в основе своей оставшись несокрушенной. Именно поэтому сразу же после окончания боевых действий властями разрабатываются коварные планы искоренения религии в Советской России. При этом главный удар предполагалось нанести именно по православию, которое расценивалось Лениным и его окружением как исключительно враждебная режиму оппозиционная сила, все еще располагающая значительными материальными ценностями, и, несмотря на репрессии и унизительные декреты, по-прежнему обладающая огромным влиянием на помыслы и души людей.
Удобным предлогом для наступления на религию стал охвативший страну чудовищный голод.
23 февраля 1922 г. советским правительством был принят декрет о принудительном изъятии церковных ценностей. Стараясь не отставать в столь важном революционном деле от центра, 4 марта 1922 г. II сессия КрымЦИК постановила: немедленно изъять все ценности из монастырей и церквей.
30 марта 1922 г. вышло распоряжение, предписывающее всем православным храмам в течение 36 часов с момента получения циркуляра опечатать все ценности, сдать их в Наркомфин и сообщить об исполнении в 6-часовой срок.
А поскольку за время революции и Гражданской войны все храмы епархии были в той или иной степени обворованы, к циркуляру было сделано дополнение, согласно которому лица, являющиеся хранителями церковных ценностей "по своему юридическому или фактическому положению", привлекались к ответственности "наравне с совершителями краж".
С самого начала мероприятия власти встретили глухое сопротивление священников и мирян. Так, в Симферополе в Александро-Невском кафедральном соборе работа комиссии по изъятию несколько раз прерывалась возмущенными прихожанами, не желавшими безучастно взирать на святотатство. Аналогичными трудностями сопровождалось изъятие в других храмах. Несмотря на это, безбожники продолжали свое черное дело, и вскоре из храмов епархии было изъято все, что возможно.
В это же время в Крыму состоялся ряд показательных судебных процессов над православными священнослужителями, которых обвиняли в сокрытии церковных ценностей, подделке документов и кражах, а также ведении антисоветской агитации. После недолгого судебного разбирательства священников приговаривали к различным срокам тюремного заключения либо высылали из Крыма.
В частности, подобная участь постигла архиепископа Димитрия (Абашидзе), к этому времени устранившегося от управления делами епархии и принявшего монашеский постриг. Арестованный в апреле 1923 г., владыка был выдворен в Киев. Не менее драматично сложилась судьба других священнослужителей. 1 декабря 1922 г. ревтрибунал при КрымЦИК приговорил к 8 годам лишения свободы преемника владыки Димитрия - архиепископа Никодима. Отсидев почти год в нижегородской тюрьме, владыка был выпущен по амнистии, после чего в течение 2-х лет пробыл в ссылке. В июне 1926 г. архиепископ приехал в Москву, где вскоре был вновь арестован. 4 апреля 1927 г. в Керчи по обвинению в антисоветской агитации был арестован священник греческой церкви, Иосиф Куницкий. Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 17 февраля 1928 г. священник был выслан из Крыма.
* * *
Следующее наступление большевиков на религию началось в 1929 г. В отправленной на места директиве за подписью Лазаря Кагановича религиозные организации назывались единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этот документ положил начало массовым арестам священников и мирян, закрытию и разрушению храмов.
Особенно страшный удар по православию в Крыму был нанесен в 1937-1938 гг. Именно в этот период список репрессированных служителей Церкви, более чем за все предыдущие годы, пополнился множеством новых имен. К сожалению, формат публикации не позволяет перечислить всех пастырей, погибших в то суровое время. Назову только некоторых из них.
1 декабря 1937 г. как "член контрреволюционной группы церковников" к расстрелу с конфискацией имущества был осужден священник ялтинского Александро-Невского собора, Дмитрий Киранов.
В июле 1937 г. в Симферополе был арестован иеромонах Владимир Пищулин. Обвиненный в антисоветской агитации (критиковал советскую Конституцию, указывал на антихристианский характер марксизма, выражал недовольство по поводу его превращения в"непреложную и обязательную для всех истину, подносимую на штыках и вдалбливаемую в сознание граждан-рабов прикладами"), 10 декабря 1937 г. священнослужитель был приговорен к расстрелу.
10 февраля 1938 г. на основании постановления "тройки" НКВД Крымской АССР по обвинению в "распространении клеветнических слухов о жизни народов СССР" был расстрелян иеромонах Варфоломей Федорович Ратных. Вся вина священнослужителя состояла лишь в том, что он не убоялся написать правду о жизни в Советском Союзе, от которой "сколько страдают, сколько слезы проливают. И даже кто не христианин. Нас же, христиан, лишают всего..."
14 февраля 1938 г. к расстрелу за "контрреволюционную деятельность" были приговорены священник Покровской церкви в Судаке протоиерей Иоанн Блюмович и священник симферопольской Свято-Троицкой церкви протоиерей Николай Мезенцев.
К июню 1941 г. церковная жизнь Крыма подверглась разгрому. Многие храмы епархии были превращены в хранилища и сельские клубы, либо разрушены; святыни - безвозвратно утрачены. Но самое страшное - погибли десятки просвещенных и ревностных пастырей, истинных подвижников благочестия. Таково было отношение властей к православию накануне начала войны с нацистской Германией. Жестокие поражения первых месяцев, в результате которых войсками противника были заняты огромные территории, заставили советское руководство несколько пересмотреть свое отношение к духовенству и верующим.
И хотя репрессии против православных священнослужителей продолжали осуществляться и в этот период, они уже не принимали столь массовый и жестокий характер, каков им был присущ в 20-30-е годы.
Подписи к фотографиям:
1. Архиепископ Иоаким (Левицкий) 2. Протоиерей Константин Аггеев 3. Архиепископ Димитрий (Абашидзе) 4. Александро-Невский собор в Ялте. Февраль 2009 г. 5. Выписка из акта о расстреле иеромонаха Варфоломея (Ратных). 6. Выписка из протокола заседания "тройки" НКВД Крымской АССР по делу иеромонаха Варфоломея (Ратных).
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 01.18.55 | Сообщение # 2863
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 г. было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 г. арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 г. арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 г. арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 г. арестовано 4 000, расстреляно 1900 (Яковлев. С. 94–95). В одной Тверской обл. было расстреляно только в 1937 г. более 200 священников, а в Московской – около 1000.
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 01.36.09 | Сообщение # 2864
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
136 900 православных священно- и церковнослужителей
Как я уже отмечал, по переписи 1917 г. их столько в наличии не было физически. Всего на всю страну вместе с членами семей насчитывалось 240 тыс. Многие из них эмигрировали, создав за рубежом РПЦЗ. Многие естественным образом ушли в мир мной до 1937 г. Поскольку были в преклонном возрасте. Так что приведенные цифры попросту побрехушки, взяты не из оригинальных следственных дел, не по реальным приговорам, а из состряпанных ведомством Геббельса и т. п. забугорными подрывными службами книжек. Из таких источников Солженицын вывел и обнародовал цифру 70 миллионов расстрелянных большевиками. В т. ч. якобы более сотни тысяч попов. Будьте здоровы!
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 01.41.31 | Сообщение # 2865
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
В июле 1937 г. в Симферополе был арестован иеромонах Владимир Пищулин. Обвиненный в антисоветской агитации (критиковал советскую Конституцию, указывал на антихристианский характер марксизма, выражал недовольство по поводу его превращения в"непреложную и обязательную для всех истину, подносимую на штыках и вдалбливаемую в сознание граждан-рабов прикладами"), 10 декабря 1937 г. священнослужитель был приговорен к расстрелу.
Предположим. Но причем тут вообще его вера и принадлежность к поповскому сословию? Его что, за такую позицию и деятельность надо было Орденом Ленина наградить, что ли, по-Вашему? Если человек явно активно народ против власти бунтует, она под него подстелиться должна из-за того, что он поп? Это не власть, а недоразумение сплошное было бы. Будьте здоровы!
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 02.07.41 | Сообщение # 2866
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаSokol ()
Геннадий, но ведь кто-то должен был творить и созидать.
Например, во фронтовых театрах. Такие были. В частности, театр Балтфлота. Всю блокаду служил от звонка до звонка, представляя фронтовикам свои спектакли, даря им немного радости, которой так не хватало. Будьте здоровы!
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 02.40.56 | Сообщение # 2867
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
ЦитатаГеннадий_ ()
Вернись на страницу назад и убедись, что это НЕ моя прямая речь! А лишь процитировал автора фразы про твой ВУЗ.
Вернулся. И что увидел? Цитирую тебя и именно тебя: " А это не при нем твой отец вернулся из плена? На Колыме был? Или тебе в мандатной комиссии МГИМО "зарубили" документы? (на твоего папу глядя...). "
Как пел наш известный Бард: "Но тут опять малец с поправкой влез... Ты спутал, дядя!..."
ЦитатаNestor ()
По Вашим ошибочным представлениям, попов репрессировали за то, что они попы. Ничего подобного вообще.
Ну, понятное дело, ты жил и до сих пор продолжаешь жить в совершенно другой стране... Там не было ни "Большого террора", ни разнорядок по репрессиям, ни ГУЛАГа... Одним словом, ты жил и продолжаешь жить в райских кущах, где "гуляют усi дiвки та гупцюют парубки..."
ЦитатаГеннадий_ ()
Эво-на! Так это рай, а не ГУЛАГ!
Если тебя так на такую райскую жизнь потянуло, то уж, пожалуйста, отправляйся туда сам. Без нас. Во всяком случае без меня!...
ЦитатаNestor ()
Цитата Sokol () Геннадий, но ведь кто-то должен был творить и созидать.
Например, во фронтовых театрах. Такие были. В частности, театр Балтфлота. Всю блокаду служил от звонка до звонка, представляя фронтовикам свои спектакли, даря им немного радости, которой так не хватало.
Смешно до слез! Так таких актеров как Георгий Жженов вообще не выпускали из лагерей! Он элементарно не мог выйти за лагерные ворота! В очередной раз удивляюсь твоим нравоучительным сентенциям, Ты никак не можешь уяснить такое понятие, что люди "сидели"... Василий Иванович Колотуша
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 02.45.13 | Сообщение # 2868
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаНика ()
Те, кто на своем месте делает свое дело - тоже цвет нации... Иногда умереть легче, чем жить...
Сколько у нас развелось гуманистов и все о войне знающих умников, прям жуть. Наступление гитлеровцев на Москву в конце осени 1941 г. по Старокалужскому шоссе было остановлено следующим образом. Подошли немцы к рубежу, от которого до Кремля оставалось километров 60, в районе Крестов. Наступать, в принципе, могли бы и дальше, если б имели высокий моральный дух, достаточно техники, провианта, теплой одежды и боеготовых бойцов. Но обморожения поражали до 80% личного состава, из-за чрезмерной растянутости тылов питание на линию фронта поставлялось не ежедневно, отсюда в строю появились дистрофики. И т. д. С нашей стороны было получше и, казалось бы, дело улучшалось тем, что из окружения на нашу сторону фронта прорывались окруженцы, бежавшие пленные. Но тоже изможденные, обмороженные, в большинстве без оружия. А это в действительности скорей обуза. Ждали подкреплений, они поступали, но неравномерно. На какие-то участки фронта погуще, на какие-то пожиже. И бывало так, что прибывали, например, ополченцы из столицы с муляжами винтовок. Не поступало для них стрелковое оружие вовремя. И вот они с этими палками растягивались по линии фронта. Издалека же не разглядеть, настоящие у них винтовки или не настоящие. А самих солдат много. Ну-ка сунься на них - как курей постреляют, кажется. Так вот по сути без оружия, без боевой выучки на рубеже продержали на той линии немцев дней с 10. А затем подъехали нормальные вооруженные и подготовленные подкрепления из Сибири. И пошли немчуру гнать назад. Вот и разбирайтесь теперь, что было легче по существу дела тем ополченцам - умереть или выжить? Цвет они нации или не цвет? Ведь под верную смерть себя подставляли и выполнили успешно поставленную перед ними боевую задачу. Замечу еще: на пузе лежать так долго в мороз занятие не самое приятное. Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Суббота, 20 Февраля 2016, 02.53.53
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 02.52.30 | Сообщение # 2869
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
ЦитатаNestor ()
Вот и разбирайтесь теперь, что было легче по существу дела тем ополченцам - умереть или выжить? А ведь под верную смерть себя подставляли.
Я так понимаю, что Ника за себя свое слово скажет. Я же сугубо предварительно выскажу свое суждение: до такого положения дел мы докатились благодаря одному - единственному "величайшему гению всех времен и народов"... Василий Иванович Колотуша
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 03.19.53 | Сообщение # 2871
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Если человек занимается шпионской деятельностью в пользу другого государства, то есть является тайным агентом разыскания, то, понятно, что он не станет заниматься антисоветской пропагандой и агитацией, поскольку у нее совсем другие задачи.
Неверно. Возьмем конкретно Вяземский котел. Ко времени его образования абвер отлично поднаторел в провокациях. А котел для немцев представлял большую проблему. Ведь им надо было проходить через его обширную зону дальше и чем скорей, тем лучше. А тут идут, и вдруг откуда не возьмись, наши окруженцы. Не с ошалело поднятыми руками, а умело из засад уничтожавшие немецкие подразделения. Произвести зачистку и забрать их в плен было совсем не так просто, как кажется. Придумали способ. Решили пустить слух, будто бы заключенных, строивших там оборонительные сооружения, немцы собрали и с подорожными документами распустили по домам. А среди окруженцев было полно призванных из Смоленской области. И для выполнения этого замысла пустили завербованных пленных искать окруженцев и склонять их являться в Вязьму, выдавая себя за заключенных. Перед завербованными ставили одновременно две задачи: разведывать нахождение окруженцев и обманом заманивать их в плен. Вот Вам, пожалуйста, такой конкретный пример шпионажа и вражеской агитации в одном конверте. Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Суббота, 20 Февраля 2016, 03.22.31
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 03.27.40 | Сообщение # 2872
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Какие ещё нужны к этим фотографиям комментарии?!
Комментарии очень простые. Снимки сделаны в гитлеровских концлагерях. Разоблачений было уже так много, что дальше некуда. Но постоянно находятся легковерные, покупающиеся на этот фейк. Будьте здоровы!
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 03.37.07 | Сообщение # 2873
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
300 тысяч там лежит
На урановых рудниках и обогатительных фабриках лучевой болезнью вообще не заболевают. Это просто исключено. Учите матчасть. Что-то совсем популярное по этой теме почитайте. Знаете, каково содержание урана в руде, хотя бы самым приблизительным образом? Будьте здоровы!
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 03.55.30 | Сообщение # 2874
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаСаня ()
Однажды прочитал в литературе одну мысль,что сталинский режим разделил страну на тех кто сидит в лагерях и на тех кто сторожит.
Я тут касался Тверской области. По сравнению с 1938 г. число заключенных в ней больше сейчас в 3 раза. Притом тогда за тяжкие преступления сидело 20%, сегодня более половины всех зэков. И еще о крестьянах области. До войны их было 75% населения области при населении 3,2 млн. (в 1926 г. - 2,2 млн.), сейчас 25% при населении 1,3 млн. Вот как сталинизм уничтожает крестьян миллионами. И какую роскошную жизнь им устроил путинизм. Ежегодно по 15 тыс. чистой смертности в большинстве в сельской местности, за счет крестьян. Пол Пот отдыхает. В таких гигантских масштабах такими темпами еще никогда нигде никто крестьян не уничтожал, как это сейчас происходит в России - по около миллиона в год на протяжении последних 25 лет. Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Суббота, 20 Февраля 2016, 03.56.47
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 04.09.37 | Сообщение # 2875
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
ЦитатаФадлан ()
Ты никак не можешь уяснить такое понятие, что люди "сидели"...
Надоело мне это пустое толчение воды в ступе. Жженов сам пишет о себе - в 1949 году во второй раз сел. За что - не сообщает. Наверно, стыдно, а врать не хочет. Но вот герой, борец с режимом, цвет нации. Таких в лагерях называли придурками. Это каста ловко устроившихся, живших порой не хуже вольняшек. Сыты, пьяны и с носами в табаке. Да все это чушь. Разговор шел о преследовании верующих. Не нашлось чем крыть мои аргументы, перевели разговор с Фомы на Ерему. Да не интересно мне это все совсем никак. И никакого отношения вообще к теме якобы имевших место гонений за веру не имеет. Ля-ля тополя... Или по-научному демагогический прием подмены тезиса. Будьте здоровы!
Сообщение отредактировал Nestor - Суббота, 20 Февраля 2016, 04.10.53
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 08.07.35 | Сообщение # 2876
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
ЦитатаNestor ()
Надоело мне это пустое толчение воды в ступе. Жженов сам пишет о себе - в 1949 году во второй раз сел. За что - не сообщает. Наверно, стыдно, а врать не хочет. Но вот герой, борец с режимом, цвет нации. Таких в лагерях называли придурками. Это каста ловко устроившихся, живших порой не хуже вольняшек. Сыты, пьяны и с носами в табаке.
Надо же написать такую мерзость?!... "За что не сообщает. Наверное, стыдно, а врать не хочет. Но вот герой, борец с режимом, цвет нации."
Да сообщает он! Открой только книгу и загляни!
Борцом с режимом он себя не выставляет! По той причине, что он им не был, а попал под жернова сталинского "правосудия из - за своего репрессированного брата. Пострадавшего по существу ни за что...
Для меня лично он - один из тех, кого называют "цветом нации"...
"Таких в лагерях называли придурками" А ты, мил человек, часом не работал в этих лагерях? Конвоиром - "спиногрызом"? Василий Иванович Колотуша
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 08.34.39 | Сообщение # 2878
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
Nestor,
ЦитатаNestor ()
История - не гадание на кофейной гуще, а констатация достоверно выявленных фактов.
Ну и где хоть одна ссылка на факты от тебя? Пока идет только сплошное бездоказательное отрицания всего и вся с элементами переходов на личности,что безусловно говорит о твоем бессилии что-то доказать обратное от предьявленных фактов и цифр сталинских репрессий.
Еще цифры;
В объяснительной записке 1948 г. Совет по делам РПЦ привел следующие данные о количестве церквей и молитвенных домов в Советской России:
«На 1 января 1948 г. в СССР было 14 329 действующих церквей и молитвенных домов (11 897 церквей и 2432 молитвенных дома, что составляет 18,4% к количеству церквей, молитвенных домов и часовен в 1914 г., когда их было 77 767). Количество церквей в Украинской ССР составляет 78,3% к их числу в 1914 г., а в РСФСР – 5,4%... Увеличение числа действующих церквей и молитвенных домов произошло по следующим причинам: а) в период войны на территории, подвергавшейся немецкой оккупации, было открыто 7547 церквей (фактически еще больше, так как значительное число церквей после войны перестало функционировать ввиду ухода духовенства вместе с немцами и вследствие изъятия нами у религиозных общин школьных, клубных и т. п. зданий, занятых ими во время оккупации под молитвенные дома); б) в 1946 г. перешел в православие 2491 приход униатской (греко-католической) церкви в западных областях УССР; в) за 1944–1947 гг. вновь открыто с разрешения Совета 1270 церквей, главным образом в РСФСР, откуда были многочисленные и настойчивые просьбы верующих. Территориальное размещение действующих церквей неравномерное. Например. В областях и республиках, подвергавшихся оккупации в период войны, имеется 12 577 действующих церквей, или 87,7% всех церквей, а на остальной территории Союза – 12,3%. 62,3% всех церквей приходится на Украинскую ССР, причем самое большое количество церквей в Винницкой области – 814... На 1 янв. 1948 г. было зарегистрированных священников 11 846 и дьяконов 1255, а всего 13 101 человек, или 19,8% к числу их в 1914 г. ... На 1 янв. 1948 г. в СССР было 85 монастырей, что составляет 8,3% к числу монастырей в 1914 г. (1025 монастырей). В 1938 г. в СССР не было ни одного монастыря, в 1940 г. с вхождением в СССР Прибалтийских республик, западных областей УССР, БССР и Молдавии их стало 64. В период оккупации УССР и ряда областей РСФСР было открыто до 40 монастырей. В 1945 г. числился 101 монастырь, но в 1946–1947 гг. 16 монастырей ликвидировано» (Там же. Ед. хр. 6. Л. 2–6).
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 08.50.49 | Сообщение # 2879
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
ЦитатаNestor ()
Таких в лагерях называли придурками. Это каста ловко устроившихся, живших порой не хуже вольняшек. Сыты, пьяны и с носами в табаке.
А спросить бы тебя, мил человек, Туполев и Королев, они, что, тоже проходили в лагерях "придурками", как ты изволил выразиться по адресу Жженова? Тоже сидели в лагерях "сыты, пьяны и с носами в табаке"? Василий Иванович Колотуша
Дата: Суббота, 20 Февраля 2016, 08.58.41 | Сообщение # 2880
Группа: Модератор
Сообщений: 25191
Статус: Отсутствует
ЦитатаNestor ()
И вот они с этими палками растягивались по линии фронта. Издалека же не разглядеть, настоящие у них винтовки или не настоящие. А самих солдат много.
ЦитатаNestor ()
Так вот по сути без оружия, без боевой выучки на рубеже продержали на той линии немцев дней с 10. А затем подъехали нормальные вооруженные и подготовленные подкрепления из Сибири. И пошли немчуру гнать назад.
Поясните пожалуйста господин ,,историк,, а где же в это время находились курсанты двух военных училищ города Подольска довольно сносно вооруженные, коль уничтожили более ста танков в течении нескольких дней. Было начало октября и температура была плюсовая, откуда 80% обмороженных ? Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.