Про атеизм и веру
|
|
Nestor | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 19.39.54 | Сообщение # 1771 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| Впрочем, должен поправиться. Размеры зарплаты священнослужителей государство первоначально волновали. Поскольку с них взымались повышенные налоги. Т. е. в те времена бухгалтерия церкви была открыта для государственных контролирующих органов. Церковные пенсионные фонды учредились в 60-е гг. Это существенно улучшило материальное положение священнослужителей и ознаменовало начало обеспечения их социальными гарантиями.
Будьте здоровы!
|
|
| |
Геннадий | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 19.47.45 | Сообщение # 1772 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
| Цитата Nestor ( ) Притом в ПФР факультативно предъявляются также справки о зарплате. Чем выше зарплата в соответствующие 5 лет, тем выше пенсия. Разве не обязательно? (Какое удовольствие знать, что НИКТО не висит за спиной с дамокловым мечом (админа)!
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |
Nestor | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 20.14.56 | Сообщение # 1773 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
| >Разве не обязательно?
Не обязательно, если устраивает получить минимальную социальную пенсию. Представление справок в интересах не ПФР, а пенсионера. Чем выше показанная в них зарплата, тем выше пенсия.
Будьте здоровы!
|
|
| |
nikolay_hudyakov97 | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 20.40.12 | Сообщение # 1774 |
Группа: Поиск
Сообщений: 2399
Статус: Отсутствует
| Цитата Геннадий_ ( ) Какое удовольствие знать, что НИКТО не висит за спиной с дамокловым мечом Добрый вечер всем!Мне не кажется и я уверен , что Галина не, известный Вам, Иван Северьянович Ф. и обольщаться её временным отсутствием преждевременно, а минорное начало песни Антонова ,так романтично выложенное Админом наверняка является увертюрой к восторженному заключительному акту припева.Поверь в мечту, поверь в мечту, Поверь в мечту скорей, Поверь в мечту, поверь в мечту, Как в доброту людей, Поверь в мечту, как в красоту, Поверь когда-нибудь, Поверь в мечту, поверь в мечту, Поверь в мечту и в путь!
Сообщение отредактировал nikolay_hudyakov97 - Воскресенье, 22 Ноября 2015, 20.46.45 |
|
| |
Оружейник | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 20.44.35 | Сообщение # 1775 |
Группа: Старейшина
Сообщений: 6930
Статус: Отсутствует
| Цитата nikolay_hudyakov97 ( ) а минорное начало песни Антонова ,так романтично выложенное Админом Мудрёно ты как то выражаешься всегда... трудно тебя понять...
|
|
| |
nikolay_hudyakov97 | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 20.58.49 | Сообщение # 1776 |
Группа: Поиск
Сообщений: 2399
Статус: Отсутствует
| Цитата Оружейник ( ) трудно тебя понять... Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т.е. быть философом. Бердяев, николай Александрович
Сообщение отредактировал nikolay_hudyakov97 - Воскресенье, 22 Ноября 2015, 21.03.13 |
|
| |
Оружейник | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 21.06.04 | Сообщение # 1777 |
Группа: Старейшина
Сообщений: 6930
Статус: Отсутствует
| Цитата nikolay_hudyakov97 ( ) Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, "Когда на твой вопрос отвечает философ, перестаешь понимать вопрос." © Понятно... больше вопросов не имею...
|
|
| |
Геннадий | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 21.16.35 | Сообщение # 1778 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
| Оружейник, я не знаю, КАК тебя (Вас) зовут? В любом случае поздравляю с возвращением в тему и на форум!
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |
Оружейник | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 21.30.15 | Сообщение # 1779 |
Группа: Старейшина
Сообщений: 6930
Статус: Отсутствует
| Цитата Геннадий_ ( ) я не знаю, КАК тебя (Вас) зовут? Зовут меня - Владимир. и уж лучше на ты, (Вы) уж дюже официально как-то...
Цитата Геннадий_ ( ) В любом случае поздравляю с возвращением в тему и на форум! Так, уж случилось..." Демон-пожиратель съел сам себя" ©
|
|
| |
Геннадий | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 21.34.56 | Сообщение # 1780 |
Группа: Модератор
Сообщений: 26523
Статус: Отсутствует
| Цитата Оружейник ( ) ." Демон-пожиратель съел сам себя" © Отпишу Андрашу в Белоруссию. Может, вернется всё-таки на форум. НЕ обязательно в эту тему...
С уважением, Геннадий Буду благодарен за информацию о побегах советских военнопленных Suche alles über Fluchtversuche von russischen Kriegsgefangenen.
|
|
| |
nikolay_hudyakov97 | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 21.59.39 | Сообщение # 1781 |
Группа: Поиск
Сообщений: 2399
Статус: Отсутствует
| Цитата Геннадий_ ( ) В любом случае поздравляю с возвращением в тему и на форум!
С Вашего позволения дополню; Я в ответе только за то, что я сказал, а не за то, что вы подумали. Цитата Оружейник ( ) "Когда на твой вопрос отвечает философ, перестаешь понимать вопрос." Вся беда состоит в том,что непонимание ответа на вопрос явлется следствием не осведомлённости задающего,а не причиной глулости отвечающего. Проще; прочтите повесть Н.С. Лескова " Очарованный странник" ,вот тогда и споём вместе.
|
|
| |
Оружейник | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 22.07.29 | Сообщение # 1782 |
Группа: Старейшина
Сообщений: 6930
Статус: Отсутствует
| Цитата nikolay_hudyakov97 ( ) Проще; прочтите повесть Н.С. Лескова " Очарованный странник" ,вот тогда и споём вместе. Да, что-ж это такое? То Солженицына нужно прочитать, теперь Лескова... А своими словами ответить, простым и доступным языком, что-б не дюже начитанные люди поняли... Слабо?
|
|
| |
nikolay_hudyakov97 | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 22.15.56 | Сообщение # 1783 |
Группа: Поиск
Сообщений: 2399
Статус: Отсутствует
| Цитата Геннадий_ ( ) Может, вернется всё-таки на форум Да-а! Мне лично его не хватает ...обидел его кто-то, а поддержать никто не удосужился- вот и результат. Как говорится ломать не строить, а в нашем возрасте ныне можно словом убить.
|
|
| |
nikolay_hudyakov97 | Дата: Воскресенье, 22 Ноября 2015, 22.45.25 | Сообщение # 1784 |
Группа: Поиск
Сообщений: 2399
Статус: Отсутствует
| Цитата Оружейник ( ) Слабо? Владимир, терпеливо отвечаю: обе книжки читал ещё пацаном,т.е. содержание смутно помнил до момента участия на этом форуме, пока не обратил внимание на рекомендацию своему собеседнику много увжаемого мной человека прочитать эту повесть,что я и сделал " не отходя от кассы". Хочешь верь,что после прочтения, я стал в полной мере понимать его немногословные ,вместе с тем, содержательные сообщения, хочешь проверь- ПРОЧТИ - вот тогда и поговорим на одном языке , а может быть, даже отпадёт такая потребность.
Сообщение отредактировал nikolay_hudyakov97 - Понедельник, 23 Ноября 2015, 05.56.48 |
|
| |
Nestor | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 02.54.35 | Сообщение # 1785 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
|
Карл Теодор Дрейер родился 3 февраля 1889 года в Копенгагене. ... В послевоенную эпоху шестидесятилетний Дрейер, живой классик датского кино, снял серию короткометражных фильмов, среди которых лишь один был игровым. Преследовавшие его всю жизнь проблемы оставались прежними — никто не спешил вложить деньги в следующую постановку. Из творческого небытия Дрейера вернул Международный кинофестиваль в Венеции в 1955 году, когда новый шедевр режиссера — религиозно-философский фильм «Слово» — был удостоен «Золотого льва св. Марка». К постановке этого фильма, ставшего триумфом кинематографа «духовного сопротивления», датчанин готовился без малого тридцать лет. В основу замысла был положен сюжет одноименной драмы датского писателя и пастора Кая Мунка. Герой картины Йоханнес — провидец, воображающий себя Иисусом Христом, — обретает духовную силу только после того, как осознает свою ошибку. «Каждый кадр «Слова» отличает формальная безупречность, достигающая высшего совершенства, — писал Франсуа Трюффо. — Но мы знаем, что Дрейер не просто «живописец». Картина снята в очень медленном ритме, игра актеров величественна и строга, но и ритм, и игра полностью контролируются режиссером. Ни один квадратный сантиметр пленки не ускользнул от бдительного его ока. После Эйзенштейна Дрейер был, несомненно, самым требовательным к себе режиссером: картины его в законченном виде почти полностью соответствовали тому, что было им задумано». Строгий, аскетичный в средствах выражения фильм Дрейера о силе человеческой веры, способной вырвать любимого человека у смерти и вызвать мертвого к жизни, имел огромный международный резонанс.
Будьте здоровы!
|
|
| |
Nestor | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 05.07.42 | Сообщение # 1786 |
Группа: Эксперт
Сообщений: 25600
Статус: Отсутствует
|
«Франциск» (Francesco, Лилиана Кавани, 1989)
Биографическая драма о жизни Франциска Ассизского. Фильм основан на произведении Германа Гессе Franz von Assisi (1904), впервые экранизированном Лилианой Кавани в 1966 году. В 1989 режиссёр снова возвращается к теме жизни святого.
Будьте здоровы!
|
|
| |
София | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 07.46.22 | Сообщение # 1787 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1066
Статус: Отсутствует
|
|
|
| |
Фадлан | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 09.04.58 | Сообщение # 1788 |
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
| Что - то меня персонаж из последнего сообщения не впечатлил... Это кто? ... Новоявленный пророк?... Властитель дум?... Так таких, вроде, много. Как говорится, "на каждом километре"...
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
София | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 09.10.51 | Сообщение # 1789 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1066
Статус: Отсутствует
| Фадлан, то популяризатор науки. Про портреты, конечно, он круто сказал. Думается мне, что в странах с портретами с наукой все очень хорошо. Как было у нас во времена портретов. Это другая крайность.
|
|
| |
Фадлан | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 10.12.32 | Сообщение # 1790 |
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
| Мне кажется, что люди, которые берутся предсказывать будущее, часто совершают одну и ту же ошибку: они экстраполируют картину настоящего в будущее по прямой линии. Не учитывается фактор способности общества к саморазвитию, корректировке вектора движения. Скажем во времена "позднего Ельцына" (то есть, когда он совсем спился и стал практически невменяемым, поскольку бухал прямо с утра) будущее России казалось совсем - совсем мрачным. То есть, многие предсказывали крах России как государства и ее распад на совершенно новые образования. В Штатах даже публично оглашался тезис и том, что Сибирь у России следует отобрать, объявить ее "всемирным достоянием" и использовать ее ресурсы во благо "международного сообщества"... Ничего, вроде, та, "ельцинская" траектория была скорректирована, и Россия не распалась, и Сибирь при нас... Поэтому я не придавал бы большого значения таким "пророчествам".
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Фадлан | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 16.37.03 | Сообщение # 1791 |
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
| И все - таки жалко, что наша Галя "ушла в монастырь"...
Теперь в этой теме не с кем обсудить символику раннего христианства... Остались только атеисты - иконоборцы...
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Саня | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 16.54.48 | Сообщение # 1792 |
Группа: Админ
Сообщений: 65535
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан ( ) И все - таки жалко, что наша Галя "ушла в монастырь" А что в монастырях нет интернета? Пусть пишет,обсуждает,если хочет. Просто ей больше никакие должности административные на форуме не будут доверяться. А так,кто не дает писать?У нас форум открытый для всех.
Qui quaerit, reperit
|
|
| |
София | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 17.08.47 | Сообщение # 1793 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1066
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан ( ) Остались только атеисты - иконоборцы... Иконоборцы могут только путем сравнительно-мифологическим. Давным давно интересовал сюжет одного изгнания. Следы привели к более ранним мифам. Но теперь не интересует. А если к сюжетам относиться как к описанию реальных событий, то сказать нечего, кроме вопросов ничего нет, а вопросы все больше риторические.
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 17.45.40 | Сообщение # 1794 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25180
Статус: Присутствует
| Цитата Фадлан ( ) Теперь в этой теме не с кем обсудить символику раннего христианства... Остались только атеисты - иконоборцы... Василий Иванович, читаю все внимательно но не участвую т.к. уже 2000 лет идет эта дискуссия и продолжаться она будет вечно.
Даже не знаю стоит ли сотрясать воздух?
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |
Фадлан | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 18.08.26 | Сообщение # 1795 |
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
| Цитата София ( ) Иконоборцы могут только путем сравнительно-мифологическим. Давным давно интересовал сюжет одного изгнания. Следы привели к более ранним мифам. Но теперь не интересует. А если к сюжетам относиться как к описанию реальных событий, то сказать нечего, кроме вопросов ничего нет, а вопросы все больше риторические.
Ну это как сказать... Я бы на такие утверждения замахиваться не стал бы... Если термин "иконоборчество" появился, то, следовательно, был "факт события"...
На случай, если будут сомнения:
Иконоборчество и иконопочитание ИРИНА ЯЗЫКОВА | 21 ФЕВРАЛЯ 2010 Г.
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин. 1.18
[bgcolor=yellow]Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия.[/bgcolor]
В чем же суть этих споров? Только ли за эстетические идеалы боролись друг с другом христиане, “не щадя живота своего”, впрочем, как и чужого. В этой борьбе мучительно выкристаллизовывалось православное понимание мира, человека и человеческого творчества, вершиной которого, по мнению апологетов иконопочитания, и стала икона.
[bgcolor=yellow]Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества – духовной и интеллектуальной элиты своего времени. Споры об иконе начались с праведного гнева истинных ревнителей чистоты веры, тонких богословов, для которых проявления грубого магизма и суеверия не могли не оказаться соблазном. [/bgcolor]И действительно, было чем возмутиться. В Церкви получили распространение весьма странные формы почитания священных изображений, явно граничащие с идолопоклонством. Так, например, некоторые “благочестивые” священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие, полагая тем самым, что причащаются тому, кто изображен на иконе. Бывали также случаи, когда, не чувствуя дистанции, отделяющей образ от Первообраза, верующие начинали относиться к иконам, как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками и свидетелями на суде и т.д. Таких примеров множество, и все они свидетельствуют о потере правильной духовной ориентации, о размывании четких евангельских критериев отношения к жизни, которыми некогда была сильна первая Церковь.
Торжество ПравославияПричины подобных явлений, серьезно встревоживших защитников ортодоксии, следует искать в том новом состоянии Церкви, которое она обрела в постконстантиновскую эпоху. После Миланского эдикта (313 г.), даровавшего христианам свободу, Церковь стремительно развивалась вширь. В нее хлынул поток язычников, которые, воцерковляясь, меняли только внешний свой статус, но, в сущности, оставались по-прежнему язычниками. Немало способствовал этому получивший распространение обычай крещения детей, а также кардинальное изменение отношений Церкви и государства. Теперь вхождение в Церковь не было связано с риском и жертвами, как во времена первых христиан. Нередко поводом для принятия христианства становились причины политические или социальные, а отнюдь не глубокое внутреннее обращение, как некогда в апостольское время. То, что еще вчера казалось чуждым и неприемлемым, сегодня становилось привычным и терпимым: первые христиане умирали за свободу от диктата государства и отказ поклоняться императору, христиане Византии стали воздавать императору честь, едва ли не равную Богу, оправдывая принцип симфонии идеей сакрализации государства. Границы Церкви и империи в сознании простых людей стали сливаться. Все члены ранних христианских общин назывались верными, царственным священством (1 Петр. 2.9), а те, кто вне Церкви – мирянами. Со временем термин “миряне” стал обозначать церковный народ, в отличие от священнослужителей, поскольку в Византийской империи некрещеных практически не было. Это размывание границ Церкви и возрастание перегородок внутри нее сильно отзовется в последующие времена христианской истории. Таким образом, мир стремительно входил в Церковь, взрывая ее изнутри, и Церковь не всегда справлялась с этим разрушительным потоком. Мощное движение монашества, зародившегося в IV веке, было в определенной степени ответом на это обмирщение Церкви, ибо наиболее духовно чуткие люди воспринимали внешний триумф Церкви как духовную катастрофу, провидя за пышным фасадом ее внутреннее ослабление. Распространилось даже мнение, что в миру спастись невозможно, что необходимо бежать из мира. [bgcolor=yellow]Раннее монашество и пустынножительство было своего рода духовным диссидентством и разбросанные по пустыне монашеские поселения ощущали себя как бы “Церковью внутри Церкви”[/bgcolor].
[bgcolor=yellow]На этом этапе, сложном и переломном для всей Церкви, нужны были новые средства катехизации, которые были бы понятны тысячам обычных людей, не искушенных в тонкостях богословия, а просто нуждающихся в наставлении, в вере. Наиболее эффективным средством была икона; сильное эмоциональное воздействие, знаковая структура, несущая информацию на невербальном уровне, – эти свойства иконы способствовали ее широкому распространению, и заложенная в ней духовная основа становилась достоянием самых простых новообращенных душ. Вот почему именно на икону так уповали св. отцы, называя ее “Библией для неграмотных”. [/bgcolor]Действительно, через икону вчерашние язычники лучше постигали тайну воплощенного Слова, нежели через книжные знания.
Нередко вчерашние язычники, обращаясь ко Христу, становились святыми, как это было, скажем, в случае с Блаженным Августином. Но чаще бывало другое – языческая стихия оказывалась сильнее христианского семени, и тернии заглушали ростки духа: в неофитском сознании неизбежно происходила фольклоризация веры, привносящая в традицию Церкви чуждые элементы, иноприродные обычаи. В конце концов проникновение магического отношения в культ вытесняло изначальную свободу духа, дарованную Самим Христом. Еще апостолам и ранним апологетам приходилось сталкиваться с проблемой очищения веры от примесей. Таких примеров много в посланиях Павла общинам Коринфа, Фессалоник, Галаты. К IV веку появилась необходимость систематизировать канон Ветхозаветных и Новозаветных книг, дать ответ на распространившиеся ереси, сформулировать основные догматы веры. В этом процессе, особенно на ранних этапах, с IV по VI век церковное искусство исполняло важную вероучительную функцию. Например, св. Григорий Нисский в похвальном слове великомученику Феодору говорит так: “живописец, изобразив на иконе доблестные подвиги (…) мученика (…), начертание человеческого образа подвигоположника Христа, все это искусно начертав красками, как бы в какой объяснительной книге, ясно рассказал нам подвиги мученика (…). Ибо и живопись молча умеет говорить на стенах и доставлять величайшую пользу”. [1] Другой святой подвижник – Нил Синайский, ученик Иоанна Златоуста, дает следующий совет некоему префекту Олимпиодору, вознамерившемуся построить церковь и украсить ее фресками и мозаиками. “Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому”. [2]
[bgcolor=yellow]Однако широкое распространение иконописных изображений в народе было не только школой веры, но и той почвой, на которой неокрепшее в вере сознание невольно провоцировалось своим языческим прошлым. Не умея понять глубину различия образа и Прообраза, неофит отождествлял их и его почитание икон превращалось в идолопоклонство, а молитва перерастала в магическое действие. Отсюда и возникали те весьма опасные отклонения, столь возмущавшие строгих ортодоксов, о чем говорилось выше.[/bgcolor]
[bgcolor=yellow]Наряду с этим византийская знать, которая в отличие от простолюдинов была образованна и изощренна в богословских вопросах, впадала в другие крайности. Так, например, при императорском дворе в моду вошли наряды, украшенные изображением святых, ангелов и даже Христа и Богородицы. [/bgcolor]Светская мода явно стремилась подражать стилю священнических одежд, восхищавших современников великолепием и пышностью. Но если употребление сакральных образов в церковных облачениях объяснимо их символической функцией, то [bgcolor=yellow]использование священных изображений в светской одежде противоречило не только здравому смыслу, но и являлось явной профанацией святынь. И это также не могло не возмущать истинных ревнителей Православия. Некоторые из них даже приходили к выводу, что лучше вовсе не иметь икон, нежели поощрять возврат к язычеству. Этот неожиданный поворот ортодоксии вполне объясним, ибо когда маятник сильно оттягивают в одну сторону, то он неизбежно отклонится с той же силой в прямо противоположную сторону.[/bgcolor]
Надо помнить также, что в предиконоборческую эпоху процесс формирования художественного языка церковного искусства еще не завершился. Восприняв на определенном этапе традиции позднеантичной живописи, в иконописи (а также фреске и мозаике) происходил отбор собственных художественных принципов. Со временем икона сформировалась как сложнейшая и гармоничная знаковая структура. Таким образом, ее язык от первоначального чувственного реализма постепенно переходил к формам все более символическим и аскетическим. И на ранних этапах соединение античной (а в сознании людей того времени – просто языческой) традиции с христианским откровением вызывало по меньшей мере недоумение. В какой-то мере опасения об излишней чувственной природе античного искусства, обольщающего глаз и уводящего душу от чистого созерцания, были не лишены основания. Постоянно раздавались голоса: “Как даже осмеливаться посредством низкого эллинского искусства изображать Преславную Матерь Божию, в Которой вместилась вся полнота Божества, высшую небес и святейшую херувим?” Или: “Как не стыдятся посредством языческого искусства изображать имеющих царствовать со Христом, соделавшихся сопрестольными Ему, которым предстоит судить вселенную, уподобившихся образу славы Его, когда, как говорят слова Священного Писания, их не был достоин весь мир?”
Блаженный Августин в своем трактате “О Троице” также возмущается творчеством некоторых художников, которые позволяют изображать Христа слишком вольно, как им заблагорассудится, что немало смущает церковный народ и рождает в нем нежелательные эмоции.
В VI-VII вв. на границах Византийской империи появляется и активизируется ислам. Почитая Единого Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, так же как иудеи, мусульмане отрицательно относились к священным изображениям, памятуя о заповеди Моисея. Влияние мусульманского ригоризма не могло не сказаться на христианском мире, православные “суперортодоксы” в восточных христианских провинциях во многом были согласны с правоверными последователями пророка Мухаммада. [bgcolor=yellow]Первые серьезные конфликты по поводу икон и первые гонения на иконопочитателей начались на границе двух миров: христианского и исламского. В 723 г. халиф Иезид издал указ, обязывающий убрать иконы из христианских храмов на подвластных ему территориях. В 726 г. такой же указ издал византийский император Лев Исавр. Его поддержали епископы Малой Азии, известные своим строго аскетическим отношением к вере. С этого момента иконоборчество становится не просто интеллектуальным движением, но агрессивной силой, перешедшей в наступление.[/bgcolor]
Таким образом, православие встало перед проблемой защиты икон с двух прямо противоположных сторон: с одной стороны – от грубого магизма полуязыческой народной веры, с другой – от полного отрицания и уничтожения “ревнителями чистой духовности”. [bgcolor=yellow]Обе тенденции образовывали своего рода молот и наковальню, между которыми выковывалась в своей кристальной ясности богословская мысль, защищавшая иконопочитание как важнейший элемент православия. [/bgcolor] Иконоборческая эпоха делится на два периода: с 726 по 787 г. (от указа Льва Исавра до VII Вселенского собора, созванного при императрице Ирине) и с 813 по 843 г. (с воцарения императора Льва V Армянина до созыва Константинопольского собора, установившего праздник Торжества Православия). Более ста лет продолжавшаяся борьба породила новых мучеников, кровь которых теперь была на руках и совести христиан.
Основной фронт борьбы был сосредоточен в Восточной части Церкви, хотя споры об иконе всколыхнули Церковь по всей ойкумене. На Западе иконоборческие тенденции проявлялись значительно меньше, в силу варварского состояния западных народов. Тем не менее Рим реагировал на события быстро и остро: уже в 727 г. папа Григорий II собрал Собор, который дал ответ на указ Льва Исавра и подтвердил ортодоксальность иконопочитания. Папа отправил Патриарху Константинопольскому послание, которое затем было зачитано на VII Вселенском Соборе и сыграло важную роль. Его преемник – папа Григорий III на Римском Соборе 731 года постановил лишать причастия и отлучать от Церкви тех, кто будет осквернять или оскорблять святые иконы.
Для западной ситуации иконоборческих времен показателен случай с марсельским епископом Серениусом, который приказал убрать иконы из храма под тем предлогом, что народ воздает им неправильное поклонение. На что папа Григорий 1, хваля его за ревность в борьбе с язычеством, но, предостерегая от осквернения святынь, писал, что иконы “выставляются в храмах, дабы неграмотные, смотря на стены, могли читать то, чего не могут читать в книгах”.
Но в целом христианский Запад не испытывал тех крайностей иконоборчества, с которыми пришлось столкнуться христианскому Востоку. Это имело свои положительные стороны – в самый разгар борьбы иконопочитателей и иконоборцев, когда государственная власть силой своего давления перетягивала чащу весов в пользу отрицающих иконы, нередко именно голос римского епископа звучал как единственный трезвый голос в Церкви, поданный в защиту ортодоксии. С другой стороны, иконоборчество на Востоке, как это ни странно, способствовало развитию богословия иконы, заставляя в этой борьбе оттачивать мысль, искать более веские аргументы, отчего само православие обретало все большую глубину. На Западе же не было столь серьезной необходимости защиты иконопочитания, поэтому и богословская мысль не спешила развиваться в этом направлении. Запад не выработал иммунитета против иконоборчества, а потому оказался беззащитным перед иконоборческими тенденциями протестантизма в Новое время. И вся средневековая история церковного искусства на Западе, в противоположность Востоку, воспринимаемая как движение от иконы к религиозной картине, есть не что иное, как размывание и в конечном итоге – утрата иконного (богословско-символического) начала. В XX веке Запад мучительно возвращается к иконе.
[bgcolor=yellow]Но вернемся к иконоборческим спорам VIII-IX вв. Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса, висевшей в Константинополе над воротами в императорский дворец. Видя эту кощунственную акцию, возмущенный народ растерзал чиновника, исполнявшего приказ. На это император ответил репрессиями. Борьба из сферы теоретической перешла в открытую войну.[/bgcolor]
Не прекратились и богословские баталии, ибо каждая сторона искала свои аргументы в этом споре. Иконоборческий собор, созванный в 754 г., декларирует в своих постановлениях: “Нечестивое учреждение лжеименных икон не имеет для себя оснований ни в Христовом, ни в отеческом апостольском учении, нет также специальной молитвы, освящающей их, чтобы из обыкновенных предметов сделать их святыми; но они (т.е. иконы) постоянно остаются вещами обыкновенными, не имеющими никакого особенного значения, кроме того, какое сообщил им иконописец”. [3] Иконоборцы не отрицали искусство как таковое, не отрицали даже церковное искусство (отстаивая в основном декоративные принципы украшения храмов), но восставали против иконопочитания как молитвенного акта и против иконы как сакрального изображения. Правда, в среде иконоборцев были различные мнения по поводу того, что и как следует изображать на иконах и фресках, но в целом их аргументы сводились к тому, что в Писании сказано “Бога не видел никто никогда” (Ин. 1.18), а потому, по их мнению, единственной иконой Бога может быть только Евхаристия – Тело и кровь Христовы. Эту точку зрения весьма пространно излагает император Константин Копроним в своем богословском трактате.
Аргументация иконопочитателей также опирается на евангельское откровение: “Бога не видел никто никогда…” (Ин. 1.18), но вторая половина этого стиха, которую так упорно не замечали противники икон, для сторонников иконопочитания становится объяснением не только возможности изображать Бога (Христа), но и проясняет отношения образа и Прообраза, архетипа, изображения и изображаемого. В законченном виде это место из Евангелия звучит так: “Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин. 1.18) . Таким образом, в тайне Воплощения Слова – Невидимый, Неизреченный, Непостижимый Бог становится близким и понятным, и это дает основания для изображения Христа. “Если ты узрел, что Бестелесный стал человеком ради тебя, тогда, конечно, ты можешь воспроизвести Его человеческий образ. Если Невидимый, воплотившись, стал видимым, ты можешь изобразить подобие Того, Которого видели. Если пребывающий в Образе Божьем принял образ раба, низвел себя к количеству и качеству и облекся человеческим естеством, запечатлевай на дереве и предлагай Того, Кто стал видимым” (св. Иоанн Дамаскин).
Иконоборцы исходили изначально из неправильного определения термина “икона”, считая, что здесь непременно подразумевается тождество образа и Прообраза, их единосущность. Но иконопочитатели настаивали на принципиальном различии их, поскольку различны уровни их бытия. “Иное есть изображение, иное то, что изображается” (св. Иоанн Дамаскин). “Икона сходна с архетипом благодаря совершенству искусства подражания, сущностью же она от Первообраза отлична. И если бы ни в чем не отличалась от Первообраза, то это была бы не икона, а не что иное, как сам архетип” (патриарх Никифор). На этом основании Евхаристию невозможно считать иконой, ибо здесь наличествует то самое тождество. “Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя” – сказал Господь Иисус Христос. Он не сказал: “это будет образом Тела и Крови”, но “сие есть Тело, сия есть Кровь”. Следовательно, мы и причащаемся Его естества. В молитвенном же созерцании иконы мы имеем общение с Первообразом, не смешивая цель и средство; видимое постигаем через невидимое, земное через небесное. “Никто не будь столь безумен, чтобы истину и тень ее, архетип и изображение его, причину и следствие мыслить по существу тождественными” (св. Федор Студит).
Выступая против грубых форм почитания икон, граничащих с идолопоклонством, и одновременно отметая аргументы обвиняющих православных в магизме и материализации духовности, св. Иоанн Дамаскин писал: “Я не поклоняюсь веществу, но Творцу вещества, соделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества соделавшемуся моим спасением”. Св. Федор Студит прибавляет к этому следующее: “Оно (Божество) присутствует также в изображении Креста и других божественных предметов не по единству природы, т.к. эти предметы не плоть Божественная, но по относительному их Божественному причастию, т.к. они участвуют в благодати и чести”. Другие богословы отмечали, что как мы чтим Библию, не поклоняясь “естеству кож и чернил”, но Слову Божьему, заключенному в ней, так мы почитаем в иконе не краски и доски, а Того, чей образ написан этими красками на этой доске. Честь, воздаваемая иконе, относится к Первообразу.
В 787 году в Никее был созван Собор в защиту иконопочитания, который вошел в историю под названием VII Вселенского. В постановлениях собора даны четкие определения православной позиции относительно икон и иконопочитания. Суть соборных решений следующая: “Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные изображения, т.к. это согласно с историей Евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Христос истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам. На таком основании определяем, чтобы святые и честные иконы, точно также как и изображения честного животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или мозаики или какого-нибудь другого вещества, только бы сделаны приличным образом, будут ли они находиться в церквах Божиих, на священных сосудах, или на стенах и на дощечках, или на домах, или на дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа или непорочной Владычицы нашей Богородицы или честных ангелов и всех святых и праведных мужей… Чем чаще при помощи икон они являются предметом нашего созерцания, тем больше взирающие на них возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах; приобретают более любви к ним и получают побуждение воздавать им лобзание, почитание и поклонение, но никак не служение (λατρεία), которое по вере нашей приличествует только Божественному естеству…”. [4] Отцы Собора подчеркивали также: “Не изобретение живописцев производят иконы, а ненарушимый закон и предание Православной церкви; не живописец, а свв. отцы изобретают и предписывают: им принадлежит сочинение, живописцу же – только исполнение”.
Любопытно, что в ответ на нападки иконоборцев, утверждавших, что иконы не должны почитаться в церквах именно потому, что нет специальной молитвы, освящающей иконы, отцы Собора пишут так: “Над многими такими предметами, которые мы называем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени полны святости и благодати”. Практика освящения икон укоренилась в Церкви, видимо, довольно поздно.
Деяния VII Вселенского Собора были подписаны представителями всех поместных церквей, в том числе и Римского Престола.
VII Вселенский Собор состоялся в 787 году, но понадобилось еще более полувека, чтобы позиции иконопочитателей были закреплены. Окончательное подтверждение их на Константинопольском соборе 843 года поставило точку в долгой борьбе. Установленный на этом соборе праздник Торжества Православия был не просто признанием победы одной партии над другой, но свидетельством силы самого принципа ортодоксии. Иконопочитание явилось своего рода итогом догматического творчества Церкви, ибо богословие иконы вытекает непосредственно из христологии. Современный западный богослов Хр. фон Шеборн прослеживает ступени раскрытия тайны Боговоплощения в православной догматике. “Христологические споры длились много веков. В течение всего этого времени Церковь непрестанно исповедовала тайну, открытую ей и запечатленную в святом лике Иисуса Христа, единосущного Образа Отчего (Первый Никейский Собор), Слова, ставшего плотью без изменения (Ефесский Собор), истинного Бога и истинного Человека (Халкидонский Собор), единого во Святой Троице, пришедшего пострадать за нас (Второй Константинопольский Собор), Слово Божье, человеческие воля и действия Которого, в полном согласии с предначертанием Божиим, согласились на страдания до смерти (Третий Константинопольский Собор). Рассмотрев эти бурные века, эту страшную и мучительную борьбу вокруг истинного исповедания Христа, взгляд задерживается и останавливается на молчаливом и спокойном образе – иконе Христовой”. [5] Таким образом, икона есть зримое завершение определенного этапа постижения Евангельского откровения.
Л. Успенский. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989, с. 53-54. ^ Там же. ^ Деяния Вселенских соборов, т. VII, с. 486. ^ Цит. по кн.: С. Булгаков. “Икона и иконопочитание”. Париж, 1931, с. 5-6. ^ Л. Успенский. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989, с. 112. ^ Печатается по книге И. Языкова. Богословие иконы. М., 2001 г.
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
София | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 18.18.51 | Сообщение # 1796 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1066
Статус: Отсутствует
| Цитата Фадлан ( ) Ну это как сказать... Я бы на такие утверждения замахиваться не стал бы... Если термин "иконоборчество" появился, то, следовательно, был "факт события"... Нет-нет, с этим не спорю. Исключительно говорю о сюжетах.
|
|
| |
София | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 18.20.55 | Сообщение # 1797 |
Группа: Друзья СГВ
Сообщений: 1066
Статус: Отсутствует
| Цитата Sokol ( ) уже 2000 лет идет эта дискуссия и продолжаться она будет вечно. Ив таком ключе не вижу смысла спорить. Речь лишь о том, что богу богово, а свету светское. Всё.
|
|
| |
Фадлан | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 18.29.08 | Сообщение # 1798 |
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
| Цитата Sokol ( ) Василий Иванович, читаю все внимательно но не участвую т.к. уже 2000 лет идет эта дискуссия и продолжаться она будет вечно.
Просто у меня есть хвост рыбы, сделанной когда - то из глазурованной терракоты. Найден "на Реках Вавилонских", где когда - то "сидели мы и плакали"... Вот я и ломаю голову: не является ли этот обломок рыбы культовым символом раннего христианства? В эпоху гонений на христиан в Римской империи изображение рыбы использовалось как иносказательный символ Христа. По - гречески рыба "ихтиос". Если разложить по буквам, то получается: - "И" - Иисус, - "Х" - Христос, и далее, из последующих букв - "Сын Божий"... А "на Реки Вавилонские" христиане в большом количестве бежали в период гонений при императоре Диоклетиане...
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Фадлан | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 18.32.41 | Сообщение # 1799 |
26.06.1941 - 11.07.2020
Группа: Суперстар
Сообщений: 13745
Статус: Отсутствует
| Еще на эту же тему:
Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста
Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры.
В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19); Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).
Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).
Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста — евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.
Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:
«Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»
http://www.liveinternet.ru/users/ugolieok/post255304550/
Василий Иванович Колотуша
|
|
| |
Sokol | Дата: Понедельник, 23 Ноября 2015, 18.39.21 | Сообщение # 1800 |
Группа: Модератор
Сообщений: 25180
Статус: Присутствует
| Цитата Фадлан ( ) По - гречески рыба "ихтиос". Если разложить по буквам, то получается: - "И" - Иисус, - "Х" - Христос, и далее, из последующих букв - "Сын Божий"... Вот и ещё одна из версий. Вопрос только с какой точки зрения будем её рассматривать?
Геннадий Шпротава 339-й ОБС ,,Плазма,, 1969-1971г.г.
|
|
| |